Грузовой план морского судна
Министерство
образования и науки Украины
Одесский
Государственный Морской Университет
Кафедра:
«Морские перевозки»
Курсовой
проект на тему
«Грузовой
план морского судна»
Выполнил
студент 3-го
курса ФТС
-ой группы
Гречко Ю.Е.
Проверила
Щербина О.В.
Одесса 2010г.
Введение
Курсовой проект на тему “Грузовой план морского судна” имеет цель научить
практическим навыкам при решении сложных задач планирования загрузки судна с
учётом конкретных условий его работы. Решение данных задач обеспечивается
грузовым планом судна, который является комплексным мероприятием при
максимальной эффективности использования судна.
Для этого должны быть решены следующие вопросы:
1. Краткое описание внешних условий протекания рейса;
2. Определение чистой грузоподъёмности и количества поднимаемых
грузов;
. Расчёт распределённой массы грузовых отсеков и помещений;
. Составление плана комплектации грузов и графическое изображение
грузового плана;
. Расчёт характеристик, обеспечивающих безопасность плавания;
. Проверка местной и общей прочности корпуса судна;
. Оценка грузового плана и формулировка общих требований и
рекомендаций по сохранной доставке груза.
Грузовым планом называется план размещения груза по всем грузовым
помещениям судна.
Грузовой план должен предусматривать размещение грузов в трюмах, наиболее
рационально для заданного рейса с технической, экономической и организационной
точек зрения. Грузовой план представляет собой схематическое изображение
продольного разреза судна с указанием намеченного размещения грузов во всех
судовых грузовых помещениях.
Задача составления грузового плана сравнительно проста при перевозках
массовых грузов и сводится главным образом к распределению груза по трюмам. При
этом учитываются весовые нагрузки и объём штивки груза.
Значительно сложнее составить план размещения на судне большого числа
разнородных грузов. При погрузке на судно разнородных грузов необходимо
размещать их с учётом целого ряда условий.
Более тяжёлые грузы и грузы в более прочной таре грузятся внизу, а наверх
кладутся грузы в менее прочной таре. Высоту укладки грузов в однородной таре
следует ограничивать с таким расчётом, чтобы нижние слои груза не могли быть
раздавлены или повреждены верхними.
Если грузы направляются в различные порты или один порт, но по различным
документам, то при их размещении должна соблюдаться определённая
последовательность ля ускорения выгрузки.
Выполнение сложной и весьма ответственной задачи составление грузового
плана требует от портовых работников и судоводителей не только специальной теоретической
подготовки, но и большого практического опыта. Погрузка и размещение груза в
трюмах и на палубе судна производится под руководством стивидоров строго по
грузовому плану под ответственность капитана и его грузового и вахтенного
помощников.
Грузовой план должен быть составлен портом и утверждён капитаном судна до
начала погрузки, после чего изменения в нём без согласия капитана не
допускаются.
Исполнительный грузовой план составляется в нескольких экземплярах,
причём один экземпляр грузового плана отправляется в порт выгрузки для
подготовки к организации разгрузки судна.
При составлении грузового плана должны быть предусмотрены:) полное
использование грузоподъёмности и грузовместимости судна;
б) безопасное в отношении прочности судна распределение груза в трюмах и
на палубе;
в) надлежащая остойчивость судна, как при грузовых работах, так и в пути;
г) дифферент, обеспечивающий наилучшую управляемость судна;
д) возможность производства грузовых работ в кратчайшие сроки;
е) удобство погрузки и выгрузки в промежуточных портах захода;
ж) выполнение всех требований и правил, предусматривающих специальный
порядок и технические условия перевозки, т.е. полную сохранность грузов.
1. Внешние условия протекания рейса
Порт отправления Илиьчевск - Ильичевский морской торговый порт, один из
крупнейших портов Украины,мощное предприятие транспортного комплекса страны.
Расположен на берегах Сухого лимана в 12 милях к юго-западу от Одессы. Основан
порт в 1958 г. на базе грузового района Одесского порта. Предлагается полный
спектр портовых услуг по перевалке, подготовке и хранению различных видов
грузов, обслуживание и ремонт флота, буксировочные, строительно-монтажные
работы. Производственные мощности позволяют перегружать более 30 млн. тонн
грузов в год. В порту имеется 29 причалов с общей протяженностью причальной
линии 6000 метров.
Навигационные глубины на внешнем рейде - до 21 м, в подходном канале - 14
м, у причалов - 7,5-13 м. Общие площади складов: открытых - 575 тыс. м^2 ,
крытых - 28 тыс. м^2 , на которых может одновременно храниться более 1,5 млн.
тонн грузов.
Железнодорожные вагоны подаются на территорию порта через четыре въезда.
По ширине территории располагается до 10 железнодорожных линий. Порт имеет
возможность выполнять в сутки до 1300 вагоноопераций. На терминалах порта,
кроме универсальных причалов, расположены специализированные комплексы по
перевалке контейнеров, зерна, растительных масел, импортной руды, навалочных
химгрузов, сжиженного газа, а также мультимодальный комплекс для перевалки
грузов в железнодорожных вагонах, контейнерах и большегрузных автомобилях,
перевозимых паромами и судами РО-РО. Специалистами порта разработаны уникальные
технологии по перегрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов массой 300 тонн
и более с использованием плавучих кранов. Производственные мощности, высокий
профессионализм и развитая инфраструктура позволяют предоставлять портовые
услуги на самом современном уровне.
Анализ внешних условий рейса. Характеристика портов захода и расстояния
между ними
Наименование порта или
участка трассы
|
Подходные каналы
|
Глубины, м
|
Наличие перегрузочного
оборудования
|
Действующие зоны и сезонные
районы
|
|
Длина, мили
|
Ширина, мили
|
Глубина, м
|
у причалов
|
на акватории
|
|
|
Ильичевск
|
|
|
|
8-13
|
12
|
68 порт. кранов; мобильный
кран "Либхерр"; 6 козл. перегружателей; 8 самоходных кранов
|
Летняя зона
|
Черное море
|
|
|
|
|
|
|
Летняя зона
|
пр. Дарданеллы
|
60
|
10
|
25
|
|
|
|
Летняя зона
|
пр. Босфор
|
16
|
10
|
17
|
|
|
|
Летняя зона
|
Средиземное море
|
|
|
|
|
|
|
Летняя зона
|
Суэцкий канал скорость -
10уз.
|
90
|
8
|
16.2
|
|
|
|
Летняя зона
|
Коломбо
|
|
|
|
|
|
Электрические краны 2×12т, портальные краны: 2×12т (гак/гак+грейфер), 10×15т(гак), 1×20т(гак), 1×60т (в сухом доке); конт.краны 4×50т, 3×100т, 1×60т (пр. Bucsan/Flavio Gioia)
|
тропическая зона
|
Бангкок
|
|
300
|
13.7
|
5.4-11.5
|
15
|
|
тропическая зона
|
2. Расчёт чистой грузоподъёмности
Рис.: схема рейса
Чистая
грузоподъёмность :
(1)
где:
- расчётное значение дедвейта, т;
- запасы
на рейс, т.
1) На всём протяжении пути не встречается ограниченная осадка.
2) Смена грузовой марки происходит в Порте Саид - при переходе из
летней зоны в тропическую. Происходит переход из жестких условий в легкие,
расчётное значение дедвейта определяется из выражения:
(2)
где:
- летний дедвейт;
Запасы
на рейс:
(3)
Ходовые
запасы на рейс: принимаю коэффициент штормового запаса равным
(4)
где:
- суточные нормы расхода на стоянке топлива, воды и
прочих расходов соответственно, т/сут.;
, - количество тонн выгружаемого и погружаемого груза
соответственно;
, - нормы грузовых работ, т/сут.
Тогда,
.
Тогда,
чистая грузоподъёмность равна:
.
3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРУЗКИ СУДНА
Неиспользование
части грузоподъёмности и грузовместимости:
(8)
(9)
Удельная
грузовместимость для факультативных грузов:
(10)
В
данной работе: , так как
,
,
.
Масса
и объём сепарационных материалов для факультативных грузов:
(11)
(12)
(13)
(14)
Полученные
результаты заношу в таблицу
Наименование груза
|
УПО груза, м3/т
|
Норма сепарации
|
Масса, тонн
|
Объём, м3
|
УПО груза с сепарацией,
м3/т
|
|
|
|
груза без сепарации
|
сепара- ции
|
груза с сепарацией
|
груза без сепарации
|
сепарации
|
груза с сепарацией
|
|
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
|
консервы
|
1.7
|
0,003
|
1000
|
3
|
1003
|
1700
|
6
|
1706
|
1.699
|
сахар
|
1,2
|
0.003
|
1000
|
3
|
1003
|
1200
|
6
|
1206
|
1.2
|
мука
|
1.57
|
0,003
|
500
|
1.5
|
501.5
|
780
|
3
|
783
|
1.56
|
бумага
|
1.9
|
0.003
|
800
|
2.4
|
802.4
|
1520
|
4.8
|
1524.8
|
1.9
|
Итого по обязательным
грузам
|
|
|
3300
|
9.9
|
3309.9
|
5200
|
19.8
|
5219.8
|
|
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ
|
сталь
|
0,3
|
0,011
|
2911.24
|
32.02
|
2943.26
|
873.37
|
64.04
|
937.41
|
0.31
|
хлопок
|
2
|
0,003
|
5524.61
|
61.78
|
5585.79
|
11049.23
|
123.56
|
11172.8
|
2.01
|
Итого по факультативным
грузам
|
|
|
84.35
|
93.8
|
8529.65
|
11922.6
|
187.6
|
12110.2
|
|
Всего
|
|
|
11735.85
|
103.7
|
11839.55
|
17122.6
|
207.4
|
17330
|
|
4. Определение распределённой нагрузки отсеков и
грузовых помещений
Вид рейсовых запасов
|
Наименование помещений
|
Масса
|
Отстояние ЦТ, м
|
Моменты, тм
|
|
|
|
Относительно миделя
|
относительно киля
|
Относительно миделя
|
относительно киля
|
|
|
|
в нос
|
в корму
|
|
в нос
|
в корму
|
|
топливо
|
МДЦ 5,6
|
394
|
10,7
|
|
0,60
|
4216
|
|
176
|
топливо
|
МДЦ 8,9
|
|
|
12,6
|
0,73
|
|
3480
|
201
|
топливо
|
Т.Б. 25
|
367
|
|
23,2
|
4,63
|
|
8510
|
1700
|
топливо
|
О.Ц. 26
|
|
|
23,9
|
5,35
|
|
1090
|
244
|
топливо
|
Р.Ц. 28,29
|
|
|
23,8
|
8,17
|
|
954
|
327
|
топливо
|
МДО 13
|
|
|
33,2
|
0,90
|
|
3250
|
88
|
топливо
|
МДО 7,10
|
-
|
|
11,4
|
0,75
|
|
2050
|
135
|
топливо
|
МДО 18
|
81
|
|
30
|
0.9
|
|
2430
|
73
|
топливо
|
О.Ц. 23
|
|
|
23,9
|
5,35
|
|
287
|
64
|
топливо
|
Р.Ц. 31
|
|
|
23,9
|
8,70
|
|
263
|
90
|
вода
|
ЦМВ 22
|
129
|
|
50
|
3,30
|
|
6450
|
425
|
вода
|
ЦКВ 24
|
52,5
|
|
47,4
|
3,30
|
|
2460
|
172
|
вода
|
ЦМВ 23
|
|
|
53,4
|
3,30
|
|
2300
|
144
|
вода
|
ЦПВ 32
|
|
|
22,6
|
10,60
|
|
926
|
434
|
вода
|
ЦПВ 33
|
33
|
|
22,4
|
10,60
|
|
717
|
339
|
Всего
|
|
1056.5
|
|
|
|
4216
|
20567
|
2885
|
суммарный момент,
создаваемый запасами на рейс
|
-16351
|
2885
|
Определение распределенной массы грузовых отсеков.
1. Определение момента оптимального
дифферента
(13)
(14)
Хс- абсцисса Ц.Т. груженого
судна, определяется по кривым элементам теоретического чертежа (= - 4cм*0,25м/см=
-0.95м );опт- значение оптимального дифферента, принимается самостоятельно (=
-0,7 м ) на корму;
Мх- удельный дифферентующий
момент определяется по грузовой шкале судна (=200 тм/см)зjХзj- момент
относительно миделя, создаваемый запасами на рейс распределенным по j-ым
отсекам судна.зjХзj = -16351 тм;
- масса судна порожнём;
- масса запасов на рейс;
Расчётное значение
водоизмещения равно:
Рассчитываются
средневзвешенные плечи ЦТ кормовых и носовых отсеков:
(15)
Для носовых отсеков - №1,2,3
Для кормовых отсеков - №4,5
Средневзвешенная удельная
грузовместимость носовых отсеков:
(16)
где
суммарная грузовместимость носовых (1-3)
отсеков;
.
Средневзвешенная удельная
грузовместимость кормовых отсеков:
(17)
где
суммарная грузовместимость кормовых (4,5)
отсеков;
.
Рассчитываю распределённую
массу носовых и кормовых отсеков:
и (18)
Где и -
грузовместимость носового и кормового і-го отсека соответственно, м3.
Расчёт заношу в таблицу
№ отсека
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Грузовместимость
|
2255
|
4030
|
4405
|
4365
|
2275
|
Средневзвешенная удельная
грузовместимость
|
1,58
|
1,58
|
1,58
|
1,3
|
1,3
|
Распределённая масса
|
1427.2
|
2550.6
|
2787.97
|
3357.7
|
1750
|
Определения
распределенной массы грузовых помещений (трюм, твиндек) 2-4 отсеков
осуществляем с использованием метацентрической высоты .
Определяем
момент от переменных и постоянных нагрузок относительно киля:
(19)
Где
=8,5м - аппликата поперечного метацентра, определяется
по кривым теоретического чертежа;
=1м -
оптимальное значение метацентрической высоты;
=9,2м - аппликата
ЦТ порожнего судна;
=2885 тм
- суммарный статический момент от принятых запасов относительно киля.
.
Распределённую
массу трюмов и твиндеков получим, решив систему уравнений:
(20)
Где
- средневзвешенные аппликаты ЦТ трюмов и твиндеков:
(21)
(22)
Тогда,
система принимает вид
Расчёт
коэффициентов пропорциональности распределения нагрузки между трюмами и
твиндеками:
(23),(24)
Распределённая
масса трюмов и твиндеков 2-4 :
(25)
(26)
Расчёты
заношу в таблицу
№ отсека
|
2
|
3
|
4
|
Распределённая масса отсека
|
2550.6
|
2787.97
|
3357.7
|
Ктр
|
0,6441
|
0,6441
|
0,6441
|
Распределённая масса трюма
|
1642.8
|
1795.7
|
2162.7
|
Ктв
|
0,3559
|
0,3559
|
0,3559
|
Распределённая масса
твиндека
|
907.8
|
992.27
|
1195
|
Распределённая масса грузовых помещений для отсеков 1 и 5:
(27)
Расчёты
заношу в таблицу
№ отсека
|
1
|
5
|
Распределённая масса
|
1427.2
|
1750
|
Грузовместимость отсека
|
2255
|
2275
|
Гр.помещение
|
трюм
|
твиндек
|
твиндек под баком
|
трюм
|
твиндек
|
Грузовместимоcть
гр. помещения
|
540
|
770
|
945
|
925
|
1350
|
Распределённая масса гр.
помещения
|
341.7
|
487.3
|
595.35
|
711.5
|
1038.46
|
Значения распределённой массы грузовых отсеков и помещений представляются
в таблице
Распределённая масса
|
Наименование помещения
|
1 отсек
|
2 отсек
|
3 отсек
|
4 отсек
|
5 отсек
|
Итого
|
трюм
|
341.7
|
1642.8
|
1795.7
|
2162.7
|
711.5
|
6654.4
|
твиндек/твиндек под баком
|
487.3 / 595.3
|
907.8
|
992.27
|
1195
|
1038.46
|
5181.15
|
Всего
|
1424.35
|
2550.6
|
2787.97
|
3357.7
|
1749ю78
|
11839.55
|
5. План комплектации грузов
Расчёт удельной грузовместимости произвожу по формуле:
(28)
где
- киповая вместимость j-го помещения;
-
распределённая масса j-го помещения.
Привожу
пример загрузки твиндека №5:
, ;
Хлопок
с УПО=2м3/т и сталь с УПО=0,3 м3/т являются соответственно лёгким и тяжёлым
грузом для твиндека №5, для расчёта количества хлопка (Х) и стали (С),
погруженных в твиндек №5 решаю систему:
Но
партия хлопка весит 5585.79 т, а значит, остаток партии после погрузки твиндека
№5 будет равен 5585.79 - 610.86 = 4974.93т.
Загрузку
грузовых помещений судна привожу в табл.№10.
6. Графическое изображение грузового плана
Наименование грузового
помещения
|
Вместимость
|
Высота помещения в плане
|
Масштаб высоты
|
Масштаб клетки
|
грузы
|
|
|
|
|
|
Наименование
|
Объём, м3
|
|
Высота слоя или количество
клеток
|
отстояние
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
от миделя
|
от киля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мм
|
м
|
мм
|
м
|
Тр.1
|
540
|
66
|
8,18
|
|
консервы
|
441.84
|
|
54
|
260
|
52
|
118
|
5.9
|
|
|
|
|
|
сахар
|
98.16
|
|
12
|
260
|
52
|
151
|
7.55
|
Тв.1
|
770
|
74
|
10,4
|
|
сахар
|
306.9
|
|
29.5
|
260
|
52
|
170
|
8.5
|
|
|
|
|
|
хлопок
|
463.1
|
|
44.5
|
260
|
52
|
209
|
10.45
|
Тв.п.бак
|
945
|
74
|
12,6
|
|
консервы
|
162
|
|
13
|
266
|
53.2
|
237
|
11.85
|
|
|
|
|
|
мука
|
783
|
|
62
|
266
|
53.2
|
275
|
13.75
|
Тр.2
|
2330
|
130
|
18.5
|
|
сталь
|
168.63
|
|
9
|
163
|
32.6
|
34
|
1.7
|
|
|
|
|
|
хлопок
|
2161.37
|
|
117
|
163
|
32.6
|
67
|
3.35
|
Тв.2
|
1700
|
74
|
22,7
|
|
консервы
|
655
|
|
29
|
163
|
32.6
|
171
|
8.55
|
|
|
|
|
|
хлопок
|
1045
|
|
46
|
163
|
32.6
|
208
|
10.4
|
Тр.3
|
2650
|
128
|
21
|
|
сталь
|
166.11
|
|
8
|
57
|
11.4
|
34
|
1.7
|
|
|
|
|
|
хлопок
|
2483.9
|
|
118
|
57
|
11.4
|
97
|
4.85
|
Тв.3
|
1755
|
74
|
23,4
|
|
сахар
|
230.2
|
|
10
|
57
|
11.4
|
161
|
8
|
|
|
|
|
|
бумага
|
1524.8
|
|
65
|
57
|
11.4
|
198
|
9.9
|
Тр.4
|
2620
|
128
|
20,8
|
5
|
сахар
|
570.74
|
Nкл =
|
14
|
-49.6
|
9.92
|
54.4
|
2.7
|
|
|
|
|
|
сталь
|
233.82
|
Nкл =
|
47
|
-46.6
|
9.32
|
35.7
|
1.785
|
|
|
|
|
|
хлопок
|
1815.44
|
|
364
|
-51.7
|
10.34
|
112
|
5.6
|
Тв.4
|
1745
|
74
|
23,2
|
5.5
|
консервы
|
447.6
|
Nкл =
|
81
|
-50.6
|
10.12
|
169.2
|
8.46
|
|
|
|
|
|
сталь
|
99.63
|
18
|
-44
|
8.8
|
157
|
7.85
|
|
|
|
|
|
хлопок
|
1197.77
|
Nкл =
|
216
|
-52.1
|
10.42
|
247.9
|
12.4
|
Тр.5
|
925
|
140
|
7.28
|
|
сталь
|
86.5
|
|
14
|
-263
|
-52,6
|
37
|
1.85
|
|
|
|
|
|
хлопок
|
838.5
|
|
134
|
-263
|
-52,6
|
110
|
5.5
|
Тв.5
|
1350
|
80
|
17.3
|
|
сталь
|
128.28
|
|
7
|
-263
|
-52.6
|
181
|
9.05
|
|
|
|
|
|
хлопок
|
1221.72
|
|
71
|
-263
|
-2.6
|
220
|
11
|
Всего
|
17330
|
|
|
|
|
17330
|
|
|
|
|
|
|
Объём, занимаемый грузом в j-м
помещении на схеме грузового плана, рассчитывается по количеству занятых клеток
с использованием масштаба клетки, либо по высоте слоя груза в грузовом
помещении с использованием масштаба высоты.
Масштаб клетки определяется из выражения:
(29)
Количество
клеток, занятых грузом:
(30)
где
Wj - грузовместимость j- го помещения;
Vij - объём i-го
груза в j-м грузовом помещении;
Nкл.j -
количество клеток, на которое делится j-е помещение (произведение длины
помещения на высоту по схеме).
Масштаб
высоты определяется из выражения:
(31)
где
Hj - высота грузового помещения на масштабной схеме.
Высота
слоя груза на масштабной схеме определяется по формуле:
(32)
Привожу
пример расчёта объёма, занимаемого грузами в трюме №1.
Wтр1=540м3;
Высота
трюма в плане: Нтр1=66мм;
Масштаб
высоты: