Философия информации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия информации















Реферат

Философия информации

Введение

информация информатика концепция

Отношение к процессу познания меняется по ходу развития человеческого общества, повышения его технологического уровня. Информация, будучи объектом познания, меняется вместе с представлениями о реальности, будучи объектом практической деятельности человека. Каждое следующее поколение людей, изучая историю своего общества, обнаруживает, что оно живет в другой информационной реальности по сравнению с той, в которой жили их предшественники. Поскольку проводить исследования и познавать мир, не договорившись, не раскрыв сущности одного ключевых терминов этого процесса - информации - затруднительно, необходимо решить проблему наиболее полного определения информации.

Договорившись о значении этого понятия, можно избежать неверных, и от этого бесполезных, а иногда и опасных, выводов в различных областях наук, хотя понимание сущности информации в широком смысле может войти вразрез или существенно отличаться от частных его значений, принятых в конкретных областях деятельности человека.

Ниже приведено краткое описание основных философских концепций теории информации, описаны сложности, с которыми сталкиваются при определении этого термина. В качестве основной науки, изучающей информацию и информационные процессы, рассмотрена информатика. Перечислены основные проблемы и аспекты, изучаемые информатикой, показано место этой науки в системе научных знаний.

Глава 1.Понятие информации

информация философия наука

Информация (лат. informatio - ознакомление, разъяснение) - понятие, имеющее большую историю использования. В XX веке оно получило более широкое значение вследствие развития кибернетики, где оно, наряду с понятиями связи и управления является центральной категорией. Понятие информации является общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, - общенаучным средством исследования.

Истоки представлений об информации уходят в глубь веков. Издавна слово «информация» связывалось с процессами человеческого общения, передачи сведений, сообщений. Первоначально понимание информации связывалось с ее содержательным и аксиологическим аспектами, которые теперь исследуются в рамках семантической и прагматической теорий. Такое положение сохранялось вплоть до 20-х годов ХХ века, когда появились публикации, которые можно считать первыми шагами создании общей теории информации.

Возникновение и дальнейшее бурное развитие теории информации было вызвано в первую очередь практическими потребностями передачи сообщений, ростом ведущих отраслей промышленности связи. Изучение закономерностей передачи сообщений по техническим каналам связи и главным образом сообщений, обслуживающих массовые коммуникации (радио, телефон и др.), привело к появлению статистико-вероятностных методов определения количества передаваемой информации.

В 1948 году Э. Шеннон, Р.А. Фишер и Н. Винер независимо друг от друга предложили статистическое определение количества информации, основанное на теории вероятностей. В основополагающей статье К.Э. Шеннона «Математическая теория связи» содержались важнейшие идеи, принципы и теоремы этой теории. Предпосылками возникновения теории информации Шеннона послужили:

·учение об энтропии;

·исследования в области лингвистики, связанные с изучением частоты использования букв и слов в текстах и естественной речи;

·запись телеграфных сообщений с использованием мнемокодов и других сокращений;

·закон психофизического восприятия Вебера-Фехнера (основной психофизический закон) - связь между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя.

В это же время вышла в свет книга Н. Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», центральное место которой также составляют идеи теории информации. В этих и последующих работах основное внимание уделялось изучению количественного аспекта информации, то есть прежде всего математической теории информации, что сыграло существенную роль в выяснении природы информации. Результаты этих и многих других исследований предопределили успехи в развитии различных мировоззренческих и философских интерпретаций понятия информации.

§1.Проблемы определения термина «информация»

Универсальность сущности информации является из основных проблем общей теории информации. При этом выделяют различные аспекты этой проблемы, которые можно сформулировать как следующие вопросы:

·Является ли информация универсальным свойством реальности?

·Является ли информация универсальным свойством всех объектов реальности или она присуща только живым самоорганизующимся структурам (таким как организмы, человек, общество)?

·Является ли информация отличительным свойством процессов, в которых присутствует механизм управления?

Многозначность возникших в различных областях науки интерпретаций содержательной сущности понятия «информации» порождает множество противоречий. В связи с этим информация является сложным для исследования объектом, имеющим большое количество аспектов, граней и отношений, с позиций которых она может быть исследована. Для преодоления это сложности можно использовать критериальные способы - способы идентификации объекта исследования на основе установленных критериев. Установление таких критериев в качестве основы систематизации позволяет отнести к феномену информации то, что является соответствующим ему, то, что укладывается в методологическую структуру, при помощи которой исследователь проводит классификацию фактов своей познавательной деятельности, результатом которой является удобная для изучения модель или схема.

Если судить о содержательном подходе к определению термина «информация», то в частных науках при исследовании объекта или явления к ней относят то, что принимается за информацию в соответствие с выявленными признаками и свойствами этого объекта или явления.

Использование категории «информация» в сложных теоретических конструкциях приводит к тому, что:

·каждая отдельная научная область знания претендует на самодостаточное понимание и выражение смысла информации как таковой, в результате чего данный термин употребляется в разных смыслах;

·возникает путаница между различными теоретическими системами, использующими данный термин «информация» в различных смыслах и контекстах;

·возникает ситуация, неадекватного понимания природы и сущности информации.

В связи с этим необходимо:

·выявление закономерностей развития понятия «информация», происходящего по мере изменения человеческих представлений об информационной реальности в целом;

·точное определение смысловых аспектов термина «информация», что необходимо для соответствующего определения неразрывно с нею связанного термина «информационная реальность», так как от определения термина «информация» будет зависеть то, каким содержанием наполняется понятие «информационная реальность» и то, каким образом выражается сущность теории информации.

Определение природы информации, с одной стороны, связано с выявлением соответствующих видов информационной реальности, а с другой стороны, исследование конкретных видов информационной реальности позволяет провести уточнение важных аспектов проблемы природы информации. Информация и информационный подход образуют единство, состоящее в том, что информационный подход обязательно связан с использованием понятия информации, а информация не существует вне информационного подхода.

Автор работы [1] подразделяет информацию на следующие виды:

·Онтоинформация - понятие, отражающее фундаментально-атрибутивные аспекты взаимосвязи реальности.

·Биоинформационная специфика проявляется в соответствующих процессах передачи наследственной информации, при воспроизводстве живых организмов.

·Техноинформация как термин обозначает способ использования, записи, обработки, сохранения и преобразования в определенной системе технических устройств.

·Гносеоинформация как термин отражает специфику информационных процессов, связанных с человеческим познанием реальности.

Важно при этом отметить, что и как именно изменяется в общем представлении об информации в результате развития представлений об отдельных ее сторонах и свойствах. Смысловое пространство термина «информация» определяется сложным взаимодействием субъекта, осуществляющего познавательное отношение к реальности, и собственно объекта познания.

Рассматривая становление различных способов понимания информации, можно отметить развитие методологического процесса, свойственного этим подходам. Развитие представлений о природе информации и резкое повышение статуса наук, изучающих ее, привело к возникновению различных философских теорий информации, стремящихся дать свою интерпретацию данного явления. Многие трактовки сущности информации соответствуют общему характеру концептуальных представлений, сложившихся в их рамках.

§2.Обзор подходов к определению сущности информации

Философские определения понятия «информация» отличаются чрезвычайной противоречивостью, причем эта противоречивость многомерна, то есть существует несколько аспектов, в каждом из которых присутствуют диаметрально противоположные мировоззрения. К примеру, в одном из них присутствуют два полюса. На одном - безграничный панинформизм, то есть утверждение, что весь мир и все его свойства созданы из информации. Согласно этой точке зрения информация в качестве одной из трех основ мироздания должна служить первопричиной таких свойств материи, как отражение и организация. На другом - отрицание существования информации как действительности.

Согласно другому подходу, полярными воззрениями на природу информации являются онтологическое и методологическое ее понимание, образующие соответствующие концепции.

С точки зрения онтологических концепций информация является объектом познания, который нужно обнаружить, открыть в реальной действительности, подобно тому как были открыты и изучены физические явления. В них информация представляется продуктом сознания, познавательным инструментом, абстрактной фикцией, искусственно созданной людьми.

Методологические концепции относят информацию к системе общественного знания и трактуют ее как метод осмысления изучаемых явлений, например оценка их неопределенности, математическое моделирование, оптимизация кодирования сообщений и т. п. В этих концепциях информация считается принадлежащей объективной действительности в качестве естественного явления материального мира или неотъемлемой функции высокоорганизованных систем, включая человека. При этом подходе корректно применяется информационный, поскольку четко разграничиваются объекты познания и информационный инструментарий познающего субъекта. Согласно методологическим концепциям информация - это инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого переменны и зависят от изучаемых коммуникационных и организационных явлений.

§3.Математические теории информации

Первая такая теория, созданная К.Э. Шенноном, использовала статистико-вероятностные представления. В теории Шеннона ставилась задача измерения сообщений, сведений, передаваемых по техническим каналам связи. Тремя основными положениями в теории информации Шеннона являются следующие:

·информация растет с убыванием вероятности появления сообщения в канале связи;

·уже известное сообщение не несет новой информации;

·информация суммарного сообщения равна сумме информаций составляющих его сообщений.

Вероятностно-статистическая теория формализовала лишь часть содержания понятия информации (как сведений, сообщений), а именно ту часть, которая характеризуется вероятностной мерой, неопределенностью. Сама информация в шенноновской теории понимается с одной стороны более узко, чем ранее, до создания теории - именно как снимаемая, уменьшаемая неопределенность. С другой стороны, конкретизация смысла, вносимого в сущность термина информации, как это ни парадоксально, привела к одновременному расширению объема понятия - информация характеризует теперь не только аспект человеческого общения, но и коммуникативных явлений в технических, биологических и других процессах.

Согласно Шеннону, «в самом общем случае понятие информации связано с философскими категориями возможности и действительности. Всюду, где имеют место различные возможности, из которых реализуется, переходит в действительность, приобретает бытие только одна, имеет смысл говорить об информации, которую несет с собой эта реализованная возможность».

По Винеру понятие информации обязательно связывается с понятием выбора, уточнения неопределенной ситуации. При этом процессы работы с информацией разделяются на два вида: процессы связи (восприятие, передача и хранение информации) и процессы управления (обработка информации).

В книге «Введение в кибернетику» У.Р. Эшби формулирует закон необходимого разнообразия. Рассматривая информацию как разнообразие, он исходит из того положения, что шум по существу не отличим от любой другой формы разнообразия. Установить различие между сообщением и шумом можно только в том случае, когда

Информационная среда создается на основе технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и выдачу информации. Будучи основанной на технических средствах, она представляет собой неотъемлемый фрагмент культуры и ее особенности тесно связаны с ее социокультурной ролью. Пока информационная среда рассматривается только с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она выступает как объект техники, служащий определенным человеческим целям, выступающим по отношению к этой технике как внешние условия функционирования. Как только эта среда начинает рассматриваться как средство коммуникации (отнюдь не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов и т. д.), то она выступает как неотъемлемый фрагмент культуры и должна исследоваться и в этом качестве.

§4.Семантические теории информации

Ограниченность математических теорий информации заключается в том, что они полностью абстрагируются от осмысленности и ценности информации для потребителя, учитывая только количественный аспект. В математических теориях понятие информации не связано ни с формой, ни с содержанием сигналов, передаваемых по каналу связи. Информация, точнее количество информации, есть абстрактная фикция, умственный конструкт; она не существует в физической реальности. Получается, что «совокупность из 100 букв, выбранных случайным образом, отрывок текста длиной в 100 букв из периодического печатного издания и аналогичной длины отрывок из художественного произведения или научной теоремы содержат в точности одинаковое количество информации». Поэтому зачастую понятие информации связывают с другим понятием - знание.

Л.А. Микешиной и М.Ю. Опенковым предпринята следующая попытка сравнить знание и информации: «можно сравнить передачу знания через информацию с передачей музыки через нотную запись. Композитор создает музыку, но пишет ноты. Подлинный исполнитель читает ноты, но воссоздает музыку». Информация в противоположность знанию не связана с конкретной личностью, она равно доступна всем, хотя возможности превратить ее в знание у каждого свои, опирающиеся на личный опыт и способности. Таким образом, различие между знанием и информацией Л.А. Микешина и М.Ю. Опенков выражают формулой: информация - это знание минус человек; то есть информация - знаковая оболочка знания.

Р. Карнап и Бар-Хиллел одними из первых сделали попытку раскрыть семантический аспект информации. Содержание информации у них определяется как некоторые факты, подтверждающие индуктивную гипотезу. Степень подтверждения гипотезы равна количеству семантической информации, содержащемуся в гипотезе относительного достоверному знанию (эмпирическим данным). Однако их работы подверглись критике за бедность получающегося языка (они использовали язык логики одноместных предикатов первого порядка), а также за абсолютизирование вероятностных представлений.

Другая попытка построения теории информации была предпринята Ю. Шрейдером, который предложил количественно оценивать смысловое значение знаков при помощи тезауруса. Количество семантической информации сообщения он предлагал измерять степенью изменения тезауруса после получения этого сообщения.

§5.Философские концепции теории информации

Согласно [2], существуют шесть основных философских концепций, которые занимаются изучением онтологического и метонимического смыслов понятия информации, как научного понятия, приведенные ниже.

Концепция инфонигилизма отрицает существование информации как сущности. Информация воспринимается как призрак, ошибочное представление науки, как то, что никто никогда не видел, ощущал или фиксировал с помощью какой-либо аппаратуры. В соответствии с этой теорией понятие информации есть пустое множество, поскольку информацию невозможно идентифицировать. Можно привести следующее утверждение М.И. Сетрова, которое ярко иллюстрирует суть этой концепции: «Никто еще не видел ни как субстанцию, ни как свойство эту загадочную информацию <…>. Почему? Да потому, что ее не существует в природе, как не существует флюидов, флогистона, эфира».

В сфере документальных коммуникационных наук к представлению об информации как о чистом вымысле, фикции постепенно пришел пионер социально-информационного подхода А.В. Соколов.

Вторая концепция основана на тезисах, что информация существует, но не в нашем физическом мире. Эта доктрина объясняет природу телепатии, вспышек, привидений и других сверхъестественных явлений, не признаваемых ортодоксальной наукой.

Третья точка зрения касается существования чистой информации без какой-либо формы разновидности. Эти суждения взяты из научных работ К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Д. Сахарова, теологических источников.

Материалистические теории информации

Продолжая перечисление концепций, нельзя не упомянуть об утверждении о том, что информация имеет материальную природу, которая сама по себе очень информативна. С 60-х годов проблема информации привлекла внимание отечественных философов-материалистов, которые не могли примириться с тем, что информация - это идеальная фикция и попытались «материализовать» информацию, найти ей место в материально едином мире. Наиболее авторитетными в философской науке считаются так называемые атрибутивная и функциональная концепции. Обе концепции утверждают, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе. Первая рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, то есть превращает информацию в материальный объект, а вторая - как функциональное качество самоуправляемых и самоорганизующихся систем, превращая информацию в функцию. Ниже более подробно рассматривается содержание и основные постулаты этих концепций.

Атрибутивная теория информации

Отражение в материалистической философии понимается как атрибут материи (отсюда - название концепции «атрибутивная»). Связывая отражение и информацию, философы-материалисты превращают информацию в физический феномен, не нарушающий материального единства мира. Однако, объявляя и отражение, и информацию свойствами материи, эта концепция утрачивает критерий разграничения отражательных и информационных явлений. Ниже приводится обоснование этого утверждения.

Таким образом, поскольку информация - сущность отражения, то определения обоих понятий совпадают. Если учесть, что отражение в свою очередь трактуется как содержание (грань, аспект) взаимодействия, то информация оказывается содержанием содержания и гранью граней.

В естественнонаучной концепции информации приобретает характер физического феномена информация. В этой концепции информация ставится в один ряд с категориями вещества и энергии. Эта трактовка воспринята многими научными авторитетами, в том числе А.И. Бергом, В.М. Глушковым, А.П. Ершовым, В.И. Сифоровым. Принципиальное отличие этой концепции от атрибутивной состоит в том, что в ней затруднительно обнаружить взаимосвязь отражения и информации, зато ясно просматривается тенденция к отождествлению информации с организацией.

Функциональная теория информации

Функциональная концепция информации представлена двумя разновидностями: кибернетической и антропоцентристской.

Антропоцентристская концепция, считает областью бытия информации человеческое общество и человеческое сознание.

Кибернетическая концепция утверждает, что информация, и, соответственно, информационные процессы, наличествуют во всех самоуправляемых системах, к которым можно отнести технические, биологические, социальные и многие другие. Функционально-кибернетическая концепция отождествляет информацию с сигналом или структурой.

Приверженцы кибернетической концепции, в свою очередь, подразделяются на две группы. Одну группу образуют практически мыслящие специалисты, которые, определяя информацию как содержание сигнала или сообщения, как обозначение содержания, полученного кибернетической системой из внешнего мира, как означающее нечто воздействие, несущее в себе след какого-то факта или события, отождествляют информацию и сигнал, ибо сигнал не может не иметь значения, а информация не может не иметь материального носителя. Такая трактовка информации вполне оправдывает себя в частных науках, в качестве яркого примера которых можно указать информационную технику. «Сигнал» и «информация» превращаются в синонимы, и можно было бы обойтись одним из них, как поступил, к примеру, И.П. Павлов, говоривший о сигнальных, а не информационных системах.

Другая группа состоит из философствующих кибернетиков, склонных к панинформистскому мировоззрению. Представители этой группы усматривают информацию не только в форме свободно распространяющихся сигналов, но и в форме свойственных материальным объектам структур (связанная, потенциальная, априорная, внутренняя информация). В отличие от свободной (актуальной) информации, информация «связанная» не способна самостоятельно переходить на другие носители; именно она представляет собой то закодированную субстанцию, которую исследователи пытаются извлечь из изучаемого объекта.

Собственно информация остается столь же неопределенной сущностью, что и ранее. Тем не менее с помощью одного неизвестного предпринимаются попытки объяснить другое неизвестное и тем самым разрешить некоторые философские проблемы, например проблему жизни.

Многие авторы философских трудов, являющиеся приверженцами функциональной теории информации, считают информационные процессы органическими качествами живых систем, отличающими их от неживой природы, непременной субстанцией живой материи, психики, сознания. Вот цитаты, наиболее ярко отражающие взгляды представителей этого течения: «Специфика жизни связана с наличием информации, с помощью которой через особого рода регуляцию обеспечивается процесс функционирования системы», «жизнь - это способ существования органических систем, основанный на использовании внутренней информации» .

Информация здесь выступает в качестве универсальной «жизненной силы», управляющей метаболическими процессами в живых существах («информационный метаболизм»), организующей отражение среды и адаптацию к ней, обеспечивающей хранение и передачу наследственных признаков, формирующей популяции, биоценозы, биосферу в целом, и, наконец, определяющей биологическую эволюцию. В [3] отмечается, что, ввиду необоснованности этих теорий, они превращаются в информационную версию витализма.

Панинформистская теория информации

Согласно этой теории, информация является первичной, а материя - вторичной. Президент Международной Академии Информатизации, И.И. Юзвишин, в своих научных работах по теоретической физике, пытается доказать, что информация является главной основой Мира. Он вводит понятие «информацион», который, по его мнению, является главным элементом во Вселенной, дающий жизнь субстанции, порождающий вещество, энергию, пространство, время и т.д. Автор утверждает, что весь мир, в конечном итоге, состоит из информации. Практическое значение теории панинформизма состоит в способности элементов и тканей регенерировать создание продуктов питания, топлива, транспортных средств и т.д. из информации. Так как разные законы действуют на уровень «информационов», и в сравнении с нашим физическим миром, практическое усвоение информации обеспечит возможность избежать препятствий на верхних границах величин, таких как скорость света, абсолютный нуль, преодоление временных отрезков за мгновения, сила гравитации и т.д. Станет возможным повернуть информационные машины в будущее или в прошлое из нашего физического мира, преодолевать пространство с любой скоростью.

Из панинформизма вытекает, что информация в качестве одной из трех основ мироздания, должна служить первопричиной таких свойств материи, как отражение и организация. Значит, отражение нужно объяснять из информации, а не наоборот, как поступают сторонники атрибутивной теории.

Другой крайностью панинформизма является информационный гносеологизм, который объясняет познавательные процессы следующим образом. Так как «всякую комбинацию частиц, веществ или умственных конструкций можно считать кодом какой-либо сущности, следовательно, все, что нас окружает, есть в каком-то смысле информация». Таким образом, познание сводится к декодированию информации, которая «внесена и закреплена» в анатомии животного или в структурах нейрофизиологического характера, в микроскопических или субмикроскопических особенностях клеточного ядра, и вообще во всех познаваемых объектах. При этом ощущение трактуется как результат превращения внешней информации во внутреннюю, материальной - в идеальную. Это позволяет обобщить частные случаи декодирования информации - чувственное и рациональное познание, опыт, интуиция, выявление сущности вещей и событий и многие другие.

Популяризаторы и фантасты не могли обойти своим вниманием панинформизм. Появилось описание страны «Инфория», где информация выращивается на полях, из брикетов информации строятся дома, питаются не хлебом, а информацией, ибо хлеб - не что иное, как «порция информации для желудка, для нервных клеток, для кишечника и в конечном счете - для всего организма». В некотором роде подобные измышления можно считать имеющими право на жизнь, учитывая, однако, что построение подобных идеальных конструкций в реальном мире невозможно.

Стоит отметить высказывания классического шилозиста Жана-Батиста Робине, уверявшего в XVIII веке публику, что алмаз «обладает внутренним сознанием своего превосходства» над другими веществами, золото «знает» о своем «почете» у людей и т. п.

В [2] отмечается, что необоснованность исходных постулатов является основной проблемой в постулатах И.И. Юзвишина.

Информация как субъективная реальность

Согласно этой концепции, информация рассматривается как субъективная реальность. В объективном мире существуют разнообразные свойства и отношения между субстанцией и энергией. Часть их воспринимается нашими органами чувств, распознается, и субъективно воспринимается как информация. Информация рассматривается как семантическая трансформация изображения модели или объективной реальности. Информация реально существует только в представлении субъекта, потому что это - субъективная реальность. Такая концепция объясняет, почему одно и то же сообщение воспринимается различными субъектами по-разному или не воспринимается ими вовсе.

Авторы этой концепции утверждают, что информация в сущности есть достояние только субъективного сознания, за его пределами информации не существует. Онтологически информация есть субъективная реальность. Это утверждение целиком согласуется с достижениями современной психологии.

Информация, ушедшая в глубины сознания, называется памятью. Функция памяти - хранить полученную информацию и возвращать ее в сферу сознания. Память, таким образом, тоже правомерно рассматривать как категорию не только психологическую, но и информационную, приняв определение: «Память - информационная система, непрерывно занятая приемом, видоизменением, хранением и извлечением информации».

Информация, переработанная субъектом, упорядоченная, наложенная на прежние представления и сохраненная, называется знанием. Знание в онтологическом смысле - это тоже исключительно субъективная реальность.

Информация может быть объективирована, например, если она представлена в знаковой форме и перенесена на внешний носитель. В простейшем случае функцию знака выполняет сам изучаемый объект, и тогда мы имеем дело с аутентичным документом. В других обстоятельствах используют искусственные способы записи знаков на естественном или искусственном вещественном или энергетическом носителе.

§6.Аксиологический аспект информации

Одним из ярких представителей прагматических теорий информации является поведенческая модель коммуникации - бихевиористская модель Акоффа-Майлса. Исходным в этой модели является целевая устремленность получателя информации на решение конкретной проблемы. Согласно этой модели, получатель находится в «целеустремленном состоянии», если он стремится к чему-нибудь и имеет альтернативные пути к достижению цели, отличающиеся некоторым образом установленной стоимостью. Сообщение, переданное получателю, информативно, если оно изменяет его «целеустремленное состояние».

Так как такое состояние характеризуется последовательностью возможных действий (альтернатив), энергетическими, временными или другими затратами действия и значимостью результата, то передаваемое получателю сообщение может оказывать воздействие на все три компонента в различной степени. В соответствии с этим передаваемая информация различается по типам на «информирующую», «инструктирующую» и «мотивирующую». Таким образом, для получателя прагматическая ценность сообщения состоит в том, что оно позволяет ему наметить стратегию поведения при достижении цели построением ответов на вопросы: что, как и почему делать на каждом очередном шаге? Для каждого типа информации бихевиористская модель предлагает свою меру, а общая прагматическая ценность информации определяется как функция разности этих количеств между изменениями «целеустремленного состояния"

Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации явились работы американского логика Д. Харраха, построившего логико-прагматическую модель коммуникации.

Одной из слабостей бихевиористской модели является ее неподготовленность к оценке ложных сообщений. Модель Харраха предполагает учет общественного характера человеческой коммуникации. В соответствии с ней получаемые сообщения должны быть сначала подвергнуты обработке, после которой выделяются сообщения «годные к употреблению». Именно к совокупности годных к употреблению сообщений должны быть применены критерии прагматической ценности.

Глава 2.Информатика

§1.Объект и предмет изучения информатики

Основным объектом изучения для современной информатики являются информационные процессы, которые происходят в природе и обществе, а также методы и средства реализации этих процессов в различных системах, таких как технические, социальные, биологические, физические и другие. Никакая другая научная дисциплина, хотя и может изучать отдельные аспекты информационных процессов в различных информационных средах, специально изучением данного объекта не занимается. По этой причине современную информатику следует квалифицировать как вполне самостоятельную научную дисциплину.

Предметом изучения для информатики являются основные свойства и закономерности информационных процессов в природе и обществе, особенности их проявления в различных информационных средах (технической, физической, биологической и социальной), методы и средства их реализации, а также использование этих средств и методов в различных сферах.

Стоит отметить, что в этом случае рассматривается не семантически или аксиологический, а количественный аспект понятия информации. Когда разрабатываются новые носители информации, каналы связи, приемы кодирования, визуального отображения информации и многое другое, конкретная природа этой информации почти не имеет значения. Для разработчика системы управления базами данных (СУБД) важны общие принципы организации и эффективность поиска данных, а не то, какие конкретно данные будут затем заложены в базу многочисленными пользователями. Эти общие закономерности есть предмет информатики как науки.

Таким образом, информатика является комплексной научной дисциплиной, имеющей важное практическое значение для дальнейшего развития техники, науки и общества в целом. Особую ценность информатики стоит отметить в связи с наметившимся переходом общества от постиндустриального к глобальному информационному, основанному на знаниях.

§2.Структура информатики

Информатика может быть условно разбита на следующие дисциплины, каждую из которых можно рассматривать как относительно самостоятельную.

Теоретической информатикой называют часть информатики, включающую в качестве инструментария ряд математических разделов. Она опирается на математическую логику и включает такие разделы, как теория алгоритмов и автоматов, теория информации и теория кодирования, теория формальных языков и грамматик, исследование операций и другие. Этот раздел информатики использует математические методы для общего изучения процессов обработки информации.

Вычислительная техника - раздел информатики, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем. Она классифицирует состав таких систем и формулирует функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств. Наиболее яркими примерами решений, ставших классическими в данной области, являются неймановская архитектура компьютеров первых поколений, шинная архитектура ЭВМ старших поколений, архитектура параллельной (многопроцессорной) обработки информации. При этом технические детали реализации таких систем, такие как системотехника, радиоэлектроника и электрика в вычислительной технике не рассматриваются, поскольку лежат за пределами информатики как таковой.

Программирование - раздел информатики, изучающий деятельность, связанную с разработкой, модификацией и поддержкой в работоспособном состоянии вычислительных систем, как аппаратных, так и программных. В качестве основных разделов программирования можно назвать следующие: создание системного и прикладного программного обеспечения; разработка и модификация языков программирования и средств их интерпретации - интерпретаторов, трансляторов и компиляторов.

Информационные системы - раздел информатики, связанный с решением вопросов анализа потоков информации в различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, современные глобальные системы хранения и поиска информации в последнее десятилетие XX века привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования принципиальных решений этих проблем их разработка и использование могут оказаться неэффективными, а в некоторых случаях и невозможными. В качестве примера решения проблемы на глобальном уровне может служить гипертекстовая поисковая система-индексатор Google. Другим примером можно назвать телефонную справочную систему.

Еще одним разделом информатики является искусственный интеллект - область информатики, в которой решаются проблемы, находящиеся на стыке наук - психологии, физиологии, лингвистики и многих других. В этой области за понятие искусственного интеллекта взято обозначение процесса моделирования человеческого процесса мышления с использованием вычислительных средств и систем.

Особую сложность решения проблем, одну из которых можно сформулировать в виде вопроса «Как научить компьютер мыслить подобно человеку?» придает тот факт, что далеко не до конца известен процесс мышления самого человека. Несмотря на некоторые успехи в этой области, исследования по искусственному интеллекту еще не привели к решению ряда принципиальных проблем. Основными направлениями разработок, относящихся к этой области, являются следующие:

·моделирование рассуждений,

·компьютерная лингвистика,

·машинный перевод,

·создание экспертных систем,

·распознавание образов.

От успехов работ в области искусственного интеллекта зависит, в частности, решение такой важнейшей прикладной проблемы, как создание интеллектуальных интерфейсных систем взаимодействия человека с компьютером, благодаря которым это взаимодействие будет походить на то, каким образом происходит общение между двумя людьми, и, по некоторым соображениям, станет более эффективным.

Другим результатом исследовательской деятельности может являться познание процесса мышления, познавания и обработки информации в сложных самоуправляющихся органических системах, таких как живые организмы, человек и человеческое общество.

§3.Методологии информатики

В информатике рассматриваются методы научного исследования, наиболее популярными из которых являются метод информационного моделирования и метод информационного подхода. Эти методы широко используются не только в самой информатике, но также и во многих других областях науки, то есть они уже стали междисциплинарными. Это позволяет всесторонне и критически изучать развитие этих методов, хотя и затрудняет их классификацию и выделение общих черт, таким образом, способствуя решению важных методологических проблем информатики.

Еще одним, весьма перспективным методом является такой сравнительно новый метод информатики, как виртуальная реальность. Хотя, после поверхностного знакомства с основополагающими принципами данного метода, в первую очередь открываются его сильные стороны при изучении природы и свойств человеческой психики, а также процессов мышления и сознания, он уже нашел свое применение и в других областях науки. В частности, в квантовой физике некоторыми учеными предлагается использовать понятия «виртуальных элементарных частиц», которые подчас могут обладать свойствами, не присущими реальным, и, тем не менее, представлять научную ценность в качестве объектов изучения некоторых теоретических представлений квантовой физики.

Практика показала, что использование методов информатики позволяет не только получать принципиально новые фундаментальные знания о природе, человеке и обществе, но также и формировать новое научное мировоззрение, и новую информационную культуру человека и общества. Следовательно, информатику следует квалифицировать как самостоятельное направление фундаментальной науки, имеющее такое же значение, как физика, химия, биология, психология и другие фундаментальные науки. При этом необходимо подчеркнуть, что информатика сочетает в себе как естественнонаучные, так и гуманитарные аспекты.

§4.Общенаучное значение информатики

Значение современных методов информатики для развития науки и техники в последнее время растет. Интерес к использованию методов информатики проявляют не только отдельные ученые и научные организации, но также и некоторые важные правительственные структуры в различных областях деятельности.

Исключительно важная особенность вычислительной науки заключается в том, что ее методы востребованы практически во всех предметных областях науки и поэтому могут использоваться во всех сферах научного познания, привнося в них принципиально новые качества. Развитие вычислительной науки создает уникальные возможности для проведения научных исследований. С использованием ее средств и методов ученые могут изучать самые разнообразные проблемы, исследование которых другими методами является неэффективным, а зачастую и просто невозможным. Таким образом, вычислительная наука сегодня становится той междисциплинарной областью, которая может многократно повысить эффективность исследований практически во всех других направлениях фундаментальной и прикладной науки.

Одним из основных факторов, обуславливающих широкое распространение вычислительной науки является использование методов информационного моделирования, которые в последние годы очень быстро развиваются. Ввиду бурного развития технологической (а, следовательно, и аппаратной) базы, и сопутствующих достижений теоретических исследований это направление некоторыми учеными оценивается как критический фактор дальнейшего развития науки, образования, а также высоких технологий, используемых как в промышленности, так и в социальной сфере общества.

§5.Информатика как фундаментальная наука

К фундаментальным принято относить те науки, основные понятия которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности. Нет, например, сомнений в фундаментальности столь разных наук как математика и философия. В этом же ряду и информатика, так как понятия «информация», «процессы обработки информации», несомненно, имеют общенаучную значимость. Практически во всех современных энциклопедических словарях информатика определяется как комплексное междисциплинарное научное направление. Она имеет решающее значение для развития всего комплекса научных исследований, связанных с изучением свойств информации и информационных процессов в природе и обществе, а также способов и средств реализации этих процессов. Это влияние оказывается путем применения в конкретных областях научных исследований методологии информатики. Именно поэтому изучение информатики как фундаментальной науки в системе образования имеет исключительно большое значение для формирования современного научного мировоззрения.

Академиком А.П. Ершовым в его работе «Информатика: предмет и понятие» отмечается следующее: «Термин «Информатика» уже в третий раз вводится в русский язык в новом, куда более широком значении - как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических дисциплин».

Некоторые ученые относят информатику к естественнонаучным дисциплинам в соответствии с принципом вторичности сознания и его атрибутов и представлением о единстве законов обработки информации в искусственных, биологических и общественных системах. Отношение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки. Сегодня эта точка зрения на позиционирование информатики в системе науки приобретает в России и в ряде других стран мира все большее количество сторонников.

Проникновение идей и методов информатики в эти области диктуется сегодня потребностями и логикой развития самой фундаментальной науки, а также необходимостью решения ряда важных прикладных проблем. Следует ожидать, что это проникновение не только даст новый импульс для развития научных исследований на стыке информатики с другими науками, но также обогатит и саму информатику новыми идеями.

В настоящее время опубликовано значительное количество работ, где отмечается, что осмысление определяющей роли информации в эволюционных процессах природы и общества открывает совершенно новую, информационную Картину Мира, которая существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической Картины мироздания, доминировавший в науке еще со времен Декарта и Ньютона до конца XX-го века. В связи с этим некоторые ученые ожидают, что формирование такой новой Картины Мира будет осуществлено в науке в ближайшие десятилетия и это может стать основой формирования новой научной парадигмы, в которой информационным аспектам будет отведена существенно более важная роль по сравнению с текущим положением дел. Ожидается, что подобная парадигма может привести и к формированию новой парадигмы самой информатики.

§6.Место информатики в системе знаний

Естественные науки - физика, химия, биология и другие - имеют дело с объективными сущностями мира, существующими независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы - искусственных, биологических, общественных. Однако, многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук - технических и гуманитарных (или общественных). Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания, находясь на стыке и соединяя понятия и законы естественных, технических, общественных наук и математики как инструментального базиса.

В настоящее время в мировом научном и образовательном сообществах существуют три основные точки зрения на предмет и область исследований информатики. В соответствии с первой из них информатика все еще квалифицируется как комплексная техническая дисциплина, изучающая методы и средства автоматизированной обработки и передачи информации при помощи современных средств информатизации и, в первую очередь, с помощью ЭВМ и телекоммуникационных сетей. Эта точка зрения была доминирующей вплоть до 1995 года и определяла отношение к информатике, как в отечественной науке, так и в системе образования.

Начиная с 1990 года информатика стала рассматриваться одновременно и как фундаментальная естественная наука, и как комплексная область практической деятельности. В России эта точка зрения стала все больше распространяться с тех пор, когда были опубликованы результаты исследований развития определений информатики и ее предметной области, проведенные в Институте проблем информатики РАН. В этих работах была проанализирована эволюция представлений о предмете информатики и показано ее место в системе науки, междисциплинарное значение и взаимосвязи с другими научными дисциплинами.

Еще одна точка зрения, которая в последние годы приобретает все больше сторонников среди ученых всего мира, связана с работами российских ученых А.П. Ершова, Ю.И. Шемакина, Ю.А. Шрейдера, А.Д. Урсула. Они в своих работах рассматривали информатику как формирующуюся новую фундаментальную науку. При этом ей отводилось первостепенное значение, которая она будет иметь не только для всего естествознания, но и для гуманитарных наук.

§7.Социальная информатика

Информационный подход играет в науке две роли:

роль одного из научно-исследовательских инструментов в арсенале какой-либо конкретной науки, например, генетики, психологии или лингвистики;

роль способа формирования методологий научных дисциплин, называющих предметом своего изучения информацию и информационные процессы в целом или их разновидности.

Информатика служит общим названием последних таких наук, как информационная наука, информология, информатология, информатистика, информатроника, инфотроника, теория информационных процессов

В последнюю треть XX века произошел стремительный виток развития информатики, в результате которого в системе научного знания образовалось целое семейство информатических дисциплин, некоторые из которых представляют собой развитые, академически признанные науки, а другие остались на уровне концептуальных разработок или гипотетических предложений. Далее рассмотрена динамика эволюции семейства информатик. Вехами этой динамики могут служить концепции социальных информатик, которые можно с определенной степенью условности разнести хронологически по десятилетиям XX века следующим образом:

социальная информатика 1970-х годов;

социальная информатика 1980-х годов;

современная социальная информатика - 1990-е и по настоящее время.

Социальная информатика 1970-х

Впервые в советской научной литературе термин «информатика» был употреблен в 1963 г. для обозначения «интегральной научной дисциплины», представляющей собой «важный теоретический стержень автоматики, телемеханики, измерительной и вычислительной техники, связи и радиолокации». Но идея подобной информатики поддержки не получила.

После публикации в 1966 г. статьи А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляревского [4] под информатикой стали понимать науку о структуре и свойствах научной информации, о научно-информационной деятельности, о научной коммуникации. Практическая предпосылка формирования этой концепции информатики, которую, можно условно назвать «научной информатикой», заключалась в потребностях совершенствования научной коммуникации. Поскольку главное средство совершенствования коммуникационных процессов виделось в их автоматизации, то научная информатика, так же как ее зарубежные аналоги, формировалась как «стыковая» социально-техническая дисциплина. В свете информационного подхода научная коммуникация выглядела как «совокупность процессов представления, передачи и получения научной информации». Научной информатикой весьма успешно реализуются конструктивная и объяснительная функции информационного подхода, о чем свидетельствуют государственная система научно-технической информации и международный авторитет, завоеванный советской школой научной информатики.

В 1971 г. кафедрой информатики Ленинградского государственного института культуры был выдвинут принцип построения информационной теории, который, избегая отраслевой односторонности, в то же время был бы достаточно конструктивным. В качестве этого принципа был принят уровень теоретического обобщения. Согласно этому подходу, социальная информатика понимается как обобщающая теория (метатеория) социально-коммуникационного цикла наук.

Всем этим информатикам, бесспорным лидером среди которых изначально считалась научная информатика, были свойственны общие черты:

·все они в качестве объекта изучения выбирали ту или иную разновидность социальной коммуникации: научную, экономическую и т.д.;

·единообразно формулировался предмет изучения: структура и свойства какой-либо разновидности социальной информации (научной, экономической и т.д.) и закономерности информационного обеспечения специалистов той или иной целевой группы (науки, экономики, и т.д.);

·обязательно в качестве одной из целей провозглашалось внедрение современной техники, автоматизация информационного обслуживания, что превращало данную концепцию в стыковую социально-техническую дисциплину.

Столь большая общность неизбежно предопределяла дублирование и параллелизм в содержании различных информатик.

К компетенции этой теории относились еще информационные концепции в педагогике, журналистике и других прикладных социально-коммуникационных науках, обращавшихся к информационному подходу. Обобщающая социальная информатика таким образом мыслилась как метатеория информационного обслуживания, выполняющая по отношению к обобщаемым частным (конкретным) дисциплинам функции научного и терминологического посредничества:

·критическая оценка и обобщение полученного знания в рамках частной науки;

·разработка общих методологических основ;

·упорядочение терминологии и т. д.

Таким образом, социальная информатика мыслилась в качестве аналога метатеории социальной коммуникации в области информационного обслуживания.

Социальная информатика 1980-х

В документах ЮНЕСКО и других международных организаций стало использоваться понятие информационная инфраструктура в смысле совокупности технических средств, программно-математического обеспечения, информационных фондов, организаций и квалифицированных кадров, обеспечивающих удовлетворение общественных информационных потребностей. Наконец, ученые и политики стали всерьез обсуждать перспективы перехода отдельных стран и всего человечества к постиндустриальному информационному обществу.

Концепции информатики как научной дисциплины, выдвинутые в 70-е годы, не были приняты во внимание, а завоевала признание академиков заимствованная во Франции компьютерная трактовка информатики.

В компьютерной информатике образовались две концепции, частично совпадающие, но по существу не сводимые друг к другу:

·понимание информатики как комплексной научной и инженерной дисциплины, изучающей все аспекты проектирования, реализации и эксплуатации компьютеризированных информационных систем;

·трактовка информатики как науки, разрабатывающей методологию построения информационных моделей и их исследования средствами вычислительной техники.

Существенное различие между этими концепциями заключается в том, что первая допускает онтологизацию информации, а вторая относит понятие информации к модели, а не к оригиналу. Общность обеих концепций состоит в том, что они, так же как и кибернетика не требуют фундаментального прояснения сущности информации, довольствуясь интуитивно понятым отождествлением информации с сигналами, данными, сведениями.

До известного предела можно успешно работать в области информационного моделирования, не задумываясь о природе информации, подобно тому как электротехники природе электричества не отводится особого внимания. Но при дальнейшем углублении, особенно при попытках моделировать интеллектуальную деятельность, с чем столкнулись разработчики искусственного интеллекта, пришлось задуматься над сущностью знания, понимания, мышления, которые скрывались за информацией.

В.А. Копылов, специально изучавший вопрос, пришел к заключению, что бытуют три равноправных понимания информатизации:

·Процесс создания и совершенствования информационного общества.

·Процесс повышения эффективности использования информации в государстве и обществе на основе перспективных информационных технологий.

·Процесс формирования инфосферы.

Главными техническими средствами информатизации служат персональные компьютеры и средства телекоммуникации. Достижения информатизации измеряются масштабами внедрения информационных технологий во все сферы общественной и личной жизни. По сути дела термины «информатизация» и «компьютеризация» равнозначны. Если технико-математические аспекты информатизации стали предметом компьютерной информатики, то не менее важные социальные аспекты, и прежде всего - проблематика формирования информационного общества, оказались лишенными должного внимания научного сообщества.

В этот момент А.Д. Урсулом была выдвинута концепция социальной информатики, предметом которой стали взаимодействие общества и информационно-компьютерной техники, закономерности и тенденции этого взаимодействия.

В качестве прикладной области социальной информатики виделась задача «рациональной гуманистической ориентации информатизации» с тем, чтобы глобальное внедрение новых информационных технологий служило во благо, а не во вред человечеству. Здесь речь идет не об общей теории информационного обслуживания, как в случае с социальной информатикой 1970-х, а о массовом и глобальном использовании информационных технологий во всех видах человеческой деятельности.

Исходя из предмета и прикладных задач социальной информатики 1980-х, ее можно отнести к частным социально-философским теориям.

Современная социальная информатика

И социальная информатика 1970-х, и социальная информатика 1980-х объективируют социальную информацию. В работе [3] обоснована методология информационного подхода, которая требует четкого разделения информации как исследовательского инструмента (научной фикции) и реально существующих в действительности процессов коммуникации, управления, познания (объектов исследования). Как следствие, автор делает вывод о необходимости разработки методологической теории, предметом которой стал бы информационный подход, отмечая, что аналогом подобной теории могла бы быть общая теория систем, изучающая методологию системного подхода. Поскольку эта методологическая теория имеет решающее значение для раскрытия феномена социальной информации, то такая теория могла бы, по мнению автора [3], называться современной социальной информатикой.

Следует отметить, что рассмотренные концепции социальной информатики не обязательно отрицают друг друга, каждая из них решает свою, свойственную ей задачу, взаимодействуя и дополняя другие информатики.

Заключение

Информация является одним из ключевых терминов общественной и научной коммуникации. Применение термина «информация» требует четкого определения в рамках области, в которой оно используется. Исследование сущности информации на философском уровне позволяет устранить недостатки и противоречия, вводимые частными науками, которые заужают смысловой спектр и рассматривают это понятие лишь с одного или нескольких ракурсов.

С термином «информация» тесно связаны также такие понятия, как «информационная система» и «информационный процесс». Приведенные в настоящей работе определения информации и описанные особенности различных информационных теорий позволяют сделать вывод о том, что перед применением одного из перечисленных терминов необходимо по крайней мере схематично обрисовать контуры информационной системы, о которой пойдет речь. При этом необходимо заранее условиться о том, что принимать за элементы информационной системы.

В заключение следует сказать, что количество нерешенных задач в области информационной проблематики гораздо больше, чем полученных ответов. И даже насчет последних порой ведутся ожесточенные споры среди приверженцев тех или иных теорий, методологий и подходов, поэтому ими следует с осторожностью, четко оговаривая свое к ним отношение.

Список использованной литературы

1.Колмаков В.Ю. Информация, информационность, виртуальность. / В.Ю. Колмаков. - Изд-во СибГТУ, Красноярск, 2004. - 223 с.

.Столяров, Ю.Н. Онтологический и метонимический смыслы понятия информация [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec4/ Doc3.html (дата обращения 04.04.2011).

.Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. / А.В. Соколов - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.

.Информатика - новое название теории научной информации / Научно-техническая информация. - № 12. - 1966. - С. 35-39.

.Колин К.К. Теоретические проблемы информатики. - Том 1. Актуальные философские проблемы информатики: Учебное пособие / Под общей редакцией К.И. Курбакова. - М.: ИНФ, 2009. - 222 с.

.Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. / А.И. Ракитов. // Вопросы философии.- 1994.- № 4.- С. 14-34.

.Колин К.К. Информатика как фундаментальная наука. Методы и технологии информатизации управленческой деятельности: Сборник статей / Под общ. Ред. А.Н. Данчула. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - С.8-22.

.Фридланд А.Я. О сущности информации // Телематика2006: Тр. 13-й Всерос. Науч.-метод. конф. - СПб., 5-8 июня 2006 г. - СПбГУ ИТМО, 2006. - Т. 2. - С. 424-425.

.Информация. [Электронный ресурс]. [2008-2011]. URL: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/ Информация_(в_философии) (дата обращения: 03.03.2011).

.Философия информации и коммуникации [Электронный ресурс] // URL: http://www.zapiskipr.ru/?p=124 (дата обращения 04.04.2011).

.Петров А.Н. Информация это просто. [Электронный ресурс] // URL: http://filosofia.ru/76466/ (дата обращения 04.04.2011).

.Бельская Е.Ю. История и философия науки: учебное пособие / Е.Ю. Бельская и др.; под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2011. - 416 с.

.Методология общенаучного и специально-научного исследования информационной реальности в контексте теории оперативно-розыскной информации. / Сб. науч. трудов. Воронежские криминалистические чтения. - Вып. 10 // Под ред. О. Я. Баева, - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008, - 256 с.

.Фридланд А.Я. Информация: обзор современных представлений о сущности и подходов к определению / Всероссийский конкурсный отбор обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы». - 2008. - 41 с.

.Колин К.К. Природа информации и философские основы информатики // Колин К.К. - Открытое образование. - 2005. - № 2. - С. 43-51.

.Гуревич И.М. О возможности сохранения разума при космических катастрофах [Электронный ресурс] // URL: http://www.pereplet.ru/ text/gurevich/gurevich.html (дата обращения 04.04.2011).

.Гуревич И.М. Законы информатики - основа строения и познания сложных систем. / И.М. Гуревич. - М.: РИФ «Антиква», 2007. - 400 с.

.Колин К. К. Информатизация образования и фундаментальные проблемы информатики [Электронный ресурс] // URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2007_04_24.html (дата обращения 04.04.2011).

.Гуревич И.М. Сжатие информации «Разумом» в процессе познания Вселенной. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pereplet.ru/text/gurevich/gurevich24apr06.html (дата обращения 04.04.2011).

.Юшков К.Б. Современные аспекты философии информации [Электронный ресурс] // URL: www.protonoa.by.ru/files/philosophy/info.pdf (дата обращения 04.04.2011).

.Соколова И. В. Социальная информатика / И.В. Соколова. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - 256 с.

.Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы. / Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». Спец. вып. Научно-методологические проблемы информатики. // Под ред. К.К. Колина - М.: ИПИ РАН, 2006. - С.7-57.

.Колин К.К. Философия информации и фундаментальные проблемы информатики. / К.К. Колин. - Информационные Ресурсы России. - №1. - 2010. - [Электронный ресурс] // URL: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2010/number_1/ number_1_5/number_1_51394/ (дата обращения 04.04.2011).

.Урсул А.Д. Информация. Методологические аспекты. - М.: Наука, 1971. - 295 с.

Похожие работы на - Философия информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!