Оффшорные зоны в системе мирового хозяйства: влияние на развитие стран базирования и мировой экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,41 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оффшорные зоны в системе мирового хозяйства: влияние на развитие стран базирования и мировой экономики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра международного бизнеса







КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Оффшорные зоны в системе мирового хозяйства: влияние на развитие стран базирования и мировой экономики

Студент С.П. Зубик

ВШУБ, 4 курс, ВВВ-2

Руководитель О.А. Сукач







МИНСК 2012г.

РЕФЕРАТ

Объектом исследования является оффшорный бизнес в глобальном масштабе.

Цель работы - выявить пути повышения эффективности использования оффшорных зон, а также возможности применения оффшоров в экономике Республики Беларусь.

Методологическую основу работы составили как общенаучные анализ, синтез, обобщение, так и частные методы (исторический, логический).

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современной обстановке, которая сложилась на сегодняшний день и в Беларуси (так же, как и в других переходных экономиках), перед предприятиями стоит задача эффективного и оперативного управления капиталом, как в пределах своей страны, так и за рубежом.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Мировая экономика нового тысячелетия сложна и во многом противоречива. Несмотря на то, что на протяжении многих лет она развивалась как целостная саморегулирующаяся система, по-прежнему наряду с глобализацией существует процесс регионализации, который предполагает формирование крупных экономических, финансовых и других центров. Мировые экономические центры так же, как и отдельные страны, вступают в конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу, иностранный капитал и новые рынки сбыта. При этом их стремление достичь конкурентного преимущества побуждает не только к либерализации внутри- и внешнеэкономической деятельности, но и к созданию экстерриториальных экономических образований, таких как свободные экономические и оффшорные зоны. В этом отношении особый интерес вызывает оффшорный бизнес, который представляет собой законный бизнес, метод легального планирования налогов, подразумевающий не просто хорошо поставленный бухгалтерский учет и правильное составление отчетных балансов, но и законную возможность либо не платить никаких налогов вообще, либо свести их уровень к минимальному по сравнению с уровнем действующих ставок.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в той современной обстановке, которая сложилась на сегодняшний день в Беларуси так же, как и в других переходных экономиках, перед отечественными предприятиями стоит задача эффективного и оперативного управления капиталом, как в пределах своей страны, так и за рубежом. С ростом оборота растут и абсолютные величины различных отчислений, как следствие - необходимость поиска полностью законных и эффективных методов ограничения неуклонно растущих налоговых отчислений, с последующим направлением высвободившиеся денежных средств в производство. Как правило, эффективным выходом из сложившейся ситуации является регистрация компании в оффшорной зоне.

Объектом исследования в курсовой работе являются пути повышения эффективности использования оффшорных зон, а также возможности применения оффшоров в экономике Республики Беларусь.

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности ведения оффшорного бизнеса в глобальном масштабе, изучить опыт передовых стран мира, а затем проанализировать ситуацию относительно Республики Беларусь. В этой связи, к основным задачам, поставленным при написании работы, относятся изучение форм хозяйственной деятельности в оффшорных зонах, определение классификаций оффшоров в зависимости от того, какие налоговые льготы предоставляются субъектам в стране ведения бизнеса; оценка последствий функционирования оффшорных зон и обоснование необходимости внедрения международных инструментов регулирования оффшорной деятельности, а также анализ мотивов создания оффшорных и свободных экономических зон.

В данной работе использованы материалы периодических изданий, учебных пособий, исследования специалистов в области корпоративных финансов, налогов и инвестиционной деятельности, сведения, взятые из Интернета, а также иностранные издания. Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом речь идет о понятии оффшорного бизнеса, рассмотрены принципы, положенные в его основу, даются разные классификации оффшорных зон, их функциональное назначение. В этом же разделе подробно описаны цели создания оффшорных зон, а также существующие методы регулирования оффшорной деятельности, применяемые передовыми странами мира. Вторая глава полностью посвящена перспективам создания оффшорной зоны в Республике Беларусь, даны рекомендации для их скорейшего создания и эффективной работы. Таким образом, в курсовой работе приведен полный анализ специфики ведения оффшорного бизнеса как способа легального планирования налогов в современной экономике с учетом ее особенностей в Республике Беларусь.

1. Современные тенденции в развитии оффшорных зон. Практический опыт ведения оффшорного бизнеса

1.1 Классификация основных типов оффшорных зон

К классификации оффшорных зон можно подходить по-разному, однако логично закладывать в её основу проверенный практикой подход к оффшорному бизнесу как средству решения определённого круга специфических задач.

Оффшорные юрисдикции прежде всего можно рассматривать в соответствии с тем, насколько они соответствуют своему оффшорному статусу, т.е. взяв за основу содержание ведущейся в них оффшорной финансово-экономической деятельности, которая по сути определяется объемом предоставляемых ими возможностей: уровню налогообложения, степени контроля со стороны властей, обеспечению конфиденциальности, возможности использования международных договоров об устранении двойного налогообложения и т. д.

В соответствии с выделенным критерием выделяют 4 группы юрисдикций. В первую группу входят юрисдикции, которые можно охарактеризовать как стопроцентные оффшоры. Ими, как правило, являются небольшие островные государства или самоуправляющиеся территории, в которых, как уже отмечалось ранее, законодательно определены статус оффшорной фирмы и условия, при соблюдении которых ее деятельность будет считаться оффшорной. Лицо первой группы определяют прежде всего оффшорные зоны Карибского бассейна, и нередко по ним вообще судят обо всем оффшорном бизнесе. Эти юрисдикции отличает наличие упрощенной процедуры регистрации оффшорных компаний, высокая степень конфиденциальности, минимальные требования со стороны властей к отчетности и величине уставного капитала, полное отсутствие или чисто символический налог, вместо которого взимается фиксированный сбор, зависящий от размера уставного капитала, возможность регистрации компании на анонимных учредителей, имена которых не содержатся ни в каких государственных реестрах.

Несмотря на свои малые размеры, эти юрисдикции составляют сердцевину оффшорного бизнеса, потому что часто именно они являются конечными мировыми узлами, куда стекаются, укрываясь от налогообложения в своих странах, где накапливаются и откуда инвестируются громадные средства. Так, например, еще в 1983 г. Багамские острова стали третьим центром после Нью-Йорка и Лондона по объему банковских операций. В настоящее время оффшорная юрисдикция Содружества Багамских островов насчитывает около 400 банков и специализированных финансовых организаций, большинство из которых предназначены для обслуживания и управления капиталами богатых частных лиц. В число указанных организаций входят 5 подразделений крупнейших американских банков, 2 отделения и 2 филиала банков Объединенного Королевства, 6 подразделений крупнейших канадских банков, отделение люксембургского банка, по филиалу банка, зарегистрированного на Каймановых островах, и швейцарского банка [22,c.55].

Каймановы острова - это не только мировой оффшорный банковский, но и инвестиционный центр, ориентированный на деятельность с акциями и ценными бумагами расположенных неподалеку Соединенных Штатов. Всего же на этих островах, являющихся колонией Великобритании, по оценкам различных источников, насчитывается более 500 банков, на депозитных счетах которых хранится свыше 275 млрд долларов США. Кроме того, Каймановы острова занимают первое место в мире по количеству зарегистрированных под их флагом маломерных судов, в большинстве своем современных яхт, составивших в 2001г. в бюджете острова 28% доходов от налоговых платежей [22,c. 55].

В качестве типичных традиционный европейской налоговый гаваней рассматриваются острова Мэн, Джерси и Гернси.1

Ко второй группе оффшорных юрисдикции можно отнести страны с льготным режимом налогообложения отдельных видов деятельности. В частности, налоговыми привилегиями пользуются холдинговые, посреднические финансовые и лицензионные компании в Нидерландах; холдинговые компании и инвестиционные фонды в Люксембурге; торговые, холдинговые и сервисные фирмы в Швейцарии. Юрисдикции, входящие в состав второй группу оффшоров - это «респектабельные» европейские страны, в которых с оффшорных фирм не взимаются налоги (или удерживаются по минимальной ставке), власти в той или иной степени контролируют их деятельность, что обусловливает необходимость ведения предприятием полноценной бухгалтерской отчетности. Уровень конфиденциальности значительно ниже, однако имидж таких компаний несравнимо выше. Надо отметить, что оффшорные компании, учрежденные в этих странах, как правило, попадают в сферу деятельности двусторонних соглашений об устранении двойного налогообложения, что зачастую определяет их использование в качестве промежуточных пунктов на пути транзита денежных средств из страны, где извлекается прибыль, в налоговою гавань.

Великое герцогство Люксембург отличает гибкая налоговая система, использующая различные схемы налогообложения юридических лиц в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и направления его деятельности. Имеющиеся возможности настолько широки, что позволяют учреждать как компании, подлежащие налогообложению по эффективной ставке налога 40%, так и освобожденные от налогов оффшорные (нерезидентные холдинговые) компании. По данным 2000г. помимо 222 банков в Люксембурге действуют 48 депозитных институтов, 19 недепозитных финансовых учреждений, 60 страховых компаний и 200 перестраховочных, 10 тыс. холдингов. Здесь зарегистрировано 2 тыс. инвестиционных фондов. Их них 467 - объединенные трасты или взаимные фонды. В Люксембурге находятся 43,6% всех оффшорных фондов мира.

От других юрисдикции рассматриваемой группы Люксембург отличается двумя обстоятельствами: во-первых, на нерезидентные холдинговые компании не распространяется действие заключенных Люксембургом с другими странами договоров об устранении двойного налогообложения; во-вторых, в оффшорных схемах Люксембург часто используется как конечный пункт движения капиталов, т. е. как налоговая гавань.

Третью группу оффшорных юрисдикции составляют административно-территориальные образования, в которых действует оффшорный режим, хотя сами они являются частью обыкновенного государства. Учитывая это, можно назвать оффшорные юрисдикции, входящие в данную группу, оффшорными территориями. В основном это характерно для стран, имеющих федеральное устройство. К этой группе можно отнести штаты Делавэр, Вайоминг, Невада в США, где их часто называют корпоративными убежищами, Калмыкию, эколого-экономический район «Алтай», свободную экономическую зону «Алтай», некоторые кантоны Швейцарии. Для этих оффшорных юрисдикции характерно то, что они могут выполнять функции налоговой гавани в случае ведения международного бизнеса и в то же время дают возможность осуществления оффшорных финансово-хозяйственных операций, не выходя за национальные границы одной страны.

Поскольку для этих стран, имеющих федеральное устройство, характерны несколько уровней налогообложения: федеральный, субъекта федерации и местный, то оффшорные территории предоставляют льготу в части налога субъекта федерации для тех предприятий, которые, будучи зарегистрированы на его территории, ведут деятельность и получают доход за его пределами, т. е. осуществляют финансово-экономическую деятельность оффшорного типа.

В качестве примера рассмотрим Швейцарию, имеющую в своем составе подобные оффшорные территории. Швейцарская конфедерация состоит из 22 кантонов, имеющих свое собственное законодательство. Соответственно система налогообложения этой страны имеет три уровня: конфедеративный(3,63-9,8%), кантональный(20-30%) и местный [12 ,c.64].

Оффшорный бизнес в этой стране можно вести посредством так называемых домицилированных компаний либо, используя те виды деятельности, которые подлежат льготному налогообложению.

Домицилированные компании можно зарегистрировать в ряде кантонов, например Невшатель, Фрибург и Цуг. При соблюдении домицилированными компаниями «классических оффшорных принципов» их прибыль облагается только конфедеративным налогом по ставке 3,63-9,8%[12,c.64].

Законодательством Швейцарии предоставляются льготы определенным видам деятельности: холдинговым, инвестиционным, торговым и сервисным компаниям.

Четвертую группу оффшоров составляет нетрадиционные оффшоры: «универсальная» юрисдикция Ирландия и юрисдикция с низким уровнем налогов Кипр. Особенность Ирландии как оффшорной зоны состоит в том, что в ней не делается принципиального различия между резидентными и нерезидентными (оффшорными) компаниями. В частности, ирландские резидентные компании платят налог со своих всемирных доходов. Однако если акционеры и директора - нерезиденты Ирландии, фирма управляется из-за рубежа и не ведет деятельности внутри страны через представительство или агентство, то такая компания рассматривается с точки зрения налогообложения как нерезидентная и не платит ирландские налоги.

Нерезидентным ирландским компаниям разрешено вести бизнес внутри страны, налогообложению в этом случае подлежат только доходы от деятельности в Ирландии. Кроме того, некоторые направления производственной деятельности в этой стране подлежат налогообложению по льготной ставке в 10% [8, c.9].

В рамках классификации, связанной с диверсификацией оффшорных зон по их специализации, различают оффшорные финансовые центры (Генри, Джерси, Монако, Гонконг, Сингапур, Панама, Багамские и Каймановы острова и т.д), «банковские» юрисдикции (Барбадос, Вануату, Науру, Самоа, Белиз и др.), «страховые» юрисдикции (остров Мэн, Гернси, Каймановы острова, острова Теркс и Кайкос, Ирландия), «холдинговые» юрисдикции (Маврикий, Мадейра, Антильские острова), «судовладельческие» юрисдикции (Мальта, Гибралтар, панама), оффшорные зоны торгово-закупочного и торгово-посреднического профиля (Сейшельские острова, Гибралтар, Гонконг), оффшоры для осуществления инвестиционной деятельности (Нидерланды, Кипр, Вануату), а также наиболее предпочтительные с точки зрения владения недвижимостью юрисдикции (Гибралтар, Британские Виргинские острова и т.д.).

В конце мая 2000г. «Форум финансовой стабильности стран», созданный при поддержке глав Центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки», опубликовал рейтинг надежности оффшорных зон, основанный на анализе величины годовых валютных поступлений, взятых из платежного баланса, инвестиционной деятельности, темпов развития внешней торговли, динамики валютного курса, производства и потребления, а также уровня жизни и занятости населения.

В приложении 1 приведены основные статистические показатели данных статей платежного баланса по каждой группе стран, выявленные в результате рассматриваемого исследования.

В группу «А» (высокая надежность) попали следующие страны, территории и острова: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, острова Гернси, Джерси, и Мэн. В группу «В» (средняя надежность) попали: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Гибралтар, Бермудские острова, Макао, Мальта и Монако. Наибольшая по составу группа «С» (низкая надежность), включая 27 стран (главным образом группы островов). К ним относятся Аруба, Белиз, Каймановы острова, Кипр, Нидерландские Антильские острова [5,c. 45].

Таким образом, существование огромного разнообразия оффшоров объясняется тем, что некоторые оффшорные зоны в конкурентной борьбе за привлечение иностранных инвестиций пошли по пути создания наиболее благоприятных условий для определенных видов деятельности, а «специализации» другой части юрисдикций сложились исторически, по географическим причинам, соображениям моды, престижа или традиций.

1.2 Сущность и принципы ведения оффшорного бизнеса

На протяжении всей истории человечества у различных стран и народов прослеживаются попытки активизации международной торговли и привлечения иностранных капиталов за счет создания на части своих территорий особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования. Одним из самых известных и эффективных методов налогового планирования является оффшор.

Оффшорная зоны представляют собой территории, предоставляющие льготный режим для финансово-кредитных операций с иностранными участниками и в иностранной валюте.

Оффшорный бизнес - это бизнес, осуществляющийся за пределами данной юрисдикции, имеющий зарубежные по отношению к ней источники дохода и поэтому подлежащий в ней льготному налогообложению.

Современная история оффшорного бизнеса началась во второй половине нынешнего века при активном участии Соединенного Королевства, когда британские оффшорные центры стали развиваться в 60-е годы в качестве налоговых убежищ для состоятельных британцев, которые стремились уклониться от уплаты налогов, составлявших тогда 80-90%. В роли таких центров выступали небольшие островные государства - колониальные владения или зависимые территории Великобритании. Тем не менее, сам термин «оффшор» впервые был применен в отношении правительственных закупок США за границей в рамках политики международной помощи, которая осуществлялась в Европе во времена плана Маршала и направлялась на поддержку экономики еврейских государств. Страны и зарегистрированные на их территории компании стали называть «оффшорными» в 60-е годы, когда в одной из газет на восточном побережье США появилась статья о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путем перемещения деятельности на территорию с благоприятным налоговым климатом [9, c. 43].

С середины ХХ века оффшоры (т.е. страны с благоприятным налоговым законодательством) активно использовались в международном бизнесе в силу сложившихся исторических обстоятельств: развития международных рынков ссудных и производительных капиталов, укрупнения транснациональных корпораций, интернационализации банковской деятельности, господства научно-технической революции.

В зависимости от организационно-функциональной структуры все свободные экономические зоны делятся на зоны свободной торговли, промышленно-производственные, торгово-производственные, технико-внедренческие, а также сервисные зоны. Оффшорные зоны, или «налоговые гавани», как вид СЭЗ вместе с рекреационными зонами, технополисами, зонами банковских и страховых услуг относятся к разряду «сервисных». Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также оффшорные образования, где юридические лица, не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами. В них концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Член совета управляющих Федеральной резервной системы США Г. Уоллик определяет «оффшорную зону» как географическую точку, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам через посредничество банков или иных финансовых институтов[7, c. 13].

Оффшорные зоны привлекают клиентов не только значительными налоговыми льготами, но и благоприятным валютно-финансовым режимом (практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой валюте), высоким уровнем банковской и коммерческой деятельности, лояльностью государственного регулирования.

Здесь отсутствуют ограничения по размеру инвестиций и характеру совершаемых операций, отсутствуют таможенные пошлины и сборы для иностранного инвестора, осуществляется свободный вывоз прибылей. Единственное ограничение в оффшорах состоит в запрещении им заключать сделки с резидентами принимающей страны.

Как правило, страна-оффшор представляет иностранной корпорации возможность уплаты минимальных налогов при условии ведения бизнеса исключительно вне данной страны. Таким образом, оффшор (обычно это маленькая страна) привлекает значительные транснациональные капиталы и использует их присутствие для своего экономического развития.

Оффшорными зонами могут быть как самостоятельные государства (Ирландия, Люксембург, Мальта) и их зависимые территории (Гибралтар в составе Великобритании или Антильские острова в составе Нидерландов), так и части государства (американский штат Вайоминг, швейцарский кантон Цуг или российская Республика Ингушетия). Оффшорная компания, представляющая собой предприятие с особым организационно-юридическим статусом, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых отчислений (в большинстве случаев - до нуля), платит стране-оффшору определенную, обычно небольшую плату за регистрацию. Часто для ведения бизнеса в оффшоре, например, на Кипре, необходимо нанимать на работу хотя бы одного гражданина этой страны. Однако основная выгода для оффшора заключается в самом присутствии крупного бизнеса и возможности расширения сферы услуг.

В настоящее время в мире насчитывается не менее 100 оффшорных зон, из них около 30 являются устойчивыми комплексными центрами оффшорной деятельности. По числу оффшорных компаний лидирует Панама, Ирландия, Антильские, Бермудские, Британские и Каймановы острова, а также Кипр и Лихтенштейн.1 Крупнейшими оффшорными зонами являются Панама, где числится 337 тыс. компаний, британские Виргинские острова (208 тыс.), Ирландия (150 тыс.) [3, с. 152].

Наиболее распространенными условиями привлечения иностранного капитала в оффшорные зоны являются следующие:

отсутствуют или существенно снижены налоги на прибыль, на вывоз дивидендов, процентов и других видов доходов, на передачу имущественных прав и пр.;

дешевизна и простота процедуры регистрации;

не разглашаются сведения о владельцах, отсутствуют валютные ограничения;

процедура управления компаний максимально упрощена;

используется упрощенная система учета и отчетности;

не требуется обязательная ежегодная аудиторская проверка.

Следует также учитывать специализацию «налоговых гаваней» на конкретных видах деятельности. Если Швейцария, Нидерланды, Люксембург лучше всего подходят для проведения крупных экспортно-импортных операций, открытия холдинговых и финансовых компаний, то для проведения торговых операций удобнее Ирландия. Инвестиционные и страховые компании обычно регистрируются на островах (Багамских, Каймановых, Мэн, Джерси и других). Судовладельцы обычно регистрируют свои компании в Панаме и Либерии, реже используют Кипр, Гибралтар, Мальту, Багамские острова.

Оффшоры широко используются транснациональным капиталом и дают странам-оффшорам солидные доходы. Доход Лихтенштейна от 40 тыс. оффшорных компаний, зарегистрированных в этой стране, составляет 30 % поступлений в бюджет. Около 28 тыс. оффшорных компаний, зарегистрированных на Кипре, приносят ему доход в 2000 млн. дол. в год.

Разнообразны варианты использования оффшоров транснациональными компаниями. Основное их назначение - локализация прибыли на наименее налогооблагаемом субъекте, находящимся в оффшоре. При экспорте оффшорная компания, входящая в состав ТНК, покупает экспортируемый товар по самой низкой цене, оставляя у себя не облагаемую налогами и не подконтрольную местным властям разницу. При импорте делается всё наоборот: оффшорная компания сначала закупает «для себя» товар, а затем продает его своему партнеру в принимающей стране по цене, которая даст наибольший антиналоговый эффект.

При изучении основных принципов ведения оффшорного бизнеса большое значение имеет принцип нерезидентности. Это означает, что компанией владеют и управляют нерезиденты страны регистрации и что компания не ведет деятельности и не извлекает дохода на территории страны регистрации; при этом компания не платит ни подоходного, ни иных корпоративных налогов. В законе содержится ряд требований, которые предъявляются к компании, зарегистрированной в качестве оффшорной. Обычно эти требования сводятся к трем основным принципам:

владельцами оффшорной компании не могут быть резиденты данной оффшорной юрисдикции;

управление оффшорной компанией, включая подписание контрактов, проведение общих собраний и заседаний совета директоров, должно осуществляться за рубежом.

В некоторых юрисдикциях налоговая ответственность устанавливается исходя из принципа центра управления и контроля, который учитывает место проведения заседаний совета директоров и заключения сделок, место проживания большинства акционеров, местонахождение бухгалтерских книг, регистра акционеров, фирменной печати, банковских счетов, а также локализацию центра прибыли компании. Комбинация этих факторов и определяет резидентность компании.

Простейшая схема оффшорных операций основывается на наиболее универсальном принципе налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. В случае, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции.

Среди организационно-правовых принципов, которые определяют деятельность самих оффшорных компаний, особое место занимает принцип ограниченной ответственности, подразумевающий подразделение форм хозяйственной деятельности на предприятия с полной и ограниченной ответственностью. Кроме того, существует ряд комбинированных форм бизнеса, сочетающих элементы обоих подходов. Для оффшорных предприятий наиболее часто (но не всегда) избираются формы, предусматривающие ответственность владельцев в объеме их доли в капитале фирмы.

Большое внимание уделяется также принципу юридического лица - появление в результате регистрации предприятия, например корпорации, нового субъекта правоотношений, существующего независимо от учредителей и владельцев. К таким формам бизнеса относятся компании(корпорации, общества, товарищества - в зависимости от принятой в данной правовой системе терминологии). В данном случае юридическое лицо становится самостоятельным субъектом налогообложения [3, c. 37].

Принцип открытости (закрытости) подразумевает то, что закрытая компания характеризуется как частная, а открытая - как публичная (с открытой продажей акций).

В настоящее время одно из наиболее перспективных направлений оффшорного бизнеса заключается в развитии оффшорных структур инвестиционного и финансового профиля. В оффшорном секторе действует целое семейство инвестиционных институтов, включая оффшорные взаимные фонды, инвестиционные компании закрытого и открытого типа. Получили широкое распространение «зонтичные» фонды, когда для деятельности в различных юрисдикциях мира организуется объединенная группа взаимных фондов.

Одной из отличительных черт развития оффшорного бизнеса стало широкое применение в нем такой формы, как ограниченные партнерства. Во многих оффшорных юрисдикциях в последние годы приняты специальные законы, регламентирующие создание предпринимательских партнерств. Такого рода нормативные акты были приняты на Джерси (1994), на Багамских островах (1995), острове Мэн (1994), на Гернси (1995), Невисе (1995). Аналогичный закон утвержден и на Бермудах1[10, c. 43].

Таким образом, в настоящее время постоянно увеличивается число стран, резиденты которых посредством оффшоров стремятся законным способом сокрыть от посторонних глаз принадлежащие им активы и не желают делится с собственным правительством. Доказательством этого служит расширяющий диапазон их имущественного положения, а также постоянно увеличивающийся перечень преимуществ, привлекающих их в оффшорный бизнес. Более того, создание оффшорных зон рассматривается как дополнительный источник иностранных инвестиций, способствующих развитию национальной экономики, однако не каждое государство способно соблюдать все условия привлечения инвесторов в оффшорные зоны.

1.3 Преимущества и функции оффшорных компаний

Оффшорная компания - это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний - нерезиденты этих стран.

Оффшорная компания может существовать как предпринимательское товарищество, эквивалентом которого является общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, но в отличие от местных предпринимательских товариществ, оффшорная компания полностью освобождена от уплаты налогов или платит низкие налоги в стране регистрации, при условии, что она не извлекает доходов в этой стране, а владельцы и директора не являются резидентами этой страны.

Следует отметить, что преимущества, которые предоставляются зарегистрированным в оффшорных зонах компаниям, получают закрепление в нормативно-правовых документах. Образуя оффшорную компанию, предприниматель может значительно и совершенно законно уменьшить сумму налоговых выплат его местной фирмы. В результате взаимодействия местной фирмы и оффшорной компании можно практически ликвидировать выплаты по налогу на прибыль и существенно уменьшить выплаты по социальному и подоходному налогам.

Оффшорная компания открывает ее владельцу практически неограниченные возможности доступа на международные финансовые и инвестиционные рынки, возможность открытия через свою компанию банковских счетов в любых банках мира и получения корпоративных кредитных и дебетовых банковских карточек.

В распоряжении оффшорной компании находятся разнообразные услуги по управлению капиталом, формированию пакета ценных бумаг, прямых инвестиций.

Более того, оффшорная компания гарантирует полную конфиденциальность. Во многих оффшорных зонах регистр директоров и акционеров закрыт, и третьим лицам невозможно получить информацию о владельцах компании. При работе в оффшорах разрешен номинальный сервис, т.е. использование номинальных акционеров и номинальных директоров компании, т.е. лиц, которые являются владельцами и управляющими компанией только номинально, предоставив другому лицу генеральную доверенность на право совершать любые действия от имени компании: открывать банковские счета в любых банках и управлять ими на собственное усмотрение, получать кредитные и дебетовые карточки, подписывать любые договора и контракты с любыми компаниями по всему миру, регистрировать дочерние компании и т.д.

Оффшорная компания может широко использоваться при экспортно-импортных операциях, инвестиционной деятельности, страховании и перестраховании, для владения и управлении имуществом, судовладении, транспортных операциях, лизинге, для работы на фондовых рынках и биржевых площадках и т.д.

Гибкость и либеральность законодательств оффшорных зон позволяет развивать нетрадиционные формы ведения бизнеса, в то время как на внутренних рынках предложение финансовых услуг ограничено или предполагает множество бюрократических процедур. Кроме того, на внутреннем рынке существенно выше степень риска, в то время как на международном рынке всегда возможно найти услугу, которая действительно необходима.

Помимо очевидных налоговых преимуществ, оффшор освобождает владельцев подобных компаний от многих рутинных процедур и формальностей (в частности, связанных с отчетностью и бухгалтерией). Так, в ряде оффшорных зон не требуется вести бухгалтерский учет - достаточно годового отчета и уплаты фиксированного ежегодного сбор (Лихтенштейн, Панама, Либерия).

Все более актуальной становится возможность создания не только отдельных оффшорных компаний, но и схем, включающихся как оффшорные, так и не оффшорные компании, их представительства и филиалы в различных странах.

Сегодня сформировался достаточно широкий спектр оффшорных услуг, удовлетворяющих разнообразные потребности бизнеса: внешнеторговые и финансовые операции, инвестиции, брокерские операции, валютный дилинг, доверительное управление зарубежным имуществом, трансфертные операции и т.д.

Практически во всех юрисдикциях компанию нужно ежегодно поддерживать, то есть подать аудиторский отчет или декларацию (там, где это нужно), оплатить необходимые налоги и сборы, оплатить Регистрационным Агентам их услуги. Если все процедуры выполнены, то компания остается в Регистре компаний, если какой-либо элемент отсутствует, то какое-то время начисляются штрафы и, можно остаться в Регистре уплатив их, потом компания удаляется из Регистра со всеми вытекающими последствиями. Восстанавливать компанию можно, но почти всегда это много дороже, чем просто зарегистрировать новую.

Функции оффшорных компаний многочисленны. Оффшорная компания может выступать как подрядчик при выполнении юридических, маркетинговых, информационных и других услуг, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в стране базирования. Она может быть владельцем дорогостоящего имущества материнской компании, уменьшая ее налог на имущество, выступать как компания-инвестор и т.д.

Нередко оффшоры используются при импорте товаров и, как правило, в этом случае применяется повышение цены, что позволяет снизить налогооблагаемый доход у предприятия, реализующего товар внутри страны. Данная модель поведения имеет свои недостатки. При повышении цены импортируемого товара возрастают платежи по тем налогам и сборам, объектом обложения которых является таможенная стоимость товара. К таким налогам относятся: таможенные пошлины и сборы, налог на добавленную стоимость, взимаемый при вывозе товаров на территорию страны для целей реализации. Ряд товаров может освобождаться от таможенных пошлин, кроме того, возможно взимание таможенной пошлины по льготному тарифу, а также применение льготных ставок налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при импорте.

Существуют также варианты налоговых схем, когда с помощью оффшорной компании осуществляется снижение цен импортируемого товара. Это применяется в тех случаях, когда дальнейшая переработка сырья или полуфабрикатов осуществляется в льготной экономической зоне страны- импортера товара. Снижение контрактной импортной цены дает возможность снизить величину уплачиваемых таможенных импортных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товара.

Использование оффшорной компании в качестве покупателя при экспорте позволяет продать товар по предельно низким ценам, а затем перепродать через оффшорную компанию конечному покупателю по рыночным ценам. Облагаемая прибыль национального экспортера в этом случае остается минимальной, а разница между реальной и заниженной ценой при экспорте образует прибыль оффшорной компании, зарегистрированной в стране со льготным либо нулевым уровнем налогообложения товаров.

Оффшор как участник бартерных операций имеет дополнительные преимущества по сравнению с отдельно осуществляемыми экспортными и импортными сделками. Такие преимущества могут быть при определении момента реализации и соответственно момента возникновения налоговых обязательств по налогу на прибыль, по минимизации экспортных либо импортных таможенных пошлин в связи с особенностями определения таможенной стоимости по бартерным операциям.

Особенно широкой сфера применения «бартерного оффшорного предприятия» может быть в тех случаях, когда внешнеторговые поставки осуществляются одновременно между несколькими странами, установившими жесткие режимы валютных ограничений и валютного контроля. В этом случае оффшорное предприятие фактически выполняет функцию клиринговой палаты в международных внешнеторговых и валютно-кредитных отношениях, что позволяет не только снижать объемы налоговых обязательств, но и существенно уменьшить уровень издержек при расчетах между импортерами и экспортерами, эффективно регулировать возникающие задолженности.

Применение оффшорной компании в виде посредника - независимого агента позволяет осуществлять дополнительные платежи, одновременно выполняя их из потока расчетов по экспорту и импорту. В отличие от использования оффшора в качестве импортера, экспортера, функция участника бартерных операций заключается в том, что с независимым агентом либо заключается дополнительный договор на оказание каких-либо услуг, либо в основном договоре устанавливается особый режим возмещения доходов данного агента. Оффшорной компании как владельцу имущества передается, либо продается, либо непосредственно на нее первоначально приобретается какое-либо имущество.

Применение имущества на оффшорное предприятие позволяет избежать ситуации, когда на это имущество обращается взыскание по налоговым или иным обязательствам. Обычно подобные меры предпринимаются в отношении недвижимого имущества, а также отдельных видов дорогостоящего движимого имущества. Оффшорной компании в этом качестве используется с целью минимизации обязательств по следующим видам налогообложения: по налогам на имущество, налогам на доходы от использования имущества, налогам при продаже имущества, налогам на наследство и дарение.

Оффшорная компания, выполняющая функцию держателя банковского счета, привлекает особое внимание потенциальных пользователей стран с жесткими правилами валютного регулирования и валютного контроля, т.к. в странах с жестким валютным регулированием запрещен нелицензированный вывоз капитала. Обычно такие компании учреждаются в оффшорных центрах с низкой себестоимостью учреждаемых компаний.

Статус оффшорной компании-залогодержателя, как правило, применяется в тех случаях, когда по тем или иным причинам продажа имущества оффшорной компании невозможна или нецелесообразна. Суть схемы состоит в том, что оффшорной фирме передается имущество для обеспечения каких-либо обязательств залогодателя перед оффшорной компанией. Возможен также вариант, когда оффшорная компания выступает гарантом по обязательствам компании-должника перед третьими лицами.

Оффшорная компания как гарант по обязательствам требуется в тех случаях, когда кредитором выступает иностранный банк, и для последнего какие-либо гарантии национального предприятия не являются достаточными.

Активы такой компании размещаются на депозитах в оффшорном банке-кредиторе. При невыполнении национальным предприятием обязательств по уплате процентов либо по возврату основного долга такой банк обращает взыскание на депозит оффшорной компании гаранта.

Оффшорные компании - работодатели (компании по найму персонала) традиционно используются в сфере международных перевозок. В последние десятилетия расширился спрос на услуги таких фирм в области строительных и монтажных работ, в международной торговле, туризме, банковском деле, страховании и многих других отраслях.

Оффшорная компания кредитор используется для перемещения капитала в страну осуществления деятельности. По сравнению с инвестированием в уставной капитал кредит имеет ряд преимуществ. Основными достоинством является возможность перемещения средств практически в любой момент, в то время как для внесения средств в уставной капитал дочернего предприятия часто необходимы принятие, утверждение и регистрация решения об увеличении уставного капитала. Кроме того, увеличение уставного капитала сверх определенных размеров может потребовать дополнительных согласований с антимонопольными органами и специальными ведомствами.

Основное налоговое преимущество перечисления средств в форме возврат кредита и процентов по нему по сравнению с перечислением дивидендов заключается в том, что возврат кредита и соответствующих процентов производится до налогообложения дохода предприятия налогом на прибыль. Дивиденды же выплачиваются только из чистой прибыли предприятия после уплаты налога на прибыль.

Оффшорная компания в качестве заемщика может применяться ссудополучателем для расширения возможностей использования средств, а также в качестве элемента какой-либо другой системы. Как заемщики оффшорные компании используются в тех случаях, когда по тем или иным причинам невыгодно разглашать взаимосвязи предприятий-контрагентов, т.е. оффшорная фирма используется для перераспределения средств внутри финансово-промышленной группы. При этом совмещаются функции заемщика и кредитора.

Оффшорный бизнес приобретает всё больший вес в мировом обороте капитала, его особенности и всё новые возможности, которые он предлагает, заслуживают постоянного внимания.

При этом, главное правило, которого необходимо придерживаться при создании и использовании оффшорных компаний - учитывать нормы отечественного законодательства и законы страны регистрации компании. Несоблюдение элементарных требований законодательства при регистрации и использовании оффшора может привести к плачевным результатам.

1.4 Использование оффшорного бизнеса в интересах государства. Вопросы регулирования оффшорной деятельности

Налоговые гавани, льготные юрисдикции и нетрадиционные оффшорные зоны получают дополнительные финансовые поступления от резидентов других стран, т.е. по сути извлекают для себя прибыль из ничего, ведь оффшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, деятельность ведут за рубежом, но при этом в оффшорной юрисдикции они сосредоточивают свои капиталы, делают необходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т. п. В соответствии с этим принято выделять три группы стратегических целей, которые преследуют государство, создавая оффшорную зону.

1.Экономические цели:

- привлечение иностранных инвестиций;

рост валютных поступлений в экономику всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов.

2.Социальные:

- ускорение развития всей страны или конкретной территории в ее составе;

повышение занятости и уровня доходов населения;

«создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления».

. Научно-технические цели:

внедрение передовых зарубежных технологий, прежде всего информационных, в области современных средств связи и банковского дела.

На практике эти цели могут корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и типа оффшорной юрисдикции. Например, целенаправленная налоговая политика Нидерландов и Люксембурга, привела к тому, что они не только привлекли огромные дополнительные средства в свою экономику, но и стали крупнейшими мировыми инвесторами.

Для экономически развитых стран, имеющих авторитет во всем мире, наиболее простым, не требующим лишних затрат шагом на пути использования возможностей оффшорного бизнеса себе во благо является разрешение регистрации на своей территории гражданам других стран нерезидентных компаний, которые должны придерживаться в своей деятельности «классических» оффшорных принципов, или предоставления оффшорного статуса компаниям, осуществляющим определенный вид деятельности. Часто такие страны становятся промежуточными звеньями на пути финансовых потоков между странами с нормальной системой налогообложения и оффшорными юрисдикциями.

В этой ситуации страны вынуждены принимать ответные меры как административного, так и экономического характера. При этом административные, т.е. запретительные, меры касаются ужесточения контроля со стороны государства за собственными гражданами, которые используют в своих целях иностранные предприятия, и усиления контроля за деятельностью на своей территории иностранных юридических и физических лиц.

Еще один вариант взаимоотношения национальной экономики и оффшорного бизнеса - разрешение регистрации нерезидентных компаний в своей стране или использование оффшорных зон, существующих на части своей территории. При этом задействуются исторически сложившиеся оффшорные территории либо создаются новые оффшорные зоны. Однако в данном случае в мировой практике имеется как положительный, так и отрицательный опыт.

Связка Франция - Монако представляет собой удачный образец использования в собственных целях обычным (в налоговом смысле) государством зависимости от него оффшорной юрисдикции. В настоящее время постепенно возрастает роль Монако в оффшорном бизнесе как налоговой гавани для физических лиц. Особая статья взаимоотношения Монако и патронирующей его Франции. Видный эксперт в области оффшорного бизнеса Э. Шамбост отмечал по этому поводу: «Перемещение денежных средств, осуществляемое через Монако, проходит через счета зоны, находящейся в ведении Банка Франции. В таких обстоятельствах Франция заинтересована в сохранении княжества как налогового рая; можно считать, что Франция, на чьей территории находится Монако, и является его державой-покровительницей» [21,c. 43].

Опыт Италии, накопленный в области урегулирования отношений с собственной оффшорной зоной Кампионе. Налоговые льготы в Кампионе распространяются только на местных жителей или иммигрировавших туда иностранцев, которым, для того чтобы получит вид на жительство, необходимо приобрести в собственность жилье. Территория этого итальянского анклава на швейцарской земле очень ограниченна, а население составляет примерно 3500 человек, из которых 1500 так называемые налоговые беженцы. Поэтому возможности Кампионе как оффшорной зоны сильно ограничены и не могут оказать негативного влияния на ситуацию с налогообложением в Италии. С другой стороны, использование города иностранными гражданами в качестве налоговой гавани способствует дополнительным, хотя и скромным по меркам оффшорного бизнеса, валютным поступлениям в казну Италии [4,c. 46].

Достойный пример использования оффшорной зоны на благо государства показывает КНР. Это, прежде всего, касается Гонконга, который в недавнем прошлом перешел к Китаю вместе со своим оффшорным статусом. Провозгласив принцип «одно государство - два строя», правительство КНР сохранило действующую там экономическую систему. Более того, власти Китая проявляют заинтересованность в ее эффективном функционировании и намерены расширять возможности использования Гонконга в качестве финансово-экономического окна во внешний мир.

Отдельный вопрос в области государства и оффшорного бизнеса - это использование Великобританией в своих интересах расположенных за ее пределами оффшорных зон. Причем в данном случае этой страной преследуются не только экономические, но и политические цели.

Большинство самых популярных налоговых гаваней, таких мировых финансовых центров, как Каймановы, Багамские, Бермудские, Британские Виргинские острова, острова Гернси и Джерси и пр., являются колониальными владениями, зависимыми территориями Великобритании либо, по меньшей мере входят в Британское Содружество, т.е. Великобритания установила свой протекторат и над средствами, которые находятся в обороте оффшорного сектора мировой экономики.

Показательно в этом смысле, что в 80-е гг. США начали активную борьбу против отмывания денег, получаемых от торговли наркотиками, и поставили вопрос об обеспечении более жесткого и эффективного регулирующего режима на зависимых от Великобритании территориях, в частности на Каймановых островах. В конце концов договор, обеспечивающий американцам ограниченный доступ к банковской информации, в случае, когда они могут доказать связь банковских счетов с преступной деятельностью, был ратифицирован в 1990 году.

Кроме того, под давлением США еще одна налоговая гавань - Багамские острова - вынуждена была заключить с США, Канадой и Великобританией, согласно которым она обязана предоставлять информацию, касающуюся учрежденных на ее территории оффшорных трастов, на основании так называемого уголовного подозрения, без наличия возбужденного уголовного дела в одной из договорившихся стран.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в виде оффшорного бизнеса Великобритания имеет на мировой арене эффективное средство защиты собственных интересов и надежного проводника своего влияния.

Подводя итог, следует отметить, что в современной мировой экономике все очень тесно взаимосвязано и часто полученные незаконным путем средства через оффшорные зоны инвестируются в официальную экономику, которая, в свою очередь, постоянно «подпитывает» оффшорный финансовый сектор.

Очевидно, что оффшорный бизнес выгоден ТНК и стране-оффшору, но отрицательно влияет на экономику как принимающих стран, так и стран базирования, которые теряют часть налоговых поступлений.

С момента зарождения современных оффшорных зон правительствами развитых стран (которые в наибольшей степени недовольны их деятельностью) ведется более или менее интенсивная борьба против оффшоров и их пользователей.

Принятие антиоффшорного законодательства следует считать воплощением права государства отстаивать свои национальные интересы и обязанности проводить экономическую политику во благо всего народа, а не отдельной наиболее обеспеченной части населения.

Надо отметить, что зарубежные оффшорные юрисдикции вызывают недовольство не только в Северной Америке. В связи с тем что в подобных случаях затрагиваются стратегические интересы как отдельных стран, так и целых групп стран, периодически возникают попытки давления на различные оффшорные юрисдикции.

В мировой практике уже отработаны меры, с помощью которых государство обеспечивает защиту своих интересов.

Так, налоговыми органами западноевропейских стран в обязательном порядке проверяются все сделки своих резидентов с компаниями, расположенными в оффшорных юрисдикциях.

Причем одним из главных условий обеспечения национальных интересов является информированность государственных налоговых и правоохранительных органов, существуют специальные требования к названиям оффшорных компаний.1

Для защиты своих интересов разные страны используют не только экономические меры. Многие страны уделяют большое внимание разъяснительной работе: и не только созданием у населения негативного отношения к оффшорному бизнесу, но и формированию неприятия обмана государства путем неуплаты налогов даже в тех случаях, когда это делают выдающиеся спортсмены или деятели искусства. Надо отметить успешность данной работы, в результате которых в развитых странах для серьёзные компаний и бизнесменов уже стало признаком дурного тона заключение контрактов с оффшорными компаниями.

Кроме того, во многих странах, в том числе и тех, которые гордятся своими демократическими традициями, активно используются запретительные меры, а налоговые и связанные с ними преступления относятся к разряду тяжких, поскольку подрывают устой государства.

В последние годы в связи с общей глобализацией международного бизнеса возросло как участие оффшорного сектора в мировой экономике, так и озабоченность мирового сообщества проистекающими отсюда потенциальными угрозами для мировой финансовой системы. На сегодняшний день отношение к оффшорам в мире сильно изменилось и многие страны, в частности, Кипр, отказываются от прежних принципов в целях интеграции в мировое финансовое сообщество.

Пожалуй, основные претензии, предъявляемые к оффшорным зонам, сводятся к двум основным аспектам: нечестная налоговая конкуренция и содействие криминалу (прежде всего, в "отмывании" денег). Эти два обвинения носят совершенно разный характер, поэтому и борьба ведется по двум различным направлениям. Первая линия разрабатывается при ведущей роли ОЭСР, вторая - FATF. Собственно говоря, при этом речь идет о борьбе не с оффшорами как таковыми, а именно с указанными негативными явлениями[11].

Претензии к оффшорным зонам заключаются в том, что, устанавливая нулевую или номинальную ставку налогообложения, они занимаются "налоговым демпингом", переманивая мобильный капитал из других стран. Тем самым они разрушают налоговую базу этих стран, поощряют уклонение от налогов, и вынуждают переносить бремя налогообложения на менее мобильные налоговые базы (труд, недвижимость, потребление). Соответственно, происходит искажение структуры экономических стимулов неоффшорных экономик.

Что касается методов борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией, сама ОЭСР не имеет никаких полномочий на наложение санкций и т.п. Это остается компетенцией государств-участников, а ОЭСР предлагает им свои рекомендации. Эти рекомендации (а их 19) включают три основные группы. Во-первых, рекомендации, касающиеся внутреннего законодательства. Сюда входят рекомендации по введению в налоговую систему стран-участниц ОЭСР правил, ликвидирующих выгоды от использования оффшоров (в частности, законодательства о контролируемых иностранных компаниях); по облегчению доступа налоговых властей к банковской информации; по отчетности резидентов в отношении зарубежных операций и др. Во-вторых, рекомендации, касающиеся налоговых договоров. Это положение предусматривает внесение в налоговые договоры стран-участниц ОЭСР положений по обмену информацией и взаимодействию налоговых органов; положений, исключающих использование договора оффшорными компаниями; отказ от заключения договоров с налоговыми убежищами и др. и в-третьих, рекомендации, касающиеся международного сотрудничества[11].

Второе, гораздо более серьезное обвинение, предъявляемое оффшорным зонам, состоит в том, что предлагаемые ими структуры служат орудием преступников для отмывания денег, а также для финансирования их преступной деятельности, в том числе террористической.

Схемы по отмыванию денег следует отличать от корпоративных схем, целью которых является минимизация налогообложения.

Как уже отмечалось, такие налоговые схемы могут быть и стопроцентно законными. Но даже в тех случаях, когда они содержат какие-то чисто налоговые нарушения, это еще не делает их объектом законодательства об отмывании.

Тем не менее, масштабы проблемы впечатляют. По оценкам Международного валютного фонда, общемировой объем отмываемых денег составляет от 2 до 5 процентов мирового ВВП. Это величина порядка одного триллиона долларов в год, что примерно соответствует ВВП европейской страны средних размеров.

Это явление не только поддерживает жизнедеятельность преступного сообщества, но и разлагающе влияет на остальную часть общества, так как возможны неблагоприятные макроэкономические последствия в виде искажения структуры спроса на деньги и т.п. В 1989 г. на встрече "Большой семерки" в Париже была создана Группа финансового противодействия отмыванию денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). С тех пор именно эта межправительственная организация играет лидирующую роль во всемирной борьбе с отмыванием капиталов[11].

Этой организацией был составлен «черный список» стран, на территории которых осуществляется отмывание нелегальных доходов. Многие страны, попавшие в список, включая большинство оффшорных зон(Египет, Гватемала, Бурма, Индонезия, Науру, Украина и другие), проявили полное понимание проблемы и готовность к сотрудничеству с FATF. Никто не заинтересован в том, чтобы его страну ассоциировали с организованной преступностью и подвергали санкциям.

Показательно в этом смысле, что в 80-е гг. США начали активную борьбу против отмывания денег, получаемых от торговли наркотиками, и поставили вопрос об обеспечении более жесткого и эффективного регулирующего режима на зависимых от Великобритании территориях, в частности на Каймановых островах.

В конце концов договор, обеспечивающий американцам ограниченный доступ к банковской информации, в случае, когда они могут доказать связь банковских счетов с преступной деятельностью, был ратифицирован в 1990 году. Подводя итог, следует отметить, что в современной мировой экономике все очень тесно взаимосвязано и часто полученные незаконным путем средства через оффшорные зоны инвестируются в официальную экономику, которая, в свою очередь, постоянно «подпитывает» оффшорный финансовый сектор. На сегодняшний день в мире накоплен достойный изучения как положительный, так и отрицательный опыт в данной области.

Однако механическое перенесение чужого опыта на свою страну недопустимо.

Конкретные меры для каждой страны должны проводиться с учетом не только экономической ситуации, но и других аспектов- особенности менталитета, криминальной ситуации, уровня развития и т.п.

оффшорный зона налог бизнес

2. Перспективы ведения оффшорного бизнеса в Республике Беларусь

Интерес к оффшорному бизнесу со стороны стран СНГ стал проявляться совсем недавно. Предприниматели из государств бывшего СССР начали прибегать к созданию оффшорных компаний в силу политической нестабильности, валютных ограничений, желания перевести капитал и достичь организационной гибкости при проведении внешнеэкономических операций.

В сегодняшние дни проблема перелива финансовых средств за рубеж стоит особенно остро и в Республике Беларусь. Это, прежде всего, объясняется тем, что состояние рыночной среды в Беларуси на данном этапе определяется ее несформированностью, противоречивостью осуществления процесса рыночных преобразований; процесс интеграции капитала, являясь элементом единой системы рыночного формирования экономики, испытывает на себе опасности общесистемного риска. Все это усиливается нестабильностью финансовых институтов Беларуси и жесткими условиями хождения иностранной валюты.

В белорусских условиях при непосильном бремени налогообложения, когда целые секторы экономики становятся нерентабельными, именно оффшорные схемы часто позволяют сделать бизнес прибыльным.

Тем не менее, судить о количестве компаний, созданных белорусскими предпринимателями в оффшорных зонах, довольно трудно. Однако с уверенностью можно утверждать, что интерес проявляют как коммерческие, так и государственные предприятия. Подтверждением служит СП «МоАЗ-Америка», зарегистрированное в Панаме.

На протяжении долгого времени российские оффшорные зоны - Калмыкия, Алтай, Дагестан и другие - являются одним из самых надежных способов минимизации налоговых платежей белорусских предприятий. Благодаря введению в Беларуси российского рубля как второго средства ведения расчетов деятельность белорусских компаний на российских оффшорных зонах может получить дополнительный стимул для развития. Многие фирмы, зарегистрированные в российских оффшорах, должны платить налог на прибыль только в федеральный бюджет, причем ставка налога для них равна 7,5% вместо общеустановленных 24%. Но это касается лишь фирм, которые были зарегистрированы до 1 июля 2001 гола. Для остальных действует 25-я глава Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть налог на прибыль снижен до 20% [12, c. 62-63].

Государственная позиция Республики Беларусь в отношении оффшорного бизнеса строится с учетом необходимости ограничения вывоза капитала из страны. Серьезным ограничением деятельности с оффшорами было введение с 25 января 2000 года Указом президента Республики Беларусь от 14.01.2000 №17 оффшорного сбора. Объектом взимания оффшорного сбора являются денежные средства, перечисляемые за выполняемые работы и оказываемые услуги, определенные Советом Министров Республики Беларусь, на счета нерезидентов РБ: зарегистрированных и открытых в оффшорных зонах. Оффшорный сбор взимается по ставке 15% от перечисляемой суммы до перечисления нерезиденту РБ соответствующих денежных средств. Банкам запрещается осуществлять перевод на счета нерезидентов денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор до уплаты данного сбора. Для упорядочения внешнеторговой деятельности подписано 39 соглашений об избежании двойного налогообложения, установлены более жесткие правила работы белорусских банков с оффшорами [13,c.63]

Недавно Национальный Банк Республики Беларусь в очередной раз изменил перечень оффшорных зон вступившим в силу 11 марта постановлением правления Национального Банка от 28.01.2004г. N 3, где были внесены изменения в Инструкцию по предоставлению банками информации о некоторых валютных операциях. Из перечня исключены, в частности, Объединенные Арабские Эмираты (Дубай), Ирландия (Дублин, Шепион), Республика Кипр, Республика Мальта, Великое Герцогство Люксембург, Швейцарская Конфедерация. Перечень оффшорных зон дополнен Княжеством Монако. На сегодняшний день перечень оффшорных зон для белорусских предприятий состоит из 43 государств и территорий.

Таким образом, сегодня Республика Беларусь предпринимает шаги в борьбе с иностранными оффшорами. Несмотря на эти меры, по мнению экономистов, серьезного спада интереса к оффшорным схемам нет. Однако небольшой отток белорусских компаний с оффшорных территорий все же наблюдается, но не со всех .

В последнее время в республике рассматривается возможность создания собственной оффшорной зоны, как средства привлечения иностранного капитала. Актуальность этому придает, с одной стороны, непосредственное примыкание к вероятной оффшорной зоне новых участников ЕС- Польши и Литвы, с другой- заключенный с Россией договор о создании союзного государства и фактическое прекращение функционирования созданных оффшорных зон в РФ. При разработке оффшорной зоны следует определить концептуальные моменты, связанные со специализацией зоны, например, на банковский и страховой бизнес, а также принять необходимые меры для подготовки специалистов в этой сфере бизнеса. В такой ситуации подобная зона на территории республики может быть весьма привлекательной для российского, польского, литовского и украинского бизнеса.

В перспективе для привлечения дополнительных средств из-за рубежа в республику можно создать оффшорную зону либо на базе уже существующей СЭЗ, например, «Брест», где имеется определенный опыт работы, либо в рамках еврорегиона «Неман», что придаст новый импульс развитию рыночной инфраструктуры и трудоустройству квалифицированной части населения.

В Республике Беларусь уже имеются определенные достижения в работе предприятий в СЭЗ, которые могут быть успешно применены и при создании оффшорной зоны. По данным Министерства иностранных дел, которое занимается регулированием климата внутри инвестиционного пространства, внешнеторговый оборот резидентов СЭЗ составил 115 миллионов долларов. При этом объем экспорта - 55 миллионов. Согласно действующему законодательству резиденты СЭЗ имеют ряд налоговых льгот, в том числе по уплате налога на прибыль и доходы по ставке 15%, налога на добавленную стоимость по ставке 10%. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от обложения налогом на 5 лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год. На мой взгляд, упрощенная регистрация коммерческих банков, на которые будет распространяться такой же льготный порядок налогообложения, улучшение инвестиционного климата в результате изменения законодательной базы, регулирующей нехозяйственную деятельность предприятий, а также существенное упрощение порядка регистрации и ликвидации юридических лиц может послужить основой для эффективной работы будущих оффшоров.

Как свидетельствует мировой опыт развития оффшорных зон, в этих анклавах рыночной экономики быстро растет экономическая преступность, причем появляются новые виды правонарушений, разнообразятся формы их совершения, поэтому на начальной стадии введения оффшорных зон существенным представляется разработка механизма защиты внутреннего рынка, чтобы не допустить использования зон льготного статуса в криминальных целях.

Создав на своей территории оффшорную зону, Республика Беларусь сможет обеспечить стабильное развитие национальной экономики, активизировать совместную с иностранными инвесторами предпринимательскую деятельность, ускорить темпы социально-экономического развития страны, а также обеспечить рост экспортного потенциала.

Таким образом, опираясь на положительный зарубежный опыт, а также на преимущества, которые дают законодательства многих государств, совершенствование структуры бизнеса с точки зрения оптимизации налогообложения и регулирование движения финансовых потоков становится вполне реальной целью и для белорусских предпринимателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жесткое налоговое законодательство любого государства автоматически побуждает бизнесмена искать пути оптимального планирования налогов. А это вызывает появление соответствующего рынка услуг.

Оффшорный бизнес как средство минимизации налоговых платежей в предпринимательской деятельности приобретает всё больший вес в мировом обороте капитала. Стремительное развитие мирового оффшорного сектора определяется постоянным взаимодействием нескольких сторон: во-первых, следует учитывать соперничество отдельных государств за привлечение дополнительных средств в банковскую систему и казну конкретной страны; во-вторых, немаловажно взаимодействие частного предпринимательского сектора и государственного аппарата внутри каждой страны - и те, и другие будут защищать свои интересы.

При создании оффшорной компании важно соблюдать все необходимые условия и принципы ведения оффшорного бизнеса в принимающей стране - принцип открытости (закрытости), принцип нерезидентности, принцип юридического лица, ограниченной ответственности и т.д. В зависимости от уровня налогообложения и степени контроля со стороны властей выделяют стопроцентные оффшоры (Карибские, Багамские острова), страны с льготным режимом налогообложения отдельных видов деятельности (Люксембург, Нидерданды), оффшорные территории, имеющие федеральное устройство (Швейцария, Вайоминг, Невада), а также нетрадиционные оффшорные зоны как Ирландия и Кипр. Хотя все оффшорные юрисдикции обладают высокой универсальностью, нередко оффшорные зоны дифференцируют по их специализации (банковские, страховые, судовладельческие, холдинговые и т.д.)

При ведении оффшорного бизнеса большое значение имеет участие той или иной юрисдикции в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения. Часто с учетом наличия таких соглашений создаются сложные схемы репатриации прибыли с участием промежуточных фирм. Хотя многие государства, находящиеся в оффшорной зоне, получают дополнительные финансовые поступления от резидентов других стран и используют их в экономических, социальных и научно-технических целях, неизбежным в ряде стран является принятие многогранного 'антиоффшорного' законодательства для защиты национальных интересов и борьбы с незаконным «отмыванием» денег.

Оффшорный бизнес как средство организации предпринимательской деятельности РБ не развит; причиной этому служит общее состояние рыночной среды, необходимость совершенствования законодательства в сфере либерализации экономических отношений, улучшение макроэкономических показателей страны. В РБ уже существуют пять свободных экономических зон, опыт работы которых может быть положен в основу создания собственной оффшорной зоны. Эффективность работы СЭЗ в силу ряда причин невысока, к зонам же предъявляются высокие требования экономической стабильности, низких темпов инфляции, стабильности законодательства и политической жизни.

Тем не менее, успешное функционирование оффшорных зон в Республике Беларусь можно будет обеспечить, если с самого начала применять тот набор правил, который к настоящему уже отработан в практике оффшорных зон. Так что мировой опыт создания «налоговых гаваней» может послужить примером и стать основой политики создания оффшорных зон в нашей стране.

Немаловажное значение для повышения активности в области ведения оффшорного бизнеса уделяется развитию либерализации экономических отношений между РБ и РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамчук С. Новое в работе с оффшорами Главный бухгалтер.- 2003.-№2 С.51-53

. Байнеф В. Инсайдеркая рента: сущность и белорусская специфика проблемы // Белорусский банковский бюллетень.-2003.-№27.-С.31-41

. Балашов В.В. Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Учебное пособие. - Никосия-Хельсинки: «Практик»-«Ханикомб»,1995.-288с.

. Безукладова О.С. Мировая практика развития оффшорного бизнеса // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2001.-№3.-С.43-47

. Гвоздева Е. Международный подход к анализу вывоза капитала из России Вопросы экономики.-2000.-№2.-С.18-24

. Ишханов А.В. Классификация и определение надежности оффшорных зон по методу групповой однородности // Финансы и кредит.-2001.-№13.-С.40-47

. Карней И. Оффшорная зона с видом на Беларусь // Лидер.-2003.-№4.-С.4-6

. Кокшаров А. Последний «тигр» Европы // Эксперт.-2000.-№21.-С.19-21

. Кречетов Д. Пошарим по оффшорам // Дело.-2000.-№3.-С.9-10

. Ларина Н.И., Кисельникова А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. Учебное пособие.-М.: «Экономика», 1998.- 142с.

. Лубчеков Ю.Н. Оффшорные фирмы в международном бизнесе: принципы, схемы, методы.-М.,1997.-368с.

. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике : Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001.-316с.

. Разумов А. Оптимизация налоговых платежей с помощью оффшоров // Валютное регулирование и ВЭД.-2002.-№1.-С.61-66

. Разумов А. Российские Оффшоры устраивают год «открытых дверей» для белорусов // Налоговый Вестник.-2003.-№6.-С.74-83

. Славников Д. Использование оффшорных зон для налоговой оптимизации компании // Экономика. Финансы. Управление.-2001.-№6.-С.87-92

. Славников Д. Оффшорные зоны в мировой экономической системе Экономика. Финансы. Управление.-2001.-№2.-С.92-97

. Славников Д. Практика использования оффшорных компаний Экономика. Финансы. Управление.-2001.-№.-С.77-86

. Славников Д. Создание и деятельность оффшорной компании Экономика. Финансы. Управление.-2001.-№9.-С.87-92

. Славников Д. Основные способы управления оффшорной компанией Экономика. Финансы. Управление.-2001.-№11.-С.100-105

. Терещеко А. Какие функции выполняют оффшорные компании? Управление компанией.-2003.-№1.-С.52-56

. Фрейлемб Д. Оффшорные фонды держаться на плаву Профиль.- 2003.- №5.-С.42-45

. Фролов С.П. Оптимизация налоговых платежей с помощью оффшоров Бухгалтерский учет.-2001.-№23.-С.47-51

. Чернявский С.П. Международный оффшорный бизнес и банки.-М.: Финансы и статистика, 2002.-144с.

. Шмарловская Г.А. Теория налогов: закономерности формирования государственного регулирования.-М.: БГЭУ,1997.- 135с.

. Уотшем Т. Дж. Количественные методы в финансах.-М.: Финансы, ЮНИТИ,1999.- 521с.

Приложение

Таблица 1 Статистические показатели стран группы "А", долл. на 1 чел.

Показатели ПБМиним.Максим.Средн.Станд.Коэффиц.ароифмет.отклон.вариации,%Экспорт товаров11820,533682,321342,811199,852,5Экспорт услуг3259,78917,16673,63004,945Доходы (кредит)137,13859,82291,21929,284,2Текущие трансферты66,2678,6370,9306,282,6ПИ в страну0527242,6266109,7Портфелбные инвестиц.-368,6393,251,7389,9748,5Прочие инвестиции041121376,92368,7172Итого:24077,345063,132351,411174,834,5Население, млн чел.0,076,993,33,5104,4ВВП на 1 чел.15748,631903,4238578077,633,9

Показатели ПБМиним.Максим.Средн.Станд.Коэффиц.ароифмет.отклон.вариации,%Экспорт товаров740,87485,14121,72856,869,3Экспорт услуг875,870713948,22737,869,3Доходы (кредит)71668,5486,9251,251,5Текущие трансферты172,71089,5461,839184,7ПИ в страну0413,5157,8173,1109,7Портфелбные инвестиц.-88,754,56,831,7466,1Прочие инвестиции-296,9287,128,9211,4731,9Итого:8334,710976,59452,31141,712,1Население, млн чел.0,563,570,91,5155,9ВВП на 1 чел.1780,312619,475743992,552,7

Таблица 3 Статистические показатели стран группы "С", долл. на 1 чел.

Показатели ПБМиним.Максим.Средн.Станд.Коэффиц.ароифмет.отклон.вариации,%Экспорт товаров698,13473,616421229,974,9Экспорт услуг333,13589,12114,91206,657,1Доходы (кредит)71,5267,2146,976,752,2Текущие трансферты14,8378,8164,5149,590,9ПИ в страну35,8425,4210,7162,277Портфелбные инвестиц.023364,593,2144,5Прочие инвестиции-771,3211,9-80,1Итого:3523,95753,84440,387619,7Население, млн чел.0,0419,654,047,76191,9ВВП на 1 чел.2012,513430,76803,93984,558,6

Похожие работы на - Оффшорные зоны в системе мирового хозяйства: влияние на развитие стран базирования и мировой экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!