Организация наличного денежного обращения в Беларуси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,77 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация наличного денежного обращения в Беларуси

Введение

Платежный механизм является одной из базовых структур рыночной экономики, от его четкой и непрерывной работы зависит общая эффективность функционирования экономических институтов. Расчетно-платежные отношения являются важнейшей составной частью денежно-кредитной политики государства. От четкости и надежности функционирования расчетного механизма в значительной степени зависит финансово-экономическое положение как отдельных субъектов хозяйствования, так и страны в целом.

В настоящее время на мировом рынке распространено большое количество инструментов платежей и платежных услуг. Платежи подразделяются на наличные и безналичные с последующим разделением их на бумажные и электронные. В крупном (оптовом) обороте доминируют безналичные платежи и расчеты, а в сфере розничного товарного обмена, как и прежде, основная масса сделок опосредствуется наличными деньгами, несмотря на то, что в последнее время активно внедряются различные формы безналичных расчетов. Однако в целом, благодаря большому числу мелких товарообменных операций, налично-денежные платежи преобладают в общей массе операций.

Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются через устойчивость хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, способность республиканских органов государственного управления обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, через характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию.

Научная и рациональная организация налично-денежного оборота имеет важное значение для решения многих социально-экономических проблем. В этой сфере денежных отношений происходит окончательная реализация стоимости совокупного общественного продукта, произведенные товары получают общественное признание.

В процессе реализации товаров устанавливается, насколько общественное производство удовлетворяет запросы личного потребления, что во многом определяет нормальную циркуляцию денег в стране и устойчивость их покупательной способности.

Наличные деньги являются важной составляющей платежной системы страны, от которой в немалой степени зависит ее устойчивое функционирование. Даже самые развитые государства постоянно уделяют значительное внимание наличной составляющей денежной массы.

Ни одна экономика не может обойтись без наличных денег. Опыт показывает, что независимо от уровня развития рыночной экономики и преобладания в денежно-кредитных системах инструментов безналичных расчетов, наличное денежное обращение по-прежнему занимает важное место. От состояния наличного денежного оборота во многом зависит покупательная способность национальной валюты.

Целью данной курсовой работы является изучение наличного денежного оборота в Республике Беларусь.

Объектом курсовой работы является наличный денежный оборот Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

1.Раскрыть понятие наличного денежного оборота, его структуру.

2.Изучить и проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую наличный денежный оборот в Республике Беларусь.

.Выявить основные принципы организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь.

.Изучить систему прогнозирования наличного денежного оборота в Республике Беларусь.

1.Наличный денежный оборот и его сущность

.1 Экономическое содержание наличного денежного оборота

Денежные отношения, связанные с денежными расчетами между субъектами хозяйствования, между субъектами хозяйствования и государством, между субъектами хозяйствования и их работниками, между населением и государством, между отдельными гражданами, осуществляются при помощи наличных денег или в безналичном порядке. При этом движение наличных денег и безналичных платежных средств теснейшим образом взаимосвязано, образуя единый денежный оборот.

Наличные деньги можно определить как остатки денежных знаков, имеющих законную платежную силу, на руках у населения, в кассах банков и субъектов хозяйствования. С другой стороны, наличные деньги - это банкноты и монеты, выпущенные центральным эмиссионным банком, находящиеся в кассах банков, а также обращающиеся вне банковской сферы.

По своему экономическому содержанию наличный денежный оборот - процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Наличное денежное обращение характеризуется использованием наличных денег в функции средства обращения и платежа, опосредствующей оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи.

Общая сумма платежей, осуществляемая наличными деньгами за определенный период времени, характеризует величину налично-денежного оборота, в которую включаются:

выдачи наличных денег из касс банков,

поступления денег в кассы банков,

оборот наличных денег через почту,

выплаты из касс предприятий, организаций и учреждений населению,

платежи населения предприятиям, организациям и учреждениям,

оборот наличных денег между гражданами.

Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек).

Монеты служат в качестве разменных денег, позволяют совершать любые мелкие покупки. В обращение их вводит Центральный банк.

Первоначально банкноты выпускались всеми банками как векселя вместо обычных денег. Впоследствии они приобрели силу законного и единственного платежного средства с принудительно устанавливаемым государством курсом, то есть стали национальными деньгами. Их выпуск (эмиссию) осуществляет только Центральный банк.

Казначейские билеты - те же бумажные деньги, но выпускаемые непосредственно государственным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, ведающим кассовым исполнением государственного бюджета. В Республике Беларусь казначейские билеты не выпускаются.

Несмотря на то, что налично-денежный оборот составляет меньшую часть всего оборота денег, тем не менее, его правильная организация весьма важна в социально-экономическом плане, поскольку этот оборот обслуживает преимущественно отношения, связанные со сферой личного потребления. Сфера обращения наличных денег весьма быстро реагирует на происходящие изменения в денежных доходах населения, на возможности превращения этих доходов в реальные материальные ценности, на распределение денежных доходов между различными социальными группами и слоями населения. Происходящие в сфере налично-денежного обращения процессы имеют первостепенное значение для обеспечения устойчивости денег.

Налично-денежный оборот обслуживает экономические интересы населения. Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций и учреждений с населением, а также расчеты между группами населения. Между предприятиями и организациями, по общему правилу, налично-денежный оборот незначителен.

Сфера использования наличных денег включает:

1.расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;

.оплату труда и выплату других денежных доходов;

3.внесение денег населением во вклады и получение денег из банка;

.выплату пенсий, пособий, стипендий, страхового возмещения;

.выдачу кредитными организациями потребительского кредита;

.оплату ценных бумаг и выплату доходов по ним;

.коммунальные платежи, уплату населением налогов в бюджет.

Таким образом, наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг, для расчетов, непосредственно не связанных с движением товаров и услуг.

Показатели, характеризующие состояние наличного денежного обращения в Республике Беларусь, приведены в Приложении А, проанализировав которые, можно сделать следующие выводы:

1.за январь 2012 года - январь 2013 года наблюдается рост поступления наличных денег в кассы банков на 63,7%,

2.наибольший удельный вес в общей величине поступлений денег в кассы банков занимают поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров - 47,7%, поступления выручки от оказания услуг - 8,3%, поступления на банковские счета, депозиты и карт-счета физических лиц - 13,3%, поступления наличных денег от валютно-обменных операций - 19,4%,

.за январь 2012 года - январь 2013 года наблюдается рост выплат наличных денег из кассы банков на 62,9%,

.наибольший удельный вес в общей величине выдачи наличных денег из касс банков занимают выдачи с карт-счетов и текущих банковских счетов физических лиц - 52,5%, затем выдачи на проведение валютно-обменных операций - 18,5%, выдачи с депозитов физических лиц - 13,3%.

1.2 Эмиссия наличных денег

Монопольным правом эмиссии наличных денег на территории страны обычно наделяется центральный банк государства. В настоящее время наличная эмиссия осуществляется главным образом в форме выпуска в обращение банкнот, которые являются денежными знаками, эмитируемыми центральным банком и законодательно признанными в качестве официального расчетного и платежного средства.

В ряде стран за центральным банком закреплена монополия и на эмиссию билонных (разменных) монет, но в основном в мировой практике их чеканку осуществляет министерство финансов (Казначейство). Центральный банк покупает монеты по номинальной стоимости и выпускает их в обращение наряду с банкнотами.

Поскольку номинальная стоимость современных денег гораздо выше себестоимости их производства, их эмиссия позволяет получать так называемый сеньораж, или эмиссионный доход. Он представляет собой разницу между номинальной стоимостью банкноты (монеты) и реальными затратами на ее производство и выпуск в обращение. Очевидно, что эмиссионный доход от выпуска банкнот тем больше, чем крупнее их номиналы. Он рассчитывается как отношение прироста денежной базы к валовому внутреннему продукту или доходам государственного бюджета. Сеньораж полностью перечисляется в доход государства.

Эмиссия наличных денег центральным банком не совпадает с техническим процессом их изготовления. Поступление в хранилище центрального банка новых отпечатанных банкнот не увеличивает наличную денежную массу в национальном хозяйстве. Банкнотная эмиссия осуществляется в процессе проведения центральным банком ряда своих операций.

Эмиссия наличных денег - выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности, возникшей в результате превышения выдач наличных денег над их поступлением в банки в целом по стране.

Источники налично-денежной эмиссии. Банкнотная эмиссия является для центрального банка пассивной операцией. Увеличение пассивной статьи баланса «Банкноты в обращении» происходит при проведении центральным банком активных операций. Основными источниками поступления в экономику наличных денег являются:

  1. кредитование центральным банком коммерческих банков;
  2. покупка центральным банком государственных ценных бумаг;
  3. покупка центральным банком иностранной валюты и золота.

Однако объем банкнот в обращении увеличивается (то есть происходит эмиссия банкнот) только в случае прироста чистых внутренних и иностранных активов центрального банка.

Чистые внутренние активы центрального банка рассчитываются как разница между суммой выданных им кредитов коммерческим банкам и правительству и суммой средств коммерческих банков и правительства, хранящихся на счетах в центральном банке. Таким образом, если при выдаче центральным банком кредитов коммерческим банкам и правительству одновременно на эту же сумму возрастет объем их средств на счетах в центральном банке, то увеличения статьи баланса «Банкноты в обращении» за счет этих источников не произойдет.

Чистые иностранные активы центрального банка представляют собой сальдо покупки / продажи иностранной валюты. Они равны сумме средств в национальной валюте, использованных центральным банком на покупку иностранной валюты, за вычетом суммы средств, полученных им в результате проведения операций по продаже иностранной валюты.

Приобретение центральным банком иностранной валюты за счет эмиссии является на практике обычным и широко распространенным явлением. Иностранные активы необходимы для осуществления международных расчетов и платежей страны, они являются резервами, которые центральный банк использует для поддержания стабильности покупательной способности и обменного курса национальной денежной единицы.

Структура баланса центрального банка показывает, что на величину статьи «Банкноты в обращении» помимо объемов активных операций центрального банка оказывает влияние и структура денежной базы. Чем больше резервы коммерческих банков, тем меньше при прочих равных условиях эмиссия банкнот.

Обеспечение эмиссии банкнот. Каналами эмиссии наличных денег, как было показано, служат активы центрального банка. Непосредственно эмиссия осуществляется в результате увеличения пассивов баланса центрального банка, следовательно, обеспечением эмиссии банкнот являются активы центрального банка.

Источники современной денежной эмиссии обусловливает кредитный характер обеспечения банкнот. Когда эмиссия осуществляется в результате кредитования коммерческих банков, ее обеспечением являются обязательства коммерческих банков; когда эмиссия происходит в результате кредитования правительства, ее обеспечением являются обязательства правительства (государственные ценные бумаги); когда эмиссия осуществляется при проведении валютных операций, ее обеспечением является иностранная валюта, которую можно рассматривать как обязательства иностранных центральных банков (государств).

Обеспечение банкнотной эмиссии непосредственно влияет на стабильность национальной денежной единицы, поэтому во многих странах нормы и способы такого обеспечения определяются в законодательном порядке. В каждой стране существует своя специфика, однако, как правило, в качестве обеспечения разрешается использовать только абсолютно надежные обязательства краткосрочного характера.

Организация налично-денежной эмиссии. Обладая монопольным правом на эмиссию банкнот, центральный банк определяет ее конкретные параметры на основе прогнозирования кассовых оборотов и потребности экономики в наличных деньгах, а также устанавливает купюрное строение дополнительной денежной массы.

Для осуществления налично-денежной эмиссии в центральном банке и в его региональных организациях открываются оборотные кассы, из которых наличные деньги выдаются коммерческим банкам. Непосредственный выпуск банкнот в хозяйственный оборот осуществляют коммерческие банки из своих операционных касс. В них находится определенный объем банкнот, равный в каждый момент времени разнице между поступлениями наличности в операционную кассу и выдачей наличных денег из нее. Наличность, находящаяся в операционной кассе, является для коммерческого банка активом, не приносящим дохода, поэтому банки не заинтересованы в хранении больших резервов банкнот и, если поступления в операционную кассу устойчиво превышают выдачу наличных денег, сдают их излишки в оборотную кассу центрального банка.

Дополнительная наличная денежная масса поступает в обращение следующим образом. Первоначально на депозитных счетах коммерческих банков увеличивается объем безналичных денежных средств вследствие экономического роста, мультипликации депозитов и т.д. Соответственно возрастает и потребность их клиентов в наличности.

Если при увеличении потребности клиентов в наличных деньгах в операционной кассе коммерческого банка нет необходимого их количества, он обращается за дополнительной суммой наличных денег в центральный банк.

Центральный банк выдает банкноты коммерческому банку из своей оборотной кассы в пределах объема избыточных резервов этого банка, находящихся на счетах в центральном банке. Одновременно с выдачей наличных денег на эту же сумму происходит уменьшение избыточных резервов коммерческого банка - сумма выданных банкнот списывается с корреспондентского счета коммерческого банка и перечисляется на счет центрального банка.

Как уже отмечалось, помимо выдачи наличных денег из своей оборотной кассы, центральный банк осуществляет операции и по приему наличности. Если средств, поступивших в оборотную кассу, не хватает для удовлетворения спроса на наличность со стороны коммерческих банков, центральный банк переводит необходимую сумму из своего хранилища (резервного фонда) в оборотную кассу. Эти банкноты затем выдаются коммерческими банками хозяйствующим субъектам и населению. Происходит увеличение наличных денег в обращении, то есть осуществляется налично-денежная эмиссия центрального банка.

1.3Структура наличного денежного оборота

Структура наличного денежного оборота предполагает наличие в нем определенных денежных потоков между субъектами денежных отношений. В частности, движение наличных денег между:

коммерческими банками;

коммерческими банками и их клиентами;

предприятиями, предприятиями и их работниками;

гражданами.

Движение наличных денег осуществляется в соответствии с прогнозом кассовых оборотов центрального банка, которые базируются на прогнозных показателях плана социально-экономического развития республики, бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения (последний составляется в территориальном разрезе с тем, чтобы денежные доходы преимущественно реализовывать на месте). Правильная организация налично-денежного оборота имеет первостепенное значение, поскольку он обслуживает связи производственного и личного потребления. При этом наличный оборот постоянно превращается в безналичный и наоборот.

Выпуск наличных денег в оборот происходит при проведении кассовых операций, когда банки выдают наличность из своих касс при снятии клиентами денежных средств с текущих и других счетов; в процессе выдачи кредитов населению в наличной форме; при замене центральным банком ветхих купюр новыми и т.д. Однако одновременно происходит и возврат наличных денег в кассы банков - при инкассации выручки торговых предприятий, приеме наличных денег во вклады и в процессе других банковских операций.

Наличная денежная эмиссия - это выпуск центральным банком денежных знаков (банкнот и монет) в хозяйственный оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности. Такая потребность возникает в случаях, когда выдача наличных денег превышает их поступления обратно в банки в целом по стране.

Следует иметь в виду, что о наличной эмиссии денег можно говорить только в случае, когда выпуск денежных знаков в оборот приводит к росту общей денежной массы. Если появление дополнительного количества наличных денег в обороте явилось следствием снятия их с банковских счетов, то увеличение наличной денежной массы сопровождается соответствующим уменьшением количества безналичных денег. В результате общий объем денежной массы не увеличится, произойдет только изменение ее структуры.

Безналичная эмиссия денег первична по отношению к наличной эмиссии. Банк выдает наличные деньги клиентам, если у них есть денежные средства на банковских счетах, и в пределах этих средств. Одновременно на сумму выдачи происходит списание безналичных средств со счетов клиентов. Для увеличения объемов выдачи наличных денег из касс банков необходимо, чтобы сначала возросли остатки средств на счетах банков, то есть чтобы произошла безналичная эмиссия.

Наличные и безналичные деньги имеют единую природу и тесно взаимосвязаны. В процессе своего функционирования они могут переходить из одной формы в другую. Наличные деньги превращаются в безналичные, когда они поступают в кассы банков и зачисляются на счета экономических субъектов. Безналичные деньги переходят в наличные, когда клиенты банков снимают часть денежных средств со своих счетов и получают их в виде наличности.

Наличные деньги начинают свое движение из касс банков, прежде всего из центрального банка как эмиссионного центра. Из оборотных касс этого банка в процессе совершенных операций (кредитование, продажа и др.) они поступают в коммерческие банки. Предприятия, организации, предприниматели за счет имеющихся на своих счетах средств или предоставленного кредита получают наличные деньги в кассах банков. Эти денежные суммы предназначены для выплаты заработной платы и приравненным к ним платежам и осуществления других платежей наличными деньгами. Часть наличных денег из касс банков могут продаваться другим банкам, а также непосредственно выплачиваться населению (проценты по вкладам, выплата пенсий, пособий, дивидендов и др.). Из касс предприятий и организаций производятся выплаты населению наличных денег, полученных по целевому назначению в банках. Незначительные суммы используются для расчетов наличными деньгами между предприятиями, организациями.

Затем начинается процесс расходования (использования) наличных денег населением на покупку товаров, оплату услуг, платежей в пользу государства и других юридических и физических лиц. Расходование части денег может быть отложено (сбережения населения) в организованной и неорганизованной формах. От населения наличные деньги опять поступают в кассы предприятий, организаций, но последние не могут ими воспользоваться для денежных расчетов, минуя банк, и должны сдавать в банк для зачисления на счета. Таким образом, наличные деньги, начав свое движение из касс банков, пройдя все каналы обращения, возвращаются обратно в банки, чтобы начать новый оборот.

Таким образом, одни и те же денежные знаки могут совершать множество кругооборотов, одновременно находясь во всех стадиях. Обращение наличных денег происходит непрерывно и в центре его находятся банки. Такая позиция в кругообороте наличных денег чрезвычайно важна. Это позволяет концентрировать наличные деньги в банках, что приводит к ускорению их обращения, сокращению издержек по денежному обороту, обеспечивается их плавный переход в безналичную денежную сферу и наоборот, предотвращаются встречные перевозки денег, а также создается возможность контроля за расходованием наличных денег.

2.Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь

.1 Нормативно-правовая база, регулирующая наличный денежный оборот в Республике Беларусь

Главным законодательным документом, регулирующим банковскую систему Республики Беларусь, является Банковский кодекс Республики Беларусь №441-3 от 25.10. 2000 г. с изменениями и дополнениями (далее Банковский кодекс РБ).

В соответствии с Банковским кодексом РБ налично-денежный оборот Республики Беларусь организуется государством в лице Национального банка. Национальный банк организует обращение наличных денег на территории РБ (определяет номинал (достоинство) и другие характеристики белорусского рубля, обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных средствах массовой информации, печатание, хранение, уничтожение изъятых из обращения банкнот. Ему принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег. Он без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными правилами, создает резервные фонды банкнот, распоряжается этими фондами).

В соответствии со статьей 30 Банковского кодекса РБ Национальный банк РБ в области денежного обращения устанавливает:

1.порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления;

2.порядок, в том числе размер, расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;

.правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

.правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

.правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими налично-денежный оборот в Республике Беларусь, являются:

1.Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2011 года №112 (далее Инструкция №112),

2.Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 №107 (далее Инструкция №107),

.Инструкция по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.12.2006 №211 (далее Инструкция №211),

.Инструкция о порядке ведения кассовых операций и организации работы с наличными денежными средствами в белорусских рублях и c наличной иностранной валютой организациями, подчиненными Министерству связи и информатизации Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.09.2011 №406 (далее Инструкция №406).

На основе вышеперечисленных документов в банках регулируются:

1.порядок создания кассовых узлов; их проектирование, техническая укрепленность кассового узла; оборудование рабочих мест кассовых работников в банке; создание касс и т.п.

.правила совершения кассовых операций наличной национальной валютой; работа приходной, расходной, вечерней касс; подкрепление операционной кассы; порядок работы касс банков при субъектах хозяйствования и расчетно-кассовых центров; денежной наличностью при использовании банкоматов;

3.внутрикассовый оборот и обработка денежной наличности; правила оформления кассовых документов; формирование папок с документами; организация работы с денежной наличностью (формирование, упаковка денежных знаков, работы с фальшивыми и сомнительными банкнотами); организация работы кассы пересчета, передача ценностей между кассовыми работниками; определение подлинности и платежности денежных билетов;

.правила инкассации денежной выручки и перевозки ценностей предприятиями связи, перевозка ценностей службой инкассации коммерческих банков;

.обеспечение сохранности ценностей; их хранение, ревизия, ответственность лиц, работающих с ценностями; прием ценностей на хранение;

.правила совершения кассовых операций с наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте; порядок приема и передачи валютных ценностей кассами банка; порядок обработки, формирования и упаковки валютных ценностей; ревизия валютных ценностей; порядок работы обменных пунктов.

Согласно Инструкции №112 Национальный банк и другие банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности осуществляют прием наличных денег в соответствии с законодательством от:

.Юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для зачисления выручки на текущие (расчетные) счета;

2.Юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета средств согласно законодательству;

.Частных унитарных предприятий, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для пополнения их текущих (расчетных) банковских счетов;

.Физических лиц по платежам за товары, работы, услуги и др.

Согласно п. 4 Инструкции №107, юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы в соответствии с законодательством сдают наличные деньги:

1.в обслуживающие банки;

.работникам службы инкассации;

3.в организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Выручка сдается юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом в обслуживающий банк в течение времени, установленного банком для обслуживания юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы не имеют права накапливать выручку для осуществления предстоящих расходов. При наступлении срока сдачи выручки, установленного в решении руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса, выручка сдается в банк в полном размере за вычетом предполагаемых расходов в этот день (оплата труда, выплата стипендий, пенсий, дивидендов, пособий, алиментов, осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, выплата дохода индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и др.).

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы самостоятельно определяют порядок и сроки сдачи выручки в приказе руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, решении индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса, оформленных в письменном виде.

Установленные руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом порядок и сроки сдачи выручки действительны в течение срока, указанного в приказе руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, в решении индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса.

Порядок и сроки сдачи выручки могут быть пересмотрены по решению руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса в случае изменения объемов кассовых оборотов и по другим причинам.

При установлении сроков сдачи выручки учитываются необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы сообщают обслуживающему банку (по решению руководителя банка или лица, им уполномоченного) установленные сроки сдачи выручки, размеры выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении сроков сдачи выручки и ее размеров в сроки, определенные договором между юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом и обслуживающим банком.

Решением руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, устанавливаются:

размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо;

время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки с учетом выписки соответствующих сопроводительных документов и последующей передачи службе инкассации (в случае сдачи выручки работникам службы инкассации в соответствии с законодательством);

время сдачи выручки кассирами главному (старшему по должности) кассиру;

время начала подготовки выручки для последующей сдачи в обслуживающий банк, в организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (при отсутствии должности главного (старшего) кассира).

Величина размера потребности в разменных наличных деньгах на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо устанавливается для обеспечения бесперебойного функционирования с учетом необходимости ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечения сохранности, а также специфики работы (розничная торговля, общественное питание, услуги и т.п.) юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет.

Порядок и сроки сдачи выручки, при необходимости размер потребности в разменных наличных деньгах для уполномоченных лиц устанавливаются самим юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, и доводятся каждому уполномоченному лицу приказом руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, решением индивидуального предпринимателя. Уполномоченные лица могут сдавать выручку в кассу юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, в обслуживающий банк, его подразделение, иной банк либо организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Сроки сдачи выручки для уполномоченных лиц устанавливаются исходя из необходимости обеспечения сохранности наличных денег, но не реже одного раза в 7 календарных дней.

Вся выручка уполномоченных лиц (за исключением размера потребности в разменных наличных деньгах в случае его установления) сдается в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет.

Согласно Инструкции №112 лимит остатка кассы не устанавливается.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс юридических лиц, подразделений, а также индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения осуществления частной нотариальной деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в соответствии с законодательством.

Главой 2 Инструкции №107 регламентируется порядок приема и выдачи наличных денег, а также порядок оформления кассовых операций по приему и выдаче наличных денег.

Согласно п. 77 Инструкции №107, банки вправе выдавать наличные деньги (перечислять денежные средства на карт-счета и иные банковские счета физических лиц), в частности:

на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов;

на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в размере не более 300 базовых величин (БВ) в течение одного дня каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, индивидуальному предпринимателю, открывшим текущие (расчетные) счета;

для возмещения расходов физических лиц, проведенных на основании договоров, заключенных с нанимателем, в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях, в размере не более 300 БВ за каждый день расходования;

для возмещения вышеуказанных расходов физических лиц за предыдущие дни в размере, превышающем 300 БВ в день, но не более предельно допустимого размера расчетов за каждый день расходования.

На банки возложена обязанность по осуществлению контроля за поступлением и выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам. Для выполнения этой задачи банк самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых клиентами.

Обслуживающие банки при приеме и выдаче наличных денег юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями должны осуществлять контроль за соблюдением установленных законодательством порядка и размера указанных расчетов.

Данная норма является логическим продолжением требований ст. 6 Закона РБ от 19.07.2000 №426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».

Так, финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они совершены или нет (например, если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности, в т.ч. не соответствует целям деятельности участника финансовой операции - некоммерческой организации, установленным учредительными документами; совершается неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре).

Признаки подозрительных финансовых операций и критерии их выявления содержит Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 №34. К таким признакам, в частности, относят:

представление клиентом вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении клиентом сведений о финансовой операции, запрашиваемых банком, либо чрезмерная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности;

необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), осуществляемых клиентом в течение анализируемого периода;

проведение финансовой операции на основании документов, вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности);

осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по получению из касс банка наличных денежных средств и (или) перечислению денежных средств на карт-счета и счета физических лиц (в качестве возмещения проведенных ими расходов) в сумме, превышающей установленный законодательством предельно допустимый размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;

систематическое осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по получению из касс банка наличных денежных средств и перечислению денежных средств на карт-счета и счета физических лиц (в качестве возмещения проведенных ими расходов) или внесению наличных денежных средств в кассы банка с последующим зачислением на счета получателей в суммах, близких по значению или равных предельно допустимому размеру расчетов (кроме операций по внесению в кассу банка выручки от организаций, индивидуальных предпринимателей для ее зачисления на свои текущие (расчетные) банковские счета);

существенное (более чем в 3 раза) увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента, если обычными для его основной деятельности являются расчеты в безналичной форме;

систематическое осуществление индивидуальным предпринимателем финансовых операций по снятию поступающей выручки в наличной форме, ее перечислению на карт-счет или использованию для покупки наличной иностранной валюты, если суммы финансовых операций не соответствуют характеру деятельности клиента;

внесение наличных денежных средств в размере, равном или превышающем 1 000 базовых величин, на счет организации в качестве займов, кредитов, вкладов в уставный фонд с их последующим возвратом в течение небольшого периода после получения;

осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности признаков они вызывают подозрения в том, что их осуществляют в целях уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин), занижения тарифных платежей за счет недостоверного декларирования ввозимых товаров, легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности.

Вышеуказанным нормативным правовым актом также установлено в п. 10, что Правила внутреннего контроля банка (локальный нормативный правовой акт банка, регламентирующий организацию системы внутреннего контроля в банке и его структурных подразделениях в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности) должны разрабатываться с учетом характера и основных направлений деятельности банка, клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, и включать в т.ч. критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики деятельности банка. Банки в правилах внутреннего контроля вправе конкретизировать и дополнять критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, указанные выше.

Инструкция №112 дает обслуживающим банкам право запрашивать у юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, открывших текущие (расчетные) банковские счета, частных нотариусов сведения об установленных сроках сдачи выручки, размерах выручки, планируемой для сдачи в банк. Клиенты обязаны представлять указанные сведения в банки в порядке и в сроки, определенные договором, заключенным с банком.

2.2Принципы организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь

Современная система наличного денежного обращения строится с использованием определенных принципов ее организации.

Рассмотрим основные принципы организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь:

  1. Централизованное управление: исключительное право эмиссии и изъятия из обращения наличных денег принадлежит Национальному банку Республики Беларусь.
  2. Устойчивость и эластичность налично-денежного оборота: денежная система должна быть организована так, чтобы, с одной стороны - не допускать инфляции, с другой - расширять денежный оборот, если возрастает товарооборот, обеспечивая при этом экономику достаточным количеством денежных знаков.
  3. Обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков. Они должны быть обеспечены золотовалютными резервами Национального банка Республики Беларусь, товарными ресурсами и другими активами.
  4. Самостоятельность Национального банка Республики Беларусь в осуществлении эмиссионных функций. Национальный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, организует обращение наличных денег и денежное обращение с целью обеспечить защиту и устойчивость национальной валюты, в т.ч. покупательной способности, надежное и эффективное функционирование системы расчетов с использованием наличных денег и в целом платежной системы.
  5. Функционирование на территории страны исключительно национальной валюты: предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить только в национальной валюте. Использовать другую валюту разрешается только для расчетов с иностранными субъектами хозяйствования (нерезидентами). На расчеты в иностранной валюте между резидентами, которые допускаются в отдельных случаях, требуется специальное разрешение.
  6. Регулирование и организация денежного обращения осуществляется Национальным банком Республики Беларусь.
  7. Предприятия обязаны хранить денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах.
  8. Кассовое обслуживание предприятий осуществляется на основании договора, заключенного с банком.
  9. Предприятия могут получать наличные деньги только в обслуживающих их учреждениях банков, включая структурные подразделения (расчетные кассовые центры, кассы банка на предприятиях).
  10. Обращение наличных денег является объектом прогнозного планирования.
  11. Предприятия обязаны соблюдать единый порядок проведения, учета и оформления кассовых операций, расчетов наличными денежными средствами, установленный Национальным банком Республики Беларусь.
  12. Функции контроля за ведением предприятиями кассовых операций возложены на контролирующие органы Республики Беларусь, банки освобождены от обязательной функции контроля.

3.Прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Беларусь

Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег, а также возможных выдач наличных денег. Прогноз кассовых оборотов делается на основе сведений, получаемых от обслуживаемых предприятий, организаций, предпринимателей. Прогноз кассовых оборотов составляется по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег.

Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом составляется Национальным банком Республики Беларусь. Для этого используются данные прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данные кассовых оборотов банков. При этом Национальный банк привлекает дополнительные данные: прогнозные расчеты розничного товарооборота, включая общественное питание, объем платных услуг (наличными), данные органов связи, страхования, статистики, Министерства финансов, налоговых органов и др., имеющих отношение к формированию наличного денежного оборота в стране.

Согласно «Инструкции о прогнозировании наличного денежного оборота и осуществлении анализа состояния наличного денежного обращения в Республике Беларусь» №265 от 30.06.2011 г. прогноз наличного денежного оборота представляет собой оценку перспектив развития наличного денежного оборота, при которой определяются источники поступлений и направления выдач наличных денег, размер выпуска наличных денег или изъятия наличных денег из оборота.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций и главные управления Национального банка по областям осуществляют прогнозирование наличного денежного оборота в целях определения потребности экономики в наличных деньгах по республике и регионам, изучения ожидаемых изменений наличного денежного оборота и принятия мер, направленных на улучшение состояния наличного денежного обращения.

Расчеты прогнозируемых показателей наличного денежного оборота используются Главным управлением эмиссионно-кассовых операций при составлении плана подкрепления структурных подразделений Национального банка наличными деньгами.

Прогнозируемые расчеты эмиссионного результата учитываются главными управлениями Национального банка по областям при составлении заявок на подкрепление наличными деньгами для обеспечения своевременного удовлетворения банками потребности физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах.

Прогнозирование наличного денежного оборота основывается на:

1.показателях прогноза основных направлений социально-экономического развития,

2.данных анализа отчетов о кассовых оборотах банков и Национального банка, составленных по форме отчетности 0520 за предыдущие периоды (Приложение Б),

.оценке ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.

Прогнозирование наличного денежного оборота отражает объемы поступлений и выдач наличных денег, эмиссионный результат на квартал с распределением по месяцам.

Главные управления Национального банка по областям составляют квартальные прогнозы наличного денежного оборота по областям и городу Минску, на территории которых они расположены, Главное управление эмиссионно-кассовых операций - по республике.

Прогноз наличного денежного оборота на квартал составляется главными управлениями Национального банка по областям по источникам поступлений наличных денег и направлениям их выдач и представляется в Главное управление эмиссионно-кассовых операций не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала вместе с пояснительной запиской и расчетом прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки.

Для составления прогноза наличного денежного оборота, осуществляемого во взаимодействии с территориальными подразделениями государственных органов (организаций) в соответствии с законодательством, главные управления Национального банка по областям используют:

1.прогнозируемые расчеты общего объема розничного товарооборота с учетом показателей темпов роста на основании сведений управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов;

2.фактические сведения территориальных органов государственной статистики Республики Беларусь об общих объемах розничного товарооборота, фондах заработной платы;

3. сведения комитетов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов о фактических и прогнозируемых фондах заработной платы, выплатах социального характера.

Главные управления Национального банка по областям составляют расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки (Приложение Г) на основе прогноза розничного товарооборота торговли и прогноза розничного товарооборота общественного питания, а также прогнозируемого объема розничного товарооборота на рынках, в торговых центрах, рассчитываемого территориальными органами государственной статистики Республики Беларусь на основании данных выборочного государственного статистического наблюдения за объемами продажи товаров на рынках, в торговых центрах.

Для определения прогнозируемого размера поступлений наличных денег из прогноза общего объема розничного товарооборота вычитается неинкассируемая торговая выручка, сумма которой рассчитывается исходя из ее динамики.

Общая сумма торговой выручки включает поступления наличными деньгами и в безналичном порядке в банки (коды 2002, 2019 отчета формы 0520), через организации, подчиненные Министерству связи и информатизации Республики Беларусь (код 2075 отчета формы 0520), а также в безналичном порядке от физических лиц в уплату за товары на основании данных государственной статистической отчетности 12-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. №131.

Расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки осуществляется главными управлениями Национального банка по областям на основе прогнозируемого общего объема розничного товарооборота, его динамики за периоды, предшествующие прогнозируемому кварталу, с учетом индекса потребительских цен, а также исходя из прогнозов социально-экономического развития областей, города Минска.

Прогноз кассовых оборотов по выдачам наличных денег на оплату труда определяется главными управлениями Национального банка по областям на основании:

1.данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от комитетов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов;

2. динамики фактических выдач наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера за периоды, предшествующие прогнозируемому кварталу.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций прогнозирует объем наличного денежного оборота и эмиссионный результат по республике на предстоящий квартал на основе:

оценки перспектив социально-экономического развития страны,

динамики фактически сложившихся показателей наличного денежного оборота за предыдущие периоды,

полученных от главных управлений Национального банка по областям прогнозируемых объемов кассовых оборотов и эмиссионного результата.

Для обоснования прогнозов кассовых оборотов и эмиссионного результата Национальный банк взаимодействует с государственными органами (организациями) в соответствии с законодательством.

При распределении квартальных прогнозов по месяцам учитываются:

возможные изменения общего объема розничного товарооборота по месяцам за счет изменения ценового фактора, активизации поступлений в предпраздничные и праздничные дни;

вероятные изменения размера минимальной заработной платы, бюджета прожиточного минимума, пенсий, пособий, стипендий за счет принимаемых мер по социальной защите населения;

сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) и других платежей;

изменения размера закупок сельскохозяйственной продукции в зависимости от сезонности;

количество дней и иные особенности каждого месяца;

время массовых отпусков и др.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций на 10-й рабочий день месяца, предшествующего прогнозируемому кварталу, доводит главным управлениям Национального банка по областям прогнозируемый эмиссионный результат по областям и городу Минску на квартал с разбивкой по месяцам.

Таким образом, прогнозирование денежного обращения является неотъемлемой частью общей системы народнохозяйственного прогнозирования, в процессе которого должно быть обеспечено наилучшее удовлетворение требований законов денежного обращения как необходимого условия поддержания покупательной способности денег и их нормальной циркуляции в народном хозяйстве с минимальными издержками обращения.

Заключение

Выполнение курсовой работы позволило сделать следующие основные выводы:

Налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Несмотря на то, что налично-денежный оборот составляет меньшую часть всего оборота денег, тем не менее, его правильная организация весьма важна в социально-экономическом плане, поскольку этот оборот обслуживает преимущественно отношения, связанные со сферой личного потребления.

Налично-денежный оборот Республики Беларусь организуется государством в лице Национального банка. Национальный банк организует обращение наличных денег на территории РБ и устанавливает: порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления; порядок, в том числе размер, расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями; правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей; правила осуществления эмиссионно-кассовых операций; правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь регламентируется Инструкцией об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2011 года №112. Контроль за работой банков по организации наличного денежного обращения осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.

Исключительное право эмиссии и изъятия из обращения наличных денег в Республике Беларусь принадлежит Национальному банку. Национальный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, организует обращение наличных денег и денежное обращение с целью обеспечить защиту и устойчивость национальной валюты, в т.ч. покупательной способности, надежное и эффективное функционирование системы расчетов с использованием наличных денег и в целом платежной системы.

В Республике Беларусь разрешено производить платежи за товары и услуги внутри страны только в национальной валюте. Использовать другую валюту разрешается только для расчетов с иностранными субъектами хозяйствования (нерезидентами). На расчеты в иностранной валюте между резидентами, которые допускаются в отдельных случаях, требуется специальное разрешение.

Предприятия Республики Беларусь обязаны соблюдать единый порядок проведения, учета и оформления кассовых операций, расчетов наличными денежными средствами, установленный Национальным банком Республики Беларусь.

Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег, а также возможных выдач наличных денег.

Прогноз наличного денежного оборота представляет собой оценку перспектив развития наличного денежного оборота, при которой определяются источники поступлений и направления выдач наличных денег, размер выпуска наличных денег или изъятия наличных денег из оборота.

Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом составляется Национальным банком Республики Беларусь. Для этого используются данные прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данные кассовых оборотов банков.

Прогнозирование денежного обращения является неотъемлемой частью общей системы народнохозяйственного прогнозирования, в процессе которого должно быть обеспечено наилучшее удовлетворение требований законов денежного обращения как необходимого условия поддержания покупательной способности денег и их нормальной циркуляции в народном хозяйстве с минимальными издержками обращения

эмиссия наличный оборот прогнозируемый


1.Банковский кодекс Республики Беларусь №441-3 от 25.10. 2000 г. с изменениями и дополнениями

2.Бюллетень банковской статистики №1 (163). Минск, Национальный банк Республики Беларусь

.Главный Бухгалтер №18 (690) май 2011. Томкович Р. Комментарий к Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь №112

.Денежное обращение и банки: Учебное пособие/ Г.Н. Белоглазовай, Г.В. Толоконцева. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 272 с.

.Деньги, кредит, банки: Учебник/ О.И. Лаврушин - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 464 с

.Деньги, кредит, банки: учебник/ Г.И. Кравцова. - Мн.: БГЭУ, 2010

.Деньги, кредит, банки: учебник/ М.П. Владимирова, А.И. Козлов. - 2-е изд. - М.:КНОРУС, 2006 - 288 с.

8.Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2011 года №112

9.Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 №107

.Инструкция по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.12.2006 №211 (далее Инструкция №211),

.Инструкция о порядке ведения кассовых операций и организации работы с наличными денежными средствами в белорусских рублях и c наличной иностранной валютой организациями, подчиненными Министерству связи и информатизации Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.09.2011 №406 (далее Инструкция №406).

12.Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ, 2008. - 359 с.

13.Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций. Мн.: 000 «Мисанта», 1998 - 344 с.

.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 479 с.

.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 2008. - 496 с.

.Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2006. - 784 с.

Похожие работы на - Организация наличного денежного обращения в Беларуси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!