Налоговая политика Республики Казахстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая политика Республики Казахстан












Тема

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Введение

Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.

Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов.

Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.

С 1 января 2002 года введен в действие новый Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Главная задача которого в том, чтобы усовершенствовать и отладить систему правовых взаимоотношений в налоговой сфере, то есть сформировать условия для более эффективного использования сложившихся за последние годы фискальных механизмов. Попутно послан весьма важный для инвесторов сигнал: сложившаяся за последние годы налоговая система вполне устраивает казахстанские власти, капитальной перепланировки не предвидится, "правила игры" сформированы и в дальнейшем будут только шлифоваться. Рождение нового Налогового кодекса на уже существующем концептуальном фундаменте - это признак зрелости и устойчивости налоговой системы. С 2002 г. по 2006г. в Налоговый Кодекс РК было внесено немало поправок, но тем не менее его значение осталось неизменным.

Но прежде чем рассматривать механизм функционирования налоговый системы в Республике Казахстан в частности, обратимся к системе налогообложения в общем.

Глава I. Налоги: теория, сущность и функции

1.1 Сущность и функции налогов

Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Пр.: Подоходный налог). Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам. Учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта та часть объекта налога, которая положена в основание начисления налога.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямопропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пр.: акцизы).

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение. (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).

Налоги выполняют следующие функции:

. Фискальная (мобилиззационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих доходов.

. Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

. Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.

. Стимулирующая - создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.

. Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.

. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

1.2 Система налогообложения

Также существует понятие налоговой системы - взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

  • субъект налога (лицо которое обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется.
  • носитель налога - доход или имущество с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.)

Переложение налогов является самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.).

В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога - величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.), регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.

Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Однако при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем что нет строгого научного подхода к изменению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель всегда в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем на предметы роскоши. Практика налогообложения стран с развитой экономикой, в большинстве, показывает что существуют следующие основные налоги: Подоходный, Н.Д.С. и взносы на социальное страхование.

Практика подоходного налогообложения различает: валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход - это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командированные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы например для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом: облагаемый доход = валовый доход - вычеты. В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран - это налог на добавленную стоимость (Н.Д.С.). Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергетику и т.п. Н.Д.С. охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов, позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. Н.Д.С. представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносятся в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждый технологической стадии движения товара к потребителю. Фактически Н.Д.С. -это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не меняет продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.

К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и ухода от уплаты этих налогов.

Глава II. Налоговая политика Республики Казахстан

.1 Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан

В настоящее время в Казахстане (с 25 февраля 1999г.) функционирует Министерство государственных доходов РК, основными задачами которого являются:

участие в формировании, реализации фискальной и таможенной политики;

организация и совершенствование таможенного дела;

обеспечение поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;

государственный контроль над производством и оборотом алкогольной продукции.

В соответствии с перечисленными задачами в составе министерства созданы и действуют Налоговый и Таможенный комитеты, Комитет налоговой полиции, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции, Агентство по ликвидации и реорганизации предприятий.

Налоги, сборы и другие обязательные платежи исчисляются и уплачиваются в национальной валюте «тенге», поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом «О бюджетной системе». Исключением являются случаи, когда законодательными актами и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или в иностранной валюте.

Освобождение от налога или уменьшение налоговой ставки производится в порядке внесения изменений и дополнений в Закон, а также на основании контракта в соответствии с Законом «О государственной поддержке прямых инвестиций».

В соответствии с налоговым законодательством в Казахстане действуют налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов. К налогам относятся:

) корпоративный подоходный налог;

) индивидуальный подоходный налог;

) налог на добавленную стоимость;

) акцизы;

) налоги и специальные платежи недропользователей;

) социальный налог;

) земельный налог;

) налог на транспортные средства;

) налог на имущество;

Сборы включают в себя:

) сбор за государственную регистрацию юридических лиц;

) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;

) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и

сделок с ним;

) сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и

высокочастотных устройств;

) сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;

) сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;

) сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов;

) сбор за государственную регистрацию лекарственных средств;

) сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

) сбор с аукционов;

) гербовый сбор;

) лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

) сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

Платы взимаются:

* за пользование земельными участками;

за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

* за загрязнение окружающей среды;

* за пользование животным миром;

* за лесные пользования;

* за использование особо охраняемых природных территорий;

* за пользование судоходными водными путями;

* за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Таможенные платежи подразделяются на:

. Таможенные пошлины.

. Таможенные сборы.

. Платы.

. Сборы.

Исходя из объективной целесообразности, в январе 2000 г. были созданы Межведомственная комиссия, Межведомственная рабочая группа и Экспертный Совет для разработки проекта Налогового кодекса Республики Казахстан. В соответствии с принятой концепцией Налоговый кодекс состоит из трех частей: общей, особенной и налогового администрирования.

2.2 Основные бюджетообразующие налоги

.2.1 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги).

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот; облагаемый импорт.

В соответствии со ст. 208 плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нерезиденты Казахстана, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения.

В Казахстане, как и во всех странах, применяющих налог на добавленную стоимость, существуют два объекта обложения НДС: обороты по реализации товаров (работ, услуг) и их импорт. Механизм взимания налога в обоих случаях различный. Кроме того, если в первом случае взимание налога на добавленную стоимость возложено на налоговые органы, то сбором налога на добавленную стоимость на импортируемые товары занимаются таможенные органы.

Размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, или услуг. Установлены особенности определения облагаемого оборота при осуществлении строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, при осуществлении перевозок, при оказании туристских услуг, при изготовлении продукции из давальческого сырья и материалов, при использовании многооборотной тары, при реализации залогового имущества, по услугам по производству, распределению и транспортировке тепла, электроэнергии, воды и газа, а также по производству и реализации продукции машиностроения, химической промышленности и производства резиновых и пластмассовых изделий.

Определены обороты и импорт, освобожденные от налога на добавленную стоимость, например:

·продажа и/или аренда зданий и помещений;

·продажа права владения и пользования землей;

·финансовых услуг, за исключением сейфовых операций, пересылки банкнот, монет и ценностей, а также услуг по хранению ценных бумаг;

·взносы в уставный капитал;

·геологоразведочные и геолого-поисковые работы;

·услуги, выполняемые уполномоченными государственными органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина;

·некоторые другие.

Также установлен порядок обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров (работ, услуг). Экспорт товаров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев наличия международных договоров, участником которого является Казахстан, а также случаев экспорта товаров в государства, которые при экспорте товаров в Казахстан применяют цены с учетом налога на добавленную стоимость.

В Налоговом кодексе подробно описан порядок отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость. При этом суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате плательщиками налога поставщикам, по выставленным счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам. По импортируемым товарам, включая основные средства (за исключением легковых автомобилей), суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, указанная в таможенной декларации, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Казахстана.

В налоговом законодательстве установлена ставка НДС в 16%. Определен порядок отнесения в зачет налога на добавленную стоимость при наличии оборотов по реализации, освобожденных от налога на добавленную стоимость и облагаемых. Также определен порядок отнесения в зачет налога при реализации посреднических услуг. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммой начисленного налога по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет.

Налоговым кодексом установлено, что налогоплательщик обязан представлять декларацию за каждый отчетный период. Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за квартал по налогу на добавленную стоимость составляют менее 500 месячных расчетных показателей, то отчетным периодом является квартал.

Налогоплательщики, имеющие среднемесячный платеж по налогу на добавленную стоимость более 1 000 месячных расчетных показателей за квартал, вносят текущие платежи 25 числа месяца и 5 числа месяца, следующего за отчетным.

.2.2 Акцизы

Акцизы являются косвенным налогом, взимаемым с подакцизных товаров, и включается в стоимость реализации.

Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстана. Не облагаются акцизами экспортируемые подакцизные товары при условии подтверждения товаропроизводителя вывоза товаров на экспорт, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Казахстан.

Плательщиками акцизов являются юридические и физические лица:

·производящие подакцизные товары на территории Казахстана;

·осуществляющие оптовую и розничную торговлю бензином (за исключением авиационного), дизельным топливом;

·импортирующие подакцизные товары на территорию Казахстана;

·осуществляющие игорный бизнес на территории Казахстана.

На всей территории Казахстана действуют единые ставки акцизов. Ставки акцизов на подакцизные товары, произведенные на территории Казахстана или импортируемые на территорию Казахстана, утверждаются Правительством Казахстана в процентах к стоимости товара или в установленном размере к физическому объему в натуральном выражении.

Подакцизными товарами являются:

) все виды спирта;

) алкогольная продукция;

) табачные изделия;

) прочие изделия, содержащие табак;

) икра осетровой и лососевой рыбы;

) ювелирные изделия из золота, платины или серебра;

) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;

) легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов);

) огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти);

) сырая нефть, включая газовый конденсат.

Подакцизными видами деятельности являются:

·игорный бизнес;

·организация и проведение лотерей.

Ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении. Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в соответствии с Налоговым Кодексом Казахстана либо в зависимости от объемного содержания в ней безводного (100%) спирта. На все виды спирта ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта. На спирт, реализуемый для производства алкогольной продукции, ставка акциза может быть установлена ниже базовой ставки, устанавливаемой на спирт, реализуемый лицами, не использующими его для производства алкогольной продукции.

На объекты игорного бизнеса Правительством Казахстана устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год. В пределах установленных базовых ставок на объекты игорного бизнеса местные представительные органы устанавливают единую ставку акциза для всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории одной административно-территориальной единицы.

Объектом обложения акцизом являются следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными, добытыми и розлитыми им подакцизными товарами:

·реализация подакцизных товаров;

·передача подакцизных товаров на переработку на давальческой

·основе;

·передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

·взнос в уставный капитал;

·использование подакцизных товаров при натуральной оплате;

·отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;

·использование товаропроизводителями произведенных добытых и разлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд;

·оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

·розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

·реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров;

·осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса;

·организация и проведение лотерей;

Не подлежат обложению акцизом:

·экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным налоговым законодательством;

·спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства указанной продукции и государственным медицинским учреждениям;

Объектом обложения для товаров отечественного производства является стоимость, определяемая по ценам, не включающим акцизы, по которым производитель поставляет данный товар или физический объем готовой продукции. Объектом обложения по игорному бизнесу (кроме лотерей) является выручка от игорного бизнеса, объектом обложения по лотерее (независимо от их типа и вида) - заявленная выручка от проведения лотерей. Объектом обложения при производстве и реализации электроэнергии является весь объем выработанной электроэнергии, за исключением фактически использованного в технологическом процессе на выработку самой электроэнергии в отчетном периоде. Объектом обложения по импортируемым подакцизным товарам является таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, или физический объем в натуральном выражении.

Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно, исходя из стоимости реализуемых товаров и установленных ставок.

Отчетным периодом по расчетам с бюджетом по акцизам является календарный месяц.

Предприятия, производящие и реализующие вино-водочные изделия, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо уплачивают в бюджет акцизы не позднее, чем на десятый день после дня, в течение которого произведена реализация товаров. По иным подакцизным товарам акцизы подлежат перечислению за каждую истекшую декаду: 13-го числа текущего месяца - за первую декаду; 23-го числа текущего месяца- за вторую декаду; 3-го числа следующего месяца - за остальные дни отчетного месяца.

Ответственность за правильное исчисление и своевременную уплату акцизов возлагается на налогоплательщиков. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов осуществляются налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством.

.2.3 Налог на прибыль (доход) юридических лиц

Порядок исчисления и уплаты подоходного налога с юридических лиц определяется Налоговым кодексом. Плательщиками подоходного налога с юридических лиц являются юридические лица кроме Национального банка Казахстана, а также юридические лица - нерезиденты, их филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году.

Объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными законодательством. Под совокупным годовым доходом налогоплательщика-резидента понимаются доходы юридического лица, полученные (подлежащие к получению) из различных источников в Казахстане и за пределами республики. Совокупный годовой доход налогоплательщика-нерезидента состоит из доходов, полученных из

казахстанских источников.

Ставки подоходного налога установлены в следующих размерах:

·для юридических лиц - 30% от налогооблагаемого дохода;

·для юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны, - 20% от налогооблагаемого дохода;

·для юридических лиц, для которых земля является основным средством производства, - 10% от доходов, полученных от непосредственного ее использования.

Доход от реализации доли участия в юридическом лице-резиденте, выплачиваемый юридическим лицам, подлежит обложению налогом у источника выплаты по ставке 15% и дальнейшему налогообложению не подлежит при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты.

Кроме того, вознаграждение (интерес), выплачиваемое юридическим лицам, облагается у источника выплаты по ставке 15% от причитающейся суммы. При этом сумма удержанного налога при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты, относится в зачет подоходного налога, начисленного за налоговый год.

Действующим налоговым законодательством республики предусмотрены льготы отдельным юридическим лицам - некоммерческим организациям и государственным учреждениям, а также международным организациям, перечень которых определен Правительством Казахстана, и т.д. Освобождаются от налогообложения доходы (кроме доходов от производства и реализации подакцизных товаров, а также торгово-посреднической деятельности) добровольных обществ инвалидов Казахстана, Республиканского общества женщин-инвалидов, имеющих на иждивении детей и подростков с нарушением умственного и физического развития, Общества Красного Креста и Красного Полумесяца Казахстана, Союза «Чернобыль» Казахстана, а также их производственных организаций, если такие организации соответствуют следующим условиям:

·инвалиды составляют не менее 51% от общего числа работников таких производственных организаций;

·фонд оплаты труда инвалидов составляет не менее 51% от общего фонда оплаты труда;

·являются собственностью обществ (Союза, Центра) и полностью созданы за счет их средств;

·полученные доходы направляются для реализации уставных целей обществ (Союза, Центра), их создавших.

Налогоплательщикам в соответствии с контрактом с уполномоченным органом по инвестициям может быть предоставлено освобождение от уплаты подоходного налога на срок до 5 лет с момента получения облагаемого дохода, но не более 8 лет с момента заключения контракта.

Конкретные сроки предоставления льгот по подоходному налогу устанавливаются по каждому налогоплательщику в контракте и в зависимости от приоритета, времени и условий окупаемости проекта. При расторжении контракта, в соответствии с которым была предоставлена указанная льгота, подоходный налог подлежит исчислению и внесению в бюджет за весь период деятельности налогоплательщика с применением соответствующих штрафных санкций, предусмотренных налоговым законодательством.

Декларацию о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах налогоплательщики представляют налоговым органам по месту налоговой регистрации до 31 марта года, следующего за отчетным.

Налогоплательщик производит окончательный расчет и уплачивает подоходный налог по истечении 10 дней со дня представления Декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах за отчетный год, но не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным.

.3 Прочие налоги и сборы

.3.1 Земельный налог

Исчисление земельного налога производится с учетом видов прав землепользования, категорий земель и иных норм, установленных действующим в Республике земельным законодательством.

Земельный налог не зависит от результатов хозяйственной и иной

деятельности землевладельца и землепользователя и исчисляется ежегодно путем применения установленных налоговым законодательством ставок налога к площади земельного участка.

Особенностью при исчислении земельного налога являются ставки налога, которые установлены в зависимости от принадлежности земельных участков к следующим категориям земель, определенных земельным законодательством:

·земли сельскохозяйственного назначения;

·земли населенных пунктов;

·земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

·земли особо охраняемых природных территорий;

·земли лесного фонда;

·земли водного фонда.

Законодательством установлены следующие базовые ставки налога:

·на земли сельскохозяйственного назначения - ставки налога установлены на 1 га и зависят от показателя качества почвы земли (балл бонитета);

·на земли населенных пунктов- ставки налога установлены в расчете на один квадратный метр площади и дифференцируются по земельным участкам, занятым жилищным фондом (включая строения и сооружения при них) и земельным участкам, занятым нежилыми строениями, сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами;

В связи с тем, что базовые ставки налога установлены в тенге, ежегодно Правительство Казахстана устанавливает коэффициент к указанным ставкам, учитывающий инфляцию.

Кроме того, местным представительным органам в пределах их компетенции налоговым законодательством предоставлено право в зависимости от местонахождения земельного участка, его водообеспеченности, производственных и иных условий хозяйствования понижать или повышать базовые ставки земельного налога, но не более чем на 20%.

Исчисление земельного налога производится юридическими лицами самостоятельно, а гражданам не позднее первого августа территориальные налоговые органы вручают платежные извещения об уплате налога.

Земельный налог вносится в соответствующий местный бюджет по месту расположения земельных участков в следующие сроки:

) физическими лицами и сельскохозяйственными земле - владельцами и землепользователями- не позднее 1 октября текущего года;

) иные юридические лица - равными долями 20 февраля, 20 мая, 20 августа и 20 ноября текущего года.

Декларацию по земельному налогу представляют только юридические лица, ежегодно не позднее 1 июля текущего года. Декларация представляется в территориальные налоговые органы по месту нахождения юридического лица.

.3.2 Налог на транспортные средства

Налог на транспортные средства уплачивают все физические и юридические лица независимо от форм собственности, если они имеют транспортные средства на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения или оперативного управления, состоящие на государственном учете.

Налог на транспортные средства уплачивается один раз в год по месту регистрации автотранспортного средства в органах дорожной полиции. Ставки налога установлены в месячных расчетных показателях (МРП) и дифференцируются в зависимости от вида транспортных средств:

·по легковым автомобилям - в зависимости от рабочего объема двигателя в кубических сантиметрах;

·по грузовым автомобилям - в зависимости от грузоподъемности;

·по грузовым автомобилям, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования,- 4% от МРП с каждого киловатта мощности;

·по самоходным машинам и механизмам на пневматическом ходу (кроме находящихся на гусеничном ходу) -3 МРП с каждого объекта;

·по автобусам - в зависимости от количества посадочных мест;

·мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда (мощностью двигателя менее 55 кВт) - 1 МРП с каждого объекта;

·катера, суда, буксиры, баржи, яхты - в зависимости от лошадиных сил двигателя;

·по летательным аппаратам - 8% от МРП с каждого киловатта мощности.

При этом к установленным выше ставкам применяются поправочные коэффициенты. Так, по легковым автотранспортным средствам, у которых по состоянию на 1 июля текущего года срок эксплуатации превышает 6 лет, применяются понижающие коэффициенты. Понижающие коэффициенты также применяются к летательным аппаратам, приобретенным до 1 апреля 1999 г., а к приобретенным после указанной даты - повышающие.

В связи с тем, что в течение года юридические лица могут приобретать в течение года автотранспортные средства, в декларации по налогу на транспортные средства производится перерасчет суммы налога. Декларация представляется юридическими лицами не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Следует помнить, что транспортные средства, не подлежащие обложению налогом на транспортные средства, являются объектами обложения налогом на имущество.

.3.3 Налог на имущество

Объектами обложения налогом на имущество являются:

·у граждан - находящиеся в их личном пользовании жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, помещения, не используемые в предпринимательской деятельности;

·у юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, - амортизируемые активы (в соответствии с действующим законодательством в области бухгалтерского учета активами, подлежащими амортизации, считаются основные средства и нематериальные активы).

Юридические и физические лица, имеющие указанные выше объекты на праве собственности, доверительного управления собственностью, а также на правах хозяйственного или оперативного управления, обязаны уплачивать налог на имущество. В случае, если нерезиденты Казахстана имеют на территории Казахстана указанные выше объекты обложения, они обязаны исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке. Самостоятельными плательщиками налога на имущество также признаются филиалы, представительства и иные структурные подразделения юридических лиц, имеющие объекты обложения на указанных выше правах.

Ставки налога на имущество также различны:

·на имущество граждан применяются прогрессивные ставки (по мере увеличения стоимости объекта ставка налога прогрессирует);

·на объекты обложения юридических лиц (в том числе нерезидентов), их филиалов и иных структурных подразделений, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, - ставка налога 1%.

Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по налогу на имущество является календарный год.

Для исчисления налога, подлежащего уплате гражданами за имущество, находящееся в личном пользовании и не используемое в предпринимательской деятельности, ежегодно не позднее 15 апреля органы по оценке и регистрации недвижимости и правления садоводческих товариществ (обществ) представляют в территориальные налоговые комитеты списки находящихся в собственности граждан объектов, их оценочной стоимости и другие сведения. Указанные данные составляются по состоянию на 1 января отчетного года. На основе этих данных территориальные налоговые комитеты определяют сумму налога путем применения прогрессирующих ставок налога к оценочной стоимости объектов. Граждане получают от территориальных налоговых комитетов платежные извещения об уплате налога не позднее 1 августа текущего года, сумму налога они должны уплатить непозднее 1 октября этого же года. Налог уплачивается в соответствующий местный бюджет по месту нахождения объектов.


.3.4 Специальные налоговые режимы

В Республике Казахстан специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении:

) субъектов малого бизнеса;

) крестьянских (фермерских) хозяйств;

) юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции;

) отдельных видов предпринимательской деятельности.

Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима является разовый талон, подтверждающий факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. А патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица-производители сельскохозяйственной продукции, могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты.

Объектом обложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

Не являются объектом обложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты. Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный год; для субъекта малого бизнеса, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации - квартал.

В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности. Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается. Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из ниже перечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

) общеустановленный порядок;

) специальный налоговый режим па основе разового талона;

) специальный налоговый режим на основе патента;

) специальный налоговый режим на основе упрощенней декларации.

Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3% к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов. Для перехода на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации до начала налогового периода субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме.

прибыль налог сбор подакцизный

Заключение

С начала 90-х годов в Казахстане была принята классическая система налогообложения с совокупностью налогов, характерных для развитой рыночной экономики. Но применение такой налоговой системы в экономике нерыночного типа привела к возникновению значительных проблем.

Существующая в Казахстане система имеет довольно много недостатков, а именно:

. Около трети всех доходов в форме налогов, которые поступают в распоряжение государства, взимаются путем косвенных налогов, т.е. объектом налогообложения является не только доход или прибыль, но и расходы субъектов хозяйствования.

. Налоговая система не стимулирует предпринимательские структуры всех форм собственности накапливать финансовый капитал и инвестировать его в основные и оборотные активы.

. Налоговая система нестабильна, как по видам налогов, базе налогообложения, налоговым ставкам, так и в методике вычисления налогов, сроков и порядка введения их в действие.

Существует еще довольно много недочетов налоговой системы, видно, что принципы, заложенные в законах реализуются плохо. Поэтому главными направлениями налоговой политики должны стать создание условий для динамичного развития предприятий и отраслей народного хозяйства, которые имеют тенденцию быстрого оборота финансового капитала, максимального роста объемов производства и прибыли; расширения сферы малого бизнеса; увеличения благосостояния населения за счет социальной направленности бюджетных расходов; увеличение роли прямых налогов, и в частности налогов на прибыль.

Список использованной литературы

  • Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 2002 -№6 стр.37-39
  • Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета - 2002 г. - 17 июля.
  • Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. - М., 1998г.
  • Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. - Алматы, 1999 г.
  • Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» Алматы: БАСПА, 2001г.
  • Налоговые системы зарубежных стран: Содружество независимых государств. М.Р. Бобоев, Н.Т. Мамбеталиев, Н.Н. Тютюрюков.
  • Налоговая эволюция.В Казахстане принят новый Налоговый кодекс. "Нефтегазовая Вертикаль" №14/2001г.
  • 10 лет Содружества Независимых Государств М: Статкомитет СНГ, 2001г.
  • Шамиль Абдулкадыров. От налога, как от судьбы // Ковчег - 28 ноября - 2003г.

Похожие работы на - Налоговая политика Республики Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!