Вопросы развития мирового рынка природного газа

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    492,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вопросы развития мирового рынка природного газа

Содержание

Введение

Вопросы развития мирового рынка природного газа

Выводы и перспективы

Список источников

Введение

Тема контрольной работы «Вопросы развития мирового рынка природного газа» по дисциплине «Мировая экономика».

Благодаря своему благоприятному географическому положению Украина является важным транспортным коридором, своеобразным мостом, объединяющим один из крупнейших регионов потребления природного газа - страны ЕС (на которые в 2010 г. приходилось 15,5% его мирового объема) - с Россией, где сконцентрировано большое количество запасов этого энергоресурса (44,8 трлн. м3, или 23,9% его мировых запасов). Доля российского экспорта природного газа, транспортируемого по территории Украины, слишком высока. В 2009-2010 гг. на отечественную ГТС приходилось около 70% российского газового экспорта в Европу. Доходы от транзита являются экспортом услуг, а потому положительно влияют на текущий счет платежного баланса Украины и являются одним из его основных компонентов. В 2009 г. прибыли от транзита природного газа по территории Украины составили 1,96 млрд. дол., то есть около 1,7% ВВП, 3,6% экспортных доходов и 5,3% доходов государственного бюджета. В 2011 г. прибыль нашего государства от транзита природного газа (по сравнению с 2009 г.) почти удвоилась и достигла уже 3,2 млрд. дол..

Рынок природного газа является важной подсистемой энергоресурсного обеспечения экономики и его эволюции, в силу чего его изучают при помощи методологии и понятий, применяемых для исследования систем. Одним из ключевых понятий в рамках синергетического и некоторых других подходов является самоорганизация. Украина как транзитер природного газа зависит от процессов, происходящих на мировом и региональном рынках природного газа. Потому ее перспективы в этом отношении (с позиций возможности использования транзитного потенциала) зависят не только от внутренних факторов (в частности, действий правительства), но и от внешних. Таким образом, сегодня актуальны обсуждение всего нового, что появляется на международном рынке природного газа, и выяснение того, как это новое повлияет на транзитный потенциал Украины.

Транзитному потенциалу Украины (в частности, в сфере газоснабжения) посвящено много публикаций. Фактически все исследователи единодушны в том, что Украина использует его недостаточно. Однако причиной такой ситуации называют, прежде всего, внутренние факторы (в частности, политические, экономические, технические, технологические). Предполагается, что эти факторы (если они являются внутренними) подконтрольны правительству Украины и при надлежащей государственной политике могут быть использованы для повышения ее транзитного потенциала. Но при этом не учитывается, что внешние рынки (в частности, рынок природного газа) - это сложные системы, которые эволюционируют. Оценивание высокого транзитного потенциала Украины базируется на состоянии рынка в XX в. В конце первого десятилетия XXI в. обозначились несколько существенных процессов, которые обусловили начало изменений в порядке, сложившемся на мировом рынке природного газа в конце XX в., и которые непосредственно затрагивают потенциал Украины в сфере транзита природного газа. Не приуменьшая значения внутренних резервов использования транзитного потенциала, следует учитывать объективные условия, его формирующие. Высокий транзитный потенциал, который действительно имела Украина в последние десятилетия прошлого века (и который использовался далеко не в полной мере), еще не означает, что на данном этапе международный рынок природного газа отводит нашему государству такой же потенциал в той схеме, по которой сам он переорганизовывается сегодня.

Поэтому цель нашей работы заключается в анализе процессов самоорганизации, происходящих на мировом рынке природного газа, и оценке их влияния на потенциал Украины в сфере транзита этого ресурса.

Вопросы развития мирового рынка природного газа

Рассмотрим кратко, что представляет собой мировой рынок природного газа как системное образование. Как и любая система, этот рынок входит в системное образование более высокого уровня - рынка энергоресурсов. Природный газ играет значительную роль в энергообеспечении современной цивилизации. Причем за последние 25 лет его доля на общем рынке энергоресурсов выросла с 16% до 21,1% (рис. 1).

По прогнозам специалистов Международного энергетического агентства (МЭА), в будущем значение природного газа в энергообеспечении ни в коем случае не ослабнет. По базовому сценарию прогнозируется, что в мире в 2030 г. удельный вес природного газа в структуре энергоресурсов достигнет 21,1%. Таким образом, природный газ и в дальнейшем будет играть определяющую роль в энергообеспечении экономики. Кроме того, он используется (хоть и небольшая доля) в качестве сырья для химической промышленности.

Как и любая система, мировой рынок природного газа имеет определенный порядок организации, под которым мы понимаем правила взаимоотношений между активными субъектами, определяющие глобальную структуру потоков природного газа. Чтобы разобраться, как обозначенная структура формируется, выделим факторы, под влиянием которых это происходит.

Активные субъекты на международном уровне - это крупные коммерческие структуры (как правило, ТНК, занимающиеся добычей природного газа, его геологической разведкой, транспортировкой и т. п.). Между тем энергетический сектор стратегически важен с точки зрения государственной безопасности, что, в свою очередь, обусловливает определяющую роль государства на рынке природного газа. В большинстве стран государство контролирует ведущие компании, занимающиеся добычей и распределением газа. Из-за этого многие компании действуют на рынке природного газа не только как коммерческие структуры, но и как агенты государственной политики. Общей тенденцией почти всех государств являются попытки диверсифицировать поставки природного газа в географическом разрезе - с тем, чтобы ослабить зависимость энергобезопасности своей страны от политических решений остальных стран. Следовательно, стремление правительств отдельных стран диверсифицировать импорт природного газа является одним из факторов влияния на конфигурацию мирового рынка природного газа.


Впрочем, существует еще один фактор, который во многих случаях делает невозможной существенную диверсификацию. Проблема в том, что расходы на транспортировку газа слишком высоки, намного выше, чем на транспортировку нефти 9. В силу этого, как правило, газ импортируется из стран, которые географически расположены ближе всего, причем расстояние по суше может быть больше, чем по морю (ведь в последнем случае расходы на транспортировку довольно высоки).

Действие этих факторов обусловливает конгломератную структуру мирового рынка природного газа: он включает три основные составляющие - подсистемы, имеющие собственные ГТС и механизмы ценообразования.

. Крупнейший международный рынок природного газа - европейский. В той конфигурации, которая сложилась в конце XX в., доминировали поставки природного газа из России и (намного меньшие) из Норвегии. Такая ситуация определяла и высокий транзитный потенциал Украины, географически расположенной на кратчайшем пути транспортировки природного газа от районов его добычи в Европу (основным потребителем российского природного газа является Германия). На европейском рынке ценообразование на этот ресурс осуществлялось с учетом биржевых цен на нефть, а формулы определения цен на него закладывались в контракты. Исключением в данном сегменте следует считать Великобританию, где ценообразование на импортируемый природный газ длительное время осуществляется по спотовым ценам.

. Второй по размеру международный рынок природного газа - североамериканский региональный рынок, почти на 100% построенный на импорте природного газа в США. Преимущественно в этом сегменте в качестве экспортера выступает Канада, а в значительно меньшей степени - несколько стран Карибского бассейна (при этом наибольший удельный вес приходится на поставки сжиженного газа из Тринидада и Тобаго). Ценообразование на природный газ происходит по спотовым ценам. Такое отличие в ценообразовании на него объясняется тем, что в США и Великобритании продавцами природного газа являются много небольших и средних компаний, тогда как в Европе на его международный рынок выходит незначительное количество крупных предприятий.

. Третий по размеру региональный сегмент мирового рынка природного газа - азиатско-тихоокеанский, базирующийся на импорте природного газа в Японию и Южную Корею. При этом его главными экспортерами являются Индонезия и Малайзия. Ценообразование на этот ресурс осуществляется с учетом цен на нефть.

Остальные регионы мира нельзя считать региональными рынками с определяющими масштабами купли-продажи природного газа, хотя страны Африки, Ближнего и Среднего Востока выступают его экспортерами в мировых масштабах (в частности, в европейском сегменте мирового рынка этого ресурса).

Связи между обозначенными сегментами мирового рынка природного газа существуют и усиливаются, но они еще недостаточно прочны, чтобы обеспечить единые мировые цены на него.

Рассмотрим динамику потребления природного газа в Европе - регионе, который определяет транзитный потенциал Украины (рис. 2).

Если проанализировать данные рисунка 2, то можно прийти к выводу, что в начале XX в. темпы увеличения потребления природного газа в Западной Европе существенно замедлились, хотя до этого на протяжении 20 лет наблюдался почти линейный их рост. Такую ситуацию специалисты объясняют все большей обеспокоенностью правительств этого региона экологическими проблемами (в частности, сокращением выбросов парниковых газов в атмосферу). Специалисты МЭА прогнозируют к 2035 г. среднегодовой рост потребления природного газа в Европе в базовом сценарии на 0,7%, а при условии проведения новой экологической политики - соответственно, на 0,5%.

Если вспомнить классический синергетический эффект - возникновения когерентного излучения в лазере, то в нашем случае роль "накачки" играет усиление неопределенности дальнейшей участи человечества в связи с ухудшением экологической ситуации. Как следствие, подобно атомам в кристалле рубина, правительства переходят на новый уровень, характеризующийся переориентацией экономической политики на такое потребление энергоресурсов, которое способствует уменьшению выбросов парниковых газов.

Совместные действия правительств влекут за собой смену глобальной тенденции к увеличению потребления природного газа, которая наблюдалась в XX в., на тенденцию к стабилизации объема его потребления. Поэтому следует согласиться с мнением аналитиков Немецкой консультативной группы, работающей в Украине, о том, что существенное увеличение потребления природного газа в Европе маловероятно.

В будущем главную роль в повышении потребления природного газа на Земле отводят Китаю и Индии, где средний прирост потребления этого ресурса к 2035 г. оценивается специалистами в базовом сценарии, соответственно, в 7,7% и 6,5% ежегодно.

Следовательно, одной из характеристик новой организации мирового рынка природного газа является стабилизация объемов потребления этого ресурса в его европейском сегменте. В будущем вероятность существенного увеличения потребления природного газа в Европе низка. Рассмотрим еще один фактор, обусловивший ряд тенденций, влияющих на переорганизацию мирового рынка природного газа, - производство сжиженного природного газа (СПГ).

Интенсификация такого производства повлияла на мировой рынок этого энергоресурса несколькими путями.


Экспорт-импорт сжиженного природного газа не привязаны жестко к стационарным ГТС. Это позволило многим правительствам в той или иной степени диверсифицировать поставки природного газа, что является составляющей энергобезопасности большого количества стран. В частности, сжиженный газ играет важную роль в газоснабжении европейских государств. Импорт СПГ в Европу развивается довольно динамично (рис. 3).Если с 2007 по 2009 г. импорт СПГ в Европу увеличился приблизительно на 30%, то только за 2010 г. этот показатель составил 27,2%. Есть основания ожидать, что такая динамика будет продолжаться, поскольку мощности импорта СПГ в Европу растут.

Как и в отношении потребления, синхронные действия правительств многих европейских стран по диверсификации экспорта обусловили необходимость перестройки структуры источников газоснабжения в европейский регион, в которой России отводится все меньшая роль (рис. 4).

природный газ транзитный мировой рынок

Согласно рисунку 4, роль России в поставках природного газа в Западную, Центральную и Восточную Европу остается значительной, однако в XXI в. она не является решающей. Фактором, выступающим своеобразной "накачкой" и побуждающей правительства к переходу в "новое состояние", являются опасения политического вмешательства России в процессы газоснабжения. Увеличение производства сжиженного газа предоставило правительствам стран дополнительные возможности реализовать политику диверсификации источников газоснабжения.

Сегодня сжиженный газ становится тем фактором, который все больше связывает основные, ранее обособленные друг от друга, сегменты мирового рынка природного газа в его единый, глобальный рынок. В качестве примера обеспечения связи между сегментами глобального рынка этого ресурса приведем ситуацию 2009 г. в США, когда из-за увеличения добычи так называемого "сланцевого" газа спрос на импортный природный газ сократился, что вызвало падение цен на него на североамериканском газовом рынке. Как следствие, импорт этого продукта стал экономически невыгодным, поскольку европейские цены на него выросли. Это, в свою очередь, обусловило направление больших объемов сжиженного газа, который поставлялся в США, на европейский рынок (прежде всего, со стороны Тринидада и Тобаго). Соответственно снизилась цена на природный газ и в Европе.

Но расширение производства сжиженного газа обусловило намного большее влияние переорганизации мирового рынка природного газа по новому образцу, чем просто усиление связей между его ранее разрозненными географическими сегментами. Это влияние сказалось на переориентации ценообразования на природный газ с контрактных цен, привязанных к биржевым ценам на нефть, на спотовые цены на СПГ. Длительное время цены на природный газ колебались синхронно с ценами на нефть. Впрочем, в 2009-2010 гг., о чем уже шла речь, в США значительно выросло производство так называемого "сланцевого" газа - природного газа, который считался не доступным для промышленной добычи, из-за чего возник избыток предложения сжиженного газа.

На рисунке 5 показана степень превышения максимальной цены на природный газ над минимальной на мировом рынке.

Длительное время существовала тенденция к уменьшению разницы между ценами на природный газ в разных регионах. Но излишек предложения сжиженного газа обусловил отрыв спотовых цен на СПГ от биржевых цен на нефть, что проявилось в усилении региональных различий в ценах, поскольку в 2010 г. спотовые цены на природный газ в США составляли 4,39 дол. за 1 млн. британских тепловых единиц (БТЕ), тогда как связанная с ценами на нефть стоимость природного газа в Японии - соответственно, 10,91 дол..

По данным агентства "Bloomberg", предоставляемым Интернет-источниками, в феврале 2011 р. в Европе биржевые котировки на нефть "Brent" были более чем вдвое выше, чем на природный газ, если сравнивать их по энергетическому эквиваленту. Соответственно, и рыночные цены на СПГ в Европе в течение 2009-2010 гг. иногда были на 120-150 дол. за 1 тыс. м3 ниже, чем цены на газ российского "Газпрома" по долгосрочным контрактам. В свою очередь, такая разница привела к тому, что в названный период европейские компании существенно сократили закупки российского природного газа, а его крупнейшие потребители пожелали изменений в ценовой формуле для этого продукта с учетом в ней спотовых цен на СПГ. Такие изменения были введены, и с 2010 г. около 15% российского природного газа поставляется в некоторые европейские страны с учетом в его цене спотовых индексов.


Как результат, в Европе переформатируется ценообразование на газовом рынке. В 2010 г. в регионе фактически сложился двухуровневый рынок природного газа. Так, в континентальной Европе около 67% этого ресурса было реализовано по ценам, привязанным к биржевым котировкам на нефть и нефтепродукты, а 33% - по значительно более низким спотовым ценам европейского рынка СПГ. Причем спотовая торговля развивается здесь достаточно высокими темпами. Согласно данным МЭА, в 2010 г. на 7 европейских спотовых рынках природного газа - "Zeebrugge" (Бельгия), TTF (Нидерланды), NCG (Германия), "Gaspool" (Германия), PEG (Франция), PSV (Италия) и CEGH (Австрия) - физический объем торговли увеличился со 100 млрд. м3 до 140 млрд. м3.

Следовательно, в сфере ценообразования переорганизация европейского рынка природного газа происходит в направлении применения спотовых цен. Это непосредственно влияет на транзитный потенциал Украины. Так, вследствие конъюнктурных колебаний на спотовом рынке этого продукта и проведения европейскими странами политики диверсификации газоснабжения, в 2009 г. "Газпром" фактически транзитировал его только 95,8 млрд. м3, хотя законтрактовано было 116,9 млрд. м3. Поэтому в будущем следует учитывать, что в случае отрыва спотовых цен на природный газ от контрактных, применяемых "Газпромом", его продукция становится неконкурентоспособной по цене, следствием чего является сокращение объемов ее транзита по сравнению с запланированными.

Еще одним важным фактором влияния на переорганизацию европейского рынка природного газа является политический аспект взаимосвязей Украины и России. Как уже указывалось, экспорт-импорт природного газа находятся под усиленным государственным влиянием во всех странах, и в этих в частности. Взаимоотношения Украины и России в газовой отрасли характеризуются большой напряженностью. Рассмотрение сути политических разногласий между правительствами обеих стран в этой сфере выходит за рамки нашей статьи, однако такая напряженность влечет за собой неуверенность европейских стран в обеспечении поставок газа из России через Украину. Как следствие, и у России, и у ЕС есть стремление построить транзитные пути газа (трубопроводы), обходя Украину. Среди запланированных таких проектов - "Северный поток" (55 млрд. м3; первая нить газопровода была введена в эксплуатацию в ноябре 2011 г., а вторая планируется на IV кв. 2012 г.), "Набукко" (31 млрд. м3), "Белый поток" (32 млрд. м3), "Южный поток" (63 млрд. м3). По оценкам экспертов, в случае успешного завершения всех этих проектов Россия может сократить объемы природного газа, транзитируемого через украинскую ГТС, до 45-50 млрд. м3 в год к 2015 г. и даже до еще более низкого уровня - к 2020 г., что означает серьезное уменьшение доли Украины в транзите российского природного газа (в частности, возможное ее сокращение оценивается с теперешних 60% до 30% в будущем).

Не исключается, что доля Украины в транзите российского природного газа и не подвергнется большому сокращению, но следует признать: общая тенденция к увеличению трубопроводных мощностей, которые не будут проходить по территории Украины, сомнений не вызывает.

Наконец, рассматривая тенденции в эволюции европейского газового рынка, нельзя оставить без внимания так называемый "фактор сланцевого газа", для добычи которого нужны специальные технологии и который пока в ощутимых масштабах добывается лишь в США. Однако для Европы залежи этого ресурса имеют большое значение, и прежде всего - для Польши, которая, по состоянию на июль 2010 г., выдала 58 лицензий (в частности, компаниям "Chevron", "Lane Energy", BNK, "Exxon" и "ConocoPhillips") на поиск сланцевого газа.

И хотя сегодня нет уверенности в отношении реальных запасов сланцевого газа в Европе и перспектив его добычи, все же диапазон соответствующих оценок довольно широк. В частности, предварительно в перспективе объемы добычи этого ресурса составляют от 15 млрд. м3 в год в 2010 г. до 30 млрд. м3 в 2015 г. и 120 млрд. м3 к 2020 г.. Можно по-разному оценивать корректность приведенных показателей, но есть высокая вероятность того, что Европа увеличит добычу такого газа на собственной территории.

Следовательно, нужно заметить, что в начале второго десятилетия XXI в. мировой рынок природного газа и его европейский сегмент переорганизовываются по новому образцу (табл. 1).

Таблица 1 Характеристики порядка и правил функционирования мирового рынка природного газа и его европейского сегмента

Составляющие

Характеристики порядка функционирования мирового и европейского рынков природного газа


с середины XX в.

в конце первого десятилетия XXI в.

Объемы потребления

Динамичный рост

Стабилизация, возможность незначительного сокращения

Связи между географическими сегментами

Незначительные

Значительные из-за возможности перемещения сжиженного газа между географическими регионами, между которыми отсутствуют стационарные ГТС

Ценообразование

Контрактная цена, привязанная к ценам на нефть

Рыночные спотовые цены, привязка контрактных цен к спотовым

Собственное производство

Ограничено запасами и доступностью природного газа на территории страны (региона)

Расширение за счет добычи газа, который ранее считался недоступным

Источники поставок

Доминирование одной или нескольких стран-поставщиц

Пути поставок

Один или несколько каналов поставок

Максимально широкая диверсификация каналов поставок

Выводы и перспективы

Следует констатировать, что мировой рынок природного газа и его европейский сегмент переорганизовываются таким образом, что транзитный потенциал Украины будет существенно уменьшен. Этому способствуют тенденции, обусловленные скооперированными (синергетическими) действиями правительств европейских государств.

.Все большая диверсификация источников газоснабжения в европейские страны.

Это обусловливает перестройку архитектуры европейской региональной системы газоснабжения, в которой России будет отводиться все меньшая роль за счет увеличения поставок газа из Норвегии и Алжира, а также сжиженного газа из ряда африканских стран, стран Ближнего и Среднего Востока, Тринидада и Тобаго (Карибский бассейн). Соответственно, меньше будет и роль Украины как государства - транзитера природного газа. Такая тенденция обусловлена законным стремлением государства - поставщика этого ресурса (в данном случае России) ослабить влияние политических факторов на газоснабжение.

. Неконкурентоспособность контрактной цены на российский природный газ в Европе из-за роста добычи СПГ и развития спотовых рынков этого продукта. Как следствие, спрос на российский газ будет уменьшаться за счет не только политических факторов, но и экономических (конъюнктурных). Такая тенденция (как и первая) негативно влияет на транзитный потенциал Украины.

. Все большая диверсификация путей транзита российского природного газа в Европу.

Эта тенденция обусловлена искренним стремлением правительств европейских государств ослабить свою зависимость от политических взаимоотношений Украины и России в сфере потребления российского природного газа, а также расчетов за него и его транзит. Как подтверждают события прошлых лет, такие взаимоотношения Украины и России могут иметь прямое влияние на поставки природного газа в Европу. Это отводит Украине как транзитеру российского природного газа еще меньшую роль, усиливая первую из обозначенных тенденций.

. Интенсификация работ по освоению технологий добычи природного газа, который ранее считался недоступным, - в частности, так называемого "сланцевого" газа, большие залежи которого есть в Польше. Понятно, что те объемы природного газа, которые вероятно будут добываться в этой стране, будут замещать российский, а следовательно, в Европу через украинскую ГТС этого ресурса будет транспортироваться меньше.

. Ослабление роли Европы как потребителя природного газа вследствие переориентации политики правительств европейских стран на уменьшение выбросов парниковых газов. Вероятным является усиление роли азиатских государств (прежде всего, Китая и Японии) как потребителей природного газа на мировом рынке. Понятно, что Украина останется в стороне от транзита этого продукта в названный регион.

Все эти тенденции в перестройке мирового рынка природного газа и его европейского сегмента негативно повлияют на транзитный потенциал Украины.

Итак, относительно Украины можно прийти к такому выводу. Три (первая, четвертая и пятая) тенденции полностью находятся вне влияния правительства Украины. К сожалению, следует констатировать, что современный мировой рынок природного газа переорганизовывается так, что в среднесрочной перспективе Украина как транзитер природного газа будет играть все меньшую роль. В будущем ожидать увеличения объемов транзита природного газа по нашей территории оснований тоже нет.

Вторая и третья из названных тенденций частично контролируемы правительством. Влиять на вторую тенденцию правительство может через установление формулы уплаты за транзит природного газа по образцу "поставляй или плати". Это даст Украине возможность получать гарантированную плату на контрактный объем такого транзита в случае, если "Газпром" не захочет поставлять этот продукт европейским потребителям по сниженным ценам. Хотя полностью контролировать этот фактор правительство Украины не способно, все же частично нивелировать его негативное влияние на доходы нашего государства от транзита природного газа возможно.

Влиять на третью тенденцию правительство Украины сможет за счет взвешенной политики взаимоотношений с Россией как в сфере поставок природного газа в Украину, так и в части его транзита по нашей территории в Европу. Конфликты в газовой отрасли образца 2009 г. не должны повторяться, поскольку вследствие них Украина станет утрачивать имидж надежного партнера, а следовательно, будут усиливаться стремления правительств европейских государств, да и самой России, диверсифицировать пути поставок российского природного газа в Европу.

В целом следует признать, что процессы самоорганизации на мировом рынке природного газа способствуют сокращению транзитного потенциала Украины. Это объективный факт, он должен быть принят во внимание при планировании валютных поступлений на текущий счет и в государственный бюджет. Соответствующие действия правительства Украины целесообразно направлять на максимальное сохранение транзитного потенциала, который отводится нашему государству не зависящими от него процессами самоорганизации в европейском сегменте мирового рынка природного газа, а также на поиск источников для замещения прибылей от транзита российского природного газа, которые объективно будут сокращаться в перспективе. В работе проанализированы главные тенденции развития мирового рынка природного газа и его европейского сегмента; выделены основные черты состояния, к которому эволюционирует европейский рынок газа; доказано негативное влияние переорганизации рынка газа на транзитный потенциал Украины.

Список источников

1.      BP Statistical Review of World Energy- 2011 (June) (<http://www.bp.com/assets/bp_internet/>globalbp/globalbp_ uk_english /reports _and_publications/statistical_energy_review_2011/STAGING/ local_assets/spreadsheets/statistical_review_of_world_energy_full_report_2011 .xls).

2.      Захманн Г.,Науменко Д. Наслідки останніх подій на світовому та європейському ринках природного газу для України. Серія консультативних робіт. Інститут економічних досліджень та політичних консультацій. Німецька консультативна група. 2010. № РР/06, с. 5 (http://www.ier.com.ua/riles/publications/Policy_papers/German_advisory_ group/2010/ PP_06_2010_ukr.pdf <http://www.ier.com.ua/riles/publications/Policy_papers/German_advisory_%20group/2010/%20PP_06_2010_ukr.pdf>).

3.      За транзит газу в 2011 році Україна отримала 3,2 мільярда доларів. "Хрещатик" от 6 апреля 2012 г. (<http://www.kreschatic.kiev.ua/ua/4069/art/1333650722.html>).

.        Мініна О. В. Сучасний стан транзитної спроможності України в контексті євро-азіатської інтеграції. "Вісник Чернігівського державного технологічного університету" № 44, 2010 (<http://www.nbuv.gov.Ua/portal/Soc_Gum/Vcndtu/2010_44/7.htm>)

5.      Ковбатюк М. В., Гончаренко Я. В. Оцінка перспектив розвитку транзитного потенціалу України. "Водний транспорт" (36. наук, праць) Вип. 10, 2009 (http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Vodt/2009_10/ 13_Ocinka_perspektyv_rpzvytku.pdf)

.        Світлична О. Ю. Механізми забезпечення реалізації зовнішньоторговельної діяльності країни: транспортний і транзитний потенціали. "Теорія та практика державного управління" № 4, 2010 (<http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Tpdu/>2010_4/doc/5/05.pdf).

7.      Key world energy statistics, p. 46.

.        Key world energy statistics. International energy agency, p. 6 (<http://www.iea.org/textbase/nppdf/free/2010/key_stats_2010.pdf>).

9.      Международная торговля природным газом (<http://dolgikh.com/index/0-41>).

10.    Are we entering a golden age of gas? World energy outlook 2011. IEA, 2011, 131 p.

.        BP Statistical Review of World Energy - 2011 (June).

12.    Тарнавский В. В Европе фактически сложился двухуровневый рынок природного газа (http://www.uaenergy.com.Ua/ c225758200614cc9/0/ el7acabd5a9e682bc22578al00438fa8 <http://www.uaenergy.com.Ua/%20c225758200614cc9/0/%20el7acabd5a9e682bc22578al00438fa8>

13.    Are we entering a golden age of gas? World energy outlook 2011, p. 75.

14.    Росіяни завершили зварювати другу нитку "Північного потоку". "Gazeta.ua <http://Gazeta.ua>" от 29 июня 2012 г. (<http://gazeta.ua/articles/business/_rosiyani-zavershili-zvaryuvati-drugu-nitku-pivnichnogo-potoku/443229>).

15.    Pirani S.,Stern J.,Yafimava К. The April 2010 Russo-Ukrainian gas agreement and its implications for Europe. Oxford Institute for Energy Studies № G42,2010 (<http://ua-energy.org/>upload/files/NG42.pdf).

Похожие работы на - Вопросы развития мирового рынка природного газа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!