Физические упражнения во время и после родового периода. Физические упражнения для новорожденного до года

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физические упражнения во время и после родового периода. Физические упражнения для новорожденного до года

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.А.И.ГЕРЦЕНА








Реферат по дисциплине физическая культура

на тему:

«Физические упражнения во время и после родового периода. Физические упражнения для новорожденного до года».

Выполнила

студентка факультета экономики:

курса 4 группы

Салиндер Яляни.

Проверил Заведующий каф.

Физ. Культ., к.п.н.,

профессор В. С. Кунарев.



Санкт-Петербург, 2012.

Оглавление

Введение

Глава 1. Упражнения во время беременности, родов и после них.

.1 Примерные упражнения для беременных на раннем сроке

.2. Примерный комплекс физических упражнений в послеродовом периоде.

Глава 2. Массаж и гимнастика для здорового ребенка до года

.1. 1-3 месяца

.2. 3-4 месяца

.3. 4-6 месяцев

.4. 6-9 месяцев

.5. 9-12 месяцев

.6. Противопоказания к массажу и гимнастике

Заключение.

Список используемой литературы

Введение

Как только женщина почувствует, что забеременела, ей следует немедленно обратиться за медицинской помощью в женскую консультацию. Как правило, она так и поступают, так как желает удостовериться в том, что все идет нормально. К тому же она стремится наладить постоянный контакт с человеком, от которого можно получить квалифицированный совет по всем вопросам, связанным с рождением ребенка, и который сможет организовать ей место в родильном доме или, при необходимости, в дородовом отделении больницы.

Случается и так, что будущая мать дисциплинированно посещает все подготовительные занятия в родильном доме или где-нибудь еще - и только для того, чтобы во время родов понять, как мало она знает, необходимого именно для процесса родов. Нет ничего более обескураживающего для женщины, чем понимание того, что ее неправильно информировали, неверно направили в осмыслении ее роли в процессе рождения ребенка. Превратное обучение гораздо хуже, чем полное его отсутствие, поскольку оно отнимает у женщины доверие к учителям и помощникам.

Кроме чтения научных лекций о беременности и родах, женщину необходимо научить еще правильно дышать и расслабляться - без этих знаний нельзя ожидать нормального течения родов.

А возможно и такое: на каждым занятии рассказывается о совершенно безболезненных родах.

Женщины, получившие неадекватную подготовку, часто испытывают глубокое разочарование, когда при отклонении от нормального течения беременности и родов им требуется помощь.

Репродукция - это не болезнь, а естественная физиологическая функция. Наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить женщине во время беременности хорошее здоровье, как психическое, так и физическое, свести к минимуму дискомфорт во время родов, необходимость медицинского вмешательства, а также гарантировать появление на свет абсолютно здорового малыша.

Также мы рассмотрим комплекс занятий с упражнениями и массажем для ребенка первого года жизни, ведь после родов стоит заботиться о здоровье малыша вдвойне.

Глава 1. Упражнения во время беременности, родов и после них

Во время беременности самое время для активных нагрузок. Следует гулять, плавайте, , активно делать гимнастику. Хороши также занятия йогой. Также можно импровизировать дома. Во многих городах России есть специальные группы танцев и движения для беременных и прошедших роды мам. Это хорошее место, где можно познакомиться с другими мамами.

Опыт проведения занятий беременной показал, что беременные легко усваивают рекомендованные приемы, они лучше переносят беременность и сами положительно оценивают в родах результаты подготовки. Роженицы с аутогенной тренировкой воспринимали длительность родов гораздо короче, чем они продолжались в действительности, так как начало родов происходило без болевых ощущений.

Таким образом, физкультура и психо-профилактическая подготовка, названные комплексом физио-психо-профилактической подготовки беременных к родам, мобилизуют все физические и психические силы женщины для благополучного течения и исхода родов.

Все результаты обследования беременной и посещения занятий по психо-профилактике заносятся в специальную обменную карту, которая выдается на руки женщине для предоставления ее в родильный дом при госпитализации.

Итак, перейдем к описанию упражнений.

С целью физической подготовки к родам беременным рекомендуется проведение определенного комплекса гимнастических упражнений. Многочисленные наблюдения убедили врачей в том, что систематические занятия гимнастикой при беременности нормализуют, стабилизируют функциональные системы матери, обеспечивающие благополучное развитие плода, повышают защитные силы организма, адаптируют его к физическим нагрузкам в родах.

Под влиянием многократно повторяющейся мышечной работы организм приобретает способность к более быстрой и полной мобилизации ресурсов в момент предъявления к нему высоких требований и экономному их использованию. С этой точки зрения гимнастика во время беременности рассматривается как одно из мероприятий по предупреждению осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Комплекс гимнастических упражнений преследует цель последовательного включения в тренировку мышечных групп организма, принимающих активное участие в процессе родов. В связи с этим система физических упражнений разделяется на 3 комплекса, охватывающие сроки беременности до 16 нед., от 17-й до 31-й недели и от 32-й недели до родов.

Занятия гимнастикой в первые недели предусматривают обучение беременных навыкам полного дыхания, правильному напряжению и расслаблению мускулатуры тела, постепенной адаптации сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам. В комплекс включаются упражнения для тренировки мышц рук, ног, корпуса, брюшного и грудного дыхания.

Продолжительность выполнения упражнений должна составлять 15-20 мин.

Не следует выполнять упражнения, вызывающие резкое повышение внутрибрюшного давления (подъем прямых ног, переход из положения лежа в положение сидя, резкие наклоны и прогибания туловища). недопустимы упражнения, связанные с прыжками и резкими движениями. Гимнастика противопоказана беременным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в стадиях обострения; при туберкулёзе лёгких в фазе обострения; при всех острых воспалительных заболеваниях (эндометрит, тромбофлебит и др.); при заболеваниях почек и мочевого пузыря (гломерулонефрит, пиелоцистит и др.); при патологической беременности (токсикоз, кровотечения у беременных, привычный выкидыш).

1.1 Примерные упражнения для беременных на раннем сроке

Раздел занятия: вводный.

Исходное положение: стоя, сидя на стуле, на гимнастической скамейке.

УпражненияЦель занятийЧисло повторенийМетодические указанияДля дистальных (расположенных дальше от центра или срединной линии тела) и проксимальных (расположенных ближе к центру или срединной линии тела) отделов рук и ногУсиление периферического кровообращения5 - 7 разАмплитуду движений увеличивать постепенно, особенно в тазобедренных суставахДыхательные статические и динамическиеУвеличение вентиляции легких и газообмена4 - 5 разИспользуют динамические дыхательные упражнения, не вызывающие значительного повышения внутрибрюшного давления. Выполняют их с постепенным углублением дыхания.Ходьба простаяПостепенное увеличение нагрузки1 минутаДыхание произвольноеРасслабление отдельных мышечных группОбщее расслабление4 - 5 раз

Раздел занятия: основной

Исходное положение: cтоя, сидя на стуле, на полу, лежа на спине, на боку, коленно-кистевое положение.

УпражненияЦель занятийЧисло повторенийМетодические указанияДыхательные упражнения с участием передней брюшной стенки, грудное дыханиеОсвоение навыков раздельного глубокого дыхания4 - 5 разЧередовать выполнение этих упражненийСтатические дыхательные упражненияСнижение нагрузки в течение занятия3 - 4 разаИспользуют после упражнений с увеличенной нагрузкой, выполняют при общем расслабленииУпражнения для тазового дна и брюшного пресса. Упражнения в напряжении и расслаблении мышц тазового дна и брюшного прессаУкрепление и увеличение растяжимости мышц тазового дна. Укрепление мышц брюшного пресса. Освоение навыков расслабления тазового дна и брюшного пресса8 - 10 разАмплитуду движений наращивать осторожно, исключать упражнения, резко повышающие внутрибрюшное давление. Не задерживать дыхание во время выполнения упражнений для брюшного прессаУпражнения для туловища - повороты, наклоны, сочетание поворотов с наклонами и с движениями рук и ногКоординация движений. Тренировка сердечно-сосудистой системы5 - 6 разСочетание упражнений разного анатомического характера вводить постепенно

Раздел занятия: заключительный

Исходное положение: cтоя, сидя, лежа на спине.

УпражненияЦель занятийЧисло повторенийМетодические указанияУпражнения для рук и ног (чередование и сочетание этих упражнений)Постепенное снижение общей нагрузки5 - 6 разАмплитуда движений в крупных суставах несколько ограничена. Дыхание равномерноеСтатические и динамические дыхательные упражненияПостепенное снижение общей нагрузки4 - 5 разИспользуют динамические дыхательные упражнения с движениями рукУпражнения в общем расслабленииПостепенное снижение общей нагрузки3 - 4 разаВыполняют лежа на спине

Примерный комплекс упражнений первого периода беременности (первый триместр - 1-16 недель)

Вводная часть занятияКомплекс упражненийХодьба на месте или по кругу (если позволяет место)Руки в стороны вдох, руки вниз выдох - 15-30 секРуки на пояс, ходьба перекатами с пятки на носок - 15-30 секРуки на пояс, 4 шага на носочках, 4 шага на пятках, 4 шага на внешнем своде стопы, 4 шага поджав пальцы (если вы занимаетесь в носках) - до 1 мин. - профилактика плоскостопия, которое часто развивается у беременных от увеличения весаС высоким подниманием колена - 30-45 сек.С захлестыванием голени назад, к ягодице - 15-30 сек.Ходьба длинными выпадами, за один выпад руки делают круг вперед (4 шага), потом круг назад (4 шага) - 1-2 мин. - укрепление мышц малого таза и тазового днаИсходное положение (в дальнейшем - и.п.) ноги шире плеч, колени полусогнуты, руки за спиной согнуты и держат друг друга за локти. Ходьба в таком положении - ноги всегда шире плеч и полусогнуты - 1-2 мин - укрепление мышц малого таза и тазового днаВариант шага на месте: и.п.-стоя ноги вместе 1. "1"-шаг правой ногой вперед-вправо, на полную стопу 2. "2"-шаг левой ногой вперед-влево, на полную стопу после счета "2" вы должны оказаться в положении полуприседа, ноги шире плеч, стопы стоят на одной линии 3. "3"-шаг правой назад в и.п. 4. "4"-шаг левой назад в и.п. после счета "4" вы должны оказаться в и.п. стойка ноги вместе Движение рук в этом упражнении могут быть любые, кроме поднимания их наверх, например: И.п. руки согнуты в локтях перед грудью: · на "1" правая рука вперед · на "2" левая вперед · на "3" правая к груди в и.п. · на "4" левая к груди в и.п. И.п. руки на пояс: · на "1" правая в сторону · на "2" левая в сторону · на "3" обе руки вперед · на "4" руки на пояс И.п. руки вниз: · на "1" правая рука перед грудью, согнута · на "2" левая рука перед грудью, согнута · на "3" обе руки в стороны · на "4" руки вниз, в и.п.Ходьба с движениями рук: 1. шаг правой - правая рука вверх, левая вниз 2. шаг левой - правая за голову, левая на пояс 3. шаг правой - обе руки к плечам 4. шаг левой - правая на пояс, левая за голову 5. шаг правой - правая вниз, левая вверх 6. и все повторяется в обратном порядке Это упражнение способствует развитию координации движений, которая заметно ухудшается во время беременности. Выполнять до тех пор, пока не добьетесь правильного выполнения нескольких раз подряд, но не больше 5 минут. Также можно выполнять при ходьбе на месте.Основная часть занятияКомплекс упражненийУпражнения в исходном положении стояИ.п. стоя ноги на ширине плеч, наклонить голову вперед и расслабить руки - выдох; поднять голову и отвести руки назад - вдох. Наклонить голову направо (налево), скользя руками по бедрам, - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. 5-10 разСтоя, одна рука поднята наверх, другая на пояс, ноги на ширине плеч. Наклоны туловища в сторону по 4 раза в каждую сторону - 4-8 разСтоя ноги на ширине плеч. Наклоны вниз - руками достать пол - 6-10 разИ.п. стоя ноги на ширине плеч, поднять руки вперед и с силой сжать кисти в кулак - вдох, расслабить кисти рук, потряхивая ими 6-8 раз - выдох - 4-6 разИ.п. стоя ноги на ширине плеч, приподнять правую руку немного вверх, левую в сторону; левую ногу отвести назад и поднять. То же самое другой ногой, меняя положение рук - 4-6 раз.И.п. стойка ноги на ширине плеч. Присесть, руки вниз назад - выдох; встать - вдох - 8-12 разИ.п. стойка ноги на ширине плеч, кисти рук соединены сзади. Оттягивая руки вниз, прогнуться в грудной части позвоночника, одновременно втягивая задний проход, - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох - 10-20 раз - укрепляются мышцы тазового днаИ.п. стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Подняться на носки, руки в стороны - вдох. Полуприсед руки вперед - выдох - 5-10 разИ.п. ноги на ширине плеч, руки за головой. Наклониться вперед, руки вперед. Расслабить плечевой пояс, согнуть спину, руки свободно свисают вниз. Вернуться в исходное положение - 4-6 разСидя руки на поясе, ноги широко расставлены. Коснуться правой рукой носка левой ноги - выдох, вернуться в и.п. - вдох. Повторить другой рукой - 6-10 разСидя ноги в стороны, одна рука лежит на груди, другая на животе. Глубокое грудное дыхание - живот остается неподвижным, а грудная клетка на вдохе поднимается - 6-10 разУпражнения для укрепления мышц брюшного прессаЛежа на спине, ноги согнуты в коленях и немного расставлены. Руки за головой. Приподнимание плеч, локти расправлены, поясница лежит на полу, поднимаются от пола только лопатки - 2-8 раз. Начинать только с 2 раз, прибавляя каждое занятие по одному разу. Больше 8 раз делать не рекомендуется. Упражнение выполняется на выдохе, вернувшись в исходное положение - вдох. Темп выполнения медленный. После этого упражнения нельзя сразу выполнять следующее на укрепление мышц брюшного пресса - сделайте какое-нибудь упражнение на дыхание или растягивание мышц внутренней поверхности бедраНоги согнуты в коленях, немного расставлены, руки за головой. Одновременно приподнять плечи и согнутые ноги - локти касаются коленей. Вернуться в исходное положение и сделать вдох. Упражнение выполняется на выдохе - 2-8 раз. На первом занятии 2 раза, далее прибавлять по одному разу. После упражнения выполнить дыхательные упражнения или на гибкостьПравая нога согнута в колене, стопа стоит на полу, левая согнутая нога лежит на правой (пяткой на бедре правой ноги). Руки за головой. На выдохе правым локтем достать левое колено, левый локоть остается лежать на полу. Выполнить 2-8 раз одной рукой, затем поменять местами ноги и сделать столько же раз другой рукой. Укрепляются косые мышцы животаРуки за головой. Ноги скрестно подняты наверх. На выдохе приподнять плечи и выпрямляя руки достать пальцы ног. Вернуться в исходное положение и сделать вдох - 2-8 разУпражнения на гибкость и дыхательныеЛежа на спине ноги прямые, руки по полу скользят наверх - вдох, руки по полу скользят вниз к ногам - выдохЛежа на спине, ноги прямые. Одна рука лежит на животе, другая на груди. Чередование дыхания грудью и животом - 3 раза при вдохе должна подниматься рука, лежащая на животе; и 3 раза, лежащая на грудиЛежа на спине ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу. Руки вперед (пальцы направлены в потолок). Сделать глубокий вдох и на выдохе колени положить на пол в одну сторону, а руки в противоположнуюЛежа на спине прямые ноги подняты и разведены в стороны, руки лежат на бедрах. Пружинистые движения ног вниз, к полу. Руки помогают ногам опуститься вниз. Растягиваются мышцы внутренней поверхности бедраСидя по-китайски - стопы вместе, колени в стороны. Плавно опускать колени к полу, помогая себе рукамиЗаключительная часть занятияСтоя на коленях, руки вниз. Круговые движения плечами вперед и назад. 4-8 раз в каждую сторонуСтоя на коленях, одна рука поднята вверх, другая на пояс. Наклоны в сторону по 4 раза. 2-6 разМедленная ходьба на месте или по кругу в сочетании с глубоким равномерным дыханием. 2-4 минуты

После занятия пульс должен быть от 100 до 160 ударов в минуту.

С 17-й до 31-й недели особое внимание уделяется упражнениям, направленным на укрепление мышц брюшного пресса и спины, которые несут повышенную нагрузку из-за смещения центра тяжести, а также мышц стопы в связи с возможным уплощением и плоскостопием. Для этого используются движения, способствующие увеличению гибкости и пластичности позвоночника и тазовых сочленений, при этом многие упражнения выполняются с гимнастической палкой. В период максимальной функциональной нагрузки на сердце (28- 32 нед.) целесообразно уменьшить общую физическую нагрузку за счет введения большего количества дыхательных упражнений.

Широко используются движения для укрепления мышц ног с целью профилактики венозного застоя в нижних конечностях.

В 3-м комплексе упражнений особое значение придается развитию и закреплению навыков, имеющих применение в родовом акте: волевое напряжение и расслабление мышц брюшной стенки, тазового дна и тренировка дыхания с задержкой вдоха, выдоха и последующим полным расслаблением тела (релаксация). С этой целью используются упражнения, имитирующие позы при потугах.

В комплекс гимнастических упражнений вводятся приемы «обезболивания» родов, с которыми женщины знакомятся на занятиях по психопрофилактической подготовке к родам. В женской консультации обычно проводятся групповые занятия по гимнастике. Их проводят методист лечебной физкультуры или специально обученная медицинская сестра. При подборе гимнастических упражнений учитываются возраст женщины и особенность ее телосложения с целью соблюдения посильности выполнения физических нагрузок. При этом осуществляется контроль за частотой пульса, дыхания, величиной артериального давления до и после гимнастики, результаты заносятся в учетную карту, оформляемую на каждую беременную. После некоторого обучения женщины самостоятельно контролируют вышеуказанные физические параметры. Гимнастика продолжается 20-25 мин и завершается ультрафиолетовым облучением обнаженных беременных, которое особенно полезно зимой. Если в силу каких-либо причин беременная не может посещать занятия физкультурой в женской консультации, их можно самостоятельно проводить дома. Занятия проводятся в медленном темпе, каждое упражнение повторяется 3-5 раз. Нужно помнить о том, что после гимнастики не должна ощущаться физическая усталость, пульс должен быть в пределах нормы (60-80 ударов в минуту). После гимнастики рекомендуется несколько минут посидеть в кресле в расслабленной позе. Для упражнений рекомендуется иметь специальную спортивную одежду.

С целью психологической подготовки к родам организованы специальные занятия, на которые приглашаются женщины после 32 нед беременности. На этих занятиях беременная получает сведения о строении половых органов, о функции матки во время беременности и родов, о жизни внутриутробного плода. В последние годы в комплекс психопрофилактической подготовки начали с успехом вводить элементы аутогенной тренировки. Характерной особенностью этого метода является то, что сам тренирующийся включается в психотерапевтическую работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Цель аутогенной тренировки - привести основные системы организма в состояние мобилизации и эффективного выполнения «приказа» согласно волевому желанию человека. Аутотренинг во время беременности готовит эмоциональное состояние женщины к выполнению главной функции организма в родах - активной деятельности матки.

А. В. Терещенков в Ленинграде разработал вариант самостоятельной тренировки беременных и с успехом применил его на практике. Курс рассчитан на 9-10 занятий, продолжительность каждого занятия 7-10 мин. Цель 1-го занятия - научить женщину расслабляться: сначала надо расслабить мышцы лица, затем верхних и нижних конечностей. Для этого необходима удобная поза в кресле, голова должна свободно лежать на его изголовье, не вызывая напряжения мышц шеи. Занятие начинается с установления контроля над дыханием, которое должно быть спокойным, по возможности брюшным, с удлиненным выдохом. Сначала надо расслабить мышцы лица, лба, брови поставить в нейтральное положение, веки опустить, фиксировать взгляд немного внутрь и книзу, язык мягко приложить к верхним зубам, нижняя челюсть немного отодвинута вниз.

Повторить выполнение «маски релаксации» 2-3 раза. Расслабить мышцы шеи и затылка, затем следует расслабление мышц верхних конечностей. Обычно начинают с правой руки. Нужно мысленно представить руки свободно свисающими. Аналогичен порядок расслабления мышц ног. Занятия заканчиваются активным выходом из состояния мышечного расслабления. 2-е занятие: преднамеренное усиление ощущений тяжести и тепла в руках и ногах. Для этого необходимо ярко представить себе эти ощущения, словесно, в виде самоприказа.

Предлагается повторять про себя: «Я хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Руки и ноги тяжелые и теплые». Сокращая фразу от пожелания «Я очень хочу» переходим к утверждению «Руки и ноги стали тяжелые и теплые». После самоприказа установите, как он повлиял на ощущения. К концу занятия нужно добиться ощущения максимального отдыха и телесного покоя. 3-е занятие: дыхательная гимнастика. Она состоит в правильной регуляции продолжительности вдоха, выдоха, паузы после выдоха.

Выполняется под устный счет.

Условно делится на 4 этапа:3/2 2 3/4 2 3/5 2 3/6 2; 4/6 2 4/7 2 4/8 2;5/8 3 6/8 3 7/8 3 8/8;7/8 3 6/7 3 5/6 3 4/5 2 4/4 2 2/3 2.

На I этапе постепенно увеличивают продолжительность выдоха до тех пор, пока он не станет в 2 раза длиннее вдоха. На II этапе пауза после выдоха равна половине вдоха. На III этапе удлиняют вдох и паузу после выдоха. На IV этапе дыхание постепенно возвращается к исходному. Продолжительность дыхательной гимнастики около 4 мин.

Во время 4-г о занятия повторяется предыдущая программа занятий и предлагается следующая формула самоприказа для вызывания ощущения тепла в животе: «Я очень хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным теплом. Очень хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным теплом. Хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным теплом. Мой живот прогрелся приятным глубинным теплом. Живот прогрелся приятным теплом. Живот прогрелся». Требуется не простое повторение формул, а эмоциональное переживание их. Это занятие фактически подготавливает беременную к органо-тренировке, т. е. выполнение приказа адресовано органам брюшной полости.

На 5-м занятии предлагаются упражнения на регуляцию сердечной деятельности. Саму тренировку начинают с повторения предыдущих упражнений: сосредоточив внимание на левой руке, надо представить ее свисающей и спускающейся в ванну с тепловатой водой. Уровень воды от кончиков пальцев постепенно разогревается от чуть теплой до приятно горячей. Теплая волна поднимается от руки вверх и появляется ощущение тепла в левой половине грудной клетки. Ощущение тепла в левой руке сопровождается расширением коронарных сосудов сердца, что улучшает питание сердечной мышцы.

-е занятие предусматривает другой вариант упражнений для сердца. Нужно представить, что в левой руке - теннисный мяч. По команде начинается мысленное сжатие его в ритме дыхания. На вдохе - мяч мысленно сжимается, на выдохе - отжимается. Темп движений кисти ускоряют, а ритм дыхания - прежний. Движения продолжаются 1 1/2-2 мин. Обычно после упражнения появляется ощущение легкой мышечной усталости в левой руке и выраженного тепла с распространением на левую половину грудной клетки.

На 7-м занятии разучивают упражнения, направленные на регуляцию ритма сердцебиения. Для этого надо отрегулировать частоту дыхания по пульсу так, чтобы продолжительность вдоха и выдоха соответствовала определенному количеству ударов пульса. Например, 3 удара пульса на вдохе и 3 удара на выдохе. Затем начинайте менять ритм дыхания, то учащая, то замедляя его и по-прежнему контролируя ритм пульса. Если при изменении дыхания изменяется ритм пульса, цель упражнения достигнута.

На 8-м занятии разучиваются упражнения, направленные на появление ощущения прохлады в области лба. Для этого предлагается сделать несколько вдохов через рот, почувствовать прохладу вдыхаемого воздуха. Перейдя на обычное носовое дыхание, надо постараться сохранить ощущение прохлады при вдохе, особенно по контрасту с выдыхаемым воздухом. Фиксация внимания на температурном контрасте создает ощущение прохладного ветра в верхней части лица, дыхание становится легким и свободным. После выполнения этого упражнения возникает ощущение «отдохнувшего мозга».

-е занятие предназначено для отбора упражнений, которыми нужно пользоваться во время родов. При этом надо различать два состояния во время родов: первое, когда шейка матки раскрывается, и второе, когда изгоняется из матки плод. В этих состояниях в свою очередь учитываются два момента: схватки и паузы.

В период раскрытия шейки матки нужно установить контроль за дыханием. В момент схватки дыхание должно быть брюшным и глубоким. При болезненных схватках надо проводить мысленный счет, согласованный с дыханием. Обычно цикл дыхания: вдох - выдох - пауза - длится 5 с. Нужно мысленно от общей продолжительности схватки, которая длится 50 с, отнять эти 5 с и сказать себе: «Мне осталось еще 45 с». Затем после каждого дыхания счет времени схватки уменьшать на 5 с. Такой контроль за продолжительностью схватки ослабляет восприятие болевого ощущения. Такой же контроль должен быть за мышцами матки. Зная, что мышечное напряжение вызывает напрасную трату сил, нужно в момент схватки остаться в состоянии расслабления. Но это расслабление не пассивное, а активное, оно подчинено Вашей воле. В этот период применяются формулы самовнушения: "Я спокойна".

Схватка - показатель родовой деятельности. Постепенно схватки будут усиливаться. Дыхание у меня ровное, глубокое. Мышцы расслаблены. Схватка заканчивается. После этого будет период отдыха». Между схватками женщина применяет приемы релаксации, начиная с мышц лица и кончая мышцами нижних конечностей. Самовнушение в период между схватками осуществляется мысленным повторением формул: «Я спокойна. Контролирую себя. Мое дыхание ровное, спокойное. Мышцы лица расслаблены. Расслаблены мышцы плеч, предплечий, кистей рук. Все мышцы моих рук полностью расслаблены и теплы. Расслаблены мышцы промежности, ягодиц. Полностью расслаблены мышцы бедер, голени. Между схватками мой организм отдыхает. Роды у меня протекают благополучно. Я спокойна. Я хорошо ощущаю шевеления ребенка. Состояние ребенка хорошее. Я за него спокойна».

В период изгнания плода необходимо чередование мышечного напряжения в момент потуги и полного расслабления между потугами. В момент потуги мысленно повторяются формулы: «Вдох. Напрячь мышцы живота. Плавно усилить давление на низ. Давление сильнее и сильнее. Ребенок все дальше продвигается по родовым путям. Плавный выдох». За время Одной потуги так повторяют трижды.

1.2 Примерный комплекс физических упражнений в послеродовом периоде

Физические упражнения в послеродовом периоде следует начинать через 24 ч после родом, так как важно укрепить мышцы живота, сильно растянутые во время беременности. Важно также укрепить растянутые во время родов мышцы, которые служат опорой для внутренних половых органов.

. И.П. лежа на спине, правая рука на животе, левая на груди. Спокойный вздох носом, выдох ртом через сближенные губы, выдох постепенно удлиняется.

. И.П. то же. Согнуть руки в локтевом суставе, упереться в кровать. Приподнять грудную клетку, вздох, вернуться в И.П., расслабить все мышцы, выдох (3-4 раза)

. И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову, подбородком коснуться груди, стопы разогнуть (подтянуть на себя), правой рукой потянуться к левой стопе. Вернуться в исходное положение. Повторить упр., левой рукой тянуться к правой стопе. Возвращаясь в И.П., расслабить все мышцы, дыхание не задерживать (2-3 раза каждой рукой)

. И.П. лежа на правом (левом) боку. Согнуть ногу левую (правую) в коленном и тазобедренных суставах и прижать к животу с помощью руки соответствующей стороны - выдох, вернуться в И.П. - вдох (2-3 раза каждой ногой).

. И.П. на спине, руки вдоль туловища. Поочередно согнуть правую, затем левую ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя стопами по кровати. Опираясь стопами о кровать, поднять таз, втянуть тазовое дно и переднюю стенку живота, опустить таз, поочередно разогнуть ноги, расслабить все мышцы (4-5 раз)

. И.П. лежа на спине. Развести руки в стороны и вверх - вдох, опустить вниз - выход (3-4 раза)

. И.П. то же. Руками держаться за изголовье кровати, ноги приведены и прижаты друг к другу. Повернуться на правый бок, вернуться в и.п. Повторить упр. в левую сторону (3-4 р. в каждую сторону). Дыхание не задерживать.

. И.П. то же. Все мышцы максимально расслаблены. Глубокое спокойное дыхание в течение 30 сек.

После 2 и 3 дня послеродового периода, следует добавить такие упражнения как:

. И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища, опираясь на пятки, затылок и плечевой пояс, поднять спину, ноги не сгибать в коленных суставах, сильно втянуть тазовое дно, вернуться в И.П., расслабить мышцы (4-5 раз).

. И.П. то же. После глубокого вдоха на выдохе поднять правую прямую ногу до вертикального положения, опустить - выдох (5-6 раз каждой ногой)

. И.П. расслабить все мышцы, спокойное глубокое дыхание (30 сек)

. И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища, стопами опереться о спинку кровати. Поднять таз, прогнуть спину, не сгибая коленных суставов, втянуть промежность, сжать ягодицы. Вернуться в И.П., расслабить все мышцы (4-5 раз)

. И.П. лежа на животе, руками держаться за края кровати. Поднять прямую правую ногу, опустить, повторить левой ногой, затем поднять обе ноги вместе, опустить. Дыхание не задерживать (3-4 р)

. И.П. коленно-кистевой (на четвереньках). Втянуть живот и промежность, держать 3-4 счета, затем расслабить - вдох (5-6 раз).

. И.П. то же, поднять прямую правую ногу назад и вверх, согнуть ее и подтянуть к животу, вернуться в И.П. Повторить упр левой ногой (3-4 на каждую ногу)

. И.П. стоя на коленях, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны, слегка разогнуть корпус - вдох, опустить руки - выдох (3-4 раза)

После 4 и 5 дня добавляются такие упражнения, как:

. И.П. стоя на полу, стопы вместе, ладони на затылки, локти разведены. Повернуть корпус вправо с одновременным отведением правой руки, вернуться в И.П. Повторить поворот влево с отведением левой руки, вернуться в И.П. (по 4 р. в каждую сторону).

. Расслабить мышцы плечевого пояса. Постепенное углубление дыхания. На выдохе втягивать переднюю брюшную стенку (4-5 раз).

. И.П. стоя боком к кровати, рукой держаться за спинку. Отведение ноги в сторону, вперед, назад. Переводя ногу из положения впереди в положение назад, стараться не касаться носком пола (4-5 раз каждой ногой)

. И.П. стоя лицом к спинке кровати, держась руками за спинку. Полное приседание на выход, колени прижать друг к другу, промежность втянуть (4-5 раз)

. Ходьба по палате на носках, дыхание не задерживать (25-20 сек). Руки на поясе, у плечевого сустава, отведены в стороны, за головой.

. И.П. стоя спиной к стене, пятки, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены. Развести руки в стороны (руки скользят по стене - вдох, вернуться в И.П. - выдох). Повторить 4-5 раз, не отходя от стены.

. И.П. лежа на спине. Поочередное сгибание ног в коленном и тазобедренном суставах (6-8 раз каждой ногой). Дыхание произвольное.

. И.П. то же. Расслабить все мышцы. Спокойное дыхание с постепенным углублением выдоха (30 сек - 1 мин).

После выписки из родильного дома женщина должна продолжать занятия гимнастикой, выполняя этот же комплекс в домашних условиях под наблюдением врача женской консультации в течение 6-8 недель

Глава 2. Массаж и гимнастика для здорового ребенка до года

В результате регулярных занятий здоровый ребенок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

В детском массаже используются все приемы классического массажа:

поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему : поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы - успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника. гимнастика ребенок роды упражнение

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

2.1 1-3 месяца

Новорожденный ребенок большую часть суток спит (до 20-22 часов) и ест (6-7 раз). Совсем небольшую часть дня он проводит в состоянии бодрствования; пусть это время будет временем активных движений. Не стоит пеленать малыша, следует оставлять свободными его ручки и ножки.

План занятий:

. Массаж рук: поглаживание, 6-8 движений по каждой руке.

. Приподнимание из положения на спине.

. Массаж ног: поглаживание, 6-8 движений по каждой ноге.

. Выкладывание на живот - рефлекторное упражнение, 15-20 секунд.

. Массаж спины: поглаживание, 4-5 движений.

. Разгибание позвоночника - рефлекторное упражнение, 2-3 раза на каждом боку.

. Массаж живота:

круговое поглаживание, 5-6 раз;

встречное поглаживание, 5-6 раз;

поглаживание косых мышц живота, 5-6 раз;

круговое поглаживание, 5-6 раз;

. Упражнение для укрепления мышц живота, 2-3 раза.

. Массаж стоп: поглаживание, 5-6 раз.

. Сгибание и разгибание стоп - рефлекторные упражнения, 3-4 раза.

. «Ползание» - рефлекторное упражнение, 2-3 раза.

. Массаж груди: круговое поглаживание, вибрация 5-6 раз.

. «Ходьба» - рефлекторное упражнение, 2-3 раза.

2.2 3-4 месяца

В этот период увеличилось время бодрствования, до 4-5 часов в сутки.

Вы уже знаете, когда лучше заниматься с ребенком гимнастикой: утром, в середине дня, или вечером до купания. Главным показателем удачного выбора времени служит хорошее настроение ребенка в течение занятий и после них. Занятия становятся более продолжительными, но длительность их следует подбирать индивидуально, исходя из возможностей вашего ребенка. Те упражнения, которые вы не успели сделать, перенесите на другое удобное для вас и малыша время.

Массаж становится более интенсивным: вводится новый прием -растирание, его выполняют подушечками чуть согнутых пальцев или применяют кольцевое растирание.

Итак, целью занятий с ребенком в возрасте 3-4 месяцев является:

нормализация тонуса ног,

воспитание первых навыков в изменении положения тела,

развитие ручной умелости.

Этому способствует:

частое общение с ребенком,

вкладывание в ручки удобных для захвата игрушек,

теплые ванны и плавание,

более энергичный массаж,

активные движения на базе врожденных рефлексов,

пассивные упражнения с вибрацией.

План занятий:

. Массаж рук:

поглаживание, 5-6 движений по каждой руке;

кольцевое растирание, 2-3 раза;

поглаживание, 2-3 движения.

. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.

. Массаж ног:

поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге;

кольцевое растирание, 5-6 раз;

поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге.

. Скользящие шаги (с вибрацией), 5-6 раз каждой ногой.

. Поворот на живот, 2-3 раза в каждую сторону.

. Массаж спины:

поглаживание, 2-3 раза;

растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность спины;

- поглаживание, 2-3 раза.

. Пригибание позвоночника в положении лежа на боку (рефлекторное

упражнение), 2-3 раза на каждом боку.

. Положение «пловца», 1 раз.

. Массаж живота:

поглаживание круговое, 2-3 раза;

поглаживание встречное, 2-3 раза;

поглаживание по косым мышцам живота, 2-3 раза;

растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность живота;

поглаживание (все приемы по 2-3 раза).

. Приподнимание головы и туловища из положения на спине 2-4 раза.

. Массаж стоп:

поглаживание, 2-3 раза каждую стопу;

растирание, 5-6 раз каждую стопу;

поколачивание, 8-10 ударов по каждой стопе;

поглаживание, 2-3 раза.

. Сгибание и разгибание стоп, 5-6 раз каждое движение.

. «Ходьба» - рефлекторное упражнение.

. Массаж груди:

поглаживание, 2-3 раза;

вибрационный массаж, 3-4 раза;

поглаживание, 2-3 раза.

. «Бокс» - упражнение для рук, 5-6 раз.

. Упражнение на мяче.

2.3 4-6 месяцев

В возрасте 4-5 месяцев ребенок самостоятельно поворачивается со спины на живот; лежа на животе, поднимается на выпрямленных руках.

Взятый под мышки, малыш стоит прямо, не подгибая ног. И, наконец, пытается сесть, держась за что-нибудь руками. Не торопитесь сажать ребенка, обкладывая его со всех сторон подушками. Самое лучшее, что родители могут сделать для ребенка - это стимулировать его желание ползать.

Сформулируем цель занятий с детьми 4-6 месяцев:

окончательно нормализовать тонус мышц ног,

воспитать опорную реакцию стоп,

научить ребенка удерживать предметы,

развивать ритмичность движений.

Для этого используем:

ласковое общение с ребенком во время занятий, ритмичный счет,

активные упражнения, основанные на врожденных рефлексах и стремлении малыша сесть,

пассивные упражнения,

игрушки, соответствующие возрасту,

плавание,

массаж всего тела, включающий более интенсивные приемы.

План занятий:

. Массаж рук:

поглаживание, 3-4 раза по каждой руке;

кольцевое растирание, 3-4 раз по каждой руке;

поглаживание, 2-3 раза по каждой руке.

. Массаж ног:

поглаживание, 2-3 раза по каждой ноге;

кольцевое растирание, 3-4 раза по всей длине ноги;

поглаживание, 2-3 раза;

разминание: валяние или продольное разминание, 2-3 раза по всей длине ноги;

поглаживание, 2-3 раза.

. Скользящие шаги, 5-6 раз каждой ногой.

. Одновременное сгибание и разгибание ног, 5-6 раз.

. Поворот со спины на живот, 2-3 раза в каждую сторону.

. Массаж спины и ягодиц:

поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;

растирание: подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев или пиление, 3-4 раза по всей поверхности; поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности; разминание: по длинным мышцам спины по 5-6 движений, и разминание одной рукой ягодичных мышц, по 5-6 движений; поглаживание, 2-3 раза всей спины и ягодиц; стимулирующие приемы: поколачивание или пощипывание ягодичных мышц.

. «Парение» в положении на животе, 1 раз несколько секунд.

. Массаж живота:

поглаживание круговое, встречное, по косым мышцам живота - каждое движение 2-3 раза;

растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза по всей поверхности, и пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;

стимулирующий прием: пощипывание вокруг пупка;

поглаживание - все приемы по 2-3 раза.

. Присаживание с прогибанием позвоночника, 1 раз.

. Массаж стоп и рефлекторные упражнения:

поглаживание, 2-3 раза каждую стопу;

растирание, 5-6 раз;

поколачивание;

поглаживание, 2-3 раза;

сгибание и разгибание стоп, по 5-6 раз каждое движение.

. Подтанцовывание.

. Массаж груди:

поглаживание, 2-3 раза;

вибрационный массаж, 3-4 раза;

поглаживание, 2-3 раза.

. «Парение» на спине, 1 раз несколько секунд.

. «Бокс», или круговые движения руками, 5-6 раз.

. Ползание.

2.4 6-9 месяцев

Во втором полугодии жизни ребенок уже способен согласовывать, правильно распределять работу своих мышц (сгибатели и разгибатели конечностей уже полностью уравновешены), поэтому движения становятся более целеустремленными и экономными. Так, например, в 5 месяцев ребенок, вполне овладевший хватанием, предложенную ему игрушку берет двумя руками, а в 6-7 месяцев он берет ее одной рукой, перекладывает из руки в руку, постукивает игрушкой о предметы и т. д.

План занятий:

. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.

. Упражнения для ног:

одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;

сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.

. Поворот со спины на живот (в одну сторону).

. Массаж спины и ягодичной области:

поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;

растирание: по всей поверхности 2-3 раза;

поглаживание - каждый прием 2-3 раза по всей поверхности;

разминание: по всей поверхности спины 2-3 раза;

стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание ягодичных мышц.

. Ползание на четвереньках.

. Массаж живота:

поглаживание - все приемы по 2-3 раза;

растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза;

пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;

пощипывание вокруг пупка;

поглаживание - все приемы по 2-3 раза.

. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.

. Круговые движения руками, 4-6 раз.

. Массаж стоп.

. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.

. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.

. Массаж груди:

поглаживание, 2-3 раза;

вибрационный массаж, 2-3 раза;

поглаживание, 2-3 раза.

. Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза.

. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

. «Тачка».

2.5 9-12 месяцев

К этому возрасту ребенок не говорит еще ни слова, но уже многое понимает. Продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается с самим действием, и после многократных повторений ребенок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого. Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложняет и разнообразия занятия.

Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приемов.

Итак, основной задачей занятий с ребенком в возрасте 9-12 месяцев является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребенка.

. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.

. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.

. Массаж спины и ягодиц.

. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.

. Массаж живота.

. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.

. Наклоны, 2-3 раза.

. Приседания, 4-6 раз.

. Массаж груди.

. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно,

-2 раза.

. Круговые движения руками, 4-6 раз.

. «Тачка» (ходьба на руках).

. Обучение ходьбе.

. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

2.6 Противопоказания к массажу и гимнастике

Массаж и гимнастика противопоказаны:

при всех острых лихорадочных заболеваниях;

при тяжелых формах гипотрофии (атрофия);

при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т. д.);

при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей;

при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии;

при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов;

при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации;

при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии;

при острых нефритах;

при острых гепатитах;

при активных формах туберкулеза;

при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Заключение

Можно с уверенностью сказать, что женщина, не знающая о возможности коррекции действий в затруднительных случаях, не изучила основательно принципы правильного поведения во время беременности и естественных родов. Ведь именно там подчеркивается и разъясняется простыми словами, как сохранить свое здоровье и здоровье будущего ребенка, а также, что современная наука может помочь в трудных случаях. Знания дают уверенность, а не страх.

Репродукция - это не болезнь, а естественная физиологическая функция.

Наша задача состояла в том, чтобы найти необходимые рекомендации, изучить течение беременности и родов и составить упражнения, которые обеспечат женщине во время беременности хорошее здоровье, как психическое, так и физическое, сведут к минимуму дискомфорт во время родов, необходимость медицинского вмешательства, а также будут гарантией появления на свет абсолютно здорового малыша.

Также нами были представлены подробные рекомендации и упражнения, а также массаж для здоровых детей до года, ведь после родов забота матери о ребенке только начинается.

Список используемой литературы

1.Айламазян Э. К. Акушерство - учебник для медицинских вузов. - С-Пб: Спец-лит, 2007

2.Акин А., Стрельцова Д.. Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия. - СПБ: Б.&К., 1999

3.Г.Дик-Рид. Роды без страха. Оригинальный подход к естественному рождению ребенка. - 1996

4.Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: КОРОНА принт, 2000

.Лисицын Ю.П. Книга о здоровье. Под ред. Ю.П.Лисицына, - М.:«МЕДИЦИНА» 1988

6.Тимофеева А.М.. Беседы детского доктора. - М.: Теревинф, 1995

7.Эйзенберг А., Муркофф Х., Хатауэй С. В ожидании малыша. - М.: Аст, 2008.

Похожие работы на - Физические упражнения во время и после родового периода. Физические упражнения для новорожденного до года

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!