Характеристика отсталого региона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,25 Мб
  • Опубликовано:
    2013-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика отсталого региона













Дисциплина Региональная экономика и управление

Тема Характеристика отсталого региона

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика отсталых регионов на основании критериев регионального развития

.1 Диагностика и классификация проблемных регионов

.2 Понятие отсталого региона и политика в отношении отсталых регионов в России

Глава 2. Возможности и направления вывода региона из состояния отсталости (на примере Республики Дагестан)

.1 Основные характеристики экономики отсталого региона

.2 Механизм развития отсталого региона

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение


Актуальность темы исследования. Экономическое пространство любой страны разнородно по уровню экономического и социального развития регионов. Региональные различия в современной России обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. Первые связаны с природно-климатическими условиями, экономико-географическим положением, историческими и социокультурными особенностями, вторые - субъективные - возникают в процессе реализации региональной хозяйственной политики на всех уровнях управления. Это привело к тому, что одни регионы устойчиво развиваются, самостоятельно решая возникающие проблемы, другие - не могут развиваться самостоятельно и нуждаются в поддержке извне. Последние в теории регионалистки принято называть проблемными регионами.

В связи с эти, выделяют несколько типов таких регионов, в числе которых наиболее проблемные принято называть отсталыми. Отличительной особенностью таких регионов является то, что социально-экономические проблемы в них носят долговременный характер, поэтому для отсталых регионов необходима разработка особых методов и средств преодоления имеющихся проблем с учетом их специфики.

Сложившаяся дифференциация регионов по уровню, структуре и динамике социально-экономического развития обусловила необходимость разработки мер по сглаживанию территориальных диспропорций. Отличительной особенностью отсталых регионов является пониженная инвестиционная активность, вызвана рядом причин, в первую очередь отсутствием средств для саморазвития.

Предметом исследования являются процессы развития в отсталом регионе. регион депрессивность отсталый дагестан

Объектом исследования выступает экономика Республики Дагестан как типичного отсталого региона РФ.

Цель работы состоит в исследовании и характеристике отсталого региона на примере Республики Дагестан.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- изучить факторы неравенства регионов;

-   изучить факторы борьбы с депрессивностью;

-   выявить направления и критерии развития;

-   предложить методику развития отсталого региона.

Отличительной особенностью отсталых регионов является пониженная инвестиционная активность, вызвана рядом причин, в первую очередь отсутствием средств для саморазвития. Такое положение побуждает необходимость поиска путей преодоления депрессивности в отсталом регионе на основе активизации инвестиционного процесса.

Решение данной задачи в отсталых регионах затруднено тем, что не выработаны однозначные подходы к формированию организационно-методической базы управления инвестиционной деятельностью. Это определило необходимость исследования теоретических и методических проблем активизации инвестиционного процесса, учитывающих особенности отсталых регионов.

Глава 1. Характеристика отсталых регионов на основании критериев регионального развития


1.1 Диагностика и классификация проблемных регионов

Во многих странах мира типологизация регионов проводится в направлении определения слаборазвитых, депрессивных и кризисных территорий с целью предоставления им государственной помощи в пределах законодательно определенной государственной региональной политики. Значительный опыт в этом направлении накоплен в европейских странах. Выбор регионов для проведения той или иной региональной политики в Европе дает пример их классификации по определенным признакам, избранным как индикаторы. По отдельным программным задачам составляются как простейшие, так и более сложные типологии, критериями для составления которых служат несколько индикаторов, а также типологии, в которых дополнительными индикаторами избираются качественные признаки (периферийность расположения региона, климатические условия и т. п.).

В каждой из стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) существует своя личная процедура идентификации района (региона) для определения объемов предоставления помощи. Так, в законодательстве Словении типология для выделения районов предоставления помощи определена на основании трех индикаторов: уровень жизни населения, состояние рынка труда, состояние экономики. В Венгрии была введена более сложная типология районов на основе перехода от оценки населенных пунктов к оценке округов и статистических территориальных единиц с отнесением их к одной из четырех категорий: слаборазвитых зон, приходящих в упадок; промышленных районов, нуждающихся в помощи; сельских районов, нуждающихся в помощи; зон с высоким уровнем безработицы.

В Чехии определяются районы, в которых происходят структурные изменения (промышленные районы с преобладанием традиционных областей промышленности и высоким уровнем безработицы), а также экономически слабые районы (районы с более низким уровнем жизни, в основном - сельские). В Польше для определения районов проведения специальной государственной политики учитывается показатель состояния рынка труда. Перечень районов предоставления помощи пересматривается ежегодно. Это связано с общим динамизмом изменений, происходящих в странах Европейского Союза (ЕС). Основные типы регионов и критерии их отнесения в странах ЕС представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные типы регионов и критерии их отнесения в странах ЕС

Критериями отнесения к тем или другим группам проблемных регионов в странах ЕС является уровень ВВП на душу населения; уровень безработицы среди населения; доля занятых в промышленности; динамика спада занятости в экономике. Провинциальные аграрные и малозаселенные регионы определяются по показателям доли занятых в сельском хозяйстве региона; по уровню доходов населения; по динамике численности населения в регионе, а также плотности населения. Среди постсоциалистических стран содержательной является типология регионов Российской Федерации (РФ), разработанная Министерством регионального развития Российской Федерации на основе "Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации". Все субъекты РФ - регионы объединены в группы на основе развития и степени включения в процессы глобализации, урбанизации и неоиндустриализации. Субъекты, относящиеся к одному типу, имеют, с одной стороны, близкие значения показателей социально-экономического развития, а, с другой - общие тенденции развития. В данной типологии выделены три основных группы регионов: регионы-локомотивы роста, опорные и депрессивные. Отдельно обозначен особый внесистемный тип регионов - спецтерритории. Два типа регионов (второй и третий) включают по два подтипа (сырьевые и старопромышленные; фоновые и кризисные) (рис. 2).

Рис. 2. Типы и сущностная характеристика регионов РФ

Регионы - локомотивы роста характеризуются высоким социально-экономическим, научно-техническим и кадровым потенциалом, позволяющим им стать центром развития для соседних территорий. Эти регионы обеспечивают важный вклад в прирост ВВП страны. Для регионов этой группы характерны: высочайшие показатели душевого валового регионального продукта, объемы инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности, привлечения во внешнеэкономические связи, покупательной способности населения и более низкая, чем в среднем по стране, доля бедного населения.

В состав опорных регионов по этой методике отнесены сырьевые и старопромышленные регионы. Регионы первой группы среди опорных регионов являются сырьевыми экспортоориентированными территориями. В таких регионах большинство инфраструктурных проектов последнее десятилетие нацелено на обеспечение транзитной экономики. Отсутствует высокоорганизованная урбанистическая среда жизни.

Старопромышленные регионы характеризуются традиционными индустриальными производствами. В современных условиях они переживают структурный кризис вследствие старения технико-технологической базы, недостаточного рыночного позиционирования производства, дефицита высококвалифицированных кадров с потенциалом "know-how" и т. п. В результате в старопромышленных регионах ощущается тотальный дефицит не столько капитала, сколько реалистических проектов развития.

Основной признак депрессивных регионов - значительное падение производства в основных отраслях экономики на протяжении последних 10 лет. Отличием депрессивных регионов от собственно отсталых является то, что в прошлом они были развитыми, а по многим позициям занимали ведущие места в экономике страны. Депрессивные регионы делятся на фоновые и кризисные. Для фоновых регионов характерны вышеприведенные признаки. Для кризисных - появление угрозы массовых социальных конфликтов на фоне резкого падения уровня жизни, рост преступности, безработица и т.п.

Особые регионы (спецтерритории) - это такие, для которых характерна сложная политическая ситуация и экономическая стагнация.

Во многих научных роботах особое внимание отводится изучению признаков и направлений преодоления депрессивности регионов, так как депрессивность регионов является очень опасным явлением в социально-политическом аспекте не только в нашей, но и в других странах мира. Терминологическая классификация проблемных территорий и сущность понятий приведены в табл. 1.

Таблица 1 Терминологическая классификация проблемных территорий и их сущность

Терминологическая классификация проблемных территорий

Сущность срока и отличительные признаки

1. Отсталый (слаборазвитый) регион

Территории с наиболее низкими удельными показателями масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу. Основные отличительные признаки отсталых регионов: - низкая интенсивность хозяйственной деятельности; - низкий уровень диверсификации отраслевой структуры промышленности; - значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопления производственного потенциала; - слабый научно-технический потенциал; - относительно слабая инфраструктура (в том числе транспортная); - слабая освоенность территории; - недостаточно развитая социальная сфера

2. Кризисный регион

Территории, пострадавшие в результате естественных и техногенных катастроф. Регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительную миграцию населения. Регионы, в которых глубина экономического кризиса может привести к социальным и политическим реформациям

3. Кризисный регион

Регионы, в которых системный кризис вызывает необратимые социальные и политические деформации

4. Абсолютно неблагополучный регион

Регионы с глубоким экономическим кризисом, упадком социальной инфраструктуры

5. Особый регион (спецтерритория)

Регионы, в которых глубина экономического кризиса привела к политическому напряжению

6. Отсталые регионы

Регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни населения по сравнению с основной массой регионов страны

7. Депрессивный регион

Стадия развития регионов, когда текущая ситуация, по сравнению с предыдущим периодом характеризуется - резким падением производства; - ростом безработицы; - снижением уровня жизни населения; - потерей регионом инвестиционной привлекательности

9.Депрессивная территория

Промышленно развитая территория, кризисное состояние которой является проявлением структурного кризиса экономики и неравномерности развития промышленного производства по областям и регионам

10.Депрессивная территория

Это территория субъекта, в главной отрасли (главных отраслях) экономики которых имеет место падение производства

11Депрессивная территория

Территория, в главной отрасли (главных отраслях) экономики которой имеет место падение производства

12. Депрессивная территория

Регион или его часть (район, город областного значения или несколько районов, городов областного значения), уровень развития которого (которой) по показателям, наиболее низки среди территорий соответствующего типа

13.Депрессивные территориальные общественные системы

Территориальная система того или другого иерархического уровня, в которой за относительно короткий промежуток времени кардинально изменились тенденции социально-экономического развития - от восходящих до нисходящих, от процветания до упадка

14. Депрессивный промышленный район

Депрессивным является промышленный район, в котором наблюдается: - самый высокий уровень зарегистрированной безработицы; - самый низкий уровень среднемесячной заработной платы; - самый низкий объем реализованной продукции (работ, услуг) на одного человека; - самая высокая доля занятых в промышленности

15. Депрессивный сельский район

16. Депрессивный город

Депрессивными являются города, в которых: - высочайшие показатели уровня зарегистрированной безработицы, в частности, продолжительной; - наиболее низкий средний уровень заработной платы


Исходя из приведенной терминологической классификации проблемных территорий, отсталые (слаборазвитые) - это такие регионы, которые, как правило, имеют незначительные внутренние резервы экономического роста, а реализация имеющихся преимуществ, требует крупномасштабной экономической помощи со стороны государства.

Основными чертами отсталых (слаборазвитых) регионов является низкая интенсивность хозяйственной деятельности, низкий уровень диверсификации отраслевой структуры промышленности, значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала, слабый научно-технический потенциал, относительно слабая инфраструктурная обеспеченность территорий (в том числе транспортная), недостаточно развитая социальная сфера.

К группе экономически отсталых или слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими удельными показателями масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу.

Кризисными являются территории, пострадавшие в результате естественных и техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной миграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса со временем приводит к социальным и политическим деформациям. В качестве разновидностей кризисных регионов ученые выделяют абсолютно неблагополучные регионы и спецтерритории.

Термином "депрессивные регионы (территории)" обозначается стадия развития, при которой на конкретной территории складывается ситуация, характеризующаяся по сравнению с предыдущим периодом резким спадом производства, ростом безработицы, снижением уровня жизни населения и потерей инвестиционной привлекательности.

Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых, кризисных и неблагополучных тем, что при более низких, чем в среднем по стране, показателям социально-экономического развития, эти регионы в свое время были локомотивами роста, обеспечивали весомую долю промышленного и сельскохозяйственного производства в структуре хозяйства страны.

С точки зрения дивергенции проблемных регионов и необходимости выделения среди них "фоновых", "предкризисных" и "кризисных" целесообразно обратиться к трем типам регионального развития: асимметричного, гармоничного и нейтрального.

Дисгармоничным (или асимметричным) является такой тип регионального развития, при котором регионы, имеющие определенные преимущества по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем эти значения наращивают, а имеющие относительное отставание его увеличивают.

Симметричный (или гармоничный) тип регионального развития - это такой, при котором отличия в уровне показателей регионального развития сокращаются.

При условии сохранения нейтрального типа отличий в региональном развитии значения региональных показателей на протяжении определенного периода времени остаются неизменными. Исходя из этого, "фоновым" депрессивным регионам, по нашему мнению, соответствует симметричный (или гармоничный) тип регионального развития, когда отрицательные отличия в уровне показателей сокращаются; "предкризисным" - нейтральный, когда значения показателей развития остаются неизменными; и "кризисным" - дисгармоничный (или асимметричный) тип развития, когда происходит дальнейшее стремительное ухудшение определенных показателей регионального развития.

Исходя из этих соображений, должна происходить идентификация проблемных территорий и разработка мероприятий государственного регулирования конвергентного развития регионов.

В зарубежных и отечественных научных исследованиях уделяется много внимания проблемам государственного регулирования территориального (регионального) развития в направлении поиска ответа на такие основные два вопроса:

Асимметричное развитие связано с центробежными тенденциями, взаимным отдалением региональных показателей один от другого, все большим межрегиональным отличием. Гармоничное развитие соответствует взаимному сближению региональных показателей, большей региональной однородности.

Тип регионального развития не может быть априори определен как положительный или отрицательный. Результатом асимметричного развития может быть улучшение определенного показателя в этих регионах и наоборот, сближение региональных показателей во времени может сопровождаться их тотальным ухудшением во всех регионах, что присуще современным явлениям.

. Социально-экономическое развитие каких регионов должно стимулировать государство?

Ответ на этот вопрос позволяет определить цель и объект государственной поддержки.

. Какими должны быть методы стимулирования социально-экономического развития определенных регионов?

Ответы на эти вопросы исходят из теорий регионального роста. В теориях регионального роста можно выделить две их основные группы: + неоклассические теории, основанные на производственной функции; теории кумулятивного роста, являющиеся синтезом неокейнсианских, институционалистических и экономико-гео-графических моделей.

Неоклассические теории подвергались критике за то, что они недостаточно учитывают региональные особенности. Еще в 60-х гг. ХХ столетия У. Изард подчеркивал увлеченность экономистов-теоретиков динамическими аспектами (рост производства) в ущерб пространственной составляющей. А. Маршалл, который является основателем неоклассического направления экономической теории, признавал важное значение территориальных аспектов, но откладывал их рассмотрение из-за сложности математического учета их влияния.

Сторонники неоклассической теории пришли к заключению относительно нецелесообразности государственного вмешательства в экономическое развитие регионов. Вместе с тем, они не отрицали необходимости выделения государственной финансовой поддержки проблемным регионам для решения социальных проблем.

Сторонники теории кумулятивного роста, наоборот, предлагали проводить активную региональную политику, исходя из увеличения или сохранения диспропорций в уровне экономического развития регионов. Они сформулировали такую цель региональной политики, как уменьшение отличий в уровне экономического развития регионов или выравнивание уровня экономического развития. Последнее понимается не как достижение равенства, а как снижение отличий. Из этого можно сделать вывод, что государство должно стимулировать экономическое развитие наиболее слаборазвитых и депрессивных регионов.

Может быть сделан и другой вывод относительно принятия решений в направлении разработки и реализации региональной экономической политики органами центральной государственной власти:

•        во-первых, совсем не осуществлять влияние на динамику развития отдельных регионов (нейтральная модель);

•        во-вторых, проводить интенсивное влияние на экономическое развитие проблемных регионов (радикальная модель);

•        в-третьих, незначительно корректировать региональное развитие путем ускорения развития полюсов роста (адаптационная модель).

Анализ теорий регионального роста свидетельствует о том, что наиболее приемлемым вариантом в современных условиях мирового финансового и экономического кризиса является применение адаптационной модели путем ускорения развития полюсов роста в депрессивных и отсталых регионах.

Опыт осуществления такой стратегии имеется во многих развитых странах, в том числе таких как: Великобритания, Германия, Венесуэла, Бразилия и др.

Каждый из указанных типов центров роста имеет свои цели. Полюса роста в отсталых регионах создаются с целью, во-первых, их индустриализации; во-вторых, формирования новых экономических районов; в-третьих, достижения регионального размещения продуктивных сил.

Государственная политика конвергентного развития регионов нашей страны должна быть, по нашему мнению, поэтапной.

На первом этапе нецелесообразно концентрировать финансовые ресурсы и усилия на всестороннем преодолении отсталости и депрессивности всех регионов. Необходимо сконцентрироваться на стимулировании развития наиболее перспективных областей, создании полюсов роста в регионах, способных обеспечить наибольший динамизм в развитии окружающих регионов. Это позволит, сформировать в пределах макрорегионов динамические центры роста, способные передавать импульсы развития другим территориям, входящим в состав макрорегиона, и заметно улучшить гравитационный потенциал всех территорий макрорегиона (который определяется уровнем транспортных затрат, связанных с доступом к емким рынкам продукции и ресурсов); аккумулировать в результате реализации эффективных инвестиционных проектов финансовые ресурсы, необходимые для развития отсталых регионов в пределах макрорегиона.

Решение этих проблем позволит реализовать на втором этапе поддержку тех регионов, которые имеют меньший потенциал развития. Использование созданных финансовых ресурсов на первом этапе позволит реализовать инновационно-инвестиционные проекты, которые будут ориентированы на постепенное сбалансированное развитие всех сфер экономики региона.

 

1.2 Понятие отсталого региона и политика в отношении отсталых регионов в России


Категория "отсталый регион" определяется неоднозначно. Учитывая, что на территории современной России сохраняется достаточно много отсталых регионов (Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия и др.). "Отсталый регион" понимается как территория, обладающая на протяжении длительного времени низкими уровнями экономического потенциала, развития производства и инвестиционной активности, пониженным уровнем жизни населения и повышенным уровнем безработицы по сравнению со средними в стране.

Отсталые и депрессивные регионы имеют различия и схожие характеристики. Главное сходство заключается в том, что социально-экономические процессы и в них регионах носят депрессивный характер. Под депрессивностью социально-экономических процессов, протекающих в отсталых и депрессивных регионах, предложено понимать негативные изменения в сфере производства, инвестиционной деятельности, а также снижение уровня жизни, нарастание отрицательных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставлении социальных услуг и т.п.

Причиной экономического неравенства является давно изученный в региональной науке процесс концентрации экономической деятельности в тех местах, которые обладают конкурентными преимуществами, что позволяет снижать издержки бизнеса.

Как показывают многочисленные исследования, в том числе готовящийся к публикации Мировой доклад за 2009 года Всемирного банка, посвященный пространственному развитию, тенденции территориальной концентрации экономики в местах, обладающих конкурентными преимуществами, характерны для всех стран мира, независимо от уровня их развития. Разница только в том, что в развитых странах, уже ориентированных на факторы "второй природы", темпы роста региональных экономических различий невелики, их пик пришелся на начало ХХ века и был связан с бурным развитием индустриальной экономики. Но Россия пока к развитым странам не относится, а в группе стран догоняющего развития экономическое неравенство регионов растет, повторяя тренд Западной Европы столетней давности.

Экономическая история показывает, что преимущества, особенно "первой природы", не являются вечными и незыблемыми. Упрощая, можно сказать, что в раннеиндустриальную эпоху важнейшими факторами развития были обеспеченность минеральными ресурсами и географическое положение, а в постиндустриальную - человеческий капитал и институты. Поскольку роль тех или иных факторов со временем меняется (например, снижается значимость природных ресурсов и растет роль человеческого капитала и институтов), лидерами становятся другие территории с иным набором преимуществ. Множество исследований, от классиков "центро-периферийной" теории Дж. Фридмана, Ф. Броделя и П. Валлерстайна до современных работ по региональной экономике и экономической географии (П. Кругман, М. Фуджита, А. Трейвиш и др.), показывают, что экономическое неравенство остается, меняется только его география. Говоря современным языком, оно переформатируется в пространстве.

Помимо смены ведущих центров роста в длительной перспективе, идет диффузия (расширение) зон роста вокруг существующих центров, особенно от крупных агломераций на соседние территории. В России это наиболее явно проявляется в расширении зоны роста Московской столичной агломерации. В то же время влияние богатых ресурсодобывающих регионов на своих соседей, как правило, намного слабее.

Принципы реализации управленческих действий по преодолению депрессивности в отсталых регионах:

-   целевая ориентация: ни один инструмент или механизм не должен быть индифферентным по отношению к предмету регулирования; он должен быть "настроен" на достижение конечных результатов;

-   системность воздействия: используемые механизмы должны решать несколько проблем одновременно и, как минимум, быть не противоречивыми;

-   многоуровневость поддержки: механизмы управления должны быть встроены в политику преодоления депрессивности федеральных, региональных и местных органов власти. При этом нужно выделять зоны совместных действий и зоны исключительной компетенции;

-   принцип концентрации ресурсов: в рамках механизмов нужно предусматривать аккумулирование и возможное перераспределение ресурсов, поступающих по самым различным каналам, между приоритетными направлениями управленческих действий;

-   принцип упреждающих управленческих действия: механизмы управления должны работать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не только гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, но и заранее создавать организационно-правовые и иные преграды на пути перерастания депрессивных ситуаций;

-   реалистичность: используемые механизмы должны приводить к запланированным результатам;

-   контролируемость: процесс управления должен быть прозрачным, позволяющим проверять реализацию управленческих действий и, главное, соответствие полученных результатов поставленным целям.

Практика осуществления антидепрессивных мер в российской экономике показала несостоятельность применения невзаимосвязанных действий. Обосновано, что для преодоления депрессивности в отсталом регионе необходимы системные методы, способные одновременно воздействовать на ситуации в сфере экономики, политики, социальных отношений, природопользования и в других областях жизнедеятельности, предполагающие применение многофункциональных организационно-экономических, социально-демографических и других регуляторов воспроизводственных процессов.

Вместе с тем, системность применяемых методов не исключает, а наоборот, предполагает необходимость использования индивидуального подхода к каждому отсталому региону, чтобы выбрать набор конкретных регулятивных действий и их последовательность с учетом специфических причин отсталости.

При всем многообразии существующих методов преодоления депрессивности в отсталом регионе, все они предполагают необходимость осуществления инвестиций. В этой связи, на передний план выходит проблема привлечения в отсталые регионы достаточных для преодоления депрессивности инвестиционных ресурсов. Для чего необходимо совершенствовать механизм управления инвестициями в регионе.

Под механизмом управления инвестициями в отсталом регионе предложено понимать совокупность организационно-правовых, экономических и социальных методов управления инвестициями на всех уровнях хозяйствования, обеспечивающих ускорение социально-экономического развития региона.

Механизм управления инвестициями содержит: организационно-правовую, экономическую, социальную и информационную компоненту. Структура механизма управления инвестиционной деятельностью включает два взаимосвязанных элемента: механизм управления привлечением инвестиций и механизм управления вложением инвестиционных средств.

Механизм управления привлечением инвестиционных ресурсов представляет собой набор методов и средств, используемых в управлении повышением инвестиционной привлекательности объекта инвестирования и уменьшения проявления факторов, снижающих его инвестиционную привлекательность. Механизм управления вложением инвестиционных средств представляет собой набор нормативно-правовых актов государственного и регионального уровня, положений устава предприятия (организации), систему внутрихозяйственных нормативов и требований по отдельным аспектам принятия решений в области инвестиционной деятельности.

Механизма управления инвестициями - многоуровневая система, в рамках которой реализуется общая цель. Поэтому следует различать механизм управления инвестициями в регионе сформированный на следующих уровнях управления: на федеральном (общегосударственном); региональном; отраслевом; на уровне предприятий и организаций.

Подчинение действий всех субъектов инвестиционного процесса общей цели государства по выравниванию социально-экономического развития регионов служит средством сочетания экономических интересов участников этого процесса, активизации их инвестиционной деятельности. Следовательно, механизм управления инвестициями должен представлять собой систему взаимодействующих механизмов, обеспечивающих согласование интересов всех участников инвестиционного процесса. Для того, чтобы механизм управления инвестициями в отсталом регионе был действенным, он должен представлять собой систему взаимодействующих методов и средств воздействия на инвестиционные процессы, обеспечивающих согласование интересов государства, региона, инвестора и предпринимателя.

Региональные диспропорции во многом обусловлены объективными факторами "первой" (обеспеченность ресурсами, географическое положение) и "второй" природы (агломерационный эффект) и поэтому имеют долгосрочный характер.

Немалую роль играет и сверхцентрализация экономических ресурсов в столице страны, которую нельзя объяснить только агломерационным эффектом - это следствие сложившейся в России системы управления, в том числе бизнесом, т.е. институциональный фактор.

Хотя рост экономического неравенства регионов характерен для многих стран, но в России диспропорции крайне велики и выросли буквально на глазах - за переходный период, поэтому общество не готово адаптироваться к новой ситуации. Выравнивающая политика государства воспринимается как недостаточная, постоянно раздаются требования увеличить объемы перераспределяемых финансовых ресурсов. Однако перераспределение в очень больших масштабах замедляет экономический рост всей страны, ведь ресурсы для помощи слабым изымаются у наиболее развитых регионов. Важнейшей задачей становится поиск оптимального баланса выравнивающих и стимулирующих мер региональной политики.

Глава 2. Возможности и направления вывода региона из состояния отсталости (на примере Республики Дагестан)

 

.1 Основные характеристики экономики отсталого региона


Согласно имеющегося мирового экономического опыта государство с федеративным устройством может сохранять экономический и политический суверенитет и эффективно развиваться, если оно строит свою экономическую политику так, чтобы в процессе её претворения реализовывался эффект синергизма - результат взаимоувязанной и взаимообусловливающей деятельности всех регионов.

Этот эффект всегда больше суммы результатов при их невзаимообусловливающей деятельности. При этом важным условием реализации эффекта синергизма является также незначительный уровень различий в социально-экономическом развитии. Указанный эффект определяет базу экономической мощи и политической состоятельности государства. Если он незначителен, появляются неизбежные противоречия, связанные с такими несоответствующими рыночной экономике отношениями, как бюджетное доннорство и реципиентность, превышение которыми порогов экономической безопасности чревато угрозой даже потери целостности федерального государства.

На самом деле Россия в настоящее время состоит из 87 регионов, 63 из которых являются проблемными (дотационными) и только 24 - стабильно развивающихся. Все проблемные регионы называют еще депрессивными. Но такие депрессивные регионы, как, например, Ставропольская область и Республика Дагестан, это большая разница. Когда говорят "депрессивный" регион, то это понимается как временное состояние - стадия кризиса. Может для Ставропольского края это так и есть. Что касается Дагестана, то это не депрессивный, а экономически отсталый и хронически отстающий в экономическом развитии регион. Или, иначе говоря, это регион с экономикой периферийного характера, то есть регион по уровню экономического развития удаленный не только от уровня развития динамичных регионов, но и от среднего уровня по стране. ВВП на душу населения в Дагестане ниже, чем, например, в Чукотском АО в тридцать раз; по качеству жизни находится в последней десятке всех регионов России.

Для приближения таких регионов как Дагестан хотя бы к среднему уровню развития по стране необходима не просто какая-то стратегия, а стратегия прорыва.

В разработке такой стратегии необходим совершенно иной подход, чем тот, который сегодня фактически практикуется на основе ныне действующих установок по составлению стратегических программ, регламентируемых в кабинетах власти страны вопреки имеющимся формальному и легитимному нормативно-правовому акту - Концепции государственной политики России, предусматривающая сбалансированное развитие социально-экономического развития субъектов Федерации на основе сокращения различий в уровнях их социально-экономического развития. Эти установки, во-первых, в соответствии с фактически действующей так называемой концепцией "полюсов развития" предусматривают ныне стабильным регионам закрепление стабильности и динамичности дальнейшего развития, а проблемным регионам ещё большее отставание в развитии. Во-вторых, указанные установки не учитывают состояние и специфику регионов и в методическом плане неоправданно едины как для стабильных, так и для проблемных регионов.

Для Дагестана, как для экономически отсталого региона, необходимы иные целевые установки и критерии развития. Они должны быть направлены, прежде всего, на преодоление тех негативов, которые определяют республику экономически отсталым регионом. Главный из этих негативов - неполная и неэффективная трудовая занятость населения. Поэтому главным количественным критериальным показателем развития в стратегии для Дагестана должен быть не показатель ВВП на душу населения, как это предусматривается в настоящее время для всех без исключения регионов, а показатель роста полноты включения в процесс общественного производства всей экономически активной части населения на основе использования передовых технологий во всех сферах деятельности. Рост ВВП в этом случае будет производным, то есть следственным результатом и, разумеется, весьма значимым в ряду оценочных показателей роста результативности реализации полноты обеспечения занятости населения. В соответствие с этим приоритетным показателем могут быть интерпретированы и все другие ныне используемые показатели, отражающие различные стороны развития. Так, потребность в инвестициях может быть определена как инвестиционная емкость региона, рассчитанная как сумма произведений потребности в рабочих местах на стоимость этих мест во всех отраслях хозяйства региона.

Такой подход дает правильную ориентацию деятельности в целом всей общественности и структур системы управления хозяйством республики.

Другой не менее важный, а, пожалуй, даже более значимой стороной стратегирования в Дагестане должно быть формирование такой общественной среды, которая позволила бы населению высвободить в полной мере таящуюся энергию созидательности, которая могла бы вылиться в интенсивную активизацию экономического развития Дагестана.

Нынешнее состояние общественной среды не является благоприятным. Главным его пороком является нарушенность отношений эквивалентности между мерой трудовых усилий людей и получаемыми материальными и духовными благами. Речь идёт о том, что можно, постоянно выискивая место приложения труда, получать средства к жалкому существованию или, наоборот, используя не всегда чистоплотные с позиций общечеловеческой морали действия, стать богатым человеком.

Несовершенство формальных, нормативно-правовых установок, разрушенность существовавших в прошлом неформальных норм (например, существовавших обычаев), низкая культура экономического поведения, коррупция, неразвитость гражданских отношений и гражданских институтов - всё это характеристики нынешней общественной среды.

Так как совершенствование общественной среды является главным условием раскрепощения труда людей и условием интенсивной активизации в целом социально-экономического развития Дагестана, необходима не просто как таковая самостоятельная стратегия социально-экономического развития, а более широкая стратегия совершенствования общественной среды. Это очень сложная проблема, так как связана со сложным переплетением собственно региональных и в целом федеративных отношений. То есть речь идёт даже не только об общественной среде, а о общественной системе. Разработка подобной стратегии требует участия широкого круга специалистов: философов, социологов, юристов, историков, экономистов и др.

2.2 Механизм развития отсталого региона

Под механизмом управления инвестициями в отсталом регионе предложено понимать совокупность организационно-правовых, экономических и социальных методов управления инвестициями на всех уровнях хозяйствования, обеспечивающих ускорение социально-экономического развития региона.

Механизм управления инвестициями содержит: организационно-правовую, экономическую, социальную и информационную компоненту. Он включает два взаимосвязанных элемента: механизм управления привлечением инвестиций и механизм управления вложением инвестиционных средств.

Механизм управления привлечением инвестиционных ресурсов представляет собой набор методов и средств, используемых в управлении повышением инвестиционной привлекательности объекта инвестирования и уменьшения проявления факторов, снижающих его инвестиционную привлекательность. Механизм управления вложением инвестиционных средств представляет собой набор нормативно-правовых актов государственного и регионального уровня, положений устава предприятия (организации), систему внутрихозяйственных нормативов и требований по отдельным аспектам принятия решений в области инвестиционной деятельности.

Механизма управления инвестициями - многоуровневая система, в рамках которой реализуется общая цель. Поэтому следует различать механизм управления инвестициями в регионе сформированный на следующих уровнях управления: на федеральном (общегосударственном); региональном; отраслевом; на уровне предприятий и организаций.

Подчинение действий всех субъектов инвестиционного процесса общей цели государства по выравниванию социально-экономического развития регионов служит средством сочетания экономических интересов участников этого процесса, активизации их инвестиционной деятельности. Следовательно, механизм управления инвестициями должен представлять собой систему взаимодействующих механизмов, обеспечивающих согласование интересов всех участников инвестиционного процесса. Для того, чтобы механизм управления инвестициями в отсталом регионе был действенным, он должен представлять собой систему взаимодействующих методов и средств воздействия на инвестиционные процессы, обеспечивающих согласование интересов государства, региона, инвестора и предпринимателя.

Современное состояние экономики Республики Дагестан характеризуется низким уровнем развития производства и социальной сферы по сравнению с большинством регионов России.

Как показал проведенный нами анализ, долговременная отсталость экономики Дагестана обусловлена рядом исторических, природно-географических, экономических и социально-политических причин:

а) до момента присоединения к России экономическое развитие Дагестана тормозили этническая и политическая раздробленность, беспрерывные феодальные междоусобицы, внешние вторжения со стороны Персии и Турции;

б) в дореволюционный период Дагестан был преимущественно аграрным регионом, развивающимся в неблагоприятных природно-климатических условиях. Значительная часть территории республики была занята горами и болотами, использование которых для сельскохозяйственных целей было затруднено ввиду слаборазвитости соответствующих аграрных технологий;

в) в плановый период развития экономики Дагестана не было создано единого хозяйственного комплекса, функционирующего для реализации интересов и потребностей региона. Народное хозяйство республики представляло собой совокупность невзаимосвязанных отраслей и предприятий, производящих преимущественно промежуточный продукт, потребляемый в других регионах страны;

г) структура регионального хозяйства в этот период отличалась несбалансированностью между ведущими отраслями экономики и внутри них. Имели место диспропорции между развитием промышленности и сельского хозяйства, производством сельскохозяйственной продукции и ее промышленной переработкой, добычей нефти и ее переработкой, выпуском продукции машиностроения по заказам ВПК и на нужды республики и т.п.

В досоветский и советский период Дагестан был отсталым в социально-экономическом плане регионом, базовые показатели экономики которого являлись одними из самых низких по сравнению с другими регионами России.

Для однозначного отнесения современного Дагестана к одному из типов проблемных регионов, приведем следующие пять критериев:

-   уровень развития производства в регионе;

-   дотационность консолидированного бюджета;

-   денежные доходы населения;

-   уровень занятости населения;

-   уровень инвестиционной активности.

Помимо этого, оценка уровня развития региона по предлагаемым критериям предполагает сопоставление соответствующих показателей с показателями других регионов России и среднероссийскими значениями.

Результаты расчетов показали, что отставание Дагестана от средних показателей России в расчете на душу населения в 2010г. составляло по ВРП - 3,3 раза; по производству промышленной продукции - в 15,2 раза, инвестициям в основной капитал - в 2,2 раза; по среднемесячным денежным доходам населения - в 1,6 раза.

Это дает основание Республику Дагестан на современном этапе также отнести к категории отсталых регионов.

Основные положения преодоления отсталости Республики Дагестан:

-   социально-экономические преобразования в Республике Дагестан должны базироваться на общероссийских подходах и учитывать свою специфику развития, социальные и национальные приоритеты;

-   стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан должна быть ориентирована на создание саморазвивающейся и самообеспечивающейся экономики, обеспечивающей бюджетную самодостаточность;

-   социально-экономическое развитие Дагестана должно базироваться на согласовании интересов всех слоев общества, органов власти и субъектов хозяйствования: собственников предприятий и их работников, предприятий и региона, региона и федерального центра и др.;

-   структурно-институциональную перестройку экономики необходимо проводить в направлении создания многофункциональной, конкурентоспособной, открытой экономики, состоящей из взаимосвязанной, гибкой системы отраслей, предприятий и комплексов, способных быстро адаптироваться к непрерывно изменяющимся запросам рынка, ориентированных на удовлетворение потребностей экономики и населения региона и использующих преимущественно местные ресурсы;

-   реформирование производственного потенциала экономики региона должно осуществляться на основе освоения прогрессивных высокотехнологичных производств, наращивания мощностей электроэнергетического комплекса, задействования перспективных нефтегазоносных месторождений, нетрадиционных источников энергии (ветровой, солнечной, геотермальной), расширения использования рекреационного потенциала республики и т.п.;

-   развитее экономики региона должно сопровождаться сокращением безработицы за счет создания новых рабочих мест и совершенствования стимулирования труда в общественном производстве.

Изложенные концептуальные положения легли в основу стратегии преодоления социально-экономической отсталости Республики Дагестан.

Принципы стратегии являются конкретизацией основных положений концепции преодоления социально-экономической отсталости Дагестана.

Приведем их состав:

-   принцип согласованного развития экономики и социальной сферы региона с общими целями социально-экономического развития страны;

-   принцип единства экономического и социального развития региона. Содержанием этого принципа является требование сохранения экономических и социальных основ общества, соблюдения интересов всех социальных слоев населения региона;

-   принцип единства централизма и самостоятельности хозяйствующих субъектов, содержанием которого является, с одной стороны, правило учета органами государственного управления целей и интересов хозяйствующих субъектов при формировании экономической политики, а с другой - обеспечение воздействия на них в нужном для общества направлении;

-   принцип сбалансированного развития отраслей экономики региона, предполагающий соблюдение оптимальных пропорций между ними, преимущественную ориентацию производства на запросы регионального рынка, развитие производственного потенциала в соответствии с рыночными потребностями, баланс рабочих мест и трудоспособного населения;

-   принцип приоритетности использования собственных производственных ресурсов, требующий задействование в первую очередь регионального природного и трудового потенциалов.

В качестве главной цели преодоления социально-экономической отсталости Дагестана в стратегии обозначено достижение среднероссийского уровня развития экономики и социальной сферы.

Для реализации принципов и целей сформированной стратегии разработана программа конкретных управленческих решений и действий. В ней конкретизированы и количественно определены цели, сроки их реализации, оценены имеющиеся ресурсы и сформирована система программных мероприятий.

Первый блок программы включает постановку целей. Исходя из результатов оценки социально-экономического положения, а также концепции и стратегии преодоления социально-экономической отсталости Дагестана, в качестве основных целей программы на период до 2015 г. предложены следующие: рост ВРП на душу населения в 3,7 раза до 2015 г.; снижение общего уровня безработицы с 23,3 % в 2010 до 15,0 % в 2015 г.; снижение уровня бедности с 17,5 % в 2010г. до 13,0 % в 2015г.; рост реальных доходов населения в 2 раза; снижение дотационности регионального бюджета с 73,6 % в 2010г. до 60,0% в 2015г.; рост инвестиций на душу населения в 5,2 раза.

Второй блок программы предполагает оценку имеющегося экономического потенциала Дагестана, поскольку одним из главных условий преодоления долговременной экономической отсталости Республики Дагестан является вовлечение в хозяйственный оборот наличных природных, трудовых и других ресурсов. Такая оценка показала, что республика обладает природно-ресурсным, производственным и рекреационным потенциалом, необходимым для преодоления отсталости, депрессивных тенденций и дальнейшего экономического роста.

Третий блок программы включает систему программных мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей. Мероприятия в программе сгруппированы с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности. Система программных мероприятий состоит из трех разделов. Первый - "Создание благоприятных условий для осуществления экономической деятельности и инвестиционного климата", второй - "Развитие базовых отраслей экономики", третий - "Развитие социальной сферы".

Заключение


По итогам исследования можно сделать вывод, что разработанные концепция, стратегия и ситуационная программа мероприятий представляют собой элементы триединой системы организационно-методического обеспечения управленческой деятельности по преодолению отсталости экономики Республики Дагестан. Они совместно определяют идеологию такой работы, принципы, долгосрочные цели и конкретные мероприятия для ускоренного по сравнению с Российской Федерацией развития экономики.

В современных условиях инвестиции следует считать основным фактором развития экономики отсталых регионов. Поэтому при управлении инвестициями большее внимание следует уделять выходу системы, меняющемуся под воздействием изменения ее входа, то есть насколько меняются результаты хозяйствования региона при вовлечении в его экономику того или иного объема инвестиций. В качестве показателя такого анализа может выступать соотношение валового регионального продукта и объема капитало-образующих инвестиций в экономику региона в каждом году

Проведенный анализ показал, что темпы инвестиционной деятельности и валового регионального продукта - основного результирующего показателя экономики не совпадают. За 2001 г. инвестиции росли более высокими темпами, чем ВРП республики, в 2002 г. и 2003 г. наблюдалась обратная картина, в 2009-2010гг. темпы роста инвестиций превышали темпы роста ВРП. Это свидетельствует о несовпадении направленности траекторий наращивания капитала и экономического роста.

Для преодоления такого рода диспропорций может послужить предложенный методический подход, обеспечивающий повышение действенности инвестирования в региональную экономику. В основе подхода лежит применение для выбора объектов инвестирования нового обобщенного показателя, представляющего собой объем валового регионального продукта на 1 рубль инвестиций.

Предлагаемый подход позволит обеспечить государственную экспертизу инвестиций на предмет не только эффективности и риска, но и их вклада в рост экономики региона, и, таким образом, позволит сочетать интересы всех участников инвестиционного процесса.

В результате такого дополнения системы показателей можно выявить и сформировать круг предприятий (организаций), определяющих устойчивое экономическое развитие региона, и, в связи с этим, требующих пристального внимания и поддержки органов власти и управления.

Анализ показал, что механизм управления инвестиционным процессом в Республике Дагестан не совершенен. Его действенность можно повысить на основе системного подхода по следующей поэтапной схеме.

Во-первых, целесообразно разработать инвестиционную программу.

Во-вторых, необходимо совершенствование контрольных процедур в процессе управления инвестициями. Для этого целесообразна замена существующей формы на матричную форму построения механизма управления инвестициями, позволяющую достигнуть оптимального паритета в управлении как государственными, так и частными инвестициями с более широким участием региональных органов управления по своим функциям: Министерство экономики, Министерство промышленности и науки, Министерство сельского хозяйства и т.п.

В-третьих, необходимо развитие системы информационного обеспечение инвестиционного процесса в республике.

В-четвертых, целесообразно повысить привлекательность вложений не только отечественного, но и иностранного капитала в дагестанскую экономику путем проведения мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата и имиджа республики.

Список использованной литературы


1.       Алиев В.Г. Концепция, стратегия, тактика рыночных преобразований в регионе (уроки экономической истории). Сборник статей и очерков

2.      Головнина, Зубарев Экономическое развитие региона и особенности формирования эффективной региональной инвестиционной политики. - М.

.        Гранберг, Бусыгина, Введенский. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. - М., 2006. - 400 с.

.        Губайдуллина Т.Н. Устойчивое развитие эколого-экономической системы: вопросы теории и методологии - М., 2006 - 279 с.

.        Дружинин А.Г., Ионов А.Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. Ростов-на-Дону, 2007 - 512 с.

.        Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С. 87-91.

.        Инвестиционный рейтинг регионов России // Эксперт, 2009.

.        Кривошлыкова Е.В. Инвестиционная политика региона как базовая определяющая потенциального роста инвестиций // Экономический вестник

.        Лукашин Ю., Рахлина Л. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России // Мировая экономика и международные отношения. 2008

.        Тамова М.К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества проблемных регионов.// Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. - №.1 - с. 304

.        Шагирбаев Б.Ю.Стимулирование развития экономики региона в рамках инвестиционных процессов.// Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. - №.1 - с.357-362

.        Шихсаидов М.Ш., Шихсаидов Ш.М. Эффективность и пути привлечения иностранных инвестиций. // Материалы научно-практической конференции "Социально-экономические основы формирования гражданского общества в регионе". Махачкала: Юпитер, 2008. - 968 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!