Развитие скоростно-силовых способностей юных кикбоксеров

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие скоростно-силовых способностей юных кикбоксеров














Выпускная квалификационная работа

Развитие скоростно-силовых способностей юных кикбоксеров

Введение

Кикбоксинг (бокс с ударами ногами), представляет собой синтез классического английского бокса и японского каратэ. Этот вид единоборств зародился в середине 70-х годов, практически одновременно в США и Западной Европе. В России кикбоксинг является относительно молодым видом спортивных единоборств и пока еще не имеет своей традиционной школы обучения и методики совершенствования технико - тактического мастерства. Соревнования в кикбоксинге проводятся по четырем версиям: с ограниченным контактом (семи - контакт), легким контактом (лайт - контакт), полным контактом (фул - контакт) и в вольном стиле (фри - стайл). Классифицируются данные версии по боевым двигательным возможностям, которые определяются правилами соревнований. Базовая техника кикбоксинга одинакова для всех его дисциплин.

Современный кикбоксинг это высокотехничный вид единоборств, в котором гармонично сочетаются такие физические качества, как ловкость, сила, гибкость, быстрота, выносливость, по мере развития которых кикбоксер учится наносить мощные, сокрушительные удары, а также защищаться от них. Кикбоксинг становится все более скоростным. Подготовка и проведение результативных атак ногами и руками в равной степени обеспечивает преимущество над соперником. Но, как известно, удар ногой по силе превосходит удары руками, но уступает в скорости. Осознавая высокую ценность боевого потенциала ног, мы воспользовались методом педагогического наблюдения и в результате выявили, что удары ногами у юных кикбоксеров на протяжении одного боя (3 раунда по 1,5 минуты, минута отдыха между раундами) составляют всего 31 %, а остальные 69 % это удары руками. На основании проведенного наблюдения мы сделали предположение о недостаточном развитии скоростно - силовых способностей юных кикбоксеров. Причины этого недостатка, вероятно, следует искать в методике тренировки.

Объект исследования: скоростно - силовые способности юных кикбоксеров.

Предмет исследования: методика развития скоростно - силовых способностей юных кикбоксеров.

Цель работы: разработать методику развития скоростно - силовых способностей юных кикбоксеров и проверить ее эффективность.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть физиологические и анатомические особенности проявления скоростно - силовых способностей

2.      Проанализировать методики развития скоростно - силовых способностей.

3.      Разработать методику развития скоростно - силовых способностей юных кикбоксеров.

.        Определить эффективность разработанной методики.

Гипотеза: предполагается, что при разделении целостного двигательного действия на отдельные фазы, развитие скоростно - силовых способностей юных кикбоксеров будет проходить эффективнее, чем по традиционной методике.

Методы исследования:

1)      Изучение и анализ литературных источников

2) Математическая обработка данных

3) Контрольные испытания

4) Педагогический эксперимент

) Педагогическое наблюдение

1. Скоростно-силовые способности, основы методики их развития

.1 Характеристика скоростно-силовых способностей

Скоростно-силовые способности характеризуются [36] непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте и беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом I в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму:

 ,

где Fmax - максимальная сила, проявляемая в конкретном упражнении; tmax - максимальное время к моменту достижения максимальной силы.

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой [4]. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила- способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Методика воспитания скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений в упражнениях выполняемых в максимально возможном быстром темпе. Сущность этой методики [29] заключается в создании работы максимальной мощности посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью. Непредельное отягощение берется порядка от 30 до 60% от максимального. Число повторений от 6 до 10 в зависимости от веса отягощения, интервалы отдыха между подходами 3-4 минуты. При развитии быстрой силы режим работы мышц в применяемых упражнениях должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.

Быстрая сила совершенствуется с помощью искусственных затруднений непосредственно в специализированных движениях. Небольшие отягощения, применяемые гимнастами, легкоатлетами, боксерами и т.д., дают положительный эффект в развитии быстрой силы. Нужно помнить, что в каждом конкретном случае необходимо творчески подходить к подбору оптимального отягощения, темпа и длительности работы, только в том случае можно ожидать положительных результатов от выполнения таких упражнений.

1.2 Физиологические и анатомические особенности проявления скоростно-силовых способностей

С физиологической точки зрения скоростно-силовые способности относятся к способностям, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения [31].

Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени [4].

Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Данные врачебных наблюдений также подтверждают эффективность приспособления юного организма к кратковременным усилиям скоростно-силового характера. Например, Мотылянская Р.Е. [23] отмечает, что для морфологического и функционального укрепления организма скоростно-силовая подготовка может являться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития юного спортсмена, улучшения его функциональных возможностей.

Выявление закономерностей развития скоростно - силовых способностей в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Рядом исследователей установлено, что развитие скоростно-силовых качеств целесообразно начинать в детском и подростковом возрасте [23]; [31].

Вайшвила Ч.А. [3] выявил прямую взаимосвязь у мальчиков 11-14 лет между результатом в беге на 60 м и в прыжке в длину с места, результатом в беге на 60 м и в прыжке в высоту с места. Как показал анализ литературных источников, определение возрастных периодов, когда развитие скоростно - силовых способностей протекает более замедленно - актуальный вопрос, от правильного решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки в различных видах спорта.

Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников была прослежена в работе Гончарова Н.Н. [12]. В его диссертации были приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств у детей различного возраста. Автор наблюдал резкое повышение этого уровня в 12-15 лет.

Филатов С.И. [35] исследовал прыгучесть у 800 мальчиков и девочек, от 8 до 15 лет (по методу В.М. Абалакова). Собранный им материал свидетельствует об увеличении прыгучести с возрастом и неравномерности этого увеличения. У мальчиков от 8 до 10 лет годовой прирост прыгучести равен в среднем 2 см, а в период от 10 до 13 лет - 4,3 см (это период наиболее выраженного роста прыгучести). В 13 лет рост прыгучести приостанавливается. Также исследованиями установлено, что у лиц мужского пола возрастное совершенствование, прыгучести происходит до 20 лет, у лиц женского пола - до 16 лет. Автор доказал, что в пределах одной возрастно-половой группы на уровень развития прыгучести не оказывает влияния ни рост, ни вес, ни длина ног испытуемых.

По данным Денисюка Л.О. [14] темп развития скоростно-силовых качеств (по результату прыжка в высоту с места) колеблется в период с 8 до 12 лет. С 13 лет уровень развития скоростно-силовых качеств постоянно растет, достигая наибольшей величины к 14-15 годам. В последующие годы абсолютный прирост скоростно-силовых качеств уменьшается. Прирост скоростно-силовых качеств у девочек характеризуется незначительными колебаниями в возрасте 8-15 лет. Самая высокая величина прироста наблюдается в возрасте 10 лет, самая низкая - в 18-19 лет.

Волчецкий Э.И. [8] считает, что можно использовать упражнения, направленные на развитие прыгучести у школьников в начальной школе.

Исследования Бафталовского Д.И. [1] показали, что у гимнастов 10-12 лет, в программу занятий которых были включены упражнения скоростно-силового характера, значительно улучшились показатели физической и технической подготовленности. По данным Федорова О.В. [33] при подготовке юных прыгунов и метателей целесообразно не менее 50% времени на занятиях отводить упражнениям скоростно-силового характера.

Важное значение в развитии скоростно-силовых способностей имеет формирование двигательного навыка. Некоторые исследования рассматри-

вают двигательный навык как автоматизацию двигательного процесса, компонентов движения и частичной автоматизации двигательных операций. В то же время многие исследования указывают, что в проблеме навыков должны быть критически пересмотрены существующие понятия о навыке, как об автоматизации двигательной деятельности. Эти исследования рассматривают двигательный навык, как действие, доведенное до высокой степени совершенствования, сознательно управляемое и контролируемое. В качестве примера можно процитировать Зациорского В.М., [17] отметившего, что в итоге отработанного упражнения «волевые усилия должны быть направлены не на способ выполнения, а на его скорость».

Как отмечал Бернштейн Н.А. [2] в своей статье: «...многие исследования в различных областях человеческой деятельности показали, что для улучшения выработки определенных и специфических навыков существуют огромные резервы в области сенсорных, моторных и умственных возможностей человека... Вместе с тем, высокий уровень спортивного мастерства повышает растущие требования к сенсорным, моторным и психическим функциям спортсменов».

Как пишут в своей книге Забулика М.Е. и Разумовский Е.А. «Будь сильным, ловким, выносливым» [16]: «Сила представляет собой наиболее важное и универсальное физическое качество, которое во многом предопределяет или накладывает глубокий отпечаток на проявление остальных двигательных способностей человека». Авторы называют следующие режимы мышечной работы:

статический - когда длина мышц не изменяется (при удержании различных поз);

преодолевающий, когда уменьшается длина мышц, без изменения напряжения (при сокращении мышц в циклических и баллистических движениях);

уступающий, когда удлиняются мышцы во время их растягивания (при движениях, связанных с замахами, приседаниями, предшествующими сокращению мышц при метании, отталкивании).

Также в большинстве литературных источников выделяют ряд факторов, влияющих на проявление скоростно-силовых способностей:

время двигательной реакции (промежуток времени от восприятия раздражителя до начала ответного действия);

время выполнения одиночного движения (скорость этого движения);

частоту локальных сокращений мышц (или темп движений);

способность к ускорению.

Для предупреждения скоростного барьера рекомендуются следующие методические установки [21]:

. В занятиях с начинающими, прежде чем перейти к серьезным скоростным нагрузкам, необходимо добиться хорошей всесторонней физической подготовленности занимающихся. Иначе говоря, важно "отодвинуть" раннюю спортивную специализацию, пока не будет создана хорошая силовая и скоростно - силовая база.

. В спринтерских видах двигательной деятельности целесообразно систематически совершенствовать не только скоростные, но также скоростно - силовые способности занимающихся с помощью метода динамических усилий, чередуя при этом занятия с различными по величине непредельными отягощениями.

. Углубленную скоростную специализацию должна предварять не только общая физическая подготовка, но также специфическая «многоборная» подготовка. Например, пловец - спринтер занимается всеми способами плавания, хотя предполагается в качестве его специализации один из этих стилей.

. При занятиях скоростно - силовыми упражнениями важно применять как стандартные методы (повторный, соревновательный), так и вариативные (повторно - прогрессирующий, игровой).

скоростной силовой способность кикбоксинг

1.3 Методики развития скоростно-силовых способностей

В целом, методика развития скоростно - силовых способностей связывается с обеспечением необходимой функциональной подготовки организма для совершенствования технико-тактического мастерства и планомерного повышения скорости выполнения соревновательного упражнения. Специальные исследования [34;6] свидетельствуют, что согласованность мнений тренеров в различных видах спорта относительно тренирующего воздействия наиболее популярных средств специальной физической подготовки (СФП) оказалась различной. Очевидно, причина такого положения кроется в недостатке знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе специальной работоспособности спортсмена и средств, определяющих тренировочный эффект.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Вопреки методическим концепциям прошлых десятилетий сегодня спортсмены широко используют выполнение в тренировке соревновательного упражнения с высокой интенсивностью усилий. Наряду с прочими, и не менее важными достоинствами такой прием выступает как весьма эффективный способ СФП, ибо трудно придумать что-нибудь более специальное в этом отношении. Поэтому выполнение соревновательного упражнения в тренировке с максимальной интенсивностью усилий и высокой скоростью представляется важным средством системы СФП, но требует научного и методического обоснования.

По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения имеет смысл выделить три группы средств СФП [4]: - специфические - различные формы (варианты) выполнения основного спортивного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований;

специализированные - адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма.

неспецифические - формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении; их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные

физиологические системы и функции организма.

Практически при подборе средств СФП следует руководствоваться принципом динамического соответствия [5], согласно которому они должны быть адекватны соревновательному упражнению по следующим критериям: группам мышц, вовлекаемым в работу, амплитуде и направлению движения; акцентируемому участку амплитуды движения; величине усилия и времени его развития; скорости движения, режиму работы мышц. Исходя из этих критериев определяются исходное положение, кинематическая схема движений, величина внешнего сопротивления, характер проявления усилий и, наконец, метод упражнения.

Метод упражнения - это способ выполнения средств СФП, определяющий преимущественную направленность их тренирующего воздействия на организм. Для средств СФП характерны повторный, повторно-серийный, интервальный и круговой методы.

Повторный метод предусматривает выполнение упражнения с высоким уровнем той или иной качественной характеристики движения (например, скорости, величины усилия). Поэтому общее количество повторений упражнения регламентируется моментом заметного снижения эффективности движения в связи с развивающимся утомлением. Пауза отдыха между повторениями должна быть достаточной для восстановления работоспособности организма до такого оптимального состояния, при котором возможно качественное выполнение упражнения.

Повторно-серийный метод характеризуется многократным выполнением одного и того же или близких по своей тренирующей направленности упражнений. Отличительные черты этого метода - субмаксимальная интенсивность работы и объемная нагрузка. Повторно-серийный

метод предусматривает несколько выполнений упражнения с оптимальными паузами отдыха (серия), которые повторяются несколько раз. Между сериями пауза отдыха более продолжительна. Количество повторений в серии, количество серий в тренировочном сеансе и продолжительность пауз отдыха определяются текущим состоянием и уровнем подготовленности спортсмена, задачами тренировки, режимом выполнения упражнения. Метод преимущественно используется для активизации морфологических перестроек в организме, увеличения запасов энергетических субстратов и развития адаптационных реакций, стабилизирующих организм на новом функциональном уровне.

Круговой метод является вариантом интервального. Он отличается от последнего более разносторонним воздействием на организм за счет использования упражнений различной тренирующей направленности и меньшей интенсивностью мышечной работы. Способствует главным образом повышению емкости источников ее энергообеспечения, совершенствованию функциональных возможностей различных мышечных групп и активизации морфологических перестроек в организме.

Комплексный метод СФП предусматривает одномоментное (в одном тренировочном сеансе) или последовательное (в смежных тренировочных занятиях) согласованное и сбалансированное по объему сочетание средств СФП одной преимущественной направленности, но с различными характером и силой тренирующего воздействия. Идея метода заключается в использовании положительного последействия, т. е. следов реакции организма и ЦНС, остающихся после выполнения одной работы, на качественные и количественные характеристики тренирующего воздействия последующей работы [15, 5, 23].

Сопряженный метод СФП выражает методическую идею единства

специальной физической и технической подготовки спортсменов [15]. Эта идея реализуется подбором таких средств и способов их выполнения, которые обеспечивают возможность одновременного решения задач СФП и совершенствования элементов спортивной техники. При этом средства СФП подбираются на основе принципа динамического соответствия.

Метод моделирования соревновательной деятельности предусматривает интенсификацию режима работы организма в тренировке за счет максимального приближения его на определенных этапах годичного цикла к условиям, характерным для соревнований. Суть метода выражается в целостном выполнении соревновательного упражнения на высоком, освоенном спортсменом уровне интенсивности, с учетом условий и правил соревнований. Такой прием оказывает на организм воздействие, адекватное соревновательному, и позволяет эффективно решать задачи СФП, а также совершенствуются техническая, тактическая и психологическая стороны подготовки спортсмена [25, 22].

С этой целью обоснована целесообразность увеличения в тренировке объема работы в условиях, максимально приближенных к соревновательным. Например, рекомендуется выполнение прыжков в длину, тройным и с шестом с полного разбега [6] или барьерного бега на высокой скорости и дистанциях, приближенных к соревновательным.

Контрольный метод СФП сочетает в себе интенсивное тренирующее воздействие в специфическом двигательном режиме с оценкой степени подготовленности организма спортсмена к этому режиму. В контрольном методе выполняется целостное спортивное упражнение, его упрощенный вариант или упражнение, близкое ему по двигательной структуре и режиму энергообеспечения. Такое упражнение должно быть стандартным по характеру движений и условиям выполнения, что дает возможность наблюдать динамику работоспособности спортсмена и функциональных реакций его организма во времени. В отличие от известных в практике прикидок, где оценивается лишь результат, контрольный метод предусматривает регистрацию комплекса наиболее существенных функциональных характеристик.

Интенсивные методы имеют задачей предельное напряжение функций организма с целью дальнейшего повышения уровня их рабочих возможностей.

Экстенсивные методы содержат оптимальные по силе тренирующие воздействия и способствуют развитию и стабилизации соответствующих морфологических перестроек в организме, а также расширению емкости источников энергообеспечения специфической работы. Эффективность системы СФП определяется рациональным способом сочетания этих методов в тренировочном процессе.

Следует сказать, что повышение специфической работоспособности спортсмена возможно только при условии применения тренирующих воздействий, превышающих тот уровень функциональных возможностей, к которому организм адаптирован, и вынуждающих его к новым приспособительным реакциям. Задача СФП, как уже говорилось, заключается в интенсификации режима работы организма в условиях тренировки с тем, чтобы приблизить и даже превысить те функциональные параметры моторики, которые характерны для соревновательной деятельности.

Количественный эффект рабочего движения обеспечивается мощностью потока возбуждающих влияний, которым подвергаются мотонейроны активируемых мышц со стороны более высоких моторных уровней. В свою очередь, мощность этого потока в значительной мере определяется афферентацией от периферических мышечно-суставных и других рецепторов. Следовательно, интенсификация афферентации выступает, как стимулирующий фактор по отношению к возможностям центральной моторной зоны генерировать поток возбуждающих влияний.

Многолетняя спортивная тренировка начинается в младшем школьном возрасте на этапе предварительной подготовки. До настоящего времени имеется весьма мало рекомендаций о рациональных организационных формах, содержании и методике спортивных занятий на этом этапе. Между тем, как показывает анализ литературных источников, в младшем школьном возрасте существуют благоприятные возможности для предварительной спортивной подготовки занимающихся. Так, согласно многочисленным исследованиям, проведенным в 50 - 60-е годы в возрастной период 6-13 лет происходит весьма интенсивное развитие организма человека. В период между 7 и 11 годами координация произвольных движений у детей значительно улучшается. Ряд исследований свидетельствует, что младший школьный возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания, благоприятным для начала спортивной подготовки.

В возрастном диапазоне 8-12 лет значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным развитием быстроты движений, в возрасте же 12-14 лет повышение скорости бега происходит главным образом на основе роста скоростно-силовых качеств и мышечной силы. В 8-12 лет происходит созревание двигательного анализатора, оформление важнейших локомоторных актов бега. Все это свидетельствует о необходимости начинать воспитывать быстроту уже в этом возрастном периоде. Таким образом, анализ результатов педагогического эксперимента позволил сделать заключение о том, что в возрастной период 8-12 лет повышение максимальной скорости обусловлено главным образом возрастанием частоты движений. В период 13- 15 лет скорость бега повышается в основном за счет развития скоростно-силовых и силовых качеств. В занятиях с детьми 8-12 лет быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования тренировочных средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движений. В период 12-15 лет быстрота воспитывается главным образом с помощью тренировочных средств, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и мышечной силы занимающихся.

Для развития скоростно-силовых способностей большое значение имеет развитие максимальной силы, когда скорость движения проявляется в условиях значительного внешнего сопротивления. Для этого используются главным образом упражнения с отягощением, выполняемые в различных режимах работы мышц (преодолевающий, удерживающий, уступающий, стато-динамический), ударный метод и изометрические упражнения.

Многие специалисты считают, что уже в младшем школьном возрасте целесообразно использовать физические упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств [32, 35]. Гужаловскому А.А. [13] удалось установить, что для школьников разных уровней физического развития свойственны определенные особенности развития скоростно-силовых качеств. Между скоростно-силовыми показателями мальчиков, имеющих средний или выше среднего уровень физического развития, различия, как правило, более значительны, чем между скоростно-силовыми показателями мальчиков со средним и ниже среднего уровнем физического развития. Процент прироста скоростно-силовых показателей тем выше, чем выше уровень физического развития. Автор обнаружил, что максимальные индивидуальные скоростно-силовые показатели у мальчиков имели место в 15 лет и были тем выше, чем выше уровень их физического развития. В ходе исследования были выявлены особенности естественного развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста в онтогенезе в зависимости от уровня их физического развития.

Как известно, важным элементом развития скоростно-силовых способностей у детей являются правильно подобранные методики, которые осуществляются с общими закономерностями обучения и воспитания. Например, по мнению авторов, принцип направленности к максимуму достижений, углубленной специализации и индивидуализации в подготовке юных спортсменов следует трактовать как отдаленную перспективу. Учебно-тренировочные занятия с детьми, подростками не должны быть ориентированы на высокие достижения на первых этапах многолетнего тренировочного процесса, так как достижение рекордных результатов является отдаленной целью. Форсированная подготовка обычно приводит к перегрузке организма юного спортсмена и не способствует его дальнейшему развитию.

Как видим, вопросы, касающиеся подготовки юных спортсменов рассматриваются в учебниках и учебных пособиях и дают фундаментальные основы развития скоростно-силовых способностей у детей 12-13 лет.

По мнению многих специалистов [23, 32] на этапе начальной спортивной специализации большое внимание следует уделять воспитанию быстроты. Подростки отличаются большой двигательной активностью. Они способны совершать более быстрые движения, чем юноши и девушки. Исследования показали, что по частоте беговых шагов на коротких отрезках дистанции подростки не уступают взрослым квалифицированным спортсменам. Это свидетельствует о том, что кратковременные упражнения скоростного характера соответствуют особенностям сердечно-сосудистой системы подростков и наиболее близки их моторике. Следовательно, с одной стороны, наличие высоких возрастных темпов развития быстроты как физического качества, с другой стороны, доступность упражнений скоростного характера обусловливает целесообразность систематической работы над развитием быстроты спортивных движений у подростков.

В процессе педагогических экспериментов разработаны и экспериментально обоснованы комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие быстроты и других физических качеств. Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости.

Методика воспитания физических качеств на этапе начальной спортивной специализации характеризуется высокой точностью, искусством выполнения движений. В исследованиях Винниковой Н.И. [7] выявлена положительная зависимость между спортивной квалификацией гимнасток и развитием мышечной силы. Наивысший ее уровень был отмечен у мастеров спорта, наименьший - у гимнасток второго юношеского разряда.

Верхошанским Ю.В. [5] выявлено, что прыгучесть весьма специфическая двигательная способность человека. Им определены факторы, влияющие на рабочий эффект отталкивания. К категории ведущих в составе скоростно-силовых способностей человека, обусловливающих уровень развития прыгучести, отнесены абсолютная сила мышц, способность к взрывному проявлению динамической силы и лабильность нервно-мышечного аппарата. Автор пришел к важному заключению о том, что в целях развития прыгучести следует обращать внимание в первую очередь на подбор средств, адекватных основному упражнению по режиму работы мышц, воспроизводимому в условиях соответствующей динамической нагрузки. Форма движения и направление развиваемого усилия здесь имеют меньшее значение.

.4 Особенности развития скоростно-силовых способностей у детей

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Скоростно-силовые качества в настоящее время рассматриваются как самостоятельное физическое качество человека, требующее адекватных средств и методов развития.

Несмотря на то, что скоростно-силовые качества, сила и быстрота рассматриваются как самостоятельные качества, они тесно связаны друг с другом [9]. Недостаточное развитие силы или быстроты ограничивает проявление скоростно-силовых качеств. В этом легко убедиться, если предложить ученику, с трудом разгибающему руки в упоре лежа, оттолкнуться от пола и хлопнуть в ладоши. Он это задание не выполнит. Поэтому, когда у учащихся наблюдается очень низкий уровень силы или быстроты, следует вести параллельную работу над развитием всех трех качеств или заблаговременно, до начала направленного развития скоростно-силовых качеств, выделить специальное время для развития силовых и скоростных возможностей школьников.

Для развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста используются упражнения с внешними отягощающими предметами (мешками с песком, набивными мячами и т. п.) и упражнения с преодолением собственной массы тела.

Скоростно-силовые упражнения выполняются в неравномерном ритме: подготовленные движения до приложения основного усилия производятся несколько замедленно, а основное движение, связанное с приложением максимального усилия - с предельной скоростью. Например, сгибание рук в упоре - медленно, а разгибание - быстро. Медленный замах при броске мяча сопровождается предельной скоростью метания и т. п.

В большинстве упражнений скоростно-силового характера отягощением служит собственная масса тела ученика (различные виды бега и прыжков, отжимание, подтягивание и т.п.), в них величина отягощения дозируется лишь изменением исходного положения. Например, отжимание в упоре лежа от опоры различной высоты, подтягивание на наклонной (под различным углом) гимнастической скамейке. Нагрузка в этих упражнениях дозируется количеством повторений, а также длительностью работы и отдыха.

Руки в положении стоя практически не несут на себе массы тела, поэтому здесь для развития скоростно-силовых качеств широко используются разнообразные исходные положения типа висов и упоров, а также внешние отягощения, величина которых определяется с учетом индивидуальной подготовленности ученика, его пола и возраста. Например, броски набивных мячей, мешочков с песком различной массы, метание других предметов. Для успешного развития скоростно-силовых качеств величина отягощения должна составлять не менее 40-70 % максимальных силовых возможностей, проявляемых в конкретном движении или двигательном действии. Поэтому в ряде случаев, чтобы добиться необходимой нагрузки, внешнее отягощение следует использовать в упражнениях не только для рук, но и для туловища. Например, в положении лежа сгибание и разгибание туловища. Здесь в качестве внешнего отягощения применяются мячи, мешки с песком и другие предметы весом до 2 кг.

В системе средств скоростно-силовой подготовки наряду с упражнениями с отягощением в последнее время получили широкое распространение так называемые ударные упражнения. Суть этих упражнений состоит в том, что для проявления скоростно-силовых качеств используется кинетическая энергия падения тела или тренировочного снаряда. Например, бег прыжками, прыжок вверх после прыжка в глубину, подбрасывание (метание) падающего (летящего) снаряда и т. п. Величина ударной нагрузки определяется подготовленностью ребенка, однако преимущество следует всегда отдавать большей высоте свободного падения, а не массе отягощения. Нагрузка должна быть подобрана так, чтобы она обеспечивала развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую. В ударных упражнениях следует стремиться к минимальному амортизационному пути и как можно более мощному последующему напряжению. Например, экспериментально установлено, что оптимальная глубина прыжка для девочек 6-8 лет составляет 12-17 см, а для 9-10-летних - 18 см.

Скоростно-силовые упражнения выполняются с максимальным усилием, стремлением как можно скорее сообщить предельное ускорение снаряду. Упражнения со снарядами малой массы проделываются в быстром темпе, который постепенно снижается до среднего по мере увеличения массы отягощения. Количество повторений в одной серии в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий колеблется в пределах 3-4 повторений. Упражнения выполняются непрерывно или с кратковременной паузой. Оптимальная пауза отдыха между сериями составляет 2-3 мин, а количество серий не более 2-3. Максимальное количество повторений в серии (5-6 в прыжке и 8-9 в метаниях) достигается на 18-21-м уроках цикла, повышаясь на 1 повторение в каждой серии через 3-4 урока. [9].

Возрастная динамика скоростно-силовых качеств имеет периоды бурного и замедленного роста показателей. Специалисты утверждают, что наиболее интенсивный прирост их наблюдается у мальчиков с 10 до 13 лет, с некоторым замедлением показателей к 14 годам. У девочек, например, такой типичный скоростно-силовой показатель, как прыгучесть, улучшается до 14 лет [27].

.5 Специфика проявления скоростно-силовых способностей в кикбоксинге

Скоростно - силовые способности - одни из основных способностей в кикбоксинге. Кикбоксер должен обладать высоким уровнем развития скоростно - силовых способностей, так как во время ведения боя на ринге ему необходимо выполнять специальные движения с высокой скоростью и значительной силой. Быстрое нанесение ударов и выполнение защитных действий зависит от умения своевременно чередовать сокращение и расслабление мышц [28].

Для развития скоростно - силовых способностей целесообразно чередовать ускоренное выполнение упражнения с более плавным (нанесение серии ударов с одним или двумя акцентированными) [24].

Основные направления методики скоростно-силовой подготовки кикбоксеров опираются на три последующих основополагающих момента физиологии движений человека [19]:

уровень и специфику межмышечной координации;

уровень и специфику внутримышечной координации;

собственную реактивность мышц.

Для совершенствования межмышечной координации полезно использовать упражнения, сходные с основными соревновательными упражнениями кикбоксеров. Например, работа на лапах с легкими манжетами на ногах, используя комбинации из ударов руками и ногами.

Для совершенствования внутримышечной координации [30] следует применять такие упражнения, которые позволят центральной нервной системе:

одновременно включить в работу наибольшее количество двигательных единиц;

добиться высокой частоты импульсации мионов мотонейронами;

достичь оптимальной синхронизации функционирующих мотонейронов.

Именно от согласованности работы этих трех нейрофизиологических «механизмов» зависит идеальная внутримышечная координация. Для того чтобы вызвать наибольшие физиологические сдвиги, применяют нагрузочные тренировочные задания (например, специальные упражнения с

отягощением).

Для совершенствования собственной реактивности мышц применяют силовые упражнения, где величина отягощения варьирует в пределах 7-13 ПМ (повторный максимум).

Логично большую часть времени на тренировочном занятии кикбоксеров отводить на специально - подготовительные упражнения и упражнения на снарядах (работа на боксерских мешках, упражнения с набивными мячами), так как они являются основными средствами развития скоростно - силовых способностей [10].

2. Организация и методика исследования

2.1 Организация исследования

Используя метод педагогического наблюдения мы анализировали количественную сторону тренировочного процесса юных кикбоксеров, а именно: количество ударов, нанесенных ногами и руками в одном бою, обязательно достигших своей цели. Наблюдение проводилось за тренировочными боями на протяжении месяца в период с 15 сентября по 18 октября 2006 г на базе общеобразовательной школы № 147 «Академия Спорта». Для регистрации результатов использовалось протоколирование (Приложение 3).

При наблюдениях за тренировочными боями по кикбоксингу нами было обнаружено что удары ногами у юных кикбоксеров на протяжении одного боя (3 раунда по 1,5 минуты, минута отдыха между раундами) составляют всего 31 %, а остальные 69 % это удары руками. Кроме того, эффективность атак ногами и техническое исполнение ударов также находятся на низком уровне. Причины данной проблемы, судя по всему, кроются в тренировочном процессе спортсменов. Поэтому нами была разработана экспериментальная методика развития скоростно - силовых способностей юных кикбоксеров.

В испытании принимали участие юноши в возрасте 12 лет, в количестве 24 человек (12 в контрольной гр. и 12 в экспериментальной гр.), занимающиеся в секции кикбоксинга 1,5 года, имеющие квалификацию - 3 юношеский разряд. Для оценки специальных скоростно - силовых способностей юных кикбоксеров применялись следующие тесты:

. Круговой удар передней ногой по груше на уровне тазобедренного сустава (кол - во раз за 10 секунд).

. Круговой удар передней ногой по груше на уровне корпуса (кол - во раз за 10 секунд).

. Круговой удар передней ногой по груше на уровне головы (кол - во раз за 10 секунд).

Данные тесты были ранее использованы Кубанской государственной академией физической культуры, город Краснодар при исследовании влияния вестибулярной и специальной нагрузок на параметры ударов у кикбоксеров 9 - 16 лет [26].

С установкой «максимально быстро и точно» испытуемые выполняли все три теста по порядку с отдыхом до полного восстановления. Тестирование проводилось два раза: перед началом эксперимента и после него.

Экспериментальная методика (Приложение 4) применялась на протяжении 12 занятий, проводимых через день в начале основной части урока. Каждое из упражнений (№ 1 и № 2) длилось 7 с. и повторялось 3 раза, интервал отдыха между повторениями составлял 2 минуты, затем происходила смена выполняемого упражнения. Остальные упражнения (№ 3, 4, 5) также состояли из трех повторений: работа с отягощением в одном повторении продолжалась 15 секунд, затем следовала работа без отягощения - 15 секунд. Интервал отдыха между повторениями длился 1 минуту. Общее время, затрачиваемое в одном занятии на упражнения из разработанной методики составляет 25 минут.

.2 Методы исследования

В данной работе были использованы следующие методы:

) Изучение и анализ литературных источников. Метод применялся для выяснения и уточнения основных понятий, связанных с темой работы.

) Математическая обработка данных. С помощью математических вычислений (критерий Стьюдента) мы устанавливали статистическую достоверность и недостоверность различий между результатами предварительного и итогового тестирования контрольной и экспериментальной групп.

) Контрольные испытания. В данной работе проводились контрольные упражнения (тесты) перед началом эксперимента и после его окончания. Они применялись с целью определения уровня подготовленности занимающихся на данный период обучения.

) Педагогический эксперимент. С помощью данного метода мы разрабатывали методику, находили испытуемых, проверяли эффективность разработанной методики на практике.

) Педагогическое наблюдение. Используя метод педагогического наблюдения мы анализировали количественную сторону тренировочного процесса юных кикбоксеров, а именно: количество ударов, нанесенных ногами и руками в одном бою, обязательно достигших своей цели.

3. Результаты исследований и их обсуждение

Результаты тестирования показателей быстроты ног юных кикбоксеров до эксперимента между контрольной и экспериментальной группой статистически достоверно не различались (p>0,05).

Результаты предварительного тестирования

Тест

Контролная группа x ± m

 t

t-таб.

P(0,05)

Круговой удар  ногой по бедру (кол - во раз за 10 сек.)

18,08 ± 0,60

18,50 ± 0,50

0,53

2,07

Круговой удар  ногой по корпусу (кол - во раз за 10 сек.)

16,83 ± 0,54

17,33 ± 0,49

0,68

2,07

Круговой удар  ногой в голову (кол - во раз за 10 сек.)

15,00 ± 0,49

15,33 ± 0,51

0,46

2,07








По окончании эксперимента было проведено итоговое тестирование, результаты улучшились как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Однако дальнейшая математическая обработка полученных данных показала, что различия результатов контрольной и экспериментальной группы статистически недостоверны. Возможно, причина этого небольшая продолжительность эксперимента.

Результаты итогового тестирования

Тест

Контролная группа x ± m

Экс.гр. x ± m

t

t-таб.

P(0,05)

Круговой удар  ногой по бедру (кол - во раз за 10 сек.)

19,08 ± 0,72

20,33 ± 0,56

1,36

2,07

Круговой удар  ногой по корпусу (кол - во раз за 10 сек.)

18,08 ± 0,63

18,83 ± 0,56

0,88

2,07

Круговой удар  ногой в голову (кол - во раз за 10 сек.)

16,08 ± 0,49

16,92 ± 0,51

1,17

2,07


Выводы

1) В ходе анализа литературных источников, мы выяснили, что скоростно - силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента.

) Анализируя методики развития скоростно - силовых способностей известных теоретиков мы пришли к выводу, что наиболее распространенной и общепризнанной считается методика воспитания скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений. Сущность этой методики заключается в создании работы максимальной мощности посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью.

3) В ходе исследования была специально разработана методика развития скоростно - силовых способностей юных кикбоксеров. Разработанная методика отличалась от традиционных методик тем, что скоростно - силовые способности мы развивали не только посредством выполнения целостного двигательного действия (кругового удара ногой), но также разбивали целое действие на отдельные фазы, развивая скорость и силу в отдельных частях движения.

) Разработанная методика была проверена на практике и по итогам эксперимента мы выяснили, что новая методика не более эффективна, чем методики, использованные ранее. Поставленная в данной работе гипотеза не подтвердилась.

Список литературы

1. Бафталовский Д.И. Обоснование начальной подготовки юных гимнастов 10-12 лет по данным адаптации сердечно-сосудистой системы, развития основных физических качеств и совершенствование осанки /Д.И. Бафталовский; Автореф. канд. дис. - Смоленск, 1965. - 28 с.

. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. М.: Физкультура и спорт. 1990. - 194 с.

. Вайшвила Ч. А. О развитии быстроты и прыгучести у школьников 11-13 лет в зависимости от физического развития и некоторых показателей функционального состояния организма. / Ч.А. Вайшвила //Материалы III научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М., 1966. - 320 с.

4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с., ил. - (Наука - спорту).

5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1970. - 104 с.

. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 254 с.

7. Винникова Н.И. О взаимосвязи технической и силовой подготовки юных гимнасток / Н.И. Винникова; Автореф. канд. дис. - Л., 1969. - 25 с.

8. Волчецкий Э.И. Из опыта обучения опорным прыжкам учащихся VI -X классов /Э.И. Волчецкий //Физкультура в школе. - 1963. - №11. - С. 12-14

9. Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы /Е.Н. Ворсин, А.А. Гужаловский, Л.Д. Глазырина и др.; Под ред. Е.Н. Ворсина. - Мн.: ПКИП «Асар», 1995. - 176 с.; ил.

. Гаськов А.В. Структура и содержание тренировочно - соревновательной деятельности в боксе: Монография / А.В. Гаськов, В.А. Кузьмин; Краснояр. гос. ун - т. - Красноярск , 2004. - 112 с.

. Гелецкий В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта. Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 113 с.

12. Гончаров Н.Н. Динамика мышечных сокращений при предельных напряжениях и ее возрастные изменения /Н.Н. Гончаров: Автореф. канд. дис. - М, 1962. - 23 с.

13. Гужаловский А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 12. - С. 31-34.

14. Денисюк Л.О. О методике развития двигательных качеств у детей школьного возраста /Л.О. Денисюк; Материалы IV научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М.: АПН СССР, 1968. - 225 с.

. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов /В.М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 318 с.

. Забулика М.Е. Будь сильным, ловким, выносливым / М.Е. Забулика, Е.А. Разумовский. - Кишинев: Карта Молдовеняскэ, 1989.- 180 с.

17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М: Просвещение, 1970. - 256 с.

. Иванов А.Л. Кикбоксинг. Киев. Книга - Сервис, «Перун» 1995 .- 312 с.:ил.

. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. - 272 с., 50 ил.

. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 319 с.

. Матвеев Л.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

. Мотылянская Р.Е. Возраст и физическая культура в свете данных врачебных исследований / Р.Е. Мотылянская: Автореф. Дис. - Л., 1965. - 24 с.

. Никифоров Ю.Б., Викторов И.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 212 с.

. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М: «Физкультура и спорт», 1988. - 288 с. с ил.

. Пирожков О.В. Влияние вестибулярной и специальной нагрузок на параметры ударов у кикбоксеров 9 - 16 лет. /Пирожков О.В., Цыбульская Н. А. // Физическая культура - 1999. - № 4. - С. 7 - 11.

27. Сирис П.З., Кабачков В.А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.-160. с.: ил.

28. Стрельников В.А. Совершенствование системы подготовки студентов - спортсменов ударных единоборств. Дис. д - ра пед. наук. Улан - Удэ, 1998. - 24 с.

. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва - М., 1997 - 416 с.

. Туманян Г.С. Спортивная борьба: Учеб. пособие для техн. и ин-тов физ. культ, (пед. фак.); Под ред. Г. С. Туманяна - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 144 с., ил.

. Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста /B.C. Фарфель. - М.: АПН РСФСР, 1948. - 221 с.

32. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте / B.C. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 319 с.

. Федоров О.В. Экспериментальное исследование скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов (на примере прыгунов и метателей)./О.В. Федоров; Автореф. канд. дис. - Л., 1968. - 27 с.

34. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пособие для инст и техникумов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1987 - 128 с.

. Филатов С.И. Исследование динамики развития скоростно-силовых качеств у учащихся школьного возраста и возможности их совершенствования (на материале легкоатлетических прыжков) / С.И. Филатов; Автореф канд. дис. - М., 1962. - 21 с.

. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для Вузов..- 2.-е изд., испр и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. .- 480 с.

Похожие работы на - Развитие скоростно-силовых способностей юных кикбоксеров

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!