Влияние выбора объекта налогообложения на налоговую ставку

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние выбора объекта налогообложения на налоговую ставку

Введение

Налоги являются важным звеном финансовых отношений в обществе и как форма финансовых отношений возникают одновременно с появлением государства. Являясь неотъемлемой частью финансов предприятия, налоговые платежи оказывают значительное воздействие на финансовое состояние, налоговое влияние настолько велико, что может играть определяющую роль в формировании стратегии и тактики развитии экономики.

Актуальность темы заключается в том, что в условиях финансовой нестабильности, спада производства и роста инфляции предприятиям становится труднее уплачивать налоги, они острее ощущают тяжесть налоговой нагрузки и активно ищут различные пути ее снижения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе, уплачивая налог по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период. Это касается как организаций оптовой торговли, так и организаций розничной торговли, деятельность которых не попадает под единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В связи с этим актуальным на настоящий момент является выбор объекта налогообложения по упрощенной системе.

Целью работы является рассмотрение влияния выбора объекта налогообложения на налоговую ставку.

Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи:

изучить экономическую сущность налогообложения и их влияние на финансовый результат деятельности предприятий;

провести сравнительный анализ различных методик расчета влияния налогообложения на финансовый результат деятельности предприятия.

1.  
Общий налоговый режим

Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.

Выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выполнять требования:

ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

Типовых рекомендаций Минфина РФ от 21.12.1998 №64н.

В соответствии с Типовыми рекомендациями малое предприятие при учете доходов и расходов может использовать как метод начисления, так и кассовый метод, согласно которому доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете по мере их оплаты. Избранный метод фиксируется в учетной политике.

Кроме того, малые предприятия обязаны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и представлять её внешним заинтересованным пользователям.

Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок её формирования регулируется гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

В обязанность субъекта малого предпринимательства, находящегося на общем режиме налогообложения, входит перечисление в бюджет:

налога на прибыль (гл. 25);

налога на добавленную стоимость, далее НДС (гл. 21);

налога на имущества, акцизов (гл. 22);

налога на доходы физических лиц, далее НДФЛ (гл. 23);

единого социального налога, далее ЕСН (гл. 24);

налога на добычу полезных ископаемых (гл. 26).

В таблице содержится информация о категориях налогоплательщиков, объекте налогообложения и налоговых базах для исчисления названных видов налогов.

Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.

Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании первичных документов и документов налогового учета. Они состоят из:

доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

внереализационных доходов

Доходом от реализации считается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. При определении выручки учитываются все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализованными доходами субъекта малого предпринимательства признаются, в частности, доходы:

от долевого участия в других организациях;

в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

от сдачи имущества в аренду (субаренду);

от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности;

в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

в виде положительной курсовой разницы, возникшей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Для целей налогообложения доходы могут быть уменьшены лишь на суммы расходов, которые являются обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252)

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Документально подтвержденными расходами считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты малого предприятия при условии, что они произведены им в целях получения дохода.

В зависимости от характера, а также условий осуществления НК РФ выделяет две группы расходов:

) расходы, связанные с производством и реализацией

) внереализационные расходы.

Такая интерпретация расходов отличается от их классификации, используемой в системе бухгалтерского учета. В последнем случае они подразделяются на расходы по обычным видам деятельности (включающие себестоимость проданных товаров (работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы) и прочие доходы и расходы (проценты к уплате, прочие операционные расходы, внереализационные расходы). Эта классификация применяется при составлении отчетности малого предприятия.

2.      Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

К специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся четыре системы налогообложения:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Упрощенная система налогообложения

Переход к упрощенной системе или возврат к общей системе налогообложения осуществляется налогоплательщиком добровольно в порядке, определенном кодексом.

Применение УСН организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Дня индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне. Однако налогоплательщики, применяющие «упрощенку», производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном кодексом.

Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее заявление с 1 октября по 30 ноября. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение трех дней после подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Организация должна вернуться к общему режиму, если:

выручка за отчетный или налоговый период, рассчитанная нарастающим итогом, превысит 60 млн. руб.;

стоимость амортизируемого имущества за отчетный или налоговый период превысит 100 млн. руб.

О том, что произошло превышение лимита выручки или стоимости амортизируемого имущества, налогоплательщик должен уведомить налоговую инспекцию в течение 15 дней по окончании того квартала, в котором произошло превышение. Переходить на общий режим налогообложения нужно с начала того квартала, в котором произошло превышение лимитов.

Объектом налогообложения признаются:

доходы;

доходы, уменьшенные на величину расходов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Начиная с 1 января 2009 г. эта ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15% законами субъектов РФ.

Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы, определенные НК РФ. При этом следует подчеркнуть, что перечень расходов является закрытым: уменьшат доход только те расходы налогоплательщика, которые прямо поименованы в ст. 346 НК РФ. Особый порядок установлен для расходов на приобретение основных средств.

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банке (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Сумма налога уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период, но не более чем на 50%. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

3. Выбор и смена объекта налогообложения

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, переходящие на упрощенную систему, могут выбрать один из двух объектов налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Правда, здесь есть одно исключение. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, права выбора не имеют. Для них в пункте 3 статьи 346.14 НК РФ определен только один объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

Несколько слов стоит сказать о том, чем отличается учет в зависимости от выбранного объекта налогообложения (о расчете налоговой базы говорится в пунктах 1 и 2 статьи 346.18 НК РФ). «Упрощенцы» с объектом доходы включают в налоговую базу только полученные доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Эта категория налогоплательщиков еще имеет возможность уменьшить сумму налога на величину уплаченных в соответствии с законодательством за отчетный (налоговый) период пенсионных взносов и выданных за счет собственных средств пособий по временной нетрудоспособности. Но сумма налога может быть снижена только на 50% (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Те же, кто выбрал объектом доходы минус расходы, включают в налоговую базу как доходы (также определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ), так и расходы. Правда, учитываются при этом не все произведенные расходы, а только те, которые упомянуты в перечне из пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Соответственно при разных объектах налогообложения применяются различные ставки единого налога, указанные в статье 346.20 НК РФ. Для «упрощенцев» с объектом доходы она равна 6% (п. 1), при объекте доходы минус расходы - 15% (п. 2).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе, уплачивая налог по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период. Это касается как организаций оптовой торговли, так и организаций розничной торговли, деятельность которых не попадает под единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В связи с этим актуальным на настоящий момент является выбор объекта налогообложения по упрощенной системе.

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет несколько налоговых режимов, под действие которых подпадают налогоплательщики - организации торговли:

общий режим налогообложения;

специальный режим налогообложения.

Общий режим налогообложения закреплен в ст. 12 НК РФ и предусматривает уплату всех действующих на территории РФ налогов и сборов.

Специальный налоговый режим представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемых в случаях и порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами. Общие условия применения специальных налоговых режимов установлены главой 26 Налогового кодекса РФ.

При этом налоговое законодательство также предусматривает различные модификации налоговых режимов для торговых организаций.

Самым распространенным специальным налоговым режимом в РФ по количеству субъектов, ее применяющих, и при этом достаточно эффективным с точки зрения минимизации налогов является упрощенная система налогообложения, условия применения которой установлены главой 26.2 Налогового кодекса.

Упрощенная система налогообложения была и остается одной из форм налогового планирования - правомерной и инициативной деятельности налогоплательщика, направленной на уменьшение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. Вследствие этого организациям и индивидуальным предпринимателям важно четко представлять порядок применения упрощенной системы для ее обоснованного выбора в качестве альтернативы общему режиму налогообложения.

Согласно ст. 346.12 НК РФ вправе перейти на упрощенную систему налогообложения торговые организации, соответствующие требованиям представленным на рис. 1.

Рис. 1. Условия перехода на упрощенную систему налогообложения

Выбор упрощенной системы налогообложения является ответственным моментом для налогоплательщика, поскольку отказаться от нее он не имеет права до окончания налогового периода (за исключением случаев, когда сумма дохода по итогам налогового периода превысит 20 млн. руб., или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб., или количество работников превысит 100 человек). Также в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщиком не может меняться объект налогообложения в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Следовательно, налогоплательщикам необходимо оценить все преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, а также провести оценку общих финансовых последствий применения данного налогового режима хозяйствующим субъектом.

Сравнение упрощенной системы налогообложения с общим режимом налогообложения представлено в таблице 1.

Таблица 1. Сравнение упрощенной системы налогообложения с общим режимом налогообложения

Показатель сравнения

Общий режим налогообложения

Упрощенная система налогообложения

Ведение бухгалтерского учета

Обязательно в полном объеме

Обязательны ведение кассовых операций, основных средств и нематериальных активов; требуется ведение бухгалтерского учета для выплаты дивидендов

Оформление первичных документов

Обязательно в полном объеме

Обязательно, если объектом выбраны доходы за вычетом расходов

Ведение налогового учета

В рамках бухгалтерского учета - для всех налогов, отдельный учет - для налога на прибыль

Если объектом выбраны доходы, то учет только доходов; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет и доходов, и расходов

Налоговая отчетность

Отчетность по всем налогам

Отчетность только по единому налогу, налогу на доходы физических лиц и взносам в Пенсионный фонд РФ

Доходы

Для всех налогов (в основном) - по методу начисления; для НДС - по отгрузке

Только кассовым методом; авансы включаются в состав доходов

Расходы

Согласно гл. 25 НК РФ; расходы определяются методом начисления

Если объектом выбраны доходы, то ведение бухгалтерского учета необязательно; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет расходов ведется согласно ст. 346.16 НК РФ; расходы определяются кассовым методом

Порядок включения в состав расходов стоимости основных средств

Согласно ст. 258 НК РФ

Расходы уменьшают налогооблагаемую базу в момент их ввода в эксплуатацию, кроме приобретенных до перехода на УСН

Убыток, полученный до перехода на УСН

Уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

Не уменьшает налогооблагаемую базу по единому налогу

НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам)

Принимается к вычету НДС

При исчислении единого налога включается в состав расходов

Возможность быть плательщиком НДС

Актуально, если клиент не работает с населением и по упрощенной системе; неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению

Неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению и клиенту, работающему с населением и по упрощенной системе

Доля расходов на оплату труда в общем объеме затрат

Увеличивается размер НДС, уплачиваемый в бюджет; высока доля единого социального налога

Возможно уменьшение оплаты единого налога (до 50%) из-за увеличения доли взносов в ПФР


К недостаткам применения упрощенной системы налогообложения можно отнести следующие:

) исчисление и уплата НДС. При этом можно выделить несколько моментов:

если товары импортируются, то НДС, взимаемый на таможне со стоимости импортных товаров, платят торговые организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;

для торговых организаций - плательщиков единого налога существует риск прекращения сотрудничества с покупателями - плательщиками НДС, поскольку у контрагентов в результате сделок значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислять в бюджет.

Важным моментом при переходе на упрощенную систему налогообложения является выбор объекта налогообложения, поскольку он также влияет на уплачиваемую сумму налога в бюджет, а, следовательно, и на налоговую нагрузку торговой организации.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система.

Организации и индивидуальные предприниматели при выборе объекта налогообложения должны проявить особую внимательность и изыскать пути снижения налогооблагаемой базы, что позволяет осуществить гл. 26.2 НК РФ.

При применении упрощенной системы налогообложения возможно применение одного из двух объектов налогообложения:

доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключение при этом составляют налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, для которых в качестве объекта предусмотрены только доходы, уменьшенные на величину расходов. Несмотря на все недостатки упрощенной системы налогообложения, она имеет ряд ценных преимуществ перед общей системой, поскольку сумма единого налога в подавляющем большинстве случаев оказывается меньше тех налогов, которые пришлось бы уплатить организации, находящейся на общем режиме (таблица 2).

Таблица 2. Объем налоговых обязательств торговых организаций, находящихся на общем и специальном режимах налогообложения

Налоговые обязательства

Ставка, %

Общий режим

УСН

Налог на прибыль организаций / налог на доходы физических лиц

24

+

-

Налог на имущество организаций / налог на имущество физических лиц

2,2 (max)

+

-

Единый социальный налог

26

+

-

НДС

10; 18

+

-

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

14

+

+

НДС, уплачиваемый на таможне

10; 18

+

+

Обязанности налогового агента


+

+

Единый налог по упрощенной системе налогообложения

6; 15

-

+

Иные установленные налоги


+

+



Заключение

Эффективная налоговая система обеспечивает финансовыми ресурсами необходимые потребности бюджета, стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов. Ее влияние в последнем случае во многом определяется налоговой нагрузкой, которая является существенным индикатором налогового климата.

Налоговая нагрузка - важнейший показатель, отражающий как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, его взаимодействие с бизнесом. Этим объясняется всеобщий живой интерес к налоговой нагрузке на экономику страны в целом и ее определению на микроуровне.

Необходимость оптимизации налогообложения особенно актуальна в свете разразившегося экономического кризиса, когда бизнес в России особенно чутко относится к неправильной налоговой политике и проблема правильного баланса налогов для снижения налогового бремени на предпринимателя особенно актуальна.

Оптимизация налогообложения - это система различных схем и методик, позволяющая организации выбрать оптимальное решение для конкретной ситуации в хозяйственной деятельности.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая [Текст]: федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146 - ФЗ (по состоянию на 5 октября 2011 года) // - М.: Юрайт, 2011. - 669 с.

. Викуленко, А.Е. Налогообложение и экономический рост России [Текст] / А.Е. Викуленко. - М.: Прогресс, 2010. - 220 с.

. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение./ Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев /[Текст] - М: 2010 - 512 с.

. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. /А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич/ [Текст] - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.

. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение./ Е.Ю. Жидкова /[Текст] - М.: 2009 - 480 с.

. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение. Конспект лекций./ А.П. Зрелов /[Текст] - М.: 2010 - 147 с.

. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение. / В.А. Скрипниченко/ [Текст] - М.: 2009 - 496 с.

. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. / Ф.Н. Филина /[Текст] - М.: 2010 - 424 с.

. Налоги и налогообложение: учебное пособие. [Текст] - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2009. - 256 с.

налогообложение упрощенный режим ставка

Похожие работы на - Влияние выбора объекта налогообложения на налоговую ставку

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!