Бюджетный процесс

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,74 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетный процесс

Введение

бюджет документ свердловский проект

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год. Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса. Процессуальные нормы бюджетного права, их строгое соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования. Целью данной курсовой работы является анализ бюджетного процесса на примере Артёмовского городского округа и характеристика бюджетного процесса Свердловской области. Задачи курсовой работы: отразить общие понятия бюджетного процесса, и их характеристики, описать стадии бюджетного процесса.

1.Бюджетный процесс и его характеристика

.1 Понятие бюджетного процесса, стадии и их характеристика

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, бюджетный процесс представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их использованием, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется:

1)Бюджетным Кодексом РФ;

2)Соответствующим законом Федерации;

)Соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Бюджетному процессу присущи свои собственные принципы.

. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость публиковать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня.

Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

. Принцип специализации бюджетных показателей основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям.

Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.

Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 статьи 152 БК РФ являются:

·Президент Российской Федерации;

·высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

·законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

·исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

·Центральный банк Российской Федерации;

·органы государственного (муниципального) финансового контроля;

·органы управления государственными внебюджетными фондами;

·главные распорядители бюджетных средств;

·главные администраторы доходов бюджета;

·главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

·получатели бюджетных средств.

Полномочия всех участников бюджетного процесса установлены Бюджетным кодексом РФ. Для органов федерального уровня кроме Бюджетного кодекса основным законодательным актом являются ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и о бюджетах внебюджетных фондов. На территориальном и местном уровне кроме ежегодных законов о бюджетах субъектов РФ, бюджетах муниципальных образований и бюджетах территориальных внебюджетных фондов принимаются специальные законодательные акты регионального и муниципального уровня, регулирующие бюджетный процесс. Все законодательные акты о бюджетном процессе получают свое развитие в нормативных актах, принимаемых органами исполнительной власти.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса - включает в себя следующие стадии:

) составление проектов бюджетов - подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

) утверждение проектов бюджетов - принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

) исполнение бюджетов - получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно - правовым актом о бюджете;

) контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов - текущий контроль за использованием бюджетных средств, в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Каждая стадия имеет свое значение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки.

Рассмотрим каждую стадию подробно.

. Составление проектов бюджетов - подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании прогноза социально-экономического развития страны, сводного баланса финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год, составляющие суть Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ (оно направляется не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году). С Бюджетного послания и начинается непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Она является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на:

) Бюджетном послании Президента РФ;

) прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

) основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

) прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествующего планируемому году.

В проекте закона о бюджете должны содержаться:

основные характеристики бюджета (общий объем доходов и расходов бюджета, дефицит бюджета), а также прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ и нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь;

распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

источники финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних заимствований;

верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на I января года, следующего за очередным финансовым годом;

предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение заимствований.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены:

а) верхний предел государственного внешнего долга России по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

б) предел государственных внешних заимствований Российской Федерации;

в) объемы и перечень этих заимствований по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

г) пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам - участникам СНГ);

д) предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются: прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного или муниципального сектора экономики; структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год; оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год.

Законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления может быть предусмотрено составление и иных документов и материалов.

. Утверждение проектов бюджетов - принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год.

Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления выносят уточнения проекта бюджета в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам и для работы с бюджетом в частности органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации - Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государственной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения разногласий по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию. Результаты ее работы должны быть доведены до сведения соответствующих представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в нескольких чтениях. Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы но бюджету и налогам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых указанный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Думы.

В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов. Комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Правительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если Государственная Дума не принимает решение по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ. Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится доработанный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнительной и представительной власти субъектов Федерации сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рассматривается распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект закона о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Поправки по распределению средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.

Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его принятия.

Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комиссию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непринятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

. Исполнение бюджетов - получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно-правовым актом о бюджете.

На территории каждого субъекта Федерации и муниципального образования порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются представительными органами власти, которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на соответствующей территории.

Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначении с учетом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлении доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета.

В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы казначейства возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.Счета Федерального казначейства ведутся на основании договоров. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и составление отчетности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета - это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета. Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющее право на получение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой, и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств составляется сводная бюджетная роспись федерального бюджета. Она составляется министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете и предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквартально таким образом, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета и Главную книгу казначейства, где регистрируются все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

. Контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов.

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. В конце финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными БК. По исполнению бюджета проводится внешняя проверка Счетной палатой РФ, которая дает заключение об исполнении федерального бюджета.

Вместе с отчетом об исполнении бюджета в Государственную Думу представляются следующие документы и материалы:отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении государственных гарантий;отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;сводные отчеты по сметам доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года;отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ;отчет федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона, одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Госдуму вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Счетная палата РФ дает заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета, в которое включаются заключения:по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ;по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государственной власти или должностных лиц, допустивших нарушения исполнения функциональной классификации.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ.

1.2 Участники бюджетного процесса и их полномочия в муниципальном образовании (артёмовском городском округе)

Бюджетный процесс в городском округе регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, Уставом городского округа, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Участниками бюджетного процесса в Артемовском городском округе являются:

) Дума Артемовского городского округа;

) глава Артемовского городского округа;

) администрация Артемовского городского округа;

) органы денежно-кредитного регулирования;

) контрольно-счетная палата Артемовского городского округа;

) главные распорядители, распорядители бюджетных средств;

) главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

) главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

) получатели бюджетных средств;

) иные участники, на которых законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Бюджетные полномочия Думы городского округа.

К полномочиям Думы городского округа в области регулирования бюджетных и налоговых правоотношений относятся:

) установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета городского округа, порядка утверждения и исполнения бюджета городского округа;

) рассмотрение и утверждение бюджета городского округа, внесение в него изменений и дополнений;

) установление порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета городского округа;

) утверждение (отклонение) годового отчета об исполнении бюджета городского округа за истекший финансовый год;

) осуществление финансового контроля за исполнением бюджета;

) формирование контрольного органа по представлению Главы городского округа;

) введение местных налогов и сборов, установление размеров ставок по ним и предоставление льгот по их уплате в соответствии с законодательством;

) определение порядка направления в бюджет городского округа доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и иных доходов;

) принятие в соответствии с законодательством РФ иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений;

) распоряжение средствами, предусмотренными по смете расходов на содержание Думы городского округа;

) осуществление других полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетные полномочия Главы городского округа.

К полномочиям Главы городского округа в области регулирования бюджетных и налоговых правоотношений относятся:

) определение бюджетной и налоговой политики в городском округе;

) обеспечение работы по составлению проекта бюджета и среднесрочного финансового плана городского округа;

) направление бюджетного послания в Думу городского округа;

) внесение на рассмотрение и утверждение Думы городского округа проектов Решений о бюджете городского округа на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений и дополнений в бюджет городского округа, отчета об исполнении бюджета городского округа, информации об исполнении бюджета городского округа за квартал, полугодие, девять месяцев текущего финансового года, о правовых актах в сфере налоговых и бюджетных правоотношений;

) распоряжение средствами резервного фонда;

) управление бюджетными средствами, находящимися на счетах бюджета городского округа;

) распоряжение средствами, предусмотренными по смете расходов на содержание аппарата Администрации городского округа;

) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, Уставом городского округа, настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия Администрации городского округа и Финансового управления.

К полномочиям Администрации городского округа в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

) обеспечение составления проекта бюджета и среднесрочного финансового плана городского округа, представление его Главе городского округа для внесения на рассмотрение Думы городского округа;

) обеспечение исполнения бюджета городского округа и составление бюджетной отчетности в соответствии с заключенным соглашением с Финансовым управлением;

) составление проектов Решений Думы городского округа о бюджете городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период, о внесении изменений и дополнений в бюджет городского округа;

) разработка проектов нормативных правовых актов о местных налогах и сборах; внесение предложений по введению и отмене налоговых льгот по местным налогам; о порядке формирования муниципальных заданий главными распорядителями бюджетных средств; о порядке расходования бюджетных ассигнований резервного фонда; о порядке разработки прогноза социально-экономического развития городского округа; о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ, а также иных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений;

) разработка нормативных правовых актов по определению объемов и порядков предоставления субсидий и других форм финансирования юридическим лицам;

) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством РФ, Уставом городского округа, настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами в сфере бюджетных правоотношений.

К полномочиям Финансового управления в области бюджетных правоотношений относятся:

) составление проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период, среднесрочного финансового плана, представление его Главе городского округа;

) осуществление методологического руководства в области составления проекта бюджета городского округа и исполнения бюджета городского округа;

) составление и ведение сводной бюджетной росписи бюджета городского округа и представление ее на утверждение Главе городского округа и для сведения в Думу городского округа;

) организация исполнения бюджета городского округа в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ;

) ведение реестра расходных обязательств;

) установление порядка составления бюджетной отчетности и составление отчетов об исполнении бюджета городского округа за год, информации об исполнении бюджета городского округа за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года, получение от главных распорядителей и распорядителей средств бюджета городского округа необходимых для этого материалов;

) ведение учета всех операций по доходам и расходам бюджета городского округа, а также по привлечению источников погашения дефицита бюджета городского округа и иных операций со средствами бюджета городского округа в соответствии с законодательством;

) составление отчета о кассовом исполнении бюджета и представления его в Министерство финансов Свердловской области;

) открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей, получателей средств бюджета городского округа;

) осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств городского округа, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса;

) списание в бесспорном порядке средств бюджета городского округа, используемых получателями бюджетных средств не по целевому назначению;

) осуществление блокировки расходов в случаях и порядке, определяемых бюджетным законодательством;

) проведение проверок финансового состояния получателей бюджетных средств на возвратной основе;

) разработка проектов муниципальных правовых актов о порядке ведения реестра расходных обязательств; о порядке осуществления муниципальных заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом; а также иных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений;

) осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством, настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами в сфере бюджетных правоотношений, а также соглашением между Администрацией городского округа и Финансовым управлением.

Полномочия иных участников бюджетного процесса

Главный распорядитель средств бюджета городского округа:

) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению, в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета городского округа, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета городского округа;

) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

) формирует с 1 января 2009 г. муниципальные задания;

) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, установленных при их предоставлении;

) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Распорядитель средств бюджета городского округа:

) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета городского округа;

) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета городского округа;

) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Получатель средств бюджета городского округа:

) составляет и исполняет бюджетную смету;

) принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

) вносит соответствующему главному распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

) ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному муниципальному учреждению "Централизованная бухгалтерия" в соответствии с ведомственной подчиненностью;

) формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств;

) исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Главный администратор доходов бюджета городского округа:

) формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета городского округа;

) представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета городского округа;

) представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

) формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета городского округа;

) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Администратор доходов бюджета городского округа:

) осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет городского округа, пеней и штрафов по ним;

) осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет городского округа, пеней и штрафов;

) принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет городского округа, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

) принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

) в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета городского округа формирует и представляет главному администратору доходов бюджета городского округа сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета городского округа;

) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета городского округа:

) формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета городского округа;

) осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета городского округа;

) обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета городского округа;

) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

) формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета городского округа.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета городского округа:

) осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета городского округа;

) осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет городского округа источников финансирования дефицита бюджета городского округа;

) обеспечивает поступления в бюджет городского округа и выплаты из бюджета городского округа по источникам финансирования дефицита бюджета городского округа;

) формирует и представляет бюджетную отчетность;

) в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета городского округа, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета городского округа, в ведении которого находится;

) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Контрольный орган городского округа:

) осуществляет контроль за исполнением бюджета;

) проводит экспертизу проекта бюджета городского округа и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения;

) проводит экспертизу муниципальных целевых программ;

) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета городского округа и отчета о его исполнении;

) осуществляет проверку годового отчета об исполнении бюджета городского округа;

) осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением, Положением о Контрольном органе городского округа.

.3 Особенности бюджетного процесса на территории свердловской области

Согласно Областному Закону «о Бюджетном процессе в Свердловской области», бюджетный процесс осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также это деятельность органов государственной власти Свердловской области по составлению и рассмотрению консолидированного бюджета, разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению областного бюджета, а также контролю за его составлением и исполнением.

Основными стадиями бюджетного процесса в Свердловской области являются:

) разработка прогноза экономического и социального развития Свердловской области;

) составление проекта консолидированного бюджета Свердловской области и разработка проекта закона об областном бюджете;

) рассмотрение и принятие Законодательным Собранием Свердловской области закона об областном бюджете, утверждение местных бюджетов представительными органами местного самоуправления;

) исполнение областного и местных бюджетов;

) подготовка, рассмотрение и принятие областного закона об исполнении закона об областном бюджете, а также решений об утверждении отчетов об исполнении местных бюджетов.

Рассмотрим каждую стадию подробно.

. Разработка прогноза экономического и социального развития Свердловской области.

Разработка проекта закона об областном бюджете в соответствии с законодательством Российской Федерации основывается: на Бюджетном послании Президента Российской Федерации; на прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на очередной финансовый год; на основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области на очередной финансовый год; на прогнозе сводного финансового баланса Свердловской области на очередной финансовый год; на плане развития государственного сектора экономики Свердловской области на очередной финансовый год.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Свердловской области на очередной финансовый год закрепляются в бюджетном послании, утверждаемом Губернатором Свердловской области, направляемом Законодательному Собранию Свердловской области в срок до 1 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Губернатора Свердловской области должны предусматриваться сведения: об особенностях формирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на очередной финансовый год (в том числе об особенностях, связанных с установлением или отменой налогов и сборов, изменением отдельных элементов налогообложения и обложения сборами, управлением объектами областной собственности), а также об основных мерах, направленных на увеличение поступления доходов в областной бюджет; об особенностях регулирования межбюджетных отношений между органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в очередном финансовом году, в том числе об особенностях предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета; об особенностях формирования финансовых обязательств Свердловской области на очередной финансовый год, а также об основных мерах, направленных на эффективное использование средств областного бюджета; об особенностях привлечения средств из источников финансирования дефицита областного бюджета и особенностях управления государственным долгом Свердловской области в очередном финансовом году, а также об основных мерах, направленных на обеспечение своевременного погашения долговых обязательств Свердловской области и выплаты процентов по ним; о планируемом дефиците областного бюджета в очередном финансовом году либо о его отсутствии, а также о предполагаемому величании или уменьшении размера государственного долга Свердловской области в очередном финансовом году.

Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на очередной финансовый год и прогноз сводного финансового баланса Свердловской области на очередной финансовый году утверждаются Правительством Свердловской области в срок до 20 июня года, предшествующего очередному финансовому году.

План развития государственного сектора экономики Свердловской области на очередной финансовый год рассматривается Правительством Свердловской области в срок до 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, и представляется в Законодательное Собрание Свердловской области одновременно с внесением проекта закона об областном бюджете на очередной финансовой год.

В план развития государственного сектора экономики Свердловской области на очередной финансовый год включаются: перечень областных государственных унитарных предприятий, утверждаемый основным уполномоченным органом по управлению государственной собственностью Свердловской области на основании документов специализированного учета объектов областной собственности; план финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном федеральным законом; программа приватизации государственного имущества Свердловской области, утверждаемая законом Свердловской области; программа приобретения имущества в государственную собственность Свердловской области, являющаяся составной частью программы управления государственной собственностью Свердловской области, утверждаемой законом Свердловской области; сведения о предельной штатной численности государственных служащих и военнослужащих по главным распорядителям средство областного бюджета, подготавливаемые в порядке, установленном Правительством Свердловской области; план предоставления услуг, оказываемых гражданам областными государственными учреждениями на безвозмездной основе за счет финансирования из областного бюджета, утверждаемый Правительством Свердловской области.

Подготовка документов и материалов, необходимых для составления областного бюджета.

Перечень документов и материалов, составляемых одновременно с разработкой проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год, устанавливается федеральным законодательством и настоящим Законом Свердловской области. Прогноз консолидированного бюджета Свердловской области на очередной финансовый год и адресная инвестиционная программа Свердловской Области на очередной финансовый год утверждаются. Правительством Свердловской области и представляются в Законодательное Собрание Свердловской области одновременно с внесением проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год. Подготовка прогноза консолидированного бюджета Свердловской области на очередной финансовый год осуществляется в порядке, установленном Правительством Свердловской области.

Разработка проекта адресной инвестиционной программы Свердловской области на очередной финансовый год и ее принятие осуществляются в порядке, установленном законом Свердловской области.

. Составление проекта консолидированного бюджета Свердловской области и разработка проекта закона об областном бюджете.

Губернатор Свердловской области не позднее 20 июня года, предшествующего очередному финансовому году, издает распоряжение о сроках работы исполнительных органов государственной власти Свердловской области по составлению прогноза консолидированного бюджета Свердловской области и разработке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год.

Правительство Свердловской области не позднее 10 июля года, предшествующего очередному финансовому году: устанавливает порядок и сроки согласования бюджетных заявок на очередной финансовый год, составляемых бюджетными организациями.

Уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета не позднее 5 сентября года, предшествующего очередному финансовому году: проверяет обоснованность бюджетных заявок на очередной финансовый год, составляемых бюджетными организациями; составляет протоколы разногласий, возникших при согласовании бюджетных заявок на очередной финансовый год, представленных бюджетными организациями, и передает их главным распорядителям средств областного бюджета, которым подведомственны соответствующие бюджетные организации;

Правительство Свердловской области не позднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, образует согласительную комиссию для рассмотрения и урегулирования разногласий, возникших при согласовании бюджетных заявок на очередной финансовый год, составленных бюджетными организациями. Правительство разрабатывает проект закона об областном бюджете и направляет его Губернатору Свердловской области не позднее 5 октября года, предшествующего очередному финансовому году.

Проект закона об областном бюджете должен содержать: размер дефицита областного бюджета; объем доходов и расходов областного бюджета; объем регионального фонда финансовой поддержки поселений и объем регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов; источники финансирования дефицита областного бюджета; размер и структуру государственного внутреннего долга Свердловской области, объем расходов на его обслуживание; задолженность областного бюджета за год, предшествующий очередному финансовому году и порядок ее погашения; иные положения, связанные с особенностями исполнения областного бюджета.

Проект закона об областном бюджете, разработанный Правительством Свердловской области, вносится в порядке законодательной инициативы Губернатором Свердловской области непозднее 15 октября года, предшествующего очередному финансовому году. Губернатор Свердловской области не позднее 25 октября представляет внесенный им в порядке законодательной инициативы проект закона об областном бюджете на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области.

. Рассмотрение и принятие Законодательным Собранием Свердловской области закона об областном бюджете, утверждение местных бюджетов представительными органами местного самоуправления.

Счетная палата проводит финансовую экспертизу основных характеристик проекта закона об областном бюджете не позднее чем в десятидневный срок со дня его внесения в порядке законодательной инициативы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области.

Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области рассматривает проект закона об областном бюджете в первом чтении не позднее чем в двухнедельный срок со дня его внесения в порядке законодательной инициативы. Поправки к проекту закона об областном бюджете, принятому в первом чтении, направляются субъектами законодательной инициативы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области. Согласительная комиссия анализирует и обобщает полученные поправки, вырабатывает свое мнение об их принятии или отклонении, оформляет поправки в соответствии с требованиями, установленными Регламентом Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, и направляет их в Правительство Свердловской области непозднее чем в десятидневный срок после принятия проекта закона об областном бюджете в первом чтении. Правительство Свердловской области рассматривает полученные поправки и дает по ним заключения.

Счетная палата проводит финансовую экспертизу проекта закона об областном бюджете и поступивших поправок к нему.

Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области рассматривает поправки к проекту областного закона об областном бюджете, принятому в первом чтении, в порядке, установленном законодательством Свердловской области. Принятый Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области закон об областном бюджете направляется для одобрения в Палату Представителей Законодательного Собрания Свердловской области. Палата Представителей Законодательного Собрания Свердловской области рассматривает и одобряет закон об областном бюджете в соответствии с законодательством Свердловской области.

. Исполнение областного и местных бюджетов.

Исполнение областного бюджета осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области на основе сводной бюджетной росписи в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Департамент финансов Свердловской области не позднее 15 дней со дня вступления в силу закона об областном бюджете: осуществляет поквартальное распределение доходов областного бюджета, а также расходов в соответствии с перечнем прямых получателей, предусмотренных бюджетной классификацией Свердловской области, объемами финансирования расходов, утвержденными законом об областном бюджете (роспись доходов и расходов областного бюджета);представляет ежеквартально роспись доходов и расходов областного бюджета на утверждение в Правительство Свердловской области; направляет роспись доходов и расходов областного бюджета после ее утверждения Правительством Свердловской области в Счетную палату, уведомляет прямых получателей средств из областного бюджета об объемах и сроках выделения им бюджетных средств.

Законодательное Собрание Свердловской области осуществляет контроль за исполнением закона об областном бюджете непосредственно или через уполномоченный им контрольный орган -Счетную палату.

Правительство Свердловской области осуществляет контроль за исполнением областного бюджета путем: ежеквартального заслушивания областных и территориальных исполнительных органов государственной власти, а также иных прямых получателей бюджетных средств о соблюдении ими объемов, сроков и очередности финансирования, предусмотренных росписью доходов и расходов областного бюджета; проверки целевого использования средств, получаемых из областного бюджета органами местного самоуправления муниципальных образований и иными получателями бюджетных средств. Должностные лица исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправлениям муниципальных образований, иных получателей средств из областного бюджета несут административную ответственность в соответствии с областным законодательством за нецелевое использование средств, полученных из областного бюджета.

. Подготовка, рассмотрение и принятие областного закона об исполнении закона об областном бюджете, а также решений об утверждении отчетов об исполнении местных бюджетов.

Проект областного закона об исполнении закона об областном бюджете разрабатывается Правительством Свердловской области в соответствии со структурой бюджетной классификации Свердловской области на основе отчетов: бюджетных учреждений, не являющихся прямыми получателями средств из областного бюджета; прямых получателей средств из областного бюджета; государственных заказчиков, организующих работы по выполнению областных целевых программ и обеспечению поставок продукции для государственных нужд Свердловской области. Форма отчетов утверждается Правительством Свердловской области.

Бюджетные организации предоставляют прямым получателям отчеты о расходовании средств из областного бюджета, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, а также о доходах от использования государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Прямые получатели средств из областного бюджета обобщаю тот четы бюджетных организаций и направляют свои отчеты в Департамент финансов Свердловской области.

Проект закона об исполнении закона об областном бюджете, разработанный Правительством Свердловской области, вносится в порядке законодательной инициативы Губернатором Свердловской области в срок до 20 мая года, следующего за отчетным.

Счетная палата проводит финансовую экспертизу проекта закона об исполнении областного бюджета и направляет заключение по нему палатам Законодательного Собрания Свердловской области не позднее чем в десятидневный срок со дня его внесения в порядке законодательной инициативы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области. Областная Дума: рассматривает проект закона об исполнении закона об областном бюджете; заслушивает на своем заседании доклад Председателя Правительства Свердловской области и содоклад профильного комитета Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области об исполнении закона об областном бюджете; направляет принятый закон об исполнении закона об областном бюджете для одобрения в Палату Представителей Законодательного Собрания Свердловской области не позднее чем в месячный срок со дня его внесения в порядке законодательной инициативы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области.

1.4 Особенности бюджетного процесса на территории Артёмовского городского округа

Составление проекта бюджета Артемовского городского округа осуществляется администрацией Артемовского городского округа. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимается администрацией Артемовского городского округа. Порядок и сроки составления проекта бюджета Артемовского городского округа устанавливаются администрацией Артемовского городского округа с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Думы Артемовского городского округа о бюджетном процессе в Артемовском городском округе. Бюджет Артемовского городского округа составляется в соответствии с бюджетной классификацией, установленной законодательством Российской Федерации и Приморского края. Дума Артемовского городского округа вправе детализировать объекты бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету Артемовского городского округа. В проекте решения о бюджете Артемовского городского округа должны содержаться основные характеристики и показатели бюджета, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации».

Бюджет Артемовского городского округа утверждается решением Думы Артемовского городского округа. Администрация Артемовского городского округа вносит на рассмотрение Думы Артемовского городского округа проект решения о бюджете Артемовского городского округа на очередной финансовый год в сроки, установленные решением Думы Артемовского городского округа о бюджетном процессе в Артемовском городском округе, но не позднее 15 ноября текущего года. По инициативе Думы Артемовского городского округа проводятся публичные слушания по проекту бюджета Артемовского городского округа в соответствии с порядком, установленном Думой Артемовского городского округа. Дума Артемовского городского округа рассматривает проект решения о бюджете Артемовского городского округа на очередной финансовый год в трех чтениях.

Исполнение бюджета Артемовского городского округа обеспечивается администрацией Артемовского городского округа. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Исполнение бюджета Артемовского городского округа организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Исполнение бюджета Артемовского городского округа по доходам и расходам осуществляется в порядке и в сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Свердловской области и решениями Думы Артемовского городского округа, регулирующими бюджетный процесс в Артемовском городском округе.

Ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении местного бюджета составляет администрация Артемовского городского округа. Отчет об исполнении бюджета Артемовского городского округа за I квартал, полугодие и 9 месяцев текущего финансового года утверждается администрацией Артемовского городского округа и направляется в Думу Артемовского городского округа и контрольно-счетную палату Артемовского городского округа в течение 45 дней со дня окончания отчетного периода. Годовой отчет об исполнении бюджета Артемовского городского округа вносится на рассмотрение в Думу Артемовского городского округа главой Артемовского городского округа, в пределах полномочий главы администрации Артемовского городского округа, не позднее 1 мая текущего года. По инициативе Думы Артемовского городского округа проводятся публичные слушания отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с порядком, установленным Думой Артемовского городского округа. Годовой отчет об исполнении местного бюджета утверждается Думой Артемовского городского округа. При выявлении в ходе проведения внешнего аудита бюджета несоответствия исполнения бюджета принятому решению о местном бюджете на соответствующий финансовый год, Дума Артемовского городского округа имеет право принять решение об отклонении годового отчета об исполнении местного бюджета (в случае если не вводился режим сокращения и блокировки расходов). В случае отклонения Думой Артемовского городского округа годового отчета об исполнении бюджета Артемовского городского округа, он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.

Контроль за исполнением местного бюджета осуществляют: Дума Артемовского городского округа; администрация Артемовского городского округа; контрольно-счетная палата Артемовского городского округа. Дума Артемовского городского округа осуществляет контроль за исполнением местного бюджета в ходе рассмотрения отчетов об исполнении местного бюджета и информации по ним, отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комиссий Думы Артемовского городского округа, заседаниях Думы Артемовского городского округа и в связи с депутатскими запросами. Контроль Думы Артемовского городского округа предусматривает право на получение от администрации Артемовского городского округа оперативной информации об исполнении местного бюджета.

Администрация Артемовского городского округа осуществляет финансовый контроль:

) за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

) за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Администрация Артемовского городского округа проводит проверки подведомственных муниципальных предприятий и учреждений. Контрольно-счетная палата Артемовского городского округа осуществляет контроль за исполнением бюджета в пределах своих полномочий, предусмотренных настоящим Уставом. Администрация Артемовского городского округа обязана предоставлять по требованию контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа всю информацию, необходимую для осуществления контроля, в пределах ее компетенции.

2. Характеристика и анализ бюджетного процесса артёмовского городского округа

.1 Экономико - географическая характеристика артёмовского городского округа

Город Артёмовский расположен на восточном склоне Среднего Урала, на реке Бобровка. Артёмовский городской округ граничит:

 на востоке - с МО «Ирбитский район»;

 на юге - с МО «город Сухой Лог»;

 на юго-западе - с МО «город Асбест»;

 на западе - с МО «Режевской район». Площадь Артемовского городского округа составляет 2 027 кв. км. Центр муниципального образования - г.Артемовский. Муниципальное образование "Артемовский район" включено в Областной реестр муниципальных образований 10 ноября 1996 года, № 2, в Федеральный реестр муниципальных образований в Российской Федерации 30 ноября 1999 года № 00133.

В 1964 году образованы Артемовские электрические сети (АЭС). В мирные дни особое признание получила продукция АМЗ: вентиляторы для горнодобывающей и химической промышленности, металлургии, машиностроения, энергетики и метрополитенов, а также ленточные конвейеры и сварочные электроды. ЕРЗ в послевоенные годы специализировался на производстве радиоаппаратуры для оборонной промышленности и радиостанций среднего радиуса действия для различных отраслей народного хозяйства. Стали известны на мировом рынке радиостанции «Район», «Олень», «Полоса», «Ангара». Выпускал завод и товары народного потребления. В 2009 году ЕРЗ, помимо продукции для оборонной промышленности, выпускал и комплектующие изделия для автомобильной промышленности. Важное значение в экономической жизни района имела «Хлебная база № 46», образованная в 1960 году. Она производила муку пшеничную всех сортов, ржаную обдирную, отруби, макаронные и хлебобулочные изделия. Данное предприятие отмечалось наградами «Лидер в бизнесе» 1998-2001годах, было лауреатом конкурса «АГРО» 1999-2000г.г. В 2004 году ОГУП «Хлебная база №46» реорганизовано путем слияния в агрофирму «Артемовская».

В 1990 году образована Артемовская ТЭЦ на базе городской производственно-отопительной котельной и ЕГРЭС в составе АО «Свердловэнерго». В 1992 году введены в строй 2 котла паропроизводительностью 50 тонн/час. В апреле 2008 года АО «Свердловэнерго» реорганизовано в ОАО «МРСК Урала».

2.2 Анализ отчета об исполнении бюджета артёмовского городского округа 2010 - 2011 Г.Г.

Горизонтальный анализ доходов - таблица 1

Наименование доходовИсполнение 2009 г., тыс. руб.Исполнение 2010 г., тыс. руб.Абсолютный показатель, тыс. руб.Относительный показатель, %Налоговые и неналоговые доходы367707,5412125,444417,9112,08Налоги на прибыль, доходы203294,223479131496,8115,49Налоги на совокупный доход22521,422247-274,498,78Налоги на имущество77074,671814-5260,693,17Государственная пошлина12361,412786424,6103,43Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам52,047,0-590,38Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности20483,633003,812520,2161,12Платежи при пользовании природными ресурсами2959,8305292,2103,11Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства1976621473,41707,4108,64Доходы от продажи материальных и нематериальных активов5345,25230-115,597,84Штрафы, санкции, возмещение ущерба8749,47698-1051,487,98Прочие неналоговые доходы16,8-16,8-33,6-100Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет-4916,9-10019,5-5102,6203,78Безвозмездные поступления351678,4630049278370,6179,15Всего719385,91042174,4322788,5144,87

Таблица. Вертикальный анализ доходов - таблица 2

Наименование доходовИсполнение 2009 г., тыс. руб.Исполнение 2010 г., тыс. руб.Структура 2009 г., в %Структура 2010 г., в %Налоговые и неналоговые доходы367707,5412125,451,1139,54Налоги на прибыль, доходы203294,223479128,2622,53Налоги на совокупный доход22521,4222473,132,13Налоги на имущество77074,67181410,716,89Государственная пошлина12361,4127861,721,23Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам52,047,00,010,01Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности20483,633003,82,853,17Платежи при пользовании природными ресурсами2959,830520,410,29Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства1976621473,42,752,06Доходы от продажи материальных и нематериальных активов5345,252300,740,50Штрафы, санкции, возмещение ущерба8749,476981,220,74Прочие неналоговые доходы16,8-16,80,002-0,002Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет-4916,9-10019,5-0,68-0,96Безвозмездные поступления351678,463004948,8860,45Всего719385,91042174,4100,00100,00

Таблица. Горизонтальный анализ расходов

Наименование расходовИспол. 2009 г., тыс. руб.Испол. 2010 г., тыс. руб.Абс. Пок.Относит. показательОбщегосударственные вопросы29936,652008,122071,5173,7Национальная безопасность и правоохранительная деят.1173,02492,01319212,45Национальная экономика6490,313209,96719,6203,53Жилищно-коммунальное хозяйство34003,693177,359173,7274,02Культура, кинематография, средства массовой инф.17924,624621,66697137,36Здравоохранение, физическая культура и спорт154545,5442398,2287852,7286,26Социальная политика81122,5107046,225923,7131,96Всего667416,11145835,7478419,6171,68

Таблица. Вертикальный анализ расходов

Наименование расходовИспол. 2009 г., тыс. руб.Испол. 2010 г., тыс. руб.Струк. 2009 г., в %Струк. 2010 г., в %Общегосударственные вопросы29936,652008,14,494,54Национальная безопасность и правоохран. деятельность1173,02492,00,180,22Национальная экономика6490,313209,90,971,15Жилищно-коммунальное хозяйство34003,693177,35,098,13Охрана окружающей среды1245,45692,00,190,50Образование340974,6405190,451,0935,36Культура, кинематография, средства массовой информ.17924,624621,62,692,15Здравоохранение, физическая культура и спорт154545,5442398,223,1538,61Социальная политика81122,5107046,212,159,34Всего667416,11145835,7100,00100,00

Для анализа в качестве инструментария используются бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий.

. Коэффициент соотношения собственных бюджетных доходов и переданных другим уровнем бюджетной системы:

К = Собственные доходы .

Доходы, переданные другим уровнем бюджетной системы

К = 367707,5 / 203294,2 = 1,81 (2009 г.)

К = 412125,4 / 234791,0 = 1,76 (2010 г.)

. Коэффициент автономии

Ка = Собственные доходы .

Общая сумма бюджетных доходов

Ка = 367707,5 / 719385,9 = 0,05 (2009 г.)

Ка = 412125,4 / 1042174,4 = 0,39 (2010 г.)

.Коэффициент бюджетного покрытия

Кб.п. = Общая сумма доходов .

Расходы бюджета

Кб.п. = 719385,9 / 667416,1 = 1,08 (2009 г.)

Кб.п. = 1042174,4 / 1145835,7 = 0,91 (2010 г.)

.Коэффициент бюджетной задолженности

Кб.з. = Бюджетная задолженность .

Расходы бюджета

Кб.з. = 52,0 / 667416,1 = 0,0001 (2009 г.)

Кб.з. = 47,0 / 1145835,7 = 0,00004 (2010 г.)

.Коэффициент бюджетной результативности

Кб. р. = Бюджетные доходы .

Среднегодовая численность населения

Кб. р. = 719385,9 / 51600 = 13,94 (2009 г.)

Кб. р. = 1042174,4 / 51600 = 20,2 (2010 г.)

.Коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кб. о. = Бюджетные расходы .

Среднегодовая численность населения

Кб. о. = 667416,1 / 51600 = 12,93 (2009 г.)

Кб. о. = 1145835,7 / 51600 = 22,21(2010 г.)

Итак, анализ бюджета муниципального образования показал, что устойчивость бюджета находится в нормальном состоянии: то есть расходы равны собственным доходам бюджета.

Процент исполнения бюджета в 2009 году по доходам: 96,7%, несколько ниже, чем значение 2010 года. По расходам исполнение бюджета за 2009 год составило 85,1%, это ниже чем в 2010 году. Это означает, что исполнение расходов и доходов бюджета увеличивается с каждым годом.

Если обратить внимание на абсолютный показатель исполнения доходов бюджета, то можно отметить, что в 2010 году исполнение налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 44417,9 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом. Так же увеличились налоги на прибыль, доходы (31496,8 тыс. руб.), Государственная Пошлина (424,6 тыс. руб.), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (12520,2 тыс. руб.), платежи при пользовании природными ресурсами (92,2 тыс. руб.), доходы от оказания платных услуг (1707,4 тыс. руб.), безвозмездные поступления (278370,6 тыс. руб.).

Но присутствуют такие статьи доходов, по которым исполнение уменьшилось. Это: налоги на совокупный доход, которые уменьшились по сравнению с 2009 годом на 274,4 тыс. руб., налоги на имущество (5260,6 тыс. руб.), задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам (5 тыс. руб.), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (115,2 тыс. руб.), штрафы, санкции, возмещение ущерба (1051,4 тыс. руб.), прочие неналоговые доходы (33,6 тыс. руб.), возврат остатков субсидий, субвенций, и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет (5102,6 тыс. руб.).

Согласно вертикальному анализу, который показывает удельный вес отдельных статей отчета, в 2009 году самая большая структурная доля принадлежит налоговым и неналоговым доходам, она составляет 51,11% от всего объема доходов. В 2010 году самая большая структурная доля по безвозмездным поступлениям; она равна 60,45%.

При рассмотрении исполнения расходов бюджета были выявлены только положительные абсолютные и относительные показатели. Это означает, что исполнение расходов бюджета с каждым годом возрастает. Особенно возросло исполнение расходов по статье здравоохранение, физическая культура и спорт. Разница между 2010 и 2009 годом составила 287852,7.

Вертикальный анализ показал, что в 2009 году самое эффективное исполнение расходов проводилось в сфере образования (51,09%), а в 2010 г. В сфере здравоохранения, физической культуры и спорта (38,61%).

Проанализировав бюджет Артёмовского городского округа, можно подвести итоги. Экономическая ситуация в 2010 году начала улучшаться. Об этом свидетельствует коэффициент бюджетной задолженности, который уменьшился, и коэффициенты бюджетной результативности и бюджетной обеспеченности населения. Доходы населения остались на том же уровне, а расходы на душу населения увеличились; так же практически по всем основным показателям социально - экономического развития наблюдалась положительная динамика.

Из выше изложенных отчетов видно, что бюджет муниципального образования Артёмовского городского округа в целом выполняется с незначительными отклонениями от плана. Это свидетельствует стабильной экономической ситуации в городе.

Перераспределение части денежных ресурсов на поддержку малого и среднего бизнеса, снижение требований для получения субсидий, позволит создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения.

Более активное участие в сфере научно-технических разработок позволит этому спектру экономики развиваться динамичней и эффективней, что привлечет на территорию муниципального образования российских и зарубежных инвесторов. Позволит снизить зависимости доходов бюджета от сырьевых отраслей и поднимет престиж города.

Не смотря на то, что в округе ведется активная социальная политика, базовые ставки для определения уровня жизни не соответствуют рыночным ценам. Требуется индексация социальных пособий.

В целом можно отметить, что округ развивается стабильно, правительство выполняет свои основные обязательства, учувствует в развитии города, поддерживает его престиж.


Заключение

Структура и этапы бюджетного процесса в цивилизованных странах, независимо от их общественно - политической формации, не имеют принципиальных расхождений. Однако технологические приемы, сопровождающие эти этапы разнообразны и различаются даже по регионам. Представляется принципиально важным определение и использование таких способов формирования и исполнения бюджета, систем государственного финансового контроля, которые в конкретных экономических условиях позволяет эффективно распорядится бюджетным потенциалом как страны в целом, так и в регионе.

Развитие бюджетной системы современной России осложняется отсутствием эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходимы объективная управляемость каждым из этапов бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии бюджетной поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности страны. Для этого требуются разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, прогнозируемым на ближайшие 10 - 15 лет, и обеспечивающее четкое согласованное взаимодействие ее элементов. Нужны такие механизмы бюджетной деятельности, которые могут достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.


Список использованной литературы

. Бюджетный кодекс Российской Федерации ( с учетом изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ). М.: Омега-Л, 2009. 279 с.

. Ермасова Н. Б. Бюджетная система РФ: конспект лекций / Н. Б. Ермасова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2009. 138 с.

. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для ВУЗов / А. М. Годин. 8-е изд. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. 627 с.

. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Криворогов. М.: Юрайт, 2009. 777 с.

. Закон Свердловской области «О бюджетном процессе в Свердловской области» № 8-ОЗ от 25.11.1994 г.

6. www.midural.ru <http://www.midural.ru>

. www.artemovsky66.ru <http://www.artemovsky66.ru>

Похожие работы на - Бюджетный процесс

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!