Тема женской судьбы в романе В. Вульф 'К маяку'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,43 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тема женской судьбы в романе В. Вульф 'К маяку'













Курсовая работа

по литературе

на тему: Тема женской судьбы в романе В. Вульф "к маяку"











Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор литературы

Глава 2. Аналитическая часть

2.1 Биография В. Вульф

2.2 Модернизм в Англии

2.3 Тема женской судьбы в романе "К маяку"

Заключение

Список литературы

Введение

Вирджиния Вульф - английская писательница, критик, литературовед, переводчик, одна из основательниц издательства "Хогарт Пресс". Она стремительно и уверенно вошла в литературу модернизма как признанный ее глава и теоретик, совершивший два важных открытия: использовала понятие "модерн" для обозначения нового характера литературы, занималась шифровкой этого понятия в своей эссеистике и романном творчестве, а также провозгласила "русскую точку зрения" и русскую литературу органичной частью мирового духа и интеллектуальной деятельности человечества. Она принесла в английский модернизм особый интеллектуальный аромат.

История писательской карьеры В.Вульф - это своеобразная летопись развития модернизма с его новациями и художественными завоеваниями, стремлением к синтезу искусств и противоречивой диалектикой. Любовь к созерцанию прекрасных предметов, особенно произведений искусства, живописи наложила отпечаток на технику В.Вульф. Процесс мышления, поток мыслей эстетизирован, его собственно нельзя назвать потоком, потому что поток нерасчленим и непрерываем, в то время как внутренний мир, индивидуальное сознание ее героев или героинь легко членится на атомы впечатлений. [7, c.147-151]

Вирджиния Вульф первой в мировой литературе XX в. решилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться "видимыми" в обществе и реализовать возможность психологической откровенности, доселе бывшую запретной для них. Эта тема проходит сквозь все ее творчество.

В данной работе мы обратимся к довольно известному роману этой писательницы "К маяку" и рассмотрим судьбу женщины в контексте творчества автора.

Глава 1. Обзор литературы

В отечественном и зарубежном литературоведении творчество Вирджинии Вульф вызывало горячий интерес на протяжении XX столетия. Было опубликовано несколько биографий Вульф (Д. Дэйчес, К. Белл, Г. Ли, Дж. Кинг, Н. Николсон). Ученые посвящали работы различным аспектам творчества писательницы. Множество работ сосредоточено на романах писательницы.

Гораздо меньшее внимание уделяют исследователи проблеме жанра биографии в творчестве писательницы. Возможно, это обусловлено тем фактом, что "Орландо" и "Флаш" часто рассматриваются не как биографии, а как романы. Поэтому у исследователей не возникает необходимости объединять биографии Вульф в отдельный аспект в рамках ее творчества.

Особое место в общей массе литературы о жизни и творчестве Вирджинии Вульф занимают книги и статьи о взаимодействии писательницы с блумсберийцами, о влиянии эстетики "Блумсбери" на творческую эволюцию писательницы.

В отечественном литературоведении исследование творчества Вульф имеет давнюю традицию и представлено трудами Н.П. Михальской, Д.Г. Жантиевой, Н.Ю. Жлуктенко, Н.В. Морженковой.

Например, Н.В. Морженкова в своей работе "Романы В.Вулф 20-х гг." делает попытку проанализировать художественные особенности ее произведений.

Глава 2. Аналитическая часть

.1 Биография В.Вульф

Вирджиния Вульф родилась 25 января 1882 в Лондоне, в фешенебельном районе английских аристократов - Кенсингтоне. Отец, Лесли Стефенс, был популярным, преуспевающим писателем и критиком, философом и историком литературы, а мать, - леди Джулия Дакворт - светской дамой, подругой Мериам Хариетт, дочери <#"justify">Все это благополучие рухнуло, когда Вирджнии исполнилось 13 лет. Сначала она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, гостивших в доме. Это положило начало стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей жизни Вирджинии. Вскоре от воспаления легких скончалась ее мать. Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Она страдала от ощущения незащищенности: братья, с которыми было проведено детство, поступили в Кембриджский университет, она же осталась дома вместе с сестрой.

Когда в 1904 скончался ее отец, Вирджиния с сестрой Ванессой и братьями приняла решение продать дом и переехать из Кенсингтона в квартал, где проживала лондонская богема - Блумсбери. Новый дом ей хотелось сделать началом новой жизни - по примеру матери Вирджиния основала нечто вроде литературного салона. С 1905 она регулярно писала для "Литературного приложения" к газете "Таймс", и очерки ее пользовались популярностью. Новая смерть - ее брата Тобиаса в 1906 - стала новым страшным ударом и ввергла ее в очередные разочарования.

После того, как в 1907 сестра Вирджинии вышла замуж и уехала из дома в Блумсбери, Вирджиния со вторым братом, Эдриеном еще раз поменяла квартиру. В новом месте, на Фитцрой-сквер, она стала душой так называемой "блумсберийской группы". Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся поэтов (<#"justify">2.2 Модернизм в Англии

В 1924 г. в лекции "Мистер Беннетт и миссис Браун" В. Вулф провозгласила: "Где-то в декабре 1910 г. человеческая природа изменилась". Уже в 1919 г. она увидела новую литературу, которую назвала модернистской, употребив впервые слово "модерн" в качественном значении. Почва для развития модернизма была подготовлена. После войны появились произведения, объяснившие существо и характер нового феномена в духовной жизни XX в.: "Влюбленные женщины" Д.Г.Лоуренса (1920), "Бесплодная земля" Т.С.Элиота (1922), "Улисс" Д. Джойса (1922), "Миссис Дэллоуэй" В. Вулф (1925).

Модернизм в Англии объединил разные тенденции в искусстве, различных писателей и поэтов и на ранней стадии связан с экспериментаторством. Даже в пределах творчества одного писателя могут быть отражены самые великие достижения модернизма ("Улисс" Джойса) и его тупик ("Поминки по Финнегану"), новое понимание традиции (Элиот), признание за русской литературой права быть органичной и необходимой частью мирового литературного процесса (В. Вулф). Вместе с тем различные группировки и течения отразили совершенно очевидно некоторые общие черты. Прежде всего, зависимость литературы от психологии 3. Фрейда, влияние психоанализа и концепции искусства, творчества как формы сублимации. Другой фигурой, оказавшей существенное влияние на формирование английского модернизма, был Джордж Фрейзер (1854-1941), заведовавший первой кафедрой социальной антропологии в Ливерпуле и проведший большую часть жизни в Кембридже, где преподавал начиная с 1879 г. Двенадцатитомное исследование "Золотая ветвь" (1890-1915) Фрейзера посвящено эволюции человеческого сознания от магического к религиозному и научному. Это труд, знаменитый пристальным вниманием к особенностям примитивного сознания, тотемизма и сравнительным изучением верований людей в разные периоды развития человеческой истории.

Отвергая на первой экспериментальной стадии традиционные типы повествования, провозглашая технику потока сознания единственно верным способом познания индивидуальности, модернисты открыли зависимость художественного образа как основного инструмента эстетической коммуникации от мифа, ставшего структурообразующим фактором ("Улисс" Джойса, поэзия Т.С. Элиота). Модернизм порывает в историческом и эстетическом планах с преемственностью культур, идя по пути дегуманизации. "История,- говорит Стивен Дедалус ("Улисс"),- это кошмар, от которого я пытаюсь пробудиться". Как всякое новое явление или совокупность явлений, модернизм в начале своего возникновения отличается крайней эстетической интенсивностью, что выражается в огромном числе экспериментов, формальных взрывов и революций, происходящих и в России, и в Германии, и во Франции, и в других странах.

Отказ от существующих стереотипов и систем, реорганизация и перестановка отдельных атомов этого материала, приспособление к новому строю, еще тем не менее окончательно не сформировавшемуся, текучесть жизни и мысли, отказ от однолинейной зависимости причины и следствия, разъединение вещей, ранее казавшихся неразъемными, война всякой определенности, культ относительности и дезинтеграции - вот очевидные признаки модернизма. Изменилось и отношение писателя к материалу - от равноправия, допускающего мысль о мире как концентрации определенных категорий, абстрактных концепций и известных законов, поэт переходит на позицию активную, стимулированную интенсивностью поэтического видения: его сознание становится центром и координатором происходящего. Если представить себе развитие литературы от подражания к воссозданию новой реальности, то модернисты сосредоточиваются на самом процессе воссоздания, на языке, повествовательные формы становятся интровертными, сконцентрированными на внутреннем, индивидуальном сознании. Предыдущие века через и посредством действительности создавали характер, рисовали индивидуальность или тип. Модернист через огромный анатомизированный, разорванный, интровертный мир индивида создает внешний мир. Эпическое создается лирическим, материя - духом. [6, c.161-163]

В. Вулф выразила отличие модернистов от их предшественников в следующем пассаже "Современной художественной прозы": "Исследуйте, например, обычное сознание в течение обычного дня. Сознание воспринимает мириады впечатлений - бесхитростных, фантастических, мимолетных, запечатленных с остротой стали. Они повсюду проникают в сознание, непрекращающимся потоком бесчисленных атомов, оседая, принимают форму жизни понедельника или вторника, акцент может переместиться - важный момент окажется не здесь, а там... Жизнь - это не серия симметрично расположенных светильников, а светящийся ореол, полупрозрачная оболочка, окружающая нас с момента зарождения "я" сознания до его угасания. Не является ли все же задачей романиста передать верно и точно этот неизвестный, меняющийся и неуловимый дух, каким бы сложным он ни был?" В этом смысле искусство и В. Вулф, и Джойса направлено на то, чтобы осветить вспышками внутреннего огня сознание, вызвать главный интерес к тому, что расположено в подсознании, в труднодоступных глубинах психологии. Не диалектика жизни, а парадоксальность индивида, его внутреннего "я" рождала открытость концовок и многозначность символов, релятивизм и постоянное стремление взывать к активности читателя, к его необъятному "я".

Все английские писатели-модернисты были изгнанниками в собственной стране, страдали от непонимания, пренебрежительного холодного любопытства, попадали в нелепые двусмысленные ситуации, их жизни в большинстве своем трагически обрывались. Одной из черт, объединяющих английских модернистов, является отрицание устойчивой моральной определенности, исключающей движение.

Мораль в этом смысле убивает искусство, предлагая ему в разные времена разные модели поведения общественного и индивидуального. А это приведет к утрате человеком способности ощутить вкус жизни! Страх перед дегуманизацией жизни и человека в век эпохальных научных и технических открытий заставил английских модернистов взглянуть на природу человека, экспериментально поставленную в разную степень зависимости от этого универсума. Романтическая ностальгия по естественной природе как могучему источнику энергии для человека, если он ощущает свою непрекращающуюся связь с ней, была естественной реакцией на ушедший XIX век и на всё более разверзающуюся пропасть между современным человеком и природой.

Поток жизни, так легко ассоциировавшийся в модернистском сознании с огромным безбрежным морским или речным простором, символически передавал и текучую жизнь сознания, которое составляло главный предмет изображения интровертного романа. Однако эти потоки были разные у разных авторов и в разной степени они зависели от контролирующей волевой силы индивида.

2.3 Тема женской судьбы в романе "К маяку"

вульф писательница модернизм роман

Как уже говорилось, Вирджиния Вульф родилась в типично викторианской семье, в которой свято чтилось представление о женщине как о "гении домашнего очага", представление, которое не оставляло ей иной сферы для самореализации, кроме семьи и брака. Становление личности Вульф приходится на период, когда викторианские взгляды на политику, искусство, мораль, религию еще всецело владеют британским сознанием. И, тем не менее, именно викторианские стереотипы становятся главным объектом последовательного разрушения в творчестве писательницы, а ее произведения - классическими текстами феминистской культуры.

Каждый из романов Вульф показывает небольшую группу людей, жизненный опыт которых весьма ограничен, но главное внимание в романе "К маяку" уделено характеру главной героини (миссис Рэмзей) - натуры неординарной, но по-своему несчастной в жизни, хотя внешне все обстоит благополучно. Роман представляет собой своеобразное блуждание по глубинам человеческого сознания, по потаенным уголкам души, которые открываются герою в ходе ассоциативного мышления и воспоминаний. [2, c.67-74]

Критика разглядела в романе Вирджинии Вульф очарованность "метафизической хозяйкой", женщиной, которая наделена даром не только устраивать приемы, но и очищать связи между домашними и связи между людьми в обществе от всего наносного, проявлять в них сокровенно улавливаемый смысл бытия, цельность, которая, как говорит нам интуиция, присуща реальности, - способность очищать, превращая это в центр своего существования. Миссис Рамсей - мать, душа дома, в ней сконцентрирована энергия всех ее домашних. "К маяку" - история семьи, распадающаяся на две фазы: до и после войны и смерти миссис Рамсей. Мы видим этот домашний мирок с нею и без нее. В книге звучит сразу несколько тем, крайне важных для Вирджинии Вульф: отношения мужчины и женщины, отношение разума и интуиции, описана разница между чистой мыслью в себе, ее преломлением в социальных и общечеловеческих ценностях и жизнью, "наполненной красотой", по выражению миссис Рамсей, а также разница между тем, что такое прожить жизнь и что такое эту жизнь изобразить.

"Миссис Рамсей, до того расслабленно сидевшая, обняв сына, выпрямилась, чуть обернулась - казалось, одним усилием она прибавила в росте, - чтобы излить в воздух над собой поток энергии, вертикальную колонну искр - казалось, ее переполняет воодушевление и живость, как будто вся ее энергия переплавилась в силу, горящую пламенем и светом (спокойно и ровно, хотя она опять подобралась) - и в этом вызывающем восхищение плодородии, этом источнике жизни тонула роковая бесплодность мужского начала, тонула подобно латунной безделушке, холодной и пустой…"

Эта плодотворная энергия женственности, со всеми ее трансцендентными коннотациями, проступает в миссис Рамсей довольно явно, и эти мотивы - существенная часть авторского замысла. Во многом это связано с размышлениями Вульф о "женском модернизме" - позже за эту тему принялась феминистская критика. Но это также и особенность, присущая самому стилю писательницы: Вульф "сдвигает" прозу в сторону поэзии, что придает ее текстам явно выраженную лиричность.

Вирджинией Вульф в своем романе "К маяку" исподволь наводит нас на мысль о том, как трудно понимать других, не только из-за присущих им неповторимых индивидуальных особенностей, но также из-за различий между полами (и, как нетрудно догадаться, между культурами).

Заключение

Современный американский писатель Майкл Каннингем в своем эссе о первом романе Вирджинии Вульф "Путешествие" называет писательницу "the quiet revolutionary" (тихая революционерка). Это определение очень точно характеризует как особенность личности Вульф, так и специфику ее творчества. Вся жизнь английской писательницы - это последовательно реализуемая позиция, каждый шаг - это разрушение установленного стереотипа (о жизненных ценностях, творчестве, месте и роли женщины в мире и т.д.). Обращение к такой скользкой теме, как взаимоотношения полов, заведомо ставило на пути писательницы два препятствия. Первое заключалось в "насмешке, презрении и гневе, которые патриархальное общество всегда держит наготове для женщин, выражающих свое возмущение по поводу тяжкого женского удела". Судя по всему, Вирджиния Вулф довольно легко преодолела это препятствие - признанные литературные достижения за плечами и успешно произведенное "убийство" Гения Домашнего Очага, составляющее, по мнению писательницы, "неотъемлемую часть занятий литературой", позволяли ей не очень беспокоиться относительно того, как будут восприняты критикой и сами ее откровения, и форма, в которую они будут облечены. Гораздо больших усилий требовало преодоление второго препятствия, которое "заключалось в ней самой, в ее абсолютной уверенности в том, что в литературе особенно важно отделение искусства от пропаганды, что факты губительны для искусства". Но и это препятствие В.Вулф успешно преодолевает, изобретая особую форму, которая позволяет соединить факт (без которого невозможно социологическое исследование) и вымысел (без которого невозможно произведение искусства), в которой органично сочетаются мягкая ирония и высокая патетика. Роман "К маяку" праву считается вершиной творчества Вульф.

Список литературы

1.Virginia Woolf. To the Lighthouse (1927). Пер. - Е.Суриц. В кн.: "Вирджиния Вульф. Избранное". М., "Художественная литература", 1989.

2.Актуальные проблемы изучения литературы США и Великобритании: Сб. ст. / Под общ. ред. В.В. Халипова, А.М. Бутырчик, Н.С. Поваляевой. - Минск: РИВШ БГУ, 2003.

.Ганиева Е. Вступительная статья // Вульф Вирджиния Избранное. - М.: Художественная литература, 1989.

.Жантиева Д. Г. Вирджиния Вульф. - В кн.: Жантиева Д. Г. Английский роман XX века, 1918-1939, М., 1965.

.Зарубежная литература 20 века // под ред. Андреева Л.Г. - М.: Высшая школа, 1996.

.История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. I: 1917-1945 гг. // под ред. Кутуковой Л.В. - М.: Издательство Московского Университета, 1969.

.Михальская Н.П. Вульф Вирджиния // Зарубежные писатели, библиографический словарь, ч. I. - М.: Просвещение, 1997.

.Морженкова Н.В. Романы В.Вулф 20-х гг. Проблемы поэтики/ Н.В. Морженкова; Нижегор.гос.пед.ун-т. - Н.Новгород, 2002.

Похожие работы на - Тема женской судьбы в романе В. Вульф 'К маяку'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!