Сложные высказывания (суждения)
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение
образования
«Белорусский
государственный университет транспорта»
Кафедра
«Философия, история и политология»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
учебной дисциплине «ЛОГИКА»
Тема.
Сложные высказывания (суждения)
Введение
В своем развитии человечество прошло
длинный путь - от далеких времен, когда первым представителям нашего рода
приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши
современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность человека, его
природное стремление к познанию окружающего мира. Однако познание чего-либо
невозможно без способности отделять истинное от ложного и правду от лжи. Так уж
сложилось, что истина всегда была неоднозначным явлением. Одних она щедро
одаривала, другим приносила несчастья и горести. И здесь все зависит от самого
человека, его воспитания, воли и силы духа. Но каждый должен понимать, что
только истина способствует развитию человека, как в духовном, так и в научном
плане.
Как самостоятельная наука логика
сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является
древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.).
Логика - это наука о мышлении. Но в
отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика,
изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы,
приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его
мир.
Наука не всегда шла путем
установления истины, и этот путь показал свою несостоятельность. Были попытки
характеризовать личность человека по форме его головы, и еще множество не менее
абсурдных направлений. Но если бы в развитии науки не допускалось таких ошибок,
невозможно было бы определить ценность правильных подходов. Достижению
желаемого результата препятствует еще и то, что путь к истинным знаниям во все
времена был тернист. Многие ученые, борясь за свою идею и те открытия, которые
они сумели совершить (иногда на столетия раньше положенного срока), жертвовали
своей жизнью. Достаточно вспомнить итальянского ученого Джордано Бруно,
горевшего на костре за то, что не захотел отречься от своей теории
бесконечности Вселенной и бесчисленности ее миров. Или современных
физиков-ядерщиков, или микробиологов, которые подвергались радиоактивному облучению
и ставили на себе эксперименты ради блага других. Однако, несмотря на это, не
все полезные открытия сейчас приносят людям пользу. Некоторые проекты закрыты
из-за недостатка финансирования, другие служат обратным целям. Например,
атомная реакция с самого момента открытия имела двойственный характер. С одной
стороны, она эффективно служит людям, давая в огромных количествах энергию, а
следовательно, тепло и свет. На другой чаше весов лежат жизни тех, кто погиб,
подвергшись смертоносному излучению.
Логика, изучающая познающее мышление
и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская
наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую
две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Мышление человека подчиняется
логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики.
Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно
говорят, не зная правил грамматики.
Что касается логики, то её задача
заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы
мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее
познавать мир.
Знание логики повышает культуру
мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое
отношение к своим и чужим мыслям.
Логические задачи
Установить предложения, являющиеся
сложными высказываниями, дать их логическую характеристику, выразить
символически: Назвался груздем - полезай в кузов. “Да здравствует солнце, да
скроется тьма!” (Пушкин). Кризисы и конфликты - благодатная почва для
международного терроризма. У человека рождается либо мальчик, либо девочка.
Если Х ровесник Y, то Y ровесник Х. Если и только если число четное, то оно
делится на два без остатка.
Выяснить, в значении каких
логических союзов употребляются грамматические союзы в следующих предложениях:
Хоть редко, да метко. Плывет по реке не то лодка, не то бревно. Деревья
качаются, потому что дует ветер. Посеешь ветер - пожнешь бурю.
Определить форму и логические
значения (согласно таблице) следующих сложных высказываний: 4=простое число и
делится на два. Движение яхты было возможно лишь тогда, когда дул ветер. Если
предприятие становится рентабельным, то производительность труда на нем падает.
“Храбрец или сидит в седле, иль тихо спит в сырой земле” (Гамзатов). Петр либо
его родственник, либо коллега по работе.
Высказывание как форма мышления
Высказывание - это форма мышления, в
которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах,
явлениях, а также отношениях и связях между ними.
Высказывание выражаются в форме
суждения относительно определенного предмета. Например, высказываниями являются
следующие выражения: «Марс называется красной планетой»; «Человек есть
млекопитающее»; «Москва - столица России». Все эти высказывания утверждают
что-либо о своем предмете, однако высказывание может и отрицать. Например,
«Платон жил не в Китае»; «Движущая сила троллейбуса - не горючее» и т. д.
Высказывание бывают как истинными,
так и ложными, причем истинность либо ложность высказывания зависит от
объективности отражения окружающего мира. Если предметы, процессы, явления
нашего мира отражаются в высказывании верно, правильно, высказывание называют
истинным. Если высказывание отражает окружающий мир с искажениями, неправильно
определяет место предметов по отношению друг к другу и вообще не соответствует
действительности, его называют ложным. Ложные высказывания могут возникать по
недосмотрению человека или с его прямым умыслом. Ложность высказываний не всегда
бывает явной, но в большинстве случаев она очевидна. Например, высказывание «С
Земли видна обратная сторона Луны» является ложным. Также ложным будет,
например, высказывание «Все транспортные средства оснащены двигателем».
Все сказанное выше относится к
традиционной логике, которая характеризуется двузначностью высказываний. Однако
еще со времен зарождения логики известно, что некоторые высказывания имеют
неопределенный характер. На данный момент они ни истинны, ни ложны. Одним из
самых известных таких высказываний является высказывание «Бог есть». Не
подкрепленное ничем, кроме веры, это выражение не дает возможности достоверно
проверить истинность или ложность содержащейся в нем информации. Другими такими
высказываниями можно назвать следующие: «На Марсе есть жизнь» или «Вселенная
бесконечна». На сегодняшний день с достоверностью проверить и утвердить либо
опровергнуть эти высказывания не представляется возможным.
Такой подход к определению характера
высказываний присущ одной из разновидностей многозначной логики - логике
трехзначной.
Высказывание состоят из субъекта
(обозначается латинской буквой S), предиката (обозначается как P) и связки.
Также возможно наличие кванторного слова. Субъект высказывания - это его
предмет. А именно, это то, о чем говорится в высказывании. Предикат дает
понятие о признаках субъекта. Связка выражается словами «является», «есть»,
«суть». Иногда она заменяется тире. Любой субъект высказывания отражен в
каком-либо понятии. Как мы помним, понятие характеризуется содержанием и объемом.
Именно для определения части, которую занимает высказывание в объеме понятия,
отражающего его субъект (предмет), и предназначено кванторное слово. В языке
такой квантор может быть словами «все», «некоторые», «ни один» и т. д.
Выражение высказываний происходит
при помощи символов- переменных и знаков, обозначающих логические термины.
Других символов для этой цели нет. Переменные высказывания выражаются в виде
букв латинского алфавита (a, b, c, d и т. д.). Такие буквы называют переменными
высказываниями, а также пропозициональными переменными. Говоря простым языком,
под этой группой символов понимаются простые суждения, составляющие
высказывание. Выражаются данные суждения в виде повествовательных предложений.
Другая группа символов, использующаяся для выражения высказываний в виде
формул, это знаки. Они обозначают логические термины, такие как конъюнкция и
дизъюнкция, которая может быть строгой и нестрогой, отрицание, эквиваленция и
импликация. Конъюнкция отображается в виде галочки, направленной вверх (^),
дизъюнкция как галочка, направленная вниз (٧). При
строгой дизъюнкции выше галочки ставится точка (٧•). Импликация имеет знак «→», отрицание (-), эквиваленция (≡).
Последним видом символов, при помощи
которых выражаются высказывания, являются круглые скобки ().
Символы, обозначающие логические
термины, типы связки, характеризуются разной силой. Так, связка ^ считается
самой сильной, т. е. она связывает сильнее всех остальных. Связка ٧
ñèëüíåå, ÷åì →, что важно только в некоторых случаях. Так, определение
силы связок становится немаловажным в случае записи формул без использования
скобок. Если мы имеем высказывание, выраженное формулой (a^b) ٧ c, ìîæíî íå
ïèñàòü
ñêîáêè, à
ïðÿìî
óêàçûâàòü,
÷òî a^b٧ c. Òî æå
ïðàâèëî
äåéñòâóåò è
ïðè
èñïîëüçîâàíèè
ñèìâîëà →.
Однако данное правило справедливо не
во всех случаях. То есть во многих случаях недопустимо опускать скобки.
Например, когда конъюнктивная связка понятия a осуществляется с двумя другими
понятиями, связанными отношением импликации и отделенными круглыми скобками,
опускать последние недопустимо (a^(b → c)). Это очевидно, так как в
противном случае пришлось бы вначале осуществлять связку конъюнкции и только
затем импликацию. Из школьного курса математики мы знаем, что опускать скобки в
подобном случае нельзя. Иллюстрацией подобной ситуации может быть следующий
пример: 2 ×
(2 + 3) = 10 и 2 × 2 + 3 = 7. Результат очевиден.
В связи со сказанным выше можно
отметить, что далеко не каждое символьное выражение высказываний является
формулой. Для этого необходимо наличие определенных признаков. Например,
формула должна быть построена правильно. Примерами такого построения могут
быть: (a^b), (a ٧ b), (a →
b), (a ≡ b). Это построение отмечается как ППФ, т. е. правильно
построенная формула. Примерами неправильно построенных формул могут быть: a^b,
a ٧ b, ٧b, a → b, (a^b) и др. В первых трех случаях неправильность
формулы заключается в том, что понятия, объединенные связками, должны быть
заключены в скобки. Последняя формула имеет незакрытую скобку, третий же пример
характеризуется тем, что одно простое понятие не объединено с другим, несмотря
на то, что имеется символ дизъюнкции.
Понятие, структура и виды сложных
высказываний
Понятие сложных суждений неразрывно
связано с конъюнкцией, дизъюнкцией, импликацией, эквиваленцией и отрицанием.
Это так называемые логические связки. Они используются в качестве объединяющего
звена, привязывающего одно простое суждение к другому. Именно так образуются
сложные суждения. То есть сложные суждения - это суждения, созданные из двух
простых.
Конъюнкция (a^b) - это способ связи
простых суждений в сложные, при котором истинность полученного суждения
напрямую зависит от истинности составных. Истинность таких суждений достигается
только тогда, когда оба простых суждения (и a, и b) так же истинны. Если хотя
бы одно из данных суждений ложно, то ложным следует признать и образованное из
них новое, сложное суждение. Например, в суждении «Этот автомобиль очень
качественный (a) и пробежал всего десять тысяч метров (b)» истинность зависит
как от его правой стороны, так и от левой. Если оба простых суждения истинны,
то истинно и сложное, образованное из них. В противном случае (если хотя бы
одно из простых суждений ложно) оно является ложным.
Дизъюнкция (a ٧ b)
áûâàåò
ñòðîãîé è
íåñòðîãîé.
Îòëè÷èå
ìåæäó ýòèìè
äâóìÿ
âèäàìè
äèçúþíêöèè
ñîñòîèò â
òîì, ÷òî ïðè
íåñòðîãîì
âèäå ÷ëåíû
åå íå èñêëþ÷àþò
äðóã äðóãà.
Ïðèìåðîì
íåñòðîãîé
äèçúþíêöèè
ìîæåò áûòü:
«Äëÿ
ïîëó÷åíèÿ
çàãîòîâêè
äåòàëü ìîæíî
äîâåñòè íà
ñòàíêå (a) èëè
ïðåäâàðèòåëüíî
îáðàáîòàòü
íàïèëüíèêîì
(b)». Î÷åâèäíî,
÷òî çäåñü à
íå
èñêëþ÷àåò b è
íàîáîðîò.
Èñòèííîñòü
ïîäîáíîãî
ñëîæíîãî
ñóæäåíèÿ
çàâèñèò îò
èñòèííîñòè
åãî ÷ëåíîâ
ñëåäóþùèì
îáðàçîì:
åñëè ëîæíû
îáà ÷ëåíà,
ëîæíûì ïðèçíàåòñÿ
è
îáðàçîâàííîå
ïðè èõ
ïîñðåäñòâå äèçúþíêòèâíîå
ñóæäåíèå.
Îäíàêî, åñëè
ëîæíî òîëüêî
îäíî ïðîñòîå
ñóæäåíèå,
òàêàÿ
äèçúþíêöèÿ
ïðèçíàåòñÿ
èñòèííîé.
a
|
b
|
a v b
|
è
|
è
|
è
|
è
|
ë
|
è
|
ë
|
è
|
è
|
ë
|
ë
|
ë
|
Ñëàáàÿ
(íåñòðîãàÿ) äèçúþíêöèÿ
- ëîãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ,
ñîåäèíÿþùàÿ
âûñêàçûâàíèÿ
ïðè ïîìîùè ñîþçà
«èëè», óïîòðåáëåííîãî
â ñîåäèíèòåëüíî-ðàçäåëèòåëüíîì
çíà÷åíèè, ò. å.
êîãäà âõîäÿùèå
â ñëîæíîå ñóæäåíèå
ñîñòàâëÿþùèå
ñóæäåíèÿ íå èñêëþ÷àþò
äðóã äðóãà. Íàïðèìåð,
â ñóæäåíèè «Í.
- ïðåñòóïíèê èëè
Ì. - ïðåñòóïíèê»
óòâåðæäàåòñÿ,
÷òî ïðåñòóïíèêîì
ìîæåò áûòü Í. èëè
Ì., èëè îáà âìåñòå
(ñèìâîëè÷åñêè:
p٧q).
Ñèëüíàÿ
(ñòðîãàÿ) äèçúþíêöèÿ
- ëîãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ,
ñîåäèíÿþùàÿ
âûñêàçûâàíèÿ
ïðè ïîìîùè ñîþçà
«èëè», óïîòðåáëåííîãî
â èñêëþ÷àþùåì
ñìûñëå: ëèáî Í.
ïðåñòóïíèê, ëèáî
Ì. - ïðåñòóïíèê,
íî íå îáà âìåñòå
(ëèáî p, ëèáî q; ñèìâîëè÷åñêè:
p٧•q).
àba v.b
|
|
|
è
|
è
|
ë
|
è
|
ë
|
è
|
ë
|
è
|
è
|
ë
|
ë
|
ë
|
Ýêâèâàëåíòíîñòü
õàðàêòåðèçóåòñÿ
òåì, ÷òî îáðàçîâàííîå
ñëîæíîå ñóæäåíèå
èñòèííî òîëüêî
â òåõ ñëó÷àÿõ,
êîãäà èñòèííû
îáà ïðîñòûõ ñóæäåíèÿ,
âõîäÿùèõ â åãî
ñîñòàâ, è ëîæíî
ïðè ëîæíîñòè
îáîèõ ýòèõ ñóæäåíèé.
 áóêâåííîì âûðàæåíèè
ýêâèâàëåíòíîñòü
âûãëÿäèò êàê
a ≡ b.
aba b
|
|
|
è
|
è
|
è
|
ë
|
ë
|
ë
|
è
|
ë
|
ë
|
ë
|
è
|
Èìïëèêàöèÿ
(a → b) èñòèííà âî
âñåõ ñëó÷àÿõ,
êðîìå îäíîãî.
Äðóãèìè ñëîâàìè,
åñëè îáà âõîäÿùèõ
â èìïëèêàöèþ
ïðîñòûõ ñóæäåíèÿ
èñòèííû èëè ëîæíû
ëèáî åñëè ëîæíî
ñóæäåíèå a, èìïëèêàöèÿ
èñòèííà. Îäíàêî
ïðè ëîæíîñòè
ñóæäåíèÿ b ëîæíûì
ñòàíîâèòñÿ è
ñàìà èìïëèêàöèÿ.
Ýòî ìîæíî ðàññìîòðåòü
íà ïðèìåðå: «Ìû
áðîñèì èñïðàâíûé
ïàòðîí â êîñòåð
(a), îí âçîðâåòñÿ
(b)». Î÷åâèäíî, ÷òî
åñëè ïåðâîå ñóæäåíèå
âåðíî, òî âåðíî
è âòîðîå, òàê êàê
âçðûâ ïàòðîíà,
áðîøåííîãî â
êîñòåð, ïðîèçîéäåò
ñ íåèçáåæíîñòüþ.
à
|
b
|
a b
|
è
|
è
|
è
|
è
|
ë
|
ë
|
ë
|
è
|
è
|
ë
|
ë
|
è
|
Îòðèöàíèå
(-). Ýòîò ëîãè÷åñêèé
ñîþç îáðàçóåòñÿ
çà ñ÷åò äîáàâëåíèÿ
ê ëþáîìó âûñêàçûâàíèþ
ñëîâ "Íåâåðíî,
÷òî...". Äëÿ ñèìâîëè÷åñêîé
çàïèñè îòðèöàíèÿ
èñïîëüçóþò ÷åðòó
(ïåðåä) íàä ïåðåìåííûìè
èëè ôîðìóëàìè:
-p. ×èòàåòñÿ: "Íåâåðíî,
÷òî p", èëè ïðîñòî:
"He-p". È åñëè p îçíà÷àåò,
ñêàæåì, "Ïîãîäà
ñåãîäíÿ äîæäëèâàÿ",
òî -p ñòàíåò âûñêàçûâàíèåì:
"Íåâåðíî, ÷òî
ïîãîäà ñåãîäíÿ
äîæäëèâàÿ". Ïðåäïîëîæèì,
÷òî âûñêàçûâàíèå
p èñòèííî (íà óëèöå,
â ñàìîì äåëå, èäåò
äîæäü). Òîãäà åãî
îòðèöàíèå -p ("Íåâåðíî,
÷òî ïîãîäà äîæäëèâàÿ")
áóäåò, î÷åâèäíî,
ëîæíûì âûñêàçûâàíèåì.
Åñëè æå äîæäÿ íåò,
òî åñòü âûñêàçûâàíèå
p ëîæíî, òîãäà, íàîáîðîò,
èñòèííûì áóäåò
åãî îòðèöàíèå.
 ðåçóëüòàòå
ïðèëîæåíèÿ ê èñõîäíîé
ìûñëè ýòîãî ëîãè÷åñêîãî
ñîþçà îáðàçóåòñÿ
âûñêàçûâàíèå,
èñòèííîñòü êîòîðîãî
ìåíÿåòñÿ íà ïðîòèâîïîëîæíóþ.
Ïðè îòðèöàíèè
ñóæäåíèÿ, îòîáðàæàþùååñÿ
êàê a, èñòèííî
òîãäà, êîãäà ëîæíî
îòðèöàåìîå ïîíÿòèå.
Ýòî ñâÿçàíî ñ
òåì, ÷òî îòðèöàíèå
è îòðèöàåìîå
ïðîñòîå ñóæäåíèå
íå òîëüêî ïðîòèâîðå÷àò,
íî è èñêëþ÷àþò
(îòðèöàþò) äðóã
äðóãà. Òàêèì îáðàçîì,
ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî,
êîãäà èñòèííî
ïîíÿòèå a, ëîæíî
ïîíÿòèå a. È íàîáîðîò,
åñëè ëîæíî a, òî
îòðèöàþùåå åãî
a ÿâëÿåòñÿ èñòèííûì.
âûñêàçûâàíèå
ñóæäåíèå ìûøëåíèå
ëîãè÷åñêèé
Ëîãè÷åñêèå
çíà÷åíèÿ ñëîæíûõ
âûñêàçûâàíèé
Ñëîæíûå
ñóæäåíèÿ îáðàçóþòñÿ
èç ïðîñòûõ ïóòåì
òîãî èëè èíîãî
èõ ñîåäèíåíèÿ.
Ïîäîáíî
ïðîñòûì, ñëîæíûå
ñóæäåíèÿ ìîãóò
áûòü èñòèííûìè
è ëîæíûìè. Íî åñëè
èñòèííîñòü èëè
ëîæíîñòü ïðîñòîãî
ñóæäåíèÿ íåïîñðåäñòâåííî
îïðåäåëÿåòñÿ
åãî ñîîòâåòñòâèåì
èëè íåñîîòâåòñòâèåì
äåéñòâèòåëüíîñòè,
òî èñòèííîñòü
èëè ëîæíîñòü
ñëîæíîãî ñóæäåíèÿ
çàâèñèò ïðåæäå
âñåãî îò èñòèííîñòè
èëè ëîæíîñòè
ñîñòàâëÿþùèõ
åãî ïðîñòûõ ñóæäåíèé.
Ñëîæíûå
ñóæäåíèÿ îòëè÷àþòñÿ
îò ïðîñòûõ òàêæå
ïî ñâîèì ôóíêöèÿì
è ñòðóêòóðå: â
íèõ ðàñêðûâàåòñÿ
íå îäíà, à îäíîâðåìåííî
íåñêîëüêî - äâå
èëè áîëåå - ñâÿçåé
ìåæäó ïðåäìåòàìè
ìûñëè, à îñíîâíûìè
ñòðóêòóðîîáðàçóþùèìè
ýëåìåíòàìè âûñòóïàþò
óæå íå ïîíÿòèÿ-òåðìèíû
(ñóáúåêò è ïðåäèêàò),
íî ñàìîñòîÿòåëüíûå
ñóæäåíèÿ. È ñâÿçü
ìåæäó ïîñëåäíèìè
îñóùåñòâëÿåòñÿ
íå ñ ïîìîùüþ ñâÿçêè
"åñòü" ("íå åñòü"),
à â êà÷åñòâåííî
èíîé ôîðìå - ïîñðåäñòâîì
ëîãè÷åñêèõ ñîþçîâ
(îíè íàçûâàþòñÿ
òàêæå ëîãè÷åñêèìè
ñâÿçêàìè). Ýòî
òàêèå ñîþçû, êàê
"è", "èëè", "ëèáî",
"åñëè... òî" è äð.
Îíè áëèçêè ïî
ñìûñëó ê ñîîòâåòñòâóþùèì
ãðàììàòè÷åñêèì
ñîþçàì, íî, êàê
áóäåò ïîêàçàíî
íèæå, ïîëíîñòüþ
ñ íèìè íå ñîâïàäàþò.
Òàêèì îáðàçîì,
åñëè â ïðîñòûõ
ñóæäåíèÿõ ïåðåìåííûìè
áûëè ñóáúåêò
è ïðåäèêàò (S è Ð),
à ïîñòîÿííûìè
- ëîãè÷åñêèå ñâÿçêè
"åñòü" è "íå åñòü",
òî â ñëîæíûõ ñóæäåíèÿõ
ïåðåìåííûìè
âûñòóïàþò óæå
îòäåëüíûå, äàëåå
íåðàñ÷ëåíÿåìûå
ñóæäåíèÿ (íàçîâåì
èõ "À" è "Â"), à ïîñòîÿííûìè
- ëîãè÷åñêèå ñîþçû:
"è", "èëè" è äð.
Íå âñÿêîå
ñëîæíîå ñóæäåíèå
âûðàæàåòñÿ íåïðåìåííî
ñëîæíûì ïðåäëîæåíèåì,
íî âñÿêîå ñëîæíîå
ïðåäëîæåíèå âûðàæàåò
ñëîæíîå ñóæäåíèå.
Ìåæäó
ñóæäåíèÿìè, òàê
æå, êàê è ìåæäó
ïîíÿòèÿìè, ñóùåñòâóþò
îïðåäåëåííûå
ëîãè÷åñêèå îòíîøåíèÿ.
Îòíîøåíèÿ
ìåæäó ïðîñòûìè
ñóæäåíèÿìè îïðåäåëÿþòñÿ,
ñ îäíîé ñòîðîíû,
èõ êîíêðåòíûì
ñîäåðæàíèåì,
à ñ äðóãîé - ëîãè÷åñêîé
ôîðìîé: õàðàêòåðîì
ñóáúåêòà, ïðåäèêàòà,
ëîãè÷åñêîé ñâÿçêè.
Ïîñêîëüêó ïî õàðàêòåðó
ïðåäèêàòà ïðîñòûå
ñóæäåíèÿ äåëÿòñÿ,
ïðåæäå âñåãî, íà
àòðèáóòèâíûå
è ðåëÿöèîííûå.
Ïî ñâîåìó
ñîäåðæàíèþ àòðèáóòèâíûå
ñóæäåíèÿ ìîãóò
íàõîäèòüñÿ â
äâóõ âàæíåéøèõ
îòíîøåíèÿõ - ñðàâíèìîñòè
è íåñðàâíèìîñòè.
Ó íåñðàâíèìûõ
ñóæäåíèé ðàçëè÷íû
ñóáúåêòû èëè
ïðåäèêàòû èëè
òî è äðóãîå âìåñòå.
Ñðàâíèìûå
ñóæäåíèÿ, íàîáîðîò,
èìåþò îäèíàêîâûå
òåðìèíû - è ñóáúåêò,
è ïðåäèêàò, íî
ìîãóò ðàçëè÷àòüñÿ
ïî êîëè÷åñòâó
è êà÷åñòâó. Ýòî
ñóæäåíèÿ ñîïîñòàâèìû
ïî èñòèííîñòè
è ëîæíîñòè.
Ýêâèâàëåíòíîñòü
(ðàâíîçíà÷íîñòü)
- ýòî îòíîøåíèå
ìåæäó ñóæäåíèÿìè,
ó êîòîðûõ ñóáúåêò
è ïðåäèêàò âûðàæåíû
îäíèìè è òåìè
æå èëè ðàâíîçíà÷íûìè
ïîíÿòèÿìè (õîòÿ
è ðàçíûìè ñëîâàìè),
ïðè÷åì è êîëè÷åñòâî
è êà÷åñòâî îäíè
è òå æå.
Ñóæäåíèå
îáëàäàåò äâóìÿ
âàæíåéøèìè äëÿ
ëîãèêè ñâîéñòâàìè:
1) áûòü ëèáî èñòèííûì,
ëèáî ëîæíûì è
2) ÷òî-ëèáî óòâåðæäàòü
èëè îòðèöàòü.
 ëîãèêå âûñêàçûâàíèé
îò âñåé ìûñëè,
êîãäà îíà ïðåäñòàåò
êàê âûñêàçûâàíèå,
â ïîëå çðåíèÿ îñòàåòñÿ
îäíà ëèøü åå ñïîñîáíîñòü
- áûòü ëèáî èñòèííîé,
ëèáî ëîæíîé. Êàæäîå
âûñêàçûâàíèå
îáîçíà÷àþò êàêîé-ëèáî
ëàòèíñêîé áóêâîé:
p, q, r, s,... Îíè ïîëó÷èëè
íàçâàíèå ïðîïîçèöèîíàëüíûõ
ïåðåìåííûõ. Êðîìå
òîãî, ââîäÿòñÿ
ñïåöèàëüíûå çíà÷êè
äëÿ íåêîòîðûõ
ñòàíäàðòíûõ
ÿçûêîâûõ îáîðîòîâ:
"åñëè..., òî...", "è",
"èëè" è ò.ï., êîòîðûå
íàçûâàþò ëîãè÷åñêèìè
ñîþçàìè.  ñèìâîëè÷åñêîé
ëîãèêå ïðèíÿòî
îáîçíà÷àòü èñòèííîå
âûðàæåíèå åäèíèöåé,
à ëîæíîå - íóëåì.
Ñòàëî áûòü, 1 è
0 çàìåíÿþò ñîîòâåòñòâåííî
ñëîâà "èñòèííî"
è "ëîæíî".
Ïîäîáíûì
îáðàçîì ìîæíî
âû÷èñëÿòü ñåìàíòè÷åñêèå
çíà÷åíèÿ ëþáûõ
ôîðìóë, êàê áû
îíè íè áûëè ñëîæíû.
Ïðè÷åì, åñëè ïåðåìåííûõ
áîëüøå äâóõ, òî
òîãäà, ðàçóìååòñÿ,
è âàðèàíòîâ èõ
ñî÷åòàíèé áîëüøå:
ïðè òðåõ - 8, ïðè ÷åòûðåõ
- 16 è ò.ä.
Ïðîòèâîïîëîæíûå
âûñêàçûâàíèÿ
(À è Å), â îòëè÷èå
îò ïðîòèâîðå÷àùèõ,
ìîãóò âìåñòå
áûòü ëîæíûìè,
íî íå ìîãóò áûòü
âìåñòå èñòèííûìè.
Ñóáêîíòðàðíûå
âûñêàçûâàíèÿ
I è O íå ìîãóò áûòü
îäíîâðåìåííî
ëîæíûìè, íî ìîãóò
áûòü îäíîâðåìåííî
èñòèííûìè.
 îòíîøåíèè
ïîä÷èíåíèÿ íàõîäÿòñÿ
ïîïàðíî âûñêàçûâàíèÿ
À è I, Å è Î. Èç ïî÷èíÿþùåãî
âûñêàçûâàíèÿ
ëîãè÷åñêè ñëåäóåò
ïîä÷èíåííîå;
èç À âûòåêàåò
I è èç Å âûòåêàåò
Î. Ýòî îçíà÷àåò,
÷òî èç èñòèííîñòè
ïîä÷èíÿþùåãî
âûñêàçûâàíèÿ
ëîãè÷åñêè ñëåäóåò
èñòèííîñòü ïîä÷èíåííîãî,
è èç ëîæíîñòè
ïîä÷èíåííîãî
ñëåäóåò ëîæíîñòü
ïîä÷èíÿþùåãî.
Ïîä÷èíåíèå
- ýòî îòíîøåíèå
ìåæäó òàêèìè
ñóæäåíèÿìè, ó
êîòîðûõ êîëè÷åñòâî
ðàçëè÷íî, à êà÷åñòâî
îäíî è òî æå. Â òàêîì
îòíîøåíèè íàõîäÿòñÿ
îáùåóòâåðäèòåëüíîå
(À) è ÷àñòíîóòâåðäèòåëüíîå
(I), îáùåîòðèöàòåëüíîå
(Å) è ÷àñòíîîòðèöàòåëüíîå
(Î) ñóæäåíèÿ. Ïðè
ïîä÷èíåíèè äåéñòâóþò
ñëåäóþùèå çàêîíîìåðíîñòè:
à) èç èñòèííîñòè
ïîä÷èíÿþùåãî
(À èëè Å) ñëåäóåò
èñòèííîñòü ïîä÷èíåííîãî
(ñîîòâåòñòâåííî
1 èëè Î), íî íå íàîáîðîò;
á) èç ëîæíîñòè
ïîä÷èíåííîãî
(I èëè Î) ñëåäóåò
ëîæíîñòü ïîä÷èíÿþùåãî
(ñîîòâåòñòâåííî
À èëè Å), íî íå íàîáîðîò.
×àñòè÷íàÿ
ñîâìåñòèìîñòü
(ñóáêîíòðàðíîñòü)
- ýòî îòíîøåíèå
ìåæäó ñóæäåíèÿìè
îäèíàêîâîãî
êîëè÷åñòâà, íî
ðàçíîãî êà÷åñòâà:
ìåæäó ÷àñòíîóòâåðäèòåëüíûìè
(I) è ÷àñòíîîòðèöàòåëüíûìè
(Î) ñóæäåíèÿìè.
Äëÿ íåå õàðàêòåðíà
ñëåäóþùàÿ çàêîíîìåðíîñòü:
îáà ñóæäåíèÿ
ìîãóò áûòü îäíîâðåìåííî
èñòèííûìè, íî
íå ìîãóò áûòü
îäíîâðåìåííî
ëîæíûìè. Èç ëîæíîñòè
îäíîãî èç íèõ
ñëåäóåò èñòèííîñòü
äðóãîãî, íî íå
íàîáîðîò. Íàïðèìåð,
ïðè èñòèííîñòè
I, ÷òî "Íåêîòîðûå
ãîñòèíèöû èìåþò
âûñîêèé óðîâåíü
îáñëóæèâàíèÿ",
ìîæåò áûòü èñòèííî
è Î, ÷òî "Íåêîòîðûå
ãîñòèíèöû íå
èìåþò âûñîêîãî
óðîâíÿ îáñëóæèâàíèÿ".
Íî îíî ìîæåò áûòü
è ëîæíûì. Íàïðèìåð:
åñëè èñòèííî,
÷òî "Íåêîòîðûå
ãîñòèíèöû èìåþò
âûñîêèé óðîâåíü
îáñëóæèâàíèÿ",
òî ýòî íå çíà÷èò,
÷òî èñòèííî
Î: "Íåêîòîðûå ãîñòèíèöû
íå èìåþò âûñîêîãî
óðîâíÿ îáñëóæèâàíèÿ".
Îíî ëîæíî. Îäíàêî,
åñëè ëîæíî I, ÷òî
"Íåêîòîðûå ãîñòèíèöû
èìåþò âûñîêèé
óðîâåíü îáñëóæèâàíèÿ
", òî íå ìîæåò áûòü
ëîæíûì Î, ÷òî
"Ïî êðàéíåé ìåðå,
íåêîòîðûå ãîñòèíèöû
íå èìåþò âûñîêîãî
óðîâíÿ îáñëóæèâàíèÿ".
Îíî áóäåò íåïðåìåííî
èñòèííûì.
Íåñîâìåñòèìûå
ñóæäåíèÿ èìåþò
ñëåäóþùèå ëîãè÷åñêèå
îòíîøåíèÿ: ïðîòèâîïîëîæíîñòè
è ïðîòèâîðå÷èÿ.
Ïðîòèâîïîëîæíîñòü
- ýòî îòíîøåíèå
ìåæäó îáùåóòâåðäèòåëüíûìè
(À) è îáùåîòðèöàòåëüíûìè
(Å) ñóæäåíèÿìè.
Îáà òàêèõ ñóæäåíèÿ
íå ìîãóò áûòü
îäíîâðåìåííî
èñòèííûìè, íî
ìîãóò áûòü îäíîâðåìåííî
ëîæíûìè. Èç èñòèííîñòè
îäíîãî íåïðåìåííî
ñëåäóåò ëîæíîñòü
äðóãîãî, íî íå
íàîáîðîò. Òóò,
ñëåäîâàòåëüíî,
çàêîíîìåðíîñòü,
îáðàòíàÿ òîé,
÷òî õàðàêòåðèçîâàëà
îòíîøåíèÿ ÷àñòè÷íîé
ñîâìåñòèìîñòè.
Òàê, åñëè èñòèííî
À, ÷òî "Âñå ñïåöèàëèñòû
çíàþò ñâîå äåëî",
òî ëîæíî Å, ÷òî
"Íè îäèí ñïåöèàëèñò
íå çíàåò ñâîåãî
äåëà". È åñëè èñòèííî
Å, òî ëîæíî À. Íî
åñëè ëîæíî À, ÷òî
" Âñå ñïåöèàëèñòû
çíàþò ñâîå äåëî
", òî îòñþäà åùå
íå ñëåäóåò èñòèííîñòü
Å, ÷òî "Íè îäèí
ñïåöèàëèñò íå
çíàåò ñâîåãî
äåëà ". Â äàííîì
ñëó÷àå îíî òîæå
ëîæíîå. Èñòèííî
çäåñü I, ÷òî "Íåêîòîðûå
ñïåöèàëèñòû
çíàþò ñâîå äåëî
", è Î, ÷òî "Íåêîòîðûå
ñïåöèàëèñòû
íå çíàþò ñâîåãî
äåëà". Â äðóãèõ
ñëó÷àÿõ Å ìîæåò
áûòü èñòèííûì.
Òàê, åñëè ëîæíî
À, ÷òî "Âñå ñïåöèàëèñòû
- íåïðîôåññèîíàëû",
òî èñòèííî Å,
÷òî "Íè îäèí ñïåöèàëèñò
íå ÿâëÿåòñÿ ïðîôåññèîíàëîì".
Ïðîòèâîðå÷èå
(êîíòðàäèêòîðíîñòü)
- îòíîøåíèå ìåæäó
òàêèìè ñóæäåíèÿìè,
êàê îáùåóòâåðäèòåëüíîå
(À) è ÷àñòíîîòðèöàòåëüíîå
(Î), îáùåîòðèöàòåëüíîå
(Å) è ÷àñòíîóòâåðäèòåëüíîå
(I). Èì ïðèñóùè ñëåäóþùèå
çàêîíîìåðíîñòè:
îíè íå ìîãóò
áûòü îäíîâðåìåííî
èñòèííûìè è
íå ìîãóò áûòü
îäíîâðåìåííî
ëîæíûìè. Èç èñòèííîñòè
îäíîãî íåïðåìåííî
ñëåäóåò ëîæíîñòü
äðóãîãî, è íàîáîðîò.
Ïðèìåðû.
Åñëè èñòèííî
À, ÷òî "Âñå ëþäè
- ïðàâäèâû", òî
ëîæíî Î, ÷òî "Íåêîòîðûå
ëþäè - íåïðàâäèâû".
Åñëè ëîæíî À, ÷òî
"Âñå ëþäè ïðàâäèâû",
òî èñòèííî Î,
÷òî "Íåêîòîðûå
ëþäè íå ïðàâäèâû".
Òàêîâû
îñíîâíûå âèäû
îòíîøåíèé ìåæäó
ñóæäåíèÿìè è
íåêîòîðûå, íàèáîëåå
÷àñòî ïðèìåíÿåìûå
â íàøèõ âûñêàçûâàíèÿõ,
ïðàâèëà ñîïîñòàâëåíèÿ
ðàçëè÷íûõ ñóæäåíèé.
Ðåëÿöèîííûå
ñóæäåíèÿ (èëè
ñóæäåíèÿ îá îòíîøåíèÿõ
ìåæäó ïðåäìåòàìè
ìûñëè), êàê óæå
îòìå÷àëîñü, èìåþò
íå÷òî îáùåå ñ
àòðèáóòèâíûìè
ñóæäåíèÿìè: òðåõ÷ëåííîñòü
ñòðîåíèÿ õ R ó, íàëè÷èå
êîëè÷åñòâà è
êà÷åñòâà. Ïîýòîìó
îíè ìîãóò íàõîäèòüñÿ
òîæå â îòíîøåíèÿõ
ïîä÷èíåíèÿ, ÷àñòè÷íîé
ñîâìåñòèìîñòè,
ïðîòèâîïîëîæíîñòè,
ïðîòèâîðå÷èÿ
èëè æå ëîãè÷åñêîé
íåçàâèñèìîñòè.
Òàê, åñëè èñòèííî1,
÷òî "Íåêîòîðûå
ìåòàëëû ëåã÷å
âîäû", òî ýòî åùå
íå çíà÷èò, ÷òî
èñòèííî À "Âñå
ìåòàëëû ëåã÷å
âîäû", íî îçíà÷àåò,
÷òî ëîæíî Å - "Íè
îäèí ìåòàëë íå
ëåã÷å âîäû" è
÷òî íåîïðåäåëåííî
Î "Íåêîòîðûå ìåòàëëû
íå ëåã÷å âîäû"
(â äàííîì ñëó÷àå
îíî èñòèííî).
 òî æå
âðåìÿ ðåëÿöèîííûå
ñóæäåíèÿ îòëè÷àþòñÿ
îò àòðèáóòèâíûõ
òåì, ÷òî ðàñêðûâàþò
íå ñâîéñòâà ïðåäìåòîâ,
à îòíîøåíèÿ ìåæäó
ïðåäìåòàìè è,
ñëåäîâàòåëüíî,
èìåþò íå îäíî÷ëåííûé
(îäíîìåñòíûé)
ïðåäèêàò, à ìíîãî÷ëåííûé
(ï-ìåñòíûé: îò
äâóõ è áîëåå). Ïîýòîìó
î çàâèñèìîñòè
îò õàðàêòåðà
îòíîøåíèÿ R ìåæäó
ïðåäìåòàìè õ
è ó âíóòðè ñóæäåíèÿ
óñòàíàâëèâàþòñÿ
ñâîè, îñîáûå îòíîøåíèÿ.
Îòíîøåíèÿ
ìåæäó õ è ó ìîãóò
áûòü ïðåæäå âñåãî
ñèììåòðè÷íûìè
è íåñèììåòðè÷íûìè.
Ñèììåòðè÷íûå
(îò ãðå÷. symmetria - ñîðàçìåðíîñòü)
- ýòî òàêèå îòíîøåíèÿ
ìåæäó õ è ó, äëÿ
êîòîðûõ íå èìååò
çíà÷åíèÿ, êàêîé
èç ýòèõ ÷ëåíîâ
ïðåäøåñòâóþùèé,
à êàêîé ïîñëåäóþùèé.
Èíà÷å ãîâîðÿ,
èõ ìîæíî ìåíÿòü
ìåñòàìè, ïðè ýòîì
èõ èñòèííîñòü
èëè ëîæíîñòü
íå èçìåíèòñÿ.
Íàïðèìåð: "Èâàí
- áðàò Ïåòðà". Ñëåäîâàòåëüíî,
"Ïåòð - áðàò Èâàíà".
Òàêèå äâà ðåëÿöèîííûõ
ñóæäåíèÿ ìîãóò
áûòü îäíîâðåìåííî
èñòèííûìè ëèáî
îäíîâðåìåííî
ëîæíûìè. Åñëè
èñòèííî îäíî
èç íèõ, òî èñòèííî
è äðóãîå, è íàîáîðîò,
åñëè ëîæíî îäíî
èç íèõ, òî ëîæíî
è äðóãîå.
Íåñèììåòðè÷íûìè
ÿâëÿþòñÿ òàêèå
îòíîøåíèÿ ìåæäó
õ è ó, ïðè êîòîðûõ
âàæåí ïîðÿäîê
èõ ðàñïîëîæåíèÿ.
Ïîýòîìó ìåíÿòü
èõ ìåñòàìè íåëüçÿ
áåç èçìåíåíèÿ
ñìûñëà ñóæäåíèÿ,
à ñëåäîâàòåëüíî,
åãî èñòèííîñòè
èëè ëîæíîñòè.
Íàïðèìåð, "Èâàí
- îòåö Ñòåïàíà".
Íî ýòî íå çíà÷èò,
÷òî "Ñòåïàí - îòåö
Èâàíà". Åñëè èñòèííî
îäíî èç ýòèõ ñóæäåíèé,
òî ëîæíî äðóãîå.
Èñòèííûì çäåñü
áóäåò "Ñòåïàí
- ñûí Èâàíà". Åñëè
èñòèííî îäíî
èç òàêèõ ñóæäåíèé,
òî äðóãîå - íåîïðåäåëåííî.
Îòíîøåíèÿ
ìåæäó õ è ó ìîãóò
áûòü òðàíçèòèâíûìè
è íåòðàíçèòèâíûìè,
Òðàíçèòèâíûå,
èëè ïåðåõîäíûå
(îò ëàò. transitus - "ïåðåõîä")
îòíîøåíèÿ èìåþò
ìåñòî â òàêîì
ñëó÷àå, åñëè, íàïðèìåð,
õ ýêâèâàëåíòíî
ó, à ó ýêâèâàëåíòíî
z, òî è õ ýêâèâàëåíòíî
z. Ýòî ìîãóò áûòü
òàêæå îòíîøåíèÿ
âåëè÷èíû (áîëüøå
- ìåíüøå), ïðîñòðàíñòâåííûå
(äàëüøå - áëèæå),
âðåìåííûå (ðàíüøå
- ïîçæå) è äð. Íàïðèìåð:
"Èâàí - áðàò Ïåòðà",
"Ïåòð - áðàò Åëåíû",
çíà÷èò, "Èâàí
- áðàò Åëåíû". Òàêèå
ñóæäåíèÿ ìîãóò
áûòü ëèáî îäíîâðåìåííî
èñòèííûìè, ëèáî
îäíîâðåìåííî
ëîæíûìè.
Íåòðàíçèòèâíûå
(íåïåðåõîäíûå)
îòíîøåíèÿ îáëàäàþò
îáðàòíîé çàâèñèìîñòüþ
ïî ñðàâíåíèþ
ñ ïðåäûäóùåé. Òàê,
åñëè "Èâàí - îòåö
Ñòåïàíà", à "Ñòåïàí
- îòåö Íèêîëàÿ",
òî ýòî âîâñå íå
çíà÷èò, ÷òî
"Èâàí - îòåö Íèêîëàÿ".
Îí åìó äåä. Ñëåäîâàòåëüíî,
òàêèå ñóæäåíèÿ
íå ìîãóò áûòü
îäíîâðåìåííî
èñòèííûìè. Åñëè
èñòèííî îäíî,
òî ëîæíî äðóãîå.
Ëîãè÷åñêèå
çàäà÷è
. Óñòàíîâèòü
ïðåäëîæåíèÿ, ÿâëÿþùèåñÿ
ñëîæíûìè âûñêàçûâàíèÿìè,
äàòü èõ ëîãè÷åñêóþ
õàðàêòåðèñòèêó,
âûðàçèòü ñèìâîëè÷åñêè
à) Íàçâàëñÿ
ãðóçäåì - ïîëåçàé
â êóçîâ.
á) “Äà çäðàâñòâóåò
ñîëíöå, äà ñêðîåòñÿ
òüìà!” (Ïóøêèí).
â) Êðèçèñû
è êîíôëèêòû - áëàãîäàòíàÿ
ïî÷âà äëÿ ìåæäóíàðîäíîãî
òåððîðèçìà.
ã) Ó ÷åëîâåêà
ðîæäàåòñÿ ëèáî
ìàëü÷èê, ëèáî
äåâî÷êà.
ä) Åñëè
Õ ðîâåñíèê Y, òî
Y ðîâåñíèê Õ.
Îòâåòû:
á) “Äà çäðàâñòâóåò
ñîëíöå, äà ñêðîåòñÿ
òüìà!” (Ïóøêèí).
- Ñëîæíîå âûñêàçûâàíèå,
ñîåäèíèòåëüíîå
ñóæäåíèå - êîíúþíêöèÿ
(À^Â). Äà À, äà Â.
ã) Ó ÷åëîâåêà
ðîæäàåòñÿ ëèáî
ìàëü÷èê, ëèáî
äåâî÷êà. - Ñëîæíîå
âûñêàçûâàíèå,
ðàçäåëèòåëüíîå
ñóæäåíèå - ñòðîãàÿ
äèçúþíêöèÿ: (À٧•Â). Ëèáî À, ëèáî
Â.
ä) Åñëè
Õ ðîâåñíèê Y, òî
Y ðîâåñíèê Õ. - Ñëîæíîå
âûñêàçûâàíèå,
óñëîâíîå ñóæäåíèå
- èìïëèêàöèÿ, (À→Â).
Åñëè À, òî Â.
å) Åñëè
è òîëüêî åñëè
÷èñëî ÷åòíîå,
òî îíî äåëèòñÿ
íà äâà áåç îñòàòêà.
-Ñëîæíîå âûñêàçûâàíèå
- ðàâíîçíà÷íîå
ñóæäåíèå - ýêâèâàëåíòíîñòü
ñ (À≡Â). Åñëè è òîëüêî
À, òî Â.
. Âûÿñíèòü,
â çíà÷åíèè êàêèõ
ëîãè÷åñêèõ ñîþçîâ
óïîòðåáëÿþòñÿ
ãðàììàòè÷åñêèå
ñîþçû â ñëåäóþùèõ
ïðåäëîæåíèÿõ
à) Õîòü
ðåäêî, äà ìåòêî.
á) Ïëûâåò
ïî ðåêå íå òî ëîäêà,
íå òî áðåâíî.
â) Äåðåâüÿ
êà÷àþòñÿ, ïîòîìó
÷òî äóåò âåòåð.
ã) Ïîñååøü
âåòåð - ïîæíåøü
áóðþ.
Îòâåòû:
à) Õîòü
ðåäêî, äà ìåòêî.
- Ñîåäèíèòåëüíîå
ñóæäåíèå - êîíúþíêöèÿ
(À^Â). Èñïîëüçóþòñÿ
ãðàììàòè÷åñêèå
ñîþçû õîòü…äà
â çíà÷åíèè ëîãè÷åñêîãî
ñîþçà è.
á) Ïëûâåò
ïî ðåêå íå òî ëîäêà,
íå òî áðåâíî. - Ðàçäåëèòåëüíîå
ñóæäåíèå - ñòðîãàÿ
äèçúþíêöèÿ(À٧•Â).
Èñïîëüçóþòñÿ
ãðàììàòè÷åñêèå
ñîþçû íå òî…íå
òî â çíà÷åíèè
ëîãè÷åñêîãî
ñîþçà ëèáî…ëèáî.
â) Äåðåâüÿ
êà÷àþòñÿ, ïîòîìó
÷òî äóåò âåòåð.
Óñëîâíîå ñóæäåíèå
- èìïëèêàöèÿ (À→Â).
Èñïîëüçóþòñÿ
ãðàììàòè÷åñêèå
ñîþçû ïîòîìó
÷òî…. â çíà÷åíèè
ëîãè÷åñêîãî
ñîþçà åñëè …òî.
. Îïðåäåëèòü
ôîðìó è ëîãè÷åñêèå
çíà÷åíèÿ (ñîãëàñíî
òàáëèöå) ñëåäóþùèõ
ñëîæíûõ âûñêàçûâàíèé
à) 4=ïðîñòîå
÷èñëî è äåëèòñÿ
íà äâà.
á) Äâèæåíèå
ÿõòû áûëî âîçìîæíî
ëèøü òîãäà, êîãäà
äóë âåòåð.
â) Åñëè
ïðåäïðèÿòèå ñòàíîâèòñÿ
ðåíòàáåëüíûì,
òî ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà íà íåì ïàäàåò.
ã) “Õðàáðåö
èëè ñèäèò â ñåäëå,
èëü òèõî ñïèò
â ñûðîé çåìëå”
(Ãàìçàòîâ).
ä) Ïåòð ëèáî
åãî ðîäñòâåííèê,
ëèáî êîëëåãà
ïî ðàáîòå.
Îòâåòû:
à) 4=ïðîñòîå
÷èñëî è äåëèòñÿ
íà äâà.
Äàííîå
ñëîæíîå âûñêàçûâàíèå
èìååò ëîãè÷åñêóþ
ôîðìó ñîåäèíèòåëüíîãî
ñóæäåíèÿ-êîíúþíêöèè
(À^Â).
Ñóæäåíèå
«4=ïðîñòîå ÷èñëî»
îáîçíà÷èì áóêâîé
À, ñóæäåíèå «äåëèòñÿ
íà äâà» îáîçíà÷èì
áóêâîé Â, ñóæäåíèå
«4=ïðîñòîå ÷èñëî
è äåëèòñÿ íà äâà»
- (À è Â).  íàøåì ñëó÷àå
ëîãè÷åñêèì ñîþçîì
áóäåò «è».
Äàííàÿ
ëîãè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü
âûðàæàåòñÿ â
ñëåäóþùåé òàáëèöå:
À
|
Â
|
(À ^ Â)
|
«4=ïðîñòîå ÷èñëî»
|
«äåëèòñÿ íà
äâà»
|
«4=ïðîñòîå ÷èñëî
è äåëèòñÿ íà äâà»
|
|
È
|
È
|
È
|
|
Ë
|
È
|
Ë
|
|
È
|
Ë
|
Ë
|
|
Ë
|
Ë
|
Ë
|
Ðåàëüíî
âîçìîæíû ÷åòûðå
êîìáèíàöèè äàííîãî
ñóæäåíèÿ:
=ïðîñòîå
÷èñëî è äåëèòñÿ
íà äâà. ×åòûðå
äåëèòñÿ íà äâà,
ñëîæíîå äåëåíèå
îêàçàëîñü èñòèííûì.
=ïðîñòîå
÷èñëî è íå äåëèòüñÿ
íà äâà - ñëîæíîå
ñóæäåíèå ëîæíî.
=íå ïðîñòîå
÷èñëî è äåëèòñÿ
íà äâà - ñóæäåíèÿ
òàêæå ëîæíî.
=íå ïðîñòîå
÷èñëî è íå äåëèòüñÿ
íà äâà - ñóæäåíèå
ÿâëÿåòñÿ ëîæíûì.
 íàøåì
ñëó÷àå ñëîæíîå
âûñêàçûâàíèå
èñòèííî òîëüêî
òîãäà, êîãäà èñòèííû
âñå âõîäÿùèå
â íå¸ ïðîñòûå
ñóæäåíèÿ (âàðèàíò¹1).
á) Äâèæåíèå
ÿõòû áûëî âîçìîæíî
ëèøü òîãäà, êîãäà
äóë âåòåð.
Äàííîå
ñëîæíîå âûñêàçûâàíèå
èìååò ëîãè÷åñêóþ
ôîðìó ñóæäåíèÿ
ýêâèâàëåíòíîñòè,
âûðàæàåòñÿ ôîðìóëîé
(À ≡ Â).
Ñóæäåíèå
«äâèæåíèå ÿõòû
áûëî âîçìîæíî»
îáîçíà÷èì áóêâîé
À, ñóæäåíèå «äóë
âåòåð» îáîçíà÷èì
áóêâîé Â, ñóæäåíèå
«Äâèæåíèå ÿõòû
áûëî âîçìîæíî
ëèøü òîãäà, êîãäà
äóë âåòåð» - (À≡Â).
 íàøåì ñëó÷àå
ëîãè÷åñêèìè
ñîþçàìè áóäóò
«ëèøü òîãäà, êîãäà».
Äàííàÿ
ëîãè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü
âûðàæàåòñÿ â
ñëåäóþùåé òàáëèöå:
À
|
Â
|
(À≡Â)
|
«äâèæåíèå ÿõòû
áûëî âîçìîæíî»
|
«äóë âåòåð»
|
«Äâèæåíèå ÿõòû
áûëî âîçìîæíî
ëèøü òîãäà, êîãäà
äóë âåòåð»
|
|
È
|
È
|
È
|
|
È
|
Ë
|
Ë
|
|
Ë
|
È
|
Ë
|
|
Ë
|
Ë
|
Ðàññìîòðèì
÷åòûðå êîìáèíàöèè
äàííîãî ñóæäåíèÿ:
) ßõòà äâèãàëàñü
è äåéñòâèòåëüíî
äóë âåòåð. - Ñóæäåíèå
ïîäòâåðäèëîñü,
ýêâèâàëåíòíîå
ñóæäåíèå ÿâëÿåòñÿ
èñòèííûì.
) ßõòà äâèãàëàñü,
íî âåòåð íå äóë.
- Ýòîò âàðèàíò
îïðîâåðãàåò èñòèííîñòü
ñóæäåíèÿ, ñóæäåíèå
áóäåò ëîæíî.
) Òàêæå
ñóæäåíèå ëîæíî
â ñëó÷àå, åñëè
ÿõòà íå äâèãàëàñü,
íî âåòåð äóë.
) ßõòà íå
äâèãàëàñü è âåòåð
íå äóë. - Çíà÷èò
âûñêàçûâàíèå
âåðíî â òîì, ÷òî
íå âîçìîæíî äâèæåíèå
ÿõòû â ñëó÷àå
îòñóòñòâèÿ âåòðà.
Ýêâèâàëåíòíîñòü
èñòèííà.
Ýêâèâàëåíòíûå
ñóæäåíèÿ èñòèííû
òîãäà è òîëüêî
òîãäà, êîãäà çíà÷åíèÿ
èñòèííîñòè
ïðîñòûõ ñóæäåíèé
ñîâïàäàþò.
â) Åñëè
ïðåäïðèÿòèå ñòàíîâèòñÿ
ðåíòàáåëüíûì,
òî ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà íà íåì ïàäàåò.
Äàííîå
ñëîæíîå âûñêàçûâàíèå
èìååò ëîãè÷åñêóþ
ôîðìó óñëîâíîãî
ñóæäåíèÿ - èìïëèêàöèè
(À → Â).
Ñóæäåíèå
«ïðåäïðèÿòèå ñòàíîâèòñÿ
ðåíòàáåëüíûì»
îáîçíà÷èì áóêâîé
À, ñóæäåíèå «ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà íà íåì ïàäàåò»
îáîçíà÷èì áóêâîé
Â, ñóæäåíèå «Åñëè
ïðåäïðèÿòèå ñòàíîâèòñÿ
ðåíòàáåëüíûì,
òî ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà íà íåì ïàäàåò»
- (À→Â).  íàøåì ñëó÷àå
ëîãè÷åñêèìè
ñîþçàìè áóäóò
«åñëè, òî».
Äàííàÿ
ëîãè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü
âûðàæàåòñÿ â
ñëåäóþùåé òàáëèöå:
À
|
Â
|
(À→Â)
|
«ïðåäïðèÿòèå
ñòàíîâèòñÿ ðåíòàáåëüíûì»
|
«ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà íà íåì ïàäàåò»
|
«Åñëè ïðåäïðèÿòèå
ñòàíîâèòñÿ ðåíòàáåëüíûì,
òî ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà íà íåì ïàäàåò»
|
|
È
|
È
|
È
|
|
È
|
Ë
|
Ë
|
|
Ë
|
È
|
È
|
|
Ë
|
Ë
|
È
|
Âûðàçèì
÷åðåç ÷åòûðå âàðèàíòà
óêàçàííîãî âûñêàçûâàíèÿ:
) Ïðåäïðèÿòèå
ñòàíîâèòñÿ ðåíòàáåëüíî
è îäíîâðåìåííî
íà íåì ïàäàåò
ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà, ÷òî äåëàåò
ñóæäåíèå èñòèííûì.
) Ïðåäïðèÿòèå
ñòàíîâèòñÿ ðåíòàáåëüíûì,
íî ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà íà íåì íå
ïàäàåò. Äàííîå
ñóæäåíèå áóäåò
ëîæíî.
) Ïðåäïðèÿòèå
íå ðåíòàáåëüíî,
à ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà íà íåì ïàäàåò
- íåñìîòðÿ íà òî,
÷òî îñíîâàíèåì
ëîæíî, ðåçóëüòàò
ãîâîðèò î òîì,
÷òî â öåëîì ñóæäåíèå
èñòèííî.
) Ïðåäïðèÿòèå
íå ðåíòàáåëüíî
è ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà íà íåì íå
ïàäàåò - èìïëèêàöèÿ
èñòèííà.
Èç ýòîãî
ñëåäóåò ÷òî, èìïëèêàòèâíîå
ñóæäåíèå áûâàåò
ëîæíûì òîãäà
è òîëüêî òîãäà,
êîãäà èç èñòèííîãî
îñíîâàíèÿ âûòåêàåò
ëîæíîå ñëåäñòâèå.
ã) “Õðàáðåö
èëè ñèäèò â ñåäëå,
èëü òèõî ñïèò
â ñûðîé çåìëå”
(Ãàìçàòîâ).
Äàííîå
ñëîæíîå âûñêàçûâàíèå
èìååò ëîãè÷åñêóþ
ôîðìó ðàçäåëèòåëüíîãî
ñóæäåíèÿ - ñòðîãîé
(ñèëüíîé) äèçúþíêöèåé
(À٧•Â).
Ñóæäåíèå
«õðàáðåö
ñèäèò â
ñåäëå»
îáîçíà÷èì
áóêâîé À, ñóæäåíèå
«õðàáðåö
òèõî ñïèò â
ñûðîé çåìëå»
îáîçíà÷èì
áóêâîé Â,
ñóæäåíèå
«Õðàáðåö èëè ñèäèò
â ñåäëå, èëü
òèõî ñïèò â
ñûðîé çåìëå» - (À٧•Â).
 íàøåì
ñëó÷àå
ëîãè÷åñêèìè
ñîþçàìè áóäóò
«èëè, èëü».
Äàííàÿ
ëîãè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü
âûðàæàåòñÿ â
ñëåäóþùåé òàáëèöå:
À
|
Â
|
(À٧•Â)
|
«õðàáðåö ñèäèò
â ñåäëå»
|
«õðàáðåö òèõî
ñïèò â ñûðîé çåìëå»
|
«Õðàáðåö èëè
ñèäèò â ñåäëå,
èëü òèõî ñïèò
â ñûðîé çåìëå»
|
|
È
|
È
|
Ë
|
|
È
|
Ë
|
È
|
|
Ë
|
È
|
È
|
|
Ë
|
Ë
|
Ë
|
Äàííîå
èñêëþ÷àþùå-ðàçäåëèòåëüíîå
ñóæäåíèå ïðåäñòàâèì
÷åðåç ñëåäóþùèå
êîìáèíàöèè:
) Õðàáðåö
è ñèäèò â ñåäëå
è õðàáðåö òèõî
ñïèò â ñûðîé çåìëå
-ñóæäåíèå ëîæíî.
) Õðàáðåö
ñèäèò â ñåäëå,
íî íå ñïèò õðàáðåö
òèõî â ñûðîé çåìëå
- óòâåðæäåíèå
ñáûëîñü, ñóæäåíèå
èñòèííî.
) Õðàáðåö
íå ñèäèò â ñåäëå,
à õðàáðåö òèõî
ñïèò â ñûðîé çåìëå
- ïðîèçîøëî îäíî
èç äâóõ óòâåðæäåííûõ
ñîáûòèé. Ñóæäåíèå
èñòèííî
) Õðàáðåö
íå ñèäèò â ñåäëå
è íå ñïèò òèõî
â ñûðîé çåìëå
- óòâåðæäåíèå,
à âìåñòå ñ íèì
è ñóæäåíèå, îêàçàëîñü
ëîæíûì.
Èç ÷åãî
ñëåäóåò, ÷òî ñòðîãàÿ
äèçúþíêöèÿ ëîæíà,
êîãäà ñîâïàäàþò
çíà÷åíèÿ èñòèííîñòè
âõîäÿùèõ â íå¸
ïðîñòûõ ñóæäåíèé,
è èñòèííà, êîãäà
îíè ðàçëè÷íû.
ä) Ïåòð ëèáî
åãî ðîäñòâåííèê,
ëèáî êîëëåãà
ïî ðàáîòå.
Äàííîå
ñëîæíîå âûñêàçûâàíèå
èìååò ëîãè÷åñêóþ
ôîðìó ðàçäåëèòåëüíîãî
ñóæäåíèÿ - íåñòðîãîé
(ñëàáîé) äèçúþíêöèåé
(ÀvÂ).
Ñóæäåíèå
«Ïåòð åãî ðîäñòâåííèê»
îáîçíà÷èì áóêâîé
À, ñóæäåíèå «Ïåòð
êîëëåãà ïî ðàáîòå»
îáîçíà÷èì áóêâîé
Â, ñóæäåíèå «Ïåòð
ëèáî åãî ðîäñòâåííèê,
ëèáî êîëëåãà
ïî ðàáîòå» - (ÀvÂ).
 íàøåì ñëó÷àå
ëîãè÷åñêèìè
ñîþçàìè áóäóò
«ëèáî, ëèáî».
Äàííàÿ
ëîãè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü
âûðàæàåòñÿ â
ñëåäóþùåé òàáëèöå:
À
|
Â
|
(ÀvÂ)
|
«Ïåòð åãî ðîäñòâåííèê»
|
«Ïåòð ëèáî åãî
ðîäñòâåííèê,
ëèáî êîëëåãà
ïî ðàáîòå»
|
|
È
|
È
|
Ë
|
|
È
|
Ë
|
È
|
|
Ë
|
È
|
È
|
|
Ë
|
Ë
|
Ë
|
Ðàññìîòðèì
àíàëîãè÷íî ÷åòûðå
êîìáèíàöèè äàííîãî
ñóæäåíèÿ:
) Ïåòð è
åãî ðîäñòâåííèê,
è êîëëåãà ïî ðàáîòå
- ñîþç "ëèáî" íå
îïðàâäàëñÿ, ñóæäåíèå
ëîæíî.
) Ïåòð åãî
ðîäñòâåííèê,
íî íå êîëëåãà
ïî ðàáîòå - îäíî
èç ïðåäïîëîæåíèé
ñòàëî âåðíî, ñóæäåíèå
èñòèííî.
) Ïåòð íå
åãî ðîäñòâåííèê,
íî êîëëåãà ïî
ðàáîòå - òàêæå
âûÿñíèëîñü îäíî
èç äâóõ. Ñóæäåíèå
èñòèííî.
) Ïåòð íå
åãî ðîäñòâåííèê
è íå êîëëåãà ïî
ðàáîòå - ïðåäïîëîæåíèå,
à âìåñòå ñ íèì
è ñóæäåíèå, îêàçàëîñü
ëîæíûì.
Ñëåäîâàòåëüíî,
òîëüêî â äâóõ
âàðèàíòàõ (¹2, ¹3)
áóäåò ïðåäëîæåííîå
íàì ñóæäåíèå
èñòèííî.
Ñïèñîê
èñïîëüçóåìîé
ëèòåðàòóðû:
1. Ãîðñêèé Ä.Ï.,
Èâèí À.À., Íèêèôîðîâ
À.Ë. Êðàòêèé ñëîâàðü
ïî ëîãèêå. Ì., 1991.
. Ãåòìàíîâà
Ä.À. Ëîãèêà. Ì., 1996.
. Ëîãèêà. Ìí.,
1974. Ñáîðíèê óïðàæíåíèé
ïî ëîãèêå. Ìí.,
1990.
. Ôîðìàëüíàÿ
ëîãèêà. Ë. 1977.
. Îëüøåâñêèé
Â.À. Ëîãèêà. Ãîìåëü:
ÁåëÃÓÒ, 1993.
. Àðíî À., Íèêîëü
Ï. Ëîãèêà, èëè èñêóññòâî
ìûñëèòü. Ì.,1991
. Êðàòêèé ñëîâàðü
ïî ëîãèêå. Ì.,1991
. Ñâåòëîâ Â.À.
Ïðàêòè÷åñêàÿ
ëîãèêà. ÑÏá., 1995,
2003.
. ×åëïàíîâ Ã.È.
Ó÷åáíèê ëîãèêè.
Ì., 1994
. Ôîðìàëüíàÿ
ëîãèêà / Ïîä ðåä.
È.ß. ×óïàõèíà
è È.Í. Áðîäñêîãî.
Ë., 1977
Ðàçìåùåíî
íà Allbest.ru