Методы статистического анализа

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,72 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы статистического анализа

Содержание

 

1. Абсолютные и относительные величины

2. Средние величины и их применение в правовой статистике

3. Ряды динамики

4. Статистические методы изучения взаимосвязей

Литература

1. Абсолютные и относительные величины

В результате сводки и группировки статистического материала в руках исследователя оказывается самая разнообразная информация об изучаемых явлениях и процессах. Однако, останавливаться на полученных результатах было бы большой ошибкой, потому что, даже сгруппированные по заданным признакам и отраженные в табличной или графической форме, эти данные пока являются только своего рода иллюстрацией, промежуточным результатом, который должен быть подвергнут анализу - в данном случае, статистическому. Статистический анализ - это представление изучаемого объекта в качестве расчлененной системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих в своем взаимодействии органическое целое.

В результате такого анализа должна быть построена модель изучаемого объекта, причем, поскольку речь идет о статистике, при построении модели должны быть использованы статистические значимые элементы и связи.

Собственно, на выявление таких значимых элементов и связей и направлен статистический анализ.

Абсолютные показатели (величины) - величины суммарные, подсчитанные или взятые из сводных статистических отчетов без всяких преобразований. Абсолютные показатели всегда именные и отражаются в тех единицах измерения, которые были заданы при составлении программы статистического наблюдения (количество возбужденных уголовных дел, количество совершенных преступлений, количество разводов и т.д.).

Абсолютные показатели являются базовыми для любых дальнейших статистических операций, однако сами они для анализа малопригодны. По абсолютным показателям, например, трудно судить об уровне преступности в разных городах или регионах и практически нельзя ответить на вопрос, где преступность выше, а где ниже, так как города или регионы могут существенно различаться численности населения, территории и другим важным параметрам.

Относительные величины в статистике представляют собой обобщающие показатели, которые раскрывают числовую форму соотношения двух сопоставляемых статистических величин. При исчислении относительных величин наиболее часто сравнивают две абсолютные, но можно сопоставлять и средние, и относительные величины, получая новые относительные показатели. Самый простой пример вычисления относительной величины - ответ на вопрос: во сколько раз одно число больше другого?

Приступая к рассмотрению относительных величин, необходимо учитывать следующее. В принципе, сравнивать можно все, что угодно, даже линейные размеры листа бумаги А4 с количеством продукции, выпускаемой Ломоносовским фарфоровым заводом. Однако, такое сравнение ничего нам не даст. Важнейшее условие для плодотворного вычисления относительных величин можно сформулировать следующим образом:

. единицы измерения сравниваемых величин должны быть одними и теми же или вполне сопоставимыми. Числа преступлений, уголовных дел и осужденных - показатели коррелируемые, т.е. взаимосвязанные, но не сопоставимые по единицам измерения. В одном уголовном деле может быть рассмотрено несколько преступлений и осуждена группа лиц; несколько осужденных могут совершить одно преступление и, наоборот, один осужденный - множество деяний. Числа преступлений, дел и осужденных сопоставимы с численностью населения, количеством персонала системы уголовной юстиции, уровнем жизни народа и другими данными одного и того же года. Более того, в течение одного года рассматриваемые показатели вполне сопоставимы и между собой.

. Сопоставляемые данные обязательно должны соответствовать друг другу по времени или территории их получения либо по тому и другому параметрам вместе.

Абсолютная величина, с которой сравниваются другие величины, называется основанием или базой сравнения, а сравниваемый показатель - величиной сравнения. Например, при расчете отношения динамики преступности в России в 2000-2010 гг. данные 2000 г. будут базовыми. Они могут приниматься за единицу (тогда относительная величина будет выражена в форме коэффициента), за 100 (в процентах). В зависимости от размерности сравниваемых величин выбирают наиболее удобную, показательную и наглядную форму выражения относительной величины.

Если сравниваемая величина намного превосходит основание, получаемое отношение лучше выразить в коэффициентах. Например, преступность за определённый период (в годах) увеличилась в 2,6 раза. Выражение в разах в данном случае будет показательнее, чем в процентах. В процентах относительные величины выражаются тогда, когда величина сравнения не сильно отличается от базы.

Относительные величины, применяемые в статистике, в том числе и правовой, бывают разных видов. В правовой статистике применяются следующие виды относительных величин:

.        отношения, характеризующие структуру совокупности, или отношения распределения;

2.      отношения части к целому, или отношения интенсивности;

.        отношения, характеризующие динамику;

.        отношения степени и сравнения.

Относительная величина распределения - это относительная величина, выражаемая в процентах отдельных частей совокупности изученных явлений (преступлений, преступников, гражданских дел, исков, причин, мер предупреждения и т.д.) к их общему итогу, принимаемому за 100%. Это - самый распространенный (и простой) вид относительных данных, применяемых в статистике. Это, например, структура преступности (по видам преступлений), структура судимости (по видам преступлений, по возрасту осужденных) и т.д.

статистический анализ абсолютная величина

Отношение интенсивности (отношение части к целому) - обобщающая относительная величина, которая отражает распространенность определенного признака в наблюдаемой совокупности.

Самый распространенный показатель интенсивности, применяемый в правовой статистике - интенсивности преступности. Интенсивность преступности обычно отражается посредством коэффициента преступности, т.е. числа преступлений на 100 или 10 тыс. жителей.

КП= (П*100000)/Н

где П - абсолютное число учтенных преступлений, Н - абсолютная численность населения.

Обязательное условие, определяющее саму возможность вычисления таких показателей, как было сказано выше - все используемые абсолютные показатели берутся на одной территории и за один промежуток времени.

Отношения, характеризующие динамику, представляют собой обобщающие относительные величины, показывающие изменение во времени тех или иных показателей правовой статистики. За временной интервал обычно принимается год.

За основание (базу), равное 1, или 100%, принимаются сведения об изучаемом признаке определенного года, который был чем-то характерен для изучаемого явления. Данные базового года выполняют роль неподвижной базы, к которой процентируются показатели последующих лет.

Задачи статистического анализа часто требуют ежегодных (или по иным периодам) сопоставлений, когда за базу принимаются данные каждого предыдущего года (месяца или другого периода). Подобная база называется подвижной. Обычно это используется при анализе временных рядов (рядов динамики).

Отношения степени и сравнения позволяют сопоставлять различные показатели в целях выявления, какая величина насколько больше другой, в какой мере одно явление отличается от другого или схоже с ним, что имеется общего и отличительно в наблюдаемых статистических процессах и т.д.

Индекс - это специально созданный относительный показатель сравнения (во времени, пространстве, при сравнении с прогнозом и т.д.), показывающий, во сколько раз уровень изучаемого явления в одних условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Наиболее распространены индексы в экономической статистике, хотя они играют определенную роль и при анализе правовых явлений.

Без индексов не обойтись в случаях, когда необходимо сопоставить несоизмеримые показатели, простое суммирование которых невозможно. Поэтому обычно индексы определяют как числа-показатели для измерения средней динамики совокупности разнородных элементов.

В статистике индексы обычно обозначают буквой I (i). Прописная буква или заглавная - зависит от того, идет ли речь об индивидуальном (частном) индексе или он общем.

Индивидуальные индексы (i) отражают отношение показателя текущего периода к соответствующему показателю сравниваемого периода.

Сводные индексы используются при анализе соотношения сложных социально-экономических явлений и состоят из двух частей: собственно индексируемой величины и соизмерителя ("веса").

 

2. Средние величины и их применение в правовой статистике


Результатом обработки абсолютных и относительных показателей является построение рядов распределения. Ряд распределения - это упорядоченные по качественным или количественным признакам распределения единиц совокупности. Анализ этих рядов лежит в основе любого статистического анализа, каким бы сложным в дальнейшем он не оказался.

Ряд распределения может быть построен на основании качественных или количественных признаков. В первом случае он называется атрибутивным, во втором - вариационным. При этом различия количественного признака называется вариацией, а сам этот признак - вариантой. Именно с вариационными рядами чаще всего приходится иметь дело правовой статистике.

Вариационный ряд всегда состоит из двух колонок (граф). В одной указывается значение количественного признака в порядке возрастания, которые, собственно, и называют вариантами, которые обозначаются x. В другой колонке (графе) указывается число единиц, которые свойственны той или иной варианте. Они называются частотами и обозначаются латинской буквой f.

 

Таблица 2.1

Варианта x

18-20

21-23

24-26

27-29

Частота f

1

5

7

3


Частота проявления того или иного признака очень важна при вычислении других значимых статистических показателей, а именно - средних и показателей вариации.

Вариационные ряды, в свою очередь, могут быть дискретными или интервальными. Дискретные ряды, как следует из названия, построены на основании дискретно варьирующих признаков, а интервальными - на основании непрерывных вариаций. Так, например, распределение правонарушителей по возрасту может быть как дискретным (18, 19,20 лет и т.д.), так и непрерывным (до 18 лет, 18-25 лет, 25-30 лет и т.д.). Причем сами интервальные ряды могут строиться как по дискретному, так и по непрерывному принципу. В первом случае границы смежных интервалов не повторяются; в нашем примере интервалы будут выглядеть так: до 18 лет, 18-25, 26-30, 31-35 и т.д. Такой ряд называется непрерывный дискретный ряд. Интервальный ряд с непрерывной вариацией предполагает совпадение верхней границы предыдущего интервала с нижней границей последующей.

Самый первый показатель, описывающий вариационные ряды - это средние величины. Они играют важную роль в правовой статистике, поскольку только с их помощью можно охарактеризовать совокупности по количественному варьирующему признаку, по которому можно их сравнивать. С помощью средних величин можно сравнивать интересующие нас совокупности юридически значимых явлений по тем или иным количественным признакам и делать из этих сравнений необходимые выводы.

Средние величины отражают самую общую тенденцию (закономерность), присущую всей массе изучаемых явлений. Она проявляется в типичной количественной характеристике, т.е. в средней величине всех имеющихся (варьирующих) показателей.

Статистикой разработано много видов средних величин: средняя арифметическая, геометрическая, кубическая, гармоническая и т.д. Однако в правовой статистике они практически не применяются, поэтому мы будем рассматривать только два вида средние - среднюю арифметическую и среднюю геометрическую.

Самая распространенная и хорошо известная средняя - это средняя арифметическая. Для ее расчета высчитывается сумма показателей и делится на общее число показателей. Например, семья из 4-х человек состоит из родителей возрастом 38 и 40 лет и двоих детей возрастом 7год и 10 лет. Мы суммируем возраст: 38+40+7+10 и полученную сумму 95 делим на 4. Полученный средний возраст семьи - 23,75 года. Или рассчитаем среднемесячную нагрузку следователей, если в отделе из 8 человек за месяц раскрыто 25 дел. Делим 25 на 8 и получаем 3,125 дела в месяц на следователя.

В правовой статистике средняя арифметическая используется при расчете нагрузки сотрудников (следователей, прокуроров, судей и т.д.), расчете абсолютного прироста преступности, расчете выборки и т.д.

Однако в приведенным примере среднемесячная нагрузка на следователя рассчитана неверно. Дело в том, что простая средняя арифметическая не учитывает частоту изучаемого признака. В нашем примере среднемесячная нагрузка на следователя столь же корректна и информативна, как "средняя температура по больнице" из известного анекдота, которая, как известно, комнатная. Для того, чтобы при расчете средней арифметической учитывать частоту проявлений изучаемого признака, используется так средняя арифметическая взвешенная или средняя для дискретных вариационных рядов. (Дискретный вариационный ряд - последовательность изменения признака по дискретным (прерывистым) показателям).

Средняя арифметическая взвешенная (средняя взвешенная) не имеет принципиальных отличий от простой средней арифметической. В ней суммирование одного и того же значения заменено умножением этого значения на его частоту, т.е. в этом случае каждое значение (варианта) взвешивается по частоте встречаемости.

Так, вычисляя по среднюю нагрузку следователей, мы должны умножим число дел на число следователей, который расследовали именно такое количество дел. Обычно такие расчеты удобно представлять в виде таблиц:

 

Таблица 2.2

Число дел (варианта х)

Число следователей (частота f)

Произведение вариант на частоты (хf)

1

9 · 1 = 9

7

1

7 · 1 = 7

4

2

4 · 2 = 8

3

3

3 · 3 = 9

2

1

2 · 1 = 2

= 258= 35




. Вычислим собственно среднюю взвешенную по формуле:

,

где x - число уголовных дел, а f - число следователей.

Таким образом, средняя взвешенная равна не 3,125, а 4,375. Если вдуматься, то так и должно быть: нагрузка на каждого отдельного следователя возрастает за счет того, что один следователь в нашем гипотетическом отделе оказался бездельником - или, наоборот, расследовал особо важное и сложное дело. Но вопрос интерпретации результатов статистического исследования будет рассматриваться в следующей теме. В некоторых случаях, а именно - в случаях сгруппированных частот дискретного распределения - вычисление средней, на первый взгляд, неочевидно. Предположим, нам необходимо вычислить среднюю арифметическую для распределения лиц, осужденных за хулиганство, по возрасту. Распределение выглядит следующим образом:

 

Таблица 2.3

Возраст (варианта х)

Число осужденных (частота f)

Середина интервала

Произведение вариант на частоты (хf)

18-21

12

 (21-18) /2+18=19,5

234

22-25

9

23,5

211,5

26-29

9

27,5

247,5

30-33

2

31,5

63

Сумма

32


756


Далее средняя высчитывается по общему правилу и составляет для данного дискретного ряда 23,6 года. В случае т. н. открытых рядов, то есть в ситуациях, когда крайние интервалы определяются "менее x" или "больше x", величина крайних интервалов задается аналогично другим интервалам.

3. Ряды динамики


Общественные явления, изучаемые статистикой, находятся в постоянном развитии и изменении. Социально-правовые показатели могут быть представлены не только в статической форме, отражающей определенное явление, но и как процесс, происходящий во времени и пространстве, а также в виде взаимодействия исследуемых признаков. Иными словами, динамические ряды показывают развитие признака, т.е. его изменение во времени, пространстве или в зависимости от условий среды.

Данный ряд представляет собой последовательность средних величин в указанные периоды времени (за каждый календарный год).

Для более глубокого изучения общественных явлений и их анализа простого сопоставления уровней ряда динамики недостаточно, необходимо исчислять производные показатели ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, средние темпы роста и прироста, абсолютное содержание одного процента прироста.

Расчет показателей рядов динамики осуществляется на основе сравнения их уровней. При этом возможны два способа сопоставления уровней динамического ряда:

базисные показатели, когда все последующие уровни сравнивают с некоторым начальным, принятым за базу;

цепные показатели, когда каждый последующий уровень ряда динамики сопоставляют с предыдущим.

Абсолютный прирост показывает, на сколько единиц уровень текущего периода больше или меньше уровня базисного или предыдущего периода за конкретный промежуток времени.

Абсолютный прирост (П) исчисляется как разность между сравниваемыми уровнями.

Базисный абсолютный прирост:

Пб = yi - yбаз. (ф.1).

Цепной абсолютный прирост:

Пц = yi - yi-1 (ф.2).

Темп роста (Тр) показывает, во сколько раз (на сколько процентов) уровень текущего периода больше или меньше уровня базисного или предыдущего периода:

Базисный темп роста:

 (ф.3)

Цепной темп роста:

 (ф.4)

Темп прироста (Тпр) показывает, на сколько процентов уровень текущего периода больше или меньше уровня базисного или предыдущего периода, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу.

Темп прироста можно также рассчитать путем вычитания из темпа роста 100%.

Базисный темп прироста:

 или  (ф.5)

Цепной темп прироста:

 или  (ф.6)

Средний темп роста исчисляется по формуле средней геометрической из темпов роста ряда динамики:

 (ф.7)

 - темпы роста для отдельных периодов;

n - число темпов роста.

Подобные задачи с показателем корня больше трех, как правило, решаются при помощи логарифмирования. Из алгебры известно, что логарифм корня равен логарифму подкоренной величины, деленной на показатель корня, и что логарифм произведения нескольких сомножителей равен сумме логарифмов этих сомножителей.

Таким образом, средние темпы роста исчисляются путем извлечения корня n степени из произведений индивидуальных n - цепных темпов роста. Средние темпы прироста представляют собой разность между средним темпом роста и единицей (), или 100%, когда темп роста выражен в процентах:

 или

При отсутствии в динамическом ряду промежуточных уровней средние темпы роста и прироста определяются по следующей формуле:

 (ф.8)

где  - конечный уровень динамического ряда;

 - начальный уровень динамического ряда;

n - число уровней (дат).

Очевидно, что показатели средних темпов роста и прироста, исчисленные по формулам (ф.7 и ф.8), имеют одинаковые числовые значения.

Абсолютное содержание 1% прироста показывает, какое абсолютное значение содержит 1% прироста и исчисляется как отношение абсолютного прироста к темпу прироста.

Абсолютное содержание 1% прироста:

базисные:  (ф.9)

цепные:  (ф.10)

Вычисление и анализ абсолютного значения каждого процента прироста способствуют более глубокому пониманию характера развития исследуемого явления. Данные нашего примера показывают, что, несмотря на колебания темпов роста и прироста за отдельные годы, базисные показатели абсолютного содержания 1% прироста остаются неизменными, в то время как цепные показатели, характеризующие изменения абсолютного значения одного процента прироста в каждом последующем году по сравнению с предыдущим, непрерывно возрастают.

При построении, обработке и анализе рядов динамики часто возникает потребность в определении средних уровней изучаемых явлений за определенные промежутки времени. Средняя хронологическая интервального ряда исчисляется при равных интервалах по формуле средней арифметической простой, при неравных интервалах - по средней арифметической взвешенной:


где  - средний уровень интервального ряда;

 - исходные уровни ряда;

n - число уровней.

Для моментного ряда динамики при условии равенства промежутков времени между датами исчисление среднего уровня производится по формуле средней хронологической:

 (ф.11)

где  - средняя хронологическая величина;

y1,., yn - абсолютный уровень ряда;

n - число абсолютных уровней ряда динамики.

Средняя хронологическая из уровней моментного ряда динамики равняется сумме показателей этого ряда, деленной на число показателей без одного; при этом начальный и конечный уровни должны быть взяты в половинном размере, так как число дат (моментов) обычно бывает на единицу больше, чем число периодов.

В зависимости от содержания и формы представления исходных данных (интервальные или моментные ряды динамики, равные или нет временные интервалы) для вычисления различных социальных показателей, например, среднегодовое количество преступлений и правонарушений (по видам), среднего размера остатков оборотных средств, среднесписочного числа правонарушителей и т.п., используют соответствующие аналитические выражения.

 

4. Статистические методы изучения взаимосвязей


В предыдущих вопросах мы рассматривали, если можно так сказать, анализ "одномерных" распределений - вариационных рядов. Это очень важный, но далеко не единственный вид статистического анализа. Анализ вариационных рядов является основанием для более "продвинутых" видов статистического анализа, в первую очередь - для изучения взаимосвязей. В результате такого исследования вскрываются причинно-следственные отношения между явлениями, что позволяет определить, изменении каких признаков влияет на вариации изучаемых явлений и процессов. При этом признаки, обуславливающие изменение других, называются факторными (факторами), а признаки, изменяющиеся под их воздействием - результативными.

В статистической науке различают два вида связей между различными признаками и их сведениями - функциональную связь (жестко-детерминированную) и статистическую (стохастическую).

Для функциональных связей характерно полное соответствие между изменением факторного признака и изменением результативной величины. Эта взаимосвязь одинаково проявляется у всех единиц любой совокупности. Самый простой пример: повышение температуры отражается на объеме ртути в градуснике. При этом температура окружающей среды выступает в качестве фактора, а объем ртути - в качестве результативного признака.

Функциональные взаимосвязи характерны для явлений, изучаемых такими науками, как химия, физика, механика, в которых есть возможность ставить "чистые" эксперименты, при которых устраняется влияние посторонних факторов. Дело в том, что функциональная связь между двумя возможна только в том случае, если вторая величина (результативный признак) зависит только и исключительно от первой. В общественных явлениях такое наблюдается крайне редко.

Социально-правовые процессы, представляющие собой результат одновременного воздействия большого количества факторов, описываются посредством статистических связей, то есть связей стохастически (случайно) детерминированных, когда разным значениям одной переменной соответствуют разные значения другой переменной.

Наиболее важный (и распространенный) случай стохастической зависимости - корреляционная зависимость. При такой зависимости причина определяет следствие не однозначно, а лишь с определенной долей вероятности. Выявлению таких связей посвящен отдельный вид статистического анализа - корреляционный анализ.

Основная задача корреляционного анализа - на основе строго математических приемов установить количественное выражение зависимости, существующей между исследуемыми признаками. Существует несколько подходов к тому, как именно вычисляется корреляция и, соответственно, несколько видов коэффициентов корреляции: коэффициент сопряженности А.А. Чупрова (для измерения связи между качественными признаками), коэффициент ассоциации К. Пирсона, а также коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла. В общем случае такие коэффициенты показывают, с какой вероятностью проявляются изучаемые взаимосвязи. Соответственно, чем коэффициент выше, тем более выраженной является связь между признаками.

Между изучаемыми факторами может существовать как прямая, так и обратная корреляционная зависимость. Прямая корреляционная зависимость наблюдается в случаях, когда изменению значений фактора соответствуют такие же изменения значения результативного признака, то есть, когда увеличивается значение факторного признака, увеличивается и значение результативного, и наоборот. Например, между криминогенными факторами и преступностью существует прямая корреляционная зависимость (со знаком "+"). Если же увеличение значений одного признака вызывает обратные изменения значений другого, то такая связь называется обратной. Например, чем выше социальный контроль в обществе, тем ниже преступность (связь со знаком "-").

И прямые, и обратные связи могут быть прямолинейными и криволинейными.

Прямолинейные (линейные) связи проявляются тогда, когда с увеличением значений признака-фактора происходит возрастание (прямая) или уменьшение (обратная) величины признака-следствия. Математически такая связь выражается уравнением регрессии: у = а + bх, где у - признак-следствие; а и b - соответствующие коэффициенты связи; х - признак-фактор.

Криволинейные связи носят иной характер. Возрастание величины факторного признака оказывает неравномерное влияние на величину результирующего признака. Вначале эта связь может быть прямой, а затем - обратной. Известный пример - связь преступлений с возрастом правонарушителей. Сначала криминальная активность лиц растет прямо пропорционально увеличению возраста правонарушителей (приблизительно до 30 лет), а затем с увеличением возраста преступная активность снижается. Причем вершина кривой распределения правонарушителей по возрасту сдвинута от средней влево (к более молодому возрасту) и является асимметричной.

Корреляционные прямолинейные связи могут быть однофакторными, когда исследуется связь между одним признаком-фактором и одним признаком-следствием (парная корреляция). Они могут быть и многофакторными, когда исследуется влияние многих взаимодействующих между собой признаков-факторов на признак-следствие (множественная корреляция).

Но, какой бы из коэффициентов корреляции не использовался, какая бы корреляция не исследовалась, установить связь между признаками, исходя только из статистических показателей, невозможно. Первоначальный анализ показателей - это всегда анализ качественный, в ходе которого изучается и уясняется социально-правовая природа явления. При этом используются те научные методы и подходы, которые характерны для отрасли науки, изучающей данное явление (социологии, права, психологии и т.д.). Затем анализ группировок и средних величин позволяет выдвинуть гипотезы, построить модели, определить тип связи и зависимости. Только после этого определяется количественная характеристика зависимости - собственно, коэффициент корреляции.

Литература


1.       Аванесов Г.А. Основы криминологического прогнозирования. Учебное пособие. М.: ВШ МВД СССР, 1970.

2.      Аврутин К.Е., Гилинский Я.И. Криминологический анализ преступности в регионе: методология, методика, техника. Л., 1991.

3.       Адамов Е. и др. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 2008.

4.      Балакина Н.Н. Статистика: Учеб. - метод. комплекс. Хабаровск: ИВЭСЭП, филиал в г. Хабаровске, 2008.

5.       Блувштейн Ю.Д., Волков Г.И. Динамические ряды преступности: Учебное пособие. Минск, 1984.

6.       Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTICA - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Информационно-издательский дом "Филинъ”, 1997.

7.       Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 1990.

8.       Вопросы статистики // Ежемесячный научно-информационный журнал Госкомстата РФ.М., 2002-2009 гг.

9.      Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

.        Добрынина Н.В., Нименья И.Н. Статистика: Учеб. - метод. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

.        Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник для вузов / Под ред.И. И. Елисеевой.4-е изд. М.: Финансы и статистика, 1999.

12.     Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995.

.         Еремина Т., Матятина В., Плущевская Ю. Проблемы развития секторов российской экономики // Вопросы экономики. 2009. № 7.

14.    Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2009.

15.     Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998.

.         Кириллов Л.А. Криминологическое изучение и предупреждение преступности органами внутренних дел М., 1992.

17.     Косоплечев Н.П., Методы криминологического исследования. М., 1984.

18.     Ли Д.А. Преступность в России: системный анализ. М., 1997.

19.     Ли Д.А. Уголовно-статистический учет: структурно-функциональные закономерности. М.: Информационно-издательское агентство "Русский мир”, 1998.

.         Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.

21.    Нестеров Л.И. Новые веяния в статистике национального богатства // Вопросы статистики. 2008. № 11.

.        Петрова Е.В. и др. Практикум по статистике транспорта: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2008.

.        Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспект законности и борьбы с нею. М., 1995.

24.    Преступность, статистика, закон // Под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1997.

25.     Ростов К.Т. Преступность в регионах России (социально-криминологический анализ). СПб.: СПб академия МВД России, 1998.

26.     Руководство для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и заполнения переписных документов. М.: ПИК "Офсет", 2003.

.         Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. М.: Юристъ, 1999.

.         Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов. М.: Гарданика Юрист, 2008.

29.    Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. М.: Дело и Сервис, 2008.

31.    Социальная статистика: Учебник для вузов // Под ред. И.И. Елисеевой. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2009.

Похожие работы на - Методы статистического анализа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!