История развития с. Сростки
Первое упоминание о селе Сростки найдено в документах середины XVIII столетия. Из рапорта полковника де Гаррига от 26 сентября 1753 года:
сентября крестьянин Бийской крепости Иван Казанцев объявил данный ему от Кузнецкой воеводской канцелярии указ об отдаче ему на откуп рыбных промыслов вверх по Катуни реке с нижнего устья Шульгинской протоки до Сросток.
Предположительно, тогда на месте нынешнего села было что-то вроде заимки, где велись рыбные и звериные промыслы.
Существует несколько версий - откуда пошло нынешнее название села. По одной из них, на Бикете в землянке жил беглый каторжанин Сростин, здесь он и похоронен на первом сельском кладбище. По другой версии, гора Бикет раньше была заодно с Монаховой горой, что за Катунью, но потом их разделила река.
Нельзя не вспомнить о том, что Катунь вверх и вниз по течению, перед и за селом, распадается на множество рукавов и протоков и только напротив Баклани, река на миг «срастается» в единое русло. По этой версии еще до образования села место это имело название Сростки.
Сростки - село, расположенное на Чуйском тракте, в 35 км от г. Бийска, второго (после Барнаула) по величине города Алтая. В настоящее время село Сростки является центром Сростинского сельского поселения, в которое входят также поселки Образцовка и Предгорный, и известно, в основном, как родина выдающегося писателя, кинорежиссера и актера Василия Макаровича Шукшина.
В Сростках работает Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, с 1976 проводятся ежегодные Шукшинские чтения - дни памяти нашего земляка, праздники с обширной культурной программой, привлекающие тысячи гостей со всех регионов России и из-за рубежа. Расположено село на берегу р. Катунь у подножия горы Пикет (местное название - Бикет, но употребляется оно теперь лишь старожилами).
Интересны Сростки и с археологической точки зрения: здесь обнаружена стоянка позднего палеолита, оставленная древними охотниками, жившими более 10 тысяч лет тому назад, найдены памятники конца 1-го и начала 2-го тысячелетий нашей эры - памятники так называемой Сростинской культуры.
Сегодня Сростки - один из узловых центров многих туристических маршрутов, пролегающих по территории Алтайского края и республики Алтай, место паломничества самодеятельных автомобильных туристов и просто отдыхающих - любителей природы Горного Алтая.
Привлекают Сростки и любителей авторских песен, ежегодные фестивали которых под названием «Сростки» проводятся в окрестностях села.
История Сросток и связанных с ним названий приведены во многих публикациях, взаимно дополняющих друг друга в некоторых подробностях, но совпадающих по основным моментам. Есть интересные подробности о Сростках на сайте «Мир приключений и путешествий», а также на сайте Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина.
.2 Образование музея
Формирование музейной коллекции началось с первых дней работы музея (филиала Алтайского краевого краеведческого музея).
В1976 года в школе работал школьный музей В.М. Шукшина (рукодитель Ядыкина Н.А.), в том же году состоялись первые Шукшинские чтения, которые с каждым годом набирали мощь и размах, увеличивая широту географии адресов участников и гостей.
Основу музейной коллекции составили передачи из музея В.М. Шукшина при Бийском педагогическом институте, из школьного музея, а также дары матери, Марии Сергеевны.
Первыми экспонатами музея стали: актерский реквизит к фильму "Калина красная" (присланный с киностудии "Мосфильм", передала из школьного музея Н.А. Ядыкина), прижизненные книги и публикации В.М. Шукшина и литература о нем (передала Д.И. Фалеева), литературные сценарии "Печки-лавочки", "Живет такой парень", программы спектаклей, личные вещи В.М. Шукшина, переданные матерью Марией Сергеевной.
Книги, документы, афиши и программы спектаклей поступали в музей из разных уголков страны. Из Москвы, от семьи В.М. Шукшина были переданы издания Василия Макаровича на иностранных языках, личные вещи, рукопись рассказа "Гена-пройдисвет", другие материалы. Изучение родословной В.М. Шукшина, истории села Сростки положило начало формированию фонда по Истории села (в настоящее время насчитывает более 2-х тысяч единиц хранения).
С первых лет формируется и коллекция предметов изобразительного искусства, посвященных личности и творчеству В.М. Шукшина (более 300 единиц). Первоначально - дары художников края, Г.П. Захарова и других во время Шукшинских чтений. В коллекции представлены работы Елены Романовой, Ивана Попова, Илзе Рудзите, Николая Барченкова, Ипполита Новодережкина, Александра Дерявского, Владимира Раменского, Алексея Малышева и других.
В выставочном зале (бывшем спортивном и актовом) экспонируются работы художников, тематически связанные с творчеством В.М. Шукшина.
В 1991 году музей обрел самостоятельность и стал Государственным музеем-заповедником В.М. Шукшина.
С 1999 года имеет статус Всероссийского и называется Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина.
С 2002 года функционирует третье здание музейного комплекса - дом, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина (1940-1957). Построен дом в 1908 году И.В. Пономаревым. В 1940 году половину дома приобрел П.Н. Куксин, отчим В.М. Шукшина. В мемориальной половине дома, где М.С. Куксина с детьми прожила до 1957 года, до декабря 2003 года размещалась выставка «Далекие зимние вечера». На выставке посетителям были представлены мемориальные вещи, фотографии, фрагменты писем. С декабря 2003 года здание в течении года было закрыто на реставрацию.
В ноябре 2008 года начались работы над строительством нового административного здания музея с фондохранилищем, которое было законсервировано с 2004 года.
Первая музейная экспозиция создавалась в Доме матери в 1978 году, преобладали мемориальные вещи, ее существенным недостатком было неполное отражение творческого наследия писателя и режиссера В. М. Шукшина.
В 1979 году сотрудниками Государственного литературного музея была разработана научная концепция новой экспозиции. В этом же году строится новая, более совершенная экспозиция. В спальне Василия Макаровича, на кухне и частично в спальне матери сохраняется мемориальная обстановка, здесь же представлен материал о детских и юношеских годах, начале творческого пути. Созданная экспозиция помогала узнать и лучше понять истоки таланта В. М. Шукшина, глубже соприкоснуться через вещи, обстановку материнского дома с внутренним миром художника. Если хорошо знать людей села, его историю, то можно еще раз убедиться, что творческую силу писателю дала родная земля. Сколько сокровенных, щемящих сердце слов он написал о своей родине.
"Мое ли это - моя родина, где родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда становится трудно и горько". (В. Шукшин)
С годами изучение жизни и творчества писателя, выявление ранее неизвестных документов и материалов, пополнение музейных фондов приводило к дополнениям экспозиции.
В 1986 году после ремонтно - реставрационных работ в доме, сотрудниками музея была создана новая экспозиция. Расположение музея в мемориальном доме обязывало расширить ее мемориальную часть - восстанавливается спальня Марии Сергеевны. Учитывая огромные познавательные интересы посетителей, совершенствуется литературно-художественный раздел. Важную роль в новой концепции играла биография В.М. Шукшина, поскольку в ней отражаются развитие личности и отношение писателя к действительности, к ее проблемам, а биографические связи способствуют углубленному изучению творчества. Экспозиция просуществовала до 1989 года. В связи с 60-летием со дня рождения В.М. Шукшина музей получил отреставрированное здание бывшей Сростинской школы, где разместились фондохранилище и служебные помещения. В экспозиционной части здания- бывших классах- началось строительство историко-литературной экспозиции о жизни и творчестве писателя и режиссера. В доме матери была полностью восстановлена мемориальная обстановка на период начала 70-х годов прошлого века. Основной задачей стал показ духовного мира простой русской женщины, труженицы, матери, ее мудрости, понимания искусства и способности к нему. Ведь эти необыкновенные задатки она передала своему сыну.
"Редкого терпения люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но, то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле столько вынести. Не надо". (В. Шукшин)
В ноябре 2008 года были начаты работы над строительством административного здания музея с фондохранилищем, законсервированном с 2004 года.
Здание, расположенное на усадьбе музея, одноэтажное, имеет цокольный этаж.
Работы выполняет строительная фирма «Сэлф» из г. Барнаула.
Объект был сдан 1 июня 2009 года.
Сотрудники музея с нетерпением ждали этого дня, чтобы переехать в просторные кабинеты из здания-памятника «Школа, где учился и работал В.М. Шукшин», где за счет освободившихся площадей будет дополнена экспозиция «Жизнь и творчество В.М. Шукшина».
Долгожданное нами новое здание музея-заповедника позволило упорядочить и более качественно, на новом уровне, организовать хранение фондовых музейных предметов, расширить экспозиции в здании старой школы (главном здании музея). Здесь, в конференцзале проходят наши собрания, презентации и другие массовые мероприятия, работает небольшая выставка картин Ивана Петровича Попова. Здесь находится наша бухгалтерия и административно-технические службы.
Торжественное открытие нового фондохранилища состоялось 26 июля 2009 года на празднике «Шукшинские Дни на Алтае». <#"justify">Глава 2. Перспективы развития ВММЗ им. В.М. Шукшина
шукшин мемориальный музей
2.1 Функции мемориального музея
Основные цели и задачи музея:
·социализация и воспитание творческой личности учеников средствами музея;
·историко-патриотическое воспитание; воспитание чувства гражданского долга; расширение кругозора; профориентация.
Задачи:
·формирование, обеспечение сохранности и рационального использования музейного фонда;
·формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
·воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
·проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения, организация экскурсионной работы.
Основными функциями музея мемориального профиля являются:
1.собирание, сохранение, издание материалов, связанных с жизнью и деятельностью увековечиваемой личности;
2.осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, образованию и просвещению населения Ульяновской области и иногородних посетителей на примере жизни и деятельности данной персоналии;
.организация научно-просветительной, научно-собирательской, научно-экспозиционной, методической, информационный и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
.всестороннее развитие личности посетителя, воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой родине, формирование его гражданской позиции.
Концепция экспозиции представляет собой самый общий, принципиальный, взгляд на экспозицию будущего музея и формы работы музея с населением. Формулируя концепцию, создатели музея решают, какими экспозиционными способами будут достигнуты поставленные задачи, исходя из специфики музейного языка - изложение темы посредством вещевого материала.
Опираясь на наличествующую коллекцию и руководствуясь поставленными задачами разрабатывается структура экспозиции.
Общая структура экспозиции мемориального музея:
Разделы:
.Основные этапы жизни и деятельности
Темы:
·Детство и отрочество: родители, социальное происхождение, облик родного населённого пункта
·Юность (условия и люди, оказавшие наибольшее влияние на формирование личности; образование)
·Зрелость (основные достижения в деятельности; влияние личности на процессы, происходящие в стране, крае)
Наиболее ценными экспонатами мемориального музея являются личные вещи мемориализируемого персонажа (в том числе фото, документы, награды, знаки отличия, предметы личного пользования).
Роль личности в той или иной сфере деятельности и подтверждение её признания в стране и в мире лучше всего подтвердить авторскими публикациями, документами об участии лица в различных общественных и культурных акциях, отражение его свершений в средствах массовой информации.
Одной из подтем увековечивания памяти того или иного персонажа может быть продолжение его деятельности последователями и учениками, а также установление в его честь памятников, наименование улиц, населенных пунктов, учреждений, проведение Дней памяти и т.д.
Введение той или иной темы в структуру экспозиции и полнота её раскрытия напрямую зависят от имеющейся в распоряжении экспозиционера музейной коллекции. Недостающие материалы пополняются в ходе собирательской работы. В случае отсутствия возможности сбора подлинных материалов экспозиционер должен прибегнуть к приёмам реконструкции того или иного предмета (создание макетов, муляжей, изготовление «новоделов» (предметов быта, одежды, орудий труда и проч.) на строгой документальной основе).
Независимо от принципов, которые будут положены в основу комплектования коллекции, общими критериями для всех типов источников будут:
1.информативность (свойство предмета отражать какой-то факт, событие в историческом процессе, т.е. давать информацию, быть источником знаний);
2.репрезентативность (предполагает хорошую сохранность предмета),
.экспрессивность (способность предмета вызывать эмоции).
Для успешного осуществления комплектования фондов музея необходимо иметь перспективный и годовой план работы, который разрабатывается по определенной форме и для каждой темы в отдельности.
.2 Перспективы развития музея В.М. Шукшина
В основу концепции развития ВММЗ В.М. Шукшина положены федеральные документы по вопросам музейной деятельности, государственной политики развития культуры, внутримузейные положения и инструкции: «Об утверждении временных границ зон охраны памятников истории и культуры с. Сростки».
Главной целью концепции является определение направлений деятельности музея по сохранению, восстановлению, изучению и популяризации историко-культурного и природного комплекса в с. Сростки, связанного с жизнью и творчеством В.М. Шукшина в современных условиях.
Основными задачами музея-заповедника являются сохранение и рациональное использование историко-культурного и природного наследия:
-выявление, изучение, реставрация, популяризация, охрана и использование историко-культурных и природных объектов в границах территорий музея-заповедника и его зон охраны, включающих:
Дом матери В.М. Шукшина (здание музея) пер. Кривой, 34
Бывшая Сростинская школа (главное здание музея), ул. Советская, 86
Дом, где прошли детские и юношеские год В.М. Шукшина, ул. Бр.
Ореховых, 80 (пер. Набережный, 6).
Место, где стоял дом, в котором 25.07.29 родился В.М. Шукшин, ул. Советская, 115
Место, где стояла усадьба деда В.М. Шукшина по линии матери - С.Ф. Попова, ул. Советская, 100
Место, где стояла усадьба деда В.М. Шукшина по линии отца - Л.П. Шукшина, ул. Советская, 88
Зоны охраняемого ландшафта - г. Пикет, правый берег реки Катуни, «Камушки», «Баклань» (старая часть села), Поповский остров.
Музеефикация недвижимых памятников и исторических ландшафтных комплексов. Подготовка учетной документации (паспортов) на памятники истории, культуры и природы, их инвентаризация. Организация их использования в музейных и иных социально-культурных целях;
Выявление, изучение, хранение, комплектование, публикация музейных предметов и коллекций;
-Организация научно-исследовательской, просветительской работы и экскурсионно-туристической деятельности;
- Подготовка и реализация культурных программ и акций (краевых, региональных, общероссийских, международных);
Организация и осуществление хозяйственной и творческо-производственной деятельности, привлечение для выполнения уставных целей музея-заповедника внебюджетных средств;
Возрождение некоторых элементов хозяйственного механизма, традиционного для русской усадьбы 30-40 -х годов XX века;
Совершенствование рекламно-информационной деятельности музея-заповедника;
-Содействие сохранению исторических топонимов, обычаев, обрядов, праздников и других форм социально-культурной жизни;
- Информатизация основных направлений в работе.
В основу концепции положены следующие принципы:
.Принцип исторической достоверности (возможно использование исторических аналогов).
.Принцип мемориальности.
.Принцип диахронии или хронологический (возможно при соблюдении исторической достоверности и сохранение исторически ценных наслоений более позднего времени).
Научно - просветительная деятельность
В настоящее время научно-просветительная деятельность музея-заповедника В.М. Шукшина основывается на традиционных формах и методах музейной работы (экскурсии, консультации, лекции, беседы, концерты, литературно-художественные программы, литературные праздники,. вечера и т.д.).
За время существования музея сложились и традиционные программы: Шукшинские Дни, проводимые ежегодно в день рождения В.М. Шукшина; писательские встречи на родине В.М. Шукшина, посвященные Дню памяти В.М. Шукшина; Дни памяти матери В.М. Шукшина М.С. Куксиной; День памяти жертв политических репрессий, фестиваль детского литературного творчества, посвященный дню рождения А.С. Пушкина. Для детей в помощь образовательному процессу с использованием регионального компонента работают программы «История культуры Алтая» (9-11 кл.), «Музей - детям» (6-14 лет).
Программа развития.
Расширение тематики лекториев, бесед за счет разработки новых тем, связанных с жизнью и творчеством В.М. Шукшина и творческих людей его круга.
.Расширение тематики бесед об укладе и быте жителей с. Сростки.
.Создание видеопрограмм, посвященных жизни и творчеству В.М. Шукшина, деятельности ВММЗШ. и истории села Сростки.,
.Внедрение новых форм работы со школьниками разных возрастных категорий.
.-Организация работы студий и кружков эстетического, краеведческого воспитания, клубов любителей истории, литературы, кино и др.
.Создание игротеки (викторин, кроссвордов и т.д.) на музейные темы.
.Разработка для отечественных и зарубежных туристов: тематических экскурсий, обзорной экскурсии в связи с реэкспозицией;
.Разработка экскурсионных маршрутов по музею-заповеднику В.М. Шукшина включающих в себя не только мемориальные усадьбы, но и зоны отдыха (пикник, кафе и т.д.);туристических маршрутов из Сросток в республику Алтай, в те места, где В.М. Шукшин снимал художественные фильмы «Живет такой парень», «Ваш сын и брат»; экскурсионно-туристического маршрута Бийск - Сростки, связанного с жизнью, творчеством и увековечением памяти В.М. Шукшина.
Экспозиционно-выставочная деятельность.
В настоящее время планируется поэтапная музеефикация Дома, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина. На сегодняшний день оказалось возможным реализовать лишь временную выставку «Далекие зимние вечера», что не в полной мере отвечает потребностям посетителей музея в получении знаний о жизни крестьян Сибири и села Сростки в первой половине XX века и сростинском периоде жизни В.М. Шукшина.
Условия и пути решения проблем экспозиционно-выставочной деятельности:
.Музеефикация Дома, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина на период 40-50 -х годов ХХ века;
.Строительство административного здания с фондохранилищем, что позволит увеличить экспозиционные и выставочные площади.
.Доукомплектование музейного фонда по новым темам экспозиции
.Реализация задач развития экспозиционно-выставочной деятельности требует планомерного выполнения работ по строительству административного здания для музея-заповедника и принятия мер по увеличению финансирования для осуществления музеефикации Дома, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина.
Заключение
Василия Макаровича по праву можно назвать «самородком» земли алтайской. Он подобен драгоценному камню, который привлек к себе людей своим природным дарованием.
На родине, в Сростках, открыт музей Шукшина, проходят литературные чтения. Наш долг - продолжать эти хорошие дела, собирать и бережно охранять все то немногое, - а в то же время бесконечно большое, - что для нас навсегда связано с именем Шукшина, с созданными его образами. На горе Пикет собираются писатели, актеры, тысячи почитателей таланта Василия Макаровича, они приезжают сюда со всех концов страны, чтобы поклониться памяти человека и той земле, которая его вырастила.
В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнеее включаются памятники археологии, науки и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.
В заключении можно сказать, что музеи играют немаловажную роль в социокультурной жизни общества. Музеи принадлежат к трансляционной сфере культуры, функция которой - передача культуры в форме информации от поколения к поколению, от человека к человеку, группе, обществу. Одна из главных задач музеев - документирование, выявление музейных объектов, которые могут служить своеобразным документом, свидетельством, удостоверяющим реальность и выступающим таким образом носителем исторической памяти. Коммуникационные возможности музеев связаны с их способностью передавать информацию с помощью реальных предметов, они позволяют произвести ценностное осмысление природы, истории и культуры, ориентироваться в историческом и культурном процессе, поэтому музей можно с полным основанием считать уникальным и значимым социокультурным явлением.
Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся. Специалистов-музееведов готовят на исторических факультетах, в научных центрах и на специальных кафедрах. Во многих странах при министерствах и департаментах культуры действуют комитеты и отделы, ведающие сохранностью памятников культуры и развитием музейного дела.
Постоянно растущая в мире сеть музеев сейчас насчитывает свыше 13 тыс. учреждений. Больше всего музеев в США - около 2000, в Италии - примерно 1500, во Франции, Германии и России - свыше 1000, в Великобритании - около1000. Развивающиеся страны Азии и Африки активно создают национальную музейную сеть, призванную содействовать развитию национального самосознания и охране культурно-исторических ценностей. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ), в который входят национальные комитеты музеев, в том числе российский комитет.
Как было показано в дипломной работе, развитие музейного дела в РСФСР, а также в странах с тоталитарными режимами и либерально-демократических странах имело свои специфические особенности и свой собственный путь.
Исторически правомерно утверждать, что важнейшей спецификой советского периода истории России было господство политического и идеологического факторов в государственном строительстве, экономике и духовной жизни. Доктрина большевизма, используя историческую традицию, предопределила реализацию такого господства в тоталитарной форме. Признание указанной зависимости как общезначимого явления подкреплялось убеждением, что российский исторический процесс обладает особыми свойствами. В основе представлений историков о специфике этого процесса лежало положение о том, что в отличие от западноевропейского развития, которое шло "снизу вверх", в России наоборот оно направлялось от государства к экономике, социальным отношениям, культуре. А отсюда следовало, что понять причины и характер перемен в любой сфере общественной жизни, а в нашем конкретном случае в музейном деле, можно лишь при учете особой роли государства, т.е. политики.
На протяжении почти всего ХХ в. культура в нашей стране была встроена в систему государственной политики. Важнейшими направлениями ее были повышение культурного и образовательного уровня населения, но также и его идеологизация. Это обеспечивало целенаправленность политики в области музейного дела и определяло систему управления государственными музеями страны.
Данная система базировалась на государственном планировании развития культуры, централизованном финансировании, в том числе музейной отрасли, и была ориентирована на вертикальное управление. Она определяла взаимные обязательства музеев и органов власти, правовое положение музеев, взаимоотношение государственных музеев всех уровней, независимо от профиля и юридической подчиненности.
На рубеже 90-х гг. большие надежды возлагались на общественные организации, способные в определенной степени поддержать государство в конкретном проведении музейной политики. Однако надежды на то, что гражданское общество, только начавшее формироваться, найдет средства и возможности для развития культуры, оказались тщетными.
В период начала демократических реформ основными приоритетами культурной политики государства стали сохранение исторического и культурного наследия народов России, обеспечение доступа граждан к его использованию в непредвзятом виде и развитие национальных культур народов России (концепция развития культуры до 1999 г.). В соответствии с этой концепцией были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.) и затем Закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (1996 г.). Согласно этим документам Музейный фонд Российской Федерации определен как неотъемлемая часть культурного наследия народов нашей страны.
В Законе 1996 г. Музейный фонд Российской Федерации был разделен по видам собственности: государственная, муниципальная и частная с самостоятельным управлением каждой из этих частей. Однако механизм взаимодействия центральных и местных органов до сих пор до конца не проработан. Основное внимание Министерство культуры РФ сконцентрировало на сохранении, поддержке и государственном контроле над Музейным фондом страны, обеспечении деятельности музеев федерального подчинения, методическом обеспечении деятельности музеев, находящихся в подчинении органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также иных негосударственных музеев.
Основным средством осуществления долгосрочной государственной политики в области музейного дела стало финансирование целевых программ с долевым участием субъектов федерации, которые были заложены в концепции развития культуры. Трудное финансовое положение всей отрасли культуры, и в том числе музеев, приводит к тому, что целевые программы развития музейного дела в стране не выполняются или выполняются слишком медленно. В том числе программы по безопасности музеев и ремонтно-реставрационным работам, по централизованному пополнению государственной части Музейного фонда, программы стажирования, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.
Сегодня музеи столкнулись со следующими негативными моментами:
отсутствием твердой правовой защищенности их коллекций и имущества;
совершенно недостаточным государственным финансированием при незначительном объеме других источников доходов;
информационной изоляцией;
слабым методическим обеспечением основных видов деятельности музеев;
не разработанностью важнейших нормативных документов, регулирующих учет и сохранность музейных коллекций, даже само вхождение этих коллекций в государственный музейный фонд.
Все это приводит к тому, что музеи поставлены в почти полную административную и финансовую зависимость от местной власти. Более того, заметно вмешательство этих властей в область профессиональной компетенции музейных работников. Местные власти часто не способствуют деятельности музеев в направлении интеграции общественного сознания населения в соответствии с общероссийской культурной традицией. Музеям не хватает средств на содержание зданий, на пополнение и охрану своих фондовых коллекций, на информационное обеспечение, на развитие научной деятельности, на приобретение оборудования, повышение квалификации кадров и пр. Музейные работники месяцами не получают зарплату. В поисках средств музеи вынуждены обращаться к различным фондам и спонсорам. Как известно, спонсоров в нашей стране еще недостаточно, среди фондов наиболее активны иностранные. Однако они направляют свои усилия не на сохранение российской культурной традиции, а толкают музеи к коммерциализации и массовой культуре.
В стремлении выжить музеи идут разными путями: одни - уступают давлению обстоятельств и вступают на путь превращения в сугубо элитарные учреждения, вся работа которых направлена на обслуживание достаточно узкого круга хорошо образованных и обеспеченных людей; часть музеев становится типичными культурными центрами, используя свои помещения как платную площадку для мероприятий различных организаций на долгосрочной или одноразовой основе и полностью отделяя свою профессиональную деятельность от деятельности этих организаций; и наконец, большинство музеев стремиться расширить контакты со всеми категориями населения, сохраняя музейную специфику. Об этом свидетельствуют выступления сотрудников местных историко-краеведческих музеев на ежегодных региональных конференциях, организуемых Государственным центральным музеем современной истории России.
В этом направлении музеи приобрели некоторый опыт. Однако перед ними стоят достаточно сложные проблемы, от решения которых зависит их будущее. Ряд из них музеи решают самостоятельно и совместно с администрацией и общественностью своего региона, но многие могут быть решены только на уровне государства в целом. Это предполагает и повышение управленческой роли Министерства культуры РФ как государственного руководящего органа отраслью культуры, а также повышение внимания местных органов управления культуры к деятельности музеев и их проблемам.
Каким будет музей в новом веке? Где его место в новом социокультурном контексте? В контексте, обусловленном победой информационных технологий и экологическими катастрофами, глобальными сдвигами в общественном сознании и утерей традиционных культурных ценностей? В поисках ответов на эти вопросы следует опираться на историю музейного дела России, достижения и провалы музейной теории и практики прошедшего времени, чему и была посвящена данная дипломная работа.
Литература
1. Вопросы деятельности литературных музеев-заповедников. М., 1981 г.
3.Гришаев В. Шукшин. Сростки. Пикет. Барнаул, Алтайское книжное изд-во, 1994 г.
4.Коробов В. Василий Шукшин. М:, Молодая гвардия 2009 г.
.Коробов В. Шукшин. Жизнь замечательных людей. М., Молодая гвардия, 1999 г.
.Левашова О.Г. В.М. и традиции русской литературы ХIХв. Монография. АлтГУ, Барнаул, 2001г.
.Материалы из фондов музея В.М. Шукшина. /публикации, письма, воспоминания родственников, друзей, земляков/.
.Материалы работы отдела учета и хранения /статотчет, отчет за 2005 г./
.На родине. Музейный сборник. 1998 г.
.Он похож на свою родину. Сборник. Земляки о Шукшине. Барнаул, 1989.
.Сигов В. «Русская идея В.М. Шукшина» М:, интелект-центр 1999г.
.Стопченко Н.И. «Василий Шукшин в зарубежной культуре», Ростов - на - Дону: изд. Рост. Ун-та., 2001 - с.
.Шукшин В. Вопросы самому себе.М., Молодая гвардия, 1981 г.
.Шукшин В. Надеюсь и верую. М., Воскресенье, 1999 г.
.Шукшин В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Москва, издательство «Надежда», 1999 г.
.Шукшинский вестник. Выпуск I. Сростки, 2005.
Приложение
июля 1929 - Pодился в селе Сростки Бийского района Алтайского края.
- Окончил сельскую семилетнюю школу в Сростках. Поступил в Бийский автомобильный техникум. Техникум не закончил.
- Принят в колхоз в селе Сростки.
- Покидает родное село.
«Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стеклышко ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село… села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть… на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел.» (Шукшин В. Вопросы самому себе. М., «Молодая гвардия», 1981, с. 28.)
-1948, май-январь - Поступил на работу в трест Союзпроммеханизация (Москонтора) и был направлен в г. Калугу на турбинный завод. Здесь работал слесарем-такелажником.
, январь-апрель - От той же организации направлен в г. Владимир, где работал на тракторном заводе. «В 1948 г. … я… был направлен учиться в авиационное училище в Тамбовской области. Все мои документы… повез сам. И потерял их дорогой. В училище явиться не посмел и во Владимир тоже не вернулся - там, в военкомате, были добрые люди, и мне было больно огорчить их, что я такая «шляпа». Вообще за свою жизнь встречал ужасно много добрых людей. И еще раз, из-под Москвы, посылали меня в военное училище, в автомобильное, в Рязань. Тут провалился на экзаменах. По математике». (Шукшин В. Вопросы…, с. 97.)
-1949, апрель-август - Слесарь, разнорабочий Головного ремонтно-восстановительного поезда № 5. На станции Щербинка Московско-Курской железной дороги Шукшин участвует в строительстве электростанции, на станции Голицыно Белорусской железной дороги - в строительстве железнодорожного моста.
, 29 октября - Ленинским райвоенкоматом Московской области призван на срочную службу в Военно-Морской Флот СССР. Начал служить на Балтийском флоте.
-1952 - Шукшин переведен с Балтийсткого флота на Черноморский. Воинское звание - старший матрос, военная специальность - радист особого назначения. Во время службы посещал Севастопольскую морскую библиотеку.
, январь - Решением медицинской комиссии Главного военно-морского госпиталя Черноморского флота (в Севастополе) досрочно демобилизован с язвенной болезнью желудка. Вернулся в село Сростки.
Весной - сдал экзамены на аттестат зрелости экстерном в сросткинской средней школе № 32. «Во все времена много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамен на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом - аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал.» (Шукшин В. Вопросы…, с. 97.)
-1954, октябрь-июнь - Преподает русский язык, литературу, историю в Сросткинской школе сельской молодежи, одновременно - директор школы.
«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье». (Шукшин В. Вопросы…, с. 45.)
, июнь - Уезжает в Москву, сдает вступительные экзамены во Всероссийский институт кинематографии.
-1960 - Учеба во ВГИКе.
- В. Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора».
, август - В журнале «Смена», № 15 напечатан рассказ «Двое на телеге» - первая публикация В. Шукшина в центральной печати.
- В издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга «Сельские жители».
г. - В. Шукшин - режиссер киностудии имени М. Горького. Снимает по своему сценарию первый фильм «Живет такой парень».
- Вышел фильм В. Шукшина «Ваш сын и брат».
, ноябрь - Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Декабрь - В. Шукшин удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых за фильм «Ваш сын и брат».
- В издательстве «Советский писатель» вышел сборник «Там, вдали».
-1969 - В. Шукшин снимает по своему сценарию фильм «Странные люди».
- За заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- За исполнение роли инженера Черных в фильме С. Герасимова «У озера» удостоен Государственной премии СССР.
- Вышел фильм В. Шукшина «Печки-лавочки».
- В издательстве «Современник» вышел сборник рассказов «Характеры».
, январь - Вышел фильм «Калина красная»; в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Беседы при ясной луне».
Конец мая На Дону начались съемки фильма С. Бондарчука «Они сражались за родину», куда Шукшин приглашен на роль Петра Лопахина.
Июнь В издательстве «Советский писатель» сдан в набор роман «Я пришел дать вам волю».
октября Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съемок фильма «Они сражались за родину», на теплоходе «Дунай». (Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.)