История архитектуры Барнаула

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,54 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История архитектуры Барнаула

История основания города Барнаула

Своим возникновением город Барнаул обязан уральскому промышленнику Акинфию Демидову, который в феврале 1726 года получил указ бергколлегии, разрешающий заводчику добычу медной руды и строительство заводов.Официальной датой основания Барнаула считают 1730 год.

C самого своего основания Барнаул застраивался по единому «регулярному» плану: параллельно-перпендикулярное расположение улиц дало повод назвать их линиями, как в Санкт-Петербурге. Профессиональные архитекторы А. И. Молчанов и Я. Н. Попов, которые формировали облик Барнаула, были учениками и последователями известных русских архитекторов Д. Кваренги и К. Росси. Историческая часть города проходит от улицы Радищева до левого берега реки Оби с запада на восток и от улицы Партизанской до Нагорного парка с севера на юг и насчитывает 169 памятников архитектуры - свидетелей появления и развития города.

Горнозаводской период

Ансамбль Демидовской площади, прозванный барнаульцами «уголок Петербурга», был создан в 1820-1850 годах и сохранился практически без изменений. Архитекторы: Молчанов Андрей Иванович (1765 - после 1824, Попов Яков Николаевич (1802 - после 1852) Иванов Лаврентий Иванович (1803-?), И.Н. Шрейбер). Историко-архитектурный ансамбль Демидовской площади сложился в традициях русского классицизма. Ансамбль включает здания горного госпиталя, училища, заводской богадельни с церковью Дмитрия Ростовского и Демидовский столп. В 1818 году начальник Колывано-Воскресенских заводов Фролов Петр Кузьмич внес на рассмотрение Горного совета вопрос о создании в Барнауле обелиска в честь 100-летия горного производства на Алтае. Местом для строительства была назначена Конюшенная площадь, у северного конца заводской плотины на левом берегу пруда. После установления на постаменте обелиска барельефа с портретом А.Н. Демидова площадь получила название Демидовской. Ансамбль площади - памятник градостроительства федерального значения.

Обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае установлен в центре Демидовской площади. Обелиск заложен 18 июня 1825 года, окончательно возведен в 1839 году. Памятник сложен из 12 блоков серого гранита, блоки высекали и обрабатывали в деревне Ведовской Колыванской волости и на плотах сплавляли вниз по Чарышу и Оби до Барнаула. Высота обелиска 14 метров.На гранях постамента были установлены бронзовые литые доски с посвятительными надписями: «Столетию Колывано-Воскресенских заводов, совершившемуся в царствование Александра I лета 1825 года». Для постамента на Гурьевском заводе был отлит овальный чугунный барельеф с портретом А.Н. Демидова, по овалу надпись: «Действительный статский советник Акинфий Никитович Демидов». В 20х годах (до 1926) с обелиска были сняты первоначальные мемориальные доски. Барельеф с портретом А.Н. Демидова хранится в Алтайском государственном краеведческом музее как образец художественного литья. В 1949 году на гранях постамента установлены памятные доски: «Памятник столетию горного производства на Алтае (1725-1825). Воздвигнут по предложению П.К. Фролова в 1831-1839 годах. Архитектор Я.Н. Попов. Охраняется государством». Прообразом Демидовского столпа послужил обелиск в честь побед графа П.А. Румянцева, установленный в конце XVIII века на Васильевском острове в Петербурге. Особенность барнаульского обелиска в том, что он посвящен не военным победам и походам, как большая часть обелисков в России, а трудовой деятельности.

Бывший горный госпиталь - один из лучших памятников архитектуры классицизма в Барнауле. Здание горного госпиталя стало первым по времени постройки сооружением Демидовской площади. 20 февраля 1818 года Горный совет принял предложение начальника Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фролова о строительстве в Барнауле госпиталя, горного училища с сиротским приютом и богадельни с церковью. Здание было возведено по проекту архитектора А.П. Молчанова на пустыре, у северного конца плотины. Первоначальный проект госпиталя представлял собой одноэтажное здание. В первоначальном варианте госпиталь был одноэтажным, длинный фасад рустом членился на три едва выступающих ризалита, средний ризалит венчался треугольным фронтоном, монотонность ряда оконных проемов преодолевалась чередованием способов их обработки. В 1819 году П.К.Фролов распорядился о создании проекта 2-х этажного лазарета на 130 больных. Фундамент госпиталя заложен в 1819 году, в 1845 году строительство было завершено. На чистой глади стен здания четко воспринимается портик из трехчетверных колонн с дорическими капителями, завершающийся треугольным фронтоном. Отсутствие мелких деталей на фасадах, гармоничные пропорции придают зданию монументальный вид.На стенах здания имеются мемориальные доски: «Здание архитектуры XIX века Барнаульский Горный госпиталь. Построен в 1831-1845 годах. Архитекторы Молчанов А.И. и Попов Я.Н. Охраняется государством». В этом здании размещался госпиталь раненых на фронтах Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах». Бывший заводской госпиталь сохранился до наших дней в первозданном виде.

Напротив хорошо сохранившегося здания горного госпиталя находится бывшая заводская богадельня. Здание заводской богадельни (инвалидного дома) задумано к постройке П.К. Фроловым в 1820 году. В марте 1822 года от кабинета получено разрешение на постройку. Богадельня до революции: приют для инвалидов, учреждение, где люди бездеятельны и неспособны к производительному труду. Богоугодное дело было содержать заведения, обслуживающие бедняков: больницы, богадельни. Первоначальный проект инвалидного дома разработан Лаврентием Ивановичем Ивановым, но не осуществлен. С течением времени в проект были внесены изменения. Архитектор Я.Н.Попов после изучения грунтов под фундаментами пришел к выводу, что слабое водонасыщенное основание не выдержит тяжести двухэтажного корпуса. Поэтому высота здания была уменьшена до одного этажа. Строительство началось в 1830 году. Через три года во дворе инвалидного дома по проекту Я.Н.Попова была заложена церковь Дмитрия Ростовского. Церковь ставилась отдельно за зданием инвалидного дома и соединялась с ним крытым ходом. Для верующих составляло неудобство то, что вход в церковь был из богадельни. В 1905 году по многочисленным ходатайствам верующих со стороны Пушкинской улицы был устроен новый вход-часовня с двумя арочными воротами и кирпичным забором. Весь комплекс был завершен в 1840 году. Парадный вход здания инвалидного дома по оси симметрии главного фасада был подчеркнут четырехколонным портиком дорического ордера высотой в 2 этажа. Еще в 1912 году она богадельня сохраняла первоначальный вид. В 1918 г. здесь работал Алтайский губком РКП (б) и Алтайский губернский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Отсюда отправлялись отряды барнаульских красногвардейцев на фронт. В 20-е годы XX века здание было видоизменено: уничтожены колонны, фронтон и ряд других архитектурных деталей и надстроен второй этаж. Реставрация здания, пострадавшего в 1996 году от пожара, проведена на деньги, заработанные торговой фирмой «Мария-Ра». Завершена реставрация в 2003 году. В здании сейчас размещается супермаркет ОАО «Мария-Ра».

Первый проект постройки в Барнауле нового здания Горного училища создавался архитектором Л.И. Ивановым в 1827-1828 годах. Здание намечалось построить на северной стороне площади и ему отводилось центральное место в ансамбле. По конфигурации здание должно было состоять из двух двухэтажных корпусов, соединенных под прямым углом в лучших традициях русского классицизма. В том же 1828 году была забита часть свай. Но вскоре после отъезда П.К. Фролова из Барнаула строительство было прекращено. В 1846 году на существующих фундаментах было решено построить здание для Горного правления и музея. В апреле 1855 года после переработки проекта Я.Н. Попова академиком архитектуры Шрейбером, начинают на существующих фундаментах закладку 1-го этажа, в ноябре 1860 года здание было построено. Это первое в Барнауле здание ставшее предвестником нового архитектурного стиля - эклектики, это проявляется и в пластической обработке фасадов и в отказе от ордерной системы. С 1863 по 1872 здесь размещалось Алтайское Горное правление. На рудниках и заводах не хватало техников и инженеров, для подготовки которых элементарные горнозаводские школы не были пригодны. В связи с этим Кабинет в 1879 г. принял решение об открытии Барнаулького горного училища - среднего профессионально-технического учебного заведения с пяти-шестилетним сроком обучения на базе начальной школы. Фактически училище начало функционировать в 1885 г.Здание горного училища сегодня занимает АГАУ.

Через Демидовскую площадь проходит одна из старейших улиц города Ползунова. На ней сохранились постройки конца XVIII и первой половины XIX века.

Она одна из наиболее насыщенных в историко-архитектурном отношении, привлекательна своими уникальными зданиями и разнообразием градостроительных ансамблей.

Здание Канцелярии Колывано-Воскресенских заводов (Ползунова, 41), переведённой в Барнаул из Колывани, было построено в 1794 году. Оно является редким в Сибири памятником общественной архитектуры конца XVIII века.

Здание построено по проекту архитектора Андрея Ивановича Молчанова (1765-после 1824) в 1790-е годы на месте бывшей демидовской конторы. Потребность в новом административном здании особенно обострилась после наводнения, случившегося в мае 1793 года и разрушившего ряд построек, в том числе деревянное здание конторы. Спроектировано в соответствии с принципами строгого классицизма и традицией заводской архитектуры. В целом здание сохранило вид, приданный ему в первой трети XIX века и черты русской архитектуры XVII века. В 1949 году на здании канцелярии была установлена мемориальная доска: « Здесь, в деревянном здании старой конторы, в 1762 году работал И.И. Ползунов (1728-1766). Изобретатель и строитель первого в мире теплового двигателя»; Другая мемориальная доска говорит, что в этом здании в XVIII-XIX веках работали крупные новаторы производства ученые исследователи Алтая: И.И. Черницын 1780-1801; Залесов П.М. 1780-1801; Фролов К.Д. 1783-1800; Петров В.П. 1789-1790; Чулков В.С. 1799-1803; Шангин П.И. 1803-1816; Фролов П.К. 1803-1816; Геблер Ф.В. 1810-1850; Соколовский А.А. 1817-1850; Аносов П.П. 1847-1849. До 1973 года здесь была краевая библиотека, в настоящее время учреждение культуры.Памятник федерального значения.

Рядом с Канцелярией находится здание бывшего инструментального магазина Барнаульского завода (Ползунова, 39).

Оно явилось последней постройкой первого заводского архитектора А.И. Молчанова, завершенная в 1824 году. Магазин предназначался для хранения заводских инструментов, материалов и заводской казны. В здании легко узнается почерк одаренного архитектора - двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание красивых пропорций с развитым карнизом. Осуществляя реконструкцию улицы, преемник А.И.Молчанова архитектор Я.Н. Попов соединил интервалы между зданиями каменными оградами с декоративными портиками. Портики завершили ансамбль южной стороны Петропавловской улицы, художественно оформили въезд на заводскую площадь по образцу портиков ограды Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. Памятник федерального значения.

Чертежная Алтайского округа-памятник деревянного зодчества. Больше известен, как Барнаульский совет рабочих и крестьянских депутатов (1917-18 гг.).Архитектурная ценность : архитектурный памятник местного значения. Построен во второй половине XIX века. В здании Чертежной Алтайского округа составлялись проекты зданий, планы городов и поселков округа. Назначению здания полностью соответствует и его внешний облик. В архитектуре ощущается влияние классицизма. Большие оконные проемы по всему периметру стен Чертежной создавали хорошую освещенность внутренних помещений. Облик общественного здания достигается крупным симметричным объемом сруба на высоком кирпичном цоколе. К главному входу ведет большое парадное крыльцо. Декоративное убранство карнизов, фронтонов и наличников несложного, но крупноразмерного рисунка соответствует масштабу постройки. Арендует помещения Чертежной Алтайского округа сегодня Сибирский филиал отраслевого исследовательского инженерного центра сельхозприборов.

На этой же улице (Ползунова, 46) расположено здание бывшей Горной лаборатории.

Здание построено в 1851 году специально для лаборатории сереброплавильного завода, где проводились многочисленные анализы меди, серебра и золота. Составленный в Петербурге подполковником Евреиновым проект претерпел изменения, которые внес проводивший работы архитектор Я.Н. Попов. В конце XIX начале XX века в связи с упадком добычи золота в округе и на кабинетских приисках и значительными расходами на содержание лаборатории и золотосплавочной, лаборатория была переведена в другое здание, а золотосплавочная закрыта. В 1900 году верхний этаж был передан Западно-Сибирскому отделу Русского Географического Общества (РГО). В 1913-15 годах все здание было переделано по проекту инженера - строителя Ивана Феодосьевича Носовича под музей. В 1915 году музейные экспонаты, находившиеся до этого в канцелярии Алтайского округа, переведены в отремонтированное здание. Основу коллекции составляли экспонаты собранные Петром Кузьмичем Фроловым и Фридрихом Вильгельмом Геблером.

По этой же стороне улицы сохранилось здание горной аптеки (Ползунова, 42) возведенной в 1794 году.

году по проекту архитектора А. И. Молчанова было построено здание аптеки.В проекте оно было прямоугольным, одноэтажным и делилось на 2 части: жилую и аптечную.В жилой части находилась квартира провизора, а в аптечной - торговый зал, лаборатория, склад, комната для учеников и погреб. Фасад дома оформлен в стиле классицизма.

Дом начальника Алтайского горного округа - памятник архитектуры первой половины XIX века, один из символов Барнаула. Расположен в Центральном районе города на проспекте Ленина.

Двухэтажное кирпичное здание в стиле русского классицизма по проекту архитектора Попова Я. Н. построено в 1827 году для Фролова П. К., бывшего в ту пору начальником Алтайского горного округа.Во время крупного пожара 1917 года здание сильно пострадало и было реконструированно в 1925-1926 годах архитекторами Федеровским М. Ф. и Надольским С. Р. В результате перестройки оно было расширено, изменилась его внутренняя планировка, приспособленная для общественного учреждения. Фасады получили богатое оформление, в том числе скульптуру, изображающую рабочего и крестьянина с атрибутами труда. В настоящее время здесь размещается администрация Барнаула и Барнаульская городская дума.

В XVIII и XIX веках жилые постройки были в основном деревянными. На протяжении всего XVIII века строения при горных заводах состояли из «клетских и пятистенных изб», из домов «со связью» в конструкциях и декоре, характерных для народного зодчества.Дома ставились «гнёздами» - по два смежных дома, а позднее участки застраивались одиночными дворами. Но с начала XIX века заводские жилые здания ставились своими фасадами вдоль улицы. Парадные крыльца выходили на улицу. Деревянный город производил цельное впечатление благодаря однородности строительного материала, типологичности построек, элементов конструкций и композиций, определяемых единым модулем - шестиметровым бревном.

Купеческий период

С середины XIX и вплоть до начала XX века в городской застройке доминировала эклектика.Образцом Барнаульской эклектики может служить застройка ул. Толстого, на которой были выстроены магазины купцов Морозова, Смирнова.

Примерами эклектики служат гимназия Будкевич. Здание является одним из наиболее интересных примеров деревянного зодчества в Сибири. При этом оно многократно перестраивалось и постепенно потеряло свой первоначальный облик. В 1912 году был надстроен верхний этаж ко всему зданию, а угловой эркер увеличен до двух этажей и завершен большим шлемовидным куполом и шпилем, тем самым акцентируя угловое решение здания. Интересно оформлены окна - наличники с декоративной резьбой и карнизы уравновешивают собой несколько тяжеловесный эркер.

Начало ХХ века

Усадьба инженера А. Лесневского , находилась в Барнауле на берегу заводского пруда (Ползунова, 56). Это деревянный дом, в формах которого проявилось влияние прибалтийской архитектуры и российских традиций домовой резьбы. Под названием «Дом Лесневского» сегодня он охраняется государством как памятник деревянного зодчества.

А также торговый дом Полякова (универмаг «Красный»). Последнее является памятником архитектуры начала XX века, построенное в 1913 году (пр. Ленина, 12) - двухэтажное П-образное в плане не оштукатуренное здание из красного кирпича. Высокое качество и разнообразные способы кладки, цвет красного кирпича, древнерусские формы, тактично примененные в силуэте здания и в пластике главных фасадов, их симметрия и ритм, металлические ажурные кронштейны и балюстрады - всё это создает целостный и достаточно выразительный образ в русском национальном стиле. При постройке здания были использованы железобетонные конструкции перекрытий и перемычек.

Здание Народного дома в Барнауле, объединявшего театр, библиотеку, студии, строило «Общее попечение о начальном образовании». Проект был заказан столичному академику И. П. Ропету - приверженцу русского национального стиля. Фасад решен в русском стиле, декорирован кокошниками, мелкими витыми колонками, «плетёнкой», наличниками, сложно профилированными тягами и другими мотивами, заимствованными в архитектуре Руси XVII века. Строительство велось без авторского надзора, с отклонениями от проекта. Первоначально фасад был отделан красным кирпичом. Здание многократно перестраивалось, последняя реконструкция проведена в 2007 году.Ныне концертный зал краевой филармонии.

Стиль модерн проникает в Барнаул на рубеже XIX - XX веков. Наиболее полно черты модерна проявились в некоторых кирпичных зданиях: телефонной станции (Интернациональная, 74), в ряде купеческих особняков, жилых зданий (Никитина, 90, Никитина, 78). Типичным образцом жилой архитектуры начала XX века в формах эклектики с элементами модерна является дом на пересечении улицы Никитина, 78 и проспект Ленина. Жилой дом 1917 года постройки имеет градостроительное значение, поскольку оформляет угол двух ведущих магистралей города. Двухэтажное, кирпичное, с цоколем, почти квадратное в плане, с небольшим внутренним двориком со стороны северного фасада. Кровля железная.

Одной из заметных построек XX века в стиле модерн является бывший дом купцов Яковлева С. Я. и Полякова И. И. (памятник федерального значения) на пересечении улиц Горького и Короленко. Это двухэтажное здание с полуподвалом каменной постройки на ленточном фундаменте и сложной крышей. Фасад оформлен на цветном контрасте белого и красного (сохранена старая кладка, которая привносит некий оттенок благородства). Арочные и круглые окна, эркеры и угловая башня придают зданию неповторимый облик. Восстановленный купол - башенка с декоративным элементом в стиле барокко и шпилем являются заключительной доминантой здания. Кованые оградки, решётки, ограждения изящных балконов, цепи, поддерживающие козырёк, решётки на окнах воссоздают облик старины. Поздние постройки внесли некоторые нарушения в восприятие эстетики здания неадекватными масштабами и стилистикой объектов. Особенно пристройка 1977 года по ул. Горького, где четырёхэтажная коробка нового здания поставлена вплотную к старому, подавляет его массой объёма, высотой и отсутствием стилистического архитектурного перехода. Подавляет доминантную нагрузку этого памятника и выдвинутое в улицу напротив сооружение стадиона «Динамо». Таким образом, градостроительный узел вокруг данного архитектурного объекта был нарушен. Оно хорошо вписывалось в кварталы купеческих застроек исторической части города и в своем угловом решении являлось необходимой доминантой градостроительной архитектурной планировки.

В Барнауле сохранилось множество деревянных купеческих особняков. Наиболее интересным примером деревянного зодчества является Дом купцов Шадриных. Дом построен в начале XX века по заказу купцов братьев Шадриных. Автор проекта и подрядчик - неизвестны. В 1976 году в результате пожара уничтожены первоначальный интерьер здания и отдельные фрагменты декора фасадов. В 1976-1978 годах, в ходе реконструкции (по чертежам и обмерам «Алтайгражданпроекта», архитектор А. П. Долнаков) и приспособления помещения под ресторан, оконный проём под балконом главного западного фасада заменён дверным проёмом. В восточной части дома сооружена лестница на второй этаж. В советское время в здании находился ресторан «Русский чай». Позднее помещение занял ресторан «Император».Здание является одним из наиболее интересных примеров деревянного зодчества в Сибири. Главный западный фасад несколько отстроит от линии Красноармейского проспекта. Справа асимметрично расположена лицевая часть здания со входом в первый этаж, глубокой лоджией на втором этаже и башенкой в завершении. Сама башня двухъярусная, со стрельчатыми сквозными арками, увенчана шатром с фонариком и декоративным трилистником которые добавляют постройке эклектичность.

Выше по Красноармейскому проспекту находится бывшая гимназия бийской предпринимательницы М. Ф. Будкевич (построена в начале XX века). В 1912 году здание было перестроено, после чего появился двухэтажный эркер с башенкой и шпилем. Интересны ажурная декоративная резьба и наличники, пострадавшие от времени.

Другие деревянные дома с резьбой сохранились на улицах Анатолия и Интернациональной. Заслуживает внимания здание Союза архитекторов на улице Анатолия, именуемое как Дом архитектора - памятник архитектуры в Барнауле. Здание является одним из примеров деревянного зодчества в Сибири. Члены алтайской организации Союза архитекторов СССР проводили здесь авторские и групповые выставки, творческие встречи, читали лекции на темы искусства и культуры. С 1994 года в доме располагаются творческие мастерские барнаульских архитекторов. При воссоздании облика дома использовались проекты архитекторов Деринга и Гете, которые привнесли в облик здание элементы стиля модерн.

Сегодня в здании размещается творческая мастерская архитектора Анисифорова.

И дом с остроконечным флигелем - бывший «Дом Носовича» (ул. Анатолия, 106). Соседний дом № 104 также интересен своим угловым куполом и балконом на втором этаже. В доме № 102 с беседкой располагается Дом литераторов им. В. М. Шукшина.

барнаул архитектура

Советский период

В 1910-1930-х годах существовал план застройки Барнаула по принципу «города-сада», где центром должна была быть идеально круглая площадь, от которой отходило бы шесть по длине симметричных радиусов - бульваров. Основными компонентами проекта - было устройство большой парковой зоны в центре города и строительство деревянных домов

Это время новых для СССР архитектурных стилей - конструктивизма и ар-деко.

Постройки в стиле ар-деко долгое время относили к советской классике, что верно отчасти. Очевидно, что зодчие середины 30-х годов, переориентированные с «конструктивизма» на «классику» в директивном порядке не могли проектировать, пользуясь исключительно классическими шаблонами.

Примером ар-деко в Барнауле можно назвать архитектуру площади Октября.

Как архитектурный ансамбль площадь Октября сформировалась в 1956 году. Сначала в 1937 году была построена школа-десятилетка №25 (сегодня здесь расположен Государственный художественный музей Алтайского края), главным фасадом обращенная к пространству площади. Здание школы отличается богатым пластическим развитием фасадов, включающих ризалиты, портиковую галерею, лоджии и аркады.

ноября 1937 года открыт клуб меланжевого комбината (ДК БМК), его здание является важным элементом окружающего архитектурного ансамбля, решенным в русле парадной монументальной архитектуры общественных сооружений эпохи сталинского классицизма и стиля ар-деко .Расположен клуб на пересечении проспекта Калинина и площади Октября, в центральной части города. Здание построено в 1937 году и было подведомственным учреждением Барнаульского меланжевого комбината. До 1953 года Площадь Октября носила названия площади клуба Меланжевого комбината.

На основе генерального плана 1951 года на площади в первой половине 1950-х годов построены в том же стиле: жилой дом с башней и шпилем «Дом под шпилем», автор проекта Я. Н. Додица, архитектор московского института «Горстройпроект». Строительство дома под шпилем продолжалось с 1953 по 1956 год. Здание завершает период сталинского неоклассицизма в архитектуре Барнаула, с пластичной и цветовой разработкой фасадов, использованием синтеза зодчества и монументально-декоративного искусства. На внешнем и внутреннем облике сказалось влияние ленинградских проектных институтов, которые разрабатывали проект застройки площади Октября. С 1950-х годов до сегодняшних дней - первый этаж используется под размещение магазинов и кафе. Квартиры, ввиду их улучшенной планировки (высокие потолки, широкие окна, раздельные комнаты и др.) в советское время передавались деятелям культуры, военным, героям труда и партийным работникам. Дом венчает башня с часами, на которой находится остроконечный шпиль (около 15 метров) и флюгер. Вместе со шпилем высота дома составляет 46 метров.

Площадь Октября имеет сложную конфигурацию, обусловленную выходом на неё нескольких улиц под острыми углами. Благоустройство включает в себя подземные переходы для пешеходов, газоны и цветочные клумбы.

Генеральным планом развития Барнаула 1937 года была предусмотрена еще одна площадь Советов.

Однако архитектурный облик площади сформировался в 1960-1970-х годов. Ведущее сооружение в ансамбле - здание краевой администрации, перед его фасадом в 1967 году установлен бронзовый на гранитном постаменте памятник В. И. Ленину и разбит сквер. В 1950-1960-е годы в северо-восточной части площади возведены 5-этажные с угловыми башенными объемами и 7-этажные жилые дома. Слева и справа от здания краевой администрации в перспективе просматриваются фасады Дворца спорта и зрелищ, Алтайского краевого театра драмы им В. М. Шукшина, один из корпусов АлтГУ. Территория площади - 2,6 га, но благодаря переходу ее в открытое пространство планируемого Обского бульвара она получила значительное пространственное развитие.

В ансамбль площади Советов постепенно включались здания гостиницы «Центральная», главный корпус АлтГУ. Самая ранняя постройка здание бывшего машиностроительного института (ныне химический корпус АлтГУ).

С конца 50-х годов XX века в Барнауле, как и повсюду по стране, начали бороться с «архитектурными излишками». Смена стиля, продиктованная государством в целях экономии, привнесла двоякие последствия. С одной стороны, началось массовое строительство жилья, с другой - безликие одинаковые жилые массивы. Общественные сооружения этих времён также не отличаются изысканностью. В это время были построены, к примеру, такие здания как: Алтайский краевой театр драмы, Дворец зрелищ и спорта, бассейн «Обь», а также Главпочтамт, гостиница «Центральная» и «ЦУМ».


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!