Организация информационно-консультационной службы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация информационно-консультационной службы

Содержание

1. Индивидуальные методы деятельности в ИКС

. Взаимосвязь ИКС с производственными сельскохозяйственными и агропромышленными предприятиями, кооперативами, объединениями

. Тест

Список литературы

1. Индивидуальные методы деятельности в ИКС

Информационно-консультационная служба (далее ИКС) агропромышленного комплекса - многоуровневая и интегрированная система информационно-консультационного обеспечения хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и сельского населения, включающая в себя краевые, районные (межрайонные), поселенческие (местные) информационно-консультационные центры [4, c. 9].

Среди многообразия методов работы ИКС целесообразно выделить главные из них. Это массовые, групповые и индивидуальные методы, а также отдельные элементы народного творчества, которые способствуют успешной реализации образовательных программ ИКС, повышению эффективности труда сельских товаропроизводителей (рис. 1).










Рис.1. Методы работы информационно-консультационной службы

Личные контакты с товаропроизводителями исключительно важны в работе сотрудника консультационной службы и незаменимы для налаживания и поддержания хороших отношений между ними. Личное влияние работника ИКС может стать решающим фактором в момент принятия клиентом принципиального решения.

Индивидуальные методы деятельности ИКС представлены различными формами, основные из которых рассмотрены ниже.

. Посещения хозяйств

Посещения хозяйств - наиболее распространенная форма контактов между консультантом и товаропроизводителем. Поскольку такие посещения в целом требуют очень много времени, очень важно заранее знать цель визита и четко его планировать. Посещения хозяйств могут иметь цели [1, c. 8]:

- познакомить консультанта с товаропроизводителем;

- расширить знания консультанта о проблемах товаропроизводителя;

- реализовывать новейшие рекомендации или контролировать их применение и дать оценку полученным результатам;

- вызвать заинтересованность товаропроизводителей и стимулировать их принимать участие в контакте с консультационной службой и др.

Посещения хозяйств сотрудниками ИКС осуществляются на плановой основе или по вызову товаропроизводителя при возникновении у него каких-либо проблем.

Посещение хозяйства будет успешным при соблюдении сотрудником ИКС следующих правил [1, c. 9]:

о встрече (если это возможно) договаривайтесь заранее;

предварительно просмотрите записи и информацию по хозяйству;

заранее подготовьте рекомендации того или иного специалиста, если это необходимо;

дату и время посещения внесите в общий график своей работы.

Полезно вести записи о посещении хозяйств. Записи можно заносить в обычный блокнот, в котором фиксируются самые необходимые детали всех визитов (дата, цель, проблемы, выводы и т.п.). Такая система очень помогает в работе, но особенно ценна при смене консультантов. Такие записи помогают четко оценить динамику развития хозяйства и сохранять преемственность в работе сотрудников ИКС. Исходя из этого положения сотрудникам ИКС рекомендуется вести специальные журналы учета посещения хозяйств с накоплением соответствующей информации за ряд лет.

. Посещение товаропроизводителем офиса ИКС

Товаропроизводители часто сами посещают офис ИКС. Чем интереснее товаропроизводителю сотрудник информационно-консультационной службы, тем выше вероятность того, что товаропроизводитель его посетит в офисе. Такие визиты занимают у сотрудника ИКС меньше времени, чем если бы он сам посещал хозяйство [5, c. 13].

Сотрудник ИКС не всегда может знать, когда именно товаропроизводитель посетит его офис, однако нужно сделать так, чтобы посетитель чувствовал себя достаточно комфортно. Для этого офис должен быть оборудован специальным местом для посетителей, на дверях сотрудников ИКС должны быть таблички с их должностями, фамилиями и именами, на досках объявлений должна быть актуальная информация, на журнальном столике для посетителей специальная периодическая литература и т.п.

Записи о визитах товаропроизводителей необходимо заносить в базу данных и периодически обрабатывать их.

. Письма

Работники консультационной службы общаются с товаропроизводителями в ряде случаев с помощью писем (по почте, по факсу, по электронной почте). Письма могут последовать за визитом сотрудника ИКС в хозяйство, а могут также посылаться из-за того, что товаропроизводитель по какой-либо причине не смог посетить офис ИКС и т.п.

В работе информационно-консультационной службы при использовании индивидуальных методов имеется ряд преимуществ и недостатков. Главными из них являются следующие.

Преимущества [6, c. 76]:

. Индивидуальные дискуссии, беседы и встречи с товаропроизводителями при посещении их хозяйств или в офисе ИКС, а также телефонные контакты с ними являются одним из важнейших методов работы ИКС. Они являются хорошим средством передачи информации, необходимой в решении уникальных проблем, связанных, например, с внедрением новых технологий выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур. Индивидуальные дискуссии позволяют работнику консультационной службы лучше узнать интересы фермера и его потребности. Работник консультационной службы может самостоятельно ознакомиться с культурами, животными и всем хозяйством в целом во время визитов хозяйств и домов фермеров, таким образом получая информацию по различным реально существующим проблемам.

. Во время двусторонней дискуссии возможно соотнести и обобщить информацию полученную от фермера и информацию имеющуюся у работника ИКС в области различных исследований проблем и причин их возникновения с целью найти возможные пути решения.

. Работник ИКС может помочь товаропроизводителю в выборе между альтернативными путями решения задач и прояснить отношение фермера к ним.

. Применяя двустороннюю дискуссию, работник консультационной службы может поднять доверие к себе у фермера, проявляя искреннюю заинтересованность в человеке и его семье.

Существуют несколько свойственных природе этого метода недостатков [10, c. 11:

. Высокие затраты во времени и материальные затраты на поездки.

. На регулярной основе даже в странах с хорошо развитой системой дорог работник ИКС не в состоянии посещать более 200 человек фермеров. Если он работает только индивидуально методом двустороннего обсуждения или дискуссии, то его деятельность не охватывает всей целевой группы.

. Работники консультационной службы могут иногда давать неверную информацию, если они не готовы признать, что у них нет всей необходимой информации или они следуют каким-то собственным предубеждениям. Практически невозможно следить за этой проблемой со стороны руководства службы.

. Двусторонняя дискуссия обычно завязывается самим фермером, который уже понимает, что у него существует какая-то проблема, уже вызвавшая определенные затруднения. Если бы работник ИКС узнал о проблеме раньше, до возникновения этих затруднений, то было бы возможным найти лучшее решение. Работники ИКС иногда сами начинают дискуссию, когда они во время визита усматривают уже имеющуюся или потенциальную проблему. Однако, это просто физически невозможно для них посетить большую часть хозяйств в районе, чтобы сделать подобные наблюдения.

. Двустороннее обсуждение направлено на решение какой-то специфической проблемы фермера. Иногда фермеры не осознают, что они и их соседи имеют одни и те же проблемы и не обращаются совместно за помощью для решения этой проблемы. Поэтому этот метод в работе консультационной службы лишь редко стимулирует коллективные интересы по сравнению с групповыми методами.

Первые четыре проблемы можно частично избежать, используя телефонную связь. Однако, контакт по телефону не позволяет полностью наладить обоюдный контакт и невербальное общение.

. Взаимосвязь ИКС с производственными сельскохозяйственными и агропромышленными предприятиями, кооперативами, объединениями

Успех работы ИКС любого уровня управления в АПК в значительной мере зависит от того, какие cвязи, контакты имеют специалисты ИКС с другими организациями и непосредственно с товаропроизводителями.

Исследования и анализ разнообразных внешних связей ИКС с различными организациями, учреждениями, объединениями способствуют успешному управлению ИКС. Прежде чем рассматривать внешние связи ИКС, необходимо уяснить следующие положения. Зачем и в каких случаях эти связи нужны и как они влияют на всю работу ИКС?

Внешние связи ИКС с другими организациями необходимы в случаях, когда [8, c. 10]:

составляется план работы ИКС;

привлекаются на постоянную или временную работу консультанты, ученые, специалисты, преподаватели вузов и техникумов;

необходимо согласовать проведение мероприятий с другими организациями;

требуется получить информацию для создания или пополнения баз данных и ее распространения среди товаропроизводителей;

требуется получить разовые справочные материалы, которых нет в базе данных ИКС

возникает необходимость отсылать товаропроизводителя за консультацией к другому лицу в другую организацию;

необходимо распространить информацию о своей деятельности;

даются рекомендации научным, учебным и другим заведениям, какими видами деятельности они могли бы заниматься или проводить конкретные прикладные исследования, исходя из запросов товаропроизводителей.

Прежде чем устанавливать внешние связи, надо определить перечень учреждений, организаций, объединений, с которыми ИКС необходимо поддерживать контакты, а также получить о них информацию: основные и вспомогательные виды деятельности, срок работы на рынке, финансовое положение, их адреса, телефоны, факсы, электронная почта.

В перечень внешних организаций, не ранжируя их по степени важности, можно отнести следующие [13, c. 63]:

правительственные, государственные, административные, статистические и юридические организации и учреждения;

производственные сельскохозяйственные и агропромышленные предприятия, кооперативы, объединения, акционерные общества;

коммерческие по продаже сельхозтехники, удобрений, ядохимикатов, кормов, семян;

перерабатывающие предприятия;

научные и учебные заведения, опытные станции;

ярмарки и выставки;

банки, кредитные, страховые и налоговые организации;

коммунальные организации и учреждения;

вычислительные центры федерального, областного и районного уровней;

центральные и местные сельскохозяйственные библиотеки;

организации культуры, дошкольного и школьного образования, трудоустройства;

органы и средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение);

передовые хозяйства и фермы.

Весьма важным в работе ИКС является поддержание контактов со средствами массовой информации (СМИ). Газеты, журналы, радио, телевидение являются для ИКС не только одним из основных источников информации, но и средством для пропаганды новых знаний, рекламной деятельности и поддержания обратной связи с клиентами. Специалисты ИКС выступают в СМИ по различным проблемам, предлагая пути их решения, используют СМИ для информации товаропроизводителей о проводимых в районе или в области мероприятиях.

Поддержание постоянной связи учреждений ИКС с вычислительными центрами и библиотеками является весьма важным, поскольку там накоплен большой объем информации на электронных носителях и эти базы данных постоянно обновляются и пополняются новой информацией. Достаточно отметить, что, например, в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке (ЦНСХБ) Россельхозакадемии фунционирует электронный каталог более, чем на 300 библиографических записей. Пользователям предоставляется документация из мировых баз данных CABI, IFIS, AGROS на жестких дисках.

Рассмотрим несколько подробнее связи ИКС с правительственными, административными и финансовыми органами, имеющими непосредственное отношение к работе ИКС. Финансирование ИКС, полное или частичное, производится непосредственно через эти органы. Без их поддержки служба не может эффективно функционировать и проводить различные мероприятия, требующие финансовых расходов. Через сотрудников региональной и местной администрации специалисты ИКС постоянно получают информацию об аграрной политике, мероприятиях правительственных органов по поддержке сельхозпроизводителей, выделении кредитов под программы развития сельского хозяйства, если таковые имеются [14, c. 7]

В мировой практике информационно-консультационной деятельности имеется так называемая модель Land-grant университетов, когда базой для основных подразделений службы являются высшие учебные и научные заведения. Это обусловлено тем, что университеты и научно-исследовательские институты, как правило, обладают мощной материально-технической и экспериментальной базой, высококвалифицированными кадрами консультантов и экспертов, способных оказывать информационные и консультационные услуги высокого качества.

Тесная связь ИКС с научными учреждениями способствует ускорению внедрения научных достижений в практику. Ученые, работая совместно со специалистами ИКС, больше занимаются тематикой, диктуемой товаропроизводителем, ответственнее подходят к результатам своих разработок. Совместно со специалистами ИКС они переводят результаты своих разработок с языка ученого на язык практика. Часто научные работники слабо представляют практические проблемы товаропроизводителей. Далеко не каждый ученый знает, какая требуется информация и какие нужны знания для решения этих проблем. К сожалению, процесс интеграции знаний и информации из разных источников плохо управляем. Затраты на науку остаются неэффективными, если между ученым и товаропроизводителем не будет посредника в лице ИКС или другой подобной службы. Одной из главных задач ИКС должно быть совершенствование механизма ускорения передачи науки потребителю, выявления потенциальных потребителей научной продукции [14, c. 8].

Отношения ИКС с рынками, коммерческими организациями должны строиться на постоянной основе. Мониторинг цен на сельскохозяйственные продукты, постоянный сбор другой информации о рынке продукции, ее анализ, обработка и распространение среди товаропроизводителей являются одной из важнейших функций ИКС. Важное значение имеет также связь с поставщиками товаропроизводителям сельскохозяйственной техники, оборудования, удобрений, ядохимикатов, семян, кормов, стройматериалов и т.д..

Работник сельского хозяйства, фермер или специалист предприятия испытывает определенный информационный голод. Переход от административного к индикативному планированию и управлению в АПК требует от товаропроизводителя самостоятельного принятия управленческих решений практически по всем вопросам его производственной и коммерческой деятельности.

Чтобы принять удачное решение, например, какую отрасль развивать, а от какой отказаться, что производить в следующем году, надо располагать большим объемом достоверной информации о рынке. Где, под какой процент и на какой срок можно взять кредит для реализации инвестиционного проекта? Без консультации со специалистами ИКС это может сделать далеко не каждый. В свою очередь сама ИКС может оказать такого рода помощь, если ее сотрудники не только владеют аппаратом инвестиционного проектирования и бизнес-планирования, но и имеют хорошие связи с банками и инвестиционными фондами, а также владеют информацией финансовых рынков.

Одна из основных функций ИКС заключается в оказании помощи сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам в вопросах формирования стратегии их развития и поддержки. Часть этих функций может быть реализована через различные организации сельских товаропроизводителей, что соответствует одному из главных принципов деятельности службы - принципу взаимодействия с другими организациями, занимающимися развитием аграрного сектора и сельских территорий. Собственные организации необходимы сельским товаропроизводителям как для представления своих интересов в различных институтах власти, так и для участия в совместных мероприятиях производственной, коммерческой, политической, социальной и других видов деятельности. Это обусловливает заинтересованность консультационной службы в оказании помощи товаропроизводителям при создании, формировании структуры и развитии местных и федеральных организаций такого типа, которые в дальнейшем облегчат работу самой консультационной службы со своими клиентами и будут служить каналами по распространению информации и знаний [12, c. 15.

В мировой сельскохозяйственной практике накоплен большой опыт создания и функционирования подобных организаций. Наибольшее развитие это направление получило в странах с развитыми экономическими отношениями: США, Канада, страны Западной Европы. Опыт этих стран может служить ориентиром для российского сельского хозяйства при условии соответствующей адаптации. Но, поскольку начатое в России движение по созданию организаций сельских товаропроизводителей в условиях развивающихся рыночных отношений охватывает весьма ограниченный период истории, значительно больший интерес для нас представляет изучение процесса формирования фермерских организаций в развивающихся странах. Данный процесс во многом повторяет ход развития отношений в Америке и Европе, используя их очевидные достижения и учитывая современные тенденции в мировой экономике [12, c. 16].

информационный консультационный агропромышленный

3. Тест

Сутью какого типа ИКС является развитие сельской местности (сельского сообщества) путем оказания государственной помощи в виде обучения и консультирования жителей сельской местности в решении их проблем, имеющих общественно важное значение?

а) обучающего;

б) просветительского;

в) академического;

г) консалтингового;

д) институционального;

е) интеграционного;

ж) аналитического.

Список литературы:

  1. Аскеров П.Ф. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе информационно-консультационного обслуживания. // Техника и оборудование для села, № 3, 2008.
  2. Баутин В. Совершенствование информационно-консультационной деятельности в АПК России. //АПК: экономика, управление, № 3, 2010.
  3. Бояльская Л. Информационные технологии в системе агромаркетинговых коммуникаций. //Экономика сельского хозяйства России, № 7, 2009.
  4. Винничек Л. Организация ИКС на базе высшего аграрного учебного заведения. //АПК: экономика, управление, № 1, 2009.
  5. Веселовский М.Я. Информационно-консультационные службы - рыночный механизм поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. //Земледелие, № 5, 2008.
  6. Веселовский М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России (Вопросы теории и практики). - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010.
  7. Веселовский М.Я., Зятьков И.Ю. Структура и функции информационно-консультационной службы АПК. //Достижения науки и техники АПК, № 1, 2011.
  8. Веселовский М.Я. О взаимодействии ИКС с объектами АПК. // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий, № 8, 2008.
  9. Веселовский М.Я. Эффективность информационно-консультационной службы. // Тракторы и сельскохозяйственные машины, № 6, 2010.
  10. Веселовский М.Я. Службы сельскохозяйственного консультирования. // Земледелие, № 3, 2011.
  11. Гафуров И.Д. Информационно-консультационная система «Агропарк». // Техника и оборудование для села, № 8, 2008.
  12. Денисова Е.Н., Кувшинов А.И., Хижняк А.А. Информационное обеспечение сбытовой деятельности сельских товаропроизводителей. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009.
  13. Денисова Е.Н., Кувшинов А.И. Организация консультационной службы в АПК. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010.
  14. Зятьков Ю.И. Моделирование системы информационных ресурсов ИКС АПК. //Достижения науки и техники АПК, № 1, 2007.
  15. Концепция развития информационно-консультационной службы АПК России. - М.: Просвещение, 2008.

Похожие работы на - Организация информационно-консультационной службы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!