Участие специалистов в прокурорских проверках

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участие специалистов в прокурорских проверках

Содержание

Введение

1. Понятие специальных знаний в правоохранительной деятельности

2. Необходимость участия привлечённых специалистов в прокурорских проверках

3. Правовые основы взаимодействия специалистов с работниками прокуратуры при проведении проверок

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и органами контроля. Под «взаимодействием» в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи.

Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляют основное содержание ее деятельности. Для органов власти вопросы законности, общественной безопасности и правопорядка, выявление и устранение нарушений закона - лишь часть их деятельности по решению многих иных задач.

Поэтому прокуратура в отношениях с указанными органами, хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности проводит с ними в форме взаимодействия.

Учитывая, что основная часть работы прокуратуры сосредоточена в регионах и на уровне городов, районов, проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов власти преимущественно касаются органов представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также органов контроля.

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов.

Совместные действия проводятся в рамках координации деятельности правоохранительных органов по самостоятельным планам и при руководящем, воздействии прокурора. Субъекты координации выполняют свойственные их компетенции задачи. Проверки с участием специалистов - это надзорное действие, при котором прокурор, используя предоставленное законом право, привлекает специалиста для решения чисто надзорных задач. В данном случае специалист выполняет задание прокурора.

1. Понятие специальных знаний в правоохранительной деятельности

прокуратура правоохранительный законность

В процессе правоохранительной деятельности нередко возникают вопросы, требующие для своего разрешения использования современных достижений естественных, технических, экономических и других наук, которые принято называть специальными познаниями. Такие вопросы решают сведущие лица, наделенные в этих целях должностными полномочиями. Специалисты, в особенности профессиональные судебные специалисты, располагают большими возможностями эффективно содействовать правоохранительной деятельности.

Толкование термина «сведущее лицо» сводится к признанию того, что это лицо обладает особыми, зачастую весьма редкими, уникальными знаниями и умением их использовать для достижения поставленной цели. К примеру, в Толковом словаре Д.Н. Ушакова находим: «Сведущий - имеющий большие познания, сведения в чем-нибудь. Компетентный, авторитетный, осведомленный в какой-либо области».

Одним из сведущих лиц является специалист. Следует отметить, что само понятие сведущего лица изначально выводилось через категорию «специалист», т.е. сведущее лицо - квалифицированный, опытный, умелый специалист в какой-либо отрасли человеческого знания, профессии, ремесла.

Термины «сведущее лицо» и «специалист» не тождественны. Сведущие лица - это не только специалисты, но и эксперты, переводчики, педагоги, психологи, ревизоры, а также лица, осуществляющие техническое сопровождение правоохранительной деятельности. Термин «специалист» - собирательное понятие, включающее в себя сразу несколько составляющих.

. «Специалист» как концептуальное понятие:

а) сведущее лицо (одно из сведущих лиц);

б) парадигма процессуального права вообще и теории доказательственного права в частности.

. «Специалист» как участник правоохранительной деятельности:

а) самостоятельная процессуальная фигура, обладающая определенным правовым статусом;

б) лицо, оказывающее помощь следствию в непроцессуальных формах;

в) лицо, участвующее в производстве следственных действий.

Специалист прошел длительный путь становления, концептуального определения и нормативно-правового закрепления. Главным на этом пути было и остается лишь положение о принадлежности специалиста к сведущим лицам. Специалистом, по мнению И.Н. Сорокотягина, признается лицо, которое обладает современными научными, техническими и иными познаниями, профессиональным опытом в определенной деятельности, навыками и умениями использования научно-технических средств, приглашенное органом дознания, следователем, прокурором и судом для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств

Специалистом в правоохранительной деятельности признается любое компетентное, обладающее специальными познаниями, независимое и не заинтересованное в определенном исходе дела лицо, привлеченное субъектом доказывания для обнаружения, изъятия и закрепления доказательств, а также в целях оказания консультативно-справочной помощи и организационно-технического сопровождения производства по рассматриваемому делу.

Знания специалиста как сведущего лица включают в себя носящие неправовой характер знания в определенной области, которыми специалист обладает в силу не только избранной профессии, но и жизненного опыта, а также навыки, опыт применения этих знаний. Для такого арсенала характеристик целесообразно использовать понятие «специальные познания».

Думается, понятие «специалист» можно определить следующим образом: «Специалист - сведущее лицо, обладающее специальными, неправовыми знаниями и навыками, профессиональным опытом их применения, независимое и не заинтересованное в определенном исходе дела, в установленном законом порядке привлеченное для обнаружения, изъятия и закрепления доказательств, постановки вопросов эксперту, а также в целях оказания консультативно-справочной деятельности и технического сопровождения процесса получения и закрепления доказательств».

Таким образом, специалист (концептуальное понятие теории доказательств) обладает следующими свойствами:

) принадлежит к сведущим лицам (понятие «специалист» относится к слову «сведущий» как часть к целому);

) имеет специальные знания в определенной области науки, культуры, искусства, техники, ремесла, носящие неправовой характер и необходимые для установления обстоятельств, имеющих значение для дела;

) имеет навыки применения специальных знаний в силу профессионального или жизненного опыта;

) призывается по причине невозможности (из-за прямого правового запрета) применения знаний и навыков специалиста непосредственно следователем, дознавателем, прокурором, судьей;

) привлекается лицом, ведущим процесс, для участия в раскрытии или расследовании преступления;

) независим и не заинтересован в определенном исходе дела;

) организационно, функционально и юридически обособлен от других участников процесса (не может быть обвиняемым, потерпевшим, следователем, дознавателем, судьей, прокурором в одном лице и по одному делу).

В процессе правоохранительной деятельности может быть задействовано большое количество специалистов самого различного профиля. Это обусловливает необходимость в классификации лиц, привлекаемых в качестве специалистов.

В зависимости от особенностей знаний различают специалистов, обладающих традиционными или редкими (уникальными) знаниями; в зависимости от источника получения знаний и квалификации, навыков в определенной области различают специалистов, обладающих такими знаниями в силу жизненного опыта, избранной профессии или обучения определенному ремеслу ввиду национально-ментальной принадлежности (гончар, винодел); в зависимости от частоты случаев содействия следствию целесообразно выделить постоянно, периодически и разово привлекаемых лиц; в зависимости от того, по инициативе какого участника процесса специалист появляется в деле, можно выделить специалистов, приглашаемых лицом, ведущим процесс, или адвокатом. Условно все специалисты могут быть разделены и в зависимости от целей привлечения для участия в правоохранительной деятельности: приглашаемые для постановки вопросов эксперту, для обнаружения и закрепления доказательств и т.п.

Специалист как правовое понятие - это, прежде всего, самостоятельная процессуальная фигура, наделенная определенным процессуальным положением (статусом). Становление статусно-правовой конструкции специалиста в законодательстве России происходило в течение долгого времени (около двух столетий). Это обусловлено законодательными новациями судебной реформы 1864 года, нововведениями судебной реформы 1990-х годов. В настоящее время существует практика привлечения специалиста в гражданском и уголовном судопроизводстве, несколько в меньшей степени она регламентирована при проведении прокурорских проверок.

. Необходимость участия привлечённых специалистов в прокурорских проверках

Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти регионального и муниципального уровней, органов контроля составляют Конституция РФ (ст. 72), Закон о прокуратуре (ст. 7) и другие федеральные законы.

К формам взаимодействия с вышеназванными органами относятся:

взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и др.;

совместную разработку и принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью;

совместную деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;

совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;

участие представителей соответствующих органов в координационных советах руководителей правоохранительных органов;

участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, местного самоуправления;

предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью.

Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» вводит определённые ограничения на предмет прокурорских проверок, устанавливая в ст. ст. 21 и 26, что органы прокуратуры не подменяют при осуществлении надзора иных государственных органов. Однако на практике прокурор даёт поручение соответствующему государственному органу провести проверку. В прокуратуре такие проверки именуются «совместными» или «с привлечением специалистов».

С учетом организационно-правового статуса органов контроля прокуратура призвана строить отношения с ними так, чтобы обеспечить получение более полной информации о нарушениях и нарушителях законов и обстоятельствах, способствующих нарушению законов; не подменяя органов контроля, требовать от них проведения мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений законов, анализировать результативность актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.

Прокуратура в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с одной стороны, вправе обязывать органы контроля проводить проверки в подконтрольных организациях и на предприятиях, требовать выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной деятельности вопросов, а с другой стороны - прокуроры сами проверяют законность и полноту принимаемых контролирующими органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности.

Эти обстоятельства позволяют выделить следующие формы взаимодействия прокуратуры с органами контроля:

взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов;

участие представителей органов контроля в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний;

привлечение специалистов из контролирующих органов для участия в прокурорских проверках;

участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений.

Использование помощи специалистов играет существенную роль в обеспечении высокого профессионального уровня работы прокурора. Прокуроров-«общенадзорников», как правило, критики часто стремятся обвинить в дилетантизме, поверхностном отношении к решению связанных с надзорной практикой вопросов. Аргументация здесь проста и внешне кажется вполне убедительной: имея дело с различными сферами жизни общества, сталкиваясь с необходимостью решения широкого круга задач специального характера, прокуроры объективно поставлены в сложные условия, но они призваны в любом случае обеспечить квалифицированный компетентный подход к рассмотрению многообразных ситуаций, чтобы принять законное и обоснованное решение. Это достигается использованием целого ряда дополнительных механизмов поиска истины, где решающая роль принадлежит выводам специалистов тех или иных отраслей знаний, экспертным заключениям. Использование помощи специалистов является эффективным средством преодоления дефицита знаний, находящихся за пределами профессиональной подготовки прокуроров. Специалисты помогают прокурорам учитывать особенности различных видов социальной, экономической, культурной, технической, управленческой деятельности при решении задач, стоящих перед органами прокуратуры, способствуют достижению профессионально безупречных результатов работы прокуроров.

Основными формами использования помощи специалистов в работе прокуроров выступают: привлечение специалистов для выяснения возникших вопросов, поручение руководителям и должностным лицам объектов, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокурор, проведение проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Помощь специалистов прокурорами широко используется в практике надзора за исполнением банковского, финансового, налогового, земельного законодательства, при решении иных вопросов, требующих применения специальных знаний.

На развитие форм взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами в определенной мере повлияет совершенствование функции прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов. При выборочном, избирательном характере этого надзора органы прокуратуры основное внимание должны будут уделять надзору за исполнением законов самими органами контроля, особенно в части всесторонности и полноты выявления ими нарушений, принятии мер по их устранению и наказанию виновных. При ином, более широком предмете надзора, основные усилия прокуратуры будут направлены на проверки исполнения законов собственными силами или с привлечением необходимых специалистов, в том числе и работников органов контроля. Соответственно, в зависимости от направленности прокурорского надзора, будут изменяться прежние и появляться новые формы взаимодействия прокуроров с органами контроля.

. Правовые основы взаимодействия специалистов с работниками прокуратуры при проведении проверок

На сегодняшней день прокуратура Российской Федерации является неотъемлемым участником юридического процесса. Надзорная форма юридической деятельности выступает одним из средств выстраивания и осуществления правовой политики, а значит, и орудием для построения правового государства.

Прокурорско-надзорный процесс - это деятельность, связанная с устранением нарушений действующего законодательства путем принятия актов прокурорского реагирования, выявления правонарушений (прокурорские проверки), деятельность по изучению состояния законности, преступности и иных правонарушений, по их предупреждению и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Прокурорско-надзорный процесс характеризуется как формальными, так и содержательными признаками.

К формальным признакам относятся: наличие процессуальной формы, наличие особого субъекта юридического процесса - прокурора, обладающего специальными полномочиями по защите публичного интереса; стадийность прокурорско-надзорного процесса, наличие самостоятельной нормативно-правовой базы, регулирующей прокурорско-надзорный процесс.

Содержательными признаками прокурорско-надзорного процесса являются такие общепроцессуальные категории, как производство, принципы, акты прокурорско-надзорного процесса.

Исходя из того, что прокурорские проверки являются составной частью прокурорско-надзорного процесса, деятельность по их проведению, во-первых, должна быть подчинена определенной правовой процедуре, во-вторых, должна иметь определенные этапы проведения (соответственно, на каждом этапе должны ставиться свои цели и задачи), в-третьих, по окончании прокурорская проверка должна сопровождаться принятием соответствующего итогового документа.

Прокурорская проверка - это процессуальная форма прокурорско-надзорного процесса, направленная на выявление и устранение нарушений исполнения действующего законодательства, а также на его соблюдение посредством надзорных полномочий прокуратуры, характеризующаяся этапами проведения с определенными целями и задачами, вынесением итого документа по результатам проверки.

В ст. 22 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что проверять исполнение законов органы прокуратуры могут только в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона и материалами, обращениями, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Вместе с тем никакими нормативно-правовыми актами не урегулированы вопросы о сроках проведения прокурорской проверки, правах лиц, участвующих в прокурорской проверке (за исключением сотрудников прокуратуры), итоговом документе по результатам проверки, за исключением актов прокурорского реагирования, возможности и порядке обжалования итого документа прокурорской проверки.

Следует отметить, что пробелы в правовом регулировании проведения прокурорских проверок характерны не только для российского законодательства.

При этом, кроме самих оснований привлечения специалистов, сам процесс их участия в прокурорских проверках плохо регламетирован. Например, деятельность органов финансово-бюджетного контроля государственных исполнительных органов субъектов РФ, а также местных администраций муниципального уровня становится все заметнее. В их компетенцию входит, согласно ст. 270 Бюджетного кодекса, осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов.

На практике возникают вопросы по взаимодействию региональных и муниципальных финансовых контролеров-ревизоров с органами прокуратуры, судебными и правоохранительными органами. Такое взаимодействие возникает чаще всего:

при так называемой реализации результатов контрольных мероприятий (направление материалов ревизий и проверок для принятия соответствующих мер);

при выполнении требований (обращений) прокуроров, следователей, дознавателей и судей о проведении ревизий и проверок;

при выполнении требований по привлечению контролеров-ревизоров в качестве специалистов в прокурорских проверках и уголовном судопроизводстве.

Если первые два направления указанного взаимодействия обычно не выходят за рамки требований должностных регламентов контролеров-ревизоров, то их направление для участия в качестве специалистов чаще всего должностными обязанностями не предусмотрено, однако в законодательстве (прежде всего о прокуратуре Российской Федерации) содержится требование об обязательности выделения специалистов.

Можно выделить практические рекомендации для руководителей органов финансового контроля при принятии решений о выделении сотрудников в качестве специалистов для участия в прокурорском надзоре.

Выделение сотрудников для участия в качестве специалистов в прокурорском надзоре должно осуществляться только на основании письменных обращений руководителей органов прокуратуры и следствия, в которых должны быть указаны основные вопросы, требующие разрешения специалистом, а также предполагаемое время, которое необходимо для разрешения указанных вопросов.

В случае принятия решения о выделении специалиста рекомендуется издать приказ о направлении сотрудника для участия в качестве специалиста в прокурорском надзоре, а также оформить направление, указав фамилию, имя, отчество сотрудника, его должность, наименование органа, в который направляется сотрудник, и срок его работы в качестве специалиста.

Руководитель органа финансового контроля, направляя сотрудника для участия в качестве специалиста в прокурорском надзоре и выдавая направление, тем самым подтверждает, что работник, направляемый в качестве специалиста, как физическое лицо обладает специальными знаниями и практическим опытом, приобретенными в органе финансового контроля, компетентен и способен выполнить работу, предусмотренную должностным регламентом указанного сотрудника, а именно оказать содействие в разрешении вопросов, относящихся к компетенции органа финансового контроля.

Руководители органов финансового контроля могут выделять сотрудников для участия в прокурорском надзоре в качестве специалистов по обращениям прокурора в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» для выяснения возникших вопросов при осуществлении органами прокуратуры надзорных функций за соблюдением законодательства. При этом следует иметь в виду, что процедура направления и привлечения сотрудника в качестве специалиста, оформления его заключения либо других результатов участия специалиста в прокурорском надзоре законодательством в настоящее время не установлена, подобная практика не обобщена. Основная функция специалиста, который участвует в прокурорском надзоре, - оказание содействия в обнаружении нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

По аналогии с положениями об участии специалиста в процессуальных действиях, предусмотренных ч. 3 ст. 58, ч. 5 ст. 164, ч. 1 ст. 168 УПК РФ, следует иметь в виду, что прокурор, привлекая специалиста, должен самостоятельно удостовериться в его личности и компетентности, способности оказать содействие в разрешении возникших вопросов, разъяснить ему права и ответственность, порядок осуществления действий, способ оформления результатов участия специалиста в прокурорском надзоре (устные пояснения, письменное оформление в виде справки, заключения и т.п.).

На время участия работника в прокурорском надзоре в качестве специалиста ему сохраняется заработная плата, а также обеспечивается возмещение других расходов, компенсируемых при выполнении им должностных обязанностей по месту постоянной работы, в связи с чем органу прокуратуры желательно сделать соответствующую отметку в направлении об участии сотрудника в качестве специалиста.

Заключение

По итогам исследования можно выделить основополагающие выводы:

Прокуратура вправе требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначение специалиста как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором.

Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств и исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию В качестве специалистов привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров).

Полномочие о выделении специалистов прокуроры чаще реализуют путем направления в адрес руководителя соответствующего органа письменного требования с просьбой направления в распоряжение прокурора того или иного специалиста.

Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыми негосударственными органами (структурами), подлежат материальному вознаграждению в виде выплаты гонораров.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. //Российская газета, 19 января 2009 г.

.Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2201-1 от 17.01.1992 (в ред. от 28.11.2009) // Российская газета. 1992. 18 февраля.

.Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. // СЗ РФ. 206. №19. Ст. 2060.

.Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. - М. 2008. 165 с.

.Ергашев Е.Р. Представление в порядке осуществления прокурорского надзора // Информационный бюлютень Уральской транспортной прокуратуры 2008. № 1

.Ергашев Е.Р., Бывальцева С.Г. Межотраслевые принципы прокурорского надзорно-охранительного права // Проблемы правового регулирования экономики современной России: Материалы 10-й научно-практической конференции (апрель 2007 г.) Екатеринбург, УрГУ, 2007.

.Маслова, С.В. Актуальные вопросы привлечения специалистов к проведению прокурорских проверок исполнения законодательства, регулирующего управление и распоряжение федеральной собственностью //Вестник Московского университета МВД России. - 2011. - № 11. - С.178 -180.

.Маслова, С.В. Вопросы тактики и методики проведения прокурорских проверок исполнения законодательства, регулирующего управление и распоряжение федеральной собственностью //Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). - С. 320 - 325.

.Прокурорский надзор в Российской Федерации /Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2008. 320 с.

10.Трикс А.В. Справочник прокурора. СПб.: Питер Пресс, 2007. 144 с.

Похожие работы на - Участие специалистов в прокурорских проверках

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!