Управление системой образования на региональном и муниципальном уровнях

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    382,58 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление системой образования на региональном и муниципальном уровнях

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Астраханский государственный университет)

Допускается к защите

«___»_____________2013г.

зав. кафедрой ______Усачева Л.В.


ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

«Управление системой образования на региональном и муниципальном уровнях (на примере Астраханской области)»

Выполнил:

студент гр. ГУ-62

специальность

«Государственное и

муниципальное управление»

Гриценко А.В.

Научный руководитель:

к.э.н., доцент кафедры

государственного и муниципального управления, учета и аудита

Азизова Е.А.

Астрахань - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

.1       Сущность и структура системы образования

.2 Организация и осуществление управленческой деятельности над системой образования

.3       Концепция отраслевой целевой программы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011 - 2015 годы

ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Общие положения деятельности Министерства образования и науки Астраханской области

.2 Общие положения деятельности городского и районных отделов образования Астраханской области

.3 Анализ и оценка состояния образовательных учреждений Астраханской области за 2009-2011годы

.4 Оценка состояния и развития системы образования на территории Астраханской области

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Разработка рекомендации по модернизации системы образования Астраханской области

.2       Концептуальные основы развития системы образования Астраханской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Образование решает такую главную государственную задачу, как воспроизводство человеческого капитала. Значит, оно должно быть доступным, качественным и конкурентоспособным. Именно образование определяет состояние рынка труда и уровень социально-экономического развития общества.

Одной из первоочередных задач модернизации системы управления образованием является перераспределение и уточнение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления. С одной стороны, расширение прав и повышение ответственности региональных и местных органов и самих образовательных учреждений, а с другой, усиление ответственности федеральных органов власти за оптимальное функционирования системы образования в Российской Федерации.

Особенностью современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной системы образования человек должен раскрыть свой творческий потенциал, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

Главное направление деятельности региональных и местных органов управления - развитие региональных образовательных систем на основе государственных требований, местных социально-экономических условий, национальных и культурно-исторических особенностей, необходимости различных типов и видов образовательных учреждений и услуг.

Так, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов на конференции от 4 октября 2012 года предложил своим коллегам из регионов обсудить проект новой Государственной федеральной программы «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы.

Программа состоит из четырёх «подпрограмм»:

-    «Развитие профессионального образования»;

-             «Развитие дошкольного, общешкольного и дополнительного образования»;

-             «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»;

-             «Вовлечение молодёжи в социальную политику государства».

К 2020 году в России должно появиться как минимум 5 университетов, которые войдут в первую сотню лучших в мировом рейтинге.

Среднее профессиональное образование передано на региональный уровень. Именно областным властям предстоит разработать программу развития сузов, опираясь на потребности именно своего рынка труда. Для Астраханской области актуальными будут судоремонтные, судостроительные, сельскохозяйственные специальности.

Планируется повысить доступность образования для лиц, с ограниченными возможностями здоровья за счёт дистанционного обучения, увеличить, как число студентов, стажирующихся в ведущих зарубежных вузах, так и количество студентов-иностранцев, обучающихся в России. Это лишь малая часть вопросов, рассмотренных на совещании. Какие будут результаты - покажет время.

Актуальность темы исследования определяется тем, что образование является важнейшей подсистемой социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков в целях эффективного их использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства.

Объектом исследования является Министерство образования и науки Астраханской области.

Предметом исследования является управление системой образования на региональном и муниципальном уровнях Астраханской области.

Целью дипломного проекта является анализ управления системой образования и разработка предложений по совершенствованию системы образования на региональном и муниципальном уровнях.

Для реализации цели, поставленной в дипломном проекте, необходимо решить следующие задачи, определившие логику и структуру исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях;

.   Выявить основные направления развития системы образования в Астраханской области;

3.       Дать характеристику деятельности министерства образования и науки Астраханской области;

.        Оценить состояние и развитие системы образования в Астраханской области;

.        Выявить основные проблемы системы образования Астраханской области;

.        Разработать рекомендации по модернизации системы образования Астраханской области.

При написании дипломного проекта были использованы материалы отчетов Администрации г. Астрахани и Управления образованием и науки администрации МО «Город Астрахань», доклад Губернатора Астраханской области, закона Российской Федерации "Об образовании" <#"598569.files/image001.gif">

Рисунок 3. Соотношение численности детей и число мест в дошкольных учреждениях

Ситуация по дефициту свободных мест сложилась по ряду причин: рост рождаемости и сокращение сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования; несовершенная региональная нормативная правовая база, регулирующая вариативное развитие сети образовательных учреждений.

2.       Общеобразовательные учреждения Астраханской области. Система образования Астраханской области включает в себя 332 общеобразовательных учреждений, из них 99 учреждений в городе Астрахань, и 233 учреждения по районам Астраханской области (см. таблицу 4 и таблицу 5)

Таблица 4.

Общеобразовательные учреждения

№ п/п

Год



2009

Удел. вес,%

2010

Удел. вес,%

2011

Удел. вес, %

1

Число общеобразовательных учреждений, шт. - всего:

338

100

332

100

332

100

из них:

- дневные общеобразовательные учреждения, шт.

322

95,3

318

95,8

318

95,8

- вечерние общеобразовательные учреждения, шт.

16

4,7

14

4,2

14

4,2

2

Численность обучающихся, тыс. чел - всего:

101,5

100

101,5

100

102,6

100

из них:

- численность обучающихся на дневном отделении, тыс.чел.

97,0

95,6

97,9

96,5

99,2

96,7

- численность обучающихся на вечернем отделении, тыс. чел.

4,5

4,4

3,6

3,5

3,4

3,3


Таблица 5.

Общеобразовательные учреждения по г.Астрахани и районам АО

Наименование

Число общеобразовательных учреждений, шт.

Численность обучающихся, тыс. чел.


2009 год

2010 год

2011 год

2009 год

2010 год

2011 год

г.Астрахань

94

94

99

49,2

50,3

районы области:

Ахтубинский муниципальный район

26

25

25

7,2

7,1

7,1

в т.ч. город Знаменск

8

11

11

3,0

3,3

3,2

Володарский муниципальный район

34

34

32

6,0

5,9

5,7

Енотаевский муниципальный район

17

17

16

2,9

2,8

2,8

Икрянинский муниципальный район

22

22

22

4,4

4,3

4,4

Камызякский муниципальный район

27

27

27

5,3

5,3

5,2

Красноярский муниципальный район

21

19

18

4,4

4,2

4

Лиманский муниципальный район

21

20

20

3,7

3,6

3,3

Наримановский муниципальный район

21

20

17

4,2

3,8

3,9

Приволжский муниципальный район

20

17

19

4,1

4,3

Харабалинский муниципальный район

16

15

15

4,9

4,5

4,4

Черноярский муниципальный район

11

11

11

2,2

2,1

2,1

ВСЕГО:

338

332

332

101,5

101,5

102,6


На основании данных таблицы 4 и таблицы 5 можно сделать следующий вывод: сеть муниципальных общеобразовательных учреждений Астраханской области в 2011 году, осуществляющих образовательный процесс насчитывала 332 учреждения, число которых сохранилось по сравнению с предыдущим годом, и уменьшилось по сравнению с 2009 году на 6 учреждений, это связано с ликвидацией школ в муниципальных районах города Астрахани.

В 2011 году в данных учреждениях обучалось на 1,1 тысяч обучающихся больше, по сравнению с предыдущими годами и составляло 102,6 тысяч учащихся, при этом как, в 2010 и 2009 годах - 101,5 тысяч обучающихся.

В 2011-2012 учебном году в городе Астрахани наблюдается рост численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях за счет улучшения демографической ситуации и миграции населения из сел. Количество обучающихся в сравнении с 2009-2010 и 2010-2011 учебными годами увеличилось на 3,3 и 2,2 тысяч человек соответственно.

В целом по районам Астраханской области в 2011-2012 учебном году наблюдается сокращение численности обучающихся по сравнению с 2009-2010 и 2010-2011 учебными годами на 2,2 и 1,1 тысяч человек, это может быть связано с переездом молодых семей из сельской местности в город, после достижения ребенком 7 лет. Так, например, в Лиманском районе наблюдается сокращение из года в год численности учащихся, в 2011 году там снизилось на 0,4 тысяч человек по сравнению с 2009 годом и на 0,3 тысяч человек - с 2010 годом.

Доля, занимаемых в системе образования общеобразовательных учреждений Астраханской области за 2009-2011 годы представлена на рисунках (см. рисунке 4, рисунке 5 и рисунке 6).

Рисунок 4. Удельный вес общеобразовательных учреждений в целом по Астраханской области и г.Астрахань за 2009 год

Рисунок 5. Удельный вес общеобразовательных учреждений в целом по Астраханской области и г.Астрахань за 2010 год

Рисунок 6. Удельный вес общеобразовательных учреждений в целом по Астраханской области и г.Астрахань за 2011 год

Как видно, из приведенных выше графических диаграмм, самую большую долю в системе общего образования занимает г. Астрахань в 2011 году - 31%, в 2010 и 2009 годах по 29 %. В целом районы Астраханской области занимают в 2011 году - 69 %, в 2010 и 2009 годах по 71%. Таким образом, первое место по числу образовательных учреждений среди муниципальных районов занимает Володарский муниципальный район, который в 2011 году занимает 10%, на втором месте расположились Ахтубинский и Камызякский муниципальные районы у них по 8%, далее Лиманский и Привожский районы - 6%, потом Енотаевский, Красноярский и Наримановский районы - 5%, следующий - 4% Харабалинский район и последнее место занимают Черноярский район и город Знаменск у них по 3%.

.        Начальное профессиональное образование Астраханской области. Региональная система начального профессионального образования (НПО) Астраханской области в 2009 году включала 13 учебных заведений: 10 профессиональных училищ и 3 профессиональных лицеев; в 2010 году включала 10 учебных заведений: 7 профессиональных училищ и 3 профессиональных лицеев; в 2011 году включала 12 учебных заведений: 8 профессиональных училищ и 4 профессиональных лицеев (см. таблицу 6 и таблицу 7).

Таблица 6.

Образовательные учреждения начального профессионального образования

Показатели

Год

Отклонение (+/-) 2011 г. к 2009 г.

Отклонение (+/-) 2011 г. к 2010 г.


2009

2010

2011



Число образовательных учреждений начального профессионального образования, ед. - всего:

13

10

12

-1

+2

из них:

- профессиональные училища, ед.

10

7

8

-2

+1

- профессиональные лицеи, ед.

3

3

4

+1

+1


Таблица 7.

Образовательные учреждения начального профессионального образования по г.Астрахани и районам области за 2011 год

Наименование

Показатели


Число образовательных учреждений начального профессионального образования, ед.

Профессиональные училища, ед.

Профессиональные лицеи, ед.

г.Астрахань

3

4

районы города

Харабалинский муниципальный район

1

1

-

Красноярский муниципальный район

1

1

-

Камызякский муниципальный район

1

1

-

Лиманский муниципальный район

1

1

-

Икрянинский муниципальный район

1

1

-

ВСЕГО:

12

8

4


На основании данных, приведенных в таблице 6, можно увидеть, что количество образовательных учреждений начального профессионального образования в 2011 году сократилось по сравнению с 2009 годом на 1 учреждение и равняется 12 единиц, а по сравнению с 2010 годом увеличилось на 2 учреждения. Сокращение числа НПО произошло в связи с реорганизацией в 2010 году профессиональных училищ, путем присоединения их к образовательному учреждению, реализующему программу высшего профессионального образования.

Согласно таблице 7 видно, что только в пяти муниципальных районах находятся по одному профессиональному училищу, при этом как основная масса училищ и лицеев находится в г. Астрахань, это говорит о том, что начальное профессиональное образование в районах Астраханской области не развито, а значит учащиеся вынуждены поступать в учреждения, находящиеся в городе, при этом в большей мере неся финансовые затраты.

.        Среднее и высшее профессиональное образование Астраханской области. Региональная система среднего профессионального образования (СПО) Астраханской области включает в себя 15 учреждений, в том числе 10 филиалов государственных ссузов, расположенных в населенных пунктах Астраханской области (п. Володарский, с. Байбек, г. Харабали, р. п. Лиман, р. п. Красные Баррикады, г. Нариманов, г. Ахтубинск, г. Знаменск) (см. таблицу 8).

Таблица 8.

Учреждения среднего профессионального образования

Показатели

Год


2009

2010

2011

Число образовательных учреждений среднего профессионального образования, ед.

15

15

15

Численность студентов, обучающихся в учреждениях СПО, тыс. чел.

19,8

19,6

19,9


По данным таблицы 8 видно, что количество образовательных учреждений, реализующих среднее профессиональное образование за 2009 - 2011 года не изменилось и составляет 15 учреждений, при этом численность студентов, обучающихся в данных учреждениях в 2011 году увеличилось на 0,1 тыс. чел по сравнению с 2009 годом и на 0,3 тыс. человек по сравнению с 2010 годом и стала составлять 19,9 тыс.человек. Такие показатели говорят, о том, что в Астраханской области на сегодняшний момент уделяется большее внимание студентов среднему и высшему профессиональному образованию.

Региональная система высшего профессионального образования включает в себя 1 учреждение - ГАОУ АО ВПО «Астраханский инженерно-строительный институт». Число укрупненных групп специальностей (УГС), реализуемых в Институте основных образовательных программ высшего профессионального образования, равно 10 (см. рисунок 7 и рисунок 8)

Рисунок 7.Основные образовательные программы реализуемые вузом за 2009 - 2011 годы

Рисунок 8. Доля приведенного контингента студентов по УГС

Большая часть студентов г.Астрахани, как показано на рисунке 8, обучается по образовательным программам группы «Промышленное и гражданское строительство» что составляет 30%, это объясняется ориентацией вуза на потребности потенциальных работодателей и востребованностью специалистов с высшим профессиональным образованием технического профиля.

Таким образом, проведя анализ образовательной деятельности по всей ее структуре, можно сделать следующий вывод: проблема доступности услуг дошкольного образования в Астраханской области остается актуальной на сегодняшний момент, так в очереди в 2011 году 2841 ребёнка в возрасте от 2 до 7 лет не обеспечены местами в детских садах, кроме того в Астраханской области на сегодняшний момент развивается среднее и высшее профессиональное образование, по сравнению с начальным профессиональным образованием, то есть студенты предпочитают получить специальности в области управления, например: инженер, менеджер, экономист, юрисконсульт и так далее, избегая получения разряда в области рабочего класса (маляр, повар, сварщик).

2.4 Оценка состояния и развития системы образования на территории Астраханской области

Деятельность Министерства образования и науки АО, Управления по образованию и науки администрации МО «Город Астрахань», а также районными отделами образования АО была направлена на модернизацию региональная и муниципальная системы образования, дальнейшее развитие прогрессивных форм, направлений образовательного процесса и воспитания подрастающего поколения, а также на реализацию мероприятий по внедрению современных информационно-коммуникативных технологий.

Так, например, в целях удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования, были реализованы меры, направленные на увеличение мощности сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В рамках этого открыты дополнительные группы в уже функционирующих ДОУ на 325 мест, начал функционировать детский сад №134 по ул. Космонавтов, 4 на 180 мест, в здании которого с 2001 года размещался центр дополнительного образования.

По поручению губернатора А.А. Жилкина 7 ноября 2011 года в Астраханской области была разработана долгосрочная целевая программа «Развитие инфраструктуры сети дошкольных образовательных учреждений Астраханской области на 2012-2016 годы и на перспективу до 2023 года».

Ежегодно, согласно данной целевой программе в регионе появится около 350-500 мест в дошкольных образовательных учреждениях. Однако такое количество не позволяет удовлетворить потребность. Составители программы посчитали, что при таких темпах пополнения сети детских садов проблема с нехваткой мест может быть решена только через 45 лет. Выход из сложившейся ситуации увидели в строительстве детских садов на условиях программы государственно - частного инвестиционного партнерства. Суть ее в том, что муниципальные образования заключают договор с инвестором. А деньги, потраченные на строительство, муниципалитет возвращает в течение определенного периода посредством арендных платежей. После завершения аренды объект переходит в муниципальную собственность. Отбор муниципальных образований будет проводиться, исходя из наличия коммунальной инфраструктуры, пригодной для строительства детских садов.

Кроме того, планируется расширить муниципальную сеть дошкольных образовательных учреждений через создания новых мест дошкольного образования путем реконструкции образовательных учреждений.

Школа является критически важным элементом в образовательном процессе. Важнейшими целями развития сети общеобразовательных учреждений Астраханской области являются: обеспечение полноты предоставляемых сетью образовательных услуг с учетом их территориальной доступности; повышение адекватности образовательных услуг, предоставляемых сетевыми элементами, потребностям обучающихся; рациональное использование ресурсов в сети общеобразовательных учреждений. На основании этого Д.А. Медведев утвердил 4 февраля 2010 года Пр-271 национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», реализация которой запланирована на 2011-2019 годы.

Новая школа выступает, как институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Для Астраханской области тоже имеет важное значение образовательная инициатива «Наша новая школа», которая так востребована современной системой образования - она определяет ключевые приоритеты развития современной российской школы и отражает наиболее значимые принципы и подходы к ее модернизации в современных условиях. И только от подготовленности, целевых установок педагогического сообщества и миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

«Наша новая школа» объединяет многие проекты, реализующиеся на протяжении последних лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования, приоритетного национального проекта «Образование» и включает в себя пять основных направлений. Это:

.Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны способствовать новые образовательные стандарты.

. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.

. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.

. Облик школ должен измениться, нужны новые принципы работы, которые сделают пребывание в школе максимально комфортным.

. Приоритет - здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья детей.

В Астраханской области благодаря реализации Комплексного проекта модернизации образования создан прочный фундамент для успешной реализации всех 5 направлений, сформулированных Президентом в проекте «Наша новая школа». Так в ходе реализации данного проекта уже завершено строительство средней общеобразовательной школы в с. Солянка Наримановского района на 500 мест. Открыто новое государственное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия» на 120 мест. Проведены противоаварийные мероприятия в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Капитальный ремонт произведен в 15 общеобразовательных учреждениях региона, в том числе в девяти областных специальных (коррекционных) школах-интернатах, трех областных и трех муниципальных общеобразовательных учреждениях. Приобретены 22 единицы школьного автотранспорта.

Развитие учительского потенциала и педагогического образования Астраханской области - еще один приоритет «Нашей новой школы». Учитель должен стать ключевой фигурой. Обладать деятельным подходом к работе и новыми технологиями. Конечно, такой труд подразумевает достойное материальное вознаграждение и систему стимулов. Конечная цель - не только повысить качество учительского труда, но и привлечь в школы молодых педагогов. В общеобразовательных школах области сегодня занято около 12,0 тыс. педагогических работников. Около 70% из них имеют высшее профессиональное образование, 80% аттестованы на квалификационные категории. Практически все руководители школ имеют высшее образование, около 10% школьных администраторов имеют дополнительное профессиональное образование менеджера.

Начальное профессиональное образование - подсистема системы образования России, реализующая профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку дипломированных работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности.

Главной целью начального профессионального образования является обеспечение права граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, удовлетворение потребностей населения в профессионально - образовательных услугах соответствующего уровня с учетом состояния и тенденций развития рынка труда.

В Астраханской области осуществляется контроль качества профессиональной подготовки, и реализации стандартов начального профессионального образования в ходе аттестации учреждений, проведения конкурсов профессионального мастерства по специальностям мастер отделочных работ, парикмахер, повар, вышивальщица, портной, сварщик, судостроитель.

Несмотря на это, на сегодняшний момент все больше внимания уделяется развитию среднего и высшего профессионального образования.

Одной из категорий граждан, ежегодно пополняющих рынок труда, являются выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. В органы службы занятости области за содействием в поиске работы с начала 2010 года обратились 2,4 тыс. выпускников учреждений профессионального образования. Возможности их трудоустройства весьма ограничены существующим дисбалансом потребности рынка труда и объемами подготовки кадров учреждениями профессионального образования различного уровня, расположенными на территории Астраханской области, отсутствием стажа и опыта работы у молодых специалистов, требуемого работодателем уровня квалификации, территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В условиях финансово-экономического кризиса и посткризисного периода проблемы трудоустройства молодежи будут сохраняться. Решению данной проблемы способствует организация стажировок выпускников учреждений образования, в том числе в рамках инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации на территории Астраханской области в 2011 году. С целью модернизация системы профессионального образования была разработана Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, обеспечивающая подготовку и переподготовку кадров по широкому перечню специальностей, необходимых для развития Астраханской области. Обеспечение подготовки кадров для нефтегазовой отрасли, судостроения, энергетики, агропромышленного комплекса, туризма, культуры, строительства и архитектуры и ряда других специальностей для всего Каспия; подготовка высших управленческих кадров для Каспия; развитие партнерских связей с ведущими предприятиями отраслей, относящихся к базовому сектору; приведение систем подготовки кадров в соответствие с системами работы с человеческими ресурсами ведущих компаний основных секторов; развитие систем непрерывного образования; реформирование учебного процесса в соответствии с международными стандартами подготовки кадров; обеспечение академической мобильности в рамках образовательных и исследовательских сетей; активный маркетинг, направленный на привлечение абитуриентов в бакалавриат и специалитет, учащихся - в магистратуру, аспирантуру и докторантуру вузов области; создание проектных центров и центров подготовки кадров для ключевых секторов.

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Разработка рекомендаций по модернизации системы образования Астраханской области

Проблема в сфере образования в Астраханской области является не менее актуальной по сравнению с другими регионами России. После рассмотрения всех этапов образовательного процесса, можно привести наиболее актуальные проблемы и их решения.

В результате исследования был выявлен ряд проблем, оказывающих отрицательное влияние на развитие образования в Астраханской области. К ним относятся:

)        Изменение системы оценки знаний учащихся, введение ЕГЭ;

)        Слабая материально-техническая база школ;

)        Низкая квалификация педагогов;

)        Отсутствие мотивации у учащихся;

)        Недостаток кадров;

)        Слабая преемственность между этапами образования.

Так, например, в городе Астрахани был проведен опрос жителей на тему, какие из перечисленных проблем в системе астраханского образования, на ваш взгляд, сегодня стоят наиболее остро?

При анализе полученных ответов респондентов на задаваемые вопросы были получены результаты, представленные на рисунке 9.

Рисунок 9. Результат опроса о проблемах в образовании

На основании данного опроса, можно сделать вывод, что наиболее острым вопросом в области астраханского образования является отсутствие мотивации у учащихся, что составляет 29% из 100%. Не менее важным для людей является изменение системы оценки знаний учащихся (ЕГЭ) и слабая материально-техническая база школ, они составляют по 25% каждый. Актуально для астраханцев является отсутствие кадров и низкая квалификация педагогов, которые составляют по 8 %. Последней, а также важной проблемой является слабая техническая подготовка в образовательных учреждениях на всех этапах образования, данная проблема занимает 5%.

Предложения по решению проблем:

) Больше уделять внимание мотивации у учащихся. Мотивация учащихся во многом зависит от преподавателя. Если он пользуется заслуженным авторитетом, интересно объясняет материал, умеет общаться с детьми, это отлично стимулирует школьников изучать предмет. Им хочется, чтобы учитель обратил на них внимание, оценил их знания и рвение. Кроме того, эта же проблема охватывает и студентов, для всех без исключения (отличников или нет), например, можно организовывать выездные мероприятия, при этом совмещать с учебным материалом. И у школьников и у учащегося и у студентов, появиться возможность наглядно запоминать изученный материал.

2) Отменить систему оценки знаний учащихся, по ЕГЭ. Для того чтобы решить проблемы с ЕГЭ, можно его отменить вовсе. Раньше до его введения учащиеся сдавали экзамены по окончании школы, а после поступали в интересующий их институт или колледж, сейчас многие пытаются избежать ЕГЭ и уходят сразу после окончания 9 классов, самое печальное, что на этом фоне часто проигрывается «черный» сценарий: подростковые суициды, расшатанная нервная система выпускников.

3) В достатке снабжать материально-технической базой школ. Что касается материально-технической базы образовательных учреждений, то необходимо создать такие условия, чтоб и преподаватели и учащиеся стремились к отдаче и познанию. Необходимо в этих целях внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения, например, обеспечить современной оргтехникой (в части не только компьютерами, но и проекторами, выходом в сеть интернет). Все это будет способствовать созданию оптимальных условий для обучения.

) Усиленное привлечение кадрового состава образования, повысить квалификацию педагогов. Для решения данной проблемы следует обеспечить все без исключения учебные заведения (в городе Астрахани и районах Астраханской области) современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; разработать современную систему стимулирования труда работников образовательных учреждений, создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

) Слабая преемственность между этапами образования. Это проявляется вследствие того, что некоторые учреждения не могут предоставить должного образования из-за проблем, обозначенных выше. Слабая программа, давно устаревшая и не развитая.

Сегодня все говорят, о необходимости более пристального внимания к проблемам детей. Никто не станет отрицать, что нашему государству нужны умные, образованные и начитанные учащиеся, так как завтра именно им предстоит обустраивать Россию, и чем они будут умнее и образованнее, тем больше принесут пользу своей Родине. Но реформируя систему образования, реформаторы очень редко прислушиваются к мнению самих учащихся.

Сегодняшняя система школьного образования неэффективна и даже, потому что методы преподавания давно устарели. Не говоря ни об объёме преподаваемых предметов, ни о самой программе.

Предлагаю изменить следующее. Нужно немедленно во всех школах отменить любые домашние задания. Это наносит очень большой вред и образованию, и здоровью ученика. Кроме того, процесс проверки домашних заданий отбирает уйму времени у учителей, что тоже не идет никому на пользу.

) Все уроки в школе проводить только парами. То есть подряд две литературы, две истории, два русских, две биологии и так далее. На первом уроке учитель учит, на втором - проверяет, как ученики усвоили материал. Второй урок из пары может быть просто опросом или, допустим, контрольной работой. Ученик на первом уроке будет более внимательно слушать учителя, ведь его уже на следующем уроке будут спрашивать. Какой толк в домашнем задании, если ученик его не выполнит, просто не разобрался в вопросе, а спросить было не у кого, учитель не войдет в положение, поставит двойку, что ещё больше усугубит положение учащегося. Другое дело, когда на втором уроке из пары обсуждается всем классом новый материал, и любой ученик может тут же получить дополнительную консультацию.

) Сделать вместо 5-7 уроков в день, а 8-9. В школе есть столовая, перемены, можно пойти на улицу, подышать свежим воздухом. Разница будет не велика, от того что увеличится количество уроков, если ученик выполняет домашнее задание дома, только с меньшей для себя пользой. На наш взгляд качество образования, безусловно, повысится. Стоит провести эксперимент. Взять по 1-2 школы в области и провести эту программу один учебный год. После организовать соревнования между школами - результат будет заметен.

3.2 Концептуальные основы развития системы образования Астраханской области

Изложенные выше теоретические и практические аспекты функционирования системы образования, на наш взгляд, дают достаточно объективное представление о состоянии и развитии системы образования в Астраханской области. Структурно предлагаемая Концепция содержательно состоит из следующих направлений, приведенных на рисунке 10.

Рисунок 10. Концептуальные основы развития системы образования Астраханской области

. Обновление содержания образования на муниципальном уровне.

Повышение качества образовательных услуг, адаптивность образования к рыночному спросу предполагает:

-    совершенствование обучения в сельских школах путем улучшения кадрового и учебно-методического обеспечения;

-       обеспечение новейшими технологиями всех уровней и ступеней образования;

-       в начальном образовании - использование различных по срокам и методам вариантов обучения с учетом психофизических особенностей и здоровья детей;

-       постепенный переход массовой школы на изучение английского языка с младших классов, стимулирование изучения второго языка стран, установивших прочные экономические и культурные отношения с Астраханской областью;

-       создание гуманитарных и естественнонаучных центров, научно-образовательных производственных комплексов, технопарков и техноцентров.

2    Совершенствование экономических отношений и социальных гарантий участников:

-    разработать региональные, реально обеспеченные нормативы финансирования содержания и развития деятельности образовательных учреждений Астраханской области;

-       внедрить механизм многоканального финансирования каждого учебного заведения, включающий в себя следующие основные источники: федеральное и региональное финансирование, плата за обучение, доходы от аренды образовательной собственности, реализация собственной продукции, спонсорские и попечительские средства;

-       разработать эффективный механизм налогообложения для местного бизнеса, способствующий инвестициям в образование;

3    Улучшение воспитательной работы и здоровья детей.

Важнейшей задачей школы и общества должно стать укрепление здоровья детей и обеспечение их правильного и полноценного питания. В этих целях необходимо обеспечить:

-    подготовку специальных кадров по воспитательной работе (психологов, социальных педагогов, классных воспитателей) и переподготовку действующего медперсонала;

-       совершенствование сети внешкольных и оздоровительных учреждений;

-       введение региональных нормативов питания детей начальной школы и обеспечение их выполнения;

-       создание службы психоаналитической помощи и бытовой детской реабилитации в крупных школах и межшкольных объединениях;

-       введение общественной экспертизы проектов строящихся и действующих микрорайонов, предусматривающей пропорциональное создание детских комплексов для занятий спортом.

. Совершенствование управления и правового регулирования:

-    создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

-       расширение образовательных возможностей граждан;

-       комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

-       обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Основными потребителями услуг системы образования Астраханской области являются:

-    государство в лице органов государственной власти;

-       муниципальные сообщества в лице родителей, органов местного самоуправления;

-       учащиеся;

-       взрослые потребители образовательных услуг;

-       работодатели, как опосредованные потребители образовательных услуг.

Внешняя среда позволяет сформулировать следующую группу запросов и потребностей (см. таблицу 9).

Таблица 9.

Потребности потребителей услуг системы образования Астраханской области

Субъекты внешней среды

Запросы и потребности

1.Доступность качественного образования при эффективном использовании ресурсов 2.Обеспечение функциональной грамотности 3.Формирование ключевых компетенций

Муниципальное образование

1. Обеспечение муниципального кадрового заказа 2. Эффективное использование ресурсов

Родители

1.Качественная подготовка к дальнейшему профессиональному образованию 2. Психофизическая безопасность детей 3.Обеспечение разнообразия образовательных услуг и удовлетворения образовательных интересов детей 4. Обеспечение здоровья детей 5. Участие в принятии решений 6. Доступ к ресурсам системы

Учащиеся

1.Обеспечение психофизиологической комфортности 2.Качественная подготовка к дальнейшему профессиональному образованию 3.Удовлетворение разнообразия интересов 4.Обеспечение самоуважения и признания 5.Возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий

Взрослые потребители образовательных услуг

1.Дополнительные образовательные услуги 2.Оздоровительные услуги 3.Досуговые услуги 4.Доступ к ресурсам системы

Работодатели

1. Обеспечение функциональной грамотности 2. Формирование ключевых компетенций 3.Воспитание в будущих работниках самостоятельности, ответственности, умения принимать решения


Существуют основные мероприятия в сфере образования по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина:

1.   Мероприятия по изменению организационно - финансовых механизмов системы образования, к которым можно отнести: повышение квалификации руководителей муниципальных органов управления образованием, педагогического состава работников и бухгалтеров общеобразовательных учреждений;

2.       К мероприятиям по оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений Астраханской области и изменениям структуры управления системой образования относятся: создание "пилотных" образовательных округов, мониторинг потребностей профильных направлений и реструктуризация сети учреждений начального профессионального образования, все это будет способствовать исключению затрат бюджетных средств на подготовку невостребованных в государственном секторе кадров, возможности определения госзаказа на подготовку кадров по профессиям, востребованным на рынке труда;

Структурные изменения системы образования. Реформирование структуры системы образования можно добиться, например, за счет создания условий для получения качественного образования учащимися Астраханской области не только в учебных заведениях города и области, но и так же центральных вузах страны и за рубежом. То есть студенту, который стремиться в развитии своих способностей в учебе, предоставляется перспектива обучения, повышения и расширения кругозора, а также возможности трудоустройства и начала карьеры в престижных вузах страны и за границей. Изменение структуры системы образования предполагает, и интенсивное развитие международных связей региона в образовательной сфере.

Совершенствование международной деятельности в сфере образования включает стимулирование и оказание поддержки со стороны региональных лидеров и бизнеса образовательным заведениям в установлении и развитии международных контактов и обмене учащимися, студентами, учителями и преподавателями, кроме этого, возможно дополнительно открытие гимназий и лицеев с углубленным изучением не одного профильного иностранного языка, а в совокупности с несколькими.

3.   Мероприятия по повышению эффективности кадрового обеспечения системы образования включают себя: разработка механизма мониторинга педагогического сообщества по вопросам повышения квалификации; разработка модели повышения квалификации для работников социальной сферы, создание альтернативных моделей повышения квалификации; проведение мониторинга образовательных потребностей субъектов внешней среды и экономики области. Данные мероприятия дадут реальную картину востребованности видов и форм повышения квалификации, а также наличие перечня потребностей субъектов внешней среды для его максимального учета во всех образовательных учреждениях Астраханской области, наличие в министерстве образования перечня образовательных потребностей населения, "карты" распределения таких потребностей для изменения содержания и реструктуризации сети, перераспределения ресурсов;

4.       Мероприятия по развитию общественной составляющей в управлении муниципальной системой образования включают в себя: организация постоянно действующих семинаров; проведение PR-кампании «Социальное партнерство в образовании». Ожидаемый результат: обретение нового управленческого опыта, сокращение дистанции в управлении, реальное участие общественности в управлении системой образования, участие будущих работодателей в формировании образовательной политики.

Реализация мероприятий, предложенных в Концепции, позволит создать региональную систему управления системой образования, значительно повысить эффективность ее функционирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование представляет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

Управление образованием - это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

Для решения поставленной цели дипломного проекта были рассмотрены теоретические основы управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях Астраханской области; выявлены основные направления развития системы образования в Астраханской области; дана характеристика деятельности министерства образования и науки Астраханской области; дан анализ и оценка развития системы образования в целом по Астраханской области и города Астрахани.

Комплексная модернизация системы образования Астраханской области даёт положительные результаты. В Астраханской области учителя всех первых классов обеспечены автоматизированными рабочими местами, закуплены мобильные классы. В отличие от стандартных стационарных решений, тележка-сейф наполнена мощными средствами, которые позволяют в течение нескольких минут развернуть в любом помещении беспроводную локальную сеть компьютеров и начать занятия. Такое решение дает возможность применения информационных технологий на любых уроках и в любых помещениях, а не только на занятиях информатикой в специально оборудованном классе. В декабре 2012 года средняя зарплата учителей составит 100,5 % от средней по экономике области.

В 2012 году в рамках модернизации системы образования Астраханской области из бюджетов разных уровней в систему образования будет привлечено дополнительно более 550 млн. рублей. Для муниципалитетов это даёт дополнительные возможности развития учреждений образования. Однако до сих пор город Астрахань и Харабалинский район не подписали соглашения с региональным министерством образования. «Это делает проблематичными наши попытки влить дополнительный ресурс, ведь без адекватных ответных шагов с муниципального уровня сводится на нет сама идея проекта».

По данным регионального Минобразования, в целом объём неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами в отрасли составил 747 млн. рублей, а общий объём подобных расходов в региональном образовании составил 763 млн.рублей. Однако, по мнению министра, некоторые муниципальные образования не торопятся изменять ситуацию. «В результате согласительных процедур мы получили предложения по сокращению неэффективных расходов. Только в двух районах они превышают 20 %, в остальных - от 0 до 10 %. В части общеобразовательных учреждений, где учредителями являются муниципалитеты, отмечено снижение средней заработной платы учителей».

Проект реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования нельзя воспринимать как раздачу неких бонусов. Ведь конечная цель проекта - качественное образование. И только совместные усилия дадут результат. Острая нехватка дошкольных учреждений родителям приходится вставать в очередь на место в детском саду ещё до рождения ребёнка. Для решения этой проблемы необходимо построить в Астраханской области около 40 детских садов. Учитывая темпы демографического роста, нехватка общеобразовательных школ может возникнуть через 10-12 лет. Именно поэтому сейчас все силы направлены на увеличение числа дошкольных учреждений. На сегодняшний день несколько школ области уже были преобразованы в детские сады. Таким образом, за прошедший год ещё полторы тысячи детей стали получать дошкольное образование. Но ситуация в целом остается неизменной - пока ребенок стоит в очереди на место <http://www.ocbapke.ru/> детском саду, уже наступает время идти в школу.

Цель дипломного проекта, заключающаяся в анализе управления системой образования и разработке предложений по совершенствованию системы образования на региональном и муниципальном уровнях, была достигнута. Для реализации цели, поставленной в дипломном проекте, были решены следующие задачи, определившие логику и структуру исследования:

- рассмотрены теоретические основы управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях;

выявлены основные направления развития системы образования в Астраханской области;

дана характеристика деятельности министерства образования и науки Астраханской области;

оценено состояние и развитие системы образования в Астраханской области;

выявлены основные проблемы системы образования Астраханской области, а также разработаны рекомендации по модернизации системы образования Астраханской области.

Проведенный теоретический и практический анализ инструментов и методов управления системой образования Астраханской области, позволил получить достаточно объективное представление о состоянии и развитии системы образования, что явилось фундаментальной основой для разработки концептуальных основ развития системы образования Астраханской области. Реализация мероприятий, предложенных в Концепции, позволит создать региональную систему управления системой образования, значительно повысить эффективность ее функционирования.

Список литературы

Законодательные акты

1.              Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 - ФЗ «Об образовании» (ред. от 10.07.2012 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru

2.       Постановление Правительства Астраханской области от 16.05.2005 №17-П «О министерстве образования и науки Астраханской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru

.        Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. N 21 «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации» (с изменениями от 18 мая 1998 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru

4.              Постановление Министерства образования и науки Астраханской области 18.09.2007 N 20 «Об утверждении положения и концепции развития региональной системы оценки качества образования Астраханской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru

5.              Постановление Правительства Астраханской области от 05.07.2010 276-П о концепции отраслевой целевой программы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru

6.       Распоряжение Губернатора Астраханской области от 31.01.2012 №39-р "О подготовке ежегодного доклада «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2011 году» Государственным казенным учреждением Астраханской области «Центр социально-экономического мониторинга и аналитики» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru

7.              Федеральный закон «Об Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru

Книги

8.              Беляков С.А.Модернизация образования в России: совершенствование управления. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 437 с.

9.       Беляков С.А.Новые лекции по экономике образования [Текст]; - М: МАКС Пресс, 2007 - 424 с. - (Серия: «Управление. Финансы. Образование») - 1000 экз.

Электронные ресурсы

10.           Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2009 году» подготовлен государственным учреждением Астраханской области «Центр социально-экономического мониторинга и аналитики». Выпуск №16 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.astrobl.ru

11.     Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2010 году» подготовлен государственным учреждением Астраханской области «Центр социально-экономического мониторинга и аналитики». Выпуск №17 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.astrobl.ru

.        Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2011 году» подготовлен государственным учреждением Астраханской области «Центр социально-экономического мониторинга и аналитики». Выпуск №18 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.astrobl.ru

.        Отчет о деятельности администрации Астраханской области за 2009 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://administration.astrgorod.ru

.        Отчет о деятельности администрации Астраханской области за 2010 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://administration.astrgorod.ru

.        Отчет о деятельности администрации Астраханской области за 2011 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://administration.astrgorod.ru

16.     Доклад мэра города Астрахани Боженова С.А. о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления МО «Город Астрахань» за 2009 год и их планируемых значениях на 3-летний период [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minec.astrobl.ru <http://minec.astrobl.ru/>

.        Доклад мэра города Астрахани Боженова С.А. о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления МО «Город Астрахань» за 2010 год и их планируемых значениях на 3-летний период [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minec.astrobl.ru <http://minec.astrobl.ru/>

.        Доклад мэра города Астрахани Боженова С.А. о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления МО «Город Астрахань» за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minec.astrobl.ru <http://minec.astrobl.ru/>

.        Отчет комитета по образованию и науки администрации города Астрахани за 2009 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://komitet.astobr.ru

.        Отчет комитета по образованию и науки администрации города Астрахани за 2010 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://komitet.astobr.ru

.        Отчет комитета по образованию и науки администрации города Астрахани за 2011 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://komitet.astobr.ru

.        Министерства образования и науки Астраханской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://minobr.astrobl.ru>

.        Федеральный портал Российского образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.edu.ru>

.        Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Астраханской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://astrastat.gks.ru

.        Единая Межведомственная Информационно-статистическая Система <http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxGyo_rnZJpNjfFDg3rinyoXX1kfEdkUl_b_ItT8KfTI924JgWeHTdIdXOzJn6vXwsaC_4A6dA1GBTJtkmS1NzmtJFb-YILY0pBB-uNau0AQu1jLf2u_OlJwCv5t3w8k4Oz4H977Amfmsd5VqYrOO?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxajBtY3NvaFZTbVFXdVpxZXIwWGZObUs1THhPalJJcEtEajZDdnZ1cVFDdllTN2ZpZWlzWVFnNFVvNXZsWTdwNWpocGk0Nlp4NW5f&b64e=2&sign=833bb95d9168d40a0a03ad090b8b6b00&keyno=8&l10n=ru&i=6> [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fedstat.ru

.        Федеральная служба государственной статистики <http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxGyo_rnZJn897aIXcYNx9TgwgjcM4DLL_zYKQwvoN42PtXxaep7Oj73QWQL_FFVjN81BsRcC1IAiFwlqchCPOQ2e2fbRmdAAvFQi9YGC1ffMVpbnea-c0QpDXYCtqWTrJWaDUzqA_kMjdEkQ90Xwk_92yWlqaLXfmXi2A8lWgQ?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxcm9STWtXdDRmOTdWZF9jVFZZMlp1UkNaQm51X2pMcFk5ZWVTaUh5OHFxQWVaMkpFVk9Xc3NvYTFDVG9CV0dUSVZReUd2NmNhejVN&b64e=2&sign=c8c66686920e99c9e11c72d6cee9f9a6&keyno=8&l10n=ru&i=3> [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gks.ru

.        Управление по образованию и науки администрации МО «Город Астрахань» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://komitet.astobr.ru

Похожие работы на - Управление системой образования на региональном и муниципальном уровнях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!