Приморский край в советский период
Приморский край в советский период
ЧЕРНОЛУЦКАЯ
Е.Н, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра изучения
социальной истории и социальной политики Института истории, археологии, этнографии
народов Дальнего Востока России ДВО РАН
Коллективизация и сельскохозяйственное производство в
Приморье в 30-е годы
Гражданская
война и иностранная интервенция окончились на Дальнем Востоке на два года
позже, чем в центральных районах России. 25 октября 1922 г., вытеснив за
границу остатки агонизирующих белых войск, во Владивосток вошли части
Народно-Революционной Армии Дальневосточной Республики (ДВР). В ноябре того же
года ДВР была упразднена, а Дальний Восток присоединен к РСФСР. Так, сменив
череду белых правительств, советская власть на несколько десятилетий прочно
установилась в Приморье.
В
геополитической системе советского государства Приморье, как и в
дореволюционный период, занимало место одной из составных частей российского
дальневосточного региона. В 20-е - 30-е годы под воздействием
общегосударственных территориально-административных преобразований оно
неоднократно меняло свой статус и имя.
С
1922 по 1926 г. это была Приморская губерния, которая входила в образованную на
территории бывшей ДВР Дальневосточную область (ДВО). В 1926 г. ДВО была
преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала - во
Владивостокский округ, затем (с 1932 г.) - в Приморскую и Уссурийскую области.
Административным
центром Дальнего Востока с 1923 по 1938 г. был г. Хабаровск, где размещалось
все региональное руководство, в непосредственном подчинении которого находились
и приморские власти. Лишь с 1938 г. Приморская и Уссурийская области,
преобразованные в край, напрямую стали подчиняться Москве, так как ДВК был
разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский
край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке. С
тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с
непосредственной субординацией Москве.
Приморье
является юго-восточной окраиной государства, приграничьем, форпостом России на
Тихом океане, местом соприкосновения российской и восточной цивилизаций,
неотъемлемой частью международного восточно-азиатского региона. Этот
геополитический статус Приморья в сочетании с его «советскостью» стал
источником своеобразия исторического развития края в последующие семь
десятилетий. Через Приморье Россия поддерживала контакты с Китаем, Японией, США
и другими странами. Особый отпечаток присутствию России в АТР придавала
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) с центром в г. Харбине, которая до
1935 г. находилась в совместном владении СССР и Китая. Дорога связывала
Приморье с Маньчжурией, а через нее - с сибирскими регионами России. На КВЖД
работали советские и китайские граждане.
На
советско-китайских и советско-японских (в период существования Маньчжоу-Го)
взаимоотношениях отразилось также проживание в 20-40-х гг. в Северо-Восточном
Китае большой массы российских эмигрантов (около четверти миллиона чел.),
которые ушли из России, спасаясь от власти большевиков. Они создали колонию в
непосредственной близости от границ с Приморьем, большей частью оппозиционно
настроенную советской власти, что усугубляло напряженность международных
контактов в этом регионе.
Приморский
участок дальневосточной границы с Китаем и Кореей нередко выступал
самостоятельным «персонажем» истории. Прозрачность границы в 20-е - начале 30-х
гг. способствовала разгулу в Приморье белого бандитизма. Остатки вооруженных
белых формирований, сосредоточившихся после окончания гражданской войны в
приграничных районах северо-восточного Китая, совершали регулярные вылазки на
российскую территорию, где грабили местных жителей, расправлялись с советскими
и партийными работниками. Наиболее активный период белого бандитизма
продолжался до 1926 г., пока усилиями ОГПУ, милиции и погранохраны не были
разгромлены самые крупные банды. Но проникновение в Приморье мелких
белоэмигрантских вооруженных групп продолжалось и в дальнейшем, в 30-е гг.
На
советско-китайской границе случались и более существенные военные столкновения.
Так, летом 1929 г. с китайской стороны был спровоцирован конфликт на КВЖД. Для
его погашения и защиты российских интересов на Дальнем Востоке была создана
Особая Дальневосточная Красная Армия (ОКДВА) во главе с маршалом В.К. Блюхером
(репрессирован в 1938 г.), ставшая в дальнейшем внушительным фактором военного
присутствия России на дальневосточных рубежах.
Но
чаще в 20-30-е гг. граница выступал как линия мирных контактов - экономических
и миграционных. Через нее шла приграничная торговля, в том числе контрабандная.
В
20-е годы прозрачность границы позволяла перейти в Россию тысячам корейских
иммигрантов, которые оседали в южной части Приморской губернии
(Владивостокского округа), составив в Посьетском районе (юг Приморья) до 90%
населения. Границу пересекали также и китайские иммигранты, которые, в отличие
от корейцев, приходили в Приморье, как правило, на сезонные заработки. Доля
китайцев достигала 5-10% местного населения, а в целом корейцы и китайцы в 20-е
- первой половине 30-х гг. составляли четверть населения Приморья, придавая ему
неповторимый восточный колорит. Дешевый «желтый» труд широко использовался в
сельском хозяйстве, горнодобывающей и некоторых других отраслях экономики
Приморского региона.
Уже
с начала ХХ в. Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой
территорией российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало
около 600 тыс. чел., что составляло 44% всех дальневосточников. В начале 20-х
гг. на долю Приморской губернии приходилось 52% промышленной продукции в ДВО.
Утвердившись в регионе, советская власть принялась за социалистические
преобразования и восстановление разрушенной в годы гражданской войны экономики.
В 1923-1924 гг. были национализированы ряд заводов, пищевые предприятия,
домовладения, восстановлены угольные шахты Сучана, пущены в эксплуатацию
законсервированные в войну цехи крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного
предприятия - Дальзавода, расширялась сфера действия Владивостокского торгового
порта.
Однако
присоединив Приморье к Советской России политически, в экономическом плане
Москва поначалу предоставила регион самому себе в связи с катастрофической
нехваткой государственных средств и отсутствием экономических связей
центральных районов страны с Дальним Востоком.
Поэтому
в 20-е гг., несмотря на расширение позиций государственного сектора в экономике
региона, серьезную роль здесь продолжал играть частный и иностранный капитал, а
период новой экономической политики, предусматривавшей определенную свободу
частного предпринимательства, продлился на три года дольше, чем в центральной
России.
Особенностью
нэпа в регионе было также и то, что здесь в период гражданской войны не был
разрушен рынок. Дальневосточный частник более легко адаптировался к реалиям
советской жизни, так как счастливо избежал трагических событий периода
«военного коммунизма» и сплошной экспроприации, имевших место в центральных
губерниях России в годы революции и гражданской войны.
Так,
более свободное положение, чем в других регионах имела частная торговля и, если
повсеместно она активно вытеснялась государственной торговлей и кооперацией, то
в Приморье в 20-е годы в условиях почти полного отсутствия товаров советского
производства частная торговля играла доминирующую роль. При этом 2/3 ее
находилось в руках иностранцев: русским принадлежало лишь 33%, китайцам - 59%,
другим иностранцам - 8% частноторгового капитала. Среди крупных иностранных
фирм выделялись такие, как «Кунст и Альберс», «Бринер и Ко». В частной
розничной торговле основные позиции занимали китайцы, умело использовавшие
дешевизну китайских товаров при географической близости Китая. Однако после
введения в СССР в 1925 г. государственной внешнеторговой монополии часть
китайский товаров перестала ввозиться легально, что ухудшило снабжение региона.
Но произошло расширение контрабандной торговли. В 1925 г. она достигла 12% всей
товарной массы региона. 43% контрабанды составляла мануфактура, 29% - спирт,
несколько менее - чай, табачные изделия, галантерея.
В
ряде отраслей - рыбной, горнорудной, лесной, золотодобывающей - были созданы
смешанные акционерные общества, в которые входили частные и государственные
предприятия, например, «Дальморепродукт». Иностранный капитал вкладывался также
в концессии. Одной из крупнейших среди них была английская горнопромышленная
концессия «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» (1925-1931), занимавшаяся поиском,
разведкой, разработкой и переработкой серебро-свинцово-цинковых руд
месторождения Тетюхе на севере Приморья.
В
целом же частному сектору в регионе в период нэпа принадлежало 57,9% всех
предприятий.
Нэп
продлился в Приморье до 1931 г. В начале 30-х гг. в экономике Приморской
области полностью возобладал социалистический сектор, частный и иностранный
капитал был вытеснен, концессионное дело свернуто. Принимаются серьезные меры
для улучшения охраны границы, пресекаются всякие неконтролируемые контакты с
зарубежьем. «Железный занавес» закрывается по всему периметру советской
государственной границы.
В
30-е гг. край начинает получать существенные бюджетные капиталовложения, так
как подключен к реализации программы форсированной индустриализации и
коллективизации сельского хозяйства в соответствии с первыми пятилетними
государственными планами. Приморье рассматривалось государством как сырьевая
база страны, в этом направлении и шло его экономическое развитие. Развернулось
широкое строительство дорог, новых промышленных предприятий, главным образом, в
добывающей промышленности - горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т.д.
Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему
оставалась рыбная отрасль. Развивались также различные виды транспорта -
железнодорожный, воздушный, значительно увеличились возможности
Дальневосточного морского пароходства (ДВМП). В сельском хозяйстве были созданы
колхозы, зажиточные крестьяне подверглись раскулачиванию и репрессиям.
Бурное
экономическое развитие потребовало обеспечения края новыми рабочими руками. Для
этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток
рабочих и крестьянских семей из центральных районов России, а также
демобилизованных красноармейцев.
Однако
темпы форсированной индустриализации существенно превышали темпы роста свободных
трудовых ресурсов края. Для восполнения потребности начал широко использоваться
труд заключенных. Зловещими реалиями 30-х гг. - начала 50-х гг. стали
сталинские исправительно-трудовые лагеря. В конце 1929 г. в Приморье
организованы отделения Дальневосточного лагеря (Дальлага, позже - Владлага) и
транзитный лагерь «Вторая Речка» (Владивосток), откуда узники на пароходах
доставлялись на Колыму в Северо-Восточный лагерь. Заключенные Дальлага и
Владлага работали во Владивостоке на строительных и погрузочных работах, в
Никольске-Уссурийском и Спасске-Дальнем, добывали золото на о-ве Аскольд, уголь
в Сучане и Артеме, заготавливали лес в тайге и рыбу вдоль всего побережья
Приморья. К 1937 г. численность заключенных здесь достигла 70 тыс. чел.
Заселяя
край российским населением, сталинское руководство в 30-е гг. одновременно
провело социально-демографическую «чистку» Приморья. Отсюда были принудительно
выселены несколько десятков тысяч так называемых «неблагонадежных» и
«социально-чуждых» лиц. Кроме того, в 1937-1938 гг. проведена принудительная
депортация из Приморья всех жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и
китайской (в основном в Китай) национальностей, всего - около 200 тыс. чел. В
результате депортации «восточники» до конца 80-х гг. исчезли из национального
состава населения Приморья.
Жестокий
след в крае, как и по всей стране, оставили сталинские политические репрессии.
Арестам, ссылкам в лагеря и расстрелам подверглись десятки тысяч человек -
представителей самых разных социальных слоев, профессий и этнических групп. В
наиболее «кровавый» период репрессий - с августа 1937 г. по ноябрь 1938 г. - во
Владивостоке и Уссурийске было расстреляно 9 тыс. репрессированных приморцев.
Тем
не менее, несмотря на принудительные выселения, депортации, расстрелы и
возвратную миграцию, население Приморья в 30-е гг. росло довольно быстро. К
1940 г. его численность достигла 939 тыс. чел. По переписи 1939 г. численность
горожан Приморского края превысила численность сельского населения, в то время
как в среднем по СССР это произошло только в конце 50-х гг. Таким образом в
30-е гг. Приморье превратилось в промышленно-аграрный край с преимущественным
развитием добывающих отраслей.
К
концу 30-х гг. международная атмосфера становилась все более напряженной. На
дальневосточной границе обострилось советско-японское военное противостояние,
вылившееся летом 1938 г. в вооруженный конфликт в районе оз. Хасан, во время
которого с обеих сторон погибло 1,5 тыс. чел. и было ранено более 4 тыс. чел. Приготовления
к войне заставляли держать с той и другой стороны границы крупные военные
формирования. В Приморском крае базировались части ОКДВА, погранвойск и
Тихоокеанского флота.
В
годы второй мировой войны Приморье, являясь глубоким тылом, избежало
непосредственных боевых действий. Тем не менее этот период, как и для всей
страны, стал для приморцев временем напряжения всех жизненных сил. На край
легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту,
добыче леса, угля, редких и цветных металлов. В условиях, когда Балтика, Черное
и Азовское море временно выбыли из числа производителей рыбной продукции,
Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало
практически единственной рыбопромысловой базой страны. Ввиду блокирования
портов Балтийского и Черного морей порт Владивосток, ДВМП и Дальневосточная
железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР. Суда
ДВМП в тяжелейших военных условиях навигации перевезли через порт Владивосток
почти половину грузов, отправленных США в качестве союзнической помощи СССР по
закону о ленд-лизе (принят Конгрессом США 11 марта 1941 г.), при этом 23 судна
ДВМП погибли.
После
окончания второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как
крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением
преимущественно сырьевой специализации. Здесь осваивались все новые и новые
месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые
электростанции. Рыбная промышленность пополнилась траулерами, сейнерами, рефрижераторами.
Существенную роль в экономике края продолжал играть железнодорожный и морской
транспорт. Большой поток транспортных перевозок осуществляла Дальневосточная
железная дорога, порт Владивосток. Был выстроен новый крупный порт Находка,
который в 70-80-е гг. становится одним из крупнейших в Российской Федерации. В
Находке с 1971 г. базируется второе (после ДВМП) морское пароходство в крае -
Приморское. Суда ДВМП и Приморского пароходства перевозили грузы и пассажиров
на внутренних тихоокеанских линиях, а также в порты КНР, КНДР, Вьетнама, США,
Канады и других стран. С 80-х гг. недалеко от Находки начал работу еще один
новый приморский порт - Порт Восточный, единственный на Дальнем Востоке,
имеющий специализированные комплексы по переработке различных видов
технологического груза.
Кроме
того, крупные государственные капиталовложения были внесены на создание
предприятий военно-промышленного комплекса. Большинство предприятий добывающей
и военно-промышленной отрасли имели всесоюзное значение и подчинялись союзным
министерствам и ведомствам. К середине 60-х гг. созданы также новые для края
отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная,
инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.
Что
касается сельскохозяйственного производства Приморья, то оно, в отличие от
промышленного, традиционно имело лишь внутрикраевое значение, однако не
обеспечивало полностью потребностей края в продовольственной продукции, которую
дополнительно приходилось закупать в других регионах страны и частично за
границей.
Продолжавшаяся
после войны миграция жителей западных и сибирских районов СССР на Дальний
Восток, а также внутренний естественный прирост были источниками дальнейшего
пополнения населения края, численность которого по переписям 1959 и 1979 гг.
достигла соответственно 1381 тыс. и 1978 тыс. чел. с преобладанием городских
жителей.
Наряду
с Владивостоком и Уссурийском быстро развивались города Находка, Спасск,
Лесозаводск, Арсеньев, поселки Дальнегорск и Кавалерово, ставшие важными
промышленными центрами.
Приморье
не раз посещали советские государственные руководители. Два визита городу нанес
Н.С. Хрущев - первый секретарь ЦК КПСС (с 1953 г.), председатель совета
министров СССР (с 1958 г.): в 1954 г., после поездки в Китай на празднование 10-летия
КНР, и в 1959 г., после посещения Америки и Китая. В 1959 г. Хрущев выдвинул
лозунг сделать Владивосток городом лучшим, чем Сан-Франциско. Итогом визита
стало последовавшее затем бурное жилищное строительство 60-х гг., известное в
народе как «Большой Владивосток».
Трижды
Владивосток посещал Л.И. Брежнев - генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1966 г.),
председатель Президиума Верховного Совета СССР (с 1977 г.): в 1966 г. для
вручения ордена Ленина Приморскому краю, в 1974 г. - для встречи с президентом
США Д. Фордом (с целью подписания документов по договору об ОСВ-2) и в 1978 г.
в связи с поездкой по городам Сибири и Дальнего Востока.
Что
касается иностранных граждан, то посещение их Владивостока было крайне
затруднено, так как город из-за его военно-стратегического значения до 1992 г.
имел статус «закрытого», и въезд туда разрешался только на основании
внутригородской паспортной прописки или специальных разрешений.
С
середины 80-х гг. российские события, известные в мире как «перестройка»,
внесли существенные изменения в экономическую, политическую, демографическую и
социальную жизнь Приморского края. На этом советский период истории края
закончился и начался современный этап, который требует отдельного разговора.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fegi.ru