Раскрыть особенности занятий кружка декоративно-прикладного Изонить.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Успех работы кружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организацией занятий, обеспечения необходимым инвентарем, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать количество членов кружка, количество часов, сложность занятий и организацию итоговых выставок.
Техника (от греческого techne - искусство, мастерство) - способность добиться чего-либо, достигать, осуществлять. Это совокупность приемов применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве, для создания материальных ценностей.
Занятия помогают осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле этот материал, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою трудовую деятельность, вносить изменения в технологию и конструкцию изделий, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждое изделие, т. е. ее облик в совокупности с художественной отделкой, имеет свое индивидуальное лицо. Л.С. Выготский утверждает, что стремления воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.
Декоративно-прикладная деятельность дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка, основанного на принципах творческого сотрудничества.
Если взять большой лист картона, покрасить его каким-нибудь темным цветом, проколоть швейной иглой в определенном порядке отверстия и пропустить через них цветную яркую нить так, чтобы она образовала узоры. Изонить - так мы назвали этот вид работы, который привлекает простотой исполнения и Оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов.
Истоки этого творчества - у народных мастеров Англии. Они работали так. В плоскую дощечку забивали гвозди, на которые потом натягивали нити. Мы же решили использовать бархатную бумагу у нее готовый цветной фон и фактура под бархат. А потом перешли к очень неожиданному и эффектному материалу - наждачной бумаге. Наждачная бумага обладает достаточной плотностью, нить не стягивает ее при натяжении. Кроме того, наждачная бумага имеет очень благородную цветовую гамму. Нами разработаны различные варианты натяжения нитей при образовании окружности, эллипсов, разнообразных углов. Знайте, что это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити еще и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. В технике изонити можно выполнить поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, поздравительные адреса, а также декоративные панно, которые могут украсить современный жилой или общественный интерьер.
На основе изонити была создана хордовая вышивка, которая отличается от других вышивок живописностью.
Человек, увидевший Изонить впервые, сразу же, а задается вопросом - как это делается? И сначала кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приемов. Однако в изонити два приема: заполнение угла и заполнение окружности.
Эволюция материалов
Первобытный человек в качестве материалов для вышивки использовал шкуры животных, т.е. кожу или войлок - особым образом свалянные шерстяные волокна. Нитками древнему человеку служили жилы и шерсть животных, собственные волосы, перья птиц. С помощью таких ниток, человек мог прикрепить к коже мелкие камешки, ракушки, жемчуг и другие природные материалы.
С появлением прялки и ткацких станков вышивкой ста ли украшать домотканые полотна, изготовленные из волокон. натурального растительного и животного происхождения: льна, конопли, крапивы, шерсти животных, шелковых нитей. Сырьем для ниток служи ли те же волокна, которые научились окрашивать природными красителями во множество цветов и опенков. В вышивке, кроме жемчуга, стали использовать мелкие монеты. С появлением текстильной промышленности и получением проволоки в XIV в. возникли вышивка на дорогих и тонких материалах (батисте, бархате, парче, сукне), золотое шитье канителью (тонкой металлической нитью круглого сечения).
В XVIII в., после изобретения бисера, появилась вышивка бисером.
В XIX в. стали изготовляться ткани из химических волокон (искусственных и синтетических), которые тоже стали отделывать вышивкой, в том числе нитями из химических волокон.
В XX в. вышивкой стали отделывать искусственные кожу и мех, рыбью кожу.
Все современные текстильные материалы и кожу можно отделать вышивкой, используя нити натурального и химического происхождения, канитель, жемчуг, бисер, стразы и другие материалы.
Эволюция инструментов и приспособлений
Пяльцы являются приспособлением для натяжения полотна при вышивке. Самыми древними пяльцами (пялами) считаются деревянные пяльцы прямоугольной формы. Они, представляют собой сколоченную из гладких деревянных жердочек квадратную раму. Такие пяла устанавливались на стойки определенной высоты.
Прямоугольные пяльцы в народе звали «круглыми», так как за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам. Macтерицы подбирались с «одинаковой рукой», т.е. опытные, одинаково хорошо владеющие искусством вышивания, создающие вышивальные мотивы похожего почерка (внешний вид каждого из вышивальных швов у всех четырех мастериц должен был выглядеть примерно одинаково).
В «глухих» (неразъемных) пялах имелся существенный недостаток - ткань с вышивальным мотивом большого размера полностью закрепить в них было нельзя. Приходилось каждую часть мотива вышивать отдельно, а затем соединять друг с другом.
Только в конце 30-х годов XX в., когда появились вышивальные фабрики, стали применять пяльцы новой конструкции - в виде прямоугольной рамы, состоящей из деревянных валиков и поперечных линеек. Две стороны предназначенного к вышиванию материала пришивались к полоскам ткани, прибитым гвоздями к поперечным линейкам рамы, а две оставшиеся - к мешочкам с прорезями. Через мешочки были пропущены валики, которые шпагатом притягивались к линейкам рамы.
Вышитую часть изделия накручивали на валик. Подобные пяльцы в цехах ручной вышивки используются и сейчас. Круглые пяльцы, состоящие из двух обручей, появились в XIX в. Сначала они были без винта (деревянный круг изготовляли с помощью клея), затем появились деревянные пяльцы с винтом. Далее появились металлические и пластмассовые пяльцы с винтом и без него.
Используемая для шитья игла - это инструмент в виде заостренного маленького металлического стержня с ушком для вдевания нитки. Кроме швейных, есть еще гравировальные иглы для создания офортов, медицинские иглы (полью внутри) и др.
Первые швейные иглы не были стальными. Первобытный человек, изготовлявший себе одежду из шкур, пользовался каменными и костяными иглами. Иглы были без ушка и дублировали функции современного шила. По данным археологических раскопок можно предположить, что первая игла с ушком, сделанная из кости животного, появилась в обиходе человека позднего палеолита, т. е. около 12 тыс. лет назад. С помощью заостренного кремня наш далекий предок проделывал в игле небольшое отверстие - ушко - и сшивал шкуры нитками из жил. Иглы и булавки, найденные археологами и относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры, по своему изяществу и практичности не уступают современным металлическим иглам.
На смену каменным и костяным иглам пришли бронзовые, затем железные, а в домах богатых людей - серебряные иглы. Первые стальные иглы завезли в Европу в XIV в. арабы.
Переход от каменной и костяной игл к металлической способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.
Долгое время иглы изготовляли вручную. Сначала ковали тонкий стержень, один конец которого загибали (ушко еще не умели делать), а другой затачивали. Революция в изготовлении игл произошла в XIV в., когда было изобретено волочение проволоки. Иглы стали более гладкими, более изящными и прочными. В течение нескольких веков главными производителями игл в Европе были Германия и Испания. С 1650 г. монополию на производство игл захватили англичане, создав для выпуска игл специальные станки.
В Россию металлическая игла пришла из Германии в XVII в. Вскоре русские мастера раскрыли секрет изготовления столь необходимой в быту вещи. В 1677 г. только в одной мещанской слободе в Москве насчитывалось пять игольных мастеров.
В XVIII в. в Европе началось бурное развитие игольного и булавочного производства. Появились различные механические приспособления, станки, на которых стали штамповать иглы и булавки.
История промышленного изготовления металлических игл в России начинается с Петра I. По его указу от 1717 г. русские купцы братья Рюмины и Сидор Томилин построили в селах Столбцы и Коленцы Московской губернии на реке Проне две игольные фабрики.
С созданием в конце XIX в. швейных машин появляется и машинная игла. Главными ее отличиями от ручной иглы являются местоположение ушка и наличие желобков.
Не все современные иглы доступны по цене. Несколько килограммов высококачественных игл для промышленных швейных машин стоят дороже самого лучшего автомобиля.
Этот простой предмет - игла - прочно вошел в наш быт, стал символом трудолюбия(31.).
Отсюда мы можем сделать вывод: занятия Изонитью развивают творческие способности, вырабатывают художественный вкус, воспитывают настойчивость, прилежание, аккуратность. А так же учат планировать свою трудовую деятельность, способствует развитию эстетических чувств и художественных наклонностей детей, осуществлять собственные замыслы будят интеллектуальную и творческую активность.
Выводы по главе 1
В первой главе мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу и литературу методического характера. Это позволило нам выявить основные понятия нашей работы такие как: кружок, декоративно-прикладное искусство, творчество, кружковая работа техника, Изонить. Узнали психолого-педагогические особенности развития детей младшего и школьного возраста.
В результате сказанного выше можно сделать следующие основные выводы: все виды добровольных детских объединений, не зависимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Все это позволило нам перейти к следующему этапу, где полученные теоретические знания, мы будем использовать в разработке методической части нашей работы.
Глава 2. Организация практической деятельности занятий кружка «Изонить»
.1 Содержание занятий кружка «Изонить»
Задача каждого руководителя кружка - сделать свои занятия интересными и доступными для детей, особенно если речь идет об учащихся начальных классов
Тематическое планирование занятий
№ п/празделыКоличество часовТеорияпрактикавсего1.Вводный раздел221.1Инструменты и принадлежности0,50,51.2Основы цветоведения0,50,51.3Основы композиции112.Основы мастерства2242.1Заполнение угла1122.2Заполнение окружности1123.Практические работы110113.1Абстракция223.2Растения223.3Животное223.4Рамка для фотографий223.5Коллективное панно1234.Итоговое занятие11итого61218
На каждом занятии дети будут знакомиться с новой темой и учится видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное.
Изучение техники изонить сопровождается наглядным материалом, выполненными детьми и студентами. Их использование даст возможность для возникновения творческой фантазии и развитию воображения детей.
Ознакомившись с основами мастерства, дети в дальнейшем могут выполнять самостоятельно различные творческие работы.
На первом занятии вводного раздела дети узнают чем, что и как они будут выполнять на занятиях кружка. Это занятие является вводным в проблематику данной программы дети рассматривают иллюстрации. Руководитель рассказывает о том, какие работы дети будут выполнять на занятиях кружка, какие материалы необходимы для выполнения этих работ. Учитель дает понятие «центр композиции», рассказывает о способах выделения композиционного цента, о видах ритмов и законах цветоведения. Рассказ учителя будет сопровождаться показом выполненных образцов работ на заданные темы.
Второй раздел называется основы мастерства, на его первом занятии дети выполняют тренировочные упражнения на листах картона, связанные с заполнением различных углов - 90, 30 и 120 градусов. На изнаночной стороне бумаги (картона, бархатной бумаги и др.) чертится угол, каждая сторона которого делится на отрезки. Число точек деления на одной и другой стороне должно быть одинаковым, а расстояние между точками деления на сторонах угла может быть и разными. Затем эти точки прокалываются шилом или иглой насквозь, и начинается работа по заполнению фигуры. Вводится игла с изнаночной стороны на лицевую в дальнюю от вершины угла точку его одной стороны. По лицевой стороне работы делается длинная протяжка и соединяется с ближней к вершине точкой другой стороны угла, откуда выходит нитка из той же стороны угла. По лицевой стороне опять делается протяжка, которая должна пересекать предыдущую точку и соединять противоположные стороны угла. Так продолжается работа, пока не заполнится весь угол.
Следующее занятие посвящено заполнению окружности. На изнаночной стороне работы чертится окружность желаемого диаметра и делится на равные части (отрезки). Затем выбирается длина хорды. Чем длиннее хорда, тем меньше получится центральный, не заполненный нитками круг. Заполнение окружности выполняется путем перекреста нитей по часовой стрелке. Окружность считается заполненной тогда, когда из каждой точки деления выходит по два луча, образуя угол.
Третий раздел - практические работы позволит закрепить знания об основах композиции, полученные на первом теоретическом занятии.
Первая работа - абстракция представляет собой композицию, составленную из углов и окружностей. Выполнение работы на ткани позволит исправить допущенные ошибки при работе.
Следующая работа выполняется на картоне и требует точности и аккуратности от ребенка. Дети научатся выполнять стилизованные цветы. Нужно представить сложную форму цветка в виде простых геометрических.
Любой предмет сложной формы можно мысленно разить на простые геометрические, составляющие эту сложною. Третье занятие данного раздела требует выполнить животное в технике Изонить проще, если разбить их сложную форму на простые. На этом занятии учащиеся научатся это делать.
Рамка для фотографий немаловажная вещь в каждом доме. Она хранит семейные воспоминания, а иногда является еще и украшением интерьера. Оригинальная рамка для фотографий, выполненная из компакт-дисков в форме куба приятно удивит родственников.
Коллективная работа сближает детей. Из простых предметов - пластиковых крышек от банок с майонезом дети выполнят не сложную воздушную композицию.
Последнее занятие - выставка работ. Дети расскажут о полученных впечатлениях от работы, могут предложить дополнения к программе кружка.
Следует отметить, что технологический процесс ручной и вышивок доступен учащимся 3- 4-го классов, но требует от них развития определенных качеств личности, которые помогут им и в других сферах деятельности. Вышивка развивает у Школьников художественный вкус, пространственное воображение и абстрактное мышление, глазомер, воспитывает аккуратность. Кроме того, процесс вышивки хорошо развивает мышцы кистей рук.
Методика преподавания курса позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблему выбора профессии.
.2 Методические рекомендации по проведению кружка «Изонить»
Занятие 1. Инструменты и принадлежности, основы цветоведения и композиции
Цель: Заинтересовать детей техникой изонить, сказать о мерах предосторожности, научить грамотно строить композицию, и сочетать цвета.
Это занятие является вводным в проблематику данной программы. Руководитель рассказывает о том, какие работы дети будут выполнять на занятиях кружка, какие материалы необходимы для выполнения этих работ. Дети, под руководством учителя, рассматривают иллюстрации. Учитель дает понятие «центр композиции», рассказывает о способах выделения композиционного цента, о видах ритмов и законах цветоведения. Рассказ учителя будет сопровождаться показом выполненных образцов работ на заданные темы.
Занятие 2. Заполнение угла
Цель: изучить технологические приемы выполнения различных углов, выполнить углы в 90, 30 и 120 градусов
На этом занятии дети выполняют тренировочные упражнения на листах картона, связанные с заполнением угла. На изнаночной стороне бумаги (картона, бархатной бумаги и др.) чертится угол, каждая сторона которого делится на отрезки. Число точек деления на одной и другой стороне должно быть одинаковым, а расстояние между точками деления на сторонах угла может быть и разными. Затем эти точки прокалываются шилом или иглой насквозь, и начинается работа по заполнению фигуры. Вводится игла с изнаночной стороны на лицевую в дальнюю от вершины угла точку его одной стороны. По лицевой стороне работы делается длинная протяжка и соединяется с ближней к вершине точкой другой стороны угла, откуда выходит нитка из той же стороны угла. По лицевой стороне опять делается протяжка, которая должна пересекать предыдущую точку и соединять противоположные стороны угла. Так продолжается работа, пока не заполнится весь угол. В наших методических рекомендациях это упражнение показано наглядно и более подробно описано, как и все последующие упражнения.
Занятие 3. Заполнение окружности
Цель: изучить технологические приемы заполнения окружности, выполнить различные варианты заполнения окружности.
На изнаночной стороне работы чертится окружность желаемого диаметра и делится на равные части (отрезки). Затем выбирается длина хорды. Чем длиннее хорда, тем меньше получится центральный, не заполненный нитками круг. Заполнение окружности выполняется путем перекреста нитей по часовой стрелке. Окружность считается заполненной тогда, когда из каждой точки деления выходит по два луча, образуя угол.
Занятие 4. Абстракция
Цель: научить составлять композицию из основных элементов изонити, выполнить композицию.
Занятие 5. Растения
Цель: научить работать на картоне, выполнить стилизованное изображение цветов.
Работа выполняется на картоне и требует точности и аккуратности от ребенка. Дети научатся выполнять стилизованные цветы.
В методических рекомендациях, приложенных к нашей курсовой, даны примеры выполнения отдельных листочков и стилизованных цветочных композиций.
Занятие 6 Животное
Цель: научить разбивать предметы на простые геометрические формы, выполнить фигуру животного по эскизу.
Любой предмет сложной формы можно мысленно разить на простые геометрические, составляющие эту сложною. Выполнить животное в технике изонить проще, если разбить их сложную форму на простые. На этом занятии учащиеся научатся это делать.
Руководитель продемонстрирует примеры выполнения более сложных и более упрощенных фигур животных.
Занятие 7 Рамка для фотографий
Цель: научить выполнять рамку для фото и оригинальное украшение интерьера, выполнить рамку для фото с использованием компакт-дисков.
Рамка для фотографий не мало важная вещь в каждом доме. Она хранит семейные воспоминания, а иногда является еще и украшением интерьера. Оригинальная рамка для фотографий, выполненная из компакт-дисков в форме куба приятно удивит родственников.
Занятие 8 Коллективное панно.
Цель: научить работать в коллективе; выполнить коллективное панно.
Коллективная работа сближает детей. Из простых предметов - пластиковых крышек от банок с майонезом дети выполнят не сложную воздушную композицию.
Занятие 9 Итоговое
Цель: подвести итог проведенной работы, организовать выставку учебных работ.
Выставка работ. Дети расскажут о полученных впечатлениях от работы, могут предложить дополнения к программе кружка.
Следует отметить, что технологический процесс ручной и вышивок доступен учащимся 3- 4-го классов, но требует от них развития определенных качеств личности, которые помогут им и в других сферах деятельности. Вышивка развивает у Школьников художественный вкус, пространственное воображение и абстрактное мышление, глазомер, воспитывает аккуратность. Кроме того, процесс вышивки хорошо развивает мышцы кистей рук.
Методика преподавания курса позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблему выбора профессии.
Выводы по главе 2
Во второй главе мы, проанализировав методическую специальную литературу, разработали примерный тематический план в первом параграфе главы. Тематический план составлен с учетом возрастных особенностей детей 3- 4 классов. Во втором параграфе мы описали каждое занятие по предложенным темам с использованием методических рекомендаций.
Большое значение имеют два последних занятия: коллективное панно и итоговое занятие. В коллективном панно каждый ребенок внесет свою частичку целого. Так как работа одна на всех это объединит детей.
Итоговое занятие имеет большое значение не только для воспитанников кружка, но и для его руководителя. Выставка работ. Дети расскажут о полученных впечатлениях от работы, могут предложить дополнения к программе кружка, которые руководитель должен принять к сведению.
Заключение
В данной курсовой работе мы разработали блок занятий кружка декоративно-прикладного искусства «Изонить». Данная работа рассматривает организацию и структуру работы кружка «Изонить».
Мы конкретизировали материал и рассмотрели ход уроков по теме «Изонить». Узнали и описали педагогические условия организации кружка с учащимися 3- 4 классов. Раскрыли основные понятия: кружок, декоративно-прикладное искусство, творчество, техника, изонить.
Отразили особенности работы в технике изонить, показали все преимущества и достоинства. Занятия изонитью помогли руководителю научить детей аккуратности, терпению в работах простым, доступным и ненавязчивым способом.
Мы проанализировали литературу методического и психолого-педагогического характера, а так же словари.
В нашей курсовой работе мы рассмотрели историю возникновения вышивки, в частности изонити, как одной из техник декоративно- прикладного искусства. Описали технологические особенности этой вышивки. Разработали методические рекомендации по проведению уроков по теме: "Изонить" с примерными упражнениями для учащихся школ. Блок занятий составлен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
В настоящее время с этой техникой работает много педагогов нашего города, но особенно интересны, на мой взгляд, работы Людмилы Николаевны Сашко и ее воспитанников.
В процессе работы над данной курсовой работы мы решили ряд поставленных задач:
·Проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу
·Раскрыли понятия «кружок», «декоративно-прикладное искусство», «творчество», «техника», «Изонить»
·Рассмотрели особенности организации и проведения кружка «Изонить»
·Разработали методические рекомендации
Данное методическое пособие рекомендуется для организации изобразительной деятельности на занятиях кружка учащимися 3-4 классов.
Библиография
1. Андреева И.А.(гл. ред.)- Рукоделие: Популярная энциклопедия.- М: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия».- 1993.
2. Барадулина.- Основы художественного ремесла.
. Белкин А.С.- Основы возрастной педагогики.
. Боголюбов Н.С.- Лепка на занятиях в школьном кружке.- М.: Просвещение.- 1979г.
. Глинская.- Азбука вышивания.
6. Гильман Р.А.- Иголка и нитка в умелых руках.- М.: Легпромбытиздат.- 1993г.
. Гукасова А.М. - Внеклассная работа по труду.- М.: Просвящение, 19818.
8. Еременко.- Иголка волшебница.
9. Залялдинова А.- Народное творчество.- 2/2006.- Изонить: учимся вышивать хордовым стежком.- с. 28
10. Игнатьева Е.И.- Психология изобразительной деятельности детей.- М. 1981
. Мелик-Пашаев А.А.- Современный словарь-справочник по искусству.- М.: Олимп, АСТ, 1999
. Немов Р.С.- Психология.- М.: Владос, 2000.
. Немов Р.С.- Психология. Ч.2.- М.: Владос, 2003
. Немов Р.С.- Психология. Ч.3.- М.: Владос, 2003
15. Обухова.- Изготовление панно в технике Изонить.
. Ожегов.- Толковый словарь русского языка.
. Пьянкова Н.И. - Изобразительное искусство.- Педагогические основы деятельности учителя изобразительного искусства в современной школе
18. Реан А.А.(под. ред.)- Психология человека от рождения до смерти.- М.: Олма-пресс.- 2002
19. Родинова.- Организация кружковых занятий по изобразительному искусству с младшими школьниками по теме «Рисование гелиевой ручкой».
20. Сашко Л.Н.- Вышивка. Хордовый стежок.- Златоуст.- 2004.
21. Серякова.- фантазия из ниток.- юный художник.- №10.- 1996.- с. 46
22. Сокольникова Н.М.- Изобразительное искусство и методика преподавания его в начальной школе.- М.: Академия.- 1999
23. Сокольникова Н.М.- Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул.- 1996
24. Сафонова.- Кружки художественной вышивки.
25. Тазова.- Кружок филейно- гипюрной вышивки.
26. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.- Твори, выдумывай, пробуй!- Самара: корпорация «Федоров», Учебная литература.- 2005
. Чернова.- Искусство вышивки лентами.
28. Чибрикова. О.- Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков.
. Шаграева О.А.-Детская психология. - М.: Владос.- 2001.
30. Яковцева. Н.П.- Декоративно-прикладное искусство на занятиях кружка среднего звена школы в учреждениях дополнительного образования.- 2007.