Характеристика банка, состав клиентов
История современного Сбербанка России начинается с созданных в 1841 г. государством сберегательных касс, которые в конце 80-х гг. ХХ века преобразовали в Сберегательный банк СССР. Таким образом, в течение почти 150 лет Сбербанк представлял собой непосредственный инструмент Правительства для решения вопросов финансово-кредитной сферы, для проведения экономических реформ. С 1991 г. Сбербанк СССР, став акционерным обществом, получил статус коммерческого банка. Контрольный пакет акций Сбербанка всегда находился в руках государства. Сейчас больше чем 60 % голосующих акций принадлежит Центральному банку РФ, который выступает одним из учредителей Сбербанка. Таким образом, Сбербанк пользуется огромной государственной поддержкой, с помощью которой он активно развивается. Факт государственной поддержки отличает Сбербанк от других коммерческих банков. Безусловно, с такой поддержкой Сбербанку легче организовать стабильную работу, легче выживать в периоды экономических, политических кризисов в государстве. В свою очередь, зарекомендовав себя как стабильный банк, Сбербанк является самым популярным среди населения. Большая часть желающих решить свои финансово-кредитные вопросы обращаются именно в этот банк, хотя условия других банков могут быть более выгодными.
Кроме того, наличие поддержки со стороны государства и, как следствие этого стабильность и прибыльность деятельности, являются теми характеристиками, которые обеспечивают инвестиционную привлекательность акций Сбербанка, которые обладают наибольшей ликвидностью среди финансово-кредитных организаций России.
Также надо отметить, что филиальная сеть Сбербанка охватывает всю страну, что является еще одним важным показателем его конкурентоспособности. Практически во всех населенных пунктах России (не только в городах, но и в селах) есть филиалы банка.
Своей главной задачей Сбербанк считает удовлетворение потребностей каждого индивидуального клиента (физического лица, или корпоративного, государственного). При этом в приоритетах не только количественный показатель, но и качественный показатель обслуживания.
В своей работе Сбербанк опирается на уважение законных интересов, права клиентов, акционеров, открытость информации. С помощью таких подходов он старается поддерживать стабильность и прибыльность своей деятельности. Также, банк знает о своей значимой роли в обеспечении устойчивого функционирования и развития банковской системы всей страны и прилагает для реализации этого все усилия. Сбербанк стремится к осуществлению идеи объединения внутренней и внешней корпоративной культуры; к грамотному, качественному обслуживанию клиентов.
Поэтому в Сбербанке предъявляются высокие требования к уровню подготовки и квалификации персонала, создаются все возможные условия для постоянного ее повышения. Два раза в год Сбербанк организует всероссийские спортивные Сбербанкиады, а также проводит активную общественную деятельность.
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 19 тысяч подразделений по всей стране. Сбербанк постоянно развивает торговое и экспортное финансирование, и к 2014 году планирует увеличить до 5% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси.
В 2011 году Сбербанк был признан самым дорогим российским брендом, вошел в список крупнейших мировых корпораций по итогам 2010 года, стал третьим по капитализации банком в Европе.
Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками - залогом его успешной работы. По итогам 2011 года 46,6% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.
2.Организационная структура банка
Отдел кредитования и планирования
Отдел осуществляет кредитное и финансовое обслуживание клиентов.
Основной задачей отдела является работа по следующим направлениям:
- Осуществление кредитно-расчетного обслуживания клиентов банка. По кредитуемым предприятиям:
- анализ хозяйственно- финансовой деятельности предприятия;
- анализ кредитоспособности предприятия по разработанной методике, подготовка меморандума на кредитный комитет;
- проверка обеспеченности кредита;
- проверка целевого использования кредита;
- контроль и обеспечение своевременного возврата ссуд и процентов;
- проверка условий хранения и сохранности заложенного имущества;
- своевременное начисление резервов по кредитам.
- В своей работе кредитный отдел руководствуется Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности», Законами РФ, Постановлениями и указами Президента и Правительства, нормативными документами ЦБ России и приказами и положениями по филиалу, правилами внутреннего распорядка.
Отдел неторговых операций
Отдел осуществляет работу с активами и ценными бумагами в рамках действующего Законодательства.
Руководство отделом осуществляет начальник отдела. Отдел подчиняется непосредственно заместителю директора. Общее руководство осуществляет директор.
Отдел кассовых операций
Отдел осуществляет кассовое обслуживание клиентов банка.
Основной задачей работников отдела является качество и оперативность на всех участках с использованием тех. средств, руководствуясь инструктивными материалами Центробанка, приказом по филиалу, правилами внутреннего распорядка. Отдел производит прием денежной наличности от организаций-владельцев счетов в приходную дневную и вечернюю кассу. Выдает денежную наличность из расходной кассы. Производит операции по приему и продаже иностранной валюты через валютную кассу. Пересчитывает сумки с денежной наличностью кассой пересчета полученных от клиентов через инкассацию.
Отдел информатики и автоматизации
ОИиА осуществляет работы по автоматизации деятельности филиала. Структура и штаты ОИиА утверждаются Головным Банком по представлению директора филиала.
Отдел выполняет работы по наладке, эксплуатации и ремонту средств вычислительной техники, технических средств телекоммуникаций. Занимается внедрением и сопровождением программных средств по автоматизации деятельности филиала, средств телекоммуникаций согласно планам Головного Банка и филиала.
Отдел учета и отчетности
ОУиО осуществляет расчетное обслуживание клиентов, ведение субкорреспондентского счета, учет, анализ и перспективное планирование по внутрибанковским операциям.
обеспечение правильного проведения банковских операций;
- своевременная сверка аналитического учета с синтетическим с целью недопущения их расхождения;
подготовка бухгалтерской отчетности по операциям отдела;
консультирование клиентов по услугам, оказываемым банком.
.Формирование и структура банковских ресурсов. Виды счетов и вкладов. Порядок открытия и ведения счетов
Основным источником ресурсов банка были и остаются вклады физических лиц, которые составляют 80,4 % от всех пассивов.
Виды вкладов в Сбербанке России:
Срочные вклады
Вклады Сбербанка, оформляемые на строго лимитированный период для получения прибыли за счет начисленных процентов. Ставка при этом составляет от 0,01 до 6% в рублях. Проценты могут начисляться как ежемесячно, так и после окончания срока действия вклада.
Пенсионные вклады
Вклады в Сбербанке России со специальными условиями для людей, достигших пенсионного возраста. Существуют программы для сохранения и накопления средств, а также программы по начислению прибыли на пенсионные выплаты. Процентная ставка по таким вкладам может составлять от 3,5 до 6% в рублях.
Расчетные вклады
Вклады, предназначенные для текущего использования. Позволяют пополнять и снимать деньги со счета для своих нужд и при этом получать прибыль. Процентные ставки по вкладам Сбербанка расчетного типа составляют 0,01% в рублях.
Для того, чтобы открыть расчетный счет в Сберегательном банке, необходимо предоставить:
Заявление об открытии расчетного счета;
Заверенное свидетельство о государственной регистрации;
Копии учредительных документов предприятия: учредительного договора, устава, заверенные нотариально;
Документ, который подтверждает полномочия директора. Им может служить протокол собрания учредителей либо подписанный директором контракт;
Документ, подтверждающий полномочия главного бухгалтера. В качестве подобного документа выступает приказ о приеме бухгалтера на работу или его контракт;
Карточки с образцами подписей руководства предприятия, а также оттиском печати. Заверить эти карточки можно непосредственно в банке. Карточки оформляются на бланках по форме № 0401026;
Справка о постановке предприятия на налоговый учет;
Справка о постановке на учет в пенсионном фонде;
Справка о постановке на учет во внебюджетном фонде;
Регистрационная карточка органов статистики.
Эти документы сдаются юрисконсульту банка или главному бухгалтеру банка. Сбербанк проводит экспертизу представленных документов и на своем балансовом счете открывает расчетный счет предприятия. Расчетному счету присваивается номер.
При открытии расчетного счета между клиентом Сбербанка и банком заключается договор, определяющий порядок расчетно-кассового обслуживания. Банк обязуется осуществлять своевременное расчетно-кассовое обслуживание, в которое входят все услуги, предусмотренные соответствующими нормативными документами, и отвечает за сохранность всех средств на счету клиента, а также обязуется возвратить их по первому требованию. Сбербанк обязуется также сохранять коммерческую тайну клиента.
.Виды ссуд и условия их предоставления и погашения
Документы, предъявляемые в банк для получения кредита. Порядок начисления процентов за использование кредита
Статистика по количеству предлагаемых Сбербанком России кредитов населению на сегодня выглядит так:
№Виды кредитов для населенияКоличество программ кредитования населения - на 2012 годКредиты с частичным привлечением средств заемщика1Потребительские кредиты Сбербанка (базовые программы)2Привлечение средств заемщика не требуетсяПотребительские кредиты Сбербанка (специальные программы)3Привлечение средств заемщика требуется по 1 программе - «образовательный кредит» - не менее 10 % стоимости обучения2Жилищные кредиты Сбербанка (базовые программы)3Первоначальный взнос заемщика: от 10 %; от 15%; Жилищные кредиты Сбербанка (специальные программы)5Первоначальный взнос заемщика: 0 %, от 10 %; от 15%, от 20 %, от 0 % в случае оформления в залог иного жилого помещения;3Автокредиты Сбербанка России (базовая программа)1Первоначальный взнос заемщика от 15%Автокредиты Сбербанка России (специальная программа)1Первоначальный взнос заемщика от 15%Итого15
Чтобы получить кредит Сбербанка России по любому из предлагаемых видов, заемщик должен соответствовать стандартным требованиям банка, а именно:
Быть в возрасте от 21 года до 75 лет. Исключением из общих правил является образовательный кредит, где заемщиком может выступать несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 лет и потребительский кредит под поручительство физических лиц, где возраст на момент предоставления кредита - не менее 18 лет;
Быть Гражданином Российской Федерации. И только по корпоративному кредиту допускается предоставление кредита иностранным гражданам, лицам без гражданства, имеющим постоянное место жительства в РФ.
Иметь стаж работы на текущем месте работы не менее 6 месяцев, и общий стаж - не менее 1 года (за последние 5 лет). А стаж работы для получения жилищных кредитов - установлен не менее 6 месяцев на текущем месте работы, и все. Для клиентов, получающих заработную плату на карточный счет, открытый в ОАО «Сбербанк России» также не требуется наличие общего стажа не менее 1 года за последние 5 лет.
Иметь прописку или временную регистрацию на территории получения кредита Сбербанка России; по месту нахождения кредитуемого жилого помещения; о месту нахождения предприятия-работодателя заемщика/созаемщика, обслуживаемого в рамках «Зарплатного проекта»; по месту нахождения аккредитованного предприятия-работодателя заемщика/созаемщика. А по образовательному кредиту Сбербанка оформление кредита допускается: - по месту регистрации учащегося или его представителей; по месту нахождения предприятия - работодателя Заемщика или любого из созаемщиков; по месту нахождения Образовательного учреждения.
Иметь хорошую кредитную историю в Сбербанке или в любом другом банке России. Решение о выдачи кредита принимается только с учетом проверки данной информации. Если клиент однажды уже не обеспечил своевременное погашение кредита, то на повторное кредитование он может не рассчитывать.
Быть платежеспособным для обслуживания запрашиваемой суммы кредита. Расчет платежеспособности клиента составляется Сбербанком исходя из представленных документов о платежеспособности (Справки о среднемесячном доходе за последние 6 месяцев по форме 2-НДФЛ или по форме банка, налоговая декларация и т.д.). По отдельным программам кредитования, могут учитываться доходы всей семьи или нескольких созаемщиков (не более 3-х).
5. Условия заключения и оформления кредитного договора
Кредитный договор как основа взаимоотношений банка с клиентом при выдаче кредита. Условия заключения и оформления кредитного договора, обязательства сторон
При составлении кредитного договора Сбербанка РФ учитывается следующее.
При использовании в качестве обеспечения поручительства и залога имущества выдача кредита производится после оформления договоров поручительства и залога в установленном порядке и страхования залогодателем в пользу СберЦБ РФ в одной из предложенных банком страховых компаний предоставляемого в залог имущества. Исключение составляет залог приобретаемого имущества и объектов строительства. В этом случае в договоре предусматривается обязательство заемщика предоставить банку страховой полис и необходимые документы для заключения договора залога:
при залоге приобретаемого имущества - в течение двух месяцев с момента выдачи кредита;
при залоге объекта незавершенного строительства - в срок, установленный по соглашению сторон, но не более одного года с момента выдачи кредита, с последующим переоформлением в залог законченного строительства объекта - в срок, установленный по соглашению сторон, но не более трех лет с момента, когда был выдан кредит Сбербанка.
Не допускается заключение кредитного договора с использованием залога приобретаемого имущества или строящегося объекта в качестве единственного вида обеспечения.
Не рекомендуется заключение кредитного договора с использованием залога объектов недвижимости в качестве единственного вида обеспечения.
До подписания договора следует получить исчерпывающую информацию по всем интересующим вопросам и непонятным пунктам у сотрудников банка. Вам должен быть представлен полный перечень платежей по кредиту, включая любые комиссии. Необходимо поинтересоваться сможете ли Вы досрочно погасить кредит и какие комиссии Вас ждут в этом случае. Здесь очень актуальна фраза: семь раз отмерь, один раз отрежь. Если есть какие-либо сомнения, лучше взять договор домой и в спокойной обстановке изучить все пункты и подпункты.
Есть все же один способ изменить условия договора, если непреодолимые жизненные обстоятельства не дают соблюдать все условия. Это способ носит название «дополнительное соглашение к договору». Не со всяким банком можно договориться, но попытка не пытка. Все зависит от конкретных обстоятельств.
. Анализ кредитоспособности клиента
Анализ кредитоспособности клиента - на базе оценки различных характеристик заемщика определить вероятность погашения им ссуды. Стандартный кредитный анализ включает оценки пяти основных составляющих (система «5 Си»):
. Character (характер, репутация).
. Capacity (финансовая устойчивость и способность обслужи вать долг).
. Capital (размер и структура собственного капитала заемщика).
. Collateral (наличие и качество обеспечения).
. Conditions ( внешние условия).
Оценка характера заемщика подразумевает рассмотрение не только деловых и профессиональных качеств руководства или владельца фирмы-заемщика, но также его социальных и психологических характеристик: готовность к сотрудничеству, психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях, способность принимать разумные решения в условиях цейтнота. Рассматривается также кредитная история заемщика.
У заемщика имеются два основных источника погашения ссуд: поток наличности (cash flow) и продажа принадлежащих ему активов. Анализ потока наличности характеризует способность клиента обслуживать долг. Он проводится в форме сопоставления притока и оттока денежных средств у фирмы-заемщика и анализа ряда финансовых показателей, рассчитываемых на базе баланса и других финансовых документов. Такими показателями являются:
Коэффициенты ликвидности:
коэффициент абсолютной ликвидности представляет собой соотношение высоколиквидных активов заемщика (денежные средства в кассе, на расчетном и других счетах + легкореализуемые ценные бумаги) и его текущих (краткосрочных) обязательств; характеризует текущую платежеспособность и показывает, какая часть обязательств заемщика может быть погашена немедленно по предъявлении;
коэффициент текущей ликвидности представляет собой соотношение ликвидных активов (денежные средства + легкореализуемые ценные бумаги + краткосрочная дебиторская задолженность) и текущих обязательств; характеризует платежеспособность предприятия с учетом его расчетной дисциплины и показывает, какая финансовая ситуация может сложиться на предприятии в ближайшем будущем в результате поступления дебиторской и погашения кредиторской задолженности;
коэффициент общей ликвидности (или коэффициент покрытия) представляет собой соотношение текущих активов (денежные средства + легкореализуемые ценные бумаги + дебиторская задолженность + материально-производственные запасы и затраты) и текущих обязательств; показывает, как предприятие, мобилизовав все оборотные средства, погасит свои краткосрочные обязательства и какая часть оставшихся оборотных средств может быть использована для погашения долгосрочных кредитов и продолжения производственной деятельности.
Заемщик может не вернуть банку кредит, выданный за счет привлеченных от вкладчиков средств. Банк создает резервы из прибыли, чтобы обеспечить возможность возврата вкладов клиентам при невозврате кредита заемщиком. Резерв должен создаваться для того, чтобы:
) уменьшить риск дефицита ликвидности и неплатежеспособности банка в результате плохого управления активами;
) улучшить качество активов банка;
) достоверно отразить в финансовой отчетности реальную оценку качества ссуд банка;
) избежать распределения части валовой прибыли банка, которая может быть необходима для покрытия будущих потерь по ссудам.
. Используемые виды обеспечения возвратности ссуд (залог, гарантия, поручительство)
Контроль коммерческими банками за своевременным возвратом кредитов
Каждый банк использует свои инструменты воздействия на должников, причем рассматривает их в качестве своей коммерческой тайны. Тем не менее, обнаруживаются и общие закономерности или правила, некоторые из которых перечислены ниже.
1. Банк старается иметь дело с теми, кого он давно знает. Случайные заемщики должны быть исключены или сведены к минимуму.
2. Банк ограничивает сроки кредитования. Расчет достаточно прост: чем короче срок кредитования, тем ниже уровень риска.
4. Банк по возможности формализует процессы выдачи кредитов. Это предполагает разработку соответствующих процедур, пакетов документов, требуемых от заемщиков.
5. Банк добивается, чтобы максимальное число кредитов имело обеспечение в той или иной форме.
6. Банк активно воздерживается от принятия в качестве обеспечения своих кредитов неликвидного товара и имущества, сомнительных ценных бумаг.
7. Банк страхует выдаваемую ссуду (и, возможно, проценты по ней).
8. Банк включает в кредитный договор арбитражную оговорку о том, что в случае возникновения спора между участниками он передается на разрешение арбитражному суду.
9. Ответственный банк аккуратен в оплате своих долгов, пунктуален в возврате взятых им кредитов, не препятствует законным проверкам своей деятельности со стороны компетентных органов.
Обеспечение ссуды - это последняя линия обороны банка от неблаговидных заемщиков. В основе кредитной сделки все же должна лежать исходная коммерческая операция, которую финансирует банк. Обеспечение - это лишь дополнительная гарантия, а не плата за кредит. И все же продажа банком заложенной собственности позволяет покрыть долг, и, кроме того, если сумма реализации залога превышает сумму задолженности банку, остаток может быть использован для возмещения задолженности тем кредиторам, которые не получили залога.
Техническая передача обеспечения может принимать различные формы:
передача объектов, служащих обеспечением займу, в полную собственность банка;
передача банку объекта во владение без перехода права собственности;
передача банку титула собственности на объект залога;
депонирование в банке документов, дающих право распоряжения имуществом;
договоренность, согласно которой банк может обратиться в суд для получения разрешения на продажу собственности заемщика;
получение банком материально заверенной гарантии.
При переходе обеспечения в полную собственность КБ, этот трансферт оформляется специальным соглашением, которое предусматривает обратный переход собственности к заемщику только после полного и своевременного погашения залога. Примером документа по передаче залога в собственность КБ может служить закладная под недвижимость.
Передача собственности во владение банка лишает заемщика возможности распоряжаться своей собственностью. Однако кредитор не может продать залог, если это право не предусмотрено специальной договоренностью.
Обеспечение может быть депонировано у кредитора в виде документов, дающих право распоряжения собственностью. Если при этом оформлен трансферт в пользу банка, то он может продать залог в случае неплатежа.
При всех вышеперечисленных видах технической передачи обеспечения, банк должен быть уверен, что в случае продажи залога выручка будет достаточной для покрытия непогашенной части кредита и расходов по инкассации долга, поэтому для банка важна ликвидационная стоимость обеспечения, а не его предположительная рыночная цена, которая может резко понизиться из-за каких-то факторов.
. Инвестиционная деятельность банка
Компания прочно занимает лидирующие позиции на российском рынке инвестиционно-банковских услуг. В активе департамента инвестиционно-банковской деятельности банка целый ряд успешных сделок, связанных с привлечением финансирования, слияниями и поглощениями, реструктуризацией бизнеса и консультированием ведущих российских и западных компаний.
В департаменте инвестиционно-банковской деятельности работают специалисты, обладающие богатым опытом реализации как публичных, так и частных сделок в различных секторах экономики. Большинство из них имеют западное бизнес-образование и опыт работы в инвестиционных банках за рубежом. Благодаря успешному проведению целого ряда проектов с участием крупных российских и западных клиентов, ведущие специалисты компании снискали репутацию команды профессионалов, сумевших построить долгосрочные отношения с крупнейшими российскими промышленными группами, а также многими западными компаниями. Специалисты известны на рынке своим профессионализмом и инновационными решениями, которые позволяют им с успехом проводить самые сложные и нестандартные сделки.
Основные направления деятельности департамента инвестиционно-банковской деятельности банка: [7]
Проведение сделок по слиянию и поглощению для российских и международных компаний
Частное и публичное размещение ценных бумаг
Организация и андеррайтинг выпусков долговых ценных бумаг
Консультирование по вопросам продажи активов и создания стратегических альянсов
Организация сделок купли-продажи крупных пакетов акций
Привлечение частных инвестиций для российских компаний
Выработка стратегии финансирования сделок по слияниям и поглощениям
Выкуп акций с привлечением долгового финансирования (leveraged buy-out)
Оценка бизнеса и предоставление заключений о справедливости оценки (fairness opinion)
Консультирование и оказание поддержки при проведении реструктуризации, приватизации, защиты от враждебных поглощений
Нестандартные финансовые проекты.
. Виды комиссионных операций банка
Комиссионные операции - операции, выполняемые банками или посредническими фирмами по поручению клиентов за определенную плату (комиссию). К таким операциям относятся расчеты, гарантии, торговые сделки, операции с валютой, инкассирование векселей и чеков, прием на хранение ценных бумаг.
В прошлом году Сбербанк, несмотря на отмену комиссий при выдаче кредита гражданам, увеличил чистый комиссионный доход на 22,3% по сравнению с 2009 г. На комиссиях банк заработал 123,6 млрд руб. Такие данные приводятся в годовом отчете «Сбера». При этом в самом банке отмечают, что рост доходов наблюдался практически по всем видам комиссионных операций и услуг, а наибольший вклад принесли операции с банковскими картами. Как выяснил «Маркер», столь высокие заработки не должны удивлять: Сбербанк - практически единственный крупный банк, который взимает комиссию за снятие в банкомате собственных средств клиента, если тот хранит их на кредитной карте банка.
Комиссия Сбербанка может быть вынужденной мерой, связанной с тем, что система банка технически не позволяет разделить деньги клиента и кредитной организации. «Банк не может по отдельному продукту технически разделить средства клиента и средства банка. Но эта проблема в основном возникает у небольших банков, у которых автоматизированные системы не позволяют этого делать», - говорит Дмитрий Орлов. Правда, такая версия выглядит странно, учитывая возможности Сбербанка.
. Организация расчетов и контроль над их осуществлением
Используемые формы безналичных расчетов и порядок их осуществления
Контроль над расчетами с прочими дебиторами и кредиторами включает в себя проверку учетных записей и данных в отчетности по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Методы, применяемые для контроля расчетов, идентичны методам проверки внешних расчетов и включают в себя анализ расчетных операций. Контролер-ревизор должен оценить правомерность осуществления расчетных операций с использованием счета 76. Для этого необходимо изучить нормативно-правовую базу, инструкцию по применению плана счетов.
Контролер проверяет корректность бухгалтерских проводок. При контроле операций по претензиям следует выяснить сроки возникновения задолженностей и порядок предъявления претензий, причины возникновения претензий, порядок исполнения претензий, своевременность и правильность оформления документов на претензию, порядок гашения претензии по выпискам банка, проверяются документы на поставку ТМЦ в счет претензии, списание безнадежных долгов и порядок признания их безнадежными.
Контролируются правильность и обоснованность удержания сумм по исполнительным листам, для этого сверяются данные учета с расчетно-платежными ведомостями и другими документами - основаниями для удержания. Устанавливаются своевременность и полнота перечисления сумм по исполнительным документам. При контроле расчетов по имущественному и личному страхованию проверяют исчисленные суммы страховых платежей, порядок их начисления в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или другими источниками страховых платежей, проверяют полноту и своевременность перечисления сумм страховых платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Контролеру необходимо проверить порядок списания в дебет счета 76 потерь по страховым случаям, порядок и правильность страхового возмещения, причитающегося по договору страхования работника организации, порядок списания некомпенсируемых страховыми возмещениями потерь от страховых случаев (в дебет счета 99 «Прибыли и убытки»).
Аналитический учет на счете 76 должен вестись по каждому дебитору, кредитору, отдельным договорам и случаям возникновения задолженности. Контролер проверяет регистры аналитического, синтетического, налогового учета, отражающие операции по расчетам с дебиторами и кредиторами, сверяет их данные с показателями бухгалтерской отчетности с целью подтверждения достоверности учета.
При контроле расчетов с дебиторами и кредиторами оценивается система внутреннего контроля в организации с целью оценки рисков возникновения ошибок, нарушений, искажений в учете и отчетности. При контроле вскрываются нарушения: [6]
порядка предъявления претензии, пропуск сроков предъявления, неправильное оформление или недооформление документов по претензии;
пропуск сроков взыскания задолженности, сроков исковой давности, неправомерное списание сумм задолженности в безнадежные долги;
составление фиктивных обязательств с целью неверных выплат;
некорректность бухгалтерских проводок по расчетам с дебиторами, кредиторами;
отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;
не производится перерасчет налога на доходы физических лиц по невыплаченным на конец года депонированным суммам зарплаты;
неверный расчет и необоснованность удержаний по исполнительным листам;
не проводят сверку расчетов, инвентаризацию расчетов с дебиторами, кредиторами;
слабая система внутреннего контроля по учету расчетов с дебиторами и кредиторами;
нарушения в сфере законодательства РФ в соответствии с локальными нормативными актами (учетной политикой) в отражении расчетных операций с дебиторами и кредиторами.
. Услуги, предоставляемые населению
Сбербанк России оказывает полный спектр финансовых услуг для частных лиц. В банк могут обращаться все граждане страны, а также иностранные подданные. Благодаря разветвленной филиальной сети крупнейшей финансовой организации России, ее клиентами являются более 64% наших соотечественников.
Каждое отделение Сбербанка независимо от его места расположения предлагает своим клиентам помощь в совершении любых операций, связанных с наличными и безналичными денежными средствами и ценными бумагами. В данном разделе нашего сайта вы можете ознакомиться с услугами главного банка России и узнать их специфику.
Список основных услуг Сбербанка России: [2]
Кредиты - выдача денежных займов, которые предоставляются населению для различных целей: от приобретения жилья до оплаты обучения и решения прочих вопросов.
Вклады - обеспечение сохранности и приумножения денежных средств населения при условии их хранения на счете в Сбербанке.
Платежи - проведение операций по переводу денежных средств населения в счет оплаты различных товаров, услуг, налогов, штрафов и т.д.
Переводы - осуществление банковских переводов денежных средств населения по территории России и в другие государства.
Банковские карты - выпуск и обслуживание пластиковых карт, которые обеспечивают доступ к лицевому счету и используются для безналичных платежей.
Обмен валюты - покупка и продажа населению иностранных денежных средств в соответствии с установленным Центробанком курсом.
. Работа банка с ценными бумагами
Деятельность Сберегательного банка на рынке ценных бумаг можно охарактеризовать двумя словами: консерватизм и надежность. Причем консерватизм следует понимать в самом хорошем смысле этого слова - не как нечто застывшее и окаменевшее, а наоборот, как нечто стабильное и динамично развивающееся, правда, с известной долей скепсиса относящееся к разного рода авантюрам. Нельзя сказать, что Сбербанк совсем избегает рисков на рынке ценных бумаг. Однако если он рискует, то всегда оправданно и в интересах своих клиентов.
На сегодняшний день одним из основных направлений в деятельности Сбербанка является привлечение средств юридических и физических лиц для их дальнейшего использования при кредитовании реального сектора экономики. Привлечение денежных ресурсов осуществляется не только во вклады населения, но и путем выпуска собственных ценных бумаг, которые характеризуются надежностью и высокой ликвидностью. Наибольшее развитие получили операции с векселями, депозитными и сберегательными сертификатами.
В последние годы значительно вырос интерес к векселям Сбербанка России, который продиктован удобством использования данного финансового инструмента и его надежностью. Векселя Сбербанка являются своего рода квазиденьгами, которыми можно рассчитаться в момент проведения сделки, при этом покупателю гарантировано получение товара или услуги, а продавцу - получение оплаты.
В любом отделении Сбербанка всегда можно получить подробную консультацию по порядку выдачи, обращения и погашения векселей Сбербанка. Схема обращения векселей проста: приобретение векселя в одном из отделений Сбербанка России, доставка его к месту расчетов, оформление простой передаточной надписи (индоссамента) на обороте бланка векселя. Правила индоссирования очень демократичны и просты. Доказательством всего вышесказанного может послужить то, что векселя Сбербанка активно используются в расчетах по всей стране, и сумма векселей в обращении достигла огромной суммы - около 29 млрд. руб.
. Организация и условия предоставления специфических банковских услуг: лизинг, факторинг, консалтинг и др.
Сбербанк собрался заняться факторингом, то есть финансированием поставщиков товаров и услуг под уступку дебиторской задолженности. Переговоры с французской группой BNP Paribas о покупке ее факторингового направления ведутся в рамках сделки по приобретению розничного подразделения, которое структурно включает в себя соответствующий бизнес. Переход к Сбербанку и факторинга является отдельным предметом переговоров. Этот бизнес BNP Paribas - интересный и динамичнбы не проиграть, должен присутствовать точечный подход к каждому партнеру, постоянный контроль за процессом. Чтобы поставить факторинговую деятельность на поток, требуется много сил и времени. Ошибки по дороге неизбежны.
У «Сбера» есть шансы выйти в лидеры на новом рынке. Хотя бы потому, что он может взять объемом, запустив продажи факторинговых услуг через свою огромную сеть отделений, и при этом демпинговать.
Другой вариант - банк может не толкаться там, где все остальные, а выйти в еще не освоенные ниши. Например, когда заказчиками товара выступают госструктуры.
Представители Сбербанка заявляли о намерении кредитной организации выйти на рынок факторинга еще в 2009 году. Но затем кредитная организация отказалась от этих планов.
«Сберу» скорее всего, помешали кризисные явления в экономике и большой спектр новых проектов, запуск которых имел у кредитной организации приоритет.
. Обслуживание внешнеэкономической деятельности
Сбербанк России оказывает клиентам широкий спектр услуг, связанных с осуществлением валютных операций и обслуживанием внешнеэкономической деятельности: [8]
оформление и обслуживание Паспортов сделок по внешнеторговым и кредитным договорам, заключаемым с иностранными контрагентами; обслуживание валютных операций, не требующих оформления Паспорта сделки; покупка-продажа иностранной валюты;
консультации по внешнеторговым и кредитным договорам, заключаемым с иностранными контрагентами, позволяющие обеспечить экономические интересы клиента банка при точном соблюдении норм валютного законодательства Российской Федерации;
построение оптимальных схем взаимодействия с иностранными контрагентами, помощь в выборе оптимальных форм расчетов;
консультации по вопросам оформления документов валютного контроля: Паспорт сделки, Справка о подтверждающих документах, Справка о валютных операциях и другие документы, представляемые в банк в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов Банка России;
информационное обеспечение клиентов банка: изменения в валютном законодательстве Российской Федерации, новые банковские продукты и услуги в сфере обслуживания внешнеэкономической деятельности;
проведение семинаров для клиентов банка по вопросам практического применения норм валютного законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации;
дифференцированная тарифная политика в сфере взимания комиссионного вознаграждения банка за исполнение функций агента валютного контроля.
Для того чтобы открыть такой счёт, юридическим лицам необходимо заключить договор с банком и предоставить ряд документов:
заявление;опии, нотариально заверенных, учредительных документов;
свидетельство госрегистрации;
карточка имеющая образцы подписей руководящего состава предприятия и оттиск печати;
документы, подтверждающие полномочия руководителей предприятия;
копия письма о включении юридического лица в ЕГРПО.
Но при этом Сбербанк может потребовать дополнительно и другие документы.
Основные виды и классификация валютных сделок:
Тод (TOD) - самая простая сделка на валютном рынке, расчет по которой происходит в течении рабочего дня (сегодня), при осуществлении такой сделки покупатель обязуется осуществить срочную поставку валюты. А продавец тут же ее оплатить.
Том (TOM) - отсроченная валютная сделка, расчеты по которой происходят на следующий банковский день (завтра), в этом случае договор на обмен валюты заключатся сегодня, а расчеты по заключенному договору происходят в течении следующего банковского дня.
Форвард (FORWARD) - такой вид валютной сделки позволяет защитить импортеров от колебаний рыночных курсов валют, преимущество форвардного контракта состоит в том, что импортер, осуществляя покупку определенного количества сырья или материалов, даже при обесценивании национальной валюты сможет осуществить обмен валюты по более выгодному курсу. Такой шаг позволяет, не подымая цен выйти на планируемый уровень прибыли и опередить конкурентов.
Своп (SWAP) - по сути, является разновидностью форвардного контракта по покупке валюты, только в этом случае происходит одновременная покупка и продажа валюты с разными датами исполнения (валютирования). В основном такой вид операций особо распространен на рынке forex, и позволяет получить прибыль от разницы курсов валют.
Фьючерс (futures) - представляет собой соглашение, по которому стороны обязуются осуществить поставки валюты в строго определенных объемах и в определенный срок. Используется как для операций с валютой в собственных целях, так и для хеджирования рисков.
Опцион (OPTION) представляет виды валютных сделок, в которых покупатель имеет право, но не обязан осуществить покупку валюты в оговоренных объемах по строго оговоренной цене. При желании сделка может быть разорвана со стороны покупателя.
Виды валютных сделок имеют свое значение в зависимости от поставленных перед участником рынка целей.
Сделки на покупку валюты по строго оговоренному курсу позволяют избежать влияния инфляции на финансовый результат от проведенной деятельности, в основном применяются импортерами товаров и сырьевых ресурсов.
. Использование элементов банковского менеджмента и маркетинга
Для поддержания и наращивания объемов продаж проводятся маркетинговые исследования, активная рекламная поддержка рынка сбыта, в том числе и регионального, осуществляется мониторинг потенциальных и действующих рынков. Помимо методов ценовой конкуренции, обеспечивается постоянный контроль за качеством производимой продукции и его соответствия самых высоким стандартам. Применяются другие приемы добросовестной конкуренции, направленные на расширение рынков сбыта, увеличению числа покупателей и наращиванию объемов продаж.
Целенаправленное осуществление деятельности предприятия на основе изучения рынка и приспособления к нему производства продукции обеспечивает самостоятельное структурное подразделение предприятия- служба маркетинга. Ее деятельность концентрируется на решении 4-х взаимосвязанных задач:
Организации процесса создания конкурентоспособной продукции, проведения гибкой ценовой политики, организации эффективной системы сбыта, управления продвижением товаров на рынке.
Руководство предприятия приняло решение о переходе деятельности на маркетингово - ориентированный формат управления, но на данный момент отсутствует маркетинговая поддержка выпускаемой продукции, не определены стратегии. Отсутствуют программы продвижения.
Достигнуть конкурентного преимущества предприятие сможет только при постоянном совершенствовании ассортимента и качества услуг, чему способствует внедрение прогрессивных технологий, использование современного высокопроизводительного оборудования, приемов и методов работы в производственных подразделениях.
Проектирование и разработка конкурентоспособной продукции происходит по установленным требованиям потребителей и других заинтересованных сторон; исследованиям маркетинговых и сбытовых служб, определяющих ассортиментную политику организации на перспективу.
В том случае, если данный продукт принят комиссией, он выпускается в объемах, определяемых коммерческой службой.
. Источники банковской прибыли, ее использование. Порядок исчисления и уплаты налога на банковскую прибыль
Основными источниками прибыли являются чистый процентный доход, чистый доход от операций с ценными бумагами, чистый комиссионный доход, прочие доходы. Оптимальной структурой доходов банка является преобладание процентного и комиссионных доходов.
В результате анализа доходов и прибыли Сбербанка России можно сделать следующие выводы. В структуре активов, приносящих доход, наибольший удельный вес занимают вложения в ценные бумаги, порядка 98,6-98,8. Прибыльность активов банка составили 25,22% и 18,62% соответственно в 2010 и 2011 годах, и имеется тенденция к снижению уровня прибыльности активов, что может оказать в дальнейшем негативное влияние на деятельность банка.
Наибольший удельный вес в структуре процентных доходов занимают проценты от ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям) - 70,82% и 78,08% в 2003-2004 годах соответственно. Значительный удельный вес занимают также проценты от ценных бумаг с фиксированным доходом - 27,21 и 20,43% соответственно в 2010 и в 2011 годах. Процентные доходы Сбербанка выросли за анализируемый период на 26,37.
Наибольший удельный вес в структуре прибыли занимают чистые процентные и аналогичные доходы (189,19% и 202,63% в 2003-2004 годах соответственно). То есть основным источником прибыли в Сбербанке РФ являются процентные доходы.
Прибыль банка за отчетный период возросла на 29,41%, что, несомненно, является положительным моментом в деятельности банка.
С 1 января 2002 г прибыль банков и кредитных учреждений облагается налогом по ставке 24 %, в федеральный бюджет по ставке 5 %, в региональный - 17 %, в местный - 2 %.
Сумма налога на прибыль определяется банками самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности.
Налоговым периодом признается календарный год.
Порядок и сроки уплаты налога на прибыль банками
Гл. 25 НК РФ предусматривает три способа уплаты налога на прибыль: раз в квартал, раз в месяц исходя из прибыли за прошлый кварта, paз в месяц исходя из прибыли за предыдущий месяц.
Ежеквартальные авансовые платежи
иностранные банки, у которых в РФ есть постоянное представительство;
банки, у которых доходы от реализации не превышают в среднем 3.000.000 рублей за каждый квартал;
только что созданные банки в течение первого квартала с даты их регистрации.
Перечисление налога и подача декларации за квартал не позднее 28 апреля, за полугодие не позднее 28 июля, за 9 мес. - не позднее28 октября, а по окончании года - не позднее 28 марта.
Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли за прошлый месяц.
Налог исчисляется за каждый прошедший месяц нарастающим итогом. Декларации подаются ежемесячно не позднее 28 числа следующего месяца. В эти же сроки необходимо заплатить налоги за прошедший месяц.
Ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли за прошлый квартал. За первые три месяца с начала года ежемесячные авансовые платежи должны быть равны 1/3 суммы налога, который был уплачен за последний квартал предыдущего года, а в следующие 3 месяца - 1/3 суммы, отраженной в декларации за первый квартал текущего года.
Ежемесячный платеж в 3 кв. = ставка * (налогооблагаемая прибыль за полугодие - налогооблагаемая прибыль за первый квартал ): на 3.
Ежемесячный платеж в 4 кв. = ставка * (налогооблагаемая прибыль за 9 мес.- налогооблагаемая прибыль за полугодие ): на 3.
Ежемесячный авансовый платеж необходимо вносить не позднее 28 числа каждого месяца.
Декларация подается не позже 28 дней со дня окончания квартала.
. Оценка ликвидности банка, структура и регулирование ликвидности
Ликвидность активов является одной из важнейших характеристик их качества. Ликвидность банка определяет способность банка выполнять свои обязательства, причем не только по возврату вложенных средств, с выплатой соответствующего вознаграждения в виде процентов, но и по выдаче кредитов.
Показатели ликвидности Сбербанка представлены в таблице 1:
Таблица 1
Показатели ликвидности
Наименование показателяНа 01.01.09гНа 01.01.10гНа 01.01.11гНорматив, %Мгновенная ликвидность41374min15Текущая ликвидность4535103min50Долгосрочная ликвидность749471max120Общая ликвидность948685min20
Из таблицы 1 видно, что мгновенная ликвидность активов не соответствует норме в первых двух периодах, тем не менее, мгновенная ликвидность увеличилась в текущем периоде на 60,8 процентных пункта. Это связано с тем, что сократились депозиты до востребования, так как по ним назначены невысокие проценты, и произошел отлив клиентских вкладов до востребования. При выборе приемлемых значений этих показателей в допустимой области их значений следует учитывать, что более ликвидные активы являются обычно менее прибыльными (средства в кассе вообще не приносят дохода), поэтому при определении структуры активов всегда приходится идти на некоторый компромисс, выбирая между их ликвидностью и прибыльностью.
Показатель долгосрочной ликвидности на 01.01.11г составил 71,2 %, что на 22,9% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, и на 3,6% чем на 01.01.09г но остался в пределах нормы. То есть сумма долгосрочных кредитов не превышает сумму собственных средств и долговых ресурсов, привлекаемых банком. Следовательно, ресурсный потенциал банка находится в пределах нормы, стратегия и тактика депозитной политики выбрана правильно.
Показатель общей ликвидности на 01.01.11г уменьшился на 1 процентный пункт, и составил 85%, по сравнению с аналогичными периодами прошлого года - 86%, но данное изменение незначительно по сравнению с 01.01.09г коэффициент общей ликвидности составлял 94%. Но, не смотря на уменьшение данного показателя, общая ликвидность превышает минимальный уровень. Таким образом, доля ликвидных активов, в суммарных активах банка находится в норме, что подтверждает надежность банка перед своими клиентами.
.Прогнозирование и планирование банковской деятельности
Все элементы банковского менеджмента можно связать между собой именно единым плановым процессом, так как в идеале каждое решение банковских менеджеров должно обусловливаться следующими факторами:
- задачами, которые решает банковская организация;
- прогнозируемым и текущим состоянием внешней среды: экономической ситуации в целом, состоянием рынков, на которых действует банковская организация;
- внутренними возможностями банка: состоянием его активов и пассивов, возможностями и квалификацией банковского персонала;
- принципами делегирования полномочий руководителям различных уровней, т.е. степенью децентрализации процесса управления.
Каждый из этих факторов так или иначе связан процессом банковского планирования, функциями которого являются:
- определение генеральных направлений и приоритетов перспективного развития банка, а также его локальных, тактических целей и задач;
- разработка мер по развитию банковских продуктов, пользующихся спросом на рынке у конкретных клиентов банка, и планов их внедрения в практику деятельности банка;
- согласование конкретных оперативных планов, разрабатываемых для решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг в рамках имеющихся финансовых ограничений, определяемых объемом немобилизованных собственных средств, прибыльностью текущих операций и допустимым уровнем принимаемых рисков;
- определение путей достижения оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска банка;
- уточнение и корректировка перспективных плановых показателей с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий;
- определение принципиальных условий, в рамках которых будут приниматься текущие решения о проведении конкретных операций банка с целью поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности;
- структурирование организации и планирование персонала, обеспечивающие решение перспективных и текущих задач банка;
- контроль за выполнением плановых показателей.
Таким образом, планирование может стать консолидирующей основой реализации всех функций БМ и в этом смысле является формой регулирования деятельности банка.
Планирование в широком смысле представляет собой процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки, включающей мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно изменяющейся рыночной ситуации, изучения потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые учредители ставят перед банковской организацией. Планирование в узком смысле можно определить как систематическую подготовку решений, связанных с будущим банковской организации. В данном случае планирование не затрагивает сферу принятия решений и организацию их выполнения. В любом случае планирование решает задачу определения целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности.
Принципы организации планирования:
Опыт планирования деятельности коммерческой структуры в УСЛОВИЯХ рынка позволяет выделить следующие основополагающие методологические принципы организации данного процесса:
- гибкость и индикативность;
- альтернативность планирования;
- обязательный контроль за выполнением плановых показателей;
- принцип публичности;
- принцип оптимальности;
- интегрированный.
Системный подход требует рассмотрения банка как системы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: людей, структуры, технологии, информационного обеспечения, ориентированных на достижение поставленных целей. Банк рассматривается как открытая система, связанная с внешней средой.
Ситуационный подход предполагает выделение ключевых компонентов, способных оказывать существенное влияние на состояние банка, и подготовку альтернативных сценариев развития, ориентированных на различные сочетания значений этих переменных.
. Кассовые операции банка
Ведение кассовых операций в банках регламентируется Положением Центрального Банка России за N 318-П от 24.04.2008 года "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации". Положение вступило в силу с 01 сентября 2008 года, а абзац четвертый пункта 2.11 Положения вступает в силу с 01 января 2009 года.
Положение ЦБ "О порядке ведения кассовых операций …" охватывает обширный круг вопросов. Им определяется и устанавливается следующий порядок кассовых операций:
) Порядок ведения кассовых операций с валютой Российской Федерации в виде банкнот и монеты Банка России (далее - наличные деньги) при осуществлении банковских операций и других сделок;
) Порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России (далее - сомнительные денежные знаки Банка России);
) Порядок работы с неплатежеспособными, не имеющими признаков подделки денежными знаками Банка России (далее - неплатежеспособные денежные знаки Банка России);
) Порядок работы с денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации (далее - имеющие признаки подделки денежные знаки Банка России);
) Правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
Новое Положение от 24.04.2008 года за N 318-П более подробно расписывает технические тонкости по ведению кассовых операций, хранению, перевозке и инкассации денежных средств. Так, например, изменения коснулись формы препроводительной ведомости к инкассаторской сумке с денежной наличностью (приложение №8 к Положению Банка России №318-П от 24.04.08 ), формы доверенности инкассаторов и др. Из Положения Центрального Банка России за N 318-П от 24.04.2008 года "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" для физических лиц в основном необходимо знать следующие пункты:
) В соответствии с пунктом 1.1. Положения, кассовые операции по приему, выдаче, размену, обмену, обработке наличных денег осуществляются с находящимися на обслуживании в кредитной организации клиентами - физическими лицами. Другими словами, ни один из банков не имеет право отказать вам в обслуживании и в обмене допустим порванных/ветхих купюр или в обмене/размене мелочи. Правда, кассовые работники банков очень неохотно осуществляют обмен монет мелкого достоинства на более крупные купюры. А чтобы у кассовых работников не возникало причин для отказа в обмене мелких монет (5, 10, 50 копеек) на более крупную купюру, лучше всего в банк принести заранее рассортированные по достоинству монеты. Отдельные операции могут быть платными.
) В соответствии с пунктом 2.9. осуществление приходных или расходных кассовых операций, кассовыми работниками кредитной организации на приходных или расходных кассовых документах проставляется оттиск штампа кассы. При приеме, выдаче наличных денег в послеоперационное время кредитной организации кассовыми работниками проставляется оттиск штампа кассы с отличительными признаками, указывающими на то, что операции осуществлялись в послеоперационное время кредитной организации.
Вместо штампа кассы на приходных, расходных кассовых документах может проставляться оттиск программно-технического средства, с применением которого осуществлялось оформление приходных, расходных кассовых операций.
) В соответствии с пунктом 2.10. Положения, кассовым работникам при осуществлении кассовых операций запрещается: . выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам), минуя бухгалтерских работников, при отсутствии системы контроля, предусмотренной в пункте 2.6 настоящего Положения;. убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы; . хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов наличные деньги; . уничтожать, производить гашение сомнительных, имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России, в том числе путем проставления штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту.
. Организация банковского учета в банке
Внешний аудит
Аудиторскую проверку финансовой отчетности Банка с 2005 года в соответствии с российскими правилами и международными стандартами проводила компания ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит». Аудиторская деятельность осуществлялась на основании лицензии № Е 000376 от 20 мая 2002 года (срок действия продлен до 20 мая 2012 года), выданной Министерством финансов Российской Федерации.
.06.2009 года годовым общим собранием акционеров на 2009 год и I квартал 2010 года утверждена аудиторская организация ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит».
.06.2010 года годовым общим собранием акционеров на 2010 год и I квартал 2011 года утверждена аудиторская организация ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит».
.06.2011 года годовым общим собранием акционеров на 2011 год и I квартал 2012 года утверждена аудиторская организация ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит».
Внутренний аудит
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка осуществляет Ревизионная комиссия. Она проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности Банка, а также дает свою оценку достоверности данных, включаемых в годовой отчет Банка и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности Банка.
Служба внутреннего контроля
Функции проверки и оценки эффективности системы внутреннего контроля, систем управления рисками, систем информационной безопасности; достоверности бухгалтерского учета и отчетности осуществляет Служба внутреннего контроля.
Таблица 2. Результаты взаимодействия с государственными компаниями, службами и учреждениями
Орган государственного управления, государственная компанияРезультаты диалогаПенсионный фонд РоссииОпределен порядок взаимодействия при формировании единого подхода к доставке пенсий через подразделения СбербанкаГосударственная компания «Российские автомобильные дороги»Подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, предусматривающий взаимодействие и сотрудничество сторон по вопросам предоставления финансирования по проектам в рамках Программы деятельности на долгосрочный период, включая концессионные проекты. В нем также обозначены варианты содействия Сбербанка в разработке иных схем реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерстваФедеральная налоговая службаПодписано Соглашение о взаимодействии интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» ФНС России и «Сбербанк ОнЛ@йн» по оплате налогов (сборов) и иных платежей, администрируемых налоговыми органамиФедеральная нотариальная палатаПодписано Соглашение о взаимном электронном документообороте, которое предусматривает безбумажный обмен данными между нотариусами и отделениями Банка по вопросам, связанным с наследованием денежных средств: поиск вкладов наследодателя и проверка остатков на счетах и депозитахФедеральный сетевой оператор «НИС ГЛОНАСС»Подписан Меморандум о сотрудничестве при реализации проекта по созданию системы взимания платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев (пользователей) транспортных средств, максимальная разрешенная масса которых более 12 тонн21. Организация делопроизводства в банке
Для обеспечения физической сохранности конфиденциальных документов, гибких магнитных дисков и других носителей информации, составляющей коммерческую и/или банковскую тайну, служебную информацию ограниченного распространения, предотвращения разглашения содержащихся в них сведений, в банке вводится порядок обязательного их учета, хранения, уничтожения и персональной ответственности работников, допущенных к работе с ними.
Учет и хранение конфиденциальных документов осуществляют секретари самостоятельных структурных подразделений. В тех подразделениях, где штатным расписанием не предусмотрена должность секретаря, конфиденциальные документы учитываются и хранятся лично начальником данного подразделения или назначенным его распоряжением работником.
Учет документов ведется в журналах учета. Что в журналах запрещается делать подчистки, а также исправления с применением корректирующей жидкости. Все вносимые исправления должны быть оговорены.
Как и в открытом делопроизводстве основным принципом учета является однократность присвоения регистрационного номера входящим, исходящим и внутренним документам. При передаче документа из одного самостоятельного структурного подразделения в другое его регистрационный номер не меняется. Конфиденциальные документы исполняются на автоматизированных рабочих местах, отвечающих требованиям информационной безопасности. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в журналах учета.
Тиражирование (копирование) конфиденциальных документов и производство выписок из таких документов осуществляется по письменному указанию (на обороте последнего листа копируемого документа) руководителя соответствующего самостоятельного структурного подразделения. На копии документа в правом верхнем углу первой страницы пишется слово «Копия», а на выписке - «Выписка».
Скопированные экземпляры документа (копии) учитываются за новым номером, в журналах учета указывается, когда и сколько экземпляров изготовлено и где они находятся.
Выписки из конфиденциальных документов учитываются за новыми учетными номерами. При этом на обороте последнего листа документа, с которого производилась выписка, делается отметка, с каких номеров листов или пунктов документа, в каком количестве экземпляров сделана выписка, а также за какими номерами учтены выписки.
Исходящая конфиденциальная корреспонденция отправляется за подписью лиц, правомочных подписывать документы, и только через работников, ответственных за ведение конфиденциального делопроизводства.
Пересылка документов с грифом «Коммерческая тайна» или пометками «Банковская тайна», «Для служебного пользования» осуществляется средствами специальной связи (фельдъегерская связь, специальные курьерские службы, заказные или ценные почтовые отправления). Конфиденциальные документы не подлежат пересылке по незащищенным каналам электрической связи (телеграф, факсимильная связь, электронная почта) [4].
Поступающая в Банк конфиденциальная корреспонденция принимается уполномоченными работниками, отвечающими за учет конфиденциальных документов (в филиалах и дополнительных офисах Банка - работниками, ответственными за конфиденциальное делопроизводство) и регистрируется в журнале учета конфиденциальных документов.
Документы с грифом «Коммерческая тайна» («Банковская тайна») после исполнения группируются в дела. При небольшом объеме конфиденциальных документов (до 150 документов в год), номенклатурой дел предусматривается заведение одного дела - «Коммерческая тайна» («Банковская тайна»). При большем объеме документов конфиденциальные документы группируются в дела отдельно или вместе с другими документами связанными единой темой. При этом гриф ограничения доступа дела соответствует грифу ограничения доступа входящих в дело документов. Документы, содержащие служебную информацию, допускается группировать в дела вместе с другими документами с пометкой «Для служебного пользования». Срок хранения дела определяется максимальным сроком хранения документов, входящих в дело. Дела постоянного и долговременного хранения (десять лет и более) должны иметь внутренние описи [6].
Конфиденциальные документы, дела, утратившие практическое значение, а также с истекшими сроками хранения, по заключению экспертной комиссии, должны уничтожаться по акту. Отбор документов и дел на уничтожение осуществляется экспертными комиссиями, назначаемыми для этих целей приказом Председателя Правления Банка. В состав экспертных комиссий включается не менее трех квалифицированных в области информации, содержащейся в отбираемых для уничтожения документах и делах работников, в том числе работник Службы экономической безопасности Банка, способных правильно определить практическое значение документов. Документы уничтожаются по акту уничтожения документов на основании решения Председателя Правления Банка, утвердившего акт экспертной комиссии, путем механической переработки на бумагоперерабатывающих машинах или путем сжигания, а магнитные носители информации - форматируются или размагничиваются (если это позволяет полностью и безвозвратно уничтожить информацию) или путем механических повреждений рабочей области магнитных носителей информации.
Каждый сотрудник, работающий с конфиденциальной информацией, должен быть обеспечен нормативно-методическими документами, регулирующими процесс его деятельности и технологию выполнения работ. К ним относятся нормативные документы, закрепленные законодательно, а также методическая литература: книги, брошюры, журналы, которые позволяют найти ответы на вопросы, не отраженные в нормативных документах. На рабочих местах следует иметь и необходимые справочники, включая телефонные.
Итак, можно сделать вывод, что работа с конфиденциальными документами Банка не может быть достаточной, пока наряду с другими мерами не будет организована надежная защита информации в процессе документооборота. Прежде всего, необходимо знать, сколько и каких документов обращается в организации, а главное, по каким маршрутам они перемещаются от создания до момента уничтожения. Поэтому правильная организация конфиденциального делопроизводства в организации является составной частью комплексного обеспечения безопасности информации и имеет важное значение в достижении цели ее защиты.
Заключение
На современном этапе особую актуальность приобретает поиск наиболее оптимальных способов организации деятельности российских банков в условиях глобализации финансового рынка, проникновения в отечественную банковскую систему иностранного капитала и, как следствие, возрастающей конкуренции с международными финансовыми посредниками в лице дочерних структур крупнейших транснациональных банковских холдингов.
Курс на формирование в нашей стране сильного и динамично развивающегося банковского сектора повышает значимость вопросов эффективного управления деятельностью каждого конкретного банка для банковской системы в целом. Поэтому проблема организации управления деятельности банка и принятия мер по повышению ее эффективности требует подробного изучения и выработки научной концепции.
Список использованной литературы
1.Положение ЦБР от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (с посл. изм. от 11 апреля 2005 г.)
2.Алексеев Г. От контакта до клиента.// Банковские технологии. - 2012. - № 2. - С. 14-17.
.Банковское дело: учеб. для вузов / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 592 с.
.Банковское дело: учебник / под ред. Г.Г. Коробовой. М.: ЭКОНОМИСТЪ -2009. - 751 с.
.Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 2005. - 672 с.
.Березнев А.С. Управление соотношением "ликвидность-доходность" в коммерческих банках. // Бухгалтерия и банки. - 2011. - №4. - С.51-58.
.Бондарева Ю., Шовиков С., Хаиров Р. Конкуренция на рынке банковских услуг. Мнение аналитиков МАП РФ. // Банковское дело. - 2011. - №1. - С.9-14.
.Бушуев В.А. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности в банке.// Финансовый бизнес. - 2010. - № 3. - С. 39-43.
.Глушкова Н.Б. Банковское дело. М.: Академический проект, 2005. - 432 с.
10.Горелый <#"justify">Приложение 1. Отзыв-характеристика руководителя практики
За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, внутренним распорядком, порядком ведения документооборота, учета и хранении документов. Принимала участие в разработке политики и стратегии компании.
В отношении профессиональных качеств проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения, в практической деятельности. Внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.
В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.
Руководитель учебной и производственной практики от
Приложение 2. Дневник прохождения практики
ДатаКраткое содержание выполненной работыПодпись руководителя практики от предприятияОзнакомление с предприятием.Изучение графика работы, ознакомление с работой отделения банка.Ознакомление с историей создания ОАО «Сбербанк России».Ознакомление с деятельностью банкаОзнакомление с управлением системой Сбербанка России Изучение организационной структуры Сбербанка.Ознакомление с организационной структурой отделения Сбербанка.Изучение организации труда в отделении.Ознакомление с факторами, влияющими на мотивацию сотрудников.Анализ эффективности работы банка.Ознакомление с миссией Сбербанка, его целями.Написание отчета по практике.
Руководитель практики от предприятия: