База данных автоматизации учета движения товара на складе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    635,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

База данных автоматизации учета движения товара на складе

Оглавление

 

Введение

1. Техническое задание

2. Разработка инфологической модели

2.1 Предметная область

2.2 Определение объектов и связей между объектами

3. Разработка концептуальной модели

3.1 Определение сущностей и их свойств

3.2 Нормализация базы данных

4. Разработка физической модели

5. Разработка структуры программного обеспечения

6. Разработка интерфейса

Заключение

Список литературы

Введение

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования многих преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, систем автоматизации проектирования, средств администрирования и защиты баз данных и других.

В настоящее время невозможно представить себе деятельность любого современного предприятия без использования профессиональных СУБД.

Основными задачами курсовой работы являются:

.        Выбрать предметную область и спроектировать базу данных.

2.       Разработать базы данных в среде Fox PRO 9.0.

3.       Осуществить заполнение базы данных.

4.       Разработать запросы, отчеты, формы к базе данных.

5.       Оформление расчетно-пояснительной записки.

.        Защита курсовой работы.

Выполнение данной работы способствует формированию у учащихся опыта самостоятельной работы по постановке и формализации задач автоматизации и функций учета, контроля, анализа и прогнозирования деятельности предприятий, а также по обоснованию состава и структуры проектируемой базы данных и выбора инструментальных средств разработки.

база программный инфологическая модель

1. Техническое задание


Перед разработчиком была поставлена задача, спроектировать и разработать базу данных автоматизации учета движения товара на складе. Она включает в себя подробное изучение предметной области данного курсового проекта: сбор и группировка информации о товаре, о приеме и продажи товара, о поставщиках, клиентах и т.д.

База данных "учет движения товара в магазине" должна выполнять следующие функции:

.        доступ к справочникам: товар, типы товара, клиент, поставщик: создание новой записи, внесение изменений в уже существующие, удаление записи, просмотр справочника;

2.       осуществлять прием товара от поставщика - ввод данных о приходе товар и заполнение приходной накладной;

.        осуществлять продажу товара клиенту - ввод данных о продаже товара и заполнение расходной накладной;

4.       осуществлять прием бракованного товара;

Таким образом, в результате должен получиться проект базы данных, которая бы позволяла:

1.       хранить;

2.       систематизировать;

.        обрабатывать;

.        структурировать;

.        автоматизировать информацию.

База данных должна иметь удобный и лёгкий для восприятия пользовательский интерфейс.

2. Разработка инфологической модели


Первым этапом и самым главным этапом в процессе проектирования и создания базы данных, является разработка инфологической модели.

 

2.1 Предметная область


Для разработки была выбрана СУБД Microsoft Visual FoxPro 9.0. Данный программный продукт совмещает в себе поддержку СУБД FoxPro и среды разработки пользовательского интерфейса для данной СУБД. Использование FoxPro позволяет быстро и качественно создавать удобные пользовательские приложения.

Основные преимущества:

1.       Обеспечение приложениям доступа к таким средствам независимых разработчиков, как программы чтения с экрана, устройства распознавания голоса и автоматические средства тестирования.

2.       Обеспечение простого доступа к данным Visual FoxPro для клиентов, не основанных на Visual FoxPro.

.        Построение взаимодействующих приложений и компонентов благодаря возможностям представления данных Visual FoxPro в формате XML и импорта данных в формате XML в таблицы Visual FoxPro.

Контроль действий пользователя с помощью кода, исполняемого при открытии, закрытии или изменении базы данных.

При разработке базы данных "учет движения товара в магазине" было проведено обследование предметной области. В результате в базе данных используются следующие входные данные:

.        информация о товаре;

2.       информация о поставщиках;

.        информация о клиентах;

Выходными данными являются выходные запросы, формы и отчеты. Информация выводится на экран в специальных формах, упрощающих работу с записями таблиц базы данных.

 

2.2 Определение объектов и связей между объектами


Комплекс задач этого этапа состоит из выявления общих информационных объектов и связей между ними, анализа общих информационных требований к системе и выявление информационных потоков, отображающих процессы производства, обработки и взаимодействия данных.

Информационные потоки отображают алгоритмический аспект обработки данных и в большей степени относятся к области проектирования приложений. Информация, предоставляемая в базе данных, в первую очередь должна отображать реальные объекты прикладной области и связи между ними.

Результатом инфологического проектирования является инфологическая модель, которая представляет структуру данных не зависимую от любой физической реализации. Инфологическая модель данных представлена на рис.1.

Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности и связи между ними.

Сущность - любой конкретный или абстрактный объект в рассматриваемой предметной области. Сущности - это базовые типы информации, которые хранятся в базе данных (в реляционной базе данных каждой сущности назначается таблица). К сущностям могут относиться: товар, клиенты и т.д. Экземпляр сущности и тип сущности - это разные понятия. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей, предметов или событий, выступающих как целое (например, товар, клиент и т.д.). Экземпляр сущности относится, например, к конкретной личности в наборе. Типом сущности может быть работник, а экземпляром - Петров, Сидоров и т.д.

Связь - взаимосвязь между сущностями в предметной области. Связи представляют собой соединения между частями базы данных (в реляционной базе данных - это соединение между записями таблиц). Сущности - это данные, которые классифицируются по типу, а связи показывают, как эти типы данных соотносятся один с другим. Если описать некоторую предметную область в терминах сущности - связь, то получим модель сущность - связь для этой базы данных.

Рис. 1. Инфологическая модель.

3. Разработка концептуальной модели


Вторым этапом в процессе проектирования и создания базы данных, является разработка концептуальной модели.

 

.1 Определение сущностей и их свойств


Для того чтобы база данных полно и правильно отражала предметную область, проектировщик базы данных должен хорошо представлять все стороны предметной области и уметь отобразить их в базе данных. Поэтому прежде чем начинать проектирование необходимо разобраться, как функционирует предметная область, для отображения которой создается база данных.

Цель концептуального моделирования - обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных.

Основными конструктивными элементами концептуальной модели являются сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).

Результатом концептуального проектирования является концептуальная модель, которая определяет структуру моделируемой системы, свойства ее элементов и причинно-следственные связи, присущие системе и существенные для достижения цели моделирования. Концептуальная модель данных представлена на рис.2.

Рис.2. Концептуальная модель.

 

3.2 Нормализация базы данных


Нормализация отношений - это процесс построения оптимальной структуры таблиц и связей в реляционной базе данных (процесс уменьшения избыточности информации).

В процессе нормализации данные группируются в таблицы, представляющие классы объектов и их взаимодействие.

Цели, которые преследуются при построении наиболее эффективной структуры данных:

·        исключить ненужное повторение данных, которое может являться причиной ошибок при вводе, а также привести к нерациональному использованию дискового пространства;

·        обеспечить целостность данных, Т.о. чтобы при изменении одних объектов автоматически происходило соответствующее изменение связанных с ними объектов

Теория нормализации отношений работает с 5 нормальными формами таблиц. Каждая последующая форма должна отвечать требованиям предыдущих, плюс некоторые дополнительные требования.

Проанализировав разработанную базу данных, можно сделать вывод, что она нормализована и соответствует третей нормальной форме, т.к.:

.        Все таблицы в базе данных соответствуют первой нормальной форме т.к. все атрибуты простые (атомарные).

2.       Все таблицы в базе данных соответствуют второй нормальной форме т.к. каждый не ключевой атрибут функционально полно зависит от первичного ключа.

.        Каждый не ключевой атрибут в таблицах не транзитивно зависит от первичного ключа.

4. Разработка физической модели



Физическая модель данных осуществляется на основе концептуальной модели, результатом этого процесса является физическая модель данных (рис.3 и таб.1), содержащая полную информацию необходимую для генерации всех объектов в базе данных.

В таблицах данные распределяются по столбцам (которые называют полями) и строкам (которые называют записями). Все данные, содержащиеся в поле таблицы, должны иметь один и тот же тип. Каждое поле таблицы характеризуется наименованием, типом и шириной поля. При задании типа данных поля можно также указать размер, формат и другие параметры, влияющие на отображение значения поля и точность числовых данных.

Таб.1. Физическая модель.

Имя поля

Тип

Размерность

Описание

tovar

Id_tovar

Integer (PK)

4

Номер товара

naimenovanie

Character

30

Наименование товара

kolihestvo

Numeric

10.2

Количество товара

cena

Numeric

10.2

Цена товара

postav

Id_postav

Integer (PK)

4

Номер поставщика

Family

Character

25

Фамилия поставщика

Name

Character

15

Имя поставщика

Othestvo

Character

25

Отчество поставщика

Telefon

Character

16

Телефон поставщика

klient

Id_klient

Integer (PK)

4

Номер клиента

Family

Character

25

Фамилия клиента

Name

Character

15

Имя клиента

Othestvo

Character

25

Отчество клиента

Telefon

16

Телефон клиента

pokupka

Id_pokupka

Integer (PK)

4

Номер покупки

Id_klient

Integer

4

Номер клиента

Id_tovar

Integer

4

Номер товара

data

date

8

Дата покупки

Kolihestvo

Numeric

10.2

Количество товара

Cena

Numeric

10.2

Стоимость товара

zakaz

Id_zakaz

Integer (PK)

4

Номер заказа

Id_postav

Integer

4

Номер поставщика

Id_tovar

Integer

4

Номер товара

data

date

8

Дата заказ

Kolihestvo

Numeric

10.2

Количество товара

Cena

Numeric

10.2

Стоимость товара

brak

Id_brak

Integer (PK)

4

Номер брака

Data

date

8

Дата добавления брака

Id_tovar

Integer

4

Номер товара

kolihestvo

Numeric

10.2

Количества брака



5. Разработка структуры программного обеспечения


Главный модуль (головной модуль) - это программа, управляющая ходом работы приложения. Включает в себя, как правило, настройку среды Visual FoxPro, описание глобальных переменных, создание главного меню программного комплекса и запуск обработчика событий.

Перед тем как приступить к созданию головного модуля, необходимо спроектировать систему меню. Состав меню невозможно определить без учета конкретных задач, для решения которых предназначено разрабатываемое приложение. Параллельно с определением состава данных необходимо определить те средства, которые получит пользователь при работе с программным комплексом.

Структура программного обеспечения изображена на рис.4, текст главного модуля представлен в приложении.

Рис.4. Структура программного обеспечения.

6. Разработка интерфейса


Пользовательский интерфейс играет важную роль в определении программного продукта. Удобство и простота интерфейса ускоряют работу с данными, а использование элементов художественного оформления делает этот процесс более приятным.

Особое внимание уделяется расположению визуальных компонентов и их группировке. Бесспорно, что их логическое объединение повысит эффективность.

Формы - это средство представления информации для просмотра, изменения или печати данных в виде, удобном для восприятия пользователями. Использование форм существенно облегчает ввод и контроль данных. Кроме того, формы являются основной частью интерфейса прикладной программы, вокруг форм и строится весь алгоритм работы приложения, так как конечный пользователь не видит ничего, кроме набора форм. События, возникающие при работе с формами, определяют логику работы приложения.

1.       Форма "Главная форма" - при запуске проекта отроется главная форма (рис.5 (а, б)) базы данных. Данная форма предназначена для просмотра и редактирования принятого и проданного товаров. На форме расположены кнопки перемещения по записям, кнопка "Добавить" при нажатии на которую откроется форма "Добавление нового товар", кнопка "Удалить", а также кнопки вызова всех форм.

Рис.5 (а). Главная форма (заказ товара у поставщика).

Рис.5 (б). Главная форма (продажа товара клиенту).

2.       Форма "новый заказ поставщику" - данная форма (рис.6) предназначена для регистрации полученного товара от поставщика. На форме расположены кнопки "Добавить", при нажатии на которую откроется форма "Выбор товара" и кнопка "Принять" для добавления данных о поступившем товаре в таблицу.

Рис.6. Форма "новый заказ поставщику"

1.       Форма "новая продажа" - данная форма (рис.7) предназначена для регистрации проданного товара. На форме расположены кнопки "Добавить", при нажатии на которую откроется форма "Выбор товара" и кнопка "Принять" для добавления данных о проданном товаре в таблицу.

Рис.7 Форма "новая продажа"

2.       Форма "Товар" - данная форма (рис.8) предназначена для просмотра и редактирования списка товара. На форме расположены кнопки перемещения по записям, кнопка "Добавить" при нажатии на которую откроется форма "Добавление товара", кнопка "Удалить" для пометки данных на удаление.

Рис.8. Форма "Товар".

3.       Форма "новый товар" - данная форма (рис.9) предназначена для ввода данных о новом товаре. На форме расположена кнопка "Принять", при нажатии на которую данные о товаре добавятся в таблицу.

Рис.9. Форма "Новый товар".

4.       Форма "Поставщик" - данная форма (рис.10) предназначена для просмотра и редактирования списка поставщиков. На форме расположены кнопки перемещения по записям, кнопка "Добавить" при нажатии на которую откроется форма "новый поставщик", кнопка "Удалить".

Рис.10. Форма "Поставщик".

5.       Форма "новый поставщик" - данная форма (рис.11) предназначена для ввода данных о новом поставщике. На форме расположена кнопка "Принять", при нажатии на которую данные о поставщике добавятся в таблицу.

Рис.11. Форма "новый поставщик".

6.       Форма "Клиент" - данная форма (рис.12) предназначена для просмотра и редактирования списка клиентов. На форме расположены кнопки перемещения по записям, кнопка "Добавить" при нажатии на которую откроется форма "новый клиент", кнопка "Удалить".

Рис.12. Форма "Клиент".

7.       Форма "новый клиент" - данная форма (рис.13) предназначена для ввода данных о новом клиенте. На форме расположена кнопка "Принять", при нажатии на которую данные о клиенте добавятся в таблицу.

Рис.13. Форма "новый клиент".

8.       Форма "Брак" - данная форма (рис.14) предназначена для просмотра и редактирования списка бракованного товара. На форме расположены кнопки перемещения по записям, кнопка "Добавить" при нажатии на которую откроется форма "Добавление нового брака" и кнопка "Удалить".

Рис.14. Форма "брак".

9.       Форма "новый брак" - данная форма (рис.15) предназначена для регистрации бракованного товара. На форме расположены кнопки "Добавить", при нажатии на которую откроется форма "Выбор товара" и кнопка "Принять" для добавления данных о бракованном товаре в таблицу.

Рис.15. Форма "новый брак".

10.     Форма "Выбор товара" - данная форма (рис.16) предназначена для выбора принятого товара. На форме расположены кнопки перемещения по записям, кнопка "Принять", при нажатии которой номер товара скопируется в поле "Товар". Также на форме расположен список для фильтрации и поиска товара.

Рис.16 Форма "Выбор товара"

Заключение


Реляционная модель данных в настоящее время приобрела наибольшую популярность и практически все современные СУБД ориентированы именно на такое представление данных.

В данном проекте была создана реляционная база данных "Учет движения товара в магазине", разработанная с помощью СУБД Microsoft Visual FoxPro 9.0.

База данных работает в диалоговом режиме, который предоставляет пользователю возможность взаимодействовать с хранящейся в системе информацией в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач.

Дальнейшее совершенствование базы данных позволит расширить возможности базы данных и облегчить работу персонала (к примеру, можно добавить новые формы, запросы, таблицы).

Список литературы


1.       Клепин В.В., Агафонова Т.П. Visual FoxPro 9.0. Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2007. - 1199с.

2.       Гурвиц Г.А. Разработка реального приложения с использованием Microsoft Visual FoxPro 9. Хабаровск, ДВГУПС, 2007. - 198с.

.        Карпова Т.С. Базы данных. Модели, разработка, реализация. Санкт-Петербург, Питер, 2002. - 304 с.

.        Корнеев В.В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. Москва, Нолидж, 2000. - 352 с.

.        Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных. Москва, Вильямс, 2001. - 354 с.

Похожие работы на - База данных автоматизации учета движения товара на складе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!