Основные понятия системы физической культуры и спорта
Вопрос № 1: Основные понятия системы физической культуры и спорта (физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, здоровый образ жизни - ЗОЖ)
Физическое воспитание - часть общего воспитания человека, педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически развитого, социально активного и морально стойкого молодого поколения. В процессе физического воспитания осуществляется физическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование двигательных навыков и умений, а также специальных знаний.
Физическая культура - часть общей культуры общества и личности, направленная на всестороннее, гармоничное развитие личности, его физических, психологических и духовных качеств.
Спорт - форма физического совершенствования человека, соревновательная деятельность, направленная на достижение высшего результата в избранном виде спорта.
Физическое развитие - процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Физическая подготовка - процесс физического воспитания, направленный на развитие физических способностей человека, основных его качеств - силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости.
Физическая подготовленность - уровень развития физических способностей человека.
Физическое совершенство - исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - рациональный образ жизни, активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Вопрос № 2: Физическое воспитание: определение, цель, задачи, направления
Физическое воспитание - часть общего воспитания человека, педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически развитого, социально активного и морально стойкого молодого поколения. В процессе физического воспитания осуществляется физическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование двигательных навыков и умений, а также специальных знаний.
Цель физического воспитания - оптимизация физического развития человека, совершенствование физических качеств, воспитание нравственных, морально-волевых качеств, подготовка к трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания - 1) Оздоровительные: - оптимальное развитие физических качеств;
укрепление и сохранение здоровья;
совершенствование телосложения и развитие физиологических функций;
сохранение уровня общей работоспособности.
) Образовательные: - формирование жизненно важных двигательных навыков и умений;
формирование спортивных двигательных навыков и умений;
приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре.
) Воспитательные: - содействие развитию нравственных качеств;
содействие формированию поведения в духе требований общества;
содействие развитию интеллекта;
содействие развитию психомоторных функций.
Направления физического воспитания:
1)ОФП (общая физическая подготовка) - базовый уровень развития жизненно важных физических качеств и аккумуляция знаний в области физической культуры.
)ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка) - совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде профессиональной деятельности.
)Спортивная тренировка - совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде спортивной деятельности.
)АФК (адаптивная физическая культура) - привлечение средств и методов физической культуры на основе достижения высокой степени социализации личности больного человека или инвалида , его адаптация к труду, быту, достижение высокого уровня самореализации.
Вопрос № 3: Валеология. Здоровье. Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Принципы оздоровительной направленности
Валеология - от лат. valeo или valere быть здоровым и logos учение, область науки, занимающаяся проблемами физического и ментального здоровья человека.
Здоровье - состояние физического, душевного и социального благополучия (определение Всемирной организации здравоохранения).
Компоненты здорового образа жизни - двигательная активность и укрепление здоровья;
- закаливание организма;
- сбалансированное питание;
- режим дня и динамический стереотип;
- профилактика вредных привычек.
Принципы оздоровительной направленности: 1) Совершенствование функциональных возможностей организма;
) Повышение работоспособности организма;
) Адаптация организма человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды;
) Компенсация дефицита двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.
) Применение средств и методов, оздоровительная ценность которых научно доказана; планирование и учет занимающихся; единство ВПК (врачебно-педагогического контроля и самоконтроля).
Вопрос № 4: Средства и методы физического воспитания
Средства физического воспитания. Средство - это то, что применяется для достижения цели.
1) Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на реализацию задач физического воспитания. Характеристика физических упражнений:
основное и специфическое средство физического воспитания;
носят характер сознательных двигательных действий;
оказывают системное воздействие на человека.
2) Естественные силы природы - вспомогательные средства, создающие условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся (солнце, воздух, вода, климатические условия, температура окружающей среды).
3) Гигиенические факторы: питание, сон, режим дня, питьевой режим, личная гигиена, уход за телом.
Методы физического воспитания. Метод - способ применения физических упражнений.
I ) Специфические методы.
1) Методы частичного регламентированного упражнения - соревновательный, игровой.
) Методы строго регламентированного упражнения:
а) Методы обучения двигательным действиям:
метод расчленено-конструктивного упражнения;
метод избирательного упражнения;
метод целостно-конструктивного упражнения;
метод "сопряженного" воздействия.
б) Методы развития двигательных качеств:
метод стандартно-повторного упражнения;
метод стандартно-непрерывного упражнения;
метод стандартно-повторного упражнения.
II) Общепедагогические методы.
1)Методы использования слова:
дидактический рассказ;
беседа;
обсуждение;
инструктирование;
сопроводительное пояснение;
указания и команды;
самоприказы.
) Методы обеспечения наглядности:
методы натуральной демонстрации;
методы опосредованной демонстрации;
методы ориентирования;
методы "срочной информации".
Вопрос № 5. Характеристика физического качества - силы. Определение, основные средства и методы развития силовых способностей
физический скоростной валеология ловкость
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу.
Средства развития силы:
) Упражнения с внешним сопротивлением (штанги, набивные мячи, вес партнера или соперника).
)Упражнения, отягощенные весом собственного тела.
)Статические упражнения в изометрическом режиме.
)Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов.
Методы развития силы:
1) Метод максимальных усилий.
) Метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений.
) Метод непредельных усилий с максимальным количеством повторений.
) "Ударный" метод.
) Метод динамических усилий.
Вопрос № 6: Характеристика физического качества - скорости. Определение, основные средства и методы развития скоростных способностей
Скорость (или быстрота) - способность человека выполнять движения в минимальный для данных условий промежуток времени.
Средства развития скорости:
1) Упражнения, воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей. Компоненты скоростных способностей:
а) быстрота реакции.
б) скорость выполнения отдельных движений.
в) частота движений.
г) стартовая скорость.
д) скоростная выносливость.
е) скорость выполнения отдельного двигательного действия.
) Упражнения комплексного воздействия:
а) спортивные игры.
б) подвижные игры.
в) единоборства.
г) эстафеты.
) Упражнения сопряженного воздействия на скоростные и другие качества, на совершенствование двигательных действий.
Методы развития скорости:
1) Методы строго регламентированного упражнения.
) Игровой метод.
) Соревновательный метод - прикидки, эстафеты, гандикап.
Вопрос № 7. Характеристика физического качества - выносливости. Определение, основные средства и методы развития выносливости
Выносливость - способность человека длительное время выполнять двигательное действие без снижения его эффективности.
Средства развития выносливости:
) Активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательного аппарата.
)Преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы.
) Значительная суммарная продолжительность работы.
) Умеренная, большая или переменная интенсивность работы.
Методы развития выносливости:
1) Метод воспитания общей аэробной выносливости циклическими упражнениями (слитный и повторно-интервальный методы).
) Метод круговой тренировки - слитная и интервальная круговая тренировка.
Вопрос № 8. Характеристика физического качества - ловкости. Определение, изменение нагрузки, методические подходы, методы развития ловкости
Ловкость (или координация) - способность человека:
рационально и быстро осваивать новые двигательные действия;
- успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Изменение нагрузки - повышение координационной трудности упражнений (точность движений, согласованность движений, внезапность изменения обстановки).
Методические подходы:
1) Систематическое пополнение двигательного опыта занимающихся новыми формами координационных движений.
) Введение фактора необычности выполнения привычных действий.
) Внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действий.
) Смена способа выполнения двигательного действия.
) Предъявление новых координационных требований.
) Изменение внешних условий.
) Преодоление нерациональной мышечной напряженности.
) Точность воспроизведения и точность отклонения.
Методы развития ловкости:
1) Метод стандартно-повторного упражнения.
) Вариативного упражнения.
) Игровой метод.
) Соревновательный метод.
Вопрос № 9. Характеристика физического качества - гибкости. Определение, формы проявления, определяющие факторы, средства развития гибкости
Форма проявления - активная и пассивная.
Способы проявления - динамическая и статическая.
Определяющие факторы:
) Анатомический.
) Центрально-нервная регуляция тонуса мышц.
) Напряжение мышц-антогонистов.
) Степень совершенства межмышечной координации.
) Функциональное состояние организма на данный момент.
Средства развития гибкости -
1) Активные - махи, рывки, наклоны, вращательные движения.
) Пассивные - движения с помощью партнера, амортизаторов, эспандеров.
) Статические - сохранение неподвижного положения с предельной амплитудой в течение 5-10 секунд.
Вопрос № 10. Спорт. Определение, цель, функции, система подготовки спортсмена
Спорт - это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Цель спорта - физическое совершенство человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, достижение высокого спортивного результата.
Функции спорта:
) Эмоционально-зрелищная.
) Социальная интеграция и социализация личности.
) Экономическая.
) Соревновательно-эталонная.
) Эвристическо-достиженческая.
) Личностно-направленного воспитания, обучения и развития.
) Оздоровительно-рекреативная.
) Коммуникативная.
Система подготовки спортсмена - совокупность методических основ, организационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам. Составляющие блоки системы подготовки спортсмена:
) Система отбора, селекции и спортивной ориентации.
) Система спортивной тренировки.
) Система соревнований (цель, средство, метод подготовки).
) Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации соревновательно-тренировочного процесса.