Развитие быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

.1 Условия развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

.2 Физиологические особенности тренировки лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

Глава 2. Организация и методика исследования

.1 Организация исследования

2.2 Методика развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. Лыжные гонки - один из наиболее популярных в России видов спорта. Большое число лыжников тренируются, чтобы выступать на соревнованиях разного ранга. Для миллионов людей ходьба на лыжах - это средство сохранить здоровье и повысить работоспособность.

Как классические, так и коньковые способы передвижения на лыжах технически сложны. Чтобы достичь высоких результатов в гонках, спортсмен должен овладеть всеми способами передвижения на лыжах и уметь рационально чередовать их при изменении рельефа трассы.

Опыт многолетней подготовки сильнейших лыжников-гонщиков мира, в том числе и российских, показал, что путь к вершинам спортивного мастерства делится на несколько этапов, отличающихся содержанием средств и методов тренировки, соотношением средств общей и специальной физической подготовки [6].

Специальная физическая подготовка (СФП) должна базироваться на хорошем фундаменте общей физической подготовки (ОФП), который закладывается в юношеском и юниорском возрасте.

Задачи ОФП лыжника-гонщика - развитие физических (выносливости, силы, быстроты, ловкости) и волевых качеств.

Наиболее эффективные средства ОФП лыжника-гонщика-это бег, ходьба, спортивные игры, гребля, плавание, езда на велосипеде, прыжки, метания, гимнастические и общеразвивающие упражнения, физический труд и др.

Эти средства способствуют разностороннему развитию лыжника-гонщика, прежде чем он приступит к углубленной специализации. Это положение подтверждается опытом сильнейших лыжников-гонщиков мира, которые в возрасте 16-19 лет занимались другими видами спорта и даже участвовали в соревнованиях по бегу, гребле, велоспорту, работали на лесозаготовках, на полевых и земляных работах [16].

С возрастом, повышением квалификации лыжника значение ОФП уменьшается, а СФП увеличивается. В возрасте 13-14 лет ОФП и СФП в обшей подготовке лыжника составляют соответственно 70 и 30 %, в возрасте 19-20 лет - 30 и 70 %.

Легкоатлетические упражнения: бег, прыжки, метания - способствуют развитию быстроты, прыгучести, координации движений, скоростной выносливости.

Спортивные игры развивают ловкость, координацию движений, быстроту переключения внимания и ответной реакции при внезапном изменении обстановки. После бега на пересеченной местности, игры в течение 15-20 мин улучшается эмоциональное состояние занимающихся. Поэтому они хорошо переносят такую дополнительную нагрузку.

Гимнастические упражнения на снарядах и со снарядами необходимы для развития ловкости, гибкости, умения владеть телом, развития координации, для выработки умения сохранять равновесие, для развития силы отдельных групп мышц. Полезны и упражнения на батуте, акробатические упражнения [23].

СФП лыжника-гонщика предусматривает развитие основных физических качеств и навыков, необходимых для овладения техникой, тактическими приемами, развитие специальной выносливости и волевых качеств.

Объект исследования - скоростные способности.

Предмет исследования - развитие быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

Цель исследования - разработать методику развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт).

Задачи исследования:

1.     Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2.       Выявить уровень развития быстроты.

.        Разработать методику развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт).

.        Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Гипотеза: у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт) преобладает средний уровень развития скоростных способностей.

Методы исследования. Анализ научно-методической литературы; контрольное испытание; педагогический эксперимент, анализ полученных данных.

лыжник гонщик движение частота

Глава 1. Теоретические основы развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

.1 Условия развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с. [21]

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др. [11]

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно Дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

). состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

). морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

). силы мышц;

). способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

). энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота АТФ и креатинфосфат - КТФ);

). амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

). способности к координации движений при скоростной работе;

). биологического ритма жизнедеятельности организма;

). возраста и пола;

). скоростных природных способностей человека [17].

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

). возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

). передачи возбуждения в центральную нервную систему;

). перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

.) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

). возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%) [24].

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей [21].

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию, возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки Повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности. [27]

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (В. И. Лях, 1997).

1.Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2.Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3.Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером [35].

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1)  методы строго регламентированного упражнения;

2)  соревновательный метод;

3)  игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - Уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия [31].

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.

Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.) [

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения.

Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 с) и анаэробным элактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).

В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).

При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной [8].

При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15-20% от максимума (Э.Озолин, 1986). Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).

После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями [9].

Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

1.       Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, - уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге) [12].

2.       Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

3.       Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, к правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера.

Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее [6].

Быстрота характеризуется способность лыжника передвигаться на коротких отрезках дистанции с максимально возможной скоростью. Быстрота определяется в м/сек и по времени прохождения дистанции. Ведущие лыжники-гонщики в беге на 100м показывают время 12,1-12,5 сек. На дистанции 15 км гонщик проходит в 1 сек. 5.15-5.25 м, а на дистанции 30 км - 4.78-4.88 м. Следовательно, запас скорости у лыжника-гонщика составляет 35-45%. Однако спринтерская подготовка у лыжников-гонщиков не играет существенной роли. Многими исследованиями доказано, что между скоростями на коротких отрезах и скоростью на основной соревновательной дистанцией нет взаимосвязи.

Для развития быстроты применяется повторный метод тренировки на коротких отрезках. Решающее значение имеет высокая интенсивность движений при ненарушении достигнутого уровня техники. Объем нагрузки колеблется от 5 до 10 повторений. На развитие быстроты влияют общая выносливость, развитие силы, скоростно-силовая выносливость.

.2. Физиологические особенности тренировки лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

В лыжном спорте методика обучения и тренировки наиболее совершенно разработана в лыжных гонках, и поэтому она взята как основа и для других видов лыжного спорта.

Основные методические указания изложены в соответствующих главах настоящего учебника. В настоящем разделе приводятся специфические методические указания по совершенствованию техники, развитию физических качеств, психологической и тактической подготовке лыжника-гонщика, а также даются примерные планы тренировки для гонщиков различной квалификации.

Совершенствование техники в процессе тренировки может быть достигнуто только через совершенствование умения управлять своими движениями в различных условиях. Задача преподавателя сводится к тому, чтобы в процессе тренировки научить лыжника самоуправлению движениями [6]. Эффективное совершенствование техники на более высоком уровне требует детального представления о движениях, полного осмысливания техники и приемов самоконтроля. Поэтому, исходя из разработанной X.X. Гроссом теории и методики педагогической кинезиологии, при совершенствовании самоуправления движениями необходимо решать следующие задачи:

1.       Развивать специальные умения и навыки: «чувство снега и лыжи», динамическое равновесие, подвижность в суставах и др. Для этого следует использовать спуски на больших скоростях в разных стойках, повороты на склонах переступанием, рулением, махом; буксировку за «Бураном», преодоление неровностей склонов при спусках, передвижение на лыжероллерах и роликовых коньках, специальные упражнения для растягивания мышц и укрепления коленных и голеностопных суставов.

2.       Совершенствовать на основе осознанного двигательного ощущения технику и уметь использовать приемы самоконтроля. С этой целью проводится теоретическое изучение, осмысление техники по фазам и основным действиям, при этом внимание сосредоточивается на ведущих основных действиях.

1: Для выработки детально осознанного двигательного ощущения при Имитации техники на лыжероллерах, а также лыжах используются следующие схемы:

а)       научить граничным позам и переходам от позы к позе под визуальным контролем. При переходе от одной позы к другой выполнять двигательное действие с контролируемой медленностью;

б)      то же выполнять с закрытыми глазами (с визуальной проверкой после принятия позы или перехода из одной позы в другую);

в)      то же выполнять при взгляде, направленном вдаль.

При обучении основным действиям надо знать начальную позу, конечную позу и приемы самоконтроля при переходе из одной позы в другую.

При обучении этим позам и другим приемам самоконтроля надо учитывать антропометрические особенности обучаемых, влияющие на характеристики движений (угол выпада, длину выпада и т. п.), и индивидуализировать граничные позы, а тем самым и всю технику [21].

Необходимо создать в двигательных ощущениях образец правильных движений. При упражнении этот образец служит для сличения с ним ощущений от реально выполняемых движений. Обнаруживая рассогласование текущих ощущений с образцом, спортсмен может дать оценку рассогласования. На этой основе вносятся коррекции как по ходу движения, так и при повторении этого движения в следующем цикле. Наконец, по сравнению ощущений после коррекции с образцом возможна оценка эффективности коррекции. Никакое управление без заданной цели невозможно. Создать двигательное ощущение первых правильных движений - значит организовать весь процесс самоуправления движениями на основе принципов сознательности и активности.

Совершенствование управления движениями необходимо не только в направлении совершенствования техники, но и для комплексного решения задач функциональной подготовки с технической и психологической. Это, в свою очередь, позволяет поднять качество специальной тренировки на новый, более высокий уровень.

Для совершенствования техники ставятся следующие задачи:

Задача 1 - уметь использовать сцепление лыж со снегом и их скольжение, а также управлять в движении по снегу и без опоры, овладеть динамическим равновесием. Для этого используют спуски, повороты на месте и в движении, торможения и преодоление неровностей на склонах, спуски на больших скоростях в разных стойках, бег на разных лыжероллерах, специальные приспособления для развития равновесия [12].

Задача 2 - создать представление и осознанные двигательные "ощущения для осмысленного совершенствования отталкивания палками, и в частности техники одновременного бесшажного хода. Для этого используют свободные скольжения и отталкивания палками во всех фазах бесшажного хода. В бесснежных условиях имитируется ход с контролируемой медленностью и в нормальном темпе (отталкивание палками на месте).

Последовательность обучения и совершенствования следующая: делать вынос палок почти прямыми расслабленными руками, принимать исходную позу начала удара палками, находить индивидуализированную позу окончания отталкивания при максимальном наклоне туловища (туловище наклонено горизонтально, предплечья на уровне середины бедра) и минимальном (туловище наклонено на 45°, предплечья на уровне тазобедренных суставов); при этом, чем туловище длиннее относительно ног, тем меньше наклон, и наоборот, овладеть приемами самоконтроля для проверки правильности перехода из начальной позы в позу окончания отталкивания палками, научиться переходу из исходной позы в позу окончания отталкивания палками при максимальном и минимальном наклоне туловища.

Затем следует осмысленно совершенствовать в деталях технику одновременных ходов на лыжероллерах и лыжах, используя передвижение одновременным бесшажным ходом с контролируемой медленностью в облегченных условиях скольжения (на склоне), с максимальным и минимальным наклоном туловища, то же в нормальном и повышенном темпах, бесшажное передвижение с отталкиваниями двумя палками, одной, опять двумя, другой палкой, чтобы убедиться в том, что механизм отталкивания палками в одновременных и попеременных ходах одинаков, передвижение одновременным бесшажным ходом на пологом подъеме [23].

Задача 3 - создать представление и осознанное двигательное ощущение для осмысленного совершенствования отталкивания лыжей в технике двухшажного попеременного хода.

Для решения этой задачи необходимо изучить подседание - отталкивание лыжей по периодам и фазам скользящего шага.

Научить имитации с контролируемой медленностью и в нормальном темпе отталкивания лыжей на месте и имитации попеременного двухшажного хода с активным отталкиванием и мягким переносом веса тела на маховую лыжу без отталкивания таза.

Последовательность обучения и совершенствования следующая: обучить исходной позе подседания в начале фазы III, индивидуализированной позе окончания отталкивания (начало фазы I), приемам самоконтроля в исходной позе фазы V для проверки правильности перехода из начальной позы подседания в позу окончания отталкивания лыжей, переходу из начальной позы фазы III в позу окончания отталкивания лыжей и выполнению из начальной позы фазы II выноса («притягивание») почти прямой с поднятым носком стопы расслабленной маховой ноги к пятке опорной ноги. Постепенно переходить к имитации двигательных действий в фазе II в целом: сгибанию тазобедренного сустава и напряжению мышц для резко ускоряющего выноса маховой ноги начиная с фазы III. Имитировать на пологом подъеме полушагом попеременный двухшажный ход с контролируемой медлительностью, не допуская отрыва пятки и не начиная подседания, пока стопа маховой ноги не опередит стопу опорной, при выносе маховой ноги приземлять ее слегка на пятку. То же в нормальном темпе - 110-120 шагов/мин. Повышение темпа до 145-150 шагов/мин при сохранении структуры движений приводит к имитации подъема скользящим шагом [28].

Затем следует совершенствовать технику попеременного двухшажного хода на лыжероллерах и лыжах, акцентируя внимание на активном отталкивании с движением таза и мягком переносе веса тела на маховую лыжу без отталкивания тазом после толчка лыжей. Последовательность обучения и тренировки следующая: передвижение полушагом (облегчает перенос веса тела на маховую лыжу) без махов руками (лучше ощущается действие ног) на расслабленных, почти прямых ногах, чтобы во время отталкивания исключить движения в коленном и голеностопном суставах; отталкиваться надо главным образом движениями в тазобедренном суставе. Вынос маховой ноги выполнять также с движениями таза, чтобы избежать его отставания. Лыжу ставить мягко, скользящим движением, избегая излишнего трения лыжи по снегу в начале фазы I. Стопу маховой ноги загружать с пятки (в фазе I), вперед подавать стопу, а не колено. Для опоры использовать преимущественно костно-суставный аппарат, а не мышцы, избегать сгибания колена в опорной ноге, вызывающего лишнее напряжение мышц опорной ноги и увеличение силы трения лыжи, так как при торможении сгибания колена появляются инерционные силы, направленные вниз. Во время маха приподнять носок стопы, что дает необходимый импульс мышцам-разгибателям колена для передачи кинетической энергии ноги на туловище и позволяет выполнять мах сгибателями тазобедренного сустава. Туловище неподвижно и расслаблено с наклоном не менее чем на 45°, избегать преждевременного выпрямления туловища.

Передвижение «полушагом» с махами руками для координации движений рук и ног, передвижение «полушагом» с махами руками (палки свободно по снегу) с постепенным увеличением длины выпада и включением в работу палок, т. е. с постепенным переходом к попеременному двухшажному ходу, передвижение попеременным двухшажным ходом на лыжах на склонах до 5°, а на лыжероллерах на склонах до 8°.

Задача 4 - создать представление и двигательные ощущения для совершенствования техники подъема скользящим шагом. Последовательность обучения и совершенствования следующая: изучить периоды и фазы лыжного шага и граничные позы фазы IA и III, научить в начале подъема переходу из граничной позы фазы IА в начальную позу фазы III с контролируемой медленностью и в нормальном темпе под визуальным контролем и потом под осмысленным мышечным контролем, совершенствовать подъем скользящим шагом в целом на склонах 5-12°.

Задача 5 - создать представление и двигательные ощущения для осмысленного совершенствования техники подъема беговым шагом. Для этого необходимо изучить периоды и фазы бегового шага (исходные позы фаз IA и IVA), научить в начале подъема переходу из начальной позы фазы IA в начальную позу фазы IV А (с контролируемой медленностью и в нормальном темпе), совершенствовать подъем беговым шагом в целом (на склонах 12-16°).

Задача 6 - создать представление и двигательные ощущения для осмысленного совершенствования техники подъемов ступающим шагом [7].

Для этого следует изучить периоды и фазы ступающего шага и исходные позы фаз VI, V А и V, научить на среднем подъеме переходу из начальной позы фазы VI в начальную позу фазы VA, из начальной поз: фазы V А в начальную позу фазы V и далее в начальную позу фазы VI контролируемой медленностью и в нормальном темпе), совершенствовать подъем ступающим шагом в целом на склонах 12-16°.

Задача 7 - создать представление и двигательные ощущения для осмысленного совершенствования техники вариантов современного одношажного хода:

темпового - изучить условия и тактику использования варианта свободного скольжения (фаза I), отталкивания палками во время скольжения (фаза ПА), подседания - отталкивания; научить исходной позе, а также позе окончания отталкивания палками (наклон туловища 45°, предплечья на уровне тазобедренных суставов); совершенствовать ход с контролируемой медленностью, затем в соревновательном темпе, акцент на быстром выпаде и одновременном выносе рук при сокращении продолжительности свободного скольжения до минимума;

основного - изучить условия и тактику использования варианта цикла, научить исходной позе, а также позе окончания отталкивания палками (на лыжах), наклон туловища до 90°, предплечья на уровне середины бедер; совершенствовать ход с контролируемой медленностью и в соревновательном темпе, акцент на отталкивании лыжей и на использовании наклона туловища для сильного отталкивания палками; [8]

затяжного - изучить условия и тактику использования основных действий (периодов, фаз) цикла, научить исходным позам подседания, отталкиванию, постановке палок и окончанию отталкивания палками, научить имитации переноса палок кольцами вперед, постановке палок в снег перед отталкиванием палками, совершенствовать ход с контролируемой медленностью и в соревновательном темпе, акцент на длинном свободном скольжении, используя силу тяжести на склоне.

Глава 2. Организация и методика исследования

.1 Организация исследования

Главной задачей нашего исследования являлось выявление уровня развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

Проведя подробный анализ психологической, педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что на практике развитие скоростных способностей как отдельный комплекс упражнений, как правило, не выделяется. Упражнения, направленные на развитие скоростных способностей присутствуют практически на всех тренировках. Но цели развития этих способностей не ставится, следовательно, отсутствует систематичность и направленность работы. Нас интересует в рамках нашего исследования именно развитие быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

Разработанный нами контрольный комплекс упражнений позволяет выявить уровень развития скоростных способностей.

Эксперимент проводился в 2007 году в лыжной секции при школе № 42 Свердловского района г. Красноярска и в лыжной секции при школе № 41 Октябрьского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 40 человек, из них 21 лыжник из секции при школе № 42 и 19 юных лыжников из секции при школе № 41. Обе секции показывали примерно одинаковую результативность спринта и выше соревнований межшкольного уровня не участвовали. Спортивная секция при школе № 42 была экспериментальной группой, а спортивная секция при школе № 41 - контрольной группой.

Исследовался уровень скоростных способностей у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт). В исследовании был использован комплекс контрольных упражнений, выявляющий уровень развития скоростных способностей у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

Контрольный комплекс упражнений.

1) бег на 30 метров с высокого старта,

2)      бег на 50 метров с низкого старта,

)        бег на 100 метров с низкого старта.

При выполнении каждого упражнения отслеживались только временной критерий.

Се данные заносятся в сводную таблицу.

Обработка полученных данных. Результат в секундах следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.

Таблица 1. Бег на 30 метров с высокого старта

Уровень

Время (с)

Количество баллов

1

Высокий уровень

5

5

2

Средний уровень

6-10

3-4

3

Низкий уровень

Более 10

1-2


Таблица 2. Бег на 50 метров с низкого старта

Уровень

Время ( с)

Количество баллов

1

Высокий уровень

5

5

2

Средний уровень

6-10

3-4

3

Низкий уровень

Более 10

1-2


Таблица 3. Бег на 100 метров с низкого старта

Уровень

Время перестройки ( с)

Количество баллов

1

Высокий уровень

12

5

2

Средний уровень

13-15

3-4

3

Низкий уровень

Более 15

1-2


В результате определения уровня развития скоростных способностей нами были получены следующие результаты: в экспериментальной группе пятеро занимающихся на высоком уровне, 11 человек - на среднем и 5 человек - на низком. В контрольной группе четыре человека с высоким уровнем, 10 человек на среднем уровне и 5 - на низком уровне (см. Приложение 1, таблицы 1,2; рис. 1).

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.

Рис. 1. Уровни развития скоростных способностей в контрольной т экспериментальной группах.

Таким образом, как видно из рисунка 1, 23,8 % спортсменов экспериментальной группы и 26,3 % спортсменов контрольной группы имеют низкий уровень развития скоростных способностей, 52,4 % спортсменов экспериментальной группы и 52,6 % спортсменов контрольной группы - средний уровень, и высокий уровень соответственно 23,8 % и 21,04 % занимающихся.


2.2.Методика развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

Разработанная нами методика совершенствования скоростных способностей включает средства и методы, направленные на развитие быстроты, скоростной выносливости.

Наша методика развития скоростных способностей состоит из комплекса упражнений, включающего в себя:

упражнения на развитие «стартовой» и «взрывной» силы,

упражнения на развитие скорости бега.

Развитие скоростных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжении и расслаблении.

Общая установка при занятиях на быстроту должна исходить из следующих положений:

a.     заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

b.      нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии скоростные способности совершенствуются плохо;. в структуре отдельного занятия упражнения на развитие скоростных способностей желательно планировать в начале основной части;.   интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;.         воспитание различных видов скоростных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

Разработанный нами комплекс совершенствования скоростных способностей у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт) включает в себя следующие упражнения:

1.     бег на 30 метров с низкого старта

2.       бег на 30 метров с высокого старта,

.        бег на 30 метров с максимальным ускорением,

.        бег за лидером,

.        бег под уклон,

.        бег с отягощениями,

.        езда на велосипеде,

.        мини-футбол,

.        выполнение рывков спиной вперед, боком;

.        бег с высоким подниманием коленей и с максимальной частотой шагов;

.        продвижение быстрыми скачками на 25-30 м с отталкиванием с носка;

.        прыжки через короткую и длинную скакалку с максимальной частотой вращения; пробегание под вертящейся скакалкой;

.        резкие перемены темпа бега при прохождении средних дистанций,

.        достижение максимальной скорости бега на дистанции 20-30 м с предварительным разбегом (6-8 м).

Заключение

Проблема развития скоростных способностей у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт) является актуальной в методике физической культуры и спорта.

В психологии, педагогике, методике преподавания физической культуры, имеется достаточное количество публикаций и специальных исследований, в которых определяются цели, задачи, содержание и значение развития двигательных способностей. Всеми авторами, исследующими вопросы психопедагогики спорта, признается определяющее значение развития координационных способностей, их многоаспектный характер, позволяющий решать многие проблемы воспитания.

Проанализировав психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема развития скоростных способностей у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт) изучена недостаточно.

Изучение состояние проблемы развития скоростных способностей при тренировке у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт) в практике спортивных секций показало, что упражнения на развитие скоростных способностей включаются в тренировки от случая к случаю, основной упор делается на отработку техники бега или развития силы и выносливости.

Использование разнообразных упражнений способствует формированию и развитию скоростных способностей, развитию внутренней мотивации учащихся к спортивной деятельности и концентрации их внимания на достижении оптимальной спортивной формы. В настоящее время не существует единой системы работы по развитию скоростных способностей, но методисты выделяют некоторые группы упражнений, способствующих развитию скоростных способностей.

Анализ состояния методологической стороны тренировочного процесса у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт) показал, что этот процесс имеет большие возможности для осуществления целенаправленного, систематического формирования и развития скоростных способностей у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт).

Так как главной задачей нашего исследования являлась разработка методики развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт), нами была разработана эта методика, а так же контрольный комплекс, позволяющие выявить уровень развития скоростных способностей.

Педагогический эксперимент проводился в тренировочном процессе в спортивной секции бокса при школе № 42 Свердловского района г. Красноярска и в спортивной секции при школе № 41 Октябрьского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 40 человек, из них 21 лыжник из секции при школе № 42 и 19 лыжников из секции при школе № 41.

В ходе исследования был выявлен уровень развития скоростных способностей у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт).

,8 % спортсменов экспериментальной группы и 26,3 % спортсменов контрольной группы имеют низкий уровень развития координационных способностей, 52,4 % спортсменов экспериментальной группы и 52,6 % спортсменов контрольной группы - средний уровень, и высокий уровень соответственно 23,8 % и 21,04 % занимающихся.

В обеих группах преобладает средний уровень развития скоростных способностей. Более четверти занимающихся имеют низкий уровень развития скоростных способностей. Следовательно, данное двигательное действие требует совершенствования.

Это послужило основанием для разработки методики развития быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт). С этой целью были выявлены методические условия, такие как систематичность применения комплекса упражнений для развития скоростных способностей.

Результаты педагогического исследования обработаны, оформлены в таблицы и проанализированы.

Результаты обучающего эксперимента позволяют сделать вывод о целесообразности развития скоростных способностей для повышения результативности в соревнованиях.

Итак, наша гипотеза о том, что у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт) преобладает средний уровень развития скоростных способностей, подтвердилась.

Список использованной литературы

1.     Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

2.       Биатлон: Правила соревнований. - М.: ФиС, 1985.

.        Благуш П. К Теории тестирования двигательных способностей./ Перевод с чешского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с.

.        Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 81.с.

.        Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.

.        Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78.

.        Горнолыжный спорт: Правила соревнований. - М.. ФиС, 1982.

.        Евстратов В. Д., Виролайнен П. М., Чукардин Г. Б. Коньковый ход? Не только... Методическое пособие. - М.: ФнС, 1988.

.        Задачи по психологии спорта: Пособие для студентов ГЦОЛИФКа/ Под ред. О.А. Черниковой, Л.Н. Далининой, В.В. Медведева, Ю.Я. Рыжонкина. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 174 с.

.        Захаров Е.Е., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств. - М.: Лептос, 1994. - 368.

.        Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.

.        Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1985.

.        Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1984. - С.74-75.

.        Кретти Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 194 с.

.        Лыжные гонки: Правила соревнований -М.: ФиС, 1986.

.        Лыжные гонки: Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства.- М.: ФиС, 1977.

.        Лыжный спорт и методика преподавания. Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. Общий курс. М., 1987.

.        Лыжный спорт и методика преподавания. Программа для техникумов физической культуры по специальности № 1910 «Физическая культура». - М., 1985.

.        Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры/Под общ. ред. М- А. Аграновского. - М.: ФиС, 1980.

.        Лыжный спорт: Учебник для техникумов физической культуры/Под ред. Е. И. Кудрявцева и др. - М.: ФиС, 1983-

.        Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс/ Перевод с немецкого. - М.: Аспект - пресс, 1995. - 318 с.

.        Манжосов В. Н. Тренировка лыжников-гонщиков. - М.: ФиС, 1986.

.        Манжосов В. Н., Огольцов И. Г., Смирнов Г. А. Лыжный спорт: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1979.

.        Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 140-155.

.        Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - 124 с.

.        Многоборье ГТО: Правила соревнований. - М.: ФнС, 1982.

.        Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 167 с.

.        Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под об. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

.        Программа физического воспитания студентов вузов. - М., 1979.

Профессиональная подготовка преподавателя физической культуры по лыжному спорту. Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. - М., 1987.

31.   Прыжки на лыжах и лыжное двоеборье: Правила соревнований. - М.: ФиС, 1986.

32.     Психология подростка. Учебник./ Под редакцией А.А. Реана. - СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. - 480 с.

.        Психология: Учебник для институтов физической культуры./ Под общ. ред В.Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. - 145-152.

.        Пуни А.Ц. Очерки психолога спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1959. - 90 с.

.        Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 34.

.        Спорт и подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов /Под редакцией Ю.Н. Клещеева. - М.: Высшая школа, 1980. - 143 с.

.        Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 104-109.

.        Тер-Ованесян А.А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 208 с.

.        Управление физкультурным движением / Учебник для институтов физической культуры. Под об. ред. В.В. Ивонина и К.А. Кулинковича. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 287 с.

.        Физическая культура: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1989. 383 с.

.        Физическое воспитание. Программа для средних учебных заведений СССР. -М-, 1979.

.        Филин В. П., Фомин А. А. Основы юношеского спорта.-М.: ФиС, 1980.

.        Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 55-65, 90, 244-249.

.        Холодов Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

.        Юный баскетболист; Пособие для тренеров /Под редакцией Е.Р. Яхонтова и других. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 175 с.

.        Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Просвещение, 1977. - 143 с.

Похожие работы на - Развитие быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет (спринт)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!