Особенности восстановительных процессов у юных лыжников-гонщиков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    184,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности восстановительных процессов у юных лыжников-гонщиков














Особенности восстановительных процессов у юных лыжников-гонщиков

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Спортивная подготовка в лыжных гонках на этапе начальной подготовки с юными спортсменами 10-12 лет

.2 Особенности адаптации юных лыжников-гонщиков к нагрузкам

.3 Физиологические особенности детей 10-12 лет

.4 Особенности формирования физических качеств у юных лыжников-гонщиков

.5 Педагогические и психологические средства восстановления работоспособности юных биатлонистов

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

.2 Методы исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Для современного спорта характерны высокие требования к качеству построения тренировочного процесса и эффективности его реализации в условиях соревновательной деятельности. В настоящее время специальная подготовка приобретает все большее значение в лыжных гонках в связи с усложнением профилей лыжных трасс, увеличением скоростей, появлением спринтерских дистанций, частым применением массовых стартов с целью увеличения зрелищности общего старта. Эффективность работоспособности спортсмена, смещение акцента в тренировке на оперативное подведение к каждому соревнованию является одним из основных факторов соревновательной деятельности лыжника-гонщика. Об этом свидетельствуют работы В.И. Каменского, Т.Н. Кузнецовой, С.К. Фомина (1985), В.Н. Платонова (1988), Ф.П. Суслова (1992), Л.П. Матвеева (1995) и многие другие.

В целях роста спортивных достижений лыжников-гонщиков необходимо искать новые пути повышения работоспособности спортсменов, в частности, за счет средств восстановления работоспособности. Особое значение рациональное восстановление имеет при предельных и около предельных физических и психических нагрузках.

Одним из важнейших резервов повышения спортивного мастерства в современных условиях является оптимизация структуры и содержания тренировочного процесса в течение базовых этапов многолетней подготовки, которые занимают в лыжных гонках значительный период времени - до 12 лет (Л.В. Волков, 2002; А.И. Камаев, 1999; В.В. Мулик, 1999; В.М. Платонов, 1986, 1997, 2004; Т.И. Раменская, 1989, 2004; К.П. Сахновский, 1990, 1997, С.К. Фомин, 1988). При этом построение тренировочного процесса юных спортсменов должно осуществляться с учетом закономерностей развития их организма, становление различных сторон подготовленности, формирование адаптационных процессов в ведущих для вида спорта функциональных системах.

По мнению некоторых специалистов (Л.П. Матвеев, 1999; Н.Г. Озолин, 1988, 2004; В.М. Платонов, 2004; Ю.М. Шкребтий, 2005 и др.), построение тренировки на основе микроциклов дает возможность систематизировать тренировочный процесс и наилучшим образом решать задачи функциональной адаптации, техническое и тактическое совершенствование. В свою очередь восстановительные микроциклы, с преимущественным использованием в них малых и средних по величине нагрузок, необходимо рассматривать как один из действенных способов подготовки, позволяют создать оптимальные условия для протекания адаптационных процессов и, что очень важно при тренировке юных спортсменов, избежать переутомления. Кроме того, на ранних этапах многолетней подготовки необходимо так чередовать микроциклы, чтобы очередной микроцикл с большой или значительной суммарной нагрузкой проводился в условиях восстановления функциональных возможностей спортсмена после предыдущего (В.М. Платонов, 2004).

Восстановительные процессы после нагрузок различной направленности и величины, серии тренировочных занятий, микроциклов были изучены как у представителей различных видов спорта (В.Д. Моногаров, 1986; В.М.Волков, 1994; Ю.М. Шкребтий, 2005 и др.), так и у лыжников-гонщиков (И.М. Бутин, 1960; Н.П. Дудин, 1969; И.Г. Огольцов, И.В. Еремин, 1982 и др.).

Использование интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок, отсутствие эффективных восстановительных периодов приводит к переутомлению, которое негативно сказывается на организме юных спортсменов. В свою очередь использование длительных по времени восстановительных микроциклов, особенно в соревновательном периоде, негативно влияет на поддержание высокого уровня подготовленности юных лыжников-гонщиков, свидетельствует об актуальности выбранного направления исследований.

Восстановление - биологическое уравновешивание организма, его отдельных функций, органов, тканей, клеток после интенсивной мышечной работы [19]. О восстановлении организма спортсмена после тренировочных нагрузок, следует ожидать симптомы утомлении, недовосстановления. Ими являются: снижение работоспособности, быстроты и силы мышечных сокращений, ухудшение координации движений, отсутствие желания тренироваться, вялость, скованность в движениях, апатия; иногда боли в мышцах, плохой аппетит, сон. Возможен ряд нарушений в психической деятельности спортсмена: раздражительность, конфликтность, нетерпимость по отношению к товарищам, тревожность.

При занятии лыжными гонками происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, биохимических показателей биологических жидкостей: крови, слюны. Происходит разлад в деятельности различных органов и систем организма.

Гармоничное развитие юных спортсменов может быть осуществлено только при правильном применении средств и методов тренировки на протяжении многих лет с учетом возрастных и других особенностей организма. Комплексный анализ данных врачебного обследования, результатов применения инструментальных методов исследования и материалов, полученных при проведении функциональных проб, позволяет объективно оценить готовность организма спортсмена к соревновательной деятельности.

Актуальность темы состоит в том, что восстановление является составной частью тренировки на занятии, поэтому интенсификация тренировочного процесса стала возможной при условии широкого использования восстановительных средств и методов.

Проблема состоит в том, что восстановление так же важно, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок.

Цель работы: изучить особенности восстановительных процессов у юных лыжников-гонщиков.

Основными задачами являлись:

.        Провести обзор научной литературы по теме исследования.

.        Изучить средства и методы восстановления физической работоспособности юных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.

.        Охарактеризовать ЧСС при восстановлении после дозируемой нагрузки.

.        Выявить особенности АД при восстановлении после дозируемой нагрузки.

.        Экспериментально проверить эффективность использования комплексной программы восстановительных мероприятий в подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков 10-12 лет.

Объект исследования: спортивная подготовка в лыжных гонках на этапе начальной подготовки с юными спортсменами 10-12 лет.

Предмет исследования: протекание процессов восстановления у юных лыжников-гонщиков 10-12 лет.

Научная гипотеза: дополнены научные представления о физиологических изменениях в организме лыжников-гонщиков 10-12 лет в учебно-тренировочном процессе с включением комплексной программы восстановительных мероприятий, способствующих снижению степени функционального напряжения механизмов регуляции сердечного ритма.

Практическое значение полученных результатов заключается в разработке практических рекомендаций по использованию восстановительных мероприятий с учетом возраста юных спортсменов, специфики вида спорта - лыжные гонки, этапа многолетней подготовки для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ


1.1 Спортивная подготовка в лыжных гонках на этапе начальной подготовки с юными спортсменами 10-12 лет


На начальном этапе тренировки основное внимание должно уделяться укреплению здоровья и всесторонней физической подготовке детей. Кроме того, на этом этапе должны развиваться такие физические качества, как скорость и ловкость. Основными средствами их воспитания являются несложные комплексы физических упражнений, которые не требуют от детей больших мышечных усилий и выполняются с большой амплитудой и максимальным расслаблением мышц, не участвующих в работе. Наряду с этим на тренировочных занятиях следует широко применять естественные движения: бег, прыжки, спортивные и подвижные игры, на которые отводится до 50% общего времени занятий.

На этапе начального спортивной тренировки разносторонняя физическая подготовка должна быть специально направленной. Теперь дети начинают овладевать техникой физических упражнений, характерных для данного вида спорта. На тренировочных занятиях могут применяться специализированные комплексы упражнений, которые развивают физические способности. Основной задачей этапа начальной спортивной специализации является формирование физиологических, морфологических и психологических предпосылок, углубленного специализированной тренировки в избранном виде спорта. Чем разностороннюю физическую подгоᴛᴏʙку получил ребенок на этом этапе тренировки, тем лучше физиологические предпосылки складываются у него для углубленной специализации в возрасте 14-15 лет. В конце этого этапа дети должны уже мастерски выполнять упражнения и иметь достаточный уровень развития физических способностей. Они участвуют в соревнованиях, но при этом нужноно учитывать стаж их тренировки.

Для тех, кто занимается лыжным и конькобежным спортом участие в соревнованиях разрешается через 1,5-2 года специализированных занятий. Что касается тех видов спорта, которые требуют от спортсменов высокого физического и психического напряжения (бег на длинные дистанции, гонки на лыжах на 30-50 км), то спортсмены, которые ими занимаются, могут принимать участие в соревнованиях только через 5-6 лет специализации.

На этом этапе спортивной тренировки количество выступлений на соревнованиях должна строго регламентироваться. Воспитанникам 9-10 лет разрешается выступать преимущественно на внутри школьных, с 11-12 лет - на районных и городских соревнованиях. Количество соревнований, в которых дети участвуют в течение года, тоже должно строго регламентироваться.

Перерыв между соревнованиями для детей младшего школьного возраста должно быть не менее 1 месяца, а в 11-14 лет-не менее 2 недель. В 15-16 лет перерыв между соревнованиями может сокращаться до недели [18].

Практический опыт свидетельствует, что высокие спортивные результаты (на уровне нормативов мастера спорта) большинство спортсменов показывает через 6-8 лет систематических занятий спортом.

В среднем школьном возрасте происходит сложный процесс перестройки детского организма, связанный с половым созреванием. В этом периоде ускоряется рост тела в длину, нередко замечаются диспропорции тела, высокая эмоциональность при неустойчивости функций вегетативных органов и двигательного аппарата и др<#"800928.files/image001.gif">

Рис. 3.1 - Динамика ЧСС при восстановлении после дозируемой физической нагрузки: 1 - 20 приседаний за 30 секунд

Рис. 3.2 - Динамика ЧСС при восстановлении после дозируемой физической нагрузки: 15-секундный бег на месте в максимальном темпе

Рис. 3.3 - Динамика ЧСС при восстановлении после дозируемой физической нагрузки: 3-минутный (для девочек - 2-минутный) бег на месте в темпе 180 шагов в минуту

ЧСС покоя должна быть 60-80 уд./мин. При физической нагрузке первоначально ЧСС значительно увеличивается, однако постепенно снижается до уровня, который сохраняется в течение всего периода стабильной нагрузки. Следует отметить, что работа сердца при очень большой частоте сокращений (200 и более) становится менее эффективнее, так как значительно сокращается время наполнения желудочков и уменьшается ударный объем сердца, что может привести к патологии.

Рис. 3.4 - Динамика САД при восстановлении после дозируемой физической нагрузки: 1 - 20 приседаний за 30 секунд

Рис. 3.5 - Динамика САД при восстановлении после дозируемой физической нагрузки: 2 - 15-секундный бег на месте в максимальном темпе

Рис. 3.6 - Динамика САД при восстановлении после дозируемой физической нагрузки: 3-минутный (для девочек - 2-минутный) бег на месте в темпе 180 шагов в минуту

Рис. 3.7 - Динамика ДАД при восстановлении после дозируемой физической нагрузки: 1 - 20 приседаний за 30 секунд

Рис. 3.8 - Динамика ДАД при восстановлении после дозируемой физической нагрузки: 15-секундный бег на месте в максимальном темпе

Рис. 3.9 - Динамика ДАД при восстановлении после дозируемой физической нагрузки: 3-минутный (для девочек - 2-минутный) бег на месте в темпе 180 шагов в минуту

Систолическое давление - это верхняя цифра параметра. Показывает уровень давления, когда сердечная мышца сжимается и выталкивает кровь в артерии. Систолическое давление зависит от силы сокращения сердца. Норма кровяного давления составляет 120 мм рт. ст.

Диастолическое давление отмечается как нижняя цифра. Она показывает значение давления в момент расслабления сердечной мышцы. Норма ДАД составляет 80 мм рт. ст.

Артериальное давление при физической нагрузке повышается, как систолическое, так и диастолическое. При этом диастолическое АД возрастает, так как значительно увеличивается венозный возврат крови к сердцу. Как правило, у спортсменов-лыжников, в целом, пониженное давление, т.к. за один такт сердце перекачивает больший объем крови.

Таблица 3.1

Показатели общей работоспособности и физической подготовленности лыжников-гонщиков 10-12 лет основной группы (n = 10) в начале (Н) и в конце (К) формирующего эксперимента в подготовительном периоде

Термин

Общая выносливость, баллы

Скоростная выносливость, баллы

Скоростно-силовая выносливость, баллы

УФП, баллы


М

m

М

m

М

m

М

m

Н

34,37

1,71

13,83

1,45

25,06

1,07

28,02

1,59

К

40,58

1,57 **

19,65

1,06 ***

29,94

0,79 ***

33,60

1,81 *

Примечание: УФП - уровень физической подготовки

* - р <0,05; ** - р <0,01; *** - р <0,001 по сравнению со значениями показателей, зарегистрированных в начале подготовительного периода

Результаты проведенного анализа позволили констатировать «однородность» контрольной и основной групп, в связи с отсутствием в начале исследования, статистически достоверных межгрупповых различий (p> 0,05) по величинам практически всех изученных показателей физической подготовленности.

Анализ результатов обследования лыжников-гонщиков основной группы позволил установить, что в отличие от спортсменов контрольной группы, у них до окончания периода подготовки наблюдалось статистически достоверное (p <0,05; p <0,01; p <0,001) повышение уровня общей физической работоспособности, скоростной, скоростно-силовой и общей выносливости, а также общего уровня физической подготовленности.

Итогом применения восстановительных мероприятий в повышении эффективности учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков 10-12 лет в подготовительном периоде стали результаты сравнительного анализа величин прироста важнейших параметров общей работоспособности и физической подготовленности спортсменов контрольной и основной группы (табл. 3.2).

Как видно из приведенных данных использования разработанной нами комплексной программы восстановительных мероприятий в подготовительном периоде способствовали более высокому приросту общей физической работоспособности всех видов выносливости и общего уровня физической подготовленности юных спортсменов.

Таблица 3.2

Изменения показателей общей работоспособности и физической подготовленности лыжников-гонщиков 10-12 лет контрольной (К) (n = 5) и основной (О) (n = 10) групп в течение формирующего эксперимента в подготовительном периоде (%)

Группа

Общая выносливость, баллы

Скоростная выносливость, баллы

Скоростно-силовая выносливость, баллы

УФП, баллы


М

m

М

m

М

m

М

m

К

6,15

1,28

4,15

1,21

7,93

1,38

6,57

1,31

О

18,09

1,48 ***

42,06

1,69 ***

19,47

1,70***

19,91

1,33***

Примечание: * - p <0,05; ** - р <0,01; *** - р <0,001 по сравнению со значениями показателей, зарегистрированных в контрольной группе

Было установлено также, что наиболее позитивные изменения у всех спортсменов основной группы были зарегистрированы в показателях скоростной, скоростно-силовой, общей выносливости, а для всех лыжников-гонщиков контрольной группы - только в показателях по скоростной выносливости.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента позволили говорить о том, что применение в подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков 10-12 лет комплексной программы восстановительных мероприятий, которая включает водно-игровые комплексы, гидро- и самомассаж способствует существенному повышению эффективности учебно-тренировочного процесса обследованных спортсменов.

ВЫВОДЫ


Тренировочный процесс лыжников и гонщиков должен быть круглогодичным, его принято делить на два периода - подготовительный и соревновательный, которые имеют свои специфические задачи, структуру и содержание.

Подготовительный период - это время фундаментальной, разносторонней подготовки. Начинается он с мая и заканчивается в декабре - всего 8 месяцев. Делится на три этапа: весенне-летний (май-июнь-июль), летне-осенний (август-сентябрь-октябрь) и предсоревновательный (ноябрь-декабрь). С января по май проходит соревновательный период, состоящий из двух этапов: соревновательного (январь-февраль-март) и послесоревновательного (апрель). Продолжительность соревновательного периода зависит от климатических условий и колеблется от 3 до 4 месяцев.

В лыжной подгоᴛᴏʙке наиболее распространены следующие основные методы: равномерный, переменный, повторный, контрольный и соревновательный. Довольно значительное место принадлежит самоконтроля и домашним заданием.

Основным условием повышения функциональных возможностей организма спортсмена, от которых зависят результаты в лыжной гонке, является выполнение нагрузки, строго дозированного по средствам, объемом и интенсивностью на каждом этапе тренировки.

Результаты исследования показали следующее:

. Динамика ЧСС один из признаков отражающий повышение тренированности. Индивидуальная реакция ЧСС на нагрузку отражает уровень адаптации к ней. По данным, которые были получены, видно, что пульс снизился, организм занимающихся адаптировался к данным видам нагрузки. Сердечно-сосудистая система начинает работать в более экономном режиме. По данным можно определить, что на начальном этапе занятий спортом отмечается гипотонический (астенический) тип реакции.

. Чрезмерная физическая нагрузка вызывает патологические изменения и нарушения функции сердца спортсменов. Сердце обладает уникальными особенностями приспосабливаться к интенсивной мышечной деятельности. Во время физической нагрузки при одном сокращении сердце у спортсмена должно выбрасывать примерно в 2-3 раза больше крови за укороченное вдвое время. Для выполнения столь значительной работы по перемещению крови сила сокращения сердечной мышцы должна быть увеличенной, что достигается за счет увеличения размеров сердца.

. Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок. Серьезная специальная работа по развитию выносливости у лыжников-гонщиков должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но фундамент ее можно закладывать уже в подростковом возрасте, при занятиях с лыжниками-гонщиками 13-14 лет. При планировании объема тренировочных средств в многолетнем тренировочном процессе, необходимо учитывать оптимальное соотношение средств общей и специальной физической подготовленности.

. Для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков 10-12 лет в подготовительном периоде разработана комплексная программа восстановительных мероприятий с учетом возраста спортсменов, специфики вида спорта, этапа многолетней подготовки, которая включает водно-игровые комплексы, гидро- и самомассаж.

. Результаты проведенного исследования показали, что применение комплексной программы восстановительных мероприятий в подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков 10-12 лет способствовало существенной оптимизации уровня их физической подготовленности: в основной группе до окончания эксперимента отмечались более высокие, чем в контрольной группе, темпы прироста величин общей трудоспособности (12,18 ± 1,59% и 4,15 ± 1,35%; p <0,001 ), скоростной (42,06 ± 1,69% и 4,15 ± 1,21%; p <0,001), скоростно-силовой (19,47 ± 1,70% и 7,93 ± 1,38%; p <0,001) и общей выносливости (18,09 ± 1,48% и 6,15 ± 1,28%; p <0,001), а также общего уровня физической подготовленности (19,91 ± 1,33% и 6,57 ± 1,31%; p <0,001).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Анализ литературных источников показал, что применение в современной тренировке юных лыжников-гонщиков педагогических и психологических средств восстановления способствует оптимизации тренировочного процесса, повышения оздоровительного эффекта занятий и поддержания высокой работоспособности занимающихся. Но подбор средств восстановления и определение методики их применения должно базироваться на знании индивидуальных особенностях организма юных лыжников-гонщиков, уровня их физического развития и способности их адаптироваться к изменяющимся условиям тренировки.

При планировании объема средств, направленных на развитие двигательных качеств, на этапе предварительной спортивной подготовки необходимо учитывать, что наибольший темп естественного прироста наблюдается в показателях, характеризующих скоростно-силовые качества. Так за три года они увеличиваются у мальчиков на 44%, у девушек - на 34%. В возрасте 8-9 лет темп развития составляет 22%, 8-10 лет 4%, 10-11 лет- 18%; у девушек соответственно 11,5 и 18% [13].

В данном возрастном периоде целесообразно планировать большой объем средств за счет применения скоростно-силовых и скоростных упражнений с учетом половых различий. Особенно важно это при воспитании скоростных качеств в возрасте 10-11 лет, гибкости в 9-11 лет, ловкости в 8-9 лет. Для девочек характерно повышение объема нагрузок при развитии скорости в 8-9 лет, ловкости в 10-11 лет.

Установлено, что планирование объема средств восстановления и их соотношение для детей и подростков подчиняется общим закономерностям роста и развития организма.

Спортивный массаж и банные процедуры используют во время тренировок детских спортивных команд. Основы техники, гигиены, правила проведения массажа у детей такие, как у взрослых, однако существуют некоторые особенности методики построения отдельных сеансов. Продолжительность сеансов массажа у детей несколько короче в связи с меньшей мышечной массой, а также большей эластичностью и подвижностью связочного аппарата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173465/>

.        Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, утвержденные Министерством образования Российской Федерации от 01.02.1995г. № 03-М [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_78045.html

.        Правила соревнований по лыжным гонкам: Утверждены приказом Минспорта России от 06.03.2014 №116 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.flgr.ru/rules/rules1/1803.html

.        Аграновский М.А. Лыжный спорт [Текст]: учеб. пособие для инструкторов-общественников секций лыжного спорта / М.А. Аграновский. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 232 с.

.        Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И.В. Аулик. - М.: Медицина, 1979. - 192 с.

6.      Антонова О.Н. Лыжная подготовка: методика преподавания [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 1999. - 208 с.

7.      Багин Н.А. Исследование эффективности применяемых нагрузок у лыжников-гонщиков юниоров в годичном цикле тренировки [Текст]: теория и практика физ. культ./ Н.А. Багин, К.С. Дунаев. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

.        Безденежных А.И. Специально-подготовительные упражнения для лыжников-гонщиков [Текст] / А.И. Безденежных, А.А. Суслов // Лыжный спорт. - 1985. - Вып. 2. - С. 11-17.

.        Березин Г.В. Лыжный спорт. [Текст] / Г.В. Березин. - Киров, 1972.

.        Бутин И.М. Лыжный спорт [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.М. Бутин. - М. : Академия, 2000. - 368 с.

.        Бутин И.М. Лыжный спорт [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. училищ / И.М. Бутин. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

.        Бутин И.М. Проложи свою лыжню: Книга для учащихся. [Текст] / И.М. Бутин. - М.: Просвещение, 1985.

.        Волков В.М. Избирательное применение средств восстановления [Текст] / В.М. Волков // Средства восстановления в спорте. - Смоленск: Смядынь, 1994. - С. 94-104.

.        Гибадуллин И.Г. Зависимость спортивного результата от общей и специальной физической подготовленности [Текст] / И.Г. Гибадуллин // Теория и практика физической культуры. -1984. - № 3. - С.30-31.

.        Граевская Н.Д. Спортивная медицина [Текст]: курс лекций и практические занятия. Учебное пособие. / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.

.        Груева Л.Г. Гигиенические средства восстановления спортивной работоспособности. [Текст] / Л.Г. Груева // Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности - М.: Г оскомспортСССР, 1987. - С. 37-59.

.        Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. [Текст] / А.Г. Дембо - М.: Медицина, 1988.

.        Дергач И.С. Педагогическое мастерство тренера. [Текст] / И.С.Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

.        Захаров А.Д. Психологическая подготовка лыжников. [Текст] / А.Д. Захаров - М.: Физкультура и спорт, 1971.

.        Иванов О.Г. Применение специальных средств в тренировочном процессе лыжников-гонщиков [Текст] / О.Г. Иванов, К.Е. Каппель // Лыжный спорт. - 1984. - Вып.1. - С.23-26.

.        Квашук П.В. Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ [Текст] / П.В. Квакшук - М.: Советский спорт, 2003.

.        Камаев О.И. Теоретико-методические основы многолетней под-готовки юных лыжников-гонщиков. [Текст] / О.И. Камаев. - Харьков: ХаГИФК, 1999. - 172 с.

.        Курачев В.Т. Распределение специальных тренировочных средств лыжников-гонщиков массовых разрядов в подготовительном периоде [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. / В.Т. Курачев. - К., 1988. - 25 с.

.        Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник, изд. 2-е, испр. / Ю.Ф. Курамшин - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

25.    Кузьмин Н.И. Лыжный спорт [Текст]: сборник статей / Н.И. Кузьмин. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 196 с.

.        Курачев В.Т. Распределение специальных тренировочных средств лыжников-гонщиков массовых разрядов в подготови- тельном периоде [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. / В.Т. Курачев. - К., 1988. - 25 с.

27.    Лыткин М.И. Особенности воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков средствами национальных видов спорта Якутии. [Текст] / М.И. Лыткин, В.К. Звездин - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999.

.        Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков. [Текст] / В.Н. Манжосов - М.: Физкультура и спорт, 1986.

29.    Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

.        Мартынов В.С. Лыжный спорт [Текст]: сборник статей, первый выпуск / В.С. Мартынов, В.С. Преображенский. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 72 с.

.        Мартынов В.С. Лыжный спорт [Текст]: сборник статей, второй выпуск / В.С. Мартынов, Л.Ю. Рейзер. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 79 с.

32.    Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. [Текст] / О.М. Мирзоев - М.: СпортАкадемПресс, 2000.

.        Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсмена [Текст] / В.С. Мищенко. - К.: Здоровье, 1990. - 200с.

.        Мосиенко М.Г. Лыжная подготовка [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов аграрных вузов / М.Г. Мосиенко. - М.: МичГАУ, 2005. - 72 с.

.        Меерсон Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца [Текст] / Ф.З. Меерсон. - М.: Медицина, 1978. - 251 с.

.        Огольцов И.Г. Современная система спортивной тренировки. [Текст] / И.Г. Огольцов - М.: ФиС, 1981. - 128 с.

.        Платонов В.Н. Подготовка юного спортсмена. [Текст] / В.Н. Платонов, К.П. Сахновский - К.: Рад. шк., 1988. - 288 с.

.        Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. [Текст] / В.Н. Платонов ‒ К.: Олимпийская литература, 2004. ‒ 808 с.

.        Программа. Лыжные гонки. [Текст] - М.: Советский спорт, 2003.

.        Рабочая программа отделения «Лыжные гонки» МБОУ ДОД «Ижемская ДЮСШ». [Текст]. - Ижевск, 2014.

.        Раменская Т.И. Лыжный спорт [Текст] / Т.И. Раменская, А.Г.Баталов. Физическая культура. 2005. - 320 с.

.        Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. [Текст] / Т.И.Раменская - М.: Физкультура и спорт, 1999.

43.    Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст] / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - М. Академия, 2002. - 453 с.

.        Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки: Методические рекомендации. [Текст] / М.Г. Сивкова - Сыктывкар, 2004.

.        Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник, изд. 2-е, испр. и доп. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528с.

.        Спортивная медицина [Текст] / Под ред. Карпмана В.Л. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 349 с.

.        Таран Л.Н. Построение тренировочного процесса в восстановительных микроциклах у юных лыжников-гонщиков [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 24.00.01 - Олимпийский и профессиональный спорт / Л.Н. Таран. - Х.: ХГАФК, 2008. - 28 с.

.        Филин В.П. Основы юношеского спорта [Текст] / В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 156 с.

.        Фомин С.К. Лыжный спорт : метод. пособие для учителей физической культуры и тренеров. [Текст] / С.К. Фомин ‒ К.: Радянська школа, 1988. ‒ 176 с.

.        Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.

51.    Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков [Текст] / В.И. Шапошникова. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 135 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Таблица 1

№ п/п

Исходные показатели ЧСС, уд./мин АД, мм рт. ст.

20 приседаний за 30 с.

15 с. макс. бега

3-минутный бег



Время отдыха, мин



1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

64

104

76

68

120

92

72

64

148

96

88

68

64


120/70

135/60

120/65

120/70

170/55

155/60

140/65

130/65

180/50

165/55

145/65

130/70

125/70

2

68

112

84

72

124

108

80

76

152

108

92

84

72


125/75

140/60

130/65

125/70

165/50

160/65

145/70

140/70

180/50

170/60

150/60

145/70

125/70

3

64

100

72

64

136

80

72

64

144

96

88

72

64


120/70

140/60

120/60

120/65

170/55

165/70

140/60

135/75

175/45

175/65

155/75

135/75

120/70

4

72

108

80

72

144

96

76

72

156

108

96

80

76


140/80

150/70

135/70

135/75

185/40

170/65

150/50

145/65

170/55

165/65

145/60

135/70

135/70

5

68

104

76

72

124

96

76

68

144

96

84

80

68

140/75

135/75

130/80

165/50

165/60

145/70

130/75

170/55

150/60

135/65

130/70

130/70

6

76

120

108

80

144

120

96

80

168

152

108

92

80


140/75

155/70

145/70

145/75

170/55

160/55

160/60

145/70

180/55

165/60

150/55

140/65

140/70

7

72

120

84

72

124

108

80

76

152

116

92

84

72


125/75

140/60

130/65

125/70

175/50

160/65

145/70

130/70

180/50

170/60

150/60

145/70

125/70

8

76

124

104

80

152

128

96

76

160

148

112

92

80


140/80

155/70

150/70

140/75

175/60

165/65

150/50

145/65

170/55

165/65

140/70

135/70

135/75

9

80

120

100

80

144

120

96

84

168

152

108

88

80


140/90

150/70

145/70

145/75

185/60

170/65

150/65

145/75

170/60

165/65

145/65

135/70

135/70

10

76

124

108

80

156

132

92

84

160

148

116

96

80


130/80

140/75

135/75

130/80

170/50

165/60

145/55

130/60

165/50

150/60

135/65

130/70

130/70

11

68

112

84

72

124

108

80

72

152

112

92

84

72


120/70

135/60

120/65

120/70

170/60

155/60

140/65

130/70

180/50

165/55

145/65

130/70

125/70

12

72

132

104

76

144

128

108

80

152

140

112

92

76


120/70

140/60

120/60

120/65

170/55

165/60

140/60

130/70

175/55

175/65

155/65

135/70

120/70

13

68

116

72

68

136

80

72

68

144

92

88

80

68


125/70

135/60

120/65

120/70

170/60

155/60

140/65

125/65

180/50

165/55

145/65

130/70

125/70

14

72

128

104

76

152

132

108

76

160

148

112

96

80


140/90

150/70

140/70

140/80

185/65

170/65

150/70

140/75

190/65

165/65

145/70

140/70

140/80

15

76

124

108

80

156

136

96

80

164

154

108

96

76


145/80

155/70

145/70

145/75

190/65

185/70

160/70

150/80

170/65

165/70

155/75

150/75

150/80



Таблица 2

№ п/п

Исходные показатели ЧСС, уд./мин АД, мм рт. ст.

20 приседаний за 30 с.

15 с. макс. бега

3-минутный бег



Время отдыха, мин



1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

60

112

76

60

132

112

72

64

148

96

84

68

64


120/80

145/60

125/80

125/80

160/60

155/60

140/65

130/80

170/50

165/70

140/70

130/80

125/80

2

68

108

80

72

148

100

76

72

156

120

88

76

72


120/70

140/60

120/60

120/65

170/55

165/70

140/60

125/75

155/65

155/75

135/75

120/70

3

60

96

72

64

144

92

72

60

152

116

92

68

60


125/75

140/60

130/65

125/70

175/60

160/65

145/70

130/70

180/50

170/60

150/60

145/70

125/75

4

68

104

72

68

124

80

72

68

144

100

88

80

68


130/80

145/75

140/75

135/80

170/50

165/60

145/65

130/70

165/50

150/60

135/65

130/70

130/75

5

64

104

76

68

120

100

76

64

148

96

88

72

68


120/70

135/60

120/65

120/70

170/50

155/60

140/65

125/65

180/50

165/55

145/65

130/70

125/70

6

68

112

80

72

136

108

80

76

152

108

92

84

72


130/80

140/75

130/75

130/80

170/50

165/60

145/65

130/75

165/50

150/60

135/65

130/70

130/80

7

64

112

76

64

132

112

72

64

146

96

84

68

64


120/80

145/60

125/80

125/80

170/60

155/60

140/65

130/80

180/50

175/70

150/70

140/80

125/75

8

76

124

108

76

152

136

96

80

160

132

116

88

76


130/80

140/75

130/75

130/80

170/50

165/60

145/55

150/60

165/50

150/60

135/55

130/70

130/80

9

80

124

104

80

156

132

108

84

160

148

112

92

80


140/80

155/70

135/70

135/75

175/40

165/65

150/50

145/65

170/55

165/65

140/70

135/70

135/75

10

76

124

108

80

144

120

96

76

164

144

100

84

80


140/75

155/70

145/70

140/75

180/45

175/70

160/60

140/75

170/55

165/60

150/65

140/65

140/70

11

64

104

76

68

120

92

72

64

148

96

88

72

64


120/70

135/60

120/65

120/70

170/60

155/60

140/65

125/65

175/50

165/60

145/65

130/70

125/70

12

68

112

88

72

124

112

80

68

152

124

96

84

72


130/70

145/60

135/65

130/70

170/55

155/60

140/65

130/70

170/50

165/65

145/65

130/70

125/70

13

64

120

84

64

124

108

80

64

148

116

92

84

64


125/75

140/60

130/65

125/70

175/50

160/65

145/70

140/70

160/50

155/60

150/60

145/70

125/70

14

72

132

104

80

144

128

104

76

152

144

112

92

72


120/70

145/60

140/60

120/65

170/65

165/70

140/70

125/70

175/60

160/65

155/65

135/70

125/70

15

76

128

108

76

152

132

108

80

160

148

116

96

76


135/80

150/70

130/70

135/75

185/50

170/65

150/70

135/75

165/65

145/60

135/70

135/80


Похожие работы на - Особенности восстановительных процессов у юных лыжников-гонщиков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!