Методика развития специальной выносливости юношей 15-17 лет в хоккее с мячом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,46 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика развития специальной выносливости юношей 15-17 лет в хоккее с мячом












Курсовая работа

Методика развития специальной выносливости юношей 15-17 лет в хоккее с мячом

Оглавление

 

Введение

1. Анализ научно-методической литературы

1.1 Анатомо-физиологические особенности организма юношей в возрасте 15-17 лет

1.1.1 Возрастные особенности строения и функции юношеского организма

1.1.2 Физиологические основы юношеского спорта

1.1.3 Биоэнергетическое обеспечение игровой деятельности юных хоккеистов

1.2 Методики развития специальной выносливости юношей в хоккее с мячом

1.2.1 Методика совершенствования аэробныхспособностей хоккеистов

1.2.2 Методики совершенствования анаэробных способностей

2. Организация исследования

3. Проверка эффективности предлагаемой методики экспериментальным путем

Выводы

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Хоккей с мячом - единственная зимняя, коллективная игра, проводимая под открытым небом, которая собирает многотысячные стадионы болельщиков независимо от погоды, и не только в России, но и за рубежом. Игра привлекает миллионы любителей своей широтой, удалью, высокими скоростями и обилием голов. [12].

Высокий темп игры, разнообразие тактических комбинаций, широкие возможности продемонстрировать свое техническое мастерство, проявить физические способности и бойцовские качества - все это представляет собой интересное соревнование для спортсменов и захватывающий спектакль для зрителей.

Хоккей с мячом активно способствует оздоровлению и закаливанию организма, благоприятно сказывается на деятельности органов дыхания и кровообращения, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Эта игра способствует воспитанию у занимающихся ряда ценных физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости, а также вырабатывает такие необходимые для современного человека свойства, как смелость, решительность, мужество, чувство товарищества и коллективизма, дисциплинированность, выдержку и самообладание.

Одной из тенденций в развитии современного хоккея с мячом является дальнейшее повышение интенсивности игры. Анализ игр Чемпионатов мира и России последних лет показал, что указанная тенденция характерна и для матчей молодежных и юношеских команд. [1].

Без хороших физических данных, без полной отдачи сил в хоккее с мячом не поможет ни какая техника. Взаимное переплетение физических данных, техники, тактического мышления и психологических особенностей создает личность игрока и обуславливает его в коллективной игре.

Игрок, когда находится на льду, тратит очень много энергии. Нагрузка повышается еще тем, что ему приходится передвигаться в нелегком снаряжении. Исследования показали, что в течение короткого отрезка времени игрок испытывает такой же недостаток кислорода, как бегун на короткие дистанции. В период матча организм хоккеиста испытывает примерно двадцатикратные перегрузки по сравнению с состоянием покоя. Игрок должен научиться экономно, расходовать свою энергию и постоянно быть готовым к интенсивной нагрузке.

Эти способности организма характеризуют проявление такого физического качества, как специальная выносливость. Специальной выносливости, по нашему мнению, в физической подготовке хоккеистов уделяется недостаточно внимания. Ведь, не учитывая данный вопрос в современном хоккее с мячом, с увеличивающейся скоротечностью протекания игры, достичь высоких результатов невозможно. Но причиной увеличения скорости в хоккее с мячом стало не только внесение изменений в правила игры, тактического рисунка игры, но и все большее привлечение в профессиональные команды мастеров молодых игроков, которые в силу физиологических особенностей своего организма достигают в развитии специальной выносливости максимальных результатов. Поэтому вопрос о важности специальной выносливости хоккеиста считаем актуальным в русском хоккее.

Целенаправленное воспитание специальной выносливости у юных хоккеистов начинают с 13-14 летнего возраста. Однако на этапе начальной подготовки (11-12 лет) можно воздействовать на общую выносливость, используя бег в равномерном темпе продолжительностью 10-20 мин. при ЧСС 140-150 уд/мин. [14].

Развитие же специальной выносливости достигается преимущественно специальными упражнениями (типа челночного бега) на льду, играми и игровыми упражнениями в режиме смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения.

К выполнению упражнений в анаэробно-гликолетическом режиме для развития специальной выносливости надо подходить осторожно. С этой целью вводятся тренировочные задания на повышение емкости и мощности гликолетического механизма энергообеспечения, которые характерны жесткими режимами работы и высокими физиологическими сдвигами (ЧСС достигает 200 уд/мин.). Вместе с тем нельзя не учитывать, что процесс восстановления юных хоккеистов после таких нагрузок более продолжителен. Поэтому на подготовительных этапах годичного цикла подобные тренировочные занятия следует проводить не чаще двух раз в недельном микроцикле при обеспечении тщательного контроля над переносимостью нагрузок. [6].

.        Объектом исследования данной курсовой работы является тренировочный процесс подготовки юношей в хоккее с мячом.

2.       Предмет исследования - специальная выносливость юношей в хоккее с мячом.

.        Цель работы - разработать методику развития специальной выносливости юношей 15-17 лет в хоккее с мячом.

.        Задачи:

провести анализ данного вопроса в литературных источниках;

разработать экспериментальную методику развития специальной выносливости юношей 15-17 лет в хоккее с мячом;

проверить экспериментальным путем эффективность предлагаемой методики.

. Методы исследования в работе - анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент и контрольные испытания.

Рабочая гипотеза - предполагается, что экспериментальная методика окажется более эффективной для развития специальной выносливости юношей 15-17 лет в хоккее с мячом.

специальная выносливость юноша хоккей

1. Анализ научно-методической литературы


Выносливость - это способность организма к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после нее, т.е. способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. [10]

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действий. [23].

В хоккее с мячом продолжительность деятельности игроков определяют правила, в рамках которых хоккеист повторяет различные виды (структуры) двигательной деятельности с переменной интенсивностью, с меньшими и большими интервалами активного и пассивного отдыха. Уровень выносливости зависит от многих факторов. Он определяется, прежде всего, функциональной способностью органов обмена и нервной системы, а также общей координацией органов и систем организма. Существенную роль играет функциональная экономичность основных органов. Степень выносливости определяется и состоянием координации движений (техника игры), и психикой, и, главное, волевой подготовкой хоккеиста. Оказалось, что выносливость игрока в матче связана с выносливостью, с физическими и психическими свойствами организма в целом. Поэтому при развитии выносливости необходимо планировать возможные (неизбежные) изменения в физической и психической сферах.

Еще совсем недавно под выносливостью понимали способность организма к долговременной работе умеренной интенсивности, а некоторые - лишь к бегу на длинные дистанции. Как и другие двигательные способности организма, выносливость складывается не только из факторов, влияющих на ее уровень. Она имеет специфические формы проявления. [4].

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - это способность организма повторять определенную деятельность относительно низкой интенсивности с участием больших групп мышц. Она требует мобилизации всех функциональных возможностей организма (особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем при работе в аэробной фазе - в так называемом состоянии инерции). В этом состоянии система обмена работает на кислороде, получаемом из внешней среды. При общей выносливости организм способен работать очень экономично в аэробной фазе, т.е. повышать функциональные возможности. Под этим понимают взаимодействие функциональных качеств организма, связанных с подачей кислорода и с его использованием в тканях. Экономический критерий работы сердца - его минутный объем. Разумеется, что только сердце с большим систолическим объемом может работать при нагрузке экономично и с малым числом сокращений. Повышение способности быстротой передачи кислорода в работающие ткани зависит и от расширения сети капилляров. Благодаря систематическому воспитанию выносливости вдвое возрастает число капилляров. Кровообращение замедляется, и кислород освобождается в большем количестве. В этом причина повышения артериовенозного распределения содержания кислорода в крови у тренированного спортсмена. Короче говоря, выносливость как таковая зависит от функциональных возможностей организма как комплекса со значительным улучшением дееспособности системы обмена. [4].

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в первую очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.

Специальная выносливость классифицируется:

·        по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

·        по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);

·        по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др. [23].

Главной задачей при развитии выносливости у детей юношеского возраста является создание условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации. [1].

Применительно к хоккею с мячом можно сказать, что специальная выносливость - это специфическое свойство организма сохранять дееспособность при мускульной работе максимально высокой интенсивности и высокий уровень обменных процессов в мышцах в анаэробных (безкислородных) условиях, когда организм способен работать на внутренних кислородных резервах. В хоккее с мячом специальная выносливость обусловлена спецификой игры.

Продолжительность нагрузки в матче приблизительно такая же, как в беге на среднюю и длинную дистанции, что являет собой характер долговременной выносливости. Различие же - в постоянном чередовании интервалов и в самих двигательных формах. Кроме того, игра часто прерывается нарушением правил или заменами игроков, что придает нагрузке интервальный характер.

Средняя продолжительность выносливости соответствует выносливости в рамках одного тайма. Игрок достигает как бы состояния инерции. Это значит, что для игровой деятельности хоккеиста необходимо больше анаэробных маршей при умеренной кислородной недостаточности. Средняя продолжительность выносливости зависит, прежде всего, от уровня общей и специальной выносливости. Здесь весьма важно, насколько игрок способен переносить достаточно активное и постоянно повторяющееся двигательное сопротивление.

Специальная выносливость зависит от сопротивляемости усталости в анаэробных условиях.

Очевидно, что в хоккее с мячом представлены все основные виды выносливости, хотя и в разных пропорциях. [7].

1.1 Анатомо-физиологические особенности организма юношей в возрасте 15-17 лет


Все дети школьного возраста делятся на три возрастные группы:

младшие школьники - от 7 до 11 лет;

средние школьники (подростки) - от 11 до 15 лет;

старшие школьники (юноши) - от 15 до 17 лет.

Такая возрастная периодизация широко используется в педагогике и возрастной психологии. Однако особенности биологического развития детей школьного возраста лучше учитываются в физиологической периодизации:

лет - конец периода первого детства;

-12 лет (мальчики) - период второго детства;

с 13 лет у мальчиков наступает, по этой периодизации, подростковый возраст;

с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. [21].

Каждой возрастной группе свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности, учет которых необходим для рационального физического развития.

1.1.1 Возрастные особенности строения и функции юношеского организма

Позвоночный столб - основная часть опорного аппарата туловища ребенка - в младшем школьном возрасте отличается большой гибкостью, неустойчивостью основных изгибов - грудного и поясничного. Полное срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка продолжается от 15 до 24 лет. Эластичный связочный аппарат, толстые, межпозвоночные хрящевые диски и слаборазвитая мускулатура мышц спины может вызвать деформацию позвоночных изгибов у детей младшего школьного возраста. Неправильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, а также физические упражнения с односторонней нагрузкой способствуют деформации позвоночных изгибов, боковым искривлением или образованию сутулой спины.

В возрасте от 16 до 25 лет продолжается срастание первичных (возникающих внутриутробно) и вторичных ядер окостенения рук. Сращение трех тазовых костей происходит в 14-20 лет. К 15-21 году у юношей происходит окостенение фаланг пальцев ног, годом-двумя позже - фаланг пальцев рук, а затем - костей плюсны и предплюсны.

Таким образом, несмотря на закладку зон окостенения в большинстве костей скелета в первые месяцы внутриутробного развития, процесс его формирования завершается только к 25 годам. Поэтому весь школьный период развитие ребенка должен находиться под постоянным педагогическим и врачебно-физиологическим контролем.

Важным показателем двигательных способностей детей школьного возраста является моторная адаптация, т.е. умение приспосабливать структуру освоенных двигательных действий к различным условиям. Такие показатели моторной адаптации, как прыжковой и беговой тесты, с возрастом улучшаются.

Специальные занятия физическими упражнениями приводят к уменьшению различий между субъективной оценкой пространственных параметров движений с их истинными значениями. Однако тенденция к их субъективной переоценке сохраняется и у тренированных школьников.

Высокие требования к функциональным возможностям организма, предъявляемые современным уровнем развития спорта, выдвигают задачу не только определения текущего уровня работоспособности, но и прогнозирования ее на ближайшее будущее.

Используемые для этого методики исследования основываются на определении наиболее существенных показателей функционального состояния организма, лимитирующих или оказывающих существенное влияние на спортивную работоспособность. Такими показателями являются способность к устойчивой интенсификации функций сердечно-сосудистой, дыхательной и энергетической систем, устойчивость к изменениям внутренней среды организма в условиях напряженной мышечной работы и степень экономизации функций при малоинтенсивной работе. Юношеский организм обладает вполне сформированными физиологическими механизмами адаптации, как к меняющимся условиям внешней среды, так и к физическим нагрузкам.

Восстановление потенциальной энергии мышечного сокращения сопряжено с биохимическими реакциями, решающая роль в которых принадлежит окислительным процессам. Увеличение потребности в кислороде сопровождается соответствующими изменениями в кровообращении и дыхании, которые позволяют кислороду с большей быстротой транспортироваться от легких к тканям.

Напряженная мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы, достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производительности имеет важное значение в обеспечении энергетических потребностей организма, связанных с мышечной работой.

ЧСС позволяет оценить сердечную деятельность как в условиях относительного покоя, так и при мышечной работе. Величина ЧСС влияет на ряд производных показателей, дающих представление о взаимосвязи кровообращения и дыхания (кислородный пульс), величины выполненной работы (рабочий пульс) с удельной окислительной способностью крови (циркуляторная работоспособность).

Величина сдвигов в ЧСС служит одним из тестов для определения мышечной работы.

При мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей, связанных с высокими темпами возрастных морфологических и функциональных перестроек сердечно-сосудистой системы.

Результаты исследований структуры ЧСС у юных спортсменов, свидетельствуют о нарастающей экономизации сердечной функции только с 15 - 16 летнего возраста.

У юных спортсменов, специализирующихся в видах спорта, требующих преимущественно развития выносливости, наблюдаются закономерные возрастные изменения, отражающие повышение экономичности работы сердца в условиях относительного мышечного покоя и при малоинтенсивной мышечной работе.

Особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания, когда размеры сердца, его вес и объем систолического выброса на протяжении 3 - 4 лет (от 12 до 15-16 лет) увеличиваются почти вдвое. Динамика развития организма в целом на начальных этапах полового созревания не согласуется с экономизацией сердечной функции, обеспечиваемой систематической тренировкой.

Среди факторов, в наибольшей степени влияющих на физическую работоспособность юных спортсменов, можно выделить кислородный режим организма (потребление кислорода, показатели внешнего дыхания), транспортную функцию крови (ударный и минутный объемы крови). Особое значение имеет экономизирующее влияние тренировки. Между аэробной производительностью и работоспособностью в нагрузках на выносливость имеется достоверная связь. Величина потребления кислорода является показателем внешнего дыхания и кровообращения, а также интенсивности окислительных процессов.

Основным источником энергетического обеспечения при напряженной мышечной работе является анаэробный обмен. Об уровне анаэробного обмена можно судить по величине кислородного долга, накоплению молочной кислоты в крови или косвенным показателям ее концентрации. [21].

1.1.2 Физиологические основы юношеского спорта

Физиологическая основа техники движений человека многоструктурна. Она включает в себя как врожденные функциональные связи различных систем организма, так и приобретаемые формы управления и взаимодействия между ними. При формировании технической основы движения необходимо учитывать врожденные механизмы двигательной деятельности, а также физиологические предпосылки двигательной координации.

Эффективность обучения новым двигательным действиям в значительной мере зависит от физиологической значимости.

Сущность координации заключается в согласовании отдельных видов деятельности организма, обеспечивающих выполнение целостных физиологических актов. При известной условности в сфере двигательной деятельности можно выделить три вида координации: нервную, мышечную и двигательную.

Овладение сложной техникой физических упражнений при изменяющихся внешних условиях (например, в игровой обстановке) является примером сложного взаимодействия организма и среды.

Физиологические изменения в организме, направленные на приспособление к предстоящей работе, начинаются задолго до выполнения работы. У человека это связано со специфическими чертами высшей нервной деятельности, осуществляющей регуляторные функции не только чисто физиологически, но и путем сознательного, волевого контроля за состоянием организма.

Физиологическое состояние спортивной тренировки включает создание функциональных предпосылок для достижения спортивного результата. Спортивная форма - это оптимальная готовность к достижению спортивного результата. Она отражает высшую степень развития тренированности спортсмена на определенном уровне мастерства. Оптимальная готовность организма характеризуется высоким функциональным потолком отдельных органов и систем, совершенной координацией рабочих процессов и способностей к интенсификации функций, устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.

Достижение и сохранение спортивной формы обеспечивается комплексом средств и методов спортивной тренировки, соблюдением необходимого режима труда и отдыха, применением восстановительных средств. Методы и средства тренировки носят строго индивидуализированный характер. Они обусловлены степенью предварительной подготовки спортсмена, его спортивным стажем, уровнем спортивной классификации.

Условно в современной методике спортивной тренировки можно выделить две тенденции, получивших убедительное физиологическое обоснование.

Первая из них - интенсификация тренировочного процесса при сохранении стабильных или увеличивающихся нагрузок.

Вторая - дальнейшее наращивание общего объема тренировочной нагрузки при относительно небольшой интенсивности выполняемой работы.

В рамках рассматриваемой тенденции существует множество вариантов сочетаний средств и методов тренировки.

Предпочтительное отношение к интенсивности специальным нагрузкам в подростковом и юношеском возрасте приводит к быстрому увеличению спортивных результатов в течении первых 2 - 3 лет тренировки. Дальнейший же рост результатов, без создания общей функциональной и морфологической основы, становится невозможным. Необходимо создать предварительный функциональный резерв, который стал бы своеобразным буфером, смягчающим острое воздействие нагрузок большой интенсивности.

Физиологически обоснованный объем тренировочной нагрузки приводит к прогрессивным функциональным и морфологическим изменениям в организме. Если нагрузка не вызывает утомления, то не создаются предпосылки для эффективного течения восстановительных процессов с последующей суперкомпенсацией.

Применение различных средств и методов, облегчающих становление и сохранение спортивной формы, позволяет достичь желаемого результата при строгом соблюдении жестко регламентированного гигиенического режима дня.

Процессы тренировки и восстановления работоспособности должны рассматриваться взаимосвязано при повышении спортивной работоспособности.

Восстановление происходит уже в процессе выполнения работы (текущее восстановление), но основной энергетический потенциал реализуется после окончания работы (срочное и отставленное восстановление). Текущее восстановление поддерживает устойчивое состояние в процессе выполнения мышечной нагрузки.

Восполнение энергетических трат и синтез белковых структур происходит в период последующего восстановления. Эти процессы ускоряются при правильном режиме тренировки и отдыха, рациональном питании, использования комплекса медико-биологических и психорегулирующих факторов.

Биологические факторы физической работоспособности улучшают преимущественно энергетический баланс организма (богатая белком, углеводами, витаминизированная пища).

Основным условием полноценного восстановления является рациональный режим тренировки. Тренировка должна быть индивидуализирована. Слепое копирование нагрузки выдающихся спортсменов (к сожалению, такие факты имеет место) не может быть оправдано ни педагогически, ни физиологически.

Адаптация к физической нагрузке представляет биологический поиск наиболее оптимальных соотношений в функциях систем организма. [21].

1.1.3 Биоэнергетическое обеспечение игровой деятельности юных хоккеистов

В настоящее время выносливость хоккеиста связывают с двумя источниками образования энергии:

анаэробным - за счет окисления жиров и углеводов;

анаэробно-гликолитическим, связанным с расщеплением креатинфосфата (КрФ).

Непосредственным источником энергии при мышечном сокращении является распад аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) соединения очень богатого энергией. Относительно постоянные и небольшие запасы АТФ должны быстро пополняться, иначе мышцы теряют способность сокращаться, ресинтез осуществляется за счет указанных аэробных (происходящих с участием кислорода) и анаэробных (без участия кислорода) энергетических процессов. [16].

Энергетические возможности спортсмена принято оценивать по мощности, емкости и эффективности.

Алактатные и креатинфосфатные возможности зависят от способности организма спортсмена использовать энергию в бескислородных условиях, что в известной мере определяется запасами макроэргических фосфатных соединений (АТФ и КрФ), мощностью соответствующих им систем и скоростью их расходования. Максимальная скорость этого процесса достигается в первые 2-3 с. Работы максимальной интенсивности и сохраняется 10-15 с., т.е. такой отрезок времени, когда не успевают еще включиться в работу гликолитический и аэробный (дыхательный) механизмы.

Алактатный механизм энергообеспечения является наиболее мощным. Он выделяет больше всего энергии в единицу времени (13 кал/с на кг веса тела), но менее емкий. За счет алактатного источника энергообеспечения хоккеист осуществляет игровые действия с высокой интенсивностью (максимальной мощностью): пробегаемые на коньках короткие отрезки (5-30м), ведение и обводку, силовые единоборства и др.

Гликолитический механизм энергообеспечения более медленный по скорости развертывания. Этот анаэробный механизм ресинтеза АТФ проявляется в упражнениях от 30 с. до 2-3 мин. Гликолитические (лактатные) возможности зависят от запасов углеводов, находящихся в виде гликогена в мышцах (300-400 г). Кроме того, на гликолитический механизм влияет, и способность организма противостоять неблагоприятным изменениям в связи с накоплением молочной кислоты. Ее нейтрализация осуществляется буферными системами и зависит от буферной емкости крови.

Критерием анаэробной производительности является величина кислородного долга и накопления молочной кислоты в крови. Так, при определении анаэробной производительности хоккеистов высокой квалификации в лабораторных условиях были получены следующие данные: по кислородному долгу 17 л, по концентрации молочной кислоты в крови - 200 млг %.

Аэробный гликолитический механизм энергообеспечения менее мощный (9 кал/с на 1 кг веса тела). За счет гликолитического механизма хоккеист выполняет различные игровые действия с субмаксимальной мощностью, поддерживая высокий темп в течение всего игрового отрезка (30-60 с).

Анаэробный путь ресинтеза АТФ является основным. При этом энергопроцессы проходят в аэробных условиях. Аэробные процессы значительно эффективней анаэробных.

Аэробные возможности спортсмена зависят от энергетических субстратов (гликоген в мышцах и печени и жиры) и в большей степени от обеспечения работающих мышц и других органов и тканей кислородом. Важное значение при этом имеет способность различных систем - дыхательной, сердечно-сосудистой, крови - получать и транспортировать кислород к работающим мышцам. Чем большее количество кислорода спортсмен потребляет в единицу времени, тем больше АТФ образуется в мышцах. Поэтому уровень максимального потребления кислорода (МПК) - наиболее информативный показатель аэробных возможностей спортсмена. У хоккеистов высокой квалификации МПК находится в пределах 56-59 мл/мин на 1 кг веса. В игре большую часть времени хоккеист выполняет работу в аэробном режиме. Кроме этого, аэробные возможности хоккеиста являются важными факторами восстановления после тяжелых тренировочных и соревновательных нагрузок. [7].

1.2 Методики развития специальной выносливости юношей в хоккее с мячом


Совершенствование специальной выносливости в хоккее с мячом происходит лишь в том случае, если в тренировочной и соревновательной деятельности хоккеист преодолевает определенное утомление. Зная о том, что в основе физического утомления и выносливости лежат различные процессы энергообеспечения мышечной деятельности, можно целенаправленно воздействовать на них соответствующими средствами и методами с целью повышения уровня их функционирования. [4].

Специальная выносливость зависит от эффективной работы организма в анаэробных, и анаэробно-аэробных условиях.

Тренировочная нагрузка, как мера воздействия на организм спортсмена, определяется следующими характеристиками: интенсивностью (мощностью) выполнения упражнения, продолжительностью, количеством повторений, интервалами и характером отдыха.

Интенсивность (мощность) выполняемого упражнения - наиболее важная характеристика нагрузки, влияющая на характер соотношения аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения.

Принято выделять четыре зоны мощности: максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную.

При выполнении упражнений в зоне максимальной мощности энергообеспечение происходит за счет анаэробно-алактатного механизма, где ресинтез АТФ осуществляется путем креатинофосфатных реакций в безкислородных условиях.

Энергообеспечение упражнений, выполняемых в зоне субмаксимальной мощности, осуществляется за счет анаэробно-гликолитического механизма, также в безкислородных условиях.

Упражнения, выполняемые в зоне умеренной мощности, обеспечиваются энергией за счет дыхательного механизма (окислительного фосфорилирования), где ресинтез АТФ осуществляется с помощью кислорода. При этом потребление кислорода повышает кислородный запрос.

При выполнении упражнений в зоне большой мощности энергообеспечение происходит за счет аэробных и анаэробных механизмов. [15].

Продолжительность упражнения непосредственно связана со скоростью выполнения. Чем выше скорость и меньше время, тем в большей мере упражнение выполняется за счет анаэробных механизмов энергообеспечения. Продолжительность упражнения в анаэробно-алактатном режиме равна - 3-8 с., в анаэробно-гликолитическом - от 20 с. до 3 мин. и в аэробном - от 3 мин. и больше. [9].

Продолжительность интервалов отдыха существенно влияет на величину нагрузки и ее преимущественную направленность.

При выполнении упражнений умеренной мощности (субкритическая скорость) с интервалами отдыха, достаточными для восстановления, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и предыдущая. Уменьшение интервалов отдыха в этом случае делает нагрузку более аэробной, так как дыхательные процессы, развертывающиеся обычно к 3-4 минуте, сохраняют еще свою силу.

Уменьшение интервалов отдыха в упражнениях с максимальной и субмаксимальной мощностью делает нагрузку более анаэробной, так как с повторением упражнения увеличивается кислородный долг.

Определенное значение имеет характер отдыха. Он может быть пассивным и активным. В первом случае в интервалах между нагрузочными упражнениями спортсмен, по существу, не выполняет ни каких упражнений, находясь в состоянии полного покоя. Во втором - переключается на выполнение упражнений восстанавливающего характера.

Количество повторений упражнений во многом определяет величину нагрузки и ее преимущественную направленность.

Увеличение количества повторений в анаэробных условиях исчерпывает соответствующие энергетические субстраты, что приводит к сокращению работы или значительному снижению ее интенсивности. [16].

1.2.1 Методика совершенствования аэробныхспособностей хоккеистов

Для повышения аэробной работоспособности хоккеистов необходимо увеличить максимальное потребление кислорода (МПК) и быстроту его достижения, а так же развить способность поддерживать МПК в течение длительного времени.

Уровень МПК является основным критерием аэробной производительности и определяет аэробную работоспособность спортсмена. Быстрота достижения МПК прямо зависит от скорости развертывания дыхательных процессов, что в игровой деятельности весьма существенно, так как в значительной мере способствует быстрой врабатываемости и переходу на более эффективный механизм энергообеспечения. [1].

При определении средств и методов развития аэробной способности хоккеиста целесообразно выделить задания с преимущественным воздействием на мощность и емкость аэробных энергопроцессов.

В качестве тренировочных заданий по повышению емкости аэробных процессов практикуют равномерный и переменный бег по "гладкой" и пересеченной местности, плавание, греблю, езду на велосипеде, лыжи и др. Продолжительность упражнений от 30 мин. до 1,5 ч. Упражнения выполняются с умеренной мощностью. Интенсивность - на уровне порога анаэробного обмена. Частота сердечных сокращений (ЧСС) - до 150-160 уд/мин.

Этот режим занятий обеспечивает устойчивое состояние, при котором кислородный запрос удовлетворяется потреблением кислорода в ходе самой работы. В данных тренировочных заданиях достигаются достаточно большие величины производительности кардиореспираторной системы, и поддерживается относительно высокий уровень потребления кислорода. Однако такие задания не специфичны для игровой деятельности хоккеиста, поэтому их целесообразно использовать преимущественно на общеподготовительном и промежуточном этапах годичного цикла, а также на соревновательных этапах в утренних тренировочных занятиях. Подобные тренировочные задания способствуют развитию капиллярной сети, что значительно улучшает транспортировку кислорода работающим мышцам.

Более специфичны и, следовательно, эффективны тренировочные задания с воздействием преимущественно на мощность аэробных процессов энергообеспечения.

Развитию аэробных возможностей способствует анаэробная повторная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений с небольшими интервалами отдыха. В этом случае продукты анаэробного обмена стимулируют дыхательные процессы. Первые 10-60 с. после интенсивной работы потребление кислорода увеличивается, повышаются ударный и минутный объемы крови. Если повторная нагрузка дается в момент, когда эти показатели еще достаточно велики, то потребление кислорода от повторения к повторению будет расти, пока не достигнет максимума. При определенном соотношении работы и отдыха может наступить равновесие между кислородным запросом и текущим потреблением кислорода, тогда повторная работа может продолжаться длительное время. [4].

Эффективным для совершенствования мощности аэробных процессов энергообеспечения тренировочные задания в следующем режиме работы: интенсивность - 75-85 % от максимума, ЧСС - на уровне 180 уд/мин., продолжительность упражнений - 1-1,5 мин. В этом случае задание выполняется в условиях кислородного долга, и максимум потребления кислорода происходит в период интервалов отдыха. Продолжительность интервалов отдыха должна быть от 60 до 120 с., с тем чтобы последующая работа проходила на фоне благоприятных изменений после предшествующей.

Число повторений должно быть таким, чтобы упражнения выполнялись в условиях стабильного потребления кислорода, что соответствует 8-10 повторениям. ЧСС в конце паузы отдыха должна быть не более 120-130 уд/мин. При наступлении утомления снижается уровень потребления кислорода и дальнейшее продолжение работы не целесообразно.

Критерием достаточности может служить величина пульсового долга, который после выполнения подобного задания не должен превышать 400-500 уд. Если величина пульсового долга окажется больше, значит, задание стало смешанным - аэробно-анаэробным.

Соревновательная деятельность хоккеиста осуществляется преимущественно за счет смешанного аэробно-анаэробного механизма энергообеспечения. Естественно, и тренировочные задания по совершенствованию специальной физической и технико-тактической подготовленности проходят в таком же режиме. [16].

Анализ динамики тренировочных нагрузок разной направленности в годичном цикле команд высокой квалификации свидетельствует о том, что на нагрузки смешанной направленности приходится до 50 % суммарного объема.

Нагрузки смешанной направленности способствуют повышению аэробной и анаэробной работоспособности. Их отличают следующие физиологические сдвиги: ЧСС - от 150 уд/мин. до максимальных значений, МПК - 60-75 % от максимума, содержание молочной кислоты в крови - от 40 до 130 мг%. [20].

В качестве тренировочных заданий можно использовать широкий круг средств и методов, в том числе некоторые виды фартлека, круговую тренировку скоростно-силовой направленности, различные виды спортивных игр, некоторые модификации комплексного развития физических качеств в виде полосы препятствий, игровые упражнения и двусторонние игры на льду хоккейного поля. [4].

1.2.2 Методики совершенствования анаэробных способностей

Повышению анаэробных способностей хоккеистов способствует воздействие на анаэробно-гликолитический и анаэробно-алактатный (креатинфосфатный) механизм энергообеспечения с помощью специфических тренировочных заданий. [16].

Нагрузки, связанные с повышением анаэробно-гликолитических возможностей, обычно применяют в годичном цикле в конце общеподготовительного и на специально-подготовительном этапах, после того как были освоены значительные объемы аэробной и смешанной работы.

В тренировочных заданиях гликолитической направленности целесообразно выделить два вида: задание с направленностью на увеличение емкости гликолиза и задание на повышение его мощности. В первом случае различного вида неспецифические и специфические упражнения выполняют в следующем режиме: продолжительность одного повторения 1-2 мин., количество повторений в серии 3-4, интервалы отдыха после повторений 60-90с. Количество серий 3-4. Хороший эффект дает выполнение упражнений с сокращающимися интервалами отдыха между 1-м и 2-м интервалами - 3 мин., 2-м и 3-м - 2 мин., 3-м и 4-м - 1 мин.

Интервалы между сериями - 10-12 мин. Ограничение количества повторений в серии и количества серий вызваны лимитом субстратов (гликогена). Большой интервал отдыха между сериями необходим для ликвидации значительного кислородного долга.

После окончания задания физиологические показатели будут следующие: ЧСС 200-210 уд/мин. (максимальная), потребление кислорода близкое к предельному, содержание молочной кислоты (HL) в крови - 160 мг %. [16].

Физиологические сдвиги в результате такой нагрузки примерно такие же, как в тренировочных заданиях на гликолитическую емкость.

Для тренировочных заданий алактатной направленности характерно выполнение короткой продолжительности упражнений (в пределах 8-10 с.) с максимальной интенсивностью. Упражнения выполняются серийно. Всего 2-3 серии. Проводить больше трех серий нецелесообразно, так как не значительные запасы креатинфосфатных субстратов к четвертому повторению будут исчерпаны, и упражнение будет выполняться за счет гликолитического механизма энергообеспечения.

Интервал отдыха между повторениями - 2 мин. Всего в серии - 5-6 повторений. Интервал отдыха между сериями - 6-8 мин. Специфичным для хоккея с мячом является выполнение специальных скоростных упражнений с силовыми и скоростно-силовыми проявлениями. Для этого перед выполнением упражнений необходима соответствующая мотивационная установка.

2. Организация исследования


Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе осуществлялось теоретическое обоснование, изучался и обобщался опыт работы, изучались и опробовались методы исследования.

На втором этапе разрабатывалась схема педагогического эксперимента, конкретизировался метод исследования.

Третий этап был посвящен педагогическому эксперименту.

Четвертый этап характерен сравнительной обработкой систематизацией и анализом полученных данных.

Подготовка юных хоккеистов - сложный, многогранный и длительный процесс. Некоторые вопросы, связанные с подготовкой юных хоккеистов, до сих пор не изучены или изучены не в полной мере, и требуют экспериментальных исследований, хотя дать рекомендации на все случаи не представляется возможным. [1].

С целью поиска новых путей развития специальной выносливости старших юношей в хоккее с мячом нами была предпринята попытка разработки экспериментальной методики.

Для проведения эксперимента нами была достигнута договоренность с руководством МОУДО "СДЮШОР по хоккею с мячом" г. Красноярска. Для применения методики была выбрана учебно-тренировочная группа учащихся (имеют 1-й взрослый разряд) 1989 года рождения (тренер-преподаватель МСМК Соколов Юрий Геннадьевич). Данная группа была поделена на две подгруппы, по 10 человек в каждой. Подбор групп осуществлялся на основе результатов полученных учащимися во время сдачи контрольных нормативов в 2005 учебно-тренировочном году и по дополнительной рекомендации тренера. Сдача контрольных нормативов проводится два раза в год: в мае - по общей физической подготовке и в феврале - по специальной физической подготовке.

Годичный цикл тренировочных занятий в СДЮШОР по хоккею с мячом состоит из 3-х периодов:

         Подготовительный (июнь, июль, август, сентябрь);

-        Соревновательный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март);

         Переходный (апрель, май).

Применение нашей экспериментальной методики было направлено на подготовительный и соревновательный периоды годичного тренировочного цикла.

Одна, из групп, занималась по стандартной программе подготовки, в соответствии с учебно-тренировочной программой, разработанной специалистами СДЮШОР по хоккею с мячом "Енисей", а вторая проводила занятия с учетом некоторых изменений по экспериментальной методике.

Экспериментальная группа занималась по предложенной методике развития специальной выносливости:

Длительный равномерный (частота пульса 140-160 ударов в мин.) и переменный бег (частота пульса 130-180 ударов в мин.). Кроссы 3-6 км. Серийный интервальный бег на коротких отрезках с максимальной скоростью в течении 4-5 мин. (работа 5-12 сек., интервалы отдыха 15-30 сек.). Чередование бега с максимальной, умеренной и малой скоростью.

Серийное интервальное выполнение игровых и технико-тактических упражнений с интенсивностью 75-85% от максимальной (длительность одной серии не более 20 - 30 сек., интервалы отдыха 1,5 - 2,5 мин., число повторений серий 3-5 раз, интервалы отдыха между сериями 10-15 мин.). Игры (футбол, баскетбол, ручной мяч) и упражнения с уменьшенным количеством участников и увеличением времени игры, на площадках увеличенных размеров.

Упражнения с отягощениями, выполняемые с максимальной скоростью (работа 15-20 сек, вес отягощения для рук не более 5 кг., интервалы отдыха 30-60 сек., число повторений 4-5 раз).

Бег по песку, по воде. Бег и прыжки по лестнице. Имитация бега на коньках. Игры на поле для хоккея с мячом. Подвижные и спортивные игры.

         кроссовый бег с высокой скоростью передвижения в равномерном и переменном темпе с постепенным увеличением длинны дистанции;

-        серийное выполнение беговых и игровых упражнений (работа субмаксимальной мощности не более 30-40 сек., отдых 1,5 - 2,5 мин., число повторений в серии 4-5, число серий 1-3);

         повторный бег на коньках на коротких отрезках 30, 40, 60 метров с короткими (15-30 сек.) интервалами отдыха, для контрольной группы;

         повторный бег на коньках на коротких отрезках 17, 30, 50 метров с короткими (15-30 сек.) интервалами отдыха, для экспериментальной группы.

3. Проверка эффективности предлагаемой методики экспериментальным путем


Проведение любых исследований, в том числе и в области физического воспитания и спорта, связано с определенными измерениями. В большинстве случаев в процессе исследований решаются задачи по выявлению эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий. Эти задачи обычно решаются путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп. В подобных случаях в результате исследования необходимо ответить на вопрос: оказалась ли применяемая экспериментальная методика эффективной? С этой целью мы должны рассчитать достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальной и контрольной групп. В педагогических исследованиях различия считаются достоверными при 5% -ном уровне значимости, при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более чем в 5 случаях из 100.

Определим достоверность различий по t-критерию Стьюдента. С этой целью нами проводился сравнительный педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная), состоящая из 10 учащихся, занималась по предложенной экспериментальной методике, а другая (контрольная), состоящая так же из 10 учащихся, занималась по традиционной, общепринятой методике (Приложение 1). Рабочая гипотеза заключалась в том, что предлагаемая методика окажется более эффективной. Итогом эксперимента являются контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке учащихся СДЮШОР по хоккею с мячом (Приложение 2 и 3), по результатам которых необходимо рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы.

Перед началом эксперимента определим достоверность различий контрольной и экспериментальной групп, для чего необходимо сделать несколько вычислительных действий:

1. Вычислим среднее арифметическое величины  для каждой группы в отдельности по следующей формуле:


где  - значение отдельного измерения; n - общее число измерений в группе.

. Далее вычислим стандартное отклонение в группах по формуле:


где Хi max - наибольший показатель; Хi min - наименьший показатель;

К - табличный коэффициент.

. Вычислим стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:


4. Вычислим среднюю ошибку разности по формуле:


5. По специальной таблице определим достоверность различий. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t0,05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 50% -ном уровне значимости, и наоборот, в случае когда полученное t меньше граничного значения t0,05, считается, что различия недостоверны и разница в средне арифметических показателях групп имеет случайный характер. Определим граничное значение при 5% -ном уровне значимости (t0,05). Для этого вычислим число степеней свободы f=10+10-2=18. Далее найдем по специальной таблице граничное значение t0,05 при f=18.

В нашем случае табличное значение t0,05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 0,39, т.е. меньше граничного значения (2,10). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями контрольной и экспериментальной групп, до проведения эксперимента, считаются недостоверными, а значит, можно приступать к проведению педагогического эксперимента (см. таблицу 1).

После проведенного эксперимента и получения контрольных нормативов нам необходимо определить является ли примененная экспериментальная методика эффективней традиционной.

Произведем расчеты, по тем же формулам, по которым мы проверяли достоверность средних арифметических значений и полученные данные занесем в таблицу 2. Как мы видим из таблицы значение t-критерия Стьюдента равно 1,07. Сравним его с табличным значением t0,05 = 2,10. Полученное нами значение t = 1,07 меньше табличного t0,05 = 2,10, а следовательно различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что наша методика оказалась эффективнее традиционной.

Соотношение сравнительных показателей контрольной и экспериментальной групп можно увидеть на диаграмме (Приложение 4).

Выводы


1. Выносливость хоккеиста - это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без утомления и противостоять ему, когда оно может возникнуть.

Выносливость является таким физическим качеством, уровень развития которого зависит от функциональных возможностей многих органов и систем организма хоккеиста. К основным из них относятся: центральная нервная система, сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная, терморегуляционная и нервно-мышечная системы.

Проявление выносливости зависит от уровня развития других двигательных качеств, технического и тактического мастерства, волевых способностей хоккеиста, его психологической устойчивости и устойчивости организма к неблагоприятным сдвигам внутренней среды.

. Рассматривая, различные методики развития специальной выносливости юных хоккеистов мы установили, что воздействие тренировочных упражнений на организм спортсмена зависит от комплексного влияния основных компонентов физической нагрузки: интенсивности и продолжительности упражнения, количества повторений, величины интервалов отдыха и его характера. Интенсивность выполнения упражнения непосредственно связана с особенностями энергообеспечения. Продолжительность упражнения взаимосвязана с интенсивностью его выполнения. Продолжительность интервалов отдыха - один из факторов, определяющих величину и характер ответных реакций организма на нагрузку при повторной работе. И это связано с тем, что восстановление работоспособности организма во время отдыха носит фазовый характер.

. При разработке экспериментальной методики мы помнили, что подготовка юных хоккеистов - сложный, многогранный и длительный процесс. Некоторые вопросы, связанные с подготовкой юных хоккеистов, до сих пор не изучены или изучены не в полной мере, и требуют экспериментальных исследований, хотя дать рекомендации на все случаи не представляется возможным.

С целью выявления новых путей развития специальной выносливости старших юношей в хоккее с мячом нами была разработана экспериментальная методика.

К сожалению предложенная нами методика оказалась не столь эффективной, как нам хотелось бы. Причину этому мы видим в том, что в следствие анатомо-физиологических и возрастных особенностей у юношей в возрасте 15 - 17 лет.

Список использованной литературы


1.       Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист: Пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с., ил.

2.       Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983

.        Вопросы организационно-методического и медико-биологического обоснований физического воспитания и спортивной тренировки: Межвузовский сборник / Отв. ред.О.Н. Московченко; КрПИ. - Красноярск, 1986. - 127 с.

.        Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: Физкультура и спорт, 1981 - 224 с., ил.

.        Жариков Е.С., Шигаев А.С. Психология управления в хоккее. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 183 с., ил.

.        Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 264 с.

.        Костка В. Современный хоккей. - М.: Физкультура и спорт, 1976 - 156.

.        Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001

.        Настольная книга учителя физической культуры. Справочно-методическое пособие / Сост.В.И. Мишин, - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003. - 526 с. (Настольная книга).

.        Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: ООО "Издательство Астраль"; ООО "Издательство АСТ", 2003. - 863, с ил.

.        Озолин Н.Г. Спортсменам о спортивной тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1962 - 78 с.

.        Основы математической статистики. Учебное пособие. /Под ред.В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с., ил.

.        Панин И.Н. Русский хоккей с мячом. Учебно-методическое пособие. Издательство "Советский спорт", 2005. - 108 с, ил.

.        Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт. 1986. - 236с., ил.

.        Платонов В.Н. Современная спортивная подготовка. - Киев: "Здоровье", 1980. - 336с.

.        Савин В.П. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 112.

.        Соловьев В.Е., Ватутин В.А. Хоккей с мячом. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 111 с., ил.

.        Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. Техникумов. / Под ред. Ю.И. Портных. М.: Физкультура и спорт, 1977 - 382 с., ил.

.        Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1978

.        Филин В.П. Нормирование тренировочных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1964 - 280с.

.        Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980 - 255с, ил.

.        Формирование физических и нравственных качеств в процессе физического воспитания школьников: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред.Л.М. Фомин; КГПИ. - Красноярск, 1988. - 140 с.

.        Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 480с.

Приложения


Приложение 1

 

Списки контрольной и экспериментальной групп.

Контрольная группа

Экспериментальная группа

№№ п/п

Фамилия и имя учащегося

№№ п/п

Фамилия и имя учащегося

1.

АРХИПОВ Дмитрий

1.

БОБРИШЕВ Евгений

2.

БИЗЮКОВ Андрей

2.

БАНИН Павел

3.

КОВАЛЕВ Андрей

3.

КАРЕВ Евгений

4.

КОРОЛЬ Сергей

4.

КЛУШКИН Сергей

5.

МАКАРОВ Иван

5.

МАЛЬЦЕВ Дмитрий

6.

РАСПОПОВ Сергей

6.

НАГУЛЯК Михаил

7.

РОГОЖИН Анатолий

7.

ПЕТРОЧЕНКО Денис

8.

СИМАКОВ Вячеслав

8.

ТИСЕЦКИЙ Семен

9.

СМЕШНЫЙ Евгений

9.

ТИТОВ Илья

10.

ТУЕЗОВ Андрей

10.

ХИСАМУТДИНОВ Ильмар



Приложение 2.

 

Контрольные нормативы по общей физической подготовке вне льда

наименование нормативов

Оценка

Количество лет

15

16

17

 Бег - 60 метров (сек)

5

8,5

8,3

8,1

 

4

8,6

8,4

8,2

 

3

9,0

8,6

8,4

 Прыжок в длину с/м

5

230

240

250

 

4

225

235

245

 

3

220

230

240

 5-ой прыжок (м, см)

5

12.00

12.50

12.70

 

4

11.50

12.30

12.50

 

3

11.00

13.00

12.30

 Подтягивание (кол-во раз)

5

12

13

14

 

4

11

12

13

 

3

10

11

12

 Бег - 3000 метров (мин., сек.)

5

11.50

11.36


4

13.00

12.30

12.00


3

13.30

13.00

12.50



Приложение 3

 

Контрольные нормативы по специальной физической подготовке на льду

наименование нормативов

Оценка

Количество лет

15

16

17

 Бег - 17 метров (сек)

5

3,6

3,3

3,0

 

4

3,8

3,6

3,3

 

3

4,0

3,8

3,6

 Бег - 30 метров (сек)

5

4,7

4,5

4,3

 

4

4,9

4,7

4,4

 

3

5,2

5,0

4,6

 Бег - 30 метров (ведение мяча)

5

4,8

4,6

4,5

 

4

5,0

4,8

4,6

 

3

5,3

5,2

4,9

 "Восьмерка" лицом вперед

5

12,5

12,0

10,8

 

4

12,7

12,5

11,0

 

3

13,3

13,0

12,0

 "Восьмерка" спиной назад

5

12,5

12,5

11,5


4

13,0

13,0

12,0


3

15,5

14,5

13,5

Удары по воротам с 17 метров (10 попыток)

5

8

8

8


4

7

7

7


3

6

6

6

Ввод мяча в центр. круг (5 попыток) (вратарь)

5

3

4

4


4

2

3

3


3

1

2

2



Приложение 4

Диаграмма сравнения количества баллов контрольной и экспериментальной групп во время сдачи контрольных нормативов до и после эксперимента.


Приложение 5

 

Годичный цикл тренировочных занятий

делится на 3 периода:

         Подготовительный (июнь, июль, август, сентябрь);

-        Соревновательный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март);

         Переходный (апрель, май).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) охватывает отрезок времени от начала занятий до первой календарной игры. Тренировочному процессу в этот период всегда следует уделять большое внимание. Увеличивать его продолжительность нужно за счет проведения тренировочной работы в спортивном лагере в летний период.

Задачи подготовительного периода:

         Приобретение и дальнейшее улучшение общей физической подготовленности с помощью разнообразных средств из различных видов спорта (подвижные и спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика и т.д.);

-        Дальнейшее развитие выносливости, быстроты, силы, скоростно - силовых качеств, ловкости, гибкости, высокий уровень которых способствует лучшему освоению технических и тактических приемов игры.;

         Изучение техники и тактики игры, совершенствование ранее изученных действий;.

         Дальнейшее совершенствование морально - волевых качеств, приобретение новых теоретических знаний.

Подготовительный период подразделяется на 2 этапа: обще - подготовительный и специально - подготовительный. Первый из них должен быть продолжительнее, чем второй, особенно у хоккеистов младшего возраста.

На первом этапе средства общей подготовки преобладают над специальными. Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема.

В ходе специально - подготовительного этапа соотношение общих и специальных средств подготовки изменяется до соотношения 30: 70%, а основными средствами подготовки служат специальные упражнения на земле и на льду. Постепенно повышается доля тренировочных и товарищеских игр. Проводимые в этом периоде игры играют вспомогательную роль и не должны подменять учебно - тренировочную работу. Тренировочные нагрузки на специально - подготовительном этапе продолжают возрастать, но не по всем параметрам. Повышается, прежде всего, абсолютная интенсивность специально - подготовительных упражнений и соревновательных игр. По мере роста интенсивности, общий объем нагрузок стабилизируется, а затем начинает уменьшаться. Снижение объема нагрузок происходит вначале за счет обще - подготовительных упражнений. На этом фоне продолжает возрастать объем специально подготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокращается и этот компонент общего объема нагрузок.

В период тренировки в спортивном лагере, когда проводятся двух - трехразовые тренировки в день, большое значение имеет распределение направленности нагрузок. Основное занятие (одно в день), если они не направлены на развитие выносливости, должны проводиться на фоне восстановленной и повышенной работоспособности. Дополнительные занятия могут проходить на фоне неполного восстановления работоспособности.

Тренировочная нагрузка должна носить волнообразный характер: в тренировочном дне (утром - малая, днем - большая, вечером - средняя); в тренировочной неделе - две волны (каждая из одного - трех дней со средней нагрузкой, одного-двух дней с большой нагрузкой и одного с малой нагрузкой). При планировании занятий в недельном цикле следует через 2-3 тренировочных дня включать день отдыха. В проведении недельных циклов (микроциклов), после двух недель с более высокой общей нагрузкой следует одна неделя с облегченной или уменьшенной нагрузкой.

В результате занятий в подготовительном периоде, перед началом календарных игр, должен быть достигнут, уровень подготовленности более высокий, чем в предыдущем году.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Соревновательный период включает в себя отрезок времени от первой до последней игры календарных соревнований.

Главная его задача - достижение высоких и стабильных результатов.

Задачи соревновательного периода:

         дальнейшее повышение общей и специальной физической подготовленности.

-        изучение, закрепление и совершенствование техники.

         овладение различными тактическими вариантами ведения игры и приобретение игрового опыта.

         совершенствование моральной и волевой подготовки.

Важнейшим средством и методом всей подготовки являются игры и игровые упражнения, выполняемые в условиях, приближенных к игре. Однако в отдельные дни недели соревновательного периода нужно включать также дополнительные тренировочные занятия, направленные на поддержание общей выносливости. В группах старшего возраста, при увеличении продолжительности соревновательного периода, необходимо в большей степени расширять объем подготовки. Путем включения промежуточных мезоциклов (три-шесть недель), которые в общих чертах повторят структуру подготовительного периода.

В психологической подготовке акцентируется внимание на развитие волевых качеств, связанных с непосредственным участием в соревнованиях, на проявление воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых действиях, на преодоление неуверенности, боязни действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры.

Теоретическая подготовка в этот период направлена на изучение особенностей соревнований, а также на расширение знаний и умений, способствующих успешному выступлению на соревнованиях. Хоккеисты учатся распознавать команды и наиболее излюбленные приемы игроков команд противника, составлять и анализировать выполнение тактических планов игры, разбирать проведенные игры.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Переходный период начинается по окончании соревнований и продолжается до возобновления занятий в новом годичном цикле. Однако он не должен быть более 1,5 - 2 месяцев.

Задачи переходного периода:

Сохранение уровня общей тренированности на достаточно высоком уровне. Обеспечение активный отдых занимающихся, лечение травм и дальнейшее укрепление здоровья;

Устранение недостатков в физической, технической и тактической подготовленности.

В переходном периоде постепенно снижается продолжительность и интенсивность занятий, сокращается и практических занятий в неделю. В то же время в этот период тренировочный процесс не должен прерываться; должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности и тем самым гарантируется преемственность между завершающимся и очередным микроциклом тренировки. Это позволит начать новый микроцикл тренировки с более высоких позиций, чем предыдущий.

Основное содержание занятий в этом периоде составляет ОФП. При наличии льда, проводится работа по устранению недостатков в технической и тактической подготовленности.

Если же спортсмен не получил достаточных нагрузок, недостаточно тренировался в подготовительном периоде, мало выступал в соревнованиях, то тренировка в переходном периоде строится как в подготовительном периоде, т.е. после соревновательного идет сразу подготовительный период следующего макроцикла.

Похожие работы на - Методика развития специальной выносливости юношей 15-17 лет в хоккее с мячом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!