большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца, гостиные;
Структура Культурного центра основана на взаимодействии полупрофессионального труда организаторов в лице штатных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех участников - и детей, подростков, молодежи и взрослых.
Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать. В штате работает 45 человек, 25 из которых - творческие работники.
Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и арендной платы.
ОАО «Горизонт» предоставляет населению широкий выбор развлекательных занятий: работает целый ряд различных кружков как детских, подростковых так и взрослых, проводятся самые разнообразные мероприятия: игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера отдыха и др.
ОАО «Горизонт» имеет преимущественно иной, более высокий по сравнению с другими учреждениями культуры нашего города уровень материально-технического обеспечения. В центре имеется современная световая и звуковая и видео-аппаратура (сканеры, мини-сканеры, дым-машины, музыкальные центры, СД-фейдер). А так же два компьютера, с их помощью записываются высококачественные музыкальные фонограммы, озвучиваются мероприятия, изготавливаются цветные мини-афиши и пригласительные билеты.
Осуществляется ряд следующих платных услуг:
работа кружков и коллективов;
прокат сценических костюмов и театрального реквизита;
изготовление копий звукозаписей фонограммы концертов и спектаклей;
составление и разработка сценариев на заказ;
организация творческих выставок в музее;
демонстрация кинофильмов;
проведение свадеб, юбилеев и других торжеств;
в планах открытия бильярдной комнаты;
организация - проведение дискотеки.
ОАО «Горизонт» пробует возродить старую добрую традицию - показ художественных фильмов на большом экране. В этих целях он проводил акцию «Большой экран». Главная и самая серьёзная ее задача - чтобы зритель не ждал годами выхода отечественных фильмов на экран, чтобы фильмокопии не пылились на складах, а люди вернулись к старой доброй традиции семейных походов в кинотеатр.
Цель проекта «Большой экран» - возрождение кинопроката отечественных фильмов в национальном масштабе и возвращение зрителей в пустующие кинотеатры. После этой акции в Культурном Центре вновь возродился прокат фильмов на большом экране. Каждую неделю демонстрируются фильмы как для детей, так и для взрослых.
Существуют разные количественные оценки взаимосвязи между трудовой активностью человека и его приобщённостью к социально-культурным ценностям. Одна из гипотез сводит социально-экономический эффект СКД к измерению степени интенсификации общественного производства в результате воздействия культуры на человека как главную производительную силу. Эффект этот сказывается не только в развитии предприимчивости, нравственном самосовершенствовании личности, но и в повышении производительности труда, в эффективном использовании хозяйственных ресурсов, в снижении себестоимости продукции и повышении ее качества, в ускорении темпов роста национального дохода.
Отметим при этом то, что интерпретация параметров производственной функции, характеризующих влияние социально-культурных факторов на прирост валового внутреннего продукта, весьма затруднительна. Социально-экономический эффект потребления услуг СКД может носить не только прямой, но и косвенный, сопутствующий характер за счет повышения уровня образования, квалификации и производственной культуры работающих.
Однако конкретные направления решения этой задачи пока не найдены, поскольку эти изменения в народном хозяйстве непосредственно вызваны совершенствованием самого человека и связаны с взаимодействующими отраслями социально-культурной сферы - образованием, физической культурой, спортом, здравоохранением.
Определение уровня эффективности функционирования СКД, на наш взгляд, для ее управляющих органов необходимо независимо от ее организационно-правового статуса, форм собственности, так как поддержание и регулирование динамики объективно значимого уровня эффективности может выступать свидетельством рационального использования трудовых, материально-технических, информационных и иных ресурсов для осуществления основной экономической цели - извлечения прибыли в процессе производства продукта, оказания услуг. При этом необходимо учитывать очень важный аспект, касающийся того, что расчетное определение точки безубыточности деятельности организаций СКД отражает величину объема продаж Q, при котором выручка от реализации продукта Z*Q равняется затратам на производство C*Q, то есть:
*Q =C*Q
где Z - цена продукта (услуги); С - себестоимость единицы продукта.
Прибыль учреждения, организации СКД может быть обеспечена при условии, если Z*Q > C*Q. При условии того, что Z*Q < C*Q, учреждение, организация СКД понесет убытки.
Одним из значимых показателей экономической эффективности деятельности ряда организационно-правовой структуры социально-культурной сферы является прибыль. При этом стремление получить больше прибыли побуждает к экономии ресурсов, к повышению их отдачи, к снижению себестоимости продукта СКД.
Количественное определение социально-экономического эффекта культурной деятельности (оценка полезности услуг СКД), исходя из рассмотренных предпосылок, можно получить на основе показателя сверхнормативного дохода, представляющего собой разность между денежной оценкой физического объема культурных услуг и народно-хозяйственной оценкой затрат учреждений и организаций социально-культурной сферы. Обобщающая эффективность учреждений, организаций СКД может характеризоваться и коэффициентом использования имеющихся ресурсов, определяемый по формуле:
Кир = ЕЕ > ИР
где: Кир - коэффициент использования имеющихся ресурсов; РР - величина потребленного ресурса; ИР - величина имеющегося ресурса.
С помощью данной формулы можно определить, например, коэффициент использования вместимости зрительного зала.
Разработка показателей эффективности работы учреждений и организацией социально-культурной сферы также предполагает определение затрат и результатов их деятельности на основе анализа трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Таким образом, формируется система частных показателей, характеризующих эффективность использования живого труда, основных фондов и материальных элементов оборотных средств.
В зависимости от трактовки понятия конечного продукта учреждения, организации СКД, могут применяются различные частные показатели: размер материальных затрат в расчете на одно посещение театра; концерта; количество административных работников по отношению к числу концертов, спектаклей; число книговыдач в расчете на одного работника библиотеки (показатель производительности труда и популярности библиотеки); число книговыдач по отношению к величине текущих материальных затрат.
Для оценки экономической эффективности деятельности театрально зрелищных мероприятий и измерения конечного продукта исполнительских. искусств могут использоваться такие идентификаторы, как: количество названий репертуара учреждений и организацией культуры; число концертов, представлений, спектаклей; число потенциальных посетителей (произведение числа представлений на вместимость зрительного зала); количество посещений; отношение числа зрителей к числу основного персонала театра; отношение расходов театра в среднем на один спектакль к числу зрителей в среднем на один спектакль; количество спектаклей, концертов, вечеров отдыха, обеспеченность населения другими услугами СКД на 1000 человек населения соответствующего региона.
В расчетах эффективности деятельности хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы могут использоваться показатели, характеризующие интенсивность и объем потребления социально-культурных благ, как: размер книжных фондов библиотеки; экспозиционные возможности музея или выставки; оборачиваемость книжных фондов, определяемая как отношение числа книговыдач к величине книжного фонда; посещаемость одного спектакля; заполняемость зрительного зала.
Количественным измерителем конечного продукта деятельности учреждения социально-культурной сферы может служить число представлений (мера продукта со стороны производства) и показатель посещаемости (мера продукта со стороны потребления). Организации и учреждения СКД стремятся к совпадению числа потенциальных посетителей и количества фактических посещений.
Финансовые результаты деятельности учреждений, организаций СКД оцениваются окупаемостью затрат в социально-культурной сфере, для чего может применяться общий показатель рентабельности (доходности), как отношение полученной прибыли к инвестиционным вложениям в основные и оборотные средства. При этом следует учитывать то, что уровень рентабельности имеет пороговые значения: в пределах 6 процентов - имеются условия для поддержания устойчивости рыночных позиций; в пределах 15 процентов - для снижения текущих издержек производства; не более 20 процентов - для вложений, направленных на реализацию комплекса мер по увеличению объема прибыли; около 25 процентов - для инвестиций в СКД.
Для анализа отраслевой оценки объема предоставляемых услуг, по нашему мнению, целесообразно использовать полезный результат, величина которого в социально-культурных учреждениях определяется физическим объемом предоставленных услуг и состоит из сборов от продажи билетов и прочих доходов:
Д = ЧхЦ + рхС
где: Ч - количество посещений;
И - средняя цена одного посещения;
Р - прочие доходы из расчета на одно представление или посещение (от реализации буклетов и программок, от рекламы, радио и телевидения, от сдачи в аренду помещений);
С - число посещений (представлений).
В этой связи следует отметить то, что эффект будет тем больше, чем выше средняя цена одного посещения и уровень посещаемости одного мероприятия, а также чем ниже трудоемкость (затраты рабочего времени) и фондоемкость (затраты основного капитала) социально-культурных услуг.
3. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы (на примере ОАО «Горизонт»)
Чтобы создать условия и разработать план мероприятий, способствующий повышению эффективности текущего функционирования и перспективного развития социально-культурной сферы, должны быть осуществлены маркетинговые исследования производства и сбыта продукта СКС. При этом необходимо детально рассмотреть виды, качество и количество социокультурной продукции, их отличительные особенности, уникальные свойства. Это позволит социально-культурной сфере объёмно в натуральной и стоимостной формах выделить свои ресурсные потенциальные возможности, координировать и регулировать выпуски отдельных видов продуктов, дольше изготавливать необходимые продукты, переоценивать неудачные из них.
Такую задачу, на наш взгляд, наряду с учреждениями и организациями СКС могут решать региональные координирующие центры, включающие государственные и негосударственные организационно-правовые структуры СКС. То есть организации и учреждения осуществляющие свою деятельность на региональном и локальном уровне, образующие единое культурное пространство (совокупность культурных процессов, рассматриваемых в рамках определённых исторических традиций и географических границ) с определённостью функциональной роли каждого субъекта в нём, в конечном счёте, обеспечивают реализацию концепции развития специализации и кооперирования хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы на региональном уровне.
Так как создание подобных центров является не чем иным, как результатом кооперирования по производственным связям между учреждениями, организациями СКС, каждая из которых должна специализироваться на производстве отдельных видах продуктов, то создание центров, то, на наш взгляд, это один из путей повышения эффективности функционирования социально-культурной сферы региона.
Принципиальная модель достижения необходимых уровней специализации и кооперирования СКС должна строиться с помощью горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция представляет собой объединение учреждений и организаций, налаживающих тесное взаимодействия между ними «по горизонтали», с учётом совместной деятельности учреждений и организаций, выпускающих однородный продукт и применяющих сходные технологии. Вертикальная интеграция представляет собой производственное и организационное объединение, кооперацию, взаимодействие учреждений, организаций, связанных общим участием в производстве и реализации продукта.
В соответствии с представленной моделью важно обеспечить необходимую производственную ориентацию структурных элементов разных функциональных комплексов на удовлетворение дифференцированного спроса населения на продукцию и услуги социально-культурной сферы.
Для обеспечения необходимого уровня специализации необходим выбор и обоснование критериев, которые должны: давать однозначную абсолютную оценку уровня специализации, позволяющую сравнить во времени специализацию одного учреждения, организации СКС с другим; показывать относительный уровень экономической и социальной эффективности специализации; допускать агрегирование от низшего звена реализации продукта (от учреждения, организации СКС) до высшего (до отрасли, социально-культурной сферы в целом); реагировать на изменения технической оснащённости учреждения, организации социально-культурной сферы; отличаться простотой расчёта, планирования и учёта; обладать универсальностью применения.
Критерии специализации, можно установить исходя из классификации функций результативности воздействия учреждений и организаций СКС на социум/
Отражательно- информационныйПросветительскаяПриобщение к мировой культуре, распространение знаний.ПознавательнаяСтимулирование познавательной деятельности человека, удовлетворение его стремления к познанию на основе изображения типических художественных образов.ПрогностическаяПоказ вероятного или вымышленного состояния будущего художественными средствами.ОценочныйОценочнаяДемонстрация отношения к отображаемому объекту или явлению с целью создания у зрителя определённой ценностной ориентации относительно изображаемого события.ПсихологическийКомпенсационнаяСоздание психологического ощущения приобретения недостающего, приобщения к событию.СуггестивнаяУбеждение, внушение художественно-изобразительными средствами и печатными изданиями.СимультаннаяСоздание ощущения сиюминутности происходящего, ощущения присутствия при событии.Катарси-ческаяСодействие духовному очищению.ИгровойГедонистическаяПробуждение чувства удовольствия, наслажденияРазвлекательнаяРазвлечение, заполнение свободного времени, содействие отдыхуНаучно-техническийДоставоч-наяОрганизация и технико-технологическое обеспечение передачи и получения теле и радио сообщения, приобщение к искусству и культуре путём его «прихода» в дом к потребителю (зрителю, слушателю).ИзобразительнаяДемонстрация эстетических ценностей наиболее адекватным их содержанию образом.
В этой связи следует подчеркнуть, что применяющаяся в настоящее время классификация продукта, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании. Для построения модели специализации и кооперирования, все продукты СКС, по нашему мнению, можно сгруппировать по жанровой направленности. В случае развития специализации, классификация продукта должна отражать концепцию развития СКС в регионе, направленную на удовлетворение всех потребностей, увеличение количества потребителей и качества данных продуктов.
Проанализировав опыт работы ОАО «Горизонт», мы выявили, что деятельность этого учреждения по организации досуга молодежи ведется в различных направлениях. Нами разработана программа по совершенствованию досуга молодежи в ОАО «Горизонт»
Предложенные мероприятия могут дополнить мероприятия по организации культурно-развлекательной деятельности молодежи и способствовать ее совершенствованию, в данной программе предложены новые формы работы, которые ранее не использовались в практике ОАО «Горизонт», что также является интересным по совершенствованию досуга молодежи.
Программа работы ОАО «Горизонт» по организации досуга молодежи
Обоснование Программы.
Для решения задач по организации досуга молодежи и совершенствования работы в данном направлении есть необходимость развивать деятельность Культурного центра, согласно разработанной Программы.
Программа основана на анализе предшествующей работы Культурного центра, изучении положительного опыта других учреждений культуры, разработке новых форм и методов организации досуга молодежи.
Определены силы, средства и условия для реализации Программы.
Цель - совершенствование и повышение эффективности деятельности ОАО «Горизонт» по организации молодежного досуга, удовлетворение духовный потребностей, формирование у молодого поколения гражданской позиции личности, поиска новых форм и методов организации досуга молодежи.
Задачи:
Содействие духовному, культурному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи
Создание условий для развития молодежного творчества, организации их досуга.
Формирование здорового образа жизни.
Создание условий для эффективного использования досуга молодежью
Осуществление мер по поддержке молодой семьи, в сфере образования, культуры, науки, спорта
Объединение усилий, материальных средств различных ведомств и организаций: учреждений образования, культуры, здравоохранения, правопорядка, используя формы спонсорства и меценатства.
Срок реализации Программы - один год.
Разделы Программы:
·Развитие художественного творчества молодежи.
·Поддержка талантливой молодежи
·Информационное обеспечение молодежи города
·Воспитание гражданственности и патриотизма
·Создание новых форм физкультурно-спортивной работы с молодежью
·Организация молодежных мероприятий и отдыха
4. Совершенствование деятельности ОАО «Горизонт»
Изучение совершенствования деятельности культурно развлекательных центров по организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности развлекательных учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы развлекательных занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в развлекательной сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально - педагогическая ценность развлекательной деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.
Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга.
Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.
От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.
При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее.
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно - развлекательных центров является максимальная реализация развивающих развлекательных программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.
Можно предложить конкретные рекомендации, которые позволят улучшить деятельность ОАО «Горизонт» по организации молодежного досуга по следующим разделам:
·Развитие художественного творчества молодежи
·Информационное обеспечение молодежи
·Воспитание гражданственности и патриотизма
·Создание новых форм по спортивной работе
Возможно этот перечень не исчерпывает себя, но пожалуй это наиболее значимые рубежи, которые должны достигнуть многие учреждения культуры, ведь они призваны создавать условия для творческой самореализации личности всех групп населения, но при этом концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них.
Важно суметь организовать такую работу и такие развлекательные программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо проведение следующих мероприятий:
1.Повышение качественного уровня развлекательных мероприятий посредством внедрения новых форм развлечения, просвещения и общения и довольно широкого их выбора.
2.Создание комфортной культурно-развлекательной среды.
.Создание банка идей и центра новых инициатив.
.Учет в планировании деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста.
.Создание и организация таких объединений, как клубы по интересам или иные любительские объединения.
.Участие в различных конкурсах, фестивалях
.Всесторонняя поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности.
.Создание на базе культурно-развлекательного учреждения групп общения, организация консультаций психологов, формирование центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе и др.
Заключение
Оценка результатов функционирования СКД должна включать изменение экономической и иной деятельности организаций СКД как по количественным, так и по качественным показателям. С другой стороны, важной частью оценки должен быть уровень социальной эффективности функционирования социально-культурной сферы.
В этих целях в предложены:
·классификация культурной потребности населения, состоящая из четырех уровней, способствующих выявлению культурных приоритетов общества и появлению разнообразных видов учреждений, организаций СКД на рынке;
·уточненные понятия «продукт» и «услуга», а также, расширенная, систематизированная классификация спроса и предложения на продукт СКД;
·расширенное толкование, по сравнению с существующим в экономической литературе, понятия «качество социально-культурной сферы», включающее в себя уровень востребованности результатов деятельности предприятий и представляющее собой категорию, определяющую эффективность функционирования социально-культурной сферы.
Создание механизма и системы повышения эффективности функционирования и перспективного развития СКД является необходимым условием принятия научно обоснованных управленческих решений в области рационального ресурсопотребления, формирования и реализации государственных социально-культурных направлений социально-экономического развития на всех территориально-административных уровнях управления учреждениями и организациями культуры.
Список использованной литературы
1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2009. - С.137-303.
2.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 2010 С.41-86.
.Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи Социс- М., №1 2002.- С105-110.