Развивающее обучение в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Введение
Актуальность исследования.
Школа по своей функции нацелена на будущее развитие общества, она должна
обеспечивать это будущее развитие. Научно- техническая революция в 20 веке
резко усложнила характер труда, он стал преимущественно интеллектуальным, что
требовало внесения корректив в систему массового образования. Над начальной
школой были надстроены среднее и старшие звенья, с принципиально иным, научным
содержанием знаний. Однако выяснилось, что большинство учащихся не владеет
необходимыми способностями для их усвоения. Это и породило неразрешимое
противоречие между массовостью среднего образования и интеллектуальным
потенциалом учащихся. Что и явилось основанием для поиска новых форм и методов
обучения и воспитания. Ответом на данную проблему стало развивающее обучение.
Появление системы развивающего обучения актуально в наши дни. «В
последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все
больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные
труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических
пособий. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития
школьников становятся все актуальнее. Более того, одним из принципов реформы
современного школьного образования является принцип его строительства в
качестве подлинно развивающего образования.» Кризис современной системы
образования - это кризис начального его звена. Чтобы раскрыть содержание
кризиса в образовании и наметить пути выхода из него необходимо обозначить само
понятие «образовательная система». Концепция развивающего обучения школьников
была разработана в 60-80 г.г. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В.
Давыдова.
Васи́лий Васи́льевич Давы́дов (31 августа
<#"586080.files/image001.gif">
Рис. 1.
Материал для вводных задач к методике «Схематизация» (страницы А и Б)
Остальные десять страниц содержат основные задачи (№№1-10). В 1 и 2
задачах ребенку необходимо учитывать только направления поворотов (рис.2), в
задачах 3 и 4 - только конкретные ориентиры и их последовательность (рис.3), в
задачах 5 и 6 - сочетание ориентиров в определенной последовательности (рис.
4), в задачах 7-10 необходимо учитывать как сочетание ориентиров, так и
направления поворотов (рис.5-6).
Инструкция
Для первой вводной задачи (Рис. 1 А) дается инструкция: «Перед вами
полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и
отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме
нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда
найдете домик». Психолог смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и при
необходимости объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй вводной задаче (Рис. 1 Б) взрослый говорит: «Здесь
тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно правильно найти домик по
письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать.
Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах
взрослый проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова
проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция,
решение не проверяется и ошибки не исправляются.
К задачам 1-2: Инструкция «В письме нарисовано, как надо идти, в какую
сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и
зачеркните его».
Рис 2.
Материал для задач 1 и 2 методики «Схематизация» (а - полянка, б, в - «письма»)
К задачам 3-4: Инструкция «Посмотрите на письмо. Надо идти от травки,
сначала мимо... (перечисляются ориентиры соответственно задачам). Найдите
нужный домик».
Рис. 3
Материал для задач 3 и 4 методики «Схематизация»
К задачам 5-6: Инструкция «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо,
зачеркните нужный домик на полянке».
Рис 4.
Материал для задач 5 и 6 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письмо»)
К задачам 7-10: Инструкция «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как
нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте
внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».
Рис. 5. Материалы
для задач 7 и 8 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письма»)
Рис. 6.
Материалы для задач 9 и 10 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в -
«письма»)
Количественная
оценка результатов
Количество баллов, полученных ребенком, устанавливается по шкале оценок
(см. таблицу ниже). Для этого необходимо найти цифру, находящуюся на
пересечении номера задачи и номера того домика, который ребенок в этой задаче
выбрал. Номера домиков к разным задачам методики указаны на рисунках 7-9. После
этого подсчитывается сумма баллов по всем задачам. Максимальный балл - 44.
Рис. 7.
Нумерация домиков к заданиям 1-6 для обработки результатов
№ домиков
|
№№ Задач
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
4
|
0
|
2
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
3
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
4
|
0
|
2
|
4
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
2
|
2
|
0
|
0
|
5
|
2
|
0
|
0
|
2
|
4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
6
|
2
|
0
|
0
|
2
|
3
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
7
|
4
|
0
|
0
|
4
|
2
|
0
|
2
|
0
|
0
|
2
|
8
|
3
|
0
|
0
|
3
|
2
|
0
|
0
|
2
|
0
|
4
|
9
|
0
|
2
|
4
|
0
|
0
|
1
|
2
|
0
|
4
|
2
|
10
|
0
|
2
|
3
|
0
|
0
|
1
|
0
|
2
|
3
|
11
|
0
|
3
|
2
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
4
|
12
|
0
|
4
|
2
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
2
|
13
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
3
|
4
|
0
|
0
|
4
|
14
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
4
|
2
|
2
|
0
|
6
|
15
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
0
|
2
|
16
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
2
|
2
|
17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
4
|
19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
0
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
0
|
22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
0
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
2
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
0
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
0
|
27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
28
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
0
|
29
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
2
|
30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
31
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
0
|
32
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
0
|
Качественный анализ результатов
тип. Дети демонстрируют неадекватные формы ориентировки, они принимают
задачу найти домик, но их выбор случаен, чаще всего они учитывают лишь
отдельные элементы «письма» и полянки. Как правило, совершаются неверные
выборы. Способность соотнести схему с реальной ситуацией не сформирована.
тип. Характерна незавершенная ориентировка на один признак, здесь впервые
обнаруживаются необходимые для выполнения задания методы работы. У каждого
поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления,
указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут делать это
стабильно, на протяжении всего задания, и ошибаются на последних этапах пути.
Задачи 7-10 дети этой группы вообще не решают, так как не способны учесть сразу
два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но
пространственные представления носят фрагментарный характер.
тип. Характерна ориентировка на один признак. В этом случае дети могут
соотносить «письмо» с изображениями на полянке до конца работы, но успешно
используют или только ориентир, или только изображение направления пути. Дети
этой группы не решают задачи, требуют одновременного учета направлений пути и
ориентиров.
тип. Характерна незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно
дети, выполняющие задания по этому типу, правильно решают первые шесть задач. В
последних 4 задачах они действуют верно лишь в начальной фазе, учитывая только
одно или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних
участках пути дети опять соскальзывают на учет только одного параметра.
тип. Это высший тип ориентировки для данных задач, который
характеризуется детальным соотнесением с одновременным учетом двух параметров.
Дети, решающие задачи таким образом, могут учесть одновременно оба параметра и
все предложенные задачи решают в основном верно.