Развивающее обучение в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,27 Мб
  • Опубликовано:
    2012-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развивающее обучение в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Введение

Актуальность исследования.

Школа по своей функции нацелена на будущее развитие общества, она должна обеспечивать это будущее развитие. Научно- техническая революция в 20 веке резко усложнила характер труда, он стал преимущественно интеллектуальным, что требовало внесения корректив в систему массового образования. Над начальной школой были надстроены среднее и старшие звенья, с принципиально иным, научным содержанием знаний. Однако выяснилось, что большинство учащихся не владеет необходимыми способностями для их усвоения. Это и породило неразрешимое противоречие между массовостью среднего образования и интеллектуальным потенциалом учащихся. Что и явилось основанием для поиска новых форм и методов обучения и воспитания. Ответом на данную проблему стало развивающее обучение.

Появление системы развивающего обучения актуально в наши дни. «В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся все актуальнее. Более того, одним из принципов реформы современного школьного образования является принцип его строительства в качестве подлинно развивающего образования.» Кризис современной системы образования - это кризис начального его звена. Чтобы раскрыть содержание кризиса в образовании и наметить пути выхода из него необходимо обозначить само понятие «образовательная система». Концепция развивающего обучения школьников была разработана в 60-80 г.г. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Васи́лий Васи́льевич Давы́дов (31 августа <#"586080.files/image001.gif">

Рис. 1. Материал для вводных задач к методике «Схематизация» (страницы А и Б)

Остальные десять страниц содержат основные задачи (№№1-10). В 1 и 2 задачах ребенку необходимо учитывать только направления поворотов (рис.2), в задачах 3 и 4 - только конкретные ориентиры и их последовательность (рис.3), в задачах 5 и 6 - сочетание ориентиров в определенной последовательности (рис. 4), в задачах 7-10 необходимо учитывать как сочетание ориентиров, так и направления поворотов (рис.5-6).

Инструкция

Для первой вводной задачи (Рис. 1 А) дается инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик». Психолог смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и при необходимости объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче (Рис. 1 Б) взрослый говорит: «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно правильно найти домик по письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах взрослый проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция, решение не проверяется и ошибки не исправляются.

К задачам 1-2: Инструкция «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

Рис 2. Материал для задач 1 и 2 методики «Схематизация» (а - полянка, б, в - «письма»)

К задачам 3-4: Инструкция «Посмотрите на письмо. Надо идти от травки, сначала мимо... (перечисляются ориентиры соответственно задачам). Найдите нужный домик».

Рис. 3 Материал для задач 3 и 4 методики «Схематизация»

К задачам 5-6: Инструкция «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, зачеркните нужный домик на полянке».

Рис 4. Материал для задач 5 и 6 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письмо»)

К задачам 7-10: Инструкция «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Рис. 5. Материалы для задач 7 и 8 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письма»)

Рис. 6. Материалы для задач 9 и 10 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письма»)

 

Количественная оценка результатов

Количество баллов, полученных ребенком, устанавливается по шкале оценок (см. таблицу ниже). Для этого необходимо найти цифру, находящуюся на пересечении номера задачи и номера того домика, который ребенок в этой задаче выбрал. Номера домиков к разным задачам методики указаны на рисунках 7-9. После этого подсчитывается сумма баллов по всем задачам. Максимальный балл - 44.

Рис. 7. Нумерация домиков к заданиям 1-6 для обработки результатов


№ домиков

№№ Задач


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

0

0

1

1

0

0

2

4

0

2

1

0

0

1

1

0

0

2

2

0

3

1

0

0

1

1

0

0

4

0

2

4

1

0

1

1

0

2

2

0

0

5

2

0

0

2

4

0

0

0

0

0

6

2

0

0

2

3

0

0

0

2

0

7

4

0

0

4

2

0

2

0

0

2

8

3

0

0

3

2

0

0

2

0

4

9

0

2

4

0

0

1

2

0

4

2

10

0

2

3

0

0

1

0

2

3

11

0

3

2

0

0

1

0

0

0

4

12

0

4

2

0

0

1

0

0

0

2

13

0

1

1

0

0

3

4

0

0

4

14

0

1

1

0

0

4

2

2

0

6

15

0

1

1

0

0

2

2

0

0

2

16

0

1

1

0

0

2

2

0

2

2

17









2

18









2

4

19









0

0

20









2

0

21









6

0

22









4

0

23









2

2

24









2

0

25









0

0

26









2

0

27









0

0

28









2

0

29









0

2

30









0

0

31









4

0

32









6

0

 

Качественный анализ результатов


тип. Дети демонстрируют неадекватные формы ориентировки, они принимают задачу найти домик, но их выбор случаен, чаще всего они учитывают лишь отдельные элементы «письма» и полянки. Как правило, совершаются неверные выборы. Способность соотнести схему с реальной ситуацией не сформирована.

тип. Характерна незавершенная ориентировка на один признак, здесь впервые обнаруживаются необходимые для выполнения задания методы работы. У каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут делать это стабильно, на протяжении всего задания, и ошибаются на последних этапах пути. Задачи 7-10 дети этой группы вообще не решают, так как не способны учесть сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления носят фрагментарный характер.

тип. Характерна ориентировка на один признак. В этом случае дети могут соотносить «письмо» с изображениями на полянке до конца работы, но успешно используют или только ориентир, или только изображение направления пути. Дети этой группы не решают задачи, требуют одновременного учета направлений пути и ориентиров.

тип. Характерна незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно дети, выполняющие задания по этому типу, правильно решают первые шесть задач. В последних 4 задачах они действуют верно лишь в начальной фазе, учитывая только одно или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают на учет только одного параметра.

тип. Это высший тип ориентировки для данных задач, который характеризуется детальным соотнесением с одновременным учетом двух параметров. Дети, решающие задачи таким образом, могут учесть одновременно оба параметра и все предложенные задачи решают в основном верно.

Похожие работы на - Развивающее обучение в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!