Зарубежные русские журналы: 'Грани', 'Посев', 'Континент'
Кубанский
государственный университет
Факультет
филологии и журналистики
Кафедра
речевой коммуникации и журналистики
Реферат
по
истории отечественной журналистики
на
тему: «Зарубежные русские журналы: «Грани», «Посев», «Континент»
Подготовила: студентка
Анастасия Крайняя
Преподаватель: Степанов О.В.
Краснодар
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Журнал русского зарубежья «Грани»
. Зарубежный русский журнал «Посев»
. Журнал русской эмиграции «Континент»
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Вторая мировая война и общий экономический
упадок середины XX
века подорвали и без того шаткое положение русской прессы. Особенно тяжело
пришлось в те годы отечественной эмиграции. Но журналистика русского зарубежья
не просто продержалась в то непростое время, но и продолжает существовать до
сих пор.
Не смотря на трудности в развитии, уже в 1917
году российское «слово» представляло собой внушительных размеров социальную
пирамиду. По словам автора учебника «История отечественной журналистики 1917-2000»
И.В. Кузнецова, уже в начале XX
века в России насчитывалось более тысячи, а к концу десятилетия - около трех
тысяч газетных и журнальных изданий. В годы Первой мировой войны появилось
порядка 850 новых печатных органов. Только в Петербурге и Москве выпускалось
порядка тысячи периодических изданий.
Редакции новых газет и журналов открывались и в
военные, и в послевоенные годы. И это не смотря на нехватку средств,
профессиональных кадров и убыточности производства в целом. Особенно впечатляют
рассказы о труде фронтовых журналистов, по заметкам и очеркам которых мы можем
восстановить события военных лет. И записки партизан, из которых русские
солдаты узнавали о намерениях вражеской армии. Не менее важная роль в то время
досталась и «зарубежной русской прессе». К ней относились издания на русском
языке, выходившие за границей. Некоторые из них - «Грани», «Посев» и
«Континент» я исследовала подробно в своем реферате.
Цель работы - исследовать историю зарождения,
планомерного развития и повседневной работы данных журналов.
Задача реферата - выявить характерные
особенности русской прессы в эмиграции.
1. Журнал
русского зарубежья «Грани»
«Грани» - русский журнал литературы, искусства и
общественной мысли постреволюционной России, носивший антисоветский характер.
Издаваться начал в 1946 году малым тиражом - всего лишь 750 экземпляров.
Выпускался журнал издательством «Посев». Его основными рубриками на то время
были «Публицистика. Пути России» и «Интеллигенция и власть», где публиковались
материалы острой политической направленности. По уверению редакторской группы,
современная версия журнала «Грани» не изменила своим основным принципам -
многоголосая и неоднозначная позиция журнала и поныне помогает восстановлению
«прерванных тоталитаризмом традиций русской культуры» .
Примечательно, что «наряду с писателями русского зарубежья И. Буниным, 3.
Гиппиус, Б. Зайцевым, В. Максимовым, В. Набоковым, И. Шмелевым в журнале
регулярно печатались и советские писатели В. Гроссман, К. Паустовский, В.
Солоухин и многие другие».
Журнал «Грани» был задуман и основан Евгением
Романовичем Романовым-Островским (1914-2001). Он уехал из России в Германию на
постоянное место жительства в 1943 году, но по духу остался преданным советским
гражданином. В 1944-м стал членом руководства международной политической партии
Народно-трудового союза (НТС), а позже и ее руководителем.
Название журналу дал сам Евгений Романов - тогда
редактор «Граней». Первый номер начинался со слов: «Легко и радостно жить тому,
кто ищет в другом хорошее, ищет и находит. Исканиями своими он помогает тем, в
ком ищет раскрыть и проявить светлые грани души. Но для этого он прежде всего в
самом себе должен раскрыть их, должен стремиться к совершенствованию». И хотя
«Грани» никогда официально не были органом НТС, в одном из опубликованных
писем, по сведениям электронного журнала «Антология самиздата», уточнялось:
«Как в общественном сознании, так и практически „Грани“ неизбежно останутся
журналом НТС. Делать „Грани“ возможно только совместно с НТС и в опоре на
него».
Доподлинно известно, о чем пишет источник
«Антология самиздата», что первые три номера журнала вышли в Менхегофе - лагере
для перемещенных лиц под редакцией Е. Р. Романова, С. С. Максимова (настоящая
фамилия Пашин), Б. В. Серафимова (настоящая фамилия Прянишников). Все они на
тот момент были членами Народно-трудового союза. Впоследствии Романов
вспоминал: «Ручной набор в еле освещенном бараке, нехватка бумаги, истощенные
войной люди - первые авторы и редакторы журнала «Грани». Продавался журнал за
сигареты и кофе, служившие в послевоенной Германии своеобразной валютой,
которой «перемещенных лиц» снабжали американцы» 5.
В 1947 году после ликвидации лагеря Менхоф,
журнал «Грани», которому удалось выпустить лишь три номера, был запрещен и
закрыт властями. Но вскоре, в этом же году издание возобновило свою работу в
городе Лимбурге. Вплоть до 1951 редактором остается Е. Романов. Он вспоминает:
«В двух маленьких комнатках при типографии было тогда все наше издательство и
оба журнала… В это время журнал выходил нерегулярно из-за материальных
трудностей».
С редакцией «Граней» сотрудничали и известные по
тем временам журналисты, и просто те, кто мастерски владел словом. Вместе «с
писателями русского зарубежья И. Буниным, 3. Гиппиус, Б. Зайцевым, В.
Максимовым, В. Набоковым, И. Шмелевым в журнале регулярно печатались и
советские авторы - В. Гроссман, К. Паустовский, В. Солоухин»7 и
другие.
В 1952 редакторский пост занимает литературовед
Л. Ржевский, который и сам наряду с авторами пишет прозаические тексты в
журнал. На первых порах в «Гранях» авторами были преимущественно молодые,
начинающие писатели. Понимая это, руководство журнала стало активно привлекать
к сотрудничеству писателей «первой волны» эмиграции. Так на страницах «Граней»
появились имена Д. Кленовского, Д. Елагина, Тэффи, поэтов Ю.Терапиано,
С.Рафальского и других.
В 1955 года в редакторское кресло возвращается
Е. Романов. А через год, в 1956 году издательством «Посев» публикует текст
обращения к авторам - литераторам, научным деятелям, искусствоведам с
предложением «присылать для публикации труды, выходящие за рамки советской
цензуры». В замен же издательство предлагало гарантии сохранения тайны
авторства.
Сборник «Антология самиздата» называет некоторые
опубликованные в те годы произведения и фамилии авторов, которые решились
сотрудничать с журналом «Грани» под чужими именами. В числе первых публикаций
стали «стихи А.Есенина-Вольпина, повесть М.Нарицы Неспетая песня, которую
опубликовали под псевдонимом М.Нарымова. Также Сказание о синей мухе В.Тарсиса,
напечатанное без указания имени автора. Постепенно все больше и больше авторов
решались печататься под своими фамилиями. В 1960-1970-е на страницах «Граней»
впервые вышли к читателю такие произведения, как первая часть «Чонкина»
В.Войновича, «Все течет» В.Гроссмана, «Семь дней творень» В.Максимова,
«Крохотки» и глава из «Ракового корпуса» А.Солженицына, «Гадкие лебеди» братьев
А. и Б.Стругацких, рассказы В.Шаламова, стихи И.Бродского, Н.Коржавина,
Н.Горбаневской, Б.Окуджавы, А.Галича и других. Публиковались и произведения
умерших писателей. Именно «Грани» опубликованы «Четвертую прозу»
О.Мандельштама, «Котлован» А.Платонова, «Наводнение» Е.Замятина, «Елка у
Ивановых» В.Введенского, стихи Д.Хармса и прочих».
Также на страницах «Граней» переводились
произведения зарубежных авторов, например «1984» Д.Оруэлла. Литературоведами
рассматривались с критической стороны произведения современной советской
литературы: статьи Ю.Карабчиевского о песнях Б.Окуджавы, Н.Оцупа о сборнике «
Литературная Москва», Л.Ржевского о «Докторе Живаго» Б.Пастернака.
В рубриках «Очерки современности», «Дневники.
Воспоминания», «Документы», «Философия и богословие», «История» в разные годы
были опубликованы: воспоминания писателя В.Ардова о встрече А.Ахматовой и
М.Цветаевой, И.Шейна о последних днях С.Михоэлса, Ржевского о Тэффи, главы из
книг А.Авторханова «Происхождение партократии» и «Загадка смерти Сталина»,
«Письмо Советскому правительству» Булгакова, письма О.Мандельштама к
К.Чуковскому, Письмо Солженицына IV Всесоюзному съезду советских писателей,
Открытое письмо священников Н.Эшлимана и Г.Якунина Патриарху Алексию I, статьи
Г.Померанца и многие другие тексты «самиздата».
С 1962 по 1982 годы главным редактором журнала
была Н.Б.Тарасова. Электронный источник - сайт издательства «Посев» приводит
сведения, что именно в 60-е годы XX
века «большая часть тиража, выпускаемого за рубежом (примерно 2000 экз.)
нелегально переправлялась в Россию».
Сотрудники Народно-трудового союза, которые
«ездили в Советский Союз, чтобы лично пообщаться с оппозиционно настроенными
советскими литераторами», назывались «курьерами». С их помощью из СССР было
вывезено огромное количество рукописей и различных документов.
В середине 1970-х появившийся новый журнал
«Континент» теснит «Грани». Чтобы хоть как-то удержать авторитет последнего на
плаву, было решено найти нового главного редактора среди советских писателей.
Выбор падает на автора «Граней» Г.Владимова. Но вскоре после вступления в
должность, Владимиров заявляет, что «цензура НТС ничем не лучше цензуры ЦК КПСС
и КГБ» и отказывается от редакторства.
С 1986 по 1995 годы пост главного редактора
занимает Е.А.Самсонова-Брейтбарт.
С 1991 года редакция «Граней» обосновалась в
Москве. В 1992 году тираж журнала достиг апогея - 10 000 экземпляров. Но
конкуренция с «толстыми» российскими журналами планомерно душит издание. Журнал
закрывается в России и в 1996 году теоретически вновь «утекает» за границу.
Теперь издательством заведует Т.А.Жилкина, живущая в США. Решением нового
редактора, журнал в прежнем формате и с прежней периодичностью - 4 раза в год,
выходит в Москве, но распространяется только по подписке тиражом примерно 750
экземпляров.
2.
Зарубежный русский журнал «Посев»
журнал пресса эмиграция сознание
«Посев» - острый общественно-политический
журнал, основанный в 1945 году в эмиграции. Являлся органом Народно-трудового
союза российских солидаристов (НТС). Первый номер был выпущен 11 ноября 1945
года одноименным издательством. Периодичность, с которой выходил журнал,
менялась: сначала это было еженедельное издание, позднее выходил 2 раза в
неделю, а с 1968 года (№ 1128) журнал стал ежемесячным. Название «Континент»
предложено Александром Солженицыным, который на протяжении ряда лет оставался
идейным вдохновителем издания. Девизом журнала были выбраны символичные слова
Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде».
По данным исторической справки, опубликованной в
электронной энциклопедии «Википедия», «первый номер журнала вышел тиражом 200
экземпляров в лагере для «перемещенных лиц» у селения Менхегоф (нем. Mцnchehof)
близ города Касселя в Западной Германии. Вначале он печатался на пишущей
машинке. С 10 февраля 1946 года журнал издаётся типографским способом. К концу
марта тираж вырос до 500 экземпляров и продолжал расти».
«Изначально целью журнала было противостояние
большевистской идеологии и тоталитарной системе в СССР». Результатом чего стало
скорое закрытие журнала - 31 октября 1946 года вышел последний номер «Посева»,
за чем последовал длительный перерыв.
А 4 мая 1947 года издание журнала возобновило
работу. «В городе Лимбурге-на-Лане вышел первый номер журнала за 1947 год».
Почти полвека «Посев» слыл в советской прессе
самым антисоветским журналом, и в России распространялся только нелегально.
Процитировать экспрессивные настроения, царящие в редакции, нам помогает И.
Кузнецов: «Мы не боялись чекистских пуль. Мы не ждали перестройки, чтобы нам
разрешили говорить, что думаем. Мы не сверяли своей линии с извилистой линией
партии. Мы не продавались партиям и банковским группам, чтобы выжить в
послекоммунистический период. Нас читают во всем мире от Австралии до Бразилии.
Среди наших подписчиков - советологи, политики, дипломаты».
О публицистической направленности «Посева» можно
судить по его постоянным рубрикам: «Общество, политика, власть»,
«Россиеведение», «Государство. Личность. Социальные проблемы», «Идеология.
Философия».
Электронная энциклопедия «Википедия» также
упоминает, что в «рубрике «Хроника событий» печатались и анализировались
текущие новости, информация и комментарии о жизни в СССР, Германии и всего
мира. Освещались продовольственные волнения в Кемеровской области, бунт в
Темиртау Карагандинской области в 1959 году, рабочие беспорядки в Донбассе,
волнения в Новочеркасске в 1962 году, события 1980 года в Польше и война в
Афганистане. Печатались материалы о демонстрациях молодежи в Москве, сообщения
о психиатрической медицине, о неофициальных выставках художников, о становлении
политических течений, о Хельсинкских соглашениях и их нарушениях, о репрессиях
и голодовках, о высылках оппозиционных элементов из страны, перепечатывались
различные подпольные издания».
На заре своего существования издательство «Посев
нередко обращалось к читателям с просьбой о поддержке. Несколько номеров
«Посева» из-за нехватки бумаги даже печатались на оборотных сторонах бланков
одной немецкой компании.
За время существования «Посева», журнал сменил
пятнадцать редакторов:
-1946 - Б. В. Серафимов (Прянишников)
(май-июль) - А. С. Светов (Парфёнов)
-1958 - Е. Р. Романов (Островский)
-1965 - А. Светланин (Н. Н. Лихачев)
-1967 - А. Н. Артёмов (Зайцев)
-1970 - Е. Р. Романов (Островский)
-1974 - Л. А. Рар
-1984 - Я. А. Трушнович
-1989 - Е. Р. Миркович
-1993 - А. М. Югов
-1994 - Е. Р. Миркович
- М. В. Горбаневский
-2006 (май) - А. Ю. Штамм
(июнь-октябрь) - Ю. С. Цурганов, А. Ю. Штамм
- Ю. С. Цурганов
Содержание первого номера журнала
«Посев»:
От редакции.
Слово к журналу -
Александр Солженицын, Эжен Ионеско, Андрей Сахаров.
Иосиф Бродский - Стихотворения.
Странник - Два стихотворения.
Александр Солженицын - Неопубликованные главы из
«В круге первом».
Россия и современность:
Абрам Терц (А. Синявский) - Литературный процесс
в России.
Игорь Голомшток - Парадоксы Гренобльской
выставки.
Александр Пятигорский - Заметки о
«метафизической ситуации».
Восточноевропейский диалог:
Милован Джилас - Беседа.
Людек Пахман - Новая «Пражская весна» - вопрос и
задача.
Редакция журнала «Культура» - «Как я понимаю
«Письмо вождям».
Вниманию читателей: Справка о журнале
«Культура».
Восток_Запад:
Карл Густав Штрем - Россия, Германия и будущее
Европы.
Зинаида Шаховская - Общность надежды опасности.
Истоки:
Кардинал Миндсенти - Мемуары.
Колонка редактора:
Комментарий на тему года.
Книжные новинки.
Коротко об авторах.
3. Журнал
русской эмиграции - «Континент»
«Континент» - российский литературный,
публицистический и религиозный журнал, позиционирующий себя как
христианско-либеральное издание. Журнал публикует прозу и поэзию, публицистику,
литературную критику, обзоры периодики, журнальной прозы. Основан В. Максимовым
в 1974 году в Берлине.
«Континент» негласно считался наиболее
влиятельным в послевоенной журналистике русского зарубежья. Цели и задачи
журнала были прописаны в статье «От редакции», открывавшей первый номер и
формулировались следующим образом: «безусловный антитоталитаризм, безусловный
демократизм, безусловная беспартийность, безусловный религиозный идеализм. Нам
думается, - разъяснялось в статье, - эти четыре, так сказать, символа веры
могут стать достаточно широкой, но в то же время и принципиальной основой для
объединения и сотрудничества всех антитоталитаристических сил Восточной Европы
в их диалоге с Западом». «Континент» журнал назван потому, что «смысловая
емкость этого названия, так как «мы говорим от имени целого континента культуры
стран Восточной Европы, стремясь создать вокруг себя объединенный континент
всех сил антитоталитаризма в духовной борьбе за свободу и достоинство
человека».
Многие известные писатели и литераторы всей
душой радели за создание и процветание журнала «Континент. «Еще 40 лет назад, -
писал А. Солженицын, - было бы невозможно представить, что русские, польские,
венгерские, чешские, румынские, немецкие, литовские писатели имеют сходный
жизненный опыт, сходные горькие выводы из него и почти единые желания о
будущем. Сегодня это чудо, столь дорого нам обошедшееся, свершилось.
Интеллигенция Восточной Европы говорит слитным голосом страдания и знания.
Почет «Континенту», если он сумеет этот голос внушительно выразить».
В. Максимов был главным редактором «Континента»
до 1992 года, когда ему на смену пришел И. Виноградов. Наряду с редактором,
который писал колонки для журнала, коллектив составляли Василий Аксенов, Иосиф
Бродский, Игорь Виноградов, Галина Вишневская, Алла Демидова, Фазиль Искандер,
Виктор Некрасов, Булат Окуджава, Андрей Сахаров, Зинаида Шаховская.
Центральными рубриками в журнале были: «Россия и
современность», «Восток-Запад», «Восточноевропейский диалог», «Литература и
время», «Религия в нашей жизни», «Книжные новинки», «Колонка редактора».
Появлявшаяся в каждом номере «Колонка редактора» заполнялась острыми статьями
на политические темы.
С приходом И. Виноградова в журнале появляются
новые рубрики: «Россия», «Факты, свидетельства, документы». В 1999 году увидел
свет 100-й юбилейный номер журнала.
Сегодня журнал «Континент» выписывают в крупных
библиотеках и университетах мира, где, как и в России, он пользуется
известностью как «журнал независимой общественной ориентации, информирующий
своего читателя о культурной и общественной жизни страны и утверждающий
христианские ценности русской культуры. По инициативе и при участии журнала был
проведён ряд крупных международных конференций в Москве, Париже, Риме,
Нью-Йорке и Женеве, неизменно собиравшие на свои сессии видных ученых,
писателей и общественных деятелей России и Запада».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс зарождения, становления и развития
русской прессы за рубежом сыграл немаловажную роль в формировании общественного
сознания, социальных предпочтений и личностных стремлений как российских, так и
иностранных граждан. Популяризация русских зарубежных журналов и газет дала
виток на возрождение прессы в России после окончания Второй мировой войны.
Возвращение из эмиграции на родину популярных изданий подстегнуло
патриотические чувства. Люди старались улучшить свою жизнь. И пресса всячески
поддерживала эти стремления, порой даже наперекор государству.
Русские зарубежные журналы «Грани», «Посев» и
«Континент», исследование которых было целью моего реферата, как нельзя лучше
показывают это. Характерными чертами этих изданий можно назвать свободолюбие,
выносливость, целеустремленность, патриотизм (не смотря на территориальную
отдаленность от родной страны), свободомыслие и разносторонность интересов.
Совокупность не только этих, а гораздо более обширных характеристик помогла
русской зарубежной прессе заявить о себе во всеуслышание.
Сегодня «зарубежные русские журналы» освещают не
менее острые темы, чем в постреволюционные времена. Это политические,
экономические и культурные подробности государства, гражданами которого мы все
являемся. Только некоторые - в некотором отдалении. Но местонахождение для
прессы - не помеха, ведь «слово» всегда найдет отражение в сердцах людей, хоть
в России, хоть за рубежом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология
самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е - 1980-е. / Под общей редакцией
В.В. Игрунова. Составитель: М.Ш. Барбакадзе. - М.: Международный институт
гуманитарно-политических исследований, 2005. - В 3-х томах.
. Грани.
1946. № 1
. Издательство
«Посев», Артёмова, Артёмов : 1945-1985 - 1985.
. История
отечественной журналистики (1917-2000). Кузнецов И.В., Учебное пособие.
Хрестоматия. М.: Флинта: Наука, 2002 г., С. 351
. Континент.
1974. № 1. С. 5
. Посев,
№ 5 (54), 1 июня 1947 г. С.5
7. Электронный
источник, издательство «Посев»: <#"586058.files/image001.gif">
Журнал «Грани», № 1.1946 Журнал «Посев», № 1.
2001 Журнал «Континент», № 34.1882
Журнал Континент», № 129.2006 Издательство
«Посев» из-за нехватки бумаги печатает журналы на оборотной стороне ненужных
форм одной немецкой компании
Журнал «Посев» № 1.2010