Автор-женщина в журналистике

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,53 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Автор-женщина в журналистике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.М.ГОРЬКОГО

Факультет журналистики








Реферат

Тема: «Автор-женщина в журналистике»

Выполнила:

студентка 5 курса

Селянинова Елена.

Проверил: Стровский Л.






г. Екатеринбург, 2005

Содержание

Введение

Первые женщины в журналистике

Мастерство репортажа Ларисы Михайловны Рейснер

Мастерство очерка Татьяны Тэсс

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Ни для кого наверно не будет открытием, если я скажу, что на нашем курсе, да и не только на нашем, на факультете журналистики - в основном преобладает женский пол. Интересно. Да, можно сейчас привести доводы, что, якобы женщин на земле гораздо больше, чем мужчин. <#"justify">Лариса Михайловна Рейснер родилась в Люблине, в Польше, в семье коммуниста, профессора Пулавского агрономического института М.А. Рейснера. Начальное образование получила в Германии и во Франции. На формирование ее мировоззрения значительное воздействие оказала близость отношений отца с русской революционной эмиграцией и видными деятелями германской социал-демократии.

Да, все, что пережила Лариса Рейснер, не могло не вылиться в столь чувствительное произведение «Фронт». Само ее участие, переживание….Она создала, по сути, модель репортажа, того самого, который и должен существовать и до сих пор.

Однако, давайте посмотрим, что у нас сейчас происходит с этим жанров в журналистике. Существует ли он у нас в полной мере? Самая известная журналистка «Комсомольской правды» Дарья Асламова прославилась своими похождениями «дряной девчонки», которые написаны якобы в стиле репортажа. Да, отчасти. Замечу, что прославилась она как журналистка! Мы как бы присутствуем в той ситуации, в которой оказалась Дарья, мы можем выделить, где проблема. Но, на мой взгляд, все- таки это подходит больше на рассказ, на повествование, нежели на репортаж. Да и вообще, если сравнивать сейчас Дарью и Ларису Рейснер, то предпочтение, я все таки отдам последней. Что- то уж темы репортажей Асламовой несколько приземленные-мужчины, секс, наслаждение… Ей бы в гламурных журналах писать это.

Ведь на самом деле, проблема в репортаже, куда гораздо обширней. С 1917 года журналистика на территории бывшей Российской империи двигалась в своем развитии на пути к авторитарной модели. А это значило, что уже в первые годы Советской власти создается устойчивая структура вертикали прессы, полностью подчиненной политике Коммунистической партии. Эта структура со временем подкрепляется новой идеологией печати. Рейснер не боялась никого. Несмотря ни на какую жесткую вертикаль, она писала, так как подсказывало ей сердце. Однако, делать ей было это гораздо сложнее нежели современным журналистам. В том числе и Асламовой.

Советская теория журналистики начинает формироваться в 1920-х гг. с дискуссий на страницах профессиональных и специализированных изданий (Журналист, Красная печать, Радиослушатель и др.). Теория репортажа в учебных пособиях и исследовательских работах формируется только в 1950-е гг.

Советская историография всегда придерживалась классовых позиций толкования истории жанра, выделяя два направления развития печати - реакционное, буржуазное, и революционно-демократическое. Соответственно, и репортаж, с этой точки зрения, мог иметь целью либо сообщение сенсаций и отвлечение сознания масс (в буржуазной печати), либо правдивое освещение экономических и социальных процессов в обществе (в советской журналистике) чему в принципе и соответствовало письмо Рейснер, несмотря на то, что принципы репортажа появились уже только после смерти Ларисы.

В 1917-1921 гг. произошла кардинальная целевая переориентация репортажа, но его форма, испытанная дореволюционной журналистикой, была признана эффективной и необходимой в советской печати.

Объектом отражения в советском репортаже становятся события общественно-политической значимости. Сенсации, связанные с жизнью знаменитостей, сообщения о бытовых происшествиях, криминальная хроника вытесняются с газетных полос.5 Вот почему Рейснер уделяет в основном в своей работе «Фронт» больше чувствам. Ей нравится следить. Ее репортажи не только содержат обильную информацию, но и заряжает чувством солидарности с баррикадным бойцом, кроме того, он учит документально точно обрисовывать события. Не скажу, что репортажи Дарьи Асламовой не заряжают чувством солидарности. Я, как женщина поддерживаю ее в том плане, что она также точно может обрисовать событие, и ты ей веришь и ты ей начинаешь доверять. Однако же, все это основано только на впечатлениях - никакой документальной основы в этом увидеть нельзя.

Репортаж как жанр не сразу стал самостоятельным, поначалу проявлялся отдельными элементами в других жанрах публицистики. На долгие годы за репортажем остается такое определение: Искусство репортажа - искусство добычи, розыска, искательства фактов, борьба за факты. Репортаж, таким образом - это то, чем занимаются репортеры, газетчики вообще. При этом совершенно игнорировалась вторая составная часть репортажа - личность репортера. Она действительно важна для читателей. Мы вверяем им вершить суд над событием.

На фоне сложного отношения к репортажу в дискуссиях, на практике жанр был весьма востребован. 1920-30е гг. в СССР - это период накопления репортажем формальных признаков. Но репортажи в советских газетах появились задолго до того, как был принят сам термин репортаж. Их писали и публиковали, не называя таковыми. Агитационно-пропагандистские и организаторские задачи советской прессы, отраженные в многочисленных партийных документах, обусловили предмет и функции этих материалов. Объектом отражения в новом советском репортаже становятся события общественно-политической значимости:

·бои на фронтах Гражданской войны,

·митинги солдат и рабочих,

·проводы добровольцев на фронт,

·организация помощи голодающим,

·налаживание производства на заводах и хозяйства в деревнях.

После Гражданской войны лейтмотивом стало восстановление народного хозяйства.

«Фронт» - описание реалий гражданской войны. Здесь у Рейснер соблюдена хронологическая последовательность, он насыщен деталями, образами, содержит диалоги. Вот наблюдение, деталь, как обычно у Рейснер, весьма живописная, броская. «Жрать хлеб с соломой», «Умирать, жить и трястись в лихорадке на грязных койках, в нищих госпиталях». Рейснер стремится осмыслить замеченное, и эти размышления, придают неповторимое звучание. Это помогает понять, чем жил человек, во что верил и на что надеялся человек гражданской войны.

В отступлениях от хронологического повествования в репортаже Ларисы Рейснер Маркин из серии Письма с восточного фронта она выражает свои мнения, где уже прорисованы характеры людей, заставлявших военные корабли стрелять. Маркин с его огненным темпераментом, нервным, почти звериным угадыванием врага, с его жестокой волей и гордостью викинга завершал собою тип людей, одаренных гениальной интуицией, гениальными инстинктами. Отступления не заслоняют событийную канву в материале: автор возвращается к хронике противостояния миноносцев, тоже образной и яркой. Снаряды валились градом. Через мостик они проносились с оглушительным воем, как кегельные шары, катаясь и разрывая воздух.

К каким деталям обращается Асламова? «Уже второй час ночи. Мы с подругой Катькой сидим на кухне, пьём чай и сплетничаем. О чём говорим? О мужчинах, конечно. Катька ест лимон без сахара, морщится и кривит рот.

Славка верит, что я в восторге от каких-то его презервативов... то ли с "усиками", то ли с "пупырышками", - говорит она

А ты в восторге?

Нет.

А зачем тогда пупырышки делают?-она слизывает лимонный сок с ладони..» Однако же это тоже считается репортажем, с подробными деталями и их описанием.

В 1920-1930-х годах намечается тенденция к анализу нравственно-психических мотивов поведения участников описываемого в репортаже события. Классические репортажи Ларисы Рейснер и Михаила Кольцова сформировали истоки аналитического направления в жанре. И это правда. «Фронт» стоит в ряду очевидцев и свидетелей революции - Рейснер пишет войну такой, какой видит. «Сморщенное, захлебываясь от слез, сердце повторяет: надо уходить спокойно без паники, без унизительной торопливости». Или «Сейчас жена Желиховского - почти он сам. Это его руки из воды, протянутые за помощью, это его глаза, ослепленные огнем, его голова беспомощна охваченная руками, милая разбитая голова, готовая пойти ко дну», «Тогда она сама, сидя на их крыльце, сорвала со своего лица, что- то холодно и мешавшее видеть - это была щека». Рейснер не упрощает, а берет жизнь целиком. Эта правда не страшит и не отпугивает.

«Чистополь, Елабуга, Черны и Сарапуль - все эти местечки залиты кровью, скромные села вписаны в историю революции жгучими знаками. Жены и дети этих убитых не бегут за границу, не пишут, потом мемуаров о сожжении стариной усадьбы…<> Никто никогда не раструбит на всю чувствительную Европу о тысячах солдат, расстрелянных на высоком камском берегу, закрытых течением в илистые мели, прибитых к нежилому берегу»- да, резкость тона свойственна Рейснер. Это отпугивает более спокойных и более осторожных людей.

Но было бы ошибочно характеризовать Рейснер как мастера только лишь в жанре репортажа. Ее очерки, рассказы, фельетоны также талантливы и профессиональны. Да и вообще, о чем бы ни писала Лариса Рейснер, об Афганистане, о Волге, или о Германии, всегда ощущается личность автора, открыто и полно выявляющую себя. Рейснер всегда умеет увидеть по- новому и везде остается сама собой.

Возможно ли, в нашей современной журналистике найти такую же проницательную и эмоциональную женщину-журналистку? Асламову? Думаю, ей надо побольше почитать Рейснер, и многому у нее поучится. Однако же, обе они известны в кругу журналистов и прославились как журналистки, благодаря таланту.

Мастерство очерка Татьяны Тэсс

журналистика женщина рейснер тэсс

Когда сегодня открываешь газету, порой трудно определить, какие жанры журналистики использованы на ее страницах. Совсем недавно мы знали, что на последней полосе печатается фельетон, который обязательно вызывал большой общественный резонанс.

Внутри - на второй и третье полосах - размещается очерк, большая политическая или экономическая статья. Очерк, нередко в форме исповеди или нравственного исследования, был, как правило, любимым чтением у подписчиков. В газете «Советская Россия» успехом пользовались рубрики «О сокровенном», «О заветном», речь шла о вещах, которые мучают человека, сопереживать героям. Очерк предполагал известную философию жизни, которую можно проследить в произведения Татьяны Тэсс. Ее по праву можно считать великим очеркистом в истории журналистики. Ее отдельный рассказ, очерк - это одна проблема, которая развивается эмоционально, чувственно. На самом деле те проблемы, которые затрагивает Тэсс- это в основном описание трагедии одного человека, трагедия ребенка. Один пример - ситуация ясна. Можно представить общую картину страны. В одном человек узнаем тысячи подобных. После такого описания на глазах наворачиваются слезы. «Ей казалось, что вместе с сыном умерла и она. Из того, что у нее осталось, нельзя было сделать жизни, - это были обрывки, клочья, лишенные живой ткани, лишенные той дорогой, счастливой основы, вокруг которой раньше строилась жизнь». Но Тэсс не показывает слабых героев. Они у нее находят силы в себе и справляются со всеми трудностями на их пути. Например, женщина в очерке «Конец одиночества», потеряла сына в боях Сталинграда, отчаялась и не видела смысла жить дальше одной, без него… а это значила, что и без будущего. Однако же она нашла силы и взяла на попечение двух маленьких девочек-сирот: «Вслед за Женей вкатился шарик в шубе и капоре, - оказалось, что у девочки есть еще и младшая сестра, Надя». На этом Одиночество героини и страдания закончились с появлением детей, в которых она увидела смысл существования».

Т. Тэсс писала в послевоенное время. Это период кризиса в молодом поколении. Кто ушел на войну совсем еще юнцом, ничего не познавшим в жизни и без образования, стал не нужным и не пригодным в мирное время. Такие парни ничего не умели, кроме того, что держать оружие в руках. Многие вернулись с ранениями, контузиями, остались инвалидами навсегда. Да, это была серьезная проблема для Советской России в то время. Однако же, Тэсс не создает в своих произведениях упадническое настроение. Большинство ее рассказов со счастливым концом.

Шурик, который вернулся с войны слепым, не сдавался, не подчинялся своей беспомощности, наоборот, он доказал, что даже в таком положении - он достойный человек и он не ощущает себя ущербным среди здоровых людей. «Перед нею сидел тот же человек, которого она знала. У него хватило нравственной силы, чтобы не согнуться, не поддаться горю, не потерять себя, - хватило силы стать выше своего несчастья» - золотые слова. Такой пафос повествования нужен был и необходим. Тэсс это написало от всего сердце и на основе реальности. Она отразила всю философию жизни.

Сегодняшней журналистике не хватает этой философии. Для того, чтобы очерк снова появился у нас в газетах, журналисты должны придать своим работам более глубокую философскую направленность.

Кроме того, очерк был и социальным исследованием. Отражения веяний той эпохи. Социальное исследование, а в частности научное, провела и Тэсс в своем очерке «Во имя человека». Она показала, что может сделать наука, добиваясь спасения миллионов жителей страны. «Сила разрушения, злая сила паразитов, микробов, проникающих в организм человека, неся ему болезнь и смерть, и сила созидания, сила жизни, благодарная и мудрая сила науки, направленной на благо человека». Мотивом жизни пронизаны все рассказы и очерки Тэсс. Она восхищалась, помогала и наставляла…. Благодаря ее жизненным и жизнеутверждающим очеркам. Ведь жанр очерка - это действительность в ее реальности.

Очерк - интереснейший тип исследования, где журналист делает анализ явлений благодаря своему знанию жизни, а обнаруженные им факты помогают понять логику развития тех или иных процессов. Что особенного замечательного в очерках Татьяны Тэсс - это умение, не изобретая, не придумывая, увидеть в самой жизни увлекательное, трагическое, интересное и новое, а значит, понять тенденции развития. Конечно, в очерке допускались домысел, фантазия, явная лакировка. Но самой Тэсс этих приемов совсем не обязательно. И без особых украс ей удалось создать образцы очерков и рассказов. Эмоциональные, правдивые. И те проблемы, которые затрагивала Тэсс, можно спроецировать на современность, они актуальны и по сегодняшний день.

Да, Татьяна Тэсс - признанный мастер очерка и рассказов. Большой жизненный опыт, путешествия по родной стране и многим странам мира при наличии острого взгляда журналиста дают писательнице возможность отбирать из увиденного и пережитого особо интересное и существенное.

На мой взгляд, одна из причин упадка очерка сейчас, может быть, самая главная - некая усредненность личности журналиста. А очеркист все- таки должен быть необычным, оригинальным человеком. Только такая своеобразная личность может создать настоящий очерк, а читатели смогут приобщиться к личности этого журналиста. И если он говорит, что это хорошо, вы ему верите, равно, как если он говорит - плохо, вы с ним соглашаетесь. Вот такой личностью и была Тэсс. И подобных, по моему мнению, в современной журналистике очень трудно найти.

Заключение

Таким образом, я надеюсь, смогла убедить вас, что автор - женщина в журналистике это своеобразный феномен. Многие мужчины не могли написать так правдоподобно и искренне как это сделали в свое время Лариса Рейснер и Татьяна Тэсс. Их мастерству работы с фактами, наблюдению и описанию реальности могут поучиться многие. Только вот как мне кажется, наблюдается печальная тенденция в современной журналистике. Вместо того, чтобы сохранять поистине первоначальный вариант репортажа и вариант очерка, наши журналисты занимаются нововведениями. Но дело не в этом. Если один мужчина, когда-нибудь скажет, что женщинам не место в журналистике, я найду достойный ответ и приведу в качестве примера замечательных писательниц.

Многие исследователи подтверждают, что оптимальным является гармония рациональных и эмоциональных компонентов в творчестве женщин-журналистов, которые демонстрируют не только способность воспринять чужую боль как свою, но и умение быть аналитиком, кропотливо исследовать сложные социальные проблемы, обращаясь к трудным, а подчас и "шокирующим" темам.

Я считаю, что женщина идет в журналистику по той же причине, что и в медицину, и в бизнес, и в любую другую сферу - просто выбирает эту профессию. Но поскольку она любознательна, она лучше чувствует человека, у нее отлично развита интуиция, что в принципе подтверждается творчеством Ларисы Рейснер и Татьяны Тэсс - это позволяет ей быть более успешной, чем мужчина, если она, конечно же, при этих своих многих преимуществах будет еще и умело выполнять мужские правила, по которым устроено общество и с чем спорить просто бессмысленно. Я бы спросила скорее - почему мужчины не идут в журналистику, и что из этого получается? Получается, что самые известные имена в прессе - женские. Самые востребованные зрителями и читателями журналистские позиции - женские. Да и вообще, спросите женщину, почему она пошла в журналистику, она вам нагло ответит, что пошла на журналистику, потому что хочет лично влиять на общество. И это доказали, как я смогла убедиться, Рейснер и Тэсс.

Список используемой литературы

1.Рейснер Л.М «Фронт. Уголь, железо и живые люди».

.Татьяна Тэсс «Хранитель времени».

.Татьяна Тэсс «Под нашим небом».

. «История советской журналистики», Кузнецов, Иванова.

.В.В Ворошилов «Журналистика».

. Энциклопедия жизни современной российской журналистики.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!