Роль Сперанского в совершенствовании системы государственного управления России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,45 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль Сперанского в совершенствовании системы государственного управления России













Роль Сперанского в совершенствовании системы государственного управления России

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика личности и роли Сперанского в системе государственного управления России в XIX веке

1.1 Основные вехи биографии М.М. Сперанского

1.2 Разработка проекта М.М. Сперанским

Глава 2. Основные идеи М.М. Сперанского и их реализация в государственном управлении начала XIX века

2.1 Идейные основы политико-правовой доктрины М.М. Сперанского

2.2 Идеи реформы Сперанского в законодательстве царской России

2.3 Конституционный проект М.М. Сперанского и его реализация

2.4 Причины провала конституционного проекта М.М. Сперанского

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В первой половине XIX в. государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовладельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол.

Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения "произвола правления". В обсуждение проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).

По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802-1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные "Введение к уложению государственных законов", "Проект уложения государственных законов Российской империи" и связанные с ними записки и проекты.

сперанский конституционный проект россия

Глава 1. Общая характеристика личности и роли Сперанского в системе государственного управления России в XIX веке

1.1 Основные вехи биографии М.М. Сперанского

Сперанский Михаил Михайлович (01.01.1772-11.02.1839 гг.) - государственный деятель, граф (1839 г.).

М.М. Сперанский родился в с. Черкутине Владимирской губернии, в семье приходского священника. Свою фамилию Михаил получил при поступлении во Владимирскую семинарию от дяди Матвея Богословского (латинское слово "speranta" означает "надежда"). Из Владимира в 1790 г. Сперанского за отличную учебу и примерное поведение перевели в Петербургскую Александро-Невскую семинарию, считавшуюся лучшей в России. В 1795 г. Михаил Михайлович окончил ее и остался в ней преподавать.

За 12 лет, с 1795 по 1807 г., Сперанский прошел путь от преподавателя Александро-Невской семинарии до статс-секретаря императора Александра I. В этом ему помогли самостоятельность и твердость характера, умение ладить со всеми и разбираться в характерах людей и его уникальные способности. Он быстро и ясно излагал свои мысли на бумаге, умел составлять самые сложные документы. Вначале он служил домашним секретарем у генерал-прокурора князя А.Б. Куракина. К началу царствования Александра I, в 1801 г. он был уже действительным статским советником (что соответствовало воинскому званию генерала). Тогда он познакомился с "молодыми друзьями" Александра I, с которыми он обдумывал планы государственных преобразований. Сперанский стал управляющим канцелярией Непременного совета, созданного императором для разработки реформ. Одновременно Сперанский был на службе в Министерстве внутренних дел, статс-секретарем его главы В.П. Кочубея, который стал посылать своего секретаря с докладами к императору.

Александр I оценил таланты Сперанского и назначил его в 1808 г. членом комиссии составления законов и товарищем (заместителем) министра юстиции, и своим главным советником по государственным делам. Теперь все документы, адресованные императору, проходили через М.М. Сперанского. В 1809 г. он подготовил проект государственных преобразований в Российской империи, включавший постепенную ликвидацию крепостного права, введение суда присяжных и создание двухпалатного парламента. Однако этот проект не был осуществлен. В 1810 г. Сперанский начал финансовую реформу. Тогда же по его инициативе был создан Государственный совет. Политические противники Сперанского организовали придворную интригу, его стали обвинять в подрыве государственных устоев России, называли изменником и французским шпионом. В результате в 1812 г. его сослали в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а оттуда - в Пермь, где он прожил до 1816 г.

С 1816 г. начался новый этап чиновничьей карьеры Сперанского. Александр I назначил его пензенским гражданским губернатором. Сперанский думал, что возвратится в Петербург, но в 1819 г. Александр I назначил Михаила Михайловича генерал-губернатором Сибири. Лишь в 1821 г. он возвращается в Петербург и становится членом Государственного совета и Сибирского комитета, а также управляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был составителем Манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол императора Николая I. Он участвовал в работе Следственной комиссии по делу декабристов.

В 1826 г. Сперанский возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занимавшееся кодификацией законов - систематизацией и пересмотром существующих законов. К этому времени в Российской Империи не было других законов, кроме устаревшего Соборного уложения 1649 г. В нач.30-х гг. 19 в.М. М. Сперанский руководил группой чиновников, занимавшихся составлением "Полного свода законов Российской Империи" в 45 томах, а также "Свода законов" в 15 томах. Он также участвовал в деятельности целого ряда секретных комитетов 20-30-х гг. 19 в., читал курс юридических наук наследнику престола, будущему императору Александру II.

В 1838 г. Николай I назначил его председателем Департамента законов Государственного совета.1 января 1839 г. император пожаловал Сперанскому графский титул, но вскоре, 11 февраля 1839 г., Сперанский скончался. Он похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

1.2 Разработка проекта М.М. Сперанским

После сближения Сперанского с Александром (1806 г.), он сосредоточил свои силы на разработке механизмов правового регулирования власти, создав свое "Введение к Уложению государственных законов". Сперанский определяет предмет законов как "установление (правовых) отношений между людьми к общей безопасности лиц и имуществ", различая государственные законы (определяющие отношения частных лиц к государству) и гражданские законы (определяющие отношения лиц между ними.

Идея фундаментальных законов, корпус которых составляет основание и структуру политической системы, реализуется в проекте Сперанского с возможной полнотой и юридической разработанностью. Прослеживается преемственность данного проекта с предшествующими памятниками русского конституционализма. Однако в нём, несомненно, присутствуют и новые либеральные идеи. Речь идёт не только о государственных законах, определяющих отношение личности к государству, но и законах гражданских, определяющих отношение частных лиц между собой.

В декабре 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Сперанский принялся за разработку проекта с присущими ему энергией и обстоятельностью, веря в возможность осуществления разрабатываемой им реформы. Он весь ушёл в дело, отдавая ему всю силу своего ума. Александр передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Сам Сперанский, по его свидетельству, "изучил все существующие в мире конституции" и ежедневно встречался с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана.

Глава 2. Основные идеи М.М. Сперанского и их реализация в государственном управлении начала XIX века

2.1 Идейные основы политико-правовой доктрины М.М. Сперанского

Годы обучения, первый теоретический опыт и начало государственной деятельности Михаила Михайловича Сперанского пришлись на конец царствования Екатерины II и время правления Павла I. Тогда оформилось его мировоззрение, он стал широко образованным ученым, обладавшим богатыми энциклопедическими познаниями, а также опытным государственным служащим, заметно выделявшимся из среды остальных чиновников.

М.М. Сперанский родился и вырос в семье сельского священника, обучался вместе с рядовыми студентами и вошел в бюрократическую среду, полагаясь только на свои собственные способности. Он имел достаточную возможность изучить российскую действительность, материальное обеспечение и духовное состояние разных слоев населения империи. Наблюдение за жизнью народа дало Сперанскому важное преимущество перед государственными людьми того времени (помимо личных достоинств). По мнению многих исследователей, знание общественной жизни снизу доверху сделало Сперанского убежденным сторонником "истинной" монархии и такого порядка управления, который обеспечил бы свободу личности гражданина. В отличие от своих современников, Сперанский был глубоко уверен в том, что русское общество способно вести зрелую политическую жизнь. Но та же российская действительность показала ему, что прежде общество должно получить безопасность и политические права, чтобы думать над государственным устройством. В другом случае, все законы будут лишь паллиативом. Осознание этого сделало Сперанского проводником законности и права в устройстве российского государства.

Необходимо заметить, что в конце XVIII в. идеи "истинного" управления и законности занимали прогрессивную часть русского общества и представителей государственной власти. Только не все одинаково понимали суть вещей. Павел I в своей государственной деятельности проводил в жизнь законность, которая отлилась в его понимании в форму безропотного подчинения полицейским порядкам. Во время правления Александра I понятие свободы приняло уже отчасти либеральный характер, но к концу жизни он сделался сторонником иного порядка государственного управления, который не допускал общественной самодеятельности и институтов самоуправления. Большинство же людей не столько теоретически, сколько интуитивно понимали значение законности.

Вообще, на формирование политико-правового мировоззрения Сперанского во многом повлиял "раскол России на две субкультуры", произошедший после царствования Петра I. Некоторые исследователи отмечают в связи с этим противоречивый характер мировоззрения Сперанского, говоря, с одной стороны, о политическом либерализме мыслителя, а с другой - о правовом консерватизме.

В обществе начала XIX в. также активно обсуждались планы модернизации государственного управления (проекты Н.Н. Новосильцева, А.П. Куницына, Н.С. Мордвинова, декабристов). Однако в отличие от многих своих современников Сперанский смог наиболее последовательно сформулировать политико-правовые идеи, что нашло отражение в его конституционных проектах и в их частичной реализации. Можно спорить, насколько приложимы были его идеалы к социально-экономическим и политическим условиям России первой половины XIX в., насколько вообще были верны его оценки и ориентиры, но стройности и последовательности, а главное, осознанности политических убеждений Сперанского отрицать нельзя.

Знание настоящего и понимание прошлого вселило в Сперанского веру в жизнеспособность русского общества, которая не покидала его в течение всей жизни. После ссылки он с воодушевлением занялся систематизацией законодательства и составлением полного собрания законов, тем самым практически воплощая идею законности, которую он проповедовал на заре своей государственной деятельности.

Временное отстранение от службы не изменило основных политических воззрений Сперанского, чем он выгодно отличается от других своих либеральных современников, в частности, таких как Строганов, Новосильцев и Кочубей, принимавших участие в разработке и реализации планов административных реформ.

Проблема отношений между представителями власти и населением, государством и обществом - одна из важнейших проблем теории права и государства - еще в юности занимала будущего реформатора. На девятнадцатом году жизни, 8 октября 1791 г. в Александро-Невской лавре Сперанский произнес не традиционную учебную проповедь, а оригинальную речь об "истинном и ложном просвещении", крайне революционную для того времени. Он бесстрашно обратился как будто к "государям", а на самом деле к Екатерине И, с одной стороны обличая деспотическую власть абсолютного монарха, а с другой - приводя характеристику "правильного" государственного управления и отношения к подданным:

"есть ли ты не будешь на троне человек, есть ли сердце твое не познает обязательств человечества, есть ли не соделаешь ему любезными милость и мир, не низойдешь с престола для отрения слез последнего из твоих подданных; есть ли твои знания будут только пролагать пути твоему властолюбию; есть ли ты употребишь их только к тому, чтоб искуснее позлатить цепи рабства, чтоб неприметнее наложить их на человеков и чтоб уметь казать любовь к народу и из-под занавеси великодушия искуснее похищать его стяжание на прихоти твоего сластолюбия и твоих любимцев, чтоб изгладить совершенно понятие свободы, чтоб сокровеннейшими путями провесть к себе все собственности твоих подданных, дать чувствовать им тяжесть твоея десницы и страхом уверить их, что ты более, нежели человек; тогда со всеми твоими дарованиями, со всем сим блеском ты будешь только счастливый злодей. Твои ласкатели внесут имя твое золотыми буквами в список умов величайших, но поздняя история черною кистию прибавит, что ты был тиран твоего отечества. Будь 30 Указанные лица входили в так называемый кружок "молодых друзей" императора Александра I, с воцарением которого изменился политический режим в государстве. Эти либерально мыслящие соратники царя входили в "Негласный комитет", задачей которого была разработка плана реформы центральных органов управления. В целом обстановка того времени способствовала появлению реформаторских замыслов и конституционных настроений у прогрессивно настроенной и интеллигентной части русского общества, побуждая к разработке преобразовательных проектов. Однако последовавшее позже реакционное изменение политического курса правительства Александра I заставило многих расстаться с либерально демократическими и конституционными иллюзиями.

2.2 Идеи реформы Сперанского в законодательстве царской России

Из Плана государственного преобразования Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы. Были также предложены мероприятия к ограничению чиновничества: чин коллежского асессора, предоставляющий право на потомственное дворянство, давать только лицам, окончившим университеты. Для канцелярских чинов оставить только первые три чина, и лицам имеющим их, предоставить право на одно личное дворянство "с правом владеть землёю в крепость, а людей селить по условиям", т.е. без права владения крепостными. "Последующие осьмиклассные чины" давать преимущественно тем чиновникам, которые "предъявят свидетельства в их учении". Чин статского советника "открыть … единственно для людей, испытанных и в службе довольно уже упражнявшихся". Предлагаемые Сперанским меры внесли бы изменения в существующее законодательство о чинах. Они ограничили бы количество высших чиновников, начиная от статского советника. Они затруднили бы для лиц, находящихся на государственной службе, получение звания потомственных дворян и вместе с тем и право на владение крепостными. Наконец, они изменили бы принцип, лежащий в основе табели о рангах. Если бы проект Сперанского был проведён в жизнь, то к требованию заслуги, до сих пор единственному при чинопроизводстве, было бы прибавлено ещё одно - образование.

2.3 Конституционный проект М.М. Сперанского и его реализация

В российском обществе XIX века термин "конституция" ассоциировался, прежде всего, с североамериканскими и европейскими революционными движениями, что придавало ему некоторую негативную окраску. Считается, что именно поэтому либералы-реформаторы не именовали свои проекты "конституциями", однако суть закона от этого не менялась.

В 1809 году М.М. Сперанский, являвшийся на тот момент советником государя по административным вопросам, подготовил свой конституционный проект. Он назывался "Введение к уложению государственных законов".

Сперанский считал, что невозможно основывать государственную власть на законе, который принимается тем же государственным органом, который будет его и исполнять. М.М. Сперанский был уверен в необходимости конституционных преобразований, поскольку уже тогда предугадывал вероятность революционного исхода, и считал, что царская власть имеет все возможности его предупредить.

Цель конституционной реформы, по мнению Сперанского, состояла во внедрении принципа разделения властей в систему власти. Он говорил и о необходимости создания парламента, собираемого из народных представителей, для законодательной деятельности.

Царь Александр I считался с мнением Сперанского и произвел попытку внедрения принципа разделения властей в местных органах власти.

Сперанский писал, что устройство законодательного сословия должно быть таким, чтобы оно не могло принимать решений без царской воли, но, в то же время, законодателям должна быть предоставлена полная свобода в смысле выражения своего и народного мнения. Судебное сословие, по мнению Сперанского, должно было быть выборным и независимым от правительства, которому здесь отводилась охранительная и надзорная функции. Вся исполнительная власть отдавалась в руки правительству, а чтобы не допустить произвола с его стороны, законодателям, в конституционном проекте Сперанского, была дана возможность следить за правильностью исполнения законов.

Согласно конституционному проекту М.М. Сперанского исполнительная власть отдавалась правительству и его министерствам, законодательная сосредотачивалась в Государственной думе, а судебная делегировалась Сенату. При этом немаловажным является то, что Сперанский отводил правительству первостепенную роль.

Главой государства по конституционному проекту Сперанского, естественно, является император. Он обличен всей полнотой власти. Дела от остальных государственных органов к императору должны поступать через совещательный орган, названный Сперанским Государственным советом. Государственный совет состоит из сановников, назначенных монархом. Этот орган в целом был призван придать упорядоченность деятельности правительства.

Государственная дума по конституционному проекту Сперанского не обладала правом законодательной инициативы, однако она должна была принимать непосредственное участие в разработке законов, а так же контролировать соблюдение принятых конституционных норм.

Дума представляла собой четырехступенчатую систему выборных органов. Волостная дума, призванная заниматься местными вопросами, состояла по конституционному проекту из крестьянских старшин. Окружная дума избирается из числа представителей волостных этими же представителями, и занимается вопросами своего округа. Далее следует Губернская дума, решающая законотворческие задачи на уровне административно-территориальной единицы. Из ее членов избираются представители в Государственную думу, которой проект отводит роль высшего законодательного органа. В ее функции входит обсуждение законопроектов и направление их в Государственный совет и на утверждение монарху.

Судебная власть по проекту Сперанского основывалась на принципе выборности. Однако, Сенат не являлся в чистом виде выборным органом, хотя его члены избирались в губернских думах, но окончательное решение о назначении принимал монарх. Служащие волостных, окружных и губернских судов, согласно проекту были выборными.

Субъектами избирательного права, согласно конституционному проекту Сперанского, были исключительно граждане, обладающие недвижимым имуществом. Крепостные крестьяне и рабочие к выборным процессам не допускались. Таким образом, выборная система Сперанского была основана на имущественном цензе, а не на сословном, при такой системе главная политическая роль отводилась помещикам.

Органы исполнительной власти представляли собой систему министерств и подчиненных им территориальными представительствами. Административные служащие назначались верховной монаршей властью и полностью ей подчинялись. Контроль над деятельностью министерств осуществлял Правительствующий Сенат.

Император одобрил конституционный проект Сперанского, однако в силу разных причин реализовать удалось лишь незначительную его часть.

января 1810 г. Манифестом императора был yчpeждeн Гoсyдapcтвeнный coвет, в который вошли 35 высших сановников по назначению царя. Но идея привлечения выборных от дворян и горожан даже не обсуждалась. Государственный совет должен был объединять и направлять по единому руслу всю правительственную деятельность. Отныне указы царя сопровождались формулой: "Вняв мнению Государственного совета…" (эта формула продержалась всего 4 года). Сперанский надеялся, что в течение 1810 г. он сумеет провести в жизнь весь свой план. Однако сам Государственный совет, созданный по его проекту, стал решительным противником дальнейших преобразований. Долго обсуждавшаяся реформа Сената так и не была осуществлена. Реформа министерств носила технических характер: она коснулась только их дееспособности и делопроизводства. Что касается конституционного проекта Сперанского в целом, то он даже не стал предметом обсуждения.

Тем не менее, ценность проекта Сперанского сложно переоценить. Он произвел первую попытку внедрения идеи конституционализма на столь высоком государственном уровне.

В литературе нередко можно встретить мнение о том, что с проектами реформ было покончено в 1812 г. Однако это не так. Наоборот, победа над Наполеоном и особенно цена этой победы поставили вопрос о дальнейших разработках конституционных реформ и отмене крепостного права.

О неотложности конституционных преобразований заявил в 1815 г. сам Александр I. Во время Венского конгресса решался вопрос об установлении, в вошедших в состав Российской империи польских провинций, конституционной системы управления, и это было оговорено в международном акте. В ноябре 1815 г. была дарована Конституция Царства Польского - "Хартия государственных установлений". В соответствии с ней был учрежден пoльcкий пapлaмeнт - Ceйм, обладавший существенным влиянием на правительство, а так же способный накладывать вето на вносимые законопроекты.

Выступая в начале 1818 г. в Варшаве на открытии первого польского Сейма, Александр I заявил, что все, происходящее в Польше, он рассматривает как опыт введения конституции "сверху", как противовес революционному способу осуществления конституционных идей. Более того, он во всеуслышание заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию.

Обещание императора, казалось, стало приобретать реальные очертания в том же 1818 г.: началась работа над проектом российской конституции в духе принципов Польской конституции 1815 г. Правда, опасения сопротивления со стороны реакционеров были настолько велики, что работа велась в строжайшей тайне, и даже не в Петербурге, а в Варшаве. Конституция, получившая название "Уставная грамота Российской империи", создавалась под руководством крупного государственного деятеля того времени, "императорского комиссара" при польском правительстве Н.Н. Новосильцева, основанием для нее послужил конституционный проект М.М. Сперанского. Непосредственным автором конституционного проекта был состоявший при Новосильцеве французский юрист П.И. Пешар-Дешан, про которого реакционеры сплетничали, что он "набил себе руку во Франции на приготовлении и редакции подобных сочинений". В составлении проекта участвовал также чиновник, состоявший при Новосильцеве, князь Вяземский (поэт и литературный критик).

Уставная грамота - документ компилятивный. В нем были использованы: Польская конституция 1815 г., французские конституции - Конституция VIII г. Республики, Хартия 1814 г., а также конституции германских государств - Баварии и Вюртемберга (1818-1819 гг.), политическая доктрина Н.М. Карамзина, учтены и мысли М.М. Сперанского. Отдельные статьи Грамоты воспроизводят русские законодательные акты] Текст Грамоты включал в себя 191 статью и состоял из VI глав. Конституционный проект был пoлнocтью гoтoв, видимо, в 1820 г. и получил "высочайшее одобрение" императора.

Анализ конституционного проекта показывает, что в случае его претворения в жизнь Россия стала бы дуалистической монархией [3]. По степени разработанности проект превосходил не только предшествовавшие, но и последующие официальные конституционные проекты.

В случае принятия, Уставная грамота оказалась бы одной из самых консервативных конституций своего времени. Достаточно сказать, что основополагающим принципом в ней был не суверенитет народа, как во всех европейских конституциях, а суверенитет монаршей власти. В ст.12 указывалось: "Гocyдaрь ecть истoчник вceх влacтeй гpaждaнcких, пoлитичecких, законодательных и вoeнныx". Однако, в то же время в Грамоте провозглашалось учреждение принципиально нового для России органа, двухпалатного парламента - Сейма, без участия которого император не имел возможности издавать законы. Одна из глав конституционного проекта посвящалась учреждению гpaждaнcкиx cвoбoд, даруемых подданным российской империи. Объявлялась свобода слова, вероисповеданий (однако господствующей религией объявлялось православие, а равноправие граждан пpeдyсмотрено только для xpиcтиaн), paвeнcтвo вcex пepeд зaкoнoм, неприкосновенность личнocти, свoбoдa пeчaти, наконец, отдельная статья закрепляла право частной собственности. Политические свободы провозглашались в ст.81 гл. III "Pyчaтeльcтвa дepжaвнoй влacти": "Бeз сyдa никто да не нaкaжeтcя"; "… чтoбы никто бeз oбъявлeния eмy вины и снятия с нeгo дoпpocа в тeчeниe трex дней пo зaдepжaнии не лишался cвoбoды и не coдeржaлcя в тюрьме". Эти нормы конституционного проекта о политической свободе и защите личности были почерпнуты из английской конституционной системы.

Конституционный проект предусматривал введение новшеств в федеративном устройстве государства. Страна делилась на наместничества, каждое из которых получало право избирать местный сейм. Царские полномочия проект отводил наместнику, который был обязан взаимодействовать с парламентом.

Правовой статус парламента регламентировался ст.91: "Дa бyдeт Рoccийский нapoд отныне и навсегда иметь Народное представительство". Для этого и учреждался двухпалатный Сейм. Верхней палатой по проекту являлся Сенат, нижняя формировалась из представителей местных сеймов (последние образуются в каждом из наместничеств, на которые разделяется Россия). Сейм по проекту должен был обсуждать проекты законов, которые представляет ему император через Государственный совет. Парламент мог отвергнуть предложенный императором закон. За императором, кроме всей полноты исполнительной власти, сохранилось право решать практически все дела в государстве. Однако право монарха на вмешательство в выборы депутатов парламента означало нарушение записанного в конституционном проекте принципа разделения властей.


2.4 Причины провала конституционного проекта М.М. Сперанского

В вину реформаторам нередко ставится тайность подготовки конституционных проектов. Но можно ли было их обсуждать публично, когда большинство общества или в лучшем случае не понимало смысла реформ, или было настроено враждебно?

В числе основных причин неудачи реформ называется и отсутствие в конституционных проектах как М.М. Сперанского, так и Н.Н. Новосильцева пункта об отмене крепостного права. Анализ правового материала, причем не только российского, но и североамериканского, позволяет сделать иные выводы. Вопрос о крепостном праве обходился молчанием, видимо, из тактических соображений. По указанию Александра I проекты крестьянской реформы готовились в 1817-1819 гг. сначала графом А.А. Аркачеевым, а затем министром финансов графом Д.А. Гурьевым. Можно строить различные предположения о замыслах императора, но несомненно одно - проекты конституционной и крестьянской реформ находились в определенной взаимосвязи. Рискнем предположить, что первоначально планировалось про вести конституционную реформу, а затем крестьянскую. В соответствии с принятой в отечественной историографии точки зрения, такая мысль на первый взгляд кажется абсурдной. Но ведь действовала же Конституция США на протяжении ряда десятилетий при сохранении рабства негров и бесправия индейцев.

Таким образом, в начале XIX в. в России оформилась национальная конституционная доктрина. Представлена она была в основном идеями дуалистической монархии, заимствованными из Европы.

Заключение

Согласно изученному материалу можно сделать вывод что, конституционная традиция в России была уже достаточно развита к моменту начала работы Сперанского над Планом государственных преобразований. К разработке своего проекта Сперанский приступил, уже имея на руках документы, разработанные в России, похожие на конституции, а также и использовал различные достижения передовой западной мысли (французские конституции). Основные идеи, изложенные в Плане государственного преобразования, были всё - таки хоть и хороши, но слишком радикальные и не своевременны на почве русской действительности.

Основные принципы проекта политической реформы Сперанского:

Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.

Объективно первый шаг к ограничению самодержавной власти.

Реализация принципа разделения властей.

Три ветви власти сходятся в Государственном Совете - совещательном органе, назначаемом императором.

Исполнительная власть принадлежит министерствам.

Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней.

Четырехступенчатые выборы в Государственную Думу.

Государственная Дума должна была обсуждать предложенные ей сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.

Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Судебные функции принадлежали Сенату, члены которого назначались императором пожизненно.

Избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом.

Можно выделить следующие причины отставки М.М. Сперанского:

Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.

Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.

Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. "Он все делает наполовину" (Сперанский об Александре!).

Таким образом, Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но, по молчаливому или по гласному признанию действующего закона, целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.

По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

Список использованных источников и литературы

1.Воронин И. Сперанский Михаил Михайлович // <http://www.rusizn.ru/rom14_005.html>

.Сперанский М.М. План государственного преобразования. М., 2004 г.

.История России XIX - начала XX в. Учебник для исторических факультетов университетов. - М., 1998.

.Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998.

.Предтеченский А.В. Очерки общественно - политической истории России в первой четверти XIX века.

.Троицкий Н. Под скипетром Александра I: Проекты М.М. Сперанского // <http://scepsis.ru/library/id_1425.html>

.Кудинова О.А. "Правительственные проекты конституций Российской Империи XIX в." // Государство и право. 2004. №4.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!