Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    166,96 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и структура судебной системы России

.1 Правовые основы системы органов судебной власти Российской Федерации

.2 Структура и функции судебной системы Российской Федерации

Глава 2. Суды в Российской Федерации

.1 Федеральные суды Российской Федерации

.2 Суды субъектов Российской Федерации

Заключение

Нормативно-правовые акты

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена реформированием политических и социально-экономических отношений в России, неизменно связанных с усилением внимания к проблемам прав человека, их обеспечению различными государственными средствами, среди которых основное место принадлежит судебной власти. Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, производимое реформирование российского законодательства, свидетельствуют о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Судебная защита приобретает для граждан России первостепенное значение.

Сегодня сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия. Однако оптимизация функционирования органов судебной власти ещё не завершена. Об этом свидетельствует Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.

Об актуальности избранной темы исследования свидетельствует также и то, что российская правовая наука пока только приближается к пониманию феномена судебной системы во всей его глубине, сложности и многообразии.

Изучение различных аспектов строения и функционирования судебной системы проводилось такими авторами как: А.В. Безруков, Д.Н. Вороненков, М.И. Клеандров, Н.Н. Кондратенко, А.А. Малюшин, В.М. Оробец, Р.А. Рябзин, А.Н. Савченко, В.Е. Сафонов, В.А. Терехин, А.П. Фоков, А.М. Цалиев и др. Таким образом, проблемам судебной системы в литературе уделяется много внимания. Вместе с тем не все проблемы судебной системы привлекли внимание исследователей, несмотря на их большое значение для науки и практики.

Целью настоящей работы является исследование федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования является особый блок проблем, связанный со строением и правовым обеспечением судебной системы в федеративном государстве.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между субъектами судебной системы в федеративном государстве, практика ее осуществления в современном российском обществе.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи работы:

) дать общую характеристику структуры судебной системы России;

) определить круг и полномочия федеральных судов Российской Федерации;

) охарактеризовать суды субъектов Российской Федерации.

Методологические основы исследования. В исследовании использовались общенаучные, общелогические, частнонаучные методы познания процессов и явлений, такие как исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, социологический, статистический и др.

Правовой основой работы являются международно-правовые акты в сфере функционирования судебной власти, Конституция РФ, нормативно-правовые акты в области конституционного права, судебного права. Это предопределило комплексный подход к теме исследования.

Эмпирическую основу исследования составляют обобщенные данные о практической деятельности элементов судебной системы в Российской Федерации.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и собранный фактический материал могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной проблематике.

Структура работы предопределена целями и задачами исследования, кругом проблем, включенных в разработку. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава 1. Понятие и структура судебной системы России

.1 Правовые основы системы органов судебной власти Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению федеральных органов, поэтому основную нагрузку в правовом регулировании организации и деятельности системы органов судебной власти несет федеральное конституционное законодательство. Оно включает Конституцию РФ и предусмотренную ею совокупность федеральных конституционных законов, таких, как Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009) (далее - ФКЗ о судебной системе), который, по мнению многих ученых, является базовым законом судебной реформы.

Помимо конституционного законодательства, правовую основу системы органов судебной власти составляют обычные федеральные законы и иные правовые акты. В их числе Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009) (далее - Закон о статусе судей), процессуальные кодексы, указы Президента РФ, регулирующие отдельные аспекты организации и функционирования системы органов судебной власти. В правовом обеспечении их организации и деятельности участвуют и субъекты Российской Федерации. В частности, согласно ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены кадры судебных органов.

Статья 1 ФКЗ о судебной системе определяет понятие судебной власти.

Современное понятие судебной власти основано на конституционном принципе разделения властей. Поэтому характеристику судебной власти начнем с рассмотрения данного принципа.

Система органов государственной власти на протяжении всей истории существования классового общества строилась в соответствии с функциями каждого государства, поскольку в них заложена и отражена воля социальных групп, что составляет суть государственной власти. С этой точки зрения государственная власть выступает как нечто единое, ибо в ней непосредственно и наиболее полно отражена господствующая в обществе государственная воля. Но единство государственной власти неизбежно сочетается с различными формами ее осуществления и структурой внутренней организации. Так, в соответствии с функциональным назначением органов государства выделяются различные ветви власти, которые, в зависимости от характера полномочий их органов, действуют самостоятельно в пределах собственной компетенции, но при этом уравновешивают друг друга и взаимодействуют друг с другом.

Для выражения государственной воли носителя власти (класса, нации, народа, иных социальных групп) возникает законодательная функция государственной власти (законодательная власть), а вместе с ней и система органов, осуществляющих и обеспечивающих ее. Эта функция воплощается в издании законов - главных правовых актов народного представительства, а также в контроле над их исполнением (главным образом в области бюджета). Но, разумеется, основная деятельность по исполнению законодательных актов осуществляется через исполнительно-распорядительный аппарат, воплощающий специфику исполнительной власти. Наконец, особая сфера реализации власти, связанная с применением права, вызвала необходимость учреждения таких органов, которые специализировались бы на рассмотрении и разрешении дел о преступлениях, т.е. о наиболее опасных формах нарушения установленного правопорядка, а также дел, связанных с ущемлением имущественных и личных прав членов данного общества. Значит, само разделение властей относительно и не может существовать вне единства государственной власти. Вместе с тем идея выделения различных ветвей власти из сферы единой государственной власти, на которые возлагались бы обязанности осуществления соответствующих функций, зародилась и получила теоретическое обоснование еще в древние времена.

Большое значение для развития теории разделения властей имело учение Аристотеля о "правильных" формах правления путем объединения в смешанной форме элементов различных форм правления; труды римского историка Полибия, английского мыслителя Дж. Локка, по мнению которого власть государства не может нарушать естественные права народа и в то же время "…никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага…".

Активным сторонником, разработчиком и популяризатором теории разделения властей был французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье. Назвав три ветви власти, Ш. Монтескье определяет сферу деятельности каждой: первая издает и отменяет законы, исправляет их, вторая решает вопросы войны и мира, безопасности государства, третья карает за преступления и разрешает столкновения между частными лицами. Эту власть Монтескье называет судебной.

Учение о разделении властей, существовании независимого суда занимает значительное место в многотомном исследовании Н.М. Коркунова "Русское государственное право". "Государственная власть, - писал он, - чтобы остаться государственной, должна быть предметом совместного пользования всех составляющих государства". Именно судебная функция выделяется в самостоятельную в большей степени, чем другие. Основания для такого вывода автор видит в том, что судебная власть руководствуется только началами права, а не целесообразности, как полагают все остальные, строится на основе независимости от общества, а не только от законодательной и исполнительной власти, структурные подразделения самой судебной власти независимы в принятии решений.

Особую точку зрения на существование судебной власти имел другой русский ученый, М.А.Филиппов. В своей работе "Судебная реформа в России" он развил идею о необходимости выделения из государственного права самостоятельной отрасли - судоустройственного, или судебного, права. Эта идея нашла поддержку и среди советских ученых. М.А. Филиппов в судебной власти видит силу, которая позволит сохранить в обществе определенную стабильность. В то же время он видит задачу судов в обеспечении прав и свобод, а также обязанностей граждан. В связи с этим судебная власть должна быть совершенно самостоятельной и отделенной от законодательной и исполнительной, организована так, чтобы могла противостоять другим властям, должна выступать не произвольно, а только при наличии полномочий, полученных ею от общества, формы проявления этой власти должны соответствовать ее сущности. По его мнению, судебная власть обладает всеми качествами верховной власти: она самостоятельна, независима, едина.

После Октября 1917 г. был взят курс на всевластие Советов, а затем и на государство командно-административной системы в рамках Советского государства. Концепция разделения властей оказалась в немилости и нередко преподносилась как выдумка буржуазии в период ее борьбы за политическое господство. В СССР (как и в восточноевропейских странах) обосновывался вывод о единстве и неделимости народной власти. Исключением является Конституция СССР 1936 г., известная как наиболее демократичная конституция за всю историю СССР, но в то же время фиктивная. В конце 1980-х годов в Советском Союзе стало формироваться иное отношение к проблеме разделения властей. Это совпало с курсом на преобразование государства в правовое, предполагавшим проведение в жизнь идеи верховенства закона и обеспечивавшим его механизм, основной рычаг которого многие усматривали в разделении властей.

Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Декларацию "О государственном суверенитете РСФСР", провозгласившую: "Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" (п. 13). Это положение приобрело несколько иное звучание в Конституции РФ: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10). В Конституции РФ нашли закрепление основы организации и деятельности судебной власти, гарантии ее независимости и самостоятельности.

Конституционное законодательство закрепило за судебной властью роль арбитра в спорах между гражданином и государством и между различными ветвями власти. Положения Конституции РФ позволяет сделать вывод о едином государственном механизме разделения и взаимодействия властей в Российском государстве.

Исследование полномочий судов наполняет содержанием широко употребляемое и несколько упрощенное объяснение сути разделения властей: парламент законодательствует, исполнительные органы исполняют законы, а судьи судят. За формулой "суды судят" скрывается разнообразная деятельность, которая существенно отличается от законодательной и исполнительной. Судебная власть призвана выполнять ответственную социальную функцию. Это позволяет сделать вывод о равнозначности, равноправии и паритетности всех ветвей государственной власти. Однако именно на судебную власть, владеющую "оружием" естественного права, ложится главное бремя - предотвращать превращение насилия в способ управления людьми.

Судебная власть выступает гарантом равновесия властей. Суд является своеобразным уравновешивающим механизмом, арбитром, посредником между исполнительной и законодательной властями. Он обязан определить степень допустимого вторжения одной конституционной власти в полномочия другой.

Необходимым условием организации и деятельности судебной власти является формирование правового государства. Важнейшим компонентом концепции правового государства, которая положена в основу реформы системы органов судебной власти Российской Федерации, является идея о верховенстве права, его приоритете перед государством, необходимости осуществления государственного управления в соответствии с правовыми нормами и процедурами.

Судебная власть в условиях правового государства должна руководствоваться не только буквой закона, но и его духом. Закон, не отвечающий принципам естественного права и справедливости, ничтожен.

Понятия "суд" и "судебная власть" не идентичны. Они различаются и по значению, и по историческим корням. Общепризнанно, что суд - это учреждение по рассмотрению споров. Исторически, как социальное явление, суд появился практически одновременно с государством, а его истоки восходят к догосударственной организации.

Будучи порожденной законодательной и исполнительной властями, судебная власть как бы отрывается от своих "родителей", поднимается, возносится над ними и контролирует их, проверяет конституционность и законность их действий и решений, а законодатели и исполнители никакими правомочиями в отношении судей не обладают. Понятие "судебная власть" в современном отечественном правоведении утвердилось в начале 1990-х годов и прочно вошло в конституционное законодательство с принятием Конституции РФ.

Многие авторы уходят от прямого определения понятия судебной власти. "Смысл судебной власти, - пишет Ю.И. Стецовский, - в обеспечении прав человека, в контроле за соответствием праву действий и решений законодательной и исполнительной властей". Заметим, что этот автор не сводит деятельность суда к узким рамкам правовой нормы; он говорит об обязанности суда осуществлять контроль "за соответствием праву". И это, думается, отвечает современным тенденциям развития судебной власти.

Конституция РФ подняла до высшего правового уровня проблемы судебной защиты граждан, поскольку придала конституционное значение принципам правосудия, которые ранее содержались в нормах уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законов. В настоящее время непосредственная реализация конституционных прав и свобод человека обеспечивается специфическими принципами судебной защиты этих прав и свобод, прямо предусмотренными Конституцией РФ либо вытекающими из нее. Это означает, что каждый гражданин при рассмотрении его дела вправе ссылаться на Конституцию РФ и требовать соответствующих гарантий, опираясь на ее высшую юридическую силу, авторитет и значимость. И этим во многом предопределено становление судебной власти как современного конституционно-правового института.

Самостоятельность судебной власти в системе разделения властей не исключает ее взаимодействия с другими ветвями власти. Это взаимодействие состоит в следующем: законодательная власть на основе Конституции РФ определяет систему органов судебной власти страны, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел; исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров, обеспечивает материальную базу судов; судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации РФ) по представлению Президента РФ; все другие федеральные судьи назначаются Президентом РФ; ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти; судебная власть в установленном законом порядке наделена правом проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти, разрешать конфликты между государственными органами, рассматривать жалобы граждан.

Отличительная черта судебной власти состоит в том, что она осуществляется в предписанной законом процессуальной форме. Эти процессуальные формы для судебной власти имеют особое значение (хотя процессуальные формы существуют и для других ветвей власти, в том числе законодательной).

По своему предметному назначению судебная власть представляет конкретную форму деятельности государства в соответствующих сферах жизни общества. Потребность государства в судебной власти определяется как необходимостью разрешения постоянно возникающих споров, так и необходимостью защиты конституционного строя, прав и свобод, законных интересов человека и гражданского общества.

Итак, одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Современное понимание судебной власти предполагает определение ее как принадлежащее особым государственным органам полномочие на разрешение споров правового характера между субъектами права и иных правовых дел, осуществляемое в особых процессуальных формах.

власть российский судебный право

1.2 Структура и функции судебной системы Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации - система судов, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой общей задачей - осуществление правосудия. Правосудие - сложное, комплексное правовое явление, которое осуществляется в РФ только судом. Опираясь на конституционные положения и нормы, мы можем условно выделить три вида (ветви, направления) российского правосудия - конституционное, общее (правосудие общей юрисдикции), арбитражное правосудие.

Понятия "суд" и "правосудие" в отечественной правовой науке исследовались значительно раньше, чем соединяющая их в единое целое судебная власть. В словаре русского языка приводятся следующие определения, раскрывающие соотношение понятий "суд", "правосудие", "справедливость". Правосудие - суд, судебная деятельность государства; юстиция; органы, осуществляющие эту деятельность; решение, суждение, основанное на законах и справедливости. Обратим внимание на взаимосвязь в приведенном определении терминов "правосудие" и "справедливость". Это понимание лежит в основе концепции естественно-правового взгляда на право как на высшую справедливость.

Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет:

·   судебный контроль (надзор) за соблюдением законности, в частности, за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.), контроль за соответствием нормативных актов органов власти Конституции РФ;

·        а также: толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом РФ норм Конституции РФ, руководящие разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов; предоставление заключений Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ по поводу выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения против Президента РФ; и др.

Судебную систему Российской Федерации образует совокупность всех действующих в РФ судов.

Судебная система РФ включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации (рис. 1 в приложении).

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом всевозможные суды в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

Статья 1 Закона о статусе судей имеет заголовок: "Судьи - носители судебной власти".

Согласно Конституции РФ (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст.ст. 3, 4 Закона о статусе судей.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта РФ и законы субъекта РФ.

Нельзя не сказать и об органах, которые, хотя и не входят в судебную систему, однако служат обеспечению ее деятельности.

При Верховном Суде РФ создан Судебный департамент, который осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" (ред. от 25.11.2009) в структуре Министерства юстиции РФ образован Департамент судебных приставов для обеспечения установленного порядка деятельности всей судебной системы РФ.

июля 2009 г. в Великом Новгороде состоялось выездное заседание коллегии Министерства юстиции РФ по вопросу "Об осуществлении органами юстиции полномочий в области обеспечения судебной деятельности". Основной вопрос, которому была посвящена работа коллегии, - обеспечение судебной деятельности. Судебная реформа является одним из механизмов формирования общего пространства свободы, безопасности и правосудия России и Европейского союза, согласно принятой на саммите Россия - ЕС в 2005 г. "дорожной карте". Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ отметил необходимость усиления национального механизма Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в частности путем строгого исполнения судебных решений. Также глава государства затронул приоритетные вопросы развития национальной судебной системы, в том числе касающиеся повышения качества ее функционирования, сокращения сроков рассмотрения гражданских дел и введения дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства.

Очередному ежегодному Посланию Президента РФ Федеральному Собранию РФ предшествовала публикация статьи Д.А. Медведева "Россия, вперед!". В статье Президент РФ назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути развития современной России. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Именно на это направлены и соответствующие законы, которые вступают в силу в текущем году: об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Кроме того, планируется создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции: с 1 января 2012 г. - для гражданских дел. Это значит, что апелляционная инстанция рассматривает жалобу на решение суда в полном объеме: с проверкой и оценкой как фактических обстоятельств дела, так и их юридической квалификации. При этом апелляционная инстанция должна либо подтвердить решение нижестоящего суда, либо принять новое решение по существу дела. Такая проверка судебных решений должна повысить их законность и обоснованность. Для полноценного обеспечения апелляционной процедуры придется увеличить число судей и изыскать соответствующие средства в государственном бюджете.

Итак, судебная система Российской Федерации - это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений России всех видов, осуществляющих правосудие, иные правовые функции в процессуальных формах. ФКЗ о судебной системе закрепляет единство судебной системы Российской Федерации, которое гарантируется: установлением судебной системы федеральным конституционным законом; обязанностью всех судов осуществлять правосудие в соответствии с определенными федеральными законами правилами судопроизводства; признанием обязательности исполнения на всей территории РФ вступивших в законную силу судебных решений; законодательным определением единства статуса судей; финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета и др.

Глава 2. Суды в Российской Федерации

.1 Федеральные суды Российской Федерации

Конституционный Суд РФ впервые был создан в декабре 1990 г. В его состав входят 19 судей и избираемый ими Председатель. Основные задачи, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определены в ст. 125 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 02.06.2009) (далее - ФКЗ о Конституционном Суде): проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ, договоров между федеральными органами государства и органами власти субъектов РФ; разрешает споры между органами власти различного уровня; дает толкование конституционных норм по запросам Президента РФ, органов законодательной власти субъектов РФ и т.д.

Полномочия Конституционного Суда РФ определены в ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:

) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

) дает толкование Конституции РФ;

) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Данная компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ о Конституционном Суде.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда РФ.

Нормативные правовые акты, а также отдельные их положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Таким образом, Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам. Участниками правосудия в судах общей юрисдикции являются физические лица. Суды 1-й инстанции непосредственно используют доказательства и выносят приговор или решение. Ими могут быть все суды общей юрисдикции от районного до Верховного Суда РФ. Суды 2-й инстанции на основании жалоб участников процесса или протеста прокурора проверяют законность приговора или решения судов 1-й инстанции. Ими могут быть только вышестоящие суды (городской суд для районного, областной суд для городского и т.д.). Суды надзорной инстанции по протестам прокуроров или председателей судов проверяют обоснованность приговора или решения судов 1-й, 2-й инстанции, а также нижестоящих надзорных инстанций.

Основным звеном судов общей юрисдикции являются районные суды. Они рассматривают в первой инстанции большинство дел.

В судах общей юрисдикции образованы коллегии по уголовным и гражданским делам, президиумы в составе председателя суда, его заместителей и нескольких судей, секретариаты.

Несмотря на то, что суды общей юрисдикции функционируют в соответствии с административно-территориальным делением РФ, в их структуре действуют военные суды, возглавляемые Военной коллегией Верховного Суда РФ. Этим судам подсудны только уголовные военные преступления. Они функционируют не по админстративно-территориальному, а по структурному принципу (военные суды военных округов, родов войск, воинских соединений и частей). До 1992 г. они именовались военными трибуналами. Судьи военных судов имеют воинские звания, но действуют независимо от военного командования.

Процессуальная деятельность судов общей юрисдикции строится на основе уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных норм (АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ) и базируется на правовых нормах Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ). Правовой основой их деятельности являются Закон о статусе судей, ФКЗ о судебной системе, ст. 126 Конституции РФ.

Арбитражные суды осуществляют свою деятельность по территориальному принципу: Высший Арбитражный Суд РФ, Высшие Арбитражные суды республик в составе РФ, арбитражные суды других субъектов РФ. Важно отметить, что все без исключения арбитражные суды РФ (а их сегодня 93) являются судами федеральными. Арбитражных судов в качестве судов субъектов Федерации (не федеральных), арбитражных муниципальных судов не существует. Арбитражные суды реализуют арбитражное судопроизводство, участниками которого являются юридические лица и частные предприниматели. Предмет арбитражного судопроизводства - имущественные споры. В их структуре образованы Пленумы и Президиумы, действуют суды 1-й, 2-й и надзорной инстанций. Процессуальная деятельность арбитражных судов строится на основе арбитражно-процессуальных норм (АПК РФ). Правовая основа - Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ред. от 09.11.2009) (ФКЗ об арбитражных судах), ст. 127 Конституции РФ.

Характерно, что имеет место значительный ежегодный рост числа обращений граждан и юридических лиц в арбитражные суды, причем эта тенденция из года в год сохраняется, количество заявлений увеличивается непрерывно. Такое положение говорит о том, что деятельность арбитражных судов для общества и граждан чрезвычайно важна. Именно в них граждане надеются найти защиту своих прав и интересов. Но, если бы правосудие в полной мере удовлетворяло потребности общества и граждан, не было бы активного обсуждения проблем, связанных с реформой системы арбитражных судов.

Итак, с одной стороны, есть огромная потребность общества в судебной защите, а с другой - наблюдается известная неудовлетворенность деятельностью судов и состоянием правосудия. Главная их цель состоит в том, чтобы на деле найти те пути и способы укрепления системы органов судебной власти, которые служили бы улучшению правосудия, защите нарушенных прав и интересов граждан нашей страны.

Таким образом, арбитражные суды - это самостоятельная часть системы органов судебной власти России, которая, в свою очередь, является самостоятельной ветвью государственной власти страны. В совокупности арбитражные суды можно охарактеризовать как специализированную подсистему системы органов судебной власти России.

Федеральным конституционным законом от 09.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" (далее - ФКЗ о Дисциплинарном судебном присутствии) учрежден новый судебный орган - Дисциплинарное судебное присутствие.

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - обращение).

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (за исключением Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ и в состав Совета судей РФ) в количестве шести членов.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из следующей нормы представительства: три судьи от Верховного Суда РФ и три судьи от Высшего Арбитражного Суда РФ.

Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с учетом особенностей, установленных ФКЗ о Дисциплинарном судебном присутствии и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, осуществляет следующие полномочия: 1) рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ или решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - заявители), на указанные решения квалификационных коллегий судей; 2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие принимает следующие мотивированные решения об: 1) удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей; 2) удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи; 3) отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Дисциплинарного судебного присутствия осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Отдельные законодательные акты, регулирующие судебную систему РФ (ФКЗ о судебной системе, ФКЗ об арбитражных судах), приведены в соответствие с ФКЗ о Дисциплинарном судебном присутствии. Кроме того, в связи с принятием ФКЗ о Дисциплинарном судебном присутствии внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ. Изменения внесены, в том числе, в Закон о статусе судей, в Закон о Судебном департаменте, в Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009). В частности, установлено, что решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков могут быть обжалованы в Дисциплинарное судебное присутствие. Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ могут обжаловать в Дисциплинарное судебное присутствие отказ Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационных коллегий судей субъектов РФ в удовлетворении представлений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Итак, к федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

2.2 Суды субъектов Российской Федерации

В субъектах РФ могут формироваться свои конституционные (уставные) суды. В федеративном государстве организация конституционного правосудия на двух уровнях предпочтительнее его организации только на федеральном уровне. Во-первых, создание в субъектах Федерации собственных органов конституционного правосудия повышает их роль в развитии федеральных отношений в соответствии с принципами конституционного строя. Во-вторых, хотя федеральный орган конституционного правосудия и органы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации обладают своими полномочиями, связанными с регулированием федеративных отношений, в различном объеме и каждый на своем уровне, в целом они действуют как партнеры в решении общих задач - обеспечении территориального верховенства федеральной Конституции и на этой основе упрочения Федерации и установления в ней конституционного строя.

Согласно ст. 27 ФКЗ о судебной системе конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом о статусе судей, за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов РФ.

К настоящему времени конституционные (уставные) суды созданы не во всех субъектах РФ. Кроме того, в ряде субъектов РФ такие суды были упразднены или существуют только де-юре.

Сравнительно новым явлением в современном построении системы судов общей юрисдикции РФ выступает та ее часть, которая носит наименование "мировые судьи".

Прообраз мировой юстиции в нашей стране можно обнаружить на очень раннем историческом отрезке времени. Так, Н.М. Карамзин, ссылаясь на летописи Нестора, упоминает о так называемых градских старейшинах, которые "летами, разумом и честию заслужив доверенность, могли быть судиями в делах народных". Однако собственно мировые судьи появились в России при Александре II в результате судебной реформы 1864 г. Судебные уставы вводили коронный и мировой суды. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 руб. в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судов избирался на уездных земских собраниях сроком на три года. Каждый уезд в судебном отношении представлял мировой округ, который делился на мировые участки. Решения мирового суда могли быть обжалованы на уездном съезде мировых судей. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого последние не подлежали ни увольнению, ни временному отстранению от должности. Они могли быть смещены с должности лишь в случае привлечения к суду по обвинению в уголовном преступлении. Мировым судьей могло быть избрано лицо, обладающее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трех лет на государственной службе. В период контрреформ (в 1889 г.) в уездах вместо мировых судей был введен институт земских начальников, наделенных значительными судебно-административными правами в отношении крестьян. Однако данное нововведение было впоследствии признано ошибочным и в 1912 г. институт мировых судей (в основном, в прежних содержании и форме) был восстановлен.

Точку на мировой юстиции поставили октябрьские события 1917 г., после которых институт мировой юстиции прекратил существование в России и начал свое возрождение только во второй половине 90-х годов ХХ в. Появление института "мировых судей" явилось следствием реализации судебной реформы в России. Законодательное закрепление института мировых судей как одного из звеньев судебной системы осуществлено ФКЗ о судебной системе. Позднее был принят Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (ред. от 11.02.2010).

Законом определена компетенция мировых судей. Помимо уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы (за исключением дел, предусмотренных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ), мировые судьи в первой инстанции призваны рассматривать дела о выдаче судебного приказа, а также иные гражданские дела искового производства. КоАП РФ к ведению мирового судьи отнесены некоторые дела о правонарушениях, носящих административно-правовой характер. Основная по объему работа мирового судьи связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел искового производства. Среди них выделятся дела, вытекающие из семейных правоотношений, дела о взыскании имущества, дела о пользовании имуществом и т.д.

Начало работы мировых судей в ряде регионов РФ относится к 2000 г. В настоящее время процесс формирования мировой юстиции в Российской Федерации практически завершен. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах закрепленных за ними судебных участков. Мировое судейство позволило приблизить суд к населению, облегчило доступ граждан к правосудию, ускорило прохождение дел до их окончательного судебного разрешения, а также значительно разгрузило федеральные суды. Вместе с тем, сегодня в мировой юстиции в среднем на одного судью приходится 139 дел в месяц. При таком вале трудно говорить о качестве решений, их объективности.

Выход из сложившейся ситуации видится в разделении функций. В системе общей юрисдикции надо создавать специализированные структуры - суды, коллегии и даже выделять отдельных судей. Нужны ювенальная юстиция, патентный суд, система административного судопроизводства. К судебным коллегиям по уголовным и гражданским делам необходимо прибавить судебные коллегии по семейным делам, по трудовым делам, по делам несовершеннолетних, которые впоследствии могут развиться в обособленные виды судебной юрисдикции. Нагрузку на судей можно уменьшать за счет использования упрощенных форм, примирительных процедур, внесудебного и досудебного разбирательства, альтернативных способов урегулирования споров. При этом нельзя не отметить, что законопроект, предлагающий создать в России ювенальные суды, который внесла группа депутатов еще в самом начале работы Государственной Думы РФ третьего созыва - в декабре 2000 г., до сих пор так и не увидел свет.

Создание административных судов также ведется только на бумаге. Данная проблема неоднократно обсуждалась учеными и практическими работниками, в том числе и судьями. Большинство специалистов высказываются за создание института административных судов. Подчеркивается, что это явится еще одним шагом на пути осуществления судебной реформы в нашей стране. Вместе с тем, специалисты-практики говорят: реально суды начнут работать только тогда, когда получат процессуальное право. По правилам, которые заложены в ГПК РФ, административные суды работать не смогут. Поэтому нужен Кодекс об административных процедурах. Сегодня уже разработан его проект.

Итак, к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Заключение

Ст. 10 Конституции РФ предусматривает осуществление государственной власти посредством ее разделения на исполнительную, законодательную и судебную. Судебная власть - одна из самостоятельных ветвей государственной власти, которая обладает следующими основными функциями: осуществление правосудия; судебный контроль (надзор); толкование правовых норм; удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан; судебный надзор за решением судов; предоставление заключений Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ по поводу выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента РФ; и др.

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей - это система деятельности судебных органов государства по осуществлению принадлежащих им публично-правовых полномочий в установленных государством правовых формах и процедурах. Судебная власть является гарантом социального мира, правопорядка и стабильности в обществе.

Судебная система Российской Федерации устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению федеральных органов, поэтому основную нагрузку в правовом регулировании организации и деятельности системы органов судебной власти несет федеральное конституционное законодательство. Оно включает Конституцию РФ и предусмотренную ею совокупность федеральных конституционных законов, таких, как ФКЗ о судебной системе, который является базовым законом судебной реформы. Помимо конституционного законодательства, правовую основу системы органов судебной власти составляют обычные федеральные законы и иные правовые акты.

Судебная система Российской Федерации - система судов, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой общей задачей - осуществление правосудия. Правосудие - сложное, комплексное правовое явление, которое осуществляется в Российской Федерации только судом.

Судебную систему Российской Федерации образует совокупность всех действующих в РФ судов.

Судебная система Российской Федерации включает: федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией РФ и ФКЗ о судебной системе суды в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

ФКЗ о судебной системе закрепляет единство судебной системы Российской Федерации, которое гарантируется: установлением судебной системы федеральным конституционным законом; обязанностью всех судов осуществлять правосудие в соответствии с определенными федеральными законами правилами судопроизводства; признанием обязательности исполнения на всей территории РФ вступивших в законную силу судебных решений; законодательным определением единства статуса судей; финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета и др.

В настоящее время судебная система дополнена еще одним органом, отнесенным к федеральным судам РФ. Создание данного органа - Дисциплинарного судебного присутствия - вызвано необходимостью повышения уровня гарантий независимости судей, а также в целях совершенствования механизма обжалования и пересмотра решений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Для дальнейшего развития судебной системы необходимо создание ювенальных и административных судов.

Итак, судебная система Российской Федерации - это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений России всех видов, осуществляющих правосудие, иные правовые функции в процессуальных формах.

Нормативно-правовые акты

. Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22.

3.       Федеративный договор от 31.03.1992 // Федеративный договор: Документы. Комментарий. - М.: Республика, 1994.

.        Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 02.06.2009) // Российская газета. - 23.07.1994, 04.06.2009.

.        Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ред. от 09.11.2009) // Российская газета. - 16.05.1995, 11.11.2009.

.        Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. - 06.01.1997, 11.11.2009.

.        Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" // Российская газета. - 11.11.2009.

.        Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012; 2010. - № 11. - Ст. 1169.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301; 2009. - № 52. - (1 ч.). - Ст. 6428.

.        Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 09.03.2010, с изм. от 19.03.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; 2009. - № 26. - Ст. 3122; 2010. - № 11. - Ст. 1169.

11.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.12.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 2009. - № 52 (1 ч.). - Ст. 6412.

12.     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921; 2010. - № 11. - Ст. 1169.

.        Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.11.2009)//Собрание законодательства РФ.-1996.-№25.-Ст.2954;2009.-№45.-Ст.5265.

.        Закон РСФСР от 08.07.1981 "О судоустройстве РСФСР" (ред. от 07.05.2009) (применяется в части, не противоречащей Федеральным законам от 31.12.1996 № 1-ФКЗ, от 08.01.1998 № 7-ФЗ, от 23.06.1999 № 1-ФКЗ // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1981. - № 28. - Ст. 976; Российская газета. - 13.05.2009.

.        Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009) // Российская газета. - 29.07.1992, 02.12.2009.

.        Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" (ред. от 25.11.2009) // Российская газета. - 05.08.1997, 27.11.2009.

.        Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (ред. от 09.11.2009) // Российская газета. - 14.01.1998, 24.04.1998, 11.11.2009.

.        Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (ред. от 11.02.2010) // Российская газета. - 22.12.1998, 15.02.2010.

.        Федеральный закон от 10.02.1999 № 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" // Российская газета. - 18.02.1999.

.        Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009) // Российская газета. - 19.03.2002, 02.12.2009.

.        Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // Российская газета. - 26.12.2008.

.        Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Российская газета. - 13.02.2009.

.        Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 №583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы" (ред.от 17.03.2009)//Собрание законодательства РФ.-2006.-№41.-Ст.4248;2009.-№12.-Ст.1437.

.        Кодекс судейской этики. Утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2005. - № 2. - С. 3 - 15.

.        Регламент Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 № 2-1/6. Документ опубликован не был. Текст документа см.: consultant.ru/doc.

.        Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 3, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 2 от 04.02.2010 "О Регламенте Дисциплинарного судебного присутствия" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2010. - № 3.

.        Проект Федерального закона "Об административных процедурах" // #"585425.files/image001.gif">

Рис. 1. Судебная система Российской Федерации.

Похожие работы на - Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!