Уголовно-процессуальная деятельность подразделений дознания органов внутренних дел

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовно-процессуальная деятельность подразделений дознания органов внутренних дел

Содержание

Введение

. Уголовно-процессуальная деятельность подразделений дознания органов внутренних дел

.1 История развития дознания в уголовно-процессуальном праве

.2 Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе

МВД России

.3 Содержание уголовно-процессуальной компетенции органа дознания

. Дознание как форма расследования преступлений в уголовном процессе

.1 Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания

.2 Производство дознавателем следственных действий

.3 Перспективы совершенствования деятельности органов дознания

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Данная тема является актуальной, в связи с проведением многочисленных реформ в структуре МВД РФ, в том числе и в органах дознания МВД РФ. От оперативности, своевременности и объективности деятельности органов дознания, во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного решения в дальнейшем. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться по существу совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого и избрать справедливую меру наказания для виновного.

Органы дознания в уголовном процессе России прошли сложный эволюционный путь, который можно разделить на четыре этапа: дореволюционный, советский этап с 1917 г. до вступления в действие УПК РСФСР 1960 г. Третий этап охватил период с 1961 по 2002 г. Четвертый этап начался с введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса РФ в 2001 г. В соответствии с УПК РФ 2001 г., дознанием называется только дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а дознание по делам по которым производство предварительного следствия обязательно стало называться производством неотложных следственных действий.

Поиск эффективной формы досудебного производства обостряется все увеличивающимся количеством совершаемых преступлений. Так, по данным работы УВД г. Комсомольска-на-Амуре, за 2011 год, в производстве дознавателей находился 1181 материал проверки сообщения о преступлении, из которых возбуждено 943 уголовных дела, из них 568 уголовных дел, возбужденных в отношении неустановленного лица, что превышает показатели 2010 года. За период 2010 года в производстве отделения дознания находилось 961 уголовное дело, нагрузка по уголовным делам на одного дознавателя составила 160 уголовных дел. Окончено 285 уголовных дел, нагрузка по оконченным уголовным делам 47 уголовных дела на одного дознавателя. Передано по подследственности 624 уголовных дела (см. Приложение А, Б).

Понятно, что с увеличением объема преступлений, расследуемых органами дознания, возрастает и роль дознания как одной из форм предварительного расследования. Складывающаяся ситуация в сфере досудебного производства призывает к анализу закрепленного порядка его осуществления, сравнению применяющейся процедуры расследования с исторически известными способами организации этой деятельности.

Для борьбы с преступностью на текущий период определены следующие приоритеты в организации деятельности органов дознания ОВД:

борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и коррупцией;

- подрыв экономической основы организованной преступности;

- раскрытие и расследование преступлений;

совершенствование профилактических мер;

- укрепление учетно-регистрационной дисциплины.

Для достижения эффективности на уровне предварительного расследования необходимо совершенствование процессуальных средств органов дознания, которые подробно раскрыты в выпускной квалификационной работе.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением уголовно-процессуальной деятельности органами дознания.

Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, положения теории уголовного процесса о сущности дознания.

Целью исследования выступает анализ правового положения дознавателя и органа дознания в уголовном процессе РФ.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующего ряда задач:

провести исторический анализ развития дознания в Российском уголовно-процессуальном праве;

- проанализировать полномочия и содержание уголовно правовой компетенции дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель - применительно к системе МВД;

- изучить сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания;

изучить особенности производства дознавателем следственных действий;

- разработать предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства в сфере производства дознания.

Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие частные методы исследования правовых явлений.

Теоретическую базу исследования составляют труды ученых в области уголовного процесса и других юридических наук: А.И. Бастрыкина, В.С. Бурдановой, В.В. Вандышева, И.А. Возгрина, Э.П. Григониса, С.А. Денисова, В.М. Егоршина, В.В. Лысенко, В.П. Очередько, В.М. Савицкого, В.П. Сальникова, А.В. Смирнова, М.С. Строговича, Д.В. Ривмана, В.И. Рохлина, В.С. Шадрина, В.В. Шимановского и других.

Эмпирическую базу исследования составили: данные отчета о результатах работы Отдела дознания УВД г. Комсомольска-на-Амуре за 2009-2011 гг.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела как правового явления, института, присутствующего в УПК РФ.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, библиографического списка и приложений.


1.1 История развития дознания в уголовно-процессуальном праве

Принято считать, что история дознания как способа расследования преступлений берет свое начало с середины XIX века и связана с реформами 60-х годов. Так, например, А.П. Рыжаков пишет: «...система органов расследования в основном сложилась в середине XIX века, а ее законодательное закрепление связано с реформами 60-х годов» [20].

Следует отметить, что в отношении периодичности становления и развития органов дознания существуют различные мнения. Так, в частности М.А. Чельцов-Бебутов предлагает следующую периодизацию, которая основана на принятии значимых для правового статуса органов дознания нормативных актах [24]:

1. IX в. (издание Русской Правды) - 1756 г. - появление специальных должностных лиц, осуществлявших организацию розыска и изобличение виновных в совершении преступлений, создание предпосылок к регламентации их полномочий.

. 1756-1920 гг. - принятие Устава благочиния, Устава уголовного судопроизводства, отделение судебной власти от следственной, подробная регламентация процессуальных полномочий органов дознания, основным из которых являлась полиция.

. 1918 (Декреты № 1 и № 2 «О суде») - 1993 гг. - постоянное расширение круга органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, принятие нормативных правовых актов, обозначивших четкие границы между органами дознания и предварительного следствия.

. 9 сентября 1993 г. - современный период.

Подробнее будут рассмотрены два последних этапа из четырех приведенных выше, которые принято считать началом становления органа дознания в уголовно-процессуальном праве. Началом 3 этапа становления и развития органов дознания принято считать начало становления процессуального статуса начальника органа дознания, которое закрепляется в изданных Декретах ВЦИК от 1918 г. № 1 и № 2 «О суде». Согласно ст. 21 следственные комиссии при губернских (городских) Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «в целях расследования дела» имели право «обратиться за содействием как к красной гвардии или народной милиции, так и ко всем частным и должностным лицам, а равно и к государственным и общественным учреждениям». Данные правовые положения позволяли производить дознание, закреплять следы преступления многим государственным служащим, первым обнаружившим таковые. В 1921 г. круг органов и должностных лиц, производящих дознание, был расширен. Помимо милиции и уголовного розыска, впервые процессуальный статус органа дознания получили сотрудники (аппараты) других отделов НКВД. При этом они выполняли обеспечительную функцию. Основанием послужило Постановление Совета Труда и Обороны, согласно которому были созданы следственные комиссии при НКВД и соответствующих губернских и уездных исполкомах. Подобные следственные комиссии создавались и в других ведомствах [24].

Основными характерными чертами данного исторического этапа являлись постоянное расширение круга органов и должностных лиц, осуществлявших производство дознания, и в то же время отсутствие четкого нормативного определения их процессуального положения и соответственно начальников органов дознания. Имеющиеся отдельные постановления и циркуляры лишь обозначали наличие полномочий по производству дознания, но не регулировали этот вид деятельности и поэтому были недостаточны.

В 90-х годах появились новые органы дознания, и полномочия последних вновь были расширены. Впервые получил законодательное закрепление термин «начальник органа дознания» в разъяснении Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 9 сентября 1993 г. № 25/15-1-19-93 и № 3986 «О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел» [26].

В настоящее время в системе государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, значительная роль на досудебных этапах принадлежит органам дознания, к которым на основании ст.40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) относятся органы внутренних дел.

История развития органов внутренних дел свидетельствует о том, что вопросы наделения данного ведомства уголовно-процессуальными полномочиями неоднозначно решались на разных этапах развития указанного учреждения. Вместе с тем на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать тот факт, что уголовно-процессуальная деятельность является необходимой и неотъемлемой частью работы ОВД. Зачастую ситуация складывается таким образом, что органы внутренних дел оказываются единственным государственным учреждением, куда поступает первичная информация о преступлении. Решая непосредственные задачи по охране общественного порядка, безопасности личности и борьбе с преступностью, сотрудники ОВД обязаны принимать немедленные меры реагирования по поступившей информации, в том числе и уголовно-процессуальные меры, то есть начинать действовать в качестве органа дознания [22].

Для успешной реализации уголовно-процессуальных функций в системе органов внутренних дел в августе 1982 года в полиции были введены штатные должности дознавателя, а с 1992 года в структуре полиции общественной безопасности созданы специализированные подразделения дознания, получившие название «аппараты полицейского расследования», осуществляющие расследование преступлений в форме дознания. В истории российского уголовного процесса дознание почти за полуторавековое существование коренным образом меняло свою сущность и значение практически при каждом принятии уголовно-процессуального закона. При этом законодатель в каждый период развития уголовного судопроизводства стремился именовать, по сути, различную деятельность одним и тем же термином «дознание». Об этом свидетельствует и эволюция понятия «дознание», которое в своем развитии прошло путь от непроцессуальной до процессуальной деятельности [20].

Несмотря на различие содержания деятельности, именуемой дознанием, на всех этапах ее существования неизменной оставалась цель этой деятельности - осуществление скорейшего расследования преступлений небольшой и средней тяжести и содействие расследованию более тяжких преступлений.

Современное состояние дознания в Российском уголовном судопроизводстве находится на переломном моменте, поскольку с 1 марта 2011 года вступил в силу ФЗ «О полиции», согласно п.3 ч.1 ст.2 которого выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам является одним из основных направлений деятельности полиции.

1.2 Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе МВД России

Орган дознания определен законодателем как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в гл.6 УПК РФ. Следует заметить, что термин «орган дознания» использовался законодателем и ранее, в тексте прежних уголовно-процессуальных законов, однако, законодательного определения данного термина не содержал ни один Уголовно-процессуальный кодекс.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ законодатель впервые дал определение термина «орган дознания». Согласно п.24 ст.5 УПК РФ, органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. В ст.40 УПК РФ законодатель указал государственные органы и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в качестве органа дознания.

На основании п.1 ч.2 ст.40 УПК РФ к органам дознания относятся:

- органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а именно: органы внутренних дел РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы ФТС России; органы СВР России; органы ФСИН России; органы ФСКН России; оперативные подразделения органов внешней разведки Минобороны России (ч.1, 2 ст.13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»); определенные законом должностные лица ФССП России; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России. На практике нередко возникают ситуации, когда преступление совершается вдали от населенных пунктов, а порой - и вообще за пределами основной территории России.

- капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

руководителей геологоразведочных партий и зимовок, расположенных в удаленных местах;

глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ (см. Приложение Г).

Так же необходимо понимать, что государственные учреждения и должностные лица, перечисленные в ст.40 УПК РФ, были созданы государством для решения определенных задач в самых разнообразных сферах государственной жизни: административной, хозяйственной, оборонной, фискальной и иных. Так, например, для органов внутренних дел основная задача - это охрана общественного порядка, для органов государственного пожарного надзора - профилактика и тушение пожаров и т.д.

Таким образом, из ст.40 УПК РФ следует, что оперативные подразделения органов исполнительной власти, наделенные полномочиями на оперативно-розыскную деятельность, наряду с органами внутренних дел вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в качестве субъекта уголовного судопроизводства - органа дознания.

Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что именно оперативные подразделения органов исполнительной власти, указанные в ст.13 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закона об ОРД), вправе именоваться органом дознания, а не весь государственный орган, в отличие, например, от органов внутренних дел, которые в целом отнесены законодателем к органам дознания. Таким образом, государственные органы и должностные лица, указанные в ст.40 УПК РФ, следует рассматривать в качестве органов дознания лишь в том случае, когда они начинают осуществлять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопроизводства, действуют в порядке и формах, установленных уголовно-процессуальным законом. Во всех остальных случаях они являются не органами дознания, а органами внутренних дел, органами государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, иными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Часть 3 ст.40 УПК РФ устанавливает перечень отдельных должностных лиц, которые, по мнению законодателя, вправе возбуждать уголовное дело в порядке ст.146 УПК РФ и производить по уголовному делу неотложные следственные действия. В этом перечне указаны:

капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст.40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Похожие работы на - Уголовно-процессуальная деятельность подразделений дознания органов внутренних дел

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!