Присоединение к Болонскому процессу – этап в развитии рынка образовательных услуг Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,95 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Присоединение к Болонскому процессу – этап в развитии рынка образовательных услуг Республики Беларусь

ПРИСОЕДИНЕНИЕ К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ - ЭТАП В РАЗВИТИИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Болонский процесс и развитие экспортного потенциала стран Европы, в том числе и Республики Беларусь, в сфере образования взаимосвязаны, поскольку Болонский процесс непосредственно касается организации рынка образовательных услуг.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало относится к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского Союза была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной же датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран и открыт для присоединения других стран [1].

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определенные обязательства, в том числе по реформированию национальных систем высшего образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Присоединение Республики Беларусь к Болонскому процессу потребует соответствующего нормативно-правового обеспечения. В настоящей статье рассматриваются некоторые положения Болонской декларации с точки зрения дальнейшей их имплементации в Республике Беларусь, исследуется национальное законодательство в области образования, а также российский опыт реализации отдельных задач Болонской декларации.

Итак, Болонской декларацией предусматривается:

принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора;

внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»;

существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе.

Решение первой из обозначенных задач - принятие системы сопоставимых степеней - тесно связано с развитием национальной системы признания квалификаций и периодов обучения.

Приблизительно две трети стран, подписавших Болонскую декларацию, ратифицировали наиболее важный юридический акт - Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе, принятую в г. Лиссабон 11 апреля 1997 г. (далее - Лиссабонская конвенция).

В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 5 Республика Беларусь присоединилась к Лиссабонской конвенции [2].

Принципиальная установка Лиссабонской конвенции и положения Болонского процесса, касающиеся проблемы признания, заключается в том, чтобы побудить руководство отдельных государств и высших учебных заведений (далее - вузы) к принятию мер для максимального упрощения существующих в разных странах национальных критериев и процедур признания, обеспечения их открытости и сближения (совместимости).

Для содействия достижению поставленных целей и установления процедур признания в транснациональном образовании созданы Европейская сеть национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности (ENIC) и Информационные центры национального академического признания (NARIC).

В Российской Федерации, например, Национальный информационный Центр по академическому признанию и мобильности (далее - НИЦ АПМ) действует с 1999 года (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 марта 1999 г. № 708)*. В соответствии со статьями 9 и 10 Лиссабонской конвенции и по представлению Министерства образования Российской Федерации НИЦ АПМ входит в состав сети ENIC/NARIC и активно сотрудничает с зарубежными центрами по вопросам признания документов об образовании, в том числе и за пределами Европейского региона. К его основным функциям относятся:

осуществление информационной работы по обеспечению признания документов об образовании, а также проведение оценки документов;

предоставление информации по различным аспектам систем образования, в том числе: об аккредитационном статусе учебных заведений, об их современных названиях и переименованиях, об образовательных программах, о квалификациях и степенях и т.д.;

участие в подготовке проектов двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании;

участие в разработке исследовательских проектов и аналитических докладов по развитию образования в России и за рубежом;

подготовка информационных материалов о российском образовании для баз данных Международной Ассоциации Университетов и других международных организаций;

публикация в российских изданиях аналитических материалов о зарубежном образовании;

участие в Рабочей группе по изучению аспектов Болонского процесса;

участие в работе приемной комиссии Российского университета дружбы народов для иностранных граждан [3].

Что касается самих процедур признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях, а также выдачи соответствующих свидетельств, то в Российской Федерации они осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации [4].

В Республике Беларусь национального информационного центра по академическому признанию и мобильности нет. Однако Концепцией развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007-2010 годах, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. № 1320 [5], предусмотрено создание Национального центра экспертиз и признания документов (квалификаций) образования (далее - Национальный центр), который будет осуществлять следующие функции:

предоставление информации о национальной системе образования, квалификациях и процедурах признания документов (квалификаций) обладателям квалификаций, высшим учебным заведениям, работодателям, государственным органам образования стран - участниц Лиссабонской конвенции;

осуществление процедуры признания и установления эквивалентности (нострификации) на территории Республики Беларусь иностранных документов (квалификаций) образования, курсов и периодов обучения;

выдача соответствующих заключений о признании и нострификации иностранных документов (квалификаций) образования;

информационно-аналитическое и консультационное обеспечение Министерства образования Республики Беларусь, других республиканских органов государственного управления, организаций, граждан при решении вопросов признания и оценки иностранных документов об образовании и академической мобильности;

разработка нормативно-методического обеспечения системы национального образования в области признания и установления эквивалентности иностранных документов (квалификаций) образования.

Предполагается, что белорусский центр, в отличие от российского, будет не только информировать заинтересованных по вопросам признания, но и непосредственно его осуществлять.

У обоих подходов есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, осуществление в России признания и установления эквивалентности документов об образовании государственным органом, ответственным за качество образования в стране, повышает статус данной процедуры и предполагает более жесткий контроль со стороны государства за выдачей соответствующих свидетельств. Исходя из того, что признание документов об образовании иностранного государства - это наделение их обладателей всей полнотой прав, которой пользуется обладатель - гражданин соответствующего документа об образовании, данный подход является оправданным. С другой стороны, то, что в Беларуси информированием и признанием будет заниматься одна и та же организация, также можно отнести к положительным моментам, а государственная форма собственности данной организации послужит определенной гарантией для общества.

Регламентация процедуры признания документов об образовании, выданных лицу в иностранном государстве, и установления их эквивалентности (соответствия) в Республике Беларусь осуществлена в следующих нормативных правовых актах.

Во-первых, в Законе Республики Беларусь от 29 октября 1991 года «Об образовании». Согласно статье 14 данного Закона признание документов об образовании учебных заведений иностранных государств и установление их соответствия документам об образовании Республики Беларусь производятся Министерством образования Республики Беларусь.

Во-вторых, в статье 38 Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 года «О высшем образовании», в соответствии с которой признание и установление эквивалентности документов о высшем образовании, периодов обучения, курсов и степеней высшего образования Республики Беларусь и других государств осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами, действующими для Республики Беларусь.

Подтверждение эквивалентности документов о высшем образовании, признание и установление соответствия периодов обучения и курсов высшего образования, а также подтверждение степеней высшего образования Республики Беларусь и других государств осуществляются Министерством образования Республики Беларусь в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

И, наконец, в принятом в развитие Закона Республики Беларусь «О высшем образовании» Положении о порядке подтверждения эквивалентности документов об образовании, признании и установлении соответствия периодов обучения и курсов высшего образования, а также подтверждения степеней высшего образования Республики Беларусь и других государств (постановление Совета Министров от 18 января 2008 г. № 68 (далее - Положение). Согласно его нормам основанием для признания документов об образовании иностранных государств, установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения и курсов высшего образования (далее - признание) является экспертное заключение, в ходе подготовки которого проводится экспертиза представленных документов для установления:

наличия аккредитации (аттестации) учреждения образования иностранного государства;

применимости положений международных договоров, стороной которых является Республика Беларусь, в отношении документов об образовании иностранного государства, представленных заявителем;

наличия существенных различий в правах обладателей документов об образовании иностранных государств в стране выдачи и обладателей соответствующих документов об образовании Республики Беларусь;

соответствия области подготовки Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Специальности и квалификации»;

соответствия пройденной заявителем образовательной программы требованиям действующих образовательных стандартов Республики Беларусь в части содержания профессиональной деятельности и квалификационной характеристики специалиста, а также в части минимума содержания образовательной программы по циклам дисциплин.

Экспертное заключение, составленное по итогам экспертизы, должно содержать обоснованную рекомендацию о возможности или невозможности признания. При этом в Положении предусмотрены основания и случаи невозможности признания.

В случае, если экспертное заключение является положительным, выдается соответствующее свидетельство.

Основанием для отказа в выдаче свидетельства является отрицательное экспертное заключение. К решению об отказе прилагается копия этого экспертного заключения, которое может быть обжаловано в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Следует отметить, что осуществление признания в нашей стране в настоящее время является бесплатной процедурой в отличие от ее осуществления в Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 апреля 2009 г. № 128, затраты на проведение экспертизы документов об образовании оплачиваются заявителем.

Однако проведение экспертизы требуется не для всех документов об образовании.

В случае, если к признанию представлен документ об образовании, подпадающий под действие международного договора Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности, процедура признания включает в себя проверку соответствия представленного документа об образовании документам, указанным в соответствующем международном договоре о взаимном признании и эквивалентности.

При представлении документа о профессиональном образовании Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в случае необходимости определяется также наиболее близкое по смыслу и содержанию образования направление подготовки (специальность, профессия), по которому может быть признан в Российской Федерации такой документ об образовании.

Если документ об образовании не подпадает под действие международного договора о взаимном признании и эквивалентности либо такой международный договор у Российской Федерации и иностранного государства отсутствует, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организует проведение экспертизы представленных заявителем документов после представления заявителем копий платежных документов, подтверждающих внесение платы за ее проведение.

Подобное разделение документов об образовании иностранных государств для осуществления признания является оправданным, поскольку основной целью заключения международных соглашений о взаимном признании документов является упрощение внутригосударственных процедур его осуществления.

Как указывалось выше, в настоящее время Правительством Республики Беларусь заключены такие соглашения с шестью иностранными государствами, вместе с тем, исходя из норм Положения, экспертиза документов об образовании, выданных на территории этих государств, все равно должна проводиться.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что определенные шаги, направленные на выполнение первой декларируемой задачи Болонского процесса в Республике Беларусь уже сделаны, но требуется дальнейшая проработка вопросов упрощения процедур взаимного признания документов об образовании, и возможно использование при этом российского опыта работы, внедрения системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому европейского образца, называемого «единое европейское приложение к диплому».

Общая философия данного приложения - описать полученное студентом образование таким образом, чтобы работодателю без дополнительных вопросов стало понятно, образование какого качества и в каком объеме получил предъявивший его выпускник любого уровня высшего образования. В приложении помимо конкретных данных об учебе студента описывается общая система образования в стране, что позволяет понять, на каком этапе «болонских» преобразований находится национальная система высшего образования [6].

Образец единого европейского приложения к диплому включает в себя восемь разделов, обязательных для заполнения: «Информация об обладателе квалификации», «Информация о полученной квалификации», «Сведения об уровне квалификации», «Информация о содержании обучения и полученных результатах», «Профессиональная характеристика квалификации», «Дополнительная информация», «Сведения о сертификации диплома», «Общая информация о национальной системе образования».

В Республике Беларусь документ о высшем образовании также имеет приложение в виде выписки из зачетно-экзаменационной ведомости. В данной выписке указываются сведения о вузе, выпускнике и результатах его текущей и итоговой аттестации.

Очевидно, что белорусский вариант приложения к документу о высшем образовании нуждается в существенной доработке для обеспечения его соответствия европейскому образцу путем внесения изменений и дополнений в Положение о порядке выдачи документов о высшем образовании, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2008 г. № 63, которым утверждены образцы документов о высшем образовании и приложений к ним.

Вторая задача - введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного - решена с принятием Закона Республики Беларусь «О высшем образовании». Согласно статье 6 этого Закона определена структура высшего образования и сроки обучения в высшем учебном заведении. Высшее образование в Республике Беларусь подразделяется на две ступени:

Срок обучения на этой ступени составляет четыре-пять лет и может увеличиваться не более чем на один год при обучении по наиболее сложным специальностям, обучении в вечерней и заочной формах получения высшего образования;

вторая ступень высшего образования (магистратура) - обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы и завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и (или) на трудоустройство с учетом ранее присвоенной квалификации специалиста с высшим образованием и обучения в магистратуре. Срок обучения на этой ступени от одного до двух лет.

Однако следует отметить, что принятая в нашей республике классификация уровней основного (высшего и послевузовского) образования не совсем соответствует той, которая должна быть сформирована в соответствии с Болонской декларацией.

Согласно Болонской декларации достепенный цикл высшего образования - это уровень бакалавриата, а послестепенный - это уровень, который должен вести к получению степени магистра или доктора.

В Республике Беларусь аспирантура и докторантура, через которые осуществляется подготовка научных кадров высшей квалификации с присуждением ученых степеней кандидата или доктора наук, являются ступенями послевузовского образования и не включаются в структуру высшего образования [7].

Таким образом, сближение национальной и европейской систем образования в рамках Болонского процесса затрагивает не только сферу высшего образования, но и послевузовского, и предполагает отсутствие последнего как самостоятельного уровня основного образования. Переход от принятой в Беларуси системы присвоения ученых степеней «кандидата наук» и «доктора наук» к стандартной степени «доктора» и расширение структуры высшего образования за счет введения в нее ступеней послевузовского образования могут быть осуществлены путем внесения соответствующих изменений в законодательные акты, регулирующие указанные уровни образования.

Внедрение европейской системы перевода кредитов (European Credits Transfer Systems (ECTS) - третья задача Болонской декларации - направлена на развитие крупномасштабной студенческой мобильности. Европейская система перевода кредитов была разработана Комиссией Европейского Сообщества для обеспечения академического признания. В данной системе созданы методы измерения и сравнения учебных достижений, а также их перевода из одного вуза в другой.имеет собственную систему кредитов, основанную на измерении трудозатрат студента. Трудозатраты студента включают в себя посещение лекций, аудиторные часы и часы для самостоятельной работы. Она также включает в себя работу по подготовке к экзаменам и другим зачетным мероприятиям. Кредиты ECTS отражают количество работы, требуемой для каждого отдельного курса, по отношению к общему количеству работы, необходимой для завершения полного года академического обучения в вузе. Кредиты ECTS являются относительной величиной. Общая годовая загрузка в системе ECTS равна 60 кредитам, то есть на один семестр приходится 30 кредитов. Кредиты присваиваются только в том случае, если курс полностью завершен, удовлетворены все требования и успешно сданы экзамены.

Предполагается, что система ECTS является накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

Нельзя сказать, что данные подходы в системе образования являются новыми. Несмотря на то, что в законодательстве Республики Беларусь термины «академическое признание», «система кредитов» отсутствуют, на практике процедуры, подразумеваемые под ними, постоянно осуществляются. Так, при переводе студентов из одного вуза в другой (в рамках одного вуза), восстановлении в вуз, получении лицом второго высшего образования учитываются ранее полученные знания. Основанием для этого служат документы, содержащие сведения о результатах текущей и (или) итоговой аттестации лица, желающего продолжить обучение: зачетная книжка, справка о результатах прохождения текущей аттестации по учебным дисциплинам («академическая справка»), выписка из зачетно-экзаменационной ведомости (приложение к документу о высшем образовании), в которых указываются не только полученные отметки, но и количество часов, отведенных на изучение учебной дисциплины.

Возможным вариантом нормативного закрепления системы ECTS является указание в типовых учебных планах, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, и учебных планах по специальностям, разрабатываемых вузами, наравне с количеством учебных часов по каждой учебной дисциплине и количество кредита, присваиваемого в результате ее изучения, а также отражение присваиваемых кредитов в вышеупомянутых документах о результатах текущей и (или) итоговой аттестации. Для этого потребуется внесение соответствующих дополнений в нормативные правовые акты, утверждающие формы этих документов (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 1 июля 1994 г. № 192 «Аб зацвярджэннi Iнструкцыi аб парадку пераводу, аднаўлення i адлiчэння студэнтаў вышэйшых навучальных устаноў», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2008 г. № 63 «Об утверждении образцов документов о высшем образовании, описаний документов о высшем образовании и Положения о порядке выдачи документов о высшем образовании»).

Предполагается, что выполнение двух предыдущих задач Болонского процесса создаст базу для решения ее четвертой задачи - развития мобильности учащихся, преподавателей и иных работников вузов.

В настоящее время в Законе Республики Беларусь «О высшем образовании» определены формы международного сотрудничества вузов, в том числе связанные с мобильностью участников образовательного процесса, а именно:

участие в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, иными лицами, обучающимися в вузах и не получающими высшего образования, педагогическими и научными работниками;

приглашение педагогических и научных работников и специалистов иностранных государств для участия в педагогической и научной работе;

направление педагогических и научных работников в иностранные учреждения образования и научные организации для выполнения педагогической и научной работы;

участие в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах, работе международных организаций и ассоциаций.

Следует отметить, что понятие «мобильность» в действующем законодательстве в сфере образования не применяется. Однако уже в проекте Кодекса Республики Беларусь об образовании оно легализуется посредством включения статьи, посвященной регулированию вопросов мобильности. В ней академическая мобильность определяется как обмен обучающимися, педагогическими, научными работниками Республики Беларусь и иностранного государства в целях обучения, повышения квалификации, совершенствования научной и преподавательской деятельности; также устанавливается, что академическая мобильность достигается посредством реализации международных программ, международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых учреждением образования (иной организацией системы образования Республики Беларусь) и учреждением образования иностранного государства (международной организацией, иностранным физическим лицом, иностранной организацией).

На взгляд автора основой развития академической мобильности должны стать не столько международные договоры, так как зачастую они имеют рамочный характер и определяют направления сотрудничества, сколько договоры межвузовские.

Поскольку вузы Республики Беларусь - это самостоятельные юридические лица, а участники образовательного процесса - как правило, совершеннолетние дееспособные физические лица, то они в соответствии с принципами гражданского законодательства свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, в том числе и в части академической мобильности.

Завершая обзор национального законодательства в сфере образования с точки зрения имплементации некоторых положений Болонской декларации, следует отметить, что правовое регулирование вопросов развития системы высшего образования осуществляется с учетом изменений, происходящих в европейском образовательном пространстве, при соблюдении национальных интересов Республики Беларусь.

болонский правовой иностранный документ

ЛИТЕРАТУРА

1. Болонский процесс // Википедия [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: #"justify">. О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 янв. 2002 г., № 5 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2006.

. О деятельности НИЦ АПМ // Нац. информ. центр по академ. признанию и мобильности [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: #"justify">. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: #"justify">. Об утверждении Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007-2010 годах: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 окт. 2007 г., № 1320 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

. Что такое Европейское приложение к диплому? // Болонский процесс в России [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: #"justify">. O ECTS // EUROPEAN CREDITS TRANSFER SYSTEMS (ECTS) MUH [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.ects.muh.ru/content/index.htm. - Дата доступа: 07.12.2009.

Похожие работы на - Присоединение к Болонскому процессу – этап в развитии рынка образовательных услуг Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!