Стили управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    257,82 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стили управления














Менеджмент

Курсовая работа:

Стили управления


Т.М. Никифорова

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1     Руководитель и его функции

1.2     Задачи для руководителей

.3       Подбор руководителей

1.4     Разница между властью и лидерством

.5       Стили управления

1.6     Анализ стилей управления по управленческой решетке

Блейка-Мутона и по модели Вумана-Йеттона

2.       ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИНТЕЗ-КИРОВЕЦ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы было выбрано изучение определённых стилей управления с целью последующего использования полученных знаний при выборе наиболее рационального стиля работы руководителя.

Однако, управленческое воздействие является направленным, и направлено оно на сотрудников, находящихся в подчинении у руководителя.

Поэтому, решая вопрос о выборе того или иного стиля, необходимо также изучить существующие и часто встречающиеся стили поведения, чтобы грамотно отреагировать на возможные поступки и действия подчинённых и по возможности пресекать те, которые могут быть вредными для организации.

Актуальность данной проблемы не вызывает никаких сомнений. Каждая фирма и общество в целом заинтересовано в эффективной деятельности её структурных составляющих, а обеспечить эту эффективность невозможно без изучения стилей работы управляющих и подчинённых.

Эта проблема стоит на стыке многих наук и дисциплин.

Изучению стилей управления посвящено множество работ множества учёных разных стран с разным уровнем экономического развития.

Как и положено в научном мире, независимо от отрасли знаний, абсолютного единства мнений по этому вопросу, к сожалению, не существует.

Можно найти множество классификаций и принципов стилей управления, где в качестве критериев и категорий классификации могут браться различные элементы и группы элементов.

Цель данной работы - изучить стили руководства в организации ОАО «Синтез-Кировец».

В рамках курсовой работы использовано значительное количество работ, касающихся проблем стиля руководства и климата в организации.

Большое количество исследований как зарубежных, так и отечественных авторов, посвящены стилю руководства или стилю управления.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

.1 Руководитель и его функции

Cуть работы руководителя <#"584740.files/image001.gif">

Рис. 1 - решетка управления Блейка-Муттона

Интересную модель стилей руководства разработали американские ученые В. Вурм и Ф. Йеттон (рис.2). По их мнению, в зависимости <#"584740.files/image002.gif"> 

Рис. 2 - Многомерная модель стилей руководства по Вурму-Йеттону

А - Авторитарный 1. Руководитель <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/> сам принимает решения на основе имеющейся информации <http://www.SmartCat.ru/Referat/xtzepramkc/>.

Б - Авторитарный 2. Руководитель <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/> сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

В - Консультативный 1. руководитель <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/> излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их мнений принимает собственное решение.

Г - Консультативный 2. руководитель <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/> совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.

Д - Групповой. руководитель <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/> работает совместно с группой, которая вырабатывает коллективное решение.

Руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации.

Для оценки ситуации используется ряд критериев:

.значение качества решения.

наличие достаточной информации и опыта у руководителей для принятия качественного решения.

степень структуированности проблемы.

согласие подчинённых с целями организации и их желание участвовать в выполнении решений.

уверенность, что автократическое решение лидера получит поддержку у подчинённых.

заинтересованность сотрудников в достижении цели.

степень вероятности конфликта между подчинёнными при выборе альтернативы.

руководитель стиль управление

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИНТЕЗ-КИРОВЕЦ»

В практической части своей курсовой работы я опишу стиль управления на примере ОАО «Синтез-Кировец»

Открытое акционерное общество «Синтез-Кировец» - дочернее общество ОАО «Кировский завод» производит резино-технические изделия различного назначения с 1994 года.

Сегодняшний потенциал ОАО «Синтез-Кировец» позволяет выполнять полный цикл работ, связанных с обеспечением заказчиков необходимыми им формовыми, неформовыми резинотехническими изделиями и товарными сырыми резиновыми смесями.

Текущее функциональное руководство деятельностью ОАО "Синтез-Кировец" осуществляет директор

Менеджмент на ОАО "Синтез-Кировец" эффективен, поскольку процессы планирования, организации, руководства и контроля способствуют достижению целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

В ОАО "Синтез-Кировец" создан достаточно сильный научно-технический потенциал, способный к самостоятельному решению технически сложных, наукоемких задач в области проектирования и постановки на производство новых видов изделий.

Основными функциями управления в ОАО "Синтез-Кировец" являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации.

Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

В качестве морально-психологических стимулов к труду в ОАО "Синтез-Кировец" используются такие категории, как авторитет руководителя, личный пример.

В качестве основного средства воздействия на коллектив пока применяется не убеждение (как должно быть), а административное указание в форме распоряжения, рабочего задания.

При этом не предпринимаются меры по превращению таких указаний в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

В качестве стимулирующего средства, воздействующего на молодых работников, обучающихся в различных учебных заведениях, применяется предоставление им учебного отпуска с сохранением заработной платы.

Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.

Руководитель ОАО "Синтез-Кировец" придерживается принципа плановости. Суть данного принципа заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья ОАО "Синтез-Кировец".

План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Руководитель понимает, что от правильности составления планов и прогнозов зависит дальнейшее развитие предприятия.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Данный принцип четко выполняется.

Экономическим методам управления ОАО "Синтез-Кировец» отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении.

Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости.

Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности.

Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.

Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д.

В ОАО "Синтез-Кировец" возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные (консультация, компромисс); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Общепринято положение, что именно руководитель <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/> влияет на становление психологического климата на предприятии. Поэтому руководителю <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/> особенно важно знать те качества <http://www.SmartCat.ru/Referat/ctaeqrampx/>, которые способствуют поддержанию здорового психологического климата.

Следует отметить основные качества <http://www.SmartCat.ru/Referat/ctaeqrampx/> руководителя <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/>, наличие которых позволяет ему сформировать здоровый психологический климат на своем предприятии:

- имеет мужество самоопределения, то есть знает свои функциональные границы и границы своих подчиненных и четко им следует;

стремится вкладывать не только в свое благосостояние, но и в благосостояние группы;

редко проявляет раздражение при своих сотрудниках;

старается избегать догм в своей работе;

на изменение себя направляет больше энергии, чем на изменение других;

знает и уважает весь спектр чужих мнений;

может изменить себя в соответствии с сильными сторонами своих подчиненных;

неподвержен воздействию безответственных действий других;

- старается воспитывать качества <http://www.SmartCat.ru/Referat/ctaeqrampx/> зрелого лидера в последователях;

знает и умеет разделять и передавать ответственность.

Для определения психологического климата руководителю <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/> следует знать критерии <http://www.SmartCat.ru/Referat/otaeqrambl/>, на соответствие которым нужно анализировать свое предприятие.

Первое, на что руководитель <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/> должен обратить внимание, - это насколько каждый член его организации <http://www.SmartCat.ru/Referat/rtbeqramei/> знает свои функции и их отличие от функций других сотрудников. Для установления здорового психологического климата важно наличие четкого ощущения своих границ, как каждым отдельным сотрудником, так и отделениями и отделами на предприятии.

Следующий критерий <http://www.SmartCat.ru/Referat/otaeqrambl/> психологического климата - осознание сотрудниками своих убеждений. При здоровом психологическом климате каждый на предприятии знает свои базовые ценности <http://www.SmartCat.ru/Referat/ytfeqramlb/> и взгляды. В эти понятия входят:

- хорошо продуманные убеждения;

внутренняя ясность собственных позиций, связанных с позициями предприятия в целом;

жизненные принципы, воплощенные или воплощающиеся в жизнь.

Не менее важным критерием <http://www.SmartCat.ru/Referat/otaeqrambl/> здорового психологического климата является определение своих позиций по отношению к себе и другим на предприятии.

Важно, чтобы каждый на предприятии обращал внимание в первую очередь на себя. И при этом принимал следующие принципы своей деятельности:

- самосознание и саморазвитие;

большее внимание к своему поведению, чем к поведению других.

определение себя не в противопоставление другим;

наличие личных целей, соотнесенных с целями предприятия.

При этом в успехе и развитии предприятия большую роль играет способность удерживать курс. Эта способность важна не только для руководителя <http://www.SmartCat.ru/Referat/dteeqramqw/>, но и для каждого члена коллектива <http://www.SmartCat.ru/Referat/dtaeqramqw/>. Можно говорить о здоровом психологическом климате, если каждый на предприятии достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив.

Все вышеперечисленные критерии <http://www.SmartCat.ru/Referat/otaeqrambl/> представляют ценность <http://www.SmartCat.ru/Referat/ytfeqramlb/> для предприятия, если сотрудники способны поддерживать деловые отношения. Это такие отношения, которые, даже если они становятся эмоционально окрашенными, не смогут помешать функционированию сотрудника на предприятии, а, следовательно, и деятельности предприятия в целом.

Директор ОАО "Синтез-Кировец" обладает широтой взглядов и глобальным подходом к любому вопросу. Он умеет четко формулировать цели и задачи, стоящие перед сотрудниками.

Ставя перед сотрудниками определенные задачи на совещаниях, он дает им право участвовать в дискуссии.

Таким образом, анализируя стиль управления ОАО "Синтез-Кировец", следует отметить, что директор, осуществляя руководство предприятием, дает каждому сотруднику возможность участвовать в процессе управления, он прислушивается к мнению каждого и учитывает его в принятии решений.

Определив стиль руководства директора ОАО "Синтез-Кировец", попытаемся нарисовать его психологический портрет.

Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, характеристики, способности, черты личности. В такой последовательности и рассмотрим каждый из названных личностных "блоков".

Во-первых - это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителя.

Директор ОАО "Синтез-Кировец" имеет достаточный опыт работы и управления. Очень важными характеристиками, как для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования в ней являются социальный статус и образование.

Директор ОАО "Синтез-Кировец" вышел из интеллигентной семьи, имеет высшее образование. Он постоянно стремиться пополнять свои знания по экономике и менеджменту, изучая современную литературу и посещая семинары.

Анализируя способности директора ОАО "Синтез-Кировец", следует отметить, что он отлично разбирается в вопросах экономики, управления, осуществлении прогнозно-аналитической деятельности, осуществлении кредитной политики, формирование доходной части бюджета, в вопросах управления инвестиционными процессами.

Анализируя личностные черты директора ОАО "Синтез-Кировец" следует отметить, что он уверен в себе, эмоционально уравновешен, стрессоустойчив, креативен, предприимчив, ответственен, надежен, общителен.

Таким образом, директор ОАО "Синтез-Кировец" - это человек, с богатым опытом работы, ему присуще самоуважение, смелость, воля, неприятие слепого следования авторитетам.

Он уверен в себе, это проявляется, прежде всего, в том, что сотрудники ОАО "Синтез-Кировец" уверены в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, является той "спиной", которая прикроет. Это обеспечивает психологический комфорт и повышает мотивацию к выполнению задания.

Директору ОАО "Синтез-Кировец" в своей работе очень часто приходится сталкиваться с инновационной деятельностью, что требует от него проявления элементов новизны, творчества, предрасположенности влиянию времени. Он, так же, способен видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, в частности подчиненных, и поддерживать их начинания.

Директор ОАО "Синтез-Кировец" вот уже пятнадцать лет является его бессменным руководителем. На языке психологии- он приверженец директивного стиля руководства, но вместе с тем является активным сторонником современных демократических методов руководства (то есть создание необходимых предпосылок для самовыражения и самореализации в подчиненных звеньях, цехах, управленческих отделах и т. д. в рамках их компетенции).

Все изменения, происходящие на заводе, не могут осуществляться старой управленческой командой.

По мнению руководителя, это должны быть “новые люди”, являющиеся высококвалифицированными специалистами в области экономики, финансов, менеджмента.

Таким людям свойственен коммерческий, менеджерский (“прозападный”) образ мышления. Именно они должны выступать инициаторами, катализаторами процессов преобразований на фирме, выполняя роль “мозгового центра” управленческой команды.

Позиция руководителя как внутри коллектива, так и вне его в различных производительных случаях зависит от объективных условий, а также от своеобразия жизненного и профессионального опыта.

По характеру деятельности директор ОАО "Синтез-Кировец", на мой взгляд, относится к универсальному лидеру, которому в полной мере присущи также качества, как принципиальность, инициативность, коллективизм, уверенность в своих силах, самообладание, умение проявлять организаторские и научно-технические способности, желание систематически повышать профессиональный уровень.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: руководитель является настоящим хозяином предприятия.

Рассматривая аспекты управленческого аппарата, директор ОАО "Синтез-Кировец" относится к вдохновителю-организатору по типу личности лидера. По стилю руководства- авторитарно-демократический.

Позиция директора ОАО "Синтез-Кировец", как внутри коллектива, так и вне его; в различных производственных случаях зависит от объективных условий.

Поэтому, по характеру деятельности директора ОАО "Синтез-Кировец", можно отнести к универсальному лидеру, которому, в полной мере, соответствуют такие качества, как принципиальность, инициативность, коллективизм, уверенность в своих силах, самообладание, умение проявлять организаторские и научно-технические способности, желание систематически повышать профессиональный уровень.

Управленческая деятельность ОАО "Синтез-Кировец, как и любых других типов предприятий, способствует выполнению как общих, так и специфических функций.

Под общими функциями подразумевается: планирование, организация, координирование, стимулирование, контроль. Под специфическими функциями рассматриваются: подбор и расстановка кадров, технико-экономическое планирование, контроль за качеством продукции, заработная плата, снабжение, организация сбыта, техническое и организационно-хозяйственное обслуживание.

Тип организации фирмы - линейно-функциональный.

Высшее звено - руководство требует выполнения заданий по всем вытекающим функциям. Руководители низшего звена в управленческой системе завода выполняют функции своими участками (цехами, подразделениями), исполняя поручения, приказы “сверху”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, главенствующую роль в психологическо-управленческом взаимодействии данного предприятия играет сам директор ОАО "Синтез-Кировец».

От правильности его действий, единстве с исполнителями, их взаимосвязи и взаимообусловленности всего предприятия в целом.

Точность выбора стиля и методов руководства соответствующих данному предприятию, представленные в данной дипломной работе соответствуют поддержанию стабильного состояния человеческого коллектива, предложенные социально-психологические методы построенные главным образом на убеждении, личном примере и авторитете руководителя носят взаимосвязанный характер и также влияют на продуктивность самого предприятия.

Любой работник, являясь членом данного предприятия (коллектива), занимает в нем определенную позицию, то есть именно свою социальную роль.

Эффективность выполнения работниками своих обязанностей обусловлено социально-психологическими факторами управления, формирования и развития коллектива, а это: мотивация труда именно на данном производстве, стабилизация кадрового состава, благоприятный психологический климат, психологические аспекты стимулирования добросовестности и инициативности.

Целенаправленное использования этих факторов делают процесс развития коллектива управляемым.

Важно не забывать, что главное составляющее предприятие - это живые люди.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Дорофеев В.Д.. Менеджмент: учебное пособие для вузов по спец. "Менеджмент организации" / В.Д, Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 439 с.: ил.

.        Виханский О.С., Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 670 с. - (Homo faber).

.        Веснин В.Р., Менеджмент: учебник для вузов по спец. "Менеджмент организации" / В.Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 502 с.

.        . Кнорринг В.И., Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по экономическим спец. / В.И. Кнорринг. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2007. - 527 с. - (Основы менеджмента).

.        Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Психология управления: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 1997.Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». М., 2000.

.        Кравченко А.И., История менеджмента: учебник для вузов по направлению 080507 "Менеджмент организации" / А. И. Кравченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 431 с.: ил.

.        Основы менеджмента: учебное пособие / под ред. И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышева. - 2-е изд. - М.: Издат.-торг. корпорация "Дашков и К"; Ростов н/Д: Академцентр, 2010. - 270 с.: ил.

8.       «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей» Цифровая аудиокнига, Ицхак Калдерон Адизес <http://www.ozon.ru/context/detail/id/5808826/>, языки: Русский, издательство: Альпина Паблишер <http://www.ozon.ru/context/detail/id/859012/>, 2011 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!