Порядок осуществления федерального розыска

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,3 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок осуществления федерального розыска

План:

Введение

. Сущность федерального розыска

.1 Понятие федерального розыска

.2 Правовое регулирование объявления федерального розыска

.3 Действия предшествующие федеральному розыску

. Мероприятия, проводимые при объявлении федерального розыска

.1 Меры по розыску лиц объявленных в федеральный розыск

.2 Сроки осуществления федерального розыска

.3 Окончание федерального розыска

Заключение

Список используемых источников

Приложение А

Приложение Б

Введение

Федеральный розыск включает в себя целый комплекс действий разного характера, а именно, органы внутренних дел проводят оперативно-розыскную, информационную, справочную, оперативную работу, целью которой является обнаружение разыскиваемого лица. Проблемы правового, организационного, информационного обеспечения розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, обострились, и появились новые вопросы. Безусловно, практика розыска, по-своему реагирует на такие вопросы, нарабатывая определенный опыт их решения в современных условиях деятельности правоохранительных органов, однако при этом все очевидней становятся потребности той же практики в научном анализе ее состояния и путей повышения ее эффективности. Все вышеперечисленное, свидетельствует об актуальности и практической значимости данного исследования.

Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе федерального розыска лиц, а так же теоретические и практические аспекты розыска. Цель исследования - охарактеризовать порядок осуществления федерального розыска. Данная цель и предопределила постановку задач исследования:

раскрыть содержание и значение федерального розыска;

охарактеризовать обстоятельства, предшествующие розыску по России, а так же нормативно-правовую базу;

дать понятие мероприятиям, проводимым при объявлении федерального розыска;

осветить сроки начала и окончания розыска в пределах страны.

Основой работы является законодательство Российской Федерации, в работе так же анализировались учебники, пособия и монографии отечественных авторов и интернет-ресурс по исследуемой тематике. Использовались методы: анализа и синтеза научной литературы, а так же обзор законодательства по заявленной теме.

1. Сущность федерального розыска

.1 Понятие федерального розыска

Розыск остается одним из основных направлений в деятельности органов внутренних дел МВД России в целом, и следственных подразделений в частности. Это обусловлено тем, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция роста числа лиц, объявляемых в розыск.

Розыск осуществляется в отношении лиц:

а) обвиняемых, подсудимых, осужденных, подозреваемых;

б) уклоняющихся от исполнения решений судов по искам;

в) без вести пропавших;

г) утративших связь с родственниками;

д) не способных сообщить о себе установочные данные;

е) а также при идентификации неопознанных трупов.

Тактические операции должны проводиться для розыска преступника в местах вероятного его появления, оперативного перекрытия возможных мест сбыта похищенного, ориентирования граждан, работников предприятий, организаций и учреждений на возможное появление преступников и попытку совершения ими новых противоправных деяний. Следует иметь в виду, что успех тактических операций во многом зависит от целенаправленного планирования, правильной организации работы лиц, привлеченных к ее проведению, четкого взаимодействия между ними и др.

Как показывает практика, в целях уклонения от розыска обвиняемые:

) выезжают в те регионы, где их розыск затруднен или вообще невозможен (в том числе за пределы России);

) меняют место жительства в пределах России;

) укрываются в заранее избранных (оборудованных) тайниках;

) выезжают в местности, покинутые местными жителями (заброшенные населенные пункты);

) изменяют анкетно - биографические данные (фамилию, имя, отчество, год и место рождения, национальность и др.);

) изменяют признаки внешности (цвет волос, прическу, цвет лица, отращивают бороду, усы), имитируют физические недостатки и др.;

) подделывают документы, удостоверяющие личность;

) совершают (в другом регионе) менее тяжкое преступление с целью быть осужденными к лишению свободы и тем самым избежать розыска и др.

Действия, из которых складывается объявление розыска следователем, с одной стороны, и органом дознания - с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них. Объявление розыска следователем по своей природе является процессуальным решением: основания и условия этого решения предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания и будут созданы условия, делающие возможным принятие данного решения.

Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, проблема не только следствия и органов внутренних дел. Это проблема всех правоохранительных органов, взаимодействие между которыми имеет решающее значение для успеха осуществляемой в этих целях деятельности. Вместе с тем его современное состояние оставляет желать лучшего. Не без изъянов, отрицательно влияющих на практику розыска, остается пока система его правового регулирования.

Ведомственными нормативными актами предусмотрены условия объявления лица органом дознания в федеральный или международный розыск. Иначе говоря, вид розыска в зависимости от наличия (отсутствия) определенных условий определяется органом дознания, организующим розыск. Однако при наличии достоверных данных о нахождении лица на территории другого государства с целью обеспечить избрание в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие самого обвиняемого (подозреваемого) на практике имели место случаи прямого указания в постановлении об объявлении в розыск на международный вид розыска. Такую практику следует признать не противоречащей уголовно-процессуальному закону, а ведомственные нормативные акты, как известно, источниками уголовно-процессуального права не являются.

Территория одного или нескольких государств, на которых осуществляется розыск обвиняемого называется масштабом розыска. По данному признаку розыск подразделяется на местный (осуществляемый в пределах одного субъекта Российской Федерации, например розыск ведется в Оренбургской области), федеральный (осуществляемый на всей территории Российской Федерации) и международный (осуществляемый на территории различных государств по заключенным международным соглашениям).

Федеральный розыск объявляется тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а местонахождение обвиняемого не установлено. В органе внутренних дел по истечении шести месяцев с начала местного розыска выносится постановление об объявлении федерального розыска обвиняемого. Одновременно сотрудником, осуществлявшим местный розыск, заполняются информационно-поисковые карты на связи разыскиваемого и места его вероятного появления. Постановление вместе с розыскным делом и заполненными информационно-поисковыми картами направляется в розыскное подразделение вышестоящего органа внутренних дел. При необходимости на местах могут оставаться его дубликаты.

Розыскные подразделения периодически (но не реже одного раза в квартал) анализируют сведения автоматизированного банка данных о местах возможного появления обвиняемого и его связях. На основе такого анализа принимаются решения о направлении в регионы сотрудников для проведения во взаимодействии с местными органами внутренних дел необходимых мероприятий по установлению местонахождения разыскиваемого обвиняемого.

Привлеченные к уголовной ответственности лица, совершившие тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы и предварительного заключения или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью, объявляются в федеральный розыск немедленно, после принятия процессуального решения о производстве розыска.

Например, в Волгограде из-под стражи сбежал бывший депутат В. В марте 2010 года, подозреваемый в педофилии. Накануне во время следственных действий, когда оперативники в присутствии В. осматривали место происшествия, а именно его офис, депутат совершил побег. Подозреваемого тут же объявили в федеральный розыск. Его обвинили в педофилии, поймали, он даже сознался и... сбежал. В 19.40 после осмотра места происшествия, при доставке в Следственное управление он совершил побег. По факту побега возбуждено уголовное дело. На тот момент следствие предполагало, что он уже покинул родной город. Вероятно, что когда оперативная группа завозила его в офис сменить пиджак, возле чёрного входа обвиняемого уже ждала машина.

Лица, пропавшие без вести вместе с автомобильным транспортом, объявляются в федеральный розыск шифрограммой одновременно с заведением розыскного дела.

Сведения о лицах, незамедлительно объявленных в федеральный розыск, информационными центрами МВД, УВД также срочно передаются в ГИЦ МВД РФ по каналам шифрованной связи, с последующим направлением постановления об объявлении федерального розыска.

Таким образом, розыск это комплекс мероприятий, которые проводят органы дознания по установлению лиц, причастных к совершению преступления, свидетелей, розыску преступников, скрывшихся от следствия и суда, розыску осужденных, бежавших из мест лишения свободы, розыску граждан пропавших без вести, установлению личности неопознанных трупов, а также сбору доказательств и получению иной информации, представляющей оперативный интерес по уголовному делу. Федеральный розыск это осуществляемые мероприятия на всей территории Российской Федерации. Далее речь пойдет о нормах регулирующих розыскную деятельность.

.2 Правовое регулирование объявления федерального розыска

Действующее уголовно-процессуальное законодательство относит производство розыскных действий к компетенции следователя и органа дознания. Они осуществляются по общим процессуальным и тактическим правилам, но имеют свою специфику.

Правовое регулирование розыска скрывшихся обвиняемых можно определить как деятельность государства, его соответствующих органов и должностных лиц, призванную упорядочить отношения, возникающие в связи с уклонением гражданина от следствия и суда, с одной стороны, и необходимостью защиты интересов личности, общества и государства от общественно опасных посягательств с другой, осуществляемую посредством издания законов, ведомственных и межведомственных нормативных актов и принятия на их основе индивидуально-регламентирующих решений по наиболее значимым вопросам в рамках указанных отношений.

Правовое регулирование розыска скрывшихся обвиняемых осуществляется на уровне:

Конституции Российской Федерации;

федеральных законов: Уголовного кодекса РФ, Уголовно - процессуального кодекса РФ, «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» и др., которые устанавливают базисные положения розыска скрывшихся обвиняемых, регламентируют деятельность субъектов розыска, регулируют отношения, возникающие при решении частных задач;

нормативно-правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов Конституционного суда Российской Федерации и постановлений Пленума Верховного суда российской Федерации в части, содержащей разъяснения и толкования норм материального и процессуального права, касающихся розыска скрывшегося обвиняемых;

ведомственных и межведомственных подзаконных нормативных актов, конкретизирующих содержащиеся в законах нормы и регламентирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере розыска скрывшихся обвиняемых: Инструкции «Об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел», «О порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» и др.

Указанная совокупность законов и подзаконных нормативных актов служит правовой основой розыска скрывшихся обвиняемых (подозреваемых). В правовом регулировании розыска скрывшихся обвиняемых (подозреваемых) лиц имеются определенные недостатки, оказывающие негативное воздействие на эффективность правоприменительной деятельности в исследуемой области.

Конституция Российской Федерации, являясь основным источником правового регулирования в любой отрасли общественных отношений, регламентирует и отношения в сфере розыска скрывшихся обвиняемых, но опосредованно. Например, в главе 2 Конституции определены права и свободы человека и гражданина, закреплены «основы правового статуса личности в Российской Федерации» (ст.64). Эти нормы должны соблюдаться в процессе розыска скрывшихся обвиняемых, поскольку определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст.18).

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, являющихся основополагающими для розыска скрывшихся обвиняемых. Это, прежде всего, ст.2 УК, устанавливающая основания и принципы уголовной ответственности. Анализ норм УК позволяет сделать вывод, что только лицо, совершившее преступление и уклоняющееся от следствия и суда, может быть объявлено в розыск в качестве обвиняемого.

Другим нормативным актом, закрепляющим основы деятельности следователей, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Уголовно-процессуальное законодательство, достаточно подробно регламентирую большинство вопросов организации предварительного расследования, отношения, связанные с розыском скрывшихся обвиняемых, рассматривает лишь в самых общих чертах (ст.ст.208-211 УПК РФ).

Таким образом, регулирование розыскных мероприятий должно проходить в точном соблюдении законодательства Российской Федерации. Именно в законодательстве, а так же ведомственных и межведомственных нормативных актах идет детальное регулирование розыска скрывшихся обвиняемых (подозреваемых). Конкретные мероприятия, составляющие содержание деятельности следователя по розыску скрывшихся обвиняемых, будут рассмотрены вкратце ниже (по мнению автора представленного исследования, необходимо дать краткий ввод действиям предшествующим объявлению лица в федеральный розыск).

.3 Действия предшествующие федеральному розыску

федеральный розыск следствие

Итак, розыск обвиняемого (подозреваемого) представляет собой совокупность мероприятий процессуального, организационного, оперативного и административного характера, осуществляемых по инициативе должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения обвиняемого (подозреваемого). Если место нахождения обвиняемого или подозреваемого неизвестно, следователь обязан предпринять все возможные процессуальные действия (включая следственные действия), направленные на его розыск, до приостановления предварительного следствия, т.е. в его ходе, как только было установлено, что место нахождения обвиняемого (подозреваемого) неизвестно. Одновременно следователь имеет право вынести постановление об объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск. Комплекс организационных, оперативных, административных мероприятий, обусловленных постановлением об объявлении лица в розыск, выполняется органом дознания, указанным в постановлении. В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие обвиняемого (подозреваемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается. Розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен не только во время производства предварительного расследования, но и одновременно с его приостановлением. В этом случае соответствующая отметка делается в постановлении о приостановлении предварительного следствия.

Одновременно с постановлением об объявлении лица в розыск (постановлением о приостановлении предварительного следствия, где указывается на объявление в розыск) в орган дознания направляется справка о личности разыскиваемого с указанием его анкетных данных и иных характеристик личности, необходимых для успешной организации розыска, а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого, если таковое вынесено. В случае если розыск объявлен в отношении подозреваемого, в орган дознания направляется документ, ставящий лицо в процессуальный статус подозреваемого (постановление о возбуждении уголовного дела, протокол задержания, постановление об избрании меры пресечения до предъявления обвинения). Действия, из которых складывается объявление розыска следователем, с одной стороны, и органом дознания - с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них. Объявление розыска следователем по своей природе является процессуальным решением: основания и условия этого решения предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания и будут созданы условия, делающие возможным принятие данного решения. Следователь при обнаружении факта неизвестного местонахождения обвиняемого:

дает поручения органам дознания в порядке ст. 38 УПК РФ о проведении первоначальных розыскных действий по розыску лиц (не требующих безотлагательного реагирования), осуществляемых соответствующими службами в срок до 10 дней с момента поступления информации о необходимости розыска лица (приобщает справки-рапорты сотрудников органа дознания о результатах проделанной работы);

производит в необходимых случаях обыск;

производит выемку и приобщает к материалам уголовного дела копию удостоверения пенсионного страхования; ксерокопию формы N 1 с отметкой о розыске.

Оценив собранные по делу доказательства, при наличии фактических данных о том, что подозреваемый уклоняется и скрывается, следователь принимает процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого.

При этом следователь обязан выставить сторожевой лист, направить запросы-уведомления: в ЗАГС (не умер ли он, не сменил ли фамилию), военный комиссариат (с целью исключить призыв в Вооруженные силы РФ), налоговую инспекцию подразделение по организации работы участковых уполномоченных милиции, паспортно-визовую службу, ГИБДД ЖЭУ, поликлинику о том, что обвиняемый скрылся от следствия, объявлен в розыск, а в случае его обращения необходимо уведомить соответствующий орган внутренних дел, принять меры для задержания лица.

Согласно ст. 210 УПК РФ розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Не дожидаясь окончания предварительного расследования, следователь предоставляет материалы уголовного дела в вышестоящее следственное подразделение для дачи заключения на предмет необходимости и обоснованности объявления обвиняемого в розыск.

После получения заключения вышестоящего следственного подразделения следователь не позднее 3 дней направляет материалы в розыскное подразделение для получения номера розыскного дела. Материалы должны в себя включать: постановление об объявлении в розыск, постановления: о привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, справку о личности (в которой должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, если их несколько, следует указать все; дата и место рождения; образование; профессия; последнее и предыдущие места жительства, работы и учебы; отношение к воинской службе; данные о судимости; наличие транспортных средств, оружия и т.д., данные о родственниках), заключение вышестоящего следственного подразделения об обоснованности объявления обвиняемого в розыск. Начальник следственного отдела осуществляет процессуальный и ведомственный контроль за своевременным и обоснованным объявлением обвиняемых в розыск, правильным избранием меры пресечения, возобновлением производства по уголовным делам после обнаружения разыскиваемых; контролирует своевременное направление материалов в полном объеме в ОУР для заведения розыскного дела подчиненными следователями, предоставлением уголовного дела в вышестоящее следственное подразделение для проверки обоснованности объявления обвиняемого в розыск; после вынесения следователем постановления о приостановлении производства уголовного дела в связи с розыском в течение 10 суток предоставляет приостановленное уголовное дело с ксерокопией статистической карточки 1.1 в вышестоящее следственное подразделение для проверки своевременности объявления официального розыска обвиняемого. Таким образом, розыск представляет собой совокупность мероприятий процессуального, организационного, оперативного и административного характера, осуществляемых по инициативе должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения лиц. И, только тогда когда меры местного розыска исчерпаны, а местонахождение лица не установлено объявляется федеральный розыск. Далее и пойдет речь о проводимых мероприятиях при объявлении лица в федеральный розыск.

. Мероприятия, проводимые при объявлении федерального розыска

.1 Меры по розыску лиц объявленных в федеральный розыск

Объявление в федеральный розыск производится по постановлению, которое выносится органом внутренних дел, осуществляющим местный розыск. Одновременно сотрудником заполняются информационно-поисковые карты (ИПК) на связи разыскиваемого и места его вероятного появления. При получении дополнительных данных о разыскиваемом или связях в ИПК вносятся коррективы.

Постановление, подписанное начальником ОВД (приложение А), вместе с розыскным делом и ИПК направляется в розыскное подразделение вышестоящего органа внутренних дел. Если, по мнению инициатора розыска, необходимо заведение дубликатов розыскного дела, либо перепоручение розыска другому ОВД, мотивированное ходатайство об этом указывается в сопроводительном письме. При возбуждении ходатайства о заведении дубликатов розыскных дел прикладываются обзорные справки по розыскному делу и копии плана мероприятий в количестве экземпляров, соответствующем числу предполагаемых дубликатов розыскных дел.

Розыскные подразделения МВД, УВД, получив материал и, проверяют обоснованность объявления в федеральный розыск, передают постановления и ИПК на связи и места появления разыскиваемых в ИЦ. Розыскное дело возвращается инициатору розыска. В сопроводительном письме оценивается полнота, качество и своевременность проведенных мероприятий, даются рекомендации о дальнейшем направлении розыска. В необходимых случаях устанавливаются сроки для повторного представления розыскного дела с целью контроля исполнения.

При удовлетворении ходатайства о заведении дубликатов розыскного дела розыскное подразделение ставит их на учет в ИЦ и направляет в органы внутренних дел, которым поручается производство. Вторым экземпляром сопроводительного письма об этом уведомляется инициатор розыска. Если органы внутренних дел, которым предполагается поручить производство по дубликатам розыскного дела, находятся в подчинении других МВД, УВД, ходатайства об этом направляются в соответствующие розыскные подразделения МВД РФ.

В случае удовлетворения ходатайства о перепоручении розыска розыскное подразделение направляет розыскное дело органу внутренних дел, которому поручается розыск. В сопроводительном письме указываются основания принятия такого решения. Экземплярами письма уведомляются инициатор розыска и ИЦ для внесения в учеты соответствующих изменений.

При необходимости перепоручения розыска органу внутренних дел другой республики, края, области розыскное дело с мотивированным ходатайством направляется в розыскное подразделение МВД РФ.

В случае удовлетворения ходатайства розыскное дело направляется в розыскное подразделение МВД, УВД, которому розыск перепоручен. Экземплярами сопроводительного письма уведомляются МВД, УВД, представившие розыскное дело, и ГИЦ МВД РФ. Информационный центр МВД, УВД, сделав отметку об объявлении федерального розыска в статистической карточке, направляет постановление об объявлении федерального розыска в ГИЦ МВД РФ. Одновременно заполняется и высылается в ГИЦ контрольная карточка. При наличии дактилоскопической карты на разыскиваемого, не состоящего на централизованном дактилоскопическом учете, ИЦ снимает с нее фотокопию, а оригинал направляет в ГИЦ МВД РФ, ИПК на связи и места возможного появления разыскиваемых лиц вводятся в автоматизированный банк данных (АБД).

Работник горрайоргана внутренних дел, выявляя дополнительные связи или места возможного появления разыскиваемого, заполняет на них ИПК и направляет в ИЦ МВД, УВД. Розыскные подразделения МВД, УВД периодически, но не реже одного раза в квартал, анализируют сведения АБД о местах возможного появления разыскиваемых и их связях. На основе анализа, руководителями МВД, УВД принимаются управленческие решения о направлении в регионы оперативно-розыскных групп для проведения необходимых мероприятий по установлению разыскиваемых.

Так, например, в ноябре 2011 года Оренбургская полиция получила от коллег из Узбекистана документацию о том, что разыскивается человек, подозреваемый в совершении преступлений связанных с торговлей людьми, и что он, возможно, находится в Оренбурге. Была проведена операция по задержанию, в ходе которой был задержан мужчина в возрасте 24-х лет, который до настоящего времени находился в федеральном розыске за торговлю людьми на территории Узбекистана. Подозреваемый был задержан на съемной квартире в городе Оренбург, где проживал до момента задержания. Основную роль в аресте преступника сыграла внезапность, и задержанный даже не успел оказать сопротивления наряду правоохранительных органов. После задержания торговца людьми поместили в СИЗО №1 г. Оренбурга. Правоохранительные органы проводят проверку его причастности к преступной деятельности на территории России, а так же к другим преступлениям. После того как проверка пройдет, будет решаться вопрос о депортации находившегося в розыске преступника на родину.

Тактика реализации розыска лиц, пропавших без вести, имеет сходство с действиями следователя при розыске укрывшегося обвиняемого. Кроме сведений о личности, его связях, образе жизни выясняются события, предшествовавшие его исчезновению. Розыск имущества и других предметов связан с установлением индивидуализирующих их признаков и возможного местонахождения.

Таким образом, федеральный розыск преступников подразумевает целый комплекс действий разного характера, ОВД проводят оперативно-розыскную, информационную, справочную, оперативную работу, целью которой является обнаружение разыскиваемого лица. При объявлении лица в федеральный розыск исходные положения розыскной работы следователя составляют взаимодействие с оперативными аппаратами и другими подразделениями правоохранительных органов. В работе органы используют любую информацию адресного бюро, сигнальную систему всех информационных центров УВД, МВД, а также всех регионов, входящих в состав РФ.

.2 Сроки осуществления федерального розыска

Сведения о лицах, незамедлительно объявленных в федеральный розыск, информационными центрами МВД, УВД также срочно передаются в ГИЦ МВД РФ по каналам шифрованной связи, с последующим направлением постановления об объявлении федерального розыска.

Информацию на объявление розыска лиц органы внутренних дел Восьмого главного управления МВД РФ передают через руководство этого главка. ГИЦ МВД РФ информацию на указанных лиц немедленно передает во все МВД, УВД по шифрованным или другим каналам электропроводной связи для размещения в оперативно-справочных картотеках информационных центров и адресных бюро.

Лица, пропавшие без вести, в федеральный розыск объявляются по истечении трех месяцев со дня начала местного розыска. Все остальные категории разыскиваемых объявляются в федеральный розыск по истечении шести месяцев с начала местного розыска.

Решение об объявлении в федеральный розыск лиц ранее установленных сроков может принимать начальник органа внутренних дел, если есть достаточные основания считать, что меры местного розыска исчерпаны.

Так, 24 мая 2012 года в федеральный розыск был объявлен Б. По версии следователей, 19 мая от развлекательного клуба в больницу был доставлен 31-летний Н., который впоследствии скончался от ножевых ранений. Предварительно установлено, что на парковке перед зданием развлекательного центра между группой молодых людей возник конфликт, переросший в драку. В ходе потасовки Б., не принимавший активного участия в драке, ударил ножом Н. , который получил шесть ранений в жизненно важные органы - печень, легкое, сердце и селезенку, потерял пять литров крови. Конфликт произошел в 5 часов утра, а уже в 11:00 потерпевший скончался в больнице. Уголовное дело возбуждено по статье 105 УК РФ (убийство). И, практически сразу же Б. был объявлен в федеральный розыск.

Таким образом, сроки осуществления розыска лица объявленного в федеральный розыск зависят от произошедших обстоятельств, от трех месяцев до незамедлительного объявления. Решение об объявлении в федеральный розыск принимает начальник ОВД.

.3 Окончание федерального розыска

При обнаружении скрывшегося обвиняемого по розыскному заданию (ориентировке), в которой указана избранная мера пресечения в виде заключения под стражу, по протоколу, утвержденному начальником органа дознания, он водворяется в изолятор временного содержания. Основание для розыска прилагается к протоколу. О произведенном задержании телеграммой уведомляется инициатор розыска и прокурор, утвердивший избранную меру пресечения. Копии уведомлений приобщаются к протоколу. Получив телеграмму, инициатор розыска обязан в течении суток выслать факсимильной или фельдъегерской связью постановление на арест органу внутренних дел, задержавшему обвиняемого. Это постановление будет являться основанием для содержания обвиняемого под стражей до момента этапирования в место производства расследования. Розыскное дело может быть прекращено в связи с установлением местонахождения или задержанием обвиняемого и в связи с прекращением уголовного дела. О принятом решении уведомляются все учреждения, задействованные в сигнальной системе органов внутренних дел. Информацию об установлении факта нахождения лица в розыске в прошлом следователь может получить по соответствующему требованию из регионального информационного центра по месту рождения обвиняемого.

Так, 15 августа 2011 года задержан подозреваемый К., находившийся в федеральном розыске по делу о нападении на свердловский поселок Сагра. После его задержания в суде решился вопрос об избрании в отношении К. меры пресечения в виде заключения под стражу. Следствие установило почти всех нападавших на жителей уральского поселка Сагра - 31 человек. Один из них - М. - был убит в ходе конфликта. 21 участнику предъявлено обвинение по ст. 209 и 212 УК РФ - «Бандитизм» и «Участие в массовых беспорядках». 18 обвиняемых находятся под стражей. Троим следствием избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Это обусловлено их незначительной ролью в совершении инкриминируемых деяний. На 15 августа прошлого года трое активных участников преступления - М., С. и А. еще находились в федеральном розыске. В отношении них вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых.

Если меры федерального розыска не дали ожидаемых результатов, или есть основание считать, что лицо находится за пределами РФ, то объявляется международный розыск. Так, 3 марта 2011 года в Екатеринбурге был объявлен в федеральный розыск предприниматель, подозреваемый в организации убийства депутата Ирбитской городской думы Б. По данным следствия, 9 февраля на воротах частного дома в Ирбите сработало неустановленное взрывное устройство (предположительно, граната). В результате взрыва пострадал проживавший в доме 48-летний депутат Б. Его доставили с множеством осколочных ран в реанимацию, где он умер спустя два дня. Установлено, что утром депутат вышел почистить двор от снега, а когда попытался открыть входную дверь в дом, сработало взрывное устройство, которое было закреплено на двери вместе с «растяжкой». Бойцы СОБР задержали по подозрению в установке гранаты 23-летнего инспектора ГИБДД ОВД - Г. Ему уже предъявлено обвинение в совершении преступления. Заказчиком преступления, по данным следствия, является 43-летний С. - учредитель одной из коммерческих организаций, проживающий сейчас в Египте. Решается вопрос об объявлении подозреваемого в организации убийства в международный розыск. На 3 марта 2011 года С. был объявлен в федеральный розыск. Таким образом, основу розыскной работы следователя составляет взаимодействие с оперативными аппаратами и другими подразделениями правоохранительных органов. Поручение производства розыска органу дознания не лишает следователя права самостоятельно заниматься установлением местонахождения обвиняемого и других объектов розыска с помощью предусмотренных законом средств.

Заключение

Резюмируя исследуемую работу, можно подытожить, что федеральный розыск объявляется правоохранительными органами в том случае, когда исчерпаны меры, принятые местным розыском, а цели этих мероприятий не достигнуты.

Федеральный розыск преступников включает комплекс действий различного характера. ОВД проводят оперативно-розыскную, информационную, справочную, оперативную работу, целью которой является обнаружение разыскиваемого лица. В работе органы используют любую информацию адресного бюро, сигнальную систему всех информационных центров УВД, МВД, а также всех регионов, входящих в состав РФ.

Существует категория лиц, которые объявляются немедленно в Федеральный Розыск России, как только принимается процессуальное решение, разрешающее производство розыска (приложение Б). К таким лицам относятся: лица, обвиняемые в совершении тяжких и особо тяжких преступлений;

вооруженные преступники;

преступники, сбежавшие из мест лишения свободы;

преступники, сбежавшие из-под стражи;

лица, у которых было обнаружено вещество, способное нанести вред здоровью и жизни людей.

Лица, которые без вести пропали вместе с автомобилем, объявляются в федеральный розыск посредством заведения розыскного дела, которое сопровождается шифрограммой.

Подробные сведения о лицах, объявленных незамедлительно в федеральный розыск, срочно передаются информационными центрами УВД или МВД с помощью каналов шифрованной связи в Главный Информационный Центр при МВД России, вслед за этим сразу направляется постановление об объявлении лица в федеральный розыск.

Федеральный розыск предусмотрен также для лиц, пропавших без вести, если местный розыск не принес удовлетворительных результатов в течение 3-х месяцев со дня начала проведения необходимых мероприятий.

Если, по мнению начальника ОВД, имеются все основания считать местные меры исчерпанными еще до истечения положенного срока, то решение об объявлении федерального розыска может быть принято досрочно.

Объявить лицо в федеральный розыск возможно в соответствии с постановлением ОВД, проводящим местный розыск. При этом сотрудник ОВД заполняет ИПК (информационно-поисковую карту), где указывает всю имеющуюся информацию относительно связей разыскиваемого лица и мест, в которых имеется большая вероятность его появления. В случае поступления дополнительной информации, сотрудник вносит в ИПК коррективы.

О обширности проблемы розыска людей, говорят цифры статистики. По данным 2011 года, в федеральный розыск было объявлено более 345 тыс. человек, среди которых пропавших без вести - 65 тыс., около 25 тыс. считались лицами, которые потеряли связь с родственниками, остальные - это дезертиры, уголовные преступники, пациенты, сбежавшие из психиатрических лечебных заведений, лица, разыскиваемые Интерполом, злостные неплательщики алиментов.

К без вести пропавшим, как правило, относят лиц, ушедших на учебу, на работу, уехавших на отдых или в другие регионы на заработки, и не вернувшихся в течение долгого времени. По мнению самих полицейских, исходя из данных розыскной практики, около 80% лиц данной категории, скорее всего, уже нет в живых. В некоторых случаях удается лишь найти их останки.

В федеральном розыске по статистическим данным МВД находилось около 44 тыс. лиц мужского пола и примерно 33 тыс. - женского. Половина общего количества разыскиваемых лиц являются уголовными преступниками, около 4 тыс. из которых совершили убийство, 185 человек - опасные рецидивисты, обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений.

Список используемых источников

1 Законодательство

.1.Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - № 7. - 21.01.2009.

.2.Об оперативно-розыскной деятельности Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) // Российская газета. - № 160. - 18.08.1995.

.3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011) // Собрание законодательства РФ.- 2001. - № 52 (I часть). - Ст. 4921.

.4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

.5.О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 28.12.2010) //Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 34. - Ст.3534.

.6.Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 25.06.2012) // Российская газета. - № 25, 28. - 2011.

.7.О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указ Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 // Российская газета. - 1998. - 26 ноября.

.Учебники, монографии, пособия

.1.Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / Е. С. Дубоносов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 416 с.

.2.Закирова Э. Ф. Приостановление предварительного следствия в случае, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам. - Специальность 12.00.09 - Автореф. дисс. …. канд. юр. наук. - Ижевск: ГОУ ВПО Удмуртский государственный университет, 2010. - 25 с.

.3.Картохина О. А. Начало и прекращение уголовного преследования следователями органов внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Специальность 12.00.09. - СПб., 2003. - 187 с.

.4.Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / Е.С. Лапин, Ю.Н. Михайлова. - Саратов: СГТУ, 2010. - 124 с.

.5.Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / А. Г. Маркушин. - М.: Юрайт, 2012. - 400 с.

.6.Подшибякин А. С. Правовое и криминалистическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности / А. С. Подшибякин. - М.: ЮрИнфоР, 2011. - 368 с.

.7.Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций/ В. Г. Гриб, И. С. Ильин. - М.: Маркет ДС, 2010. - 216 с.

.Материалы практики федерального и регионального уровней

3.1.Вести. Волгоградский депутат-педофил объявлен в федеральный розыск. [Электронный ресурс] 16.03.2010. - режим доступа: <#"justify">Приложение А

Утверждаю Начальник УУР (ОУР)____________ ________________________________ ________________________________ (наименование ОВД) ________________________________ (звание) ______________ ________________ (подпись) (Ф.И.О. ) «_____» __________ _____ г .Согласен Начальник ГОВД (РОВД, ЛОВД)_____ _________________________________ (наименование ОВД) _________________________________ (звание) _______________ _______________ (подпись) (Ф.И.О. ) «_____» __________ _____ г.(место печати)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об объявлении лица, пропавшего без вести,

в федеральный розыск

(указывается должность,

____________________________________________________________,

звание, Ф.И.О. лица, вынесшего постановление)

рассмотрев материалы розыскного дела №____, заведенного _______ г.,

УСТАНОВИЛ:

что __________________________________________________________ (указываются Ф.И.О. пропавшего без вести, обстоятельства исчезновения, от кого и когда поступило заявление об исчезновении).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Местный розыск ________________________________________

объявлен циркуляром № ____ от «__»______________ г.

По факту исчезновения «__» ________ г. возбуждено уголовное дело №. _________________________________________________________.

По поступившим сведениям, разыскиваемый:

в настоящее время может находиться в ___________________________ (указать город РФ, возможный адрес, телефон и пр. информацию);

выехал из ______________________________ (указать когда и куда);

намеревался выехать в ___________________________ (указать куда и с какой целью).

С учетом вышеизложенного

ПОСТАНОВИЛ:

. Объявить гражданина _______________________________________

(указываются гражданство, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения,

место регистрации или постоянного жительства)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в федеральный розыск.

Розыск объявить на территории _________________________________ (указать город, либо дать их перечень, либо определить зону розыска).

. Постановление об объявлении __________________________________ в федеральный розыск направить в ГИЦ МВД РФ, копию приобщить к материалам розыскного дела. Одновременно подготовить и направить в ГИЦ МВД РФ запрос об объявлении _______________________________________ в федеральный розыск.

. В случае обнаружения ________________________________________ в городе (области) _________________________________________________ (указать, какие действия необходимо предпринять, например: испросить согласие лица на сообщение его адреса заявителю; передать ему просьбу связаться с родственниками либо с другими лицами; передать его в учреждение, занимающееся защитой детей и несовершеннолетних, и сообщить об этом в ближайшее дипломатическое представительство и пр.).

Постановление составил ___________________________________________ (указывается должность)

______________ _______________ ______________________________

(звание) (подпись) (инициалы, фамилия)

«_____»____ ___________ ____ г.

Приложение Б

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об объявлении федерального розыска

«15» июня 2012 года г. Москва

Федеральный судья Перовского суда г. Москвы К., с участием помощника Перовской межрайонной прокуратуры г. Москвы Д., представителя МРУИИ №3 УФСИН России по г. Москве Г., при секретаре Б., рассмотрев в судебном заседании представление начальника ФБУ МРУИИ №3 УФСИН России по г. Москве о замене исправительных работ лишением свободы в отношении Д., …….. года рождения, уроженца г. ………, зарегистрированного и проживающего по адресу: г. Москва,

УСТАНОВИЛ:

Приговором Перовского районного суда г. Москвы от …….. года Д. был осужден по ст. 191 ч.1, 30 ч.3, 191 ч.1 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием из заработка ежемесячно 10 % в доход государства.

ФБУ МРУИИ № 3 УФСИН России по г. Москве обратилась в суд с представлением о замене Д. исправительных работ лишением свободы в связи со злостным уклонением от отбывания наказания.

Осужденный Д. злостно уклоняется от отбывания исправительных работ, скрылся с места своего проживания, на судебное заседание не явился, доставить в судебное заседание его не представилось возможным, так как по месту регистрации и фактического проживания он отсутствует, его местонахождение неизвестно.

Рассмотреть представление МРУИИ № 3 в отношении Д. при его отсутствии невозможно, поэтому суд считает необходимым объявить розыск в отношении Д. для обеспечения его явки в судебное заседание.

Согласно ст. 45 ч.4 УИК РФ скрывшийся с места жительства осужденный, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок при необходимости может быть продлен судом до 30 суток.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 397, 399 УПК РФ, 45 УИК РФ суд

ПОСТАНОВИЛ:

Объявить федеральный розыск в отношении осужденного Д., ……. года рождения, уроженца г. …, ……., зарегистрированного и проживающего по адресу: г. Москва, ……., не работающего, судимого.

При обнаружении Д., доставить его в Перовский районный суд г. Москвы по адресу: г. Москва, ул. Кусковская, д. 8/1, в рабочие дни с 9 часов до 18 часов, пятница с 9 часов до 16 часов 45 минут.

Поручить начальнику ОУР КМ УВД по ВАО г. Москвы розыск Д.

Контроль за организацией розыска Д. возложить на ФБУ МРУИИ №3 УФСИН России по г. Москве.

Постановление может быть обжаловано в Мосгорсуде в течение десяти суток со дня получения постановления осужденным на руки.

Похожие работы на - Порядок осуществления федерального розыска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!