Понятие, сущность и правовая природа военной безопасности государства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,9 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие, сущность и правовая природа военной безопасности государства

















Понятие, сущность и правовая природа военной безопасности государства

военный безопасность государство международный

Введение

Проходящие в начале XXI века изменения на мировой геополитической арене, связанные, с одной стороны, с расширением партнерства и всестороннего сотрудничества, укреплением доверия в военной области, а с другой - с появлением принципиально новых видов угроз национальной безопасности Республики Беларусь, выдвинули на первый план требование разработки новых методологических и правовых подходов к обеспечению ее военной безопасности.

Военно-политические аспекты указанной проблемы исследовались в трудах А.Н.Аверьянова, Р.З.Амирова, Д.А.Афиногенова, О.А.Белькова, В.Ю.Богдановича, Я.В.Волкова, М.А.Гареева, М.Ф.Гацко, С.В.Гущина, В.И.Лутовинова, Л.С.Мальцева, В.Л.Манилова, Н.В.Михалкина, В.М.Михайлова, В.С.Пирумова, Э.А.Позднякова, В.В.Серебрянникова, В.Н.Смирнова, А.Х.Шаваева и др.

Правовым основам обеспечения военной безопасности посвящены работы И.Н.Арцибасова, И.Н.Глебова, В.А.Золотарева, Ю.Д.Казанчева, Н.И.Кузнецова, И.Г.Томилова, А.Н.Писарева, Ю.И.Мигачева, Б.Ф.Старова, В.Г.Стрекозова, А.А.Тер-Акопова, С.В.Тихомирова, К.В.Фатеева, В.П.Шупленкова и др.

Сегодня термин «военная безопасность» встречается весьма часто и в нормативных правовых документах. Однако приходится констатировать, что единого подхода к его трактовке не существует. В силу этого обстоятельства исследование военной безопасности Республики Беларусь как правового института, а также разработка основных направлений его совершенствования являются важной научной задачей теоретико-прикладного характера.

Понятие и сущность военной безопасности государства

Исследованию вопросов военной безопасности в последние годы уделяется значительное внимание как со стороны ученых, так и со стороны практиков в области обеспечения национальной безопасности различных государств. Все они сходятся в том, что военная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности любого государства. На современном этапе развития научной мысли именно она стала интегрирующим детерминантом предшествующих представлений об обороне и защите Отечества.

В научной литературе наряду с понятием «военная безопасность» можно встретить следующие конструкции: оборонная безопасность, безопасность от военных угроз, военная сфера обеспечения национальной безопасности, военная составляющая национальной безопасности и т.д.

Вместе с тем отмечается значительный рост публикаций, в которых ключевым понятием в военной сфере государства и общества рассматривается именно «военная безопасность». Однако, несмотря на большое количество работ по указанной проблематике, нет однозначного его толкования данного определения. Рассмотрим некоторые подходы к формулировке понятия «военная безопасность».

Авторы коллективного труда «Национальная безопасность: актуальные проблемы» дают следующее определение: «Военная безопасность - такое состояние страны (общества), которое позволяет исключить нанесение ей (или ее национальным интересам) ущерба путем угрозы или практического применения против нее вооруженного насилия» [1, с. 220].

А.А. Прохожев трактует военную безопасность как «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в оборонной сфере от внутренних и внешних угроз» [2, с. 47].

Несколько расширяет это определение М.Ф. Гацко, который рассматривает военную безопасность как «важную составную часть национальной безопасности, представляющую собой состояние достаточной защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности в военной сфере от внешних, внутренних и трансграничных угроз» [3, с. 18].

С.Н.Князев и А.В. Гулякевич исходят из того, что «военная безопасность государства - важнейший компонент национальной безопасности, способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создания благоприятных условий для организации вооруженной защиты его интересов» [4, с. 90].

М.И.Абдурахманов, В.А. Баришполец, В.Л.Манилов, В.С. Пирумов полагают, что «военная безопасность - защищенность личности, общества и государства от военных угроз; состояние, при котором вероятность войны сводится к минимуму вследствие отсутствия побудительных мотивов к применению военной силы и условий, требующих восстановления баланса сил, а также вследствие осуществления мер по предотвращению или парированию военной опасности» [5, с. 31-32].

По мнению О.В. Дамаскина, «военная безопасность представляет собой состояние вооруженных сил и их составных частей, позволяющих гибко и своевременно реагировать на внешние угрозы военного характера и пресекать их, поддерживать определенный баланс сил и место страны на международной арене, а также предполагает наличие оптимальной структуры, количественных и качественных характеристик системы обороны и безопасности» .

Сторонники соотнесения военной безопасности с военным потенциалом отмечают, что «военная безопасность - это необходимый уровень военного потенциала и военной мощи государства, которые дают ему возможность эффективно противостоять военным угрозам и обеспечивать надежную защиту его жизненно важных интересов» .

Аналогично рассуждает В.А.Золотарев, который исходит из того, что военная безопасность «предусматривает поддержание оборонного потенциала на уровне, достаточном для обеспечения безопасности страны в случае возникновения кризисных ситуаций в непосредственной близости от границ обеспечения эффективной обороны, а также при необходимости для участия в коллективных международных акциях по сдерживанию потенциальной агрессии в отношении других государств» [8, с. 203].

У такой позиции есть оппоненты, которые полагают, что приоритет военной безопасности, понимаемый как необходимость иметь мощный военный потенциал ввиду внешней опасности, приводит к милитаризации экономики, социальному опустошению, деформации отношений в других сферах жизни, а в конечном итоге к формированию новых источников опасности, способных разрушить государственность или общество изнутри .

Авторы коллективного труда «Военная безопасность страны и вооруженные силы: проблемы и пути их решения» предлагают определить военную безопасность как «состояние межгосударственных и внутригосударственных отношений и обороноспособности страны, при котором сводится к минимуму вероятность возникновения войны и вооруженных конфликтов и обеспечивается ее надежная защищенность от военного нападения» [10, с. 37].

А.И. Коровянский и В.И. Лутовинов рассматривают военную безопасность как «состояние общественных отношений при котором обеспечивается эффективное противодействие влиянию внешних и внутренних военных угроз, и тем самым в военной (военно-политической) сфере создаются условия для стабильного динамичного развития общества» [11, с. 32-33].

К.В.Фатеев считает, что военная безопасность - это «состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки, военно-стратегический компонент глобального геополитического противоборства, элемент внутренней и внешней безопасности государства, при котором обеспечивается независимость, суверенитет, государственная и территориальная целостность, предотвращается военная агрессия уменьшается угроза национальным интересам государства и вероятность вовлечения его в войну или вооруженные конфликты, а в случае возникновения внешней, внутренней или трансграничной военной угрозы жизненно важным интересам государства, общества и личности обеспечиваются условия для их мирного, демократического развития и их вооруженная защита» [12].

Обобщая приведенные подходы к определению военной безопасности, можно сделать вывод о том, что военная безопасность рассматривается с учетом таких показателей, как:

состояние защищенности от угроз (качественный показатель);

система мер по обеспечению готовности государства противостоять угрозам, а также система общественных отношений (системный показатель);

обладание определенным уровнем военного потенциала (количественный показатель).

Однако указанные подходы к определению военной безопасности не отражают ее правовой природы. Чтобы выяснить сущность военной безопасности Республики Беларусь и определить ее правовую природу, необходимо исследовать совокупность многочисленных объектов и предметов, процессов и явлений, связанных с межгосударственным разграничением и взаимодействием, проблемами военно-политических и военно-стратегических отношений.

На наш взгляд, при определении военной безопасности Республики Беларусь как социального явления необходимо учитывать ряд следующих существенных моментов:

территориально-географическое положение Республики Беларусь (нахождение в центре Европы, наличие общих границ с НАТО, отсутствие крупных энергетических, минерально-сырьевых и водных потенциалов);

степень военной интеграции с Российской Федерацией (единая система ПВО, общая граница Союзного государства со странами НАТО);

стабильность внутриполитической обстановки;

отсутствие ядерного оружия;

неиспользование космического пространства в военных целях.

Необходимость обеспечения военной безопасности как самостоятельного объекта защиты объясняется наличием специфических интересов личности, общества и государства, которые не всегда совпадают с интересами иностранных государств, общественных групп и отдельных граждан, а зачастую и противоположны им. В силу этого возникает проблема существования угроз и опасностей интересам личности, общества и государства в военной сфере.

Нельзя не согласиться с мнением А.С.Скворцова о том, что «угрозы постепенно утрачивают чисто военную направленность и все более приобретают комплексный характер» [13, с. 30].

Сегодня формирование повестки дня угроз военной безопасности Республики Беларусь является сложной самостоятельной задачей, выходящей за предмет исследования данной работы. Поэтому мы ограничимся лишь утверждением, что в период глобализации подробная классификация угроз военной безопасности Республики Беларусь на угрозы военно-политического, военно-стратегического, экономического и другого характера утратила свое значение. Различные уровни классификации угроз, в том числе и по степени важности, могут использоваться в статистических расчетах при решении конкретных практических задач по обеспечению военной безопасности. Представляется правомерным согласиться с мнениями В.Ю.Богдановича и А.Владимирова о том, что на геополитическую и военно-политическую обстановку наибольшее влияние будут оказывать такие глобальные угрозы, как:

военно-политические конфликты, вызванные геоэкономическим и информационным противоборством за ресурсы развития;

военно-политические конфликты, вызванные «новым национализмом», все более принимающие этнорелигиозный, расовый и цивилизационный характер;

неконтролируемое распространение оружия массового поражения;

конфликты, вызванные социально-экономическими причинами и катастрофической региональной демографией;

международный терроризм;

выход из рамок существующего международного права и самовольное применение военной силы в нарушение Устава ООН;

конфликты, вызванные территориально-пограничными спорами;

деятельность международных преступных сообществ по торговле наркотиками, людьми, человеческими органами, оружием [14, с. 37].

Исходя из комплексной оценки глобальных угроз военной безопасности Республики Беларусь ее главной целью следует считать укрепление суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь, строительство адекватной существующим и потенциальным угрозам системы обеспечения военной безопасности, создание благоприятных условий для реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности.

Особо следует остановиться на юридическом содержании обеспечения военной безопасности.

В процессе обеспечения военной безопасности возникают определенные правовые отношения, субъектами которых выступают, с одной стороны, белорусское государство с уполномоченными органами обеспечения военной безопасности, общество и граждане Республики Беларусь, а с другой стороны - иностранные государства, общественные объединения и отдельные граждане.

Из теории государства и права известно, что «любое правовое отношение связывает его участников взаимными позитивными правами и обязанностями, которые составляют главное специфическое содержание правоотношения» [15, с. 376]. Другими словами, содержание правоотношения состоит в субъективных правах и обязанностях его участников, а также в реальных действиях по их осуществлению.

Субъективное право обеспечения военной безопасности включает следующие правомочия:

право на принятие решений, имеющих юридически значимые последствия для состояния военной безопасности (право заключения международных договоров в сфере международной и региональной безопасности, право принятии Военной доктрины Республики Беларусь и т.д.);

право на действия в интересах обеспечения военной безопасности (право выделения контингента войск в региональные группировки, право проведения военных учений и т.д.);

право на требование исполнения принятых решений в сфере военной безопасности (право на обеспечение призывной кампании, право на контроль за обеспечением вооруженных сил вооружением и военной техникой и т.д.).

Субъективные обязанности обеспечения военной безопасности выступают как мера необходимого поведения субъектов обеспечения военной безопасности, возникающая вследствие конкретной нормы права или определенного юридического факта (война, акт терроризма и т.д.).

С учетом вышесказанного правовую категорию «военная безопасность», на наш взгляд, правомерно изложить в следующей редакции:

«Военная безопасность - это урегулированное нормами международного права состояние военно-стратегических, военно-политических и военных отношений с иностранными государствами, которое характеризуется отсутствием предпосылок для возникновения военных конфликтов и инцидентов путем заключения международных договоров и ведением политико-дипломатической, разведывательной, собственно военной и другой деятельности, а также защищенностью интересов личности, общества и государства в военной сфере посредством правовой регламентации деятельности государственных органов и установления юридической ответственности за нанесение ущерба этим интересам».

Нормативное закрепление понятия «военная безопасность»

Нормативное закрепление понятия «военная безопасность» нашло свое отражение на межгосударственном и внутригосударственном уровнях.

На межгосударственном уровне принято большое количество нормативных правовых документов в военно-политической сфере, базовым понятием которых выступает «военная безопасность».

Так, например, только между Республикой Беларусь и Россией заключен 31 международный договор в области международного военного сотрудничества и обороноспособности государств. Основными из них являются:

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 г.;

Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве от 19 декабря 1997 г.;

Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере от 19 декабря 1997 г.;

Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном использовании объектов военной инфраструктуры Республики Беларусь и Российской Федерации в интересах обеспечения безопасности государств от 16 октября 1998 г.;

Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.;

Концепция безопасности Союза Беларуси и России (решение Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 г. № 3);

Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России (решение Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России от 22 января 1998 г. № 4);

Концепция совместного оборонного заказа государств - участников Союза Беларуси и России (решение Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1998 г. № 5);

Концепция совместного технического обеспечения Региональной группировки войск (сил) Вооруженных Сил Республики Беларусь и Вооруженных Сил Российской Федерации от 9 декабря 1998 г.;

Военная доктрина Союзного государства (решение Высшего Государственного Совета от 26 декабря 2001 г. № 8).

Анализ приведенной базы нормативных правовых источников позволяет утверждать, что на межгосударственном уровне предпринимаются попытки дать юридическое определение такому социальному явлению, как военная безопасность. Однако такие определения не унифицированы, не отражают юридической природы рассматриваемого явления, а порой и вовсе отсутствуют.

Так, например, в п. 1.4 подраздела «Обеспечение военной безопасности государств-участников» Военной доктрины Союзного государства дефиниция военной безопасности отсутствует, а последняя раскрывается через цель как «создание благоприятных мирных условий для устойчивого и всестороннего развития государств-участников путем предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз» [16]. Далее приводятся принципы и направления ее обеспечения.

В Концепции военной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств от 9 октября 1992 г. Концепция военной безопасности (а не сама военная безопасность) определяется как «совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств - его членов от внешних угроз, обеспечение независимости, их территориальной целостности и политической стабильности» [17]. По мнению автора, Концепция, содержащая методологическую основу построения системы обеспечения военной безопасности, должна, прежде всего, определить ядро этой системы - дефиницию военной безопасности. Кроме того, конструкция «государств - его членов» в стилистическом аспекте представляется не совсем корректной.

В Соглашении между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере от 19 декабря 1997 г. в ст. 1 региональная военная безопасность определяется как «состояние военно-политической обстановки в регионе, при которой гарантируется защита национальных и общих интересов Союза Беларуси и России от потенциальных и реальных военных угроз» [18]. На наш взгляд, понятие «региональная военная безопасность» является производным от родового понятия «военная безопасность». В силу этого целесообразно вначале было бы определить само родовое понятие.

Заслуживает внимания с точки зрения законотворческой работы типовой проект «О военной безопасности», принятый Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества от 2 ноября 2002 г. № 3-16. В ст. 1 указанного документа содержится следующее определение: «Военная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, важнейший компонент национальной безопасности» [19]. По нашему мнению, приведенное определение является слишком общим и не отражает сущностно-содержательной стороны военной безопасности как социального явления.

Указанных недостатков в большей или меньшей степени лишено внутреннее законодательство Республики Беларусь.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390, речь идет не о военной безопасности, а о «безопасности Республики Беларусь в военной сфере» [20].

Военная доктрина Республики Беларусь определяет военную безопасность как «способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создания благоприятных условий для организации вооруженной защиты его интересов» [21].

Аналогичное определение содержится и в Законе Республики Беларусь «Об обороне» [22]. Следует обратить внимание на то, что в указанном Законе оборона определяется как «система правовых, политических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность государства», то есть оборона является главным обеспечивающим звеном военной безопасности. По мнению К.В.Фатеева, такой подход к отождествлению военной безопасности и обороны вполне логичен, поскольку «Республика Беларусь не включает в понятие военной безопасности геополитические факторы военного противоборства и не претендует на роль мировой либо региональной державы» [12].

На наш взгляд, это утверждение не совсем корректно, так как происходящие изменения мировой геополитической и геостратегической ситуации потребовали нового видения многих проблем военной безопасности. В силу этого отождествлять оборону и военную безопасность или утверждать, что оборона - главный компонент военной безопасности, представляется неправомерным.

Таким образом, проведенный анализ законодательства о военной безопасности на межгосударственном и внутригосударственном уровнях позволил автору в качестве совершенствования правовых основ обеспечения военной безопасности предложить рассмотрение необходимости принятия головного закона в военной сфере - Закона Республики Беларусь «О военной безопасности».

Необходимость разработки проекта Закона «О военной безопасности» вызвана тем, что действующий Закон Республики Беларусь «Об обороне», а также Военная доктрина Республики Беларусь в некоторых частях дублируют друг друга, перегружены положениями, связанными с регулированием отношений, касающихся не только обороны, но и деятельности по обеспечению военной безопасности. Жизнь настоятельно требует выделения и развития правовых норм, касающихся военной безопасности государства, с учетом принципиально новых угроз Республике Беларусь.

Заключение

. Многообразие подходов к определению понятия «военная безопасность» сводится к четырем основным группам. Она рассматривается как:

состояние защищенности от угроз;

система мер по обеспечению готовности государства противостоять угрозам;

система общественных отношений;

обладание определенным уровнем военного потенциала.

. На основе анализа социально-правовых процессов, происходящих в военной сфере, сформулировано авторское определение военной безопасности как правовой категории: «Военная безопасность - это урегулированное нормами международного права состояние военно-стратегических, военно-политических и военных отношений с иностранными государствами, которое характеризуется отсутствием предпосылок для возникновения военных конфликтов и инцидентов путем заключения международных договоров и ведением политико-дипломатической, разведывательной, собственно военной и другой деятельности, а также защищенностью интересов личности, общества и государства в военной сфере посредством правовой регламентации деятельности государственных органов и установления юридической ответственности за нанесение ущерба этим интересам».

. Субъективное право обеспечения военной безопасности включает следующие правомочия:

право на принятие решений, имеющих юридически значимые последствия для состояния военной безопасности (право заключения международных договоров в сфере международной и региональной безопасности, право принятия Военной доктрины Республики Беларусь и т.д.);

право на действия в интересах обеспечения военной безопасности (право выделения контингента войск в региональные группировки, право проведения военных учений и т.д.);

право на требование исполнения принятых решений в сфере военной безопасности (право на обеспечение призывной кампании, право на контроль за обеспечением вооруженных сил вооружением и военной техникой и т.д.).

. Субъективные обязанности обеспечения военной безопасности выступают как мера необходимого поведения субъектов обеспечения военной безопасности, возникающая вследствие конкретной нормы права или определенного юридического факта (война, акт терроризма и т.д.).

. Исследование проблемы соотношения обороноспособности страны и военной безопасности государства позволило автору прийти к выводу, что обороноспособность является одной из составляющих военной безопасности, ее внешним элементом.

. Подходы к определению понятия «военная безопасность» могут быть использованы как в процессе совершенствования законодательства, так и непосредственно при организации деятельности органов государственного управления. Кроме того, они могут служить методологической базой для подготовки ведомственных нормативных актов.

Литература

. Национальная безопасность: актуальные проблемы: курс лекций / А.Х. Шаваев [и др.]. - М.: Воен. акад. Ген. штаба Вооруж. Сил Рос. Федерации, 1999. - 418 с.

. Общая теория национальной безопасности: учеб. / под общ. ред. А.А. Прохожева. - 2-е изд., доп. - М.: РАГС, 2005.

. Гацко, М.Ф. О сущности военной безопасности России и ее правовом регламентировании / М.Ф. Гацко // Воен. мысль. - 2009. - № 8. - С. 13-20.

. Национальная безопасность Республики Беларусь: курс лекций / С.Н. Князев, А.В. Гулякевич. - 3-е изд., стер. - Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 178 с.

. Основы национальной безопасности России / М.И. Абдурахманов [и др.]; под общ. ред. В.Л. Манилова. - М.: Друза, 1998.

. Дамаскин, О.В. Развитие военного права в условиях глобализации военных угроз / О.В. Дамаскин // Рос. военно-правовой сб. - 2004. - № 1.

. Корсунь, В.П. К вопросу о показателях оценки оборонной безопасности России / В.П. Корсунь, Д.А. Токарев // Воен. мысль. - 2003. - № 4.

. Золотарев, В.А. Военная безопасность Государства Российского / В.А. Золотарев. - М.: Кучково поле, 2001.

. Арцибасов, И.Н. Правовые аспекты формирования военной доктрины России / И.Н. Арцибасов, Ю.Н. Жданов // Гос-во и право. - 1993. - № 4. - С. 3-9.

. Военная безопасность страны и вооруженные силы: проблемы и пути их решения / В.В. Соловьев [и др.]; под общ. ред. И.Н. Родионова. - М.: Воен. акад. Ген. штаба Вооруж. Сил Рос. Федерации, 1995. - 136 с.

. Коровянский, А.И. Военная безопасность Российской Федерации и ее обеспечение в современных условиях / А.И. Коровянский, В.И. Лутовинов. - М.: РАГС, 2006.

. Фатеев, К.В. Правовое содержание военной безопасности государства и ее обеспечение в XXI веке / К.В. Фатеев // Электрон. науч. изд. «Военное право» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Скворцов, А.С. Военная организация Российской Федерации - важнейший фактор национальной безопасности и основные направления ее совершенствования / А.С. Скворцов // Вестн. Акад. воен. наук. - 2008. - № 1 (22). - С. 30-34.

. Богданович, В.Ю. Теоретические основы анализа проблем национальной безопасности в военной сфере / В.Ю. Богданович. - Киев: Основа, 2006. - 296 с.

. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА, 2002. - 832 с.

. О Военной доктрине Союзного государства: постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства, 26 дек. 2001 г., № 8.

. Соглашение о Концепции военной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств (Бишкек, 9 окт. 1992 г.).

. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере (Минск, 19 дек. 1997 г.).

. О типовом проекте «О военной безопасности»: постановление Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества, 2 нояб. 2002 г., № 3-16.

. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2001 г., № 390 // Нац. Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007. - Режим доступа: #"justify">. Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 янв. 2002 г., № 74-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - № 6. - 2/826. - С. 26-36.

. Об обороне: Закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992 г., № 1902-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 119. - 2/1323.

Похожие работы на - Понятие, сущность и правовая природа военной безопасности государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!