Экономическая безопасность российского государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,78 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая безопасность российского государства

Содержание

Введение

Глава 1. Экономическая безопасность. Понятие, сущность, содержание

.1 Понятие и структура экономической безопасности

.2 Классификация угроз экономической безопасности России

.3 Механизм обеспечения экономической безопасности

Глава 2. Проблемы и особенности обеспечения экономической безопасности в России

.1 Проблемы в сфере обеспечения экономической безопасности

.2 Пути решения проблем обеспечения экономической безопасности

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами.

Изменения международной обстановки оказали существенное влияние на формирование новых подходов к политическим, экономическим и военным правоотношениям в странах мирового сообщества. При этом обеспечение безопасности государства является весьма тесно взаимосвязанным с разрешением вопросов в сфере экономики. Поскольку в современном мире отсутствует стабильность мира, и по-прежнему не сняты угрозы войны, проблема обеспечения безопасности государства и принятие конкретных мер в данном направлении являются довольно острыми и имеют актуальность как для конкретно взятого государства так и для всех мировых стран в целом.

В настоящее время в ряде государств можно наблюдать такие внутренние проблемы как:

осложнение социально-политических и внутриэкономических взаимоотношений: дефицитность государственного бюджета, высокий уровень безработицы, широкое распространение «теневых экономик», спад производства, политическую нестабильность и обострение социальной напряженности в обществе;

усиление стремлений отдельных государств к военно-технологическому превосходству над другими, использование «экономических рычагов» давления для достижения своих политических интересов.

повышение важности вопросов по соблюдению баланса позитивных и негативных сторон воздействия взаимоотношений между государствами на темпы преобразований в сфере экономики, обороноспособность государства.

Состояние научной разработанности темы работы нельзя обозначить как полностью состоявшееся. Теоретические проблемы, связанные с определением правовой природы и сущности экономической безопасности государства развивались и развиваются в работах В.В. Гончарова, М.Г. Буляткина, В.К. Сенчагова, М.И Королева, и др.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в сфере обеспечения экономической безопасности как российского государства в целом так и отдельных хозяйствующих субъектов, муниципальных образований.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты обеспечения экономической безопасности российского государства.

Целью работы является выявление теоретических основ и постановка проблем регулирования экономической безопасности страны. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

- дать понятие и определить структуру экономической безопасности;

классифицировать угрозы экономической безопасности России;

рассмотреть особенности механизма обеспечения экономической безопасности;

обозначить проблемы обеспечения экономической безопасности;

выявить и определить пути решения проблем обеспечения экономической безопасности.

Методологической основой исследования являются современные методы научного познания: общенаучные (анализ и синтез) и частно-научные (формально-логический, системно-структурный, сравнительно-юридический). Использование названных методов позволило всесторонне и комплексно изучить проблему, сделать теоретические обобщения, сформулировать практические выводы и рекомендации о необходимости совершенствования обеспечения экономической безопасности.

Структура работы обусловлена целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, имеющее внутреннее деление на пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Экономическая безопасность. Понятие, сущность, содержание

.1 Понятие и структура экономической безопасности

экономический безопасность финансовый

Понятие «безопасность» неразрывно связано с такими понятиями, как «устойчивость», «развитие», «уязвимость» и «управляемость».

Развитие, является одним из компонентов системы экономической безопасности. Если система не развивается, не приобретает новизну, то у нее резко снижается возможность выживания, сопротивляемость и приспосабливаемость к внутренним и внешним деструктивных факторам, характеризующим опасность, и условиям, влияющим на ее устойчивость.

Устойчивость и безопасность являются важнейшими характеристиками любой системы, в том числе направленной на функционирование и развитие экономической, коммерческой или предпринимательской деятельности. Устойчивость отражает стабильность и надежность структур и элементов системы.

Уязвимость системы - показатель, характеризующий степень его подверженности внешним и внутренним опасностям, т.е. степень его незащищенности. В более широком понятии: "уязвимость можно рассматривать как свойство любого материального объекта природы, техники или социума утрачивать способность к выполнению естественных или заданных функций в результате негативных воздействий опасностей определенного происхождения и интенсивности".

Управляемость системы представляет собой комплексную характеристику ее способности реагировать на целенаправленное воздействие с учетом антиципации на изменяющиеся характеристики внешней и внутренней среды.

В широком смысле экономическую безопасность можно определить в качестве многоуровневой структуры, в которую включены следующие компоненты:

международная экономическая безопасность;

экономическая безопасность отдельно взятых государств, регионов, фирм;

личная экономическая безопасность.

Все указанные элементы системы безопасности имеют тесную взаимосвязь между собой, образуя некую субординированную систему. Важно при этом заметить, что субстанцией, ядром этой системы выступает безопасность государства. Если на этом уровне проблемы экономической безопасности решаются должным образом, то и на уровне отдельно взятого субъекта хозяйствования, скажем фирмы, наблюдается то же самое. И наоборот, если государство не выполняет эту функцию, то у фирмы возникает сложности.

Трактовка категории экономической безопасности разными учеными является различной. По мнению В. Тамбовцева, под экономической безопасностью понимается совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы.

Л.И. Абалкин определяет экономическую безопасность в качестве состояния экономической системы позволяющего ее динамичное развитие, эффективное решение социальных задач с целью дачи возможности государству для выработки и проведения в жизнь независимой экономической политики.

Одним из важнейших компонентов экономической безопасности выступает признание основополагающих целей и приоритетных национальных государственных интересов России, которые существуют как в пределах границ страны, так вне таких границ.

Надежная защищенность в сфере экономической деятельности может быть достигнута за счет:

·разработки стратегии формирования основных задач достижения поставленной цели;

·определения тактики достижения намеченных целей;

·выделения области знаний, изучение которых необходимо для достижения цели, выработки средств познания и принципов, используемых для принятия решений;

·разработки и формирования практических и теоретических (научных) задач экономической безопасности.

В условиях транзитивной экономики национальные интересы государства направлены на создание условий стабильного развития общества. Обеспечение таких условий должно гарантировать наличие многоуровневой системы безопасности, в том числе и экономической. Как рассматривалось ранее, экономическая безопасность включает в себя различные уровни: государственный, региональный, отраслевой, фирмы, домашнего хозяйства и личности.

.2 Классификация угроз экономической безопасности России

Источники угроз - это условия и факторы, которые несут в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. Источники угроз различаются по естественно-природному, техногенному, социальному происхождению.

. К источникам угроз естественно-природного происхождения можно отнести:

природные процессы, которые приводят к изменению в худшую сторону состояний окружающей среды и людей;

экологические опасные воздействия, то есть стихийные бедствия, природные катастрофы, а также деятельность людей, направленные на изменения окружающей среды и изменения условий существования людей;

. К источникам угроз техногенного происхождения понимается состояние, внутренне присущим технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемым в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов. Примером может служить авария, т.е. опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств.

Аварии могут быть различных видов:

проектная промышленная - с определенными проектом исходными и конечными состояниями и предусмотренными системами безопасности, обеспечивающими ограничение последствий аварии с помощью установленных пределов;

химическая - возникающая на химически опасных объектах, с последствиями в виде пролива либо выброса опасных веществ, и которая приводит к заражению либо гибели людей, продовольствия, животных и растений, к химическому заражению окружающей природной среды.

. Определение источников угроз социального происхождения осуществляется через состояние, внутренне присущее социально-экономическому положению страны и общественно-политическому строю, реализуемое через совокупность условий, не обеспечивающих соответствие среды жизни человека его жизненным потребностям. Подобное состояние как правило перерастает конфликт в обществе и характеризуется острыми столкновениями социальных и политических групп. Конфликтная среда для подобного рода конфликтов обусловлена с помощью характеристик экономического состояния общества, социального самочувствия населения, авторитетности власти. В пример угроз социального можно привести снижение уровня жизни людей в результате неоптимального использования энергетических и материальных ресурсов, а также денежных средств,. В качестве последствий принятия ошибочных решений власти могут выступать потеря денежных средств, имущества и т.п.

К естественно-природным угрозам можно отнести следующие виды катастроф:

) глобальные природные: извержения вулканов, землетрясения, наводнения, смерчи, цунами, ураганы, температурные изменения: глобальные потепления, таяния ледников, магнитные бури, затмения, озоновые «дыры», загрязнения окружающей среды, нарушение природного баланса, эпидемии и т.п.;

) экологические: образование зон экологических бедствий, загрязнение вод и питьевой с том числе, гибель лесов, загрязнение воздуха, уничтожение флоры и фауны, различные радиоактивные загрязнения, выпад кислотных осадков, пожары и засухи.

При этом к приоритетным направлениям экономического развития России важно отнести деятельность по экологизации, т.е. по неуклонному и последовательному внедрению систем управленческих, технологических, и иных решений, направленных на повышение эффективности использования естественных условий и ресурсов, а также на улучшение или сохранение качества природной среды на местном, региональном и глобальном уровнях.

Техногенные внешние и внутренние угрозы на уровне страны Техногенные угрозы на уровне страны делят на внешние и внутренние. К внешним угрозам относят:

) глобальные производственные угрозы, возникающие при использовании химической и атомной энергии;

) загрязнение окружающей среды:

радиоактивное и геохимическое загрязнение отдельных частей планеты, происходящее при перемещении тяжелых металлов и концентрации их на ее поверхности;

выброс вредных веществ в атмосферу при производстве некачественного сырья и материалов;

нарушение технологических процессов, ядерные захоронения, последствия военных действий, наличие необратимых экологических процессов, информационный кризис, технологический кризис, инвестиционный кризис.

К внутренним угрозам относятся:

·катастрофы, аварии, пожары, произошедшие по причине несоблюдения технических режимов, устаревания технологий и оборудований:

·аварии на АЭС, ТЭЦ, ГЭС, ядерные взрывы;

·нарушения технологического процесса, ошибки в эксплуатации ядерного реактора;

·неквалифицированная эксплуатация промышленных объектов;

·загрязнение окружающей среды:

·повышение выбросов вредных веществ, производство вредных или некачественных товаров, загрязнение пищевых продуктов, промышленных товаров;

·загрязнение подземных и наземных вод, загазованность атмосферы, транспортное загрязнение, технологический и инвестиционный кризис.

В качестве главных направлений перспективного развития экономики в Российской Федерации по устранению техногенных угроз можно назвать следующие:

) эффективную промышленную политику, направленную на внедрение новых передовых технологий;

) внедрение и развитие механизмов государственной поддержки структурной экономики.

Угрозы социального происхождения на уровне страны подразделяют на внешние и внутренние.

К внешним угрозам относятся:

) тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;

) усиление импортной зависимости;

) рост внешнего долга.

Внутренними угрозами являются:

) усиление структурной деформации экономики;

) снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала;

) утечка из страны валютных ресурсов;

) углубление имущественного расслоения общества;

) чрезмерная открытость экономики;

) криминализация экономических отношений.

Для предотвращения социальных угроз необходимо следующее:

) анализ законодательства РФ по всем сферам экономической жизни;

) проведение структурных изменений с привязкой структуры производства к структуре рыночного спроса;

) использование огромных природных, людских и других ресурсов в качестве инструмента реализации национальных интересов;

) переход от стратегии «природных ресурсов» к стратегиям «преследования» и «передовых рубежей»;

) постепенная политическая и экономическая стабилизация.

Наᴎбоᴫее ʙероятныᴍᴎ угрозаᴍᴎ эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ Россᴎйсĸой Федерацᴎᴎ, на ᴫоĸаᴫᴎзацᴎю ĸоторых доᴫжна быть напраʙᴫена деятеᴫьность федераᴫьных органоʙ государстʙенной ʙᴫастᴎ, яʙᴫяются:

рост социальной дᴎфференцᴎацᴎᴎ насеᴫенᴎя ᴎ уроʙня бедностᴎ, что существенно нарушает соцᴎаᴫьный ᴍᴎр ᴎ общестʙенное согᴫасᴎе. Нарушение достигнутого социального баланса ᴎнтересоʙ граждан и их групп ᴍожет быть нарушен по следующим обстоятельствам:

рассᴫоенᴎя общестʙа на ᴍассы богатых и бедных людей у которых отсутствует уверенность в завтрашнем дне и их будущем;

повышения количества бедных сᴫоеʙ насеᴫенᴎя ʙ городе по срасвнению с дереʙенскими жителями, влияющего на рост напряженности и распространение таких оциальных негативных явлений как организованная преступность, нарĸоᴍанᴎя, простᴎтуцᴎя ᴎ т.п.;

роста безработᴎцы, влияющего на уровни соцᴎаᴫьных ĸонфᴫᴎĸтов;

задержĸи ʙыпᴫат заработной пᴫаты, останоʙĸи предпрᴎятᴎй, массовых сокращений ᴎ таĸ даᴫее.

деформации струĸтуры россᴎйсĸой эĸоноᴍᴎĸᴎ, обусᴫоʙᴫенной усилением топᴫᴎʙно-сырьеʙой напраʙᴫенностᴎ эĸоноᴍᴎĸᴎ, отстаʙанᴎем разʙедĸᴎ запасоʙ поᴫезных ᴎсĸопаеᴍых от ᴎх добычᴎ, нᴎзĸой ĸонĸурентоспособностью продуĸцᴎᴎ отечестʙенных производителей, сʙертыʙанᴎем проᴎзʙодстʙа ʙ жᴎзненно ʙажных отрасᴫях обрабатыʙающей проᴍышᴫенностᴎ, снᴎженᴎем резуᴫьтатᴎʙностᴎ, разрушенᴎем техноᴫогᴎчесĸих едᴎнстʙ научных ᴎссᴫедоʙанᴎй ᴎ разработоĸ, распадом научных ĸоᴫᴫеĸтᴎʙоʙ и соответственно подрыʙом научно-технᴎчесĸого потенцᴎаᴫа Россᴎᴎ, заʙоеʙанᴎем ᴎностранныᴍᴎ фᴎрᴍаᴍᴎ ʙнутренних рынĸов страны; прᴎобретенᴎем ᴎностранныᴍᴎ компаниями россᴎйсĸᴎх предпрᴎятᴎй ʙ цеᴫях ʙытесненᴎя отечестʙенной продуĸцᴎᴎ, ростом ʙнешнего доᴫга ᴎ сʙязанным с этᴎᴍ уʙеᴫᴎченᴎем расходной части бюджета.

возрастанᴎем нераʙноᴍерностᴎ соцᴎаᴫьно-эĸоноᴍᴎчесĸого разʙᴎтᴎя регᴎоноʙ.

К важнейшим факторам названной угрозы отнесем:

разᴫᴎчᴎя уровней соцᴎаᴫьно-эĸоноᴍᴎчесĸого разʙᴎтᴎя регᴎоноʙ, наᴫᴎчᴎе депрессᴎʙных, ĸрᴎзᴎсных ᴎ отстаᴫых ʙ эĸоноᴍᴎчесĸоᴍ отношенᴎᴎ районоʙ на фоне струĸтурных сдʙᴎгоʙ ʙ проᴍышᴫенноᴍ проᴎзʙодстʙе; нарушенᴎе проᴎзʙодстʙенно-техноᴫогᴎчесĸᴎх сʙязей ᴍежду предпрᴎятᴎяᴍᴎ отдеᴫьных регᴎоноʙ Россᴎᴎ; уʙеᴫᴎченᴎе разрыʙа ʙ уроʙне проᴎзʙодстʙа нацᴎонаᴫьного дохода на душу насеᴫенᴎя ᴍежду отдеᴫьныᴍᴎ субъеĸтаᴍᴎ Россᴎйсĸой Федерацᴎᴎ.

крᴎᴍᴎнаᴫᴎзацᴎю общестʙа ᴎ хозяйстʙенной деятеᴫьностᴎ, ʙызʙанную ростом безработᴎцы, сращᴎʙанᴎем частᴎ государстʙенных чиновников с органᴎзоʙанной преступностью, ʙозᴍожностью доступа ĸрᴎᴍᴎнаᴫьных струĸтур ĸ упраʙᴫенᴎю опредеᴫенной частью проᴎзʙодстʙом ᴎ ᴎх пронᴎĸноʙенᴎем ʙ разᴫᴎчные ʙᴫастные струĸтуры, осᴫабᴫенᴎем сᴎстеᴍы государстʙенного ĸонтроᴫя, приведшим к расшᴎренᴎю деятеᴫьностᴎ ĸрᴎᴍᴎнаᴫьных струĸтур на ʙнутренних фᴎнансоʙых рынĸа, ʙ сфере прᴎʙатᴎзацᴎᴎ, эĸспортно-ᴎᴍпортных операцᴎй ᴎ торгоʙᴫᴎ. Осноʙныᴍᴎ прᴎчᴎнаᴍᴎ, ʙызыʙающᴎᴍᴎ ʙознᴎĸноʙенᴎе уĸазанных угроз, яʙᴫяются неустойчᴎʙость фᴎнансоʙого поᴫоженᴎя предпрᴎятᴎй, небᴫагопрᴎятный ᴎнʙестᴎцᴎонный ĸᴫᴎᴍат, охраненᴎе ᴎнфᴫяцᴎонных процессоʙ ᴎ другᴎе пробᴫеᴍы, сʙязанные с фᴎнансоʙой дестабᴎᴫᴎзацᴎей ʙ эĸоноᴍᴎĸе.

Предотʙращенᴎе ᴎᴫᴎ сᴍягченᴎе посᴫедстʙᴎй дейстʙᴎй угроз эĸоноᴍᴎчесĸой безопасностᴎ Россᴎйсĸой Федерацᴎᴎ требует опредеᴫенᴎя ᴎ ᴍонᴎторᴎнга фаĸтороʙ, подрыʙающᴎх устойчᴎʙость соцᴎаᴫьно-эĸоноᴍᴎчесĸой сᴎстеᴍы государстʙа.

1.3 Основные направления и методы обеспечения экономической безопасности

Механизм обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;

деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации реализуется посредством государственной стратегии, которая должна учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в формировании структуры экономики и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для внедрения капитала в новое русло развития экономики.

Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит в создании системы гибкого регулирования рыночной экономики, куда целесообразно включить следующие основные подсистемы:

макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;

индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики;

более жесткое планирование деятельности государственных предприятий, государственных заказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.

К другому важнейшему аспекту стратегии экономической безопасности можно отнести свойство национальной валюты к устойчивости. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

Следует заметить, что важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной системы контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности РФ.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить:

формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;

исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;

долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.

Многообразная роль системы государственного и хозяйственного управления в обеспечении экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена выполнением присущих его механизму функций, в том числе следующих.

Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства. Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости от складывающихся условий. В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами. В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

Таким образом, повышение экономической безопасности России в большой степени зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей, которая предусматривает: борьбу с монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

Глава 2. Проблемы и особенности обеспечения экономической безопасности в России

.1 Проблемы в сфере обеспечения экономической безопасности

Прежде чем определим некоторые проблемные аспекты в сфере обеспечения безопасности, необходимо выделить уровни возникновения данных проблем.

Первым уровнем является глобальная экономическая безопасность, то есть восприимчивость России к угрозам со стороны глобальной экономики третьих стран. Данный уровень имеет также название международная или внешняя безопасность, однако более точным в научной литературе считается определение указанного уровня через термин «глобальный». В качестве второго уровня безопасности выступает региональная безопасность.

Рассмотрим проблемы глобальной экономической безопасности России.

Проблемы глобальной безопасности находятся в тесной взаимосвязи с задачами гармонизации сфер экономики. В качестве одной из основных причин мирового финансового кризиса можно назвать существенное увеличение количества финансовых инструментов, а также снижение отражения данными инструментами процессов, происходящих в реальном секторе экономики. В центре кризисных явлений оказалась финансовые и банковские институты, с накопительными и процессами использования остатков денежных средств на банковских, государственных и счетах предприятия и т.д.

Процесс гармонизации уравновешивает основные сферы и секторы экономики между собой.

Равновесие может быть лишь при масштабном росте внутригосударственных объемов массового производства. При этом обязательна обеспеченность достаточно высоких темпов роста промышленных отраслей производства, в том числе и топливно-энергетического комплекса.

Важно осуществить решение проблемы внедрения в производство конкурентоспособных передовых технологий.

По оценке специалистов, наибольший потенциал в производстве имеют ресурсодобывающие отрасли производства, однако существенное отставание наблюдается в его перерабатывающих и обрабатывающих секторах, а также на низком уровне находится машиностроительная отрасль.

Заметным приростом в последние девятилетие отличились отрасли связи и транспорта.

По мнению некоторых ученых, определение конкурентоспособности отдельных отраслей экономики возможно благодаря повышенному уровню новизны технологий. Таким образом, несмотря на достижение темпов роста по отдельным видам продуктов в России в последние годы от 15 до 20% в год, на мировом рынке уровень продаж остается на показателе не выше одного процента.

В России наблюдается зависимость технологического уровня экономики от таких основополагающих факторов как инновации и инвестиции. В сфере инвестиций в России наблюдается существенный спад ввиду санкций, введенных в 2014 году США и странами Евросоюза. В сфере инноваций в России также не наблюдается особого прогресса - их доля по состоянию на 2015 года не выше 10%.

Таким образом, можно констатировать присутствие конкурентоспособных технологий, машин и оборудования, включая импорт, на уровне такого же удельного веса и в технологической базе государства.

Еще одной проблемой России является проблема продовольственной безопасности.

Наблюдается неэффективное использование сельскохозяйственных угодий: на Россию приходится примерно 10% мировых их запасов, а доля страны в мировом агропромышленном производстве не поднимается выше 1,34%.

Основной причиной данной проблемы является бесхозность и неиспользование около 30% пахотных земель. При наличии в России около 250 млн. га сельскохозяйственных угодий, доля производства необходимого населению страны продовольствия составляет не выше 65%, когда как в Европе лишь около 100 млн. га угодий, которые при полном использовании обеспечивают ее население продуктами питания. В Японии всего около 5 млн. га угодий, которые обеспечивают питанием примерно на 80% 122 млн. граждан страны. В настоящее время наблюдается незначительное повышение производства российских продовольственных товаров ввиду введения экономических санкций, однако для достижения более высоких результатов России необходимо и увеличение инвестиций и инноваций в сельское хозяйство.

К еще одной из проблем экономической безопасности относится сокращение трудовых ресурсов. По мнению некоторых исследователей, в 2025 г. может произойти существенное сокращение трудоспособного населения на 17 млн. человек, и, напротив, увеличение количества граждан пенсионного возраста на 7 млн. человек. Специалисты ООН также бьют тревогу, прогнозируя стремительный демографический спад.

По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных граждан может снизиться на 42-43%, т.е. на 40 млн. человек.

Специалисты предлагают лишь один выход из сложившейся ситуации, - существенное как минимум в 4-5 раз увеличение производительности труда. К приоритетным направлениям развития экономики, необходимым для совершения прорыва и многократного увеличения производительности труда, обеспечения конкурентоспособности российской продукции важно отнести разработку и реализацию национальных инновационных программ и проектов. Программы должны быть адресными и обеспеченными реальными ресурсами.

По мнению некоторых исследователей подобный инновационный процесс должен разрабатываться профессиональными инженерами. При правильном выборе принципов инновационного развития государства, они смогут дать подтолкнуть российскую экономику к прогрессу.

В настоящее время наблюдается весьма низкие показатели интеллектуальной составляющей всех отраслей российского производства - не выше 1 %, когда как в западных странах она может достигать 25-30%. Причина заключается в резком снижении, по сравнению с СССР, регистраций патентов на изобретения - не более 20 тыс. в год, из которых только 5% используется в промышленности. Преодоление данной проблемы возможно в случае разработке Министерством образования необходимых образовательных программ для подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере промышленности.

В качестве одной из причин экономического отставания России можно назвать отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии страны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» в России была принята Концепция национальной безопасности государства. Указанный документ сформулировал приоритетные принципы политики государства, направления национальных интересов, виды угроз национальной безопасности в Российской Федерации.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года должна мобилизовать все факторы развития национальной экономики, способствовать улучшению качества жизни людей, обеспечению политической стабильности, укреплению обороны страны, повышению уровня безопасности и правопорядка, конкурентоспособности и росту международного престижа Российской Федерации.

Важно также осуществить обеспечение единства государственной политики в системе управления решением стратегических задач. Необходимо создание специального органа управления, способного на научной основе определить объемы ресурсов страны, оценить возможности науки, внедрить и отладить систему натуральных и стоимостных балансов. Построение комплексной стратегии долгосрочного развития страны возможно, на наш взгляд лишь при четком соблюдении вышеперечисленных условий.

3.2 Пути решения проблем обеспечения экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности имеет в качестве основной стратегической цели создание приемлемых условий для жизни и развития граждан, обеспечение стабильности в обществе и сохранение целостности государства, успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения.

Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

К приоритетным задачам обеспечения экономической безопасности, можно отнести:

повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

развитие внешней торговли при соблюдении экономических интересов России;

увеличение экспорта за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров;

последовательное внедрение политики замещения импортных товаров российскими;

осуществление продвижение отечественного экспорта на внешние рынки для наращивания позиций на товарных мировых рынках;

создание обеспечение наиболее благоприятных условий обслуживания и погашения внешнего долга страны;

стабилизация курса рубля по отношению иным валютам;

обеспечение бесперебойной работы железнодорожных, автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов, межсистемных и межрегиональных линий электропередач, соединяющих Россию с внешними рынками. В условиях санкций возможности России являются ограниченными ввиду невозможности продвижения российских товаров на большое количество европейских рынков.

Сущность главной цели экономической стратегии заключается в скорейшем выходе России из мирового экономического кризиса и восстановлении экономического роста страны. Для осуществления подобного восстановления необходима новая основа и разработка новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики.

Приоритетами экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2015-2018 годы) станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.

К основным приоритетам следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2014 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться под влиянием следующих факторов: скорость выхода мировой экономики из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы; степень адаптации российских компаний и банков к кризису и повышение их конкурентоспособности, а также динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний; эффективность реализации мер государственной антикризисной политики, а также мероприятий по модернизации экономики.

Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов. Внутренние факторы все в большей степени будут определять, как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.

Заключение

Одной из самых приоритетных задач любого государства в настоящее является достижение уровня безопасности, способного к обеспечению внутренней стабильности и активного участия страны в международном разделении труда и одновременную гарантию ее государственной безопасности. Экономическая безопасность государства является неотъемлемой частью национальной безопасности, и представляет собой состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, со способностью к обеспечению поступательного развития общества, его экономической и социально-политической стабильности в условиях наличия санкций и иных неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Экономическую безопасность государства можно определить с помощью уровня развития производительных сил и состояния социально-экономических отношений, развития научно-технического прогресса и использования его достижений в различных отраслях экономики, внешнеэкономического обмена и международной обстановки.

Материальной основой экономической безопасности выступают различные производительные силы, способные к обеспечению расширенного воспроизводства, цивилизованного уровня жизни граждан и экономической независимости государства. Экономической безопасностью государства обусловлено как его успешное экономическое развитие, но и важность внедрения и функционирования механизмов защиты национальных экономических интересов.

Одним из важнейших элементов стратегического планирования в сфере национальной безопасности выступает ее стратегия, т.е. базовый документ в секторе государственной безопасности, на основании которого устанавливаются права ответственных лиц. На принятие важных управленческих решений.

Устойчивое развитие экономики и постоянное повышение уровня благосостояния граждан невозможно без обеспечения экономической безопасности государства. Защита национальных интересов и формирование стратегии экономической безопасности - важнейшие функции государства, реализация которых невозможна без системы механизмов саморегулирования и регулирования.

Государство должно внедрять в общественную жизнь комплекс мер по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

Библиографический список

1.О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2117.

2.О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

.О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

4.Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 2014. № 6.

5.Герасимов К.Б. Экономическая безопасность: учеб. Пособие. - Самара, 2011.

6.Градов А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики // Экономическая наука современной России. 2013. № 3.

7.Греков М.Н. Правовое регулирование фондового рынка России в условиях экономических санкций // Банковское право. 2014. № 6.

8.Колосов А.В. Экономическая безопасность хозяйственных систем. - М., 2014.

.Королев М.И. Экономическая безопасность фирмы: теория, практика. - М., 2013.

10.Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. - М., 2013.

11.Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. Изд-е 2-е перераб. и доп. М., 2014.

12.Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. М.,. 2014.

.Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты // Экономист. 2014. № 9.

.Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики. Учеб. пособие. Изд. 3-е, доп. СПб., 2014.

15.Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. Изд-е 4-е перераб. и доп. М., 2015.

16.Новикова З.Т. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов М., 2013.

17.Рачков И.В. Экономические санкции с точки зрения права ГАТТ/ВТО // Международное правосудие. 2014. № 3.

.Сапожникова Н.Г. Источники финансирования инновационной деятельности корпораций: учетный аспект // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 34.

19.Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 2015. №1.

.Сухарев О.Национальное богатство и структурная политика // Экономист. 2013. № 2.

Похожие работы на - Экономическая безопасность российского государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!