Риск-менеджмент и организационно-управленческий анализ ООО 'Мебель-Стиль'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    195,63 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Риск-менеджмент и организационно-управленческий анализ ООО 'Мебель-Стиль'

Введение

В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность денежных потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски. Финансовые риски - это коммерческие риски. Понятие управление риском тесно связано с предпринимательской деятельностью. Для успешного существования в условиях современной динамично развивающейся рыночной экономики бизнесу необходимо решаться на модернизацию, перевооружение, и на смелые, неординарные действия - все это увеличивает риск. Здесь на первый план и выходит риск менеджмент или управление риском, который позволяет оценить степень риска и управлять самим риском, чтобы добиваться эффективных результатов при минимальных потерях.

Целью данной работой является изучения риск-менеджмента на предприятии и организационно-управленческий анализ ООО «Мебель-Стиль».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основные понятия риск-менеджмента и классификацию рисков, а также методы и инструментарий риск-менеджмента;

написать общую характеристику предприятия ООО «Компания Мебель-Стиль»;

выработать рекомендации по совершенствованию.

Объектом работы является деятельность предприятия ООО «Мебель-Стиль».

Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, двух разделов - теоретического и практического, заключения (предлагаемые мероприятия по улучшению системы), списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты риск-менеджмента

.1 История теории риск-менеджмента

менеджмент риск управленческий предприятие

Теория риск-менеджмента основывается на трех базовых понятиях: полезности, регрессии и диверсификации.

В 1738 году швейцарский математик Даниил Бернулли дополнил теорию вероятностей методом полезности или привлекательности того или иного исхода событий. Идея Бернулли состояла в том, что в процессе принятия решения люди уделяют больше внимания размеру последствий разных исходов, нежели их вероятности.

В конце XIX века английский исследователь Ф. Гальтон предложил считать регрессию или возврат к среднему значению универсальной статистической закономерностью. Суть регрессии трактовалась им как возврат явлений к норме с течением времени. Впоследствии было доказано, что правило регрессии действует в самых разнообразных ситуациях, начиная с азартных игр и расчета вероятности возникновения несчастных случаев, и заканчивая прогнозированием колебаний экономических циклов.

1.2 Основные понятия риск менеджмента

Риск - это процедуры, непосредственно связанные с решением вопросов неопределенности при ситуациях выбора, в процессе риск менеджмента имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, фиаско и отклонения от цели.

Управление риском или риск менеджмент - это бизнес процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые минимизируют отрицательные и максимизируют положительные последствия наступления рисковых событий. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой систему менеджмента риска и управления финансовым риском и отношениями между субъектами, возникающими в процессе этого управления, включая в себя как тактику, так и стратегию управления риском.

В риск - менеджменте выделяют следующие основные направления:

теория, понятие и сущность рисков;

характеристики риска;

расчет и анализ рисков;

страхование рисков;

управление финансовыми рисками, методы управления, риск-менеджмент;

виды и классификация рисков;

процедура проведения оценки рисков с помощью методов качественного и количественного анализа рисков;

построение комплексной системы управления рисками предприятия - системы риск менеджмента.

1.3 Управление финансовыми рисками

Финансовые риски на предприятии тесно связаны с принятием управленческих решений в условиях неопределенной внешней бизнес-среды. Результаты управления финансовыми рисками предприятия зависят как от понимания высшими менеджерами компании тех процессов, которыми они должны управлять, так и знания факторов управления риском и модели управления. Для повышения эффективности современные предприятия вынуждены строить у себя систему управления финансовыми рисками на предприятии, эффективную и надежную. В основе управления финансовыми рисками лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения прибыли в резко изменяющейся и неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная цель, к которой стремится процедура управления финансовыми рисками предприятия соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении максимальной прибыли при минимальном, или хотя бы, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска. Такую задачу на современном предприятии и решает риск менеджмент, который представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Если рассматривать управление финансовыми рисками (риск менеджмент) как систему, то она включает в себя две подсистемы: управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления). Объектом управления в риск-менеджменте являются непосредственно сам риск, рисковые финансовые операции, связанные с инвестированием, и экономические отношения между хозяйствующими субъектами. К таким отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между партнерами и конкурентами и т.д. Субъектом управления в структуре управления финансовыми рисками предприятия является специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая с помощью различных приемов осуществляет целенаправленное функционирование объектов управления, попадающих под категорию финансовых рисков.

1.4 Прогнозирование рисков

Методы социально-экономического прогнозирования. Кратко рассмотрим различные методы эконометрического прогнозирования (предсказания, экстраполяции), используемые в социально-экономической области. Как часть теории принятия решений существует научная дисциплина "Математические методы прогнозирования". Ее целью является разработка, изучение и применение современных математических методов эконометрического (в частности, статистического, экспертного, комбинированного) прогнозирования социально-экономических явлений и процессов, причем методы должны быть проработаны до уровня, позволяющего их использовать в практической деятельности экономиста, инженера и менеджера. К основным задачам этой дисциплины относятся разработка, изучение и применение современных математико-статистических методов прогнозирования. Наиболее перспективными являются непараметрические методы. Они включают метод наименьших квадратов с оцениванием точности прогноза, адаптивные методы, методы авторегрессии и др. Не менее необходимо развитие теории и практики экспертных методов прогнозирования. В том числе методов анализа экспертных оценок на основе статистики нечисловых данных. Особенно актуальна разработка методов прогнозирования в условиях риска, а также комбинированных методов прогнозирования с использованием совместно экономико-математических и эконометрических (как статистических, так и экспертных) моделей.

Теоретической основой методов прогнозирования являются математические дисциплины (прежде всего, теория вероятностей и математическая статистика, дискретная математика, исследование операций), а также экономическая теория, экономическая статистика, менеджмент, социология, политология и другие социально-экономические науки.

Как общепринято со времен основоположника научного менеджмента Анри Файоля, прогнозирование и планирование - основа работы менеджера. Сущность эконометрического прогнозирования состоит в описании и анализе будущего развития, в отличие от планирования, при котором директивным образом задается будущее движение.

Часто оказывается полезным промежуточный путь между прогнозированием и планированием - так называемое нормативное прогнозирование. При его применении сначала задается цель (т.е. «норма», которой необходимо следовать). Затем разрабатывается система мероприятий, обеспечивающая достижение этой цели, и изучаются характеристики этой системы (объем необходимых ресурсов, в том числе материальных, кадровых, финансовых, временных, возникающие риски и т.п.).

Роль прогнозирования в управлении страной, отраслью, регионом, предприятием очевидна. Необходимо учитывать СТЭЭП-факторы (т.е. социальные, технологические, экономические, экологические, политические), факторы конкурентного окружения и научно-технического прогресса. А также прогнозирование расходов и доходов предприятий, населения и общества в целом. Проблемы внедрения и практического использования математических методов эконометрического прогнозирования для управления рисками и принятия решений связаны прежде всего с отсутствием в нашей стране достаточно обширного опыта подобных исследований.

Статистические методы прогнозирования. Наиболее часто используется метод наименьших квадратов при небольшом числе факторов (1-5). Метод наименьших модулей и другие методы экстраполяции применяются реже, хотя их статистические свойства зачастую лучше.

Оценивание точности прогноза - необходимая часть процедуры квалифицированного прогнозирования. При этом обычно используют вероятностно-статистические модели восстановления зависимости, например, строят наилучший прогноз по методу максимального правдоподобия (при использовании параметрических моделей). Разработаны параметрические (обычно на основе модели нормальных ошибок) и непараметрические оценки точности прогноза и доверительные границы для него (на основе Центральной Предельной Теоремы теории вероятностей). Так, в Институте высоких статистических технологий и эконометрики предложены и изучены методы доверительного оценивания точки наложения (встречи) двух временных рядов и их применения для оценки динамики технического уровня собственной продукции и продукции конкурентов, представленной на мировом рынке.

Применяются также эвристические приемы, не основанные на какой-либо теории: метод скользящих средних, метод экспоненциального сглаживания. Адаптивные методы прогнозирования позволяют оперативно корректировать прогнозы при появлении новых точек.

Многомерная регрессия - основной на настоящий момент эконометрический аппарат прогнозирования. Подчеркнем, что нереалистическое предположение о нормальности погрешностей измерений и отклонений от линии (поверхности) регрессии использовать не обязательно. Однако для отказа от предположения нормальности необходимо опереться на иной математический аппарат, основанный на многомерной центральной предельной теореме теории вероятностей и эконометрической технологии линеаризации. Он позволяет проводить точечное и интервальное оценивание параметров, проверять значимость их отличия от 0 в непараметрической постановке, строить доверительные границы для прогноза.

Весьма важна проблема проверки адекватности модели, а также проблема отбора факторов. Дело в том, что априорный список факторов, оказывающих влияние на отклик, обычно весьма обширен, желательно его сократить. Крупное направление современных эконометрических исследований посвящено методам отбора "информативного множества признаков". Однако эта проблема пока еще окончательно не решена. Проявляются необычные эффекты. Так, установлено, что обычно используемые статистические оценки степени полинома при росте объемы выборки имеют геометрическое распределение.

Перспективны непараметрические методы оценивания плотности вероятности и их применения для восстановления регрессионной зависимости произвольного вида. Наиболее сильные результаты в этой области получены с помощью подходов статистики нечисловых данных

К современным статистическим методам прогнозирования относятся также модели авторегрессии, модель Бокса-Дженкинса, системы эконометрических уравнений, основанные как на параметрических, так и на непараметрических подходах.

Для установления возможности применения асимптотических результатов при конечных объемах выборок полезны компьютерные статистические технологии. Они позволяют также строить различные имитационные модели. Отметим полезность методов размножения данных (бутстреп-методов). Системы прогнозирования с интенсивным использованием компьютеров объединяют различные методы прогнозирования в рамках единого автоматизированного рабочего места прогнозиста.

Прогнозирование на основе данных, имеющих нечисловую природу, в частности, прогнозирование качественных признаков основано на результатах статистики нечисловых данных. Весьма перспективными для прогнозирования представляются регрессионный анализ на основе интервальных данных, включающий, а также регрессионный анализ нечетких данных. Общая постановка регрессионного анализа в рамках статистики нечисловых данных и ее частные случаи - дисперсионный анализ и дискриминантный анализ (распознавание образов с учителем) дает единый подход к формально различным методам, традиционно рассматриваемым как принципиально различные. Она полезна при программной реализации современных статистических методов прогнозирования.

Экспертные методы прогнозирования. Отметим большое практическое значение экспертиз при сравнении и выборе инвестиционных и инновационных проектов, при управлении проектами, экологических экспертиз. Роли лиц, принимающих решения (ЛПР), и специалистов (экспертов) в процедурах принятия решений, критерии принятия решений и место экспертных оценок в процедурах принятия решений рассматриваются в экспертологии - научно-практической дисциплине, посвященной методам экспертных оценок. На ее основе формируются конкретные процедуры подготовки и принятия решений с использованием методов экспертных оценок, например, процедуры распределения финансирования научно-исследовательских работ (на основе балльных оценок или парных сравнений), технико-экономического анализа, кабинетных маркетинговых исследований (противопоставляемых "полевым" выборочным исследованиям), оценки, сравнения и выбора инвестиционных проектов. В качестве примеров конкретных экспертных процедур, широко используемых при прогнозировании, укажем метод Дельфи и метод сценариев.

Экспертные оценки могут быть получены в различных математических формах. Наиболее часто используются количественные или качественные (порядковые, номинальные) признаки, бинарные отношения (ранжировки, разбиения, толерантности), интервалы, нечеткие множества, результаты парных сравнений, тексты и др. Основные понятия (репрезентативной) теории измерений: основные типы шкал, допустимые преобразования, адекватные выводы и др. - важны применительно к экспертному оцениванию. Необходимо использовать средние величины, соответствующие основным шкалам измерения. Применительно к различным видам рейтингов репрезентативная теория измерений позволяет выяснить степень их адекватности прогностической ситуации, предложить наиболее полезные для целей прогнозирования.

Проблемы применения методов прогнозирования в условиях риска. Многочисленны примеры ситуаций, связанных с социальными, технологическими, экономическими, политическими, экологическими и другими рисками. Именно в таких ситуациях обычно и необходимо прогнозирование. Известны различные виды критериев, используемых в теории принятия решений в условиях неопределенности (риска). Из-за противоречивости решений, получаемых по различным критериям, очевидна необходимость применения оценок экспертов.

В конкретных задачах прогнозирования необходимо провести классификацию рисков, поставить задачу оценивания конкретного риска, провести структуризацию риска, в частности, построить деревья причин (в другой терминологии, деревья отказов) и деревья последствий (деревья событий). Центральной задачей является построение групповых и обобщенных показателей, например, показателей конкурентоспособности и качества. Риски необходимо учитывать при прогнозировании экономических последствий принимаемых решений, поведения потребителей и конкурентного окружения, внешнеэкономических условий и макроэкономического развития России, экологического состояния окружающей среды, безопасности технологий, экологической опасности промышленных и иных объектов. Метод сценариев незаменим применительно к анализу технических, экономических и социальных последствий аварий.

Имеется некоторая специфика применения методов прогнозирования в ситуациях, связанных с риском. Велика роль функции потерь и методов ее оценивания, в том числе в экономических терминах. В конкретных областях используют вероятностный анализ безопасности (для атомной энергетики) и другие специальные методы.

Этапы риск-менеджмента

В риск-менеджменте принято выделять несколько ключевых этапов:

на первом этапе происходит выявление риска с сопутствующей оценкой вероятности его реализации и масштаба последствий;

на втором этапе осуществляется разработка риск-стратегии с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий;

на третьем этапе выбираются методы и инструменты управления выявленным риском;

на четвертом этапе производится непосредственное управление риском;

на заключительном этапе оцениваются достигнутые результаты и корректируется риск-стратегия.

Ключевым этапом риск-менеджмента считается этап выбора методов и инструментов управления риском.

.5 Методы и инструментарий риск-менеджмента

Базовыми методами риск-менеджмента являются отказ от риска, снижение, передача и принятие.

Риск-инструментарий значительно шире. Он включает политические, организационные, правовые, экономические, социальные инструменты, причем риск-менеджмент как система допускает возможность одновременного применения нескольких методов и инструментов риск-управления.

Наиболее часто применяемым инструментом риск-менеджмента является страхование. Страхование предполагает передачу ответственности за возмещение предполагаемого ущерба сторонней организации (страховой компании). Примерами других инструментов могут быть:

отказ от чрезмерно рисковой деятельности (метод отказа),

профилактика или диверсификация (метод снижения),

аутсорсинг затратных рисковых функций (метод передачи),

формирование резервов или запасов (метод принятия).

Существование рисков как неотъемлемой части предпринимательской деятельности привело к необходимости разработки конкретных методов и приемов их выявления при принятии и реализации управленческих решений. Предприятия работают в различных условиях конкурентной среды, имея разную внутреннюю среду, уровень производственного потенциала, кадровый состав и т.д. В связи с этим у каждого предприятия возникают риски, непосредственно присущие только данной компании и связанные со спецификой производственной, технологической, коммерческой, финансовой и других видов деятельности. Важно своевременно их выявить и определить вероятность наступления, время наступления, а также возможный ущерб.

Классификация рисков. Эффективность организации управления рисками во многом определяется их классификацией, которая создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском.

К природным рискам относятся риски стихийных бедствий, такие как землетрясения, наводнения, ураганы, тайфуны, удары молнии, извержения вулканов и т.д.

Техногенные риски связаны с хозяйственной деятельностью человека.

Чистые (простые) риски, или статические, практически всегда наносят предприятию ущерб, то есть связаны только с потерями для предпринимательской деятельности. Это риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности или неудовлетворительной организации.

Спекулятивные риски, или динамические, - это риски непредвиденных изменений стоимостных оценок управленческих решений фирмы, а также изменения рыночных отношений или политических обстоятельств. Они характеризуются тем, что могут быть связаны как с потерями, так и с получением дополнительной прибыли по отношению к ожидаемым результатам.

Производственные риски - это риски, характерные для производственной деятельности и связанные с убытками от остановки производства по различным причинам, а также с неадекватным использованием техники и технологии, основных и оборотных фондов, производственных ресурсов и рабочего времени.

Финансовые риски - это риски, связанные с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски, кредитные риски, риски прямых финансовых потерь). По типу потерь финансовые риски разделяют на прямые имущественные риски и риски, связанные с обязательствами, т.е. риск убытков по вине конкурентов, сотрудников или партнеров в связи с изменениями условий выполнения обязательств.

Имущественные риски - это риски, связанные с возможностью потерь имущества по различным причинам: кражи, диверсии, халатность, перенапряжения технической и технологической систем, порчи и т.п.

Под коммерческим риском понимается риск, связанный с предпринимательской деятельностью, ориентированной на получение максимальной прибыли и возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предприятием.

Социальные риски непосредственно связаны с жизнью, здоровьем и трудоспособностью работников предприятия, а также их личностными характеристиками и условиями труда.

1.6 Основные причины возникновения внешних и внутренних рисков

Предпринимательский риск связан со случайными потерями предпринимательской прибыли. Потери в предпринимательской деятельности разделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени и специальные виды потерь.

Материальные потери проявляются в дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т.д. Материальные потери измеряются в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов, т.е. в физических единицах веса, объема, площади и др., а также в стоимостном выражении, в денежных единицах. Для этого потери в физическом измерении переводятся в стоимостные путем умножения его на цену единицы соответствующего материального ресурса. Для достаточного количества материальных ресурсов, стоимость которых заранее известна, потери можно сразу оценивать в денежном выражении. Трудовые потери представляют собой потери рабочего времен, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость одного часа. Финансовые потери - это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг, невозвратом долгов, неоплатой покупателем поставленной ему продукции. Временные финансовые потери могут быть обусловлены замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов, изменением валютного курса рубля, инфляцией и др. Потери времени существуют тогда, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода и прибыли приводят случайные потери рабочего времени. Специальные виды потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предприятия, а также в виде других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий, чаще всего их крайне трудно определить в количественном и тем более в стоимостном выражении.

Профессиональные риски связаны с выполнением должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Инвестиционные риски возникают при вложении инвесторами средств в инвестиционные объекты с целью получения прибыли. Различают систематический и несистематический риски; риски реального и финансового инвестирования.

Транспортные риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине транспортировки товара; различают морские, воздушные и наземные.

Банковские риски представляют собой опасность потерь в банковских операциях, они могут иметь внешние причины возникновения (страновый и валютный) и внутренние, такие как риски пассивных и активных операций, риски, связанные со спецификой клиента.

Страховой риск связан с неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах перестрахования, формирования страховых резервов и т.п.

Организация системы риск-менеджмента на предприятии. Одни и те же риски могут встречаться в различных областях производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому при управлении рисками главное - идентифицировать возможные области риска применительно к исследуемому предприятию. Риск количественно характеризуется субъективной оценкой ожидаемой величины максимального и минимального доходов (убытков) от конкретного вложения капитала. При этом, чем больше диапазон между возможным максимальным и минимальным доходами (убытками) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Степень риска - это вероятность наступления рискового события; чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше и степень риска. Факторы, влияющие на величину степени риска, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся причины, возникающие во внешней среде предприятия, то есть не зависящие непосредственно от деятельности фирмы. Например, политические, экономические и экологические кризисы, таможенная, налоговая, бюджетная политика государства. Субъективные факторы связаны непосредственно с внутренней средой фирмы и характеризуют ее деятельность: уровень производительности труда, уровень технического и технологического оснащения, производственный потенциал, система управления, организация труда, маркетинговая, ценовая, инвестиционная политика предприятия.

Риск-менеджмент характеризуется совокупностью методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисков и принимать решения по воздействию на них. Стратегия управления риском строится в зависимости от направлений деятельности предприятия. Для эффективного управления риском на предприятиях может создаваться специальное подразделение - отдел управления рисками. Во главе его стоит риск-менеджер, который занимается исключительно проблемами управления риском и координирует деятельность всех подразделений в плане регулирования риска и обеспечения компенсации возможных потерь и убытков. Риск-менеджер формирует организационную структуру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с этой деятельностью.

Глава 2. Организационно-управленческий анализ деятельности предприятия

.1 Общая характеристика предприятия

Компания «Мебель-Стиль» - современное, динамично развивающееся предприятие. В распоряжении Компании имеется самое современное оборудование для производства недорогой офисной мебели (Москва), что позволяет гарантировать ее высокое качество. «Мебель-Стиль» тесно сотрудничает с зарубежными фабриками и активно использует передовой опыт, осваивая инновационные технологические процессы. Основа предприятия - высококвалифицированные кадры. Специалисты «Мебель-Стиль» прекрасно разбираются в технологических особенностях работы с различными материалами, находятся в курсе актуальных дизайнерских течений. Поэтому каждый кабинет руководителя, вся офисная металлическая мебели другая продукция, купить которую можно в фирменных салонах Компании, - это практичные, функциональные и красивые изделия.

Компания «Мебель-Стиль» занимается как серийным, так и индивидуальным производством качественной офисной мебели (Москва). Индивидуальные проекты разрабатываются согласно вашим пожеланиям и габаритам вашего помещения. Победы в российских и международных выставках, благодарность клиентов и награды, которых в разное время удостаивались мебель для персонала и коллекции для руководителей, свидетельствуют о высоком рейтинге «Мебель-Стиль» среди российских мебельщиков.

Компания имеет разветвленную сеть мебельных салонов, адреса которых имеются вы можете найти на нашем сайте в разделе «Покупателям - Фирменные салоны». Только в Москве их насчитывается 4. Заказать мебель для офиса - столы переговоров, кресла и другую продукцию - можно в Новосибирске, Курске, Иркутске, Красноярске и многих других городах России. Найти координаты ближайшего магазина недорогой офисной мебели, прайс-листы и другую информацию можно на сайте Компании. Многие вопросы можно решить в режиме on-line - по ICQ или электронной почте. Менеджеры оперативно предоставят всю необходимую информацию относительно комплектации мебели и другие сведения, необходимые для принятия решения о покупке.

История или 15 летний стабильной и динамичной работы Компании «Мебель-Стиль» (таблица 1):

Таблица - 1 История компании «Мебель Стиль»

год

этапы

1992

Рождение Компании

1995

Открытие фирменного салона в Иркутске

1997

Организация собственной службы доставки и сборки

1998    Открытие магазина торгового оборудования «Витрина» <#"584504.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Дерево целей

Рассмотрим стратегическую цель по методике SMART.

SMART, где:(specific) - конкретные(measurable) - измеримые(achievable) - достижимые (relevant) - значимые (timed) - определённые во времени

Конкретная: увеличить прибыль на 30% от продаж на рынке офисной мебели к 2015году. Для этого необходимо привлечение большего числа клиента, работа с банками и государством, работать с рекламными агентствами и журналами, которые в лучшем свете будут представлять продукцию, расширить рынки сбыта, вовлечение квалифицированного персонала и многое другое.

Измеримая:

повышение качества продукции и использование новых материалов;

расширение рынков сбыта;

увеличение числа клиентов на 25%, в том числе государственные органы, службы.

Достижимая: необходим контроль(в сфере стандартов), осуществлять все поставленные цели, корректировать по ходу работы какие-либо недостатки, проводить анализ, отчет и т.д.

Значимая: обеспечить своевременную и качественную доставку мебели в магазины и покупателям.

Определённая во времени: осуществить поставленные цели к 2015году.

.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон организации

С помощью методики SWOT-анализа проведем сопоставление угроз и благоприятных возможностей (воздействие внешней среды) и внутренних возможностей организации: её сильных и слабых сторон.

Фирма работает в сфере торговли, куда открыт свободный вход любому желающему, а, следовательно, конкуренция на рынке достаточно велика. Соотношение внешних и внутренних факторов см. таблицу 2.

Таблица 2- SWOT - анализ

 

Возможности -рост/спроса/на товар; -заинтересованность белорусской компании в помощи и сотрудничестве; -/постоянные покупатели; -появление/новых технологий и материалов более высокого качества; -/сотрудничество/с университетами.

Угрозы -экономический кризис; -демографическая яма; -развитие малого и среднего бизнеса; - появление новых конкурентов; - разработка новых стандартов качества.

Сильные стороны - сеть по всей стране; -огромная номенклатура товаров; - единая база товаров; - своё производство; - порядок в документах; - сотрудничество/с колледжем; -/полнота/и/прозрачность информации/о/деятельности предприятия; - сотрудничество с государственным сектором.

-большая\рекламная программа;  -улучшение ассортимента; -увеличение/штата и открытие новых салонов; -реализация идей;  -проведение акций; - распространение филиалов по региону.

- мало прав для принятия стратегически важного и скорогорешения -/не/своевременное оповещение. -четкое/ распределение обязанностей;

Слабые стороны - консерватизм организации в принятии решений и нововведениях; - большой объём документации; - нехватка психологических навыков общения некоторых менеджеров\салонов; - недоверие в фирме; - информация несвоевременно поступает к начальству; - низкий уровень безопасности на производстве.

- участие в конкурсах; -/предоставление жилья/сотрудникам или предоставление мебели своим сотрудникам в качестве поощрения; -/постоянный контроль всеми сотрудниками качества продукции (от руководителя до рабочих).

-/большое число конкурентов;  - развитие новых технологий и материалов; -/отсутствие государственной поддержки; - застой продукции. 


Исходя из SWOT-анализа можно сделать вывод, что фирма придерживается правильной стратегии. На сегодня она имеет имя и статус очень успешной компании, а также её ресурсы (как материальные, так и человеческие) позволяют развиваться, с каждым годом увеличивая прибыль.

2.2.4 Анализ стратегии

Стратегия развития ООО «Мебель-Стиль» основывается на идее развитие фирмы, подняться на высший уровень и быть конкурентоспособным предприятием.

Рост заключается в установлении цели высшего уровня - стать лидером продаж на рынке офисной мебели к 2015 году. Рост осуществляют как внешний, так и внутренний. Внутренний - путем расширения ассортимента, использование новых материалов, новый дизайн. Внешний - выход на новые рынки сбыта, привлечение новый покупателей, работа с рекламными агентствами.

Фирма работает в динамично-развивающем бизнесе, технологии, «вкусы» (с точки зрения дизайна) меняются, материалы, из которых изготавливают мебель.

Данная стратегия оптимальна для коммерческого предприятия, ведь главная цель его - это получение прибыли. Тем не менее, компания не забывает о том, что нужно поддерживать свой имидж, в глазах покупателей, поэтому компания удовлетворяет потребности клиента за счёт безупречного сервиса и качественной продукции.

.3 Анализ организации реализации стратегии

.3.1 Анализ организационной структуры

Главная цель предприятия - расширение деятельности в торговом сегменте, повышение прибыльности ООО «Мебель-Стиль», сохранение лидирующего положения в России, развитие международных сбытовых сетей.

Высшим органом управления является генеральный директор, представляет и защищает интересы организации. В его подчинении находятся финансовый директор, коммерческий директор и директор производства. Им подчиняются соответствующие подразделения.

В приложении А приведена организационная структура ООО «Мебель-Стиль».

Организационная структура - линейно-функциональная.

Преимущества: решение принимает руководитель, присутствует централизация, повышенная гибкость структуры, единство и четкое распорядительство, четко закрепленная и ясно выраженная личная ответственность.

Недостатки: мало коммуникаций между собой, трудно донести недостатки до руководителя, бюрократизм и волокита в принятии решений из-за согласований.

Анализируем должностную инструкцию инспектора по кадрам. Баланс обязанностей, прав и ответственности (Таблица 3).

Таблица 3 - Баланс обязанностей, прав и ответственности инспектора отдела кадров

Обязанности

Права

ответственность

Ведет учет личного состава фирмы, его в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации; оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами управляющего ООО «Мебель-Стиль», а также другую установленную документацию по кадрам; формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью; осуществляет контроль за вводом в базу данных принятых, уволенных и переводов сотрудников из подразделения в подразделение и внутри них; вводит в базу данных все изменения по штатному расписанию служащих и расстановочному штату рабочих; формирует отчеты запрашиваемых данных по кадрам;  подготавливает необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и представления работников к поощрениям и награждениям; заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа, выдает справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников; производит записи в трудовых книжках о поощрениях и награждениях работающих; вносит информацию о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале комбината, следит за его своевременным обновлением и пополнением; ведет учет предоставления отпусков работникам, осуществляет контроль за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков; изучает причины текучести текучести кадров, участвует в разработке мероприятий по ее снижению; подготавливает документы по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив; осуществляет контроль за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка; составляет установленную отчетность.

Докладывать директору производства обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции; вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации; за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным законодательством Российской Федерации; за причинение  материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.


Вывод: регламентирующими документами ООО «Мебель-Стиль», являются должностные инструкции, трудовой договор, устав организации, в которых указаны права и обязанности сотрудников. Баланс прав и обязанностей не соблюдается, множество обязанностей, прав «не существует», данного специалиста это не удовлетворяет, т.к. он чувствует несправедливое отношение организации к нему.

2.3.3 Распределение обязанностей (функций) между отделами (должностями)

Выберем для примера заявку на закупку ДСП. Карта выполнения процесса выглядит следующим образом (Таблица 4):

Таблица 4 - Карта выполнения процесса

Этапы выполнения

ИСПОЛНИТЕЛИ


дизайнер

менеджер по закупке

коммер отдел

охрана труда

технологи

конструкторы

Директор по продажам

1.Подача заявку на закупку ДСП

Т

К

Р


С

С


2. Подпись заявки


Т

С




Р

3. Поиск по складам поставщика


Т

Р

К

К

С


4. Оценка качества

С


Т

К

С

С

Р

5. Закупка


Т

С




Р

6. Оплата



Т




С,Р


Т - исполнитель; К - контроль; Р - решение; С - согласование.

Вывод: большое количество контроля, согласований, в фирме присутствует недоверие между отделами.

Анализ системы мотивации работников предприятия

Теория 2-х факторов Герцберга

Обычно считается, что удовлетворенность и неудовлетворенность является 2-я полюсами противоположностью, между которыми могут находиться настроение человека. Однако Герцберг провел исследование и выявил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности является 2я различными процессами, т.е. факторы которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не приводили к удовлетворенности наоборот рисунок 2.

Рисунок 2 - Модель Герцберга

Процесс «Неудовлетворенности - Отсутствие неудовлетворенности» находится под влиянием факторов, связанных с окружением, в котором осуществляется работа - это внешние факторы, их отсутствие вызывает у работника чувство неудовлетворенности, а наличие не приводит к удовлетворенности. Эти факторы называют гигиеническими, и они не играют мотивирующей роли.

На предприятии у работников отсутствует неудовлетворенность, т.к. условия на рабочем месте приемлемы (комфортно, чисто, удобно, освещено помещение и многое другое), безопасность (новая техника, есть детекторы пожара, спец одежда, огнетушители), режим работы с 8.00-17.00 часов - удобный график, перерыв на обед, отношение с коллегами и руководством благоприятные, деловые, «дух сотрудничества», но присутствует какое-то недоверие. А вот с заработной платой всегда будут проблемы, сколько людям не плати им мало.

«Отсутствие удовлетворенности - удовлетворенность» находится под влиянием факторов, которые называют мотивирующими. Вот с мотивирующим фактором возникают проблемы, т.к. особого продвижение по службе не наблюдается, порой работники выполняют не только свои обязанности, прописанные в должностной инструкции, но и дополнительные, которые не оплачивает компания. Работники от имени компании представляют свою продукцию на различных конкурсах, повышают свою квалификацию порой и за границей, коллектив очень ответственный.

Руководству и кадрам необходимо составить карьеро-грамму и разделить обязанности и прописать их в должностных инструкциях.

Возьмем процессуальную теорию - теория постановки цели. Теория постановки целей утверждает, что уровень исполнения работы непосредственно или опосредованно в значительной степени зависит от четырех характеристик целей:

сложность;

специфичность;

приемлемость;

приверженность.

Сложность цели отражает степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для ее достижения. В компании «Мебель-Стиль» работают, как сотрудники с высшим образованием, так и среднем, в зависимости от их уровня образования, должности, руководитель ставит им задачи. Задачи должны соответствовать стратегической цели, план должен выполнятся (план по продажам, по производству).

Специфичность цели отражает количественную ясность цели, ее точность и определенность. Стратегическая, тактическая, оперативная цель ставится сотрудникам, таким образом, чтобы они понимали, свой общий вклад в дело. Проводят инструктаж перед началом работы, совещания, на котором подводят итоги, учитывают их мнение по выполнению работы(у дизайнера).

Приемлемость цели отражает степень, до которой человек воспринимает цель как свою собственную. Сотрудников, которые отличились в своей трудовой деятельности, обязательно поощряют, чтобы они чувствовали результаты своей работы. Работников вовлекают во все возможные конкурсы, мероприятия, чтобы они обучались и повышали свою квалификацию.

В целом, следует отметить, что теория постановки целей обязательно должна соблюдаться в организации.

2.5 Оценка системы и процедур контроля на предприятии

ООО «Мебель-Стиль» имеет три уровня управления: высший, средний и оперативный. На высшем уровне управления принимаются наиболее общие решения по управлению предприятием и осуществляются функции стратегического планирования, общего контроля и связи с внешними структурами. На среднем уровне решения высшего уровня детализируются, преобразуются в конкретные планы, осуществляется выполнение функций текущего планирования, связи между высшим и низшим уровнями управления, контроля, управления производством и потоками ресурсов. Результатом деятельности работников оперативного уровня является выполнение производственной программы, происходит реализация функций управления основным и вспомогательным производством, оперативного управления и местного контроля.

Предварительный контроль осуществляется следующим образом, перед началом работы проверяют оборудование, например, в цехе мастер проверяет в каком состоянии станки, проверяет готовность своих работников к производственному процессу, сопоставляет задачи, которые ему ставит начальник цеха на смену. Происходит инструктаж работников и руководителей подразделений, подписывают все документы (ознакомлены и несут ответственность), некоторые работники проходят медицинский осмотр.

Текущий контроль: не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Обратная связь - это обмен данными о полученных результатах. Простейший пример обратной связи - сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы обратной связи позволяют руководству выявить наличие непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед ней задачам.

Приоритетом в системе контроля и ревизии в фирме является пресечение хищения продукции и выявление недостач.

С этой целью проводятся плановые учёты товара присутствующего в магазине и сверка полученных результатов с единой базой товаров, каждый месяц бухгалтерия представляет отчет о финансовом состоянии предприятия.

Пресечение злоупотребления таким правом как скидка на продукцию фирмы.

Периодичность, а соответственно и даты проведения такого рода проверок не оговорены в документах и устанавливаются индивидуально для каждого магазина приказом директора фирмы.

Вывод: на данном предприятии осуществляется достаточный, сбалансированный контроль над деятельностью работников. Что касается производственных цехов, которые являются зоной повышенной опасности, то сами рабочие не всегда подходят к вопросу своей безопасности со всей ответственностью! Стоит ввести систему штрафов за халатное отношение к безопасности на рабочем месте. Итоговый контроль должен проводится директорами (финансовым, производственным, по продажам) в своем подразделении в конце дня, чтобы сотрудники чувствовали его участие и внимание к работе.

2.6 Анализ руководства предприятия

В качестве руководителя я выберу управляющего одного из салонов в городе Иркутске.

Таблица 5 - Модель оценки профессиональных качеств руководителя

критерий оценки

факторы, определяющие критерии

Соответствие оцениваемого сотрудника необходимым качествам (%)

коммуникабельность и др. психологические навыки

способность находить общий язык с клиентом и подчинёнными

90

умение разрешать спорные ситуации, брать на себя ответственность

объективность принятия решения в спорных ситуациях

80

знание

владение информацией о рынке, политики компании и других ключевых особенностях в данной сфере

90

устойчивость к стрессам

уравновешенность в критических ситуациях

60


Попробуем проанализировать руководителя с помощью модели Фидлера.

Главной идеей ситуационного подхода к лидерству было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.

Одним из основателей теории ситуационного лидерства является Ф. Фидлер, который в середине 60-х гг. предложил использовать в модели три ситуационные переменные, позволяющие определить степень контролируемости ситуации для определенного стиля. При этом использовалась 8-балльная шкала, позволяющая построить профиль наименее предпочитаемого работника (коллеги) (НПР).

Наш руководитель набрал высокие баллы, т. е. НПР ориентирован на отношения (лидер с высоким НПР). Это необходимо нашему руководителю, т.к. он общается не только с сотрудниками, но и с клиентами, СМИ, рекламными компаниями, партнерами, с поставщиками. Как мы знаем, клиенты бывают капризными, сами не знают, чего хотят, руководитель постоянно находится в стрессовой ситуации.

Согласно теории Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу.

Благоприятность (контролируемость) ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей.

Ситуационные переменные:

отношения в коллективе;

структурированность работы;

властные полномочия.

Отношения в коллективе (отношения "лидер-последователь"): хорошие. Руководитель доверяет и слушает своих сотрудников. Не приказывает, а дает им советы и выслушивает их пожелания. Работникидоверяют, поддерживают, уважают своего руководителя, делают всё возможное, чтобы добиться высоких результатов в своей деятельности - в производстве и продаже мебели.

Структурированность работы: высокая. Переменная отражает уровень структурированности решаемых группой задач, который измеряется следующими показателями:

ясность цели;

множественность средств по достижению целей;

обоснованность решений;

специфичность решений.

Высокоструктурированная работа дает руководителю возможность иметь больший контроль над работниками, они работают четко, оперативно, качественно, но и количественно (заказы выполняются в срок). Должностные имеются, но работники порой выполняют и другие обязанности (это минус). Про мотивирующие факторы мы говорили, работники удовлетворенны.

Наш руководитель ориентирован на отношения, но в данной отрасли это необходимо, тем более мебель- это своего рода искусство. «Отдыхает тело и душа» - девиз компании. Но модель также подсказывает путь изменения ситуации, если по каким-то причинам нельзя сменить руководителя.

На основе проделанных наблюдений можно сделать вывод, что человек, занимающий данную должность, отлично справляется со своими обязанностями и соответствует занимаемой должности.

Но данная должность отнимает много сил и нервов, что отражает стрессоустойчивость, поэтому руководителю данного подразделения следует обратить внимание на своё психологическое состояние, и, например, заняться медитацией.

Вывод: наш руководитель ориентирован на отношения, у него есть все преимущества: знания, умения, навыки, но проблема - постоянное стрессовое состояние, с которым он плохо справляется.

Глава 3. Управление эффективностью системы менеджмента организации

.1 Обоснование управленческого решения

. Формулировка проблемы.

На данный момент «Мебель-Стиль» имеет следующую проблему в слаженности работы: недоверие между определенными сотрудниками, много этапов контроля.

. Разработка вариантов решения проблемы.

Просмотреть должностные инструкции, а особенно обязанности сотрудников.

Провести аттестация.

Осуществить ротацию кадров.

Обучить сотрудников менеджменту качества, чтобы они осуществляли эффективный контроль.

Минус в том, что будет задействовано много людей, потратить немалое количество часов. Решение проблемы с помощью обучения предложено в графике Гантта (Приложение Б).

. Выделить тех сотрудников, которые должны осуществлять контроль качества продукции.

. Провести с ними беседу, чтобы узнать на сколько они компетентны в данном вопросе.

. Сделать запись в их должностных.

. Нанять преподавателя по менеджменту качества.

. Курс обучения.

. Проверка знаний (контрольная работа; на рабочем месте).

. Сделать отчёт.

Из графика можно сделать вывод, что мы можем избавиться от лишних согласований, стычек между сотрудниками, меньше тратиться время и денег, повысим профессионализм наших сотрудников, будем знать с кого спросить.

.2 План мероприятий по повышению эффективности системы управления

Ниже обобщены результаты организационно - управленческого анализа системы деятельности организации и предложения по её совершенствованию. Данное задание выполнено в форме таблицы.

наименование организационной характеристики

фактическое значение

нормативное значение

мероприятия по совершенствованию

Знание нормативной базы

Низкое знание законов у менеджеров

Свободное владение нормативной базой, как у высшего руководства, так и у рядовых менеджеров

Проведение тестирования на знание нормативной базы. Штрафы или премии по итогам тестов.

Дерево целей компании

Цели не всегда внятно изложены, и некоторые сотрудники мало себе представляют реальные цели компании.

Чёткая цель обеспечивает понимание и выполнение порученного задания.

При разработке целей необходимо учитывать возможные риски и нюансы, также необходимо точно и правильно формулировать цели по методике SMART.

Контроль работников компании

На отдельных отраслях ведется контроль не соответствующий всем нормам, также он не всегда фиксируется документально.

Контроль должен быть своевременен, быть зафиксированным и соответствовать всем нормам контроля данного вида деятельности.

Необходимо вести учет контроля в специальных базах данных, также следить за правилами и нормами контроля.

Оперативность доведения информации до сотрудников

Осуществляется не каждый день и с некоторым запозданием.

Ежедневное знакомство руководителей салонов с нововведениями и изменениями.

Письменное предписание директора об информировании работников

Мотивация сотрудников

Не все сотрудники в равной степени мотивируются.

Мотивационная система должна быть гибкой, удовлетворяя потребности каждого сотрудника компании.

Исследование потребностей персонала (в первую очередь на это должен обратить внимание руководитель салона). В этом можно использовать пирамиду потребностей Маслоу и теорию справедливости Стейси Адамса. Разработка и внесение нововведений в уже сложившуюся систему мотивации персонала.


Вывод: в целом основные мероприятия по обеспечению эффективности системы управления соответствуют нормам, которые рассмотрены во второй главе.

Заключение

История развития мебельного искусства тесно связана с историей архитектурных стилей и составляет особую отрасль декоративного прикладного искусства. В развитии мебельного искусства, в чередовании стилей мебели отразились различные социально-бытовые уклады общества, эволюция его материальной культуры, общественных взглядов и вкусов. В различные эпохи были созданы многообразные типы и формы мебели, разные приемы обработки материала и способы отделки. Стиль в мебели - это совокупность формы, деталей, пропорций, рисунка и отделки предмета.

Образцы первой мебели были найдены при раскопках погребений фараонов (3400 - 2000 гг. до н.э.).

При написании курсовой работы была достигнута её цель: рассмотрены теоретические аспекты управления персоналом и спроектирована система управления мебельной фирмы ООО «Мебель-Стиль».

В теоретической части были рассмотрены основные понятия, сущность риск-менеджмента, его классификация, методы и инструментарий риск-менеджмента, прогнозирование рисков, основные причины возникновения внутренних и внешних рисков.

В практической части была спроектирована система управления. При проектировании были использованы следующие методы:

Методика SMART;анализ;

Теория 2х факторов Герцберга;

Теория Фидлера.

В процессе проектирования системы управления ООО «Мебель-Стиль» были проанализированы: внешняя и внутренняя среда, организационная структура, цели компании, её стратегии, система мотивации и контроля. Были определены миссия и структура. Расписана должностная инструкция управляющего салоном. Определен стиль руководства. Рассмотрены права, обязанности и ответственность менеджеров. Проведен план мероприятий по повышению эффективности организации и разобраны проблемы и их пути решения.

Библиографический список

1. Мескон, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. учебник/ М. Мескон, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 1992.-702 с.

. Мишурова, И.В., Жуков, Д.В., Туманова Е.В. Технология корпоративного менеджмента [Текст]: учебник/ И.В. Мишурова, Д.В. Жуков. - М. : Просвещение, 2004.-542 с.

. Устав ООО «Мебель Стиль» [Текст] : [действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208] : офиц. текст: по состоянию на 08 окт. 2010 г. - М., 1992. - 50 с.

. Ежеквартальный отчет [Текст] : [утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс «Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»] : офиц. текст по состоянию на 08 окт. 2010г. - М., 2009. - 306 с.

4. <#"584504.files/image003.gif">

Приложение Б

График Гантта


Похожие работы на - Риск-менеджмент и организационно-управленческий анализ ООО 'Мебель-Стиль'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!