Отдельные вопросы правового регулирования опеки и попечительства детей, оставшихся без родителей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,62 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отдельные вопросы правового регулирования опеки и попечительства детей, оставшихся без родителей

Оглавление

Введение

Глава 1. Общие положения об опеке и попечительстве детей оставшихся без родителей

1.1 Понятие, виды и формы опеки и попечительства детей оставшихся без родителей

.2 Проблемы контроля над опекой и попечительством как формы воспитания несовершеннолетних

Глава 2. Отдельные вопросы правового регулирования опеки и попечительства детей оставшихся без родителей

2.1 Договор об опеке и попечительстве над несовершеннолетним

.2 Ответственность опекунов и попечителей

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В XX веке в России произошли кардинальные изменения в социально-экономическом строе. Отказ от идеологии социализма повлек за собой изменение положения личности в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным, но с другой - социальная забота о личности значительно снизилась.

Одной из форм социальной заботы о гражданах, особо нуждающихся в ней, является установление опеки или попечительства.

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стали разработка и принятие Федерального закона от «Об опеке и попечительстве». Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.

Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - представляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.

Потребность в принятии закона об опеке и попечительства была обусловлена необходимостью не только введения новых правил правовой регламентации соответствующих отношений, но и унификации в этой части законодательных актов субъектов РФ. Внедрение на уровне субъектов иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, породило противоречия в правовом регулировании схожих форм воспитания детей либо наоборот, формальное дублирование законов.

Принятие специального закона позволило разрешить множество вопросов, но многие новеллы и механизм их реализации нуждаются в теоретическом осмыслении. Применение различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создало условия для формирования самостоятельных правоотношений между ребенком и лицами, принявшими на себя обязательства по его воспитанию. Наиболее похожей на опеку и попечительство является приемная семья, которая ранее действовавшим законодательством признавалась отдельной формой воспитания детей. На идентичность соответствующих правоотношений неоднократно обращалось внимание в науке семейного права.

Признание опеки и попечительства в качестве основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также приемной и патронатной семей - ее разновидностями, обусловило необходимость исследования новых положений законодательства с целью определения степени их эффективности.

Предмет исследования составляют нормы российского законодательства различной отраслевой принадлежности, определяющие основания возникновения и прекращения правоотношений по опеке (попечительству) над несовершеннолетними, содержание и специфику названных правоотношений.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми.

Целями работы являются анализ правового регулирования опеки и попечительства детей оставшихся без родителей.

Поставленные цели тесно связаны с решением следующих задач:

дать понятие, рассмотреть виды и формы опеки и попечительства детей оставшихся без родителей:

проанализировать проблемы контроля над опекой и попечительством как формы воспитания несовершеннолетних;

рассмотреть договор об опеке и попечительстве над несовершеннолетним;

проанализировать ответственность опекунов и попечителей.

Методологическую основу исследования составили диалектический и историко-правовой методы познания науки семейного и гражданского права, семейного, гражданского законодательства, а также практики применения опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой) и частно-научные методы познания: сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический анализ.

Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском гражданском, семейном и административном законодательстве и определяющие правовые основы применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека и попечительство.

Научная новизна исследования состоит в попытке автора провести комплексное исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми сквозь призму последних изменений законодательства об опеке и попечительстве.

Глава 1. Общие положения об опеке и попечительстве детей оставшихся без родителей

1.1 Понятие, виды и формы опеки и попечительства детей оставшихся без родителей

Опека (попечительство) представляет собой такую форму жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан, при которой они оказываются в условиях, максимально удовлетворяющих их потребностям и интересам.

С 1 сентября 2008 г. в сфере опеки и попечительства произошли серьезные изменения, обусловленные вступлением в действие Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке и попечительстве). Надо отметить, что аналога такому нормативному акту в законодательной практике России еще не было. У Закона об опеке и попечительстве традиционно есть множество сторонников и противников, но, не вдаваясь в существо спора между ними, отметим, что благодаря ему появилась возможность развивать теорию классификации как видов, так и форм опеки (попечительства).

Классификация опеки (попечительства) по видам необходима не только для теоретического анализа, складывающихся правоотношений, но преследует и сугубо практические цели, давая возможность уяснить их внутреннее содержание.

Первым основанием для классификации является субъектный состав подопечных с присущими им существенными признаками, характеризующими их возраст, состояние здоровья, а также объем дееспособности. Исходя из этого, можно выделить опеку (попечительство) над взрослыми гражданами и опеку (попечительство) над несовершеннолетними детьми.

По общему правилу граждане по достижении восемнадцатилетнего возраста приобретают полный объем дееспособности. Вместе с тем гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, что вытекает из п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Данное положение обеспечивает законное основание для существования институтов признания граждан недееспособными и ограниченно дееспособными. Недееспособными могут быть признаны совершеннолетние граждане, страдающие такими психическими заболеваниями, при которых они не способны понимать значение своих действий или руководить ими. После вступления решения суда о признании гражданина недееспособным в законную силу орган опеки и попечительства обязан назначить такому лицу опекуна. Граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящие свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности. Такому лицу орган опеки и попечительства назначает попечителя.

Имея в виду в качестве подопечных детей, можно выделить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также опеку (попечительство) над детьми, которые не относятся к данной категории. Первая группа - это особая группа несовершеннолетних, которые в силу определенных причин (смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, отстранения или освобождения опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, отмены усыновления и пр.) лишились попечения со стороны родителей или лиц, их замещающих. С момента установления данного факта они приобретают специальный правовой статус. Он включает в себя, с одной стороны, права, установленные главой 11 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ), обладателями которых являются все несовершеннолетние дети, а с другой - права, предусмотренные специальными нормативными актами, выражающиеся в дополнительных социальных льготах и гарантиях в области образования, здравоохранения, трудоустройства, жилищного обеспечения. Этим государство пытается компенсировать ребенку потерю кровной семьи. Одним из основополагающих прав рассматриваемой категории детей является право на семейное воспитание. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание. Одной из форм семейного устройства таких несовершеннолетних является опека и попечительство. В качестве опекунов или попечителей выступают назначенные органом опеки и попечительства в установленные сроки граждане, которые по своим личным качествам, состоянию здоровья, возрасту удовлетворяют требованиям, предъявляемым к кандидатам в опекуны (попечители) СК РФ, ГК РФ и Законом об опеке и попечительстве.

При невозможности передачи ребенка в семью он может быть помещен под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации (п. 1 ст. 155.1 СК РФ). Детям, устроенным в такие организации, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение же обязанностей по воспитанию, образованию, содержанию и защите их прав и законных интересов возлагается на данные организации. При этом применению подлежат нормы законодательства об опеке и попечительстве, в части, определяющей права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Установление опеки (попечительства) над детьми, не входящими в вышерассмотренную категорию, допускается в двух случаях. Первый из них относится к детям несовершеннолетних родителей, не состоящих в зарегистрированном в установленном порядке браке. Согласно п. 2 ст. 62 СК РФ несовершеннолетние родители обладают лишь правом на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. В данном случае налицо ограничение родительских прав, продиктованное незрелостью (физической, психической, социальной) молодой матери или отца либо обоих, что делает невозможным осуществление ими родительских прав в полном объеме. По этой причине ребенку несовершеннолетних родителей, до достижения ими 16-летнего возраста, может быть назначен опекун, на которого возлагается весь комплекс прав и обязанностей по воспитанию, образованию, материальному обеспечению и защите имущественных и личных неимущественных прав и интересов. Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 29 Закона об опеке и попечительстве указано, что опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается в том числе по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет. Несоответствие норм СК РФ и Закона об опеке и попечительстве, определяющих возраст, с которого несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять весь набор родительских прав и обязанностей в отношении собственного ребенка, безусловно, должно быть устранено. А до этого момента применению подлежит СК РФ как основополагающий акт в семейно-правовой области.

Если изложенный выше случай установления опеки является традиционным, то говорить о следующем стало возможным благодаря принятию Закона об опеке и попечительстве. Речь идет об опеке (попечительстве) по заявлению родителей, предусмотренной п. 1 ст. 13 данного Закона. Характерными чертами данного вида опеки (попечительства) являются:

) родители, желающие воспользоваться возможностью установления над их детьми опеки или попечительства, вправе обратиться в орган опеки и попечительства с соответствующим письменным заявлением, в котором в обязательном порядке указываются: во-первых, причина, в силу которой родители не смогут исполнять свои родительские обязанности, во-вторых, срок нахождения их ребенка (детей) под опекой или попечительством и, в-третьих, кандидатура предполагаемого опекуна или попечителя. Причина, указанная родителями в заявлении, должна быть уважительной. К сожалению, Закон об опеке и попечительстве не дает примерного перечня таковых, а это означает, что рассмотрение вопроса об отнесении или неотнесении того или иного основания временного отсутствия родителей к категории уважительной целиком и полностью зависит от усмотрения органа опеки и попечительства. Что касается срока пребывания ребенка в семье опекуна или попечителя, то он также Законом не установлен. Представляется, что максимальный период не должен превышать 5 лет. Данный вывод можно сделать, исходя из анализа возможных причин отсутствия родителей рядом с собственным ребенком (детьми). К таковым можно отнести: зарубежную командировку, экспедицию и пр. Не предусмотрел Закон об опеке и попечительстве и правовые последствия в случае неявки родителей в установленный срок. Представляется, что в подобной ситуации орган опеки и попечительства должен вынести дополнительный акт о продлении полномочий опекуна или попечителя, а также, исследовав обстоятельства, не позволившие родителям явиться вовремя, при необходимости принять меры к привлечению их к ответственности, вплоть до лишения родительских прав. Кандидатура будущего опекуна или попечителя должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством к личности, возрасту, состоянию здоровья и пр. С целью своевременного установления опеки (попечительства) орган опеки и попечительства должен незамедлительно осуществить проверку данного гражданина, о результатах которой довести до сведения заявителей;

) заявление о назначение ребенку (детям) опекуна или попечителя должно исходить от обоих родителей - матери и отца, т.е. быть совместным. В этой связи возникает весьма справедливый вопрос: а может ли воспользоваться рассматриваемым правом единственный родитель? В силу прямого толкования п. 1 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве подобные ситуации невозможны. Но, исходя из принципа равенства прав и обязанностей родителей, такое положение дел недопустимо. Оба родителя либо единственный родитель, в случае, когда другой родитель умер, лишен родительских прав, признан недееспособным, если местонахождение его неизвестно или не установлено отцовство, безусловно, должны быть в равной мере наделены правом ходатайствовать о назначении их детям временного опекуна или попечителя, разумеется, только при наличии у них уважительной причины. Сложнее будет обстоять дело, если родитель, с которым проживает ребенок, заинтересован в установлении временной опеки или попечительства, а другой родитель, отдельно проживающий от ребенка, по тем или иным причинам не пожелает подать совместное заявление в орган опеки и попечительства. Представляется, что положительное разрешение подобной ситуации возможно путем закрепления в Законе об опеке и попечительстве следующего положения: "Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, ходатайствует об установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства вправе принять такое заявление и, рассмотрев его, вынести решение об установлении опеки или попечительства над ребенком или отказать в этом, исходя из интересов несовершеннолетнего и с учетом возражений отдельно проживающего родителя". Если родители проживают раздельно, например, после развода, то при достижении консенсуса между ними они вправе воспользоваться рассматриваемым правом. Нет никаких ограничений и тогда, когда родители не состоят в браке.

) родители могут ставить вопрос о назначении опекуна или попечителя только в отношении их общего (кровного или усыновленного) ребенка, а также в отношении не только одного, но и нескольких общих детей;

) Закон об опеке и попечительстве называет в качестве носителей анализируемого права только родителей. Однако к кровным родителям в силу ст. 137 СК РФ приравниваются усыновители, поэтому наличие у них права подавать подобные заявления в органы опеки и попечительства имеет вполне законное основание. Вместе с тем отметим, что совершенно обоснованным было бы наделение правом, о котором идет речь, также лиц, замещающих родителей, а именно опекунов (попечителей), приемных родителей. Такая законодательная новелла, во-первых, гарантирует стабильное проживание ребенка в семье, несмотря на непредвиденно возникшие жизненные обстоятельства, и, во-вторых, исключает необходимость поиска новых способов его жизнеустройства, поскольку в качестве временных опекунов (попечителей) могут выступать иные совершеннолетние члены приемной семьи.

Временной критерий является следующим основанием для классификации, исходя из которого можно выделить бессрочную опеку (попечительство) и временную.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство опять же с определенной долей условности можно отнести к категории бессрочной или постоянной, имея в виду, что попечительство автоматически прекращается по достижении несовершеннолетним восемнадцати лет либо при приобретении им полного объема дееспособности до наступления совершеннолетия (вступление в брак, эмансипация).

Институт предварительной опеки (попечительства) является новым для современного российского гражданского и семейного законодательства. Предварительная опека (попечительство) ограничена строгими временными пределами. По общему правилу этот срок не должен быть более одного месяца, и лишь в исключительных случаях он может быть увеличен до двух месяцев. Согласно п. 5 ст. 12 Закона об опеке и попечительстве предварительная опека и попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. Назначение конкретного лица временным опекуном или попечителем не означает, что оно автоматически будет назначено таковым на постоянной основе, поскольку в процессе проверки его личности, состояния здоровья может быть обнаружено несоответствие реальных обстоятельств требованиям законодательства.

Опекуном или попечителем в этих случаях может быть назначен только совершеннолетний и полностью дееспособный гражданин. Для принятия акта о назначении лица временным опекуном или попечителем достаточно двух документов: документа, удостоверяющего личность, и акта обследования органом опеки и попечительства условий жизни претендента во временные опекуны (попечители). Проведение предварительной проверки сведений о личности такого гражданина в соответствии с п. 1 и 2 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве не требуется.

Временный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными ГК РФ, СК РФ, Законом об опеке и попечительстве, а также иными федеральными законами, кроме права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Отношение специалистов к рассмотренному выше институту неоднозначно. С одной стороны, определенный положительный эффект от его законодательного закрепления вполне очевиден. Назначение опекуна (попечителя) в общем порядке - весьма кропотливая процедура, включающая в себя сбор многочисленных документов, прохождение медицинского освидетельствования и пр. Но зачастую в жизни возникают экстренные ситуации, когда время имеет существенное значение. И предварительная опека (попечительство) здесь как нельзя кстати. С другой же стороны, СК РФ предъявляет к кандидатам в опекуны (попечители) повышенные требования, в том числе существуют ограничения по состоянию здоровья. С этой точки зрения считается, что нельзя рисковать жизнью и здоровьем (физическим, психическим) ребенка только ради того, чтобы срочно устроить его в семью. Также отметим, что на сегодняшний день имеют место быть и вполне успешно функционируют специализированные учреждения, основной задачей которых является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Таковыми являются: социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В центры круглосуточно принимаются несовершеннолетние дети в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.

Согласно п. 1 ст. 36 ГК РФ обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. В настоящее время таким законом является Закон об опеке и попечительстве, ст. 16 которого допускает осуществление обязанностей по опеке и попечительству за вознаграждение. Следовательно, можно выделить безвозмездную опеку (попечительство) и возмездную.

Особого внимания заслуживает вопрос об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных началах, поскольку безвозмездная опека (попечительство) была традиционной для России в прошлом. Согласно ст. 14 Закона об опеке и попечительстве для возмездной опеки (попечительства) установлена договорная форма. Иными словами, определена возможность осуществления опеки (попечительства) по договору. В зависимости от форм опеки и попечительства такой договор может именоваться договором об осуществлении опеки и попечительства, договором о приемной семье либо договором о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Договор об осуществлении опеки и попечительства не является публичным. Орган опеки и попечительства вправе (не обязан) заключить такой договор или отказать в его заключении, если придет к выводу, что его совершение не отвечает интересам подопечных лиц, которыми могут быть как несовершеннолетние, так и взрослые граждане. При этом остается не ясным, что подразумевал законодатель под понятием "отвечает интересам".

Заключение рассматриваемого договора всегда следует после издания органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя. С момента его вынесения у опекуна (попечителя) возникают полномочия по представительству и защите прав и законных интересов подопечных лиц, а с момента заключения договора появляется право на получение вознаграждения.

Договор об осуществлении опеки и попечительства Законом об опеке и попечительстве рассматривается как гражданско-правовой. Не вдаваясь в существо вопроса об определении правовой природы такого договора и особенностей его содержания, остановимся лишь на условиях и порядке выплаты вознаграждения за исполнение обязанностей по опеке и попечительству. В п. 2 ст. 16 указанного Закона предусмотрено, что вознаграждение опекунам (попечителям) может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также бюджетов субъектов РФ. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемого за счет доходов от имущества подопечного, устанавливается Правительством РФ, а случаи и порядок выплаты вознаграждения из бюджетных средств определяются законами субъектов РФ.

По просьбе опекуна (попечителя), добросовестно исполняющего свои обязанности, органы опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить им безвозмездное использование имущества подопечного в своих интересах. Состав имущества, переходящего в безвозмездное пользование опекуна (попечителя), должен быть определен в договоре об осуществлении опеки и попечительства. Между тем, допуская данный вариант, органы опеки и попечительства должны учитывать, что согласно принципу справедливости имущественная выгода, получаемая опекуном (попечителем) от использования имущества подопечного, не должна превышать размер замененного таким образом вознаграждения за исполнение обязанностей по опеке (попечительству).

В п. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве особое внимание уделяется возможности использования опекуном (попечителем) жилого помещения, принадлежащего подопечному лицу. Это допустимо при условии удаленности места жительства опекуна (попечителя) от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств, примерный перечень которых в Законе, к сожалению, не определен. Подчеркнем, что безвозмездное использование жилья, принадлежащего подопечному, не освобождает опекуна или попечителя от обязанности уплачивать свою часть начисляемых коммунальных платежей.

Таким образом, вопрос о формах опеки (попечительства), так же как и о видах, никогда ранее не поднимался, поскольку в этом не было никакой необходимости. С принятием же Закона об опеке и попечительстве ситуация изменилась. Формами опеки (попечительства) признаются приемная семья и патронат. Иными словами, приемная и патронатная семья как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратили свою былую самостоятельность, перейдя в категорию форм.

В соответствии с п. 1 ст. 152 СК РФ приемная семья - это опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем) на срок, указанный в этом договоре. При этом договор о приемной семье приравнивается к договору возмездного оказания услуг.

1.2 Проблемы контроля над опекой и попечительством как формы воспитания несовершеннолетних

Исходя из смысла ст. 121 и 123 СК РФ, следует сделать вывод, что родители, уклоняющиеся от воспитания своего ребенка, не вправе препятствовать назначению опеки. Кроме того, защита прав и интересов детей в ситуации, когда родители в силу различных обстоятельств (смерть, лишение свободы, длительное заболевание, связанное с нахождением в стационарном лечебном учреждении) лишены возможности осуществлять их воспитание, возлагается на органы опеки и попечительства.

По материалам проверок, проведенных работниками прокуратуры, установлены существенные нарушения правил ст. 121 - 123 СК РФ. Не соблюдаются требования семейного законодательства о выявлении и учете детей, оставшихся без попечения родителей, о приоритетном устройстве таких детей в российские семьи.

В нарушение ст. 122 СК РФ в органы опеки и попечительства и в государственный банк данных о детях, оставшихся без родителей, не всегда своевременно поступает информация о детях, оставшихся без попечения родителей. Так, в Свердловской области в 2011 г. органами опеки и попечительства своевременно не представлены в государственный банк данных сведения в отношении 841 ребенка такой категории. Во Владимирской области выявлены аналогичные нарушения закона. В 2009 - 2010 гг. в родильном доме г. Владимира родилось 26 младенцев, от которых отказались матери, а в отдел опеки по месту нахождения роддома были переданы сведения только о троих.

В ряде регионов органы опеки и попечительства не принимают надлежащих мер по устройству детей на воспитание в семьи российских граждан. Деятельность этих органов по-прежнему сведена к подбору детей только тем российским гражданам, которые сами обратились с такой просьбой.

Решение вопроса о необходимости учреждения опеки над малолетними и попечительства над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет законодатель не связывает с мнением (желанием или нежеланием) самого ребенка. В то же время, когда встает вопрос о выборе конкретного лица для осуществления обязанностей опекуна, должна приниматься во внимание воля несовершеннолетнего. В результате анализа норм ст. 145 - 150 СК РФ можно сделать вывод о том, что не допускается назначение опекуна (попечителя) в случае противоположности интересов опекуна и подопечного. Термин "противоположность" желательно ввести в Семейный кодекс, тем более когда речь идет о ребенке.

Семейный кодекс Российской Федерации значительно расширил перечень лиц, исключенных из числа опекунов (попечителей). Исходя из формулировки ст. 146 СК РФ, это исчерпывающий перечень.

Юридическая природа опекунских прав и обязанностей всегда едина, независимо от того, каким образом в каждом конкретном случае был произведен выбор опекуна (по инициативе органов опеки или по просьбе и выбору родителей, доверивших данному лицу воспитание ребенка). Опекун несовершеннолетнего во всех случаях является лицом, не только управомоченным представлять права и интересы ребенка, но и обязанным это делать. Кроме того, субъективные права и обязанности опекунов (попечителей) так же неразделимы, как и родительские права и обязанности. Выступая от имени ребенка, опекун (попечитель) выражает свою волю. Однако не вызывает никаких сомнений, что критерием оценки правильности этой воли всегда должны быть права и интересы ребенка.

Из материалов практики следует, что нередко органы опеки и попечительства ненадлежащим образом обеспечивают выполнение требований ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Недостаточно внимания уделяют выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи. Зачастую не располагают данными о таких семьях, работа с ними не проводится. Так, в Тверской области в ноябре 2011 г. органы опеки и попечительства администрации Калининского района были уведомлены врачом Медновской сельской больницы о том, что им оказывалась помощь ребенку Платонову, 2007 г.р., который находится в социально опасном положении, с реальной угрозой его жизни, нуждается в срочной госпитализации. Мать ребенка Платонова Е.В. полностью устранилась от ухода за ребенком, что привело к дефициту массы его тела более чем на 50%, полуторагодовалый ребенок соответствовал уровню шестимесячного. И только спустя четыре месяца органы опеки и попечительства изъяли из семьи ребенка, находящегося в состоянии крайнего истощения, и поместили его в ЦРБ Калининского района.

Калининским районным судом Тверской области в июне 2012 г. Платонова лишена родительских прав, уголовное дело по обвинению последней по ст. 156 УК РФ направлено в суд (по материалам практики).

Допускаются нарушения по ведению первичной документации о детях, оставшихся без попечения родителей. В ряде регионов не соблюдаются положения федерального законодательства "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства".

В первую очередь это касается анкет детей, которые повсеместно составляются со значительным отступлением от требований ст. 6 названного Закона и не соответствуют форме, установленной Приказом Минобразования РФ от 28 июня 2002 г. №2482. В частности, не заполняются графы анкет об этническом происхождении ребенка, его физическом и умственном развитии, приметах (цвет глаз, волос и др.), принадлежности родителей ребенка к определенной религии или культуре, о наличии других (помимо родителей) совершеннолетних родственников и реквизитах документов, подтверждающих отказ этих родственников принять ребенка в свои семьи. Более того, во многих анкетах не заполнена либо вообще отсутствует графа "Информация о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации".

На местах сложилась порочная практика заполнения анкет не органами опеки, а администрацией учреждений, в которых находятся дети, что противоречит требованиям п. 4 Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217, согласно которому орган опеки и попечительства по истечении месячного срока, предусмотренного для устройства ребенка, должен заполнить на него анкету и в 7-дневный срок передать ее региональному оператору для занесения сведений о ребенке в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на многочисленные недостатки в работе органов опеки и попечительства, в нарушение п. п. 31, 32 Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 региональные операторы, функции которых почти повсеместно выполняют органы управления образованием, не осуществляют контроль за соблюдением органами опеки и попечительства порядка предоставления сведений о детях.

Органы опеки и попечительства должны осуществлять свою деятельность в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних (далее - КДН). В ряде субъектов Федерации приняты законы, регламентирующие деятельность КДН. Однако в большинстве регионов отсутствуют подобные законы и не налажен своевременный и качественный межведомственный обмен информацией о подростках-правонарушителях и родителях, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, оказывающих на них отрицательное воздействие своим поведением, образом жизни.

Таким образом, права и интересы несовершеннолетних, забота об их благосостоянии и развитии требуют незамедлительного принятия мер комиссиями по делам несовершеннолетних, которые должны работать во взаимодействии с органами опеки и попечительства.

опека попечительство несовершеннолетний ответственность

Глава 2. Отдельные вопросы правового регулирования опеки и попечительства детей оставшихся без родителей

2.1 Договор об опеке и попечительстве над несовершеннолетним

Договор об опеке (попечительстве) над несовершеннолетним регулирует вопросы не только содержания, воспитания, но и получения образования соответствующими категориями лиц. В науке не без оснований воспринята точка зрения о том, что отношения по опеке и попечительству в современных социально-экономических условиях могут быть оптимально урегулированы договором. Признанием социальной значимости таких выводов служит, в частности, Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", в котором нашел закрепление институт договорного регулирования опекунско-попечительских отношений.

В частности, в ст. 16 Закона предусмотрено право органа опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.

По мнению Л.Ю. Михеевой, заключение данного договора связано с достижением соглашения опекуна (попечителя) с муниципальным образованием об осуществлении опеки (попечительства) в течение указанного в нем срока или до отпадения соответствующих условий (п. 2 ст. 157 ГК РФ), безвозмездно или на условиях встречного имущественного предоставления.

Предметом этого договора является совершение обязанной стороной (опекуном или попечителем) юридических или фактических действий в пользу подопечного (третьего лица).

Собственно сам договор, как формальный документ может носить безвозмездный или возмездный характер. В последнем случае имеется в виду конструкция, используемая для договора возмездного оказания услуг.

Следует отметить особые условия применения норм законодательства при регулировании опекунско-попечительских отношений в договорном режиме. Отношения опеки и попечительства подлежат регулированию специальными нормами института опеки и попечительства, а при их недостаточности к ним следует применять общие положения гражданского законодательства об обязательствах, в том числе положения об ответственности за неисполнение обязательств. Возмездное осуществление опеки (попечительства), кроме того, предполагает субсидиарное применение правил гл. 39 ГК РФ, при недостаточности специальных нормативных регуляторов.

Собственно, регулирование правоотношений по опеке и попечительству законодатель умещает в рамки договора о приемной семье, Правила заключения которого определены Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. №423.

Следует оговориться, что субъектам Российской Федерации предоставлен альтернативный вариант регулирования и в специальном законе представительный орган субъекта вправе предусмотреть договор о патронатной семье (патронатном воспитании).

Регулирование патронатных и других подобных отношений может быть также осуществлено в договорном режиме. Надо сказать, что подобные договорные конструкции являются предметом отдельных монографических исследований, где показываются особенности обязательственных отношений в семейной сфере, с учетом их социального характера.

Отношения из опеки и попечительства тесно граничат с патронатными отношениями. При этом патронат, по мнению некоторых ученых, в частности А.А. Пелевина, представляет собой частный случай представительства в семейной сфере. Отношения между помощником и лицом, находящимся под патронажем, носят доверительный характер, что говорит в пользу добровольности представительства, которые по смыслу норм п. 3 ст. 41 ГК РФ могут облекаться в форму договора поручения или доверительного управления.

Хотя следует отметить известную специфику семейного права, что учитывается А.А. Пелевиным в характеристике патронажных отношений. По его мнению, это договорное правоотношение, сторонами которого являются орган опеки и попечительства, помощник, совершеннолетний дееспособный гражданин, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности, представляет собой обязательство по осуществлению юридических (представительство) и фактических действий (уход и забота в отношении лица, находящегося под патронажем) в пользу дееспособного совершеннолетнего гражданина.

Как полагает И.А. Банников, под "договором о передаче ребенка в приемную семью следует понимать соглашение органа опеки и попечительства и гражданина (приемного родителя), по которому исполнитель (приемный родитель) обязуется по заданию заказчика (органа опеки и попечительства) осуществлять воспитание, содержание, образование, представительство и защиту прав и интересов ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, в течение определенного срока за вознаграждение".

Особенность субъектного состава заинтересованных лиц состоит в том, что договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного, так и в отношении нескольких подопечных. Это, скорее, продиктовано практикой института приемной семьи, определяющей возможность брать на воспитание лиц, объединенных родственными связями (например, брат и сестра).

Следует учитывать, что гражданско-правовые средства регулирования применяются к семейным правоотношениям, которым присуща имущественная природа (ст. 4 СК РФ) и если это не противоречит существу семейных отношений.

Причем может применяться и аналогия права, когда семейные отношения прямо не урегулированы нормами ни гражданского, ни семейного права либо соглашением сторон. В этом случае применяются нормы, регулирующие сходные правоотношения.

Действующая до 2008 г. нормативная база в сфере опекунско-попечительских отношений не признавала возможности их возмездного характера. По всей видимости, такой "взгляд" на родительские обязанности был определен моральной стороной вопроса, продиктованной естественной потребностью человека в родительстве. Не случайно поэтому опекуны (попечители) в основном берут на себя заботу о ребенке на безвозмездной основе в силу субъективных факторов и нематериалистических устремлений.

В настоящий период возмездные начала установления опеки и попечительства предусмотрены как ФЗ "Об опеке и попечительстве", так и ст. 153 СК РФ. Приемные родители приобретают статус, аналогичный статусу опекуна (попечителя), что и отражает не семейную (кровнородственную) связь, а именно гражданско-правовые начала, органично вписывающиеся в нормы ст. 35 - 38 ГК РФ. Указанные аргументы говорят в пользу преимущественно гражданско-правовой природы отношений, вытекающих из опеки (попечительства) с элементами семейных обязанностей опекунов (попечителей).

Опека и попечительство, приемная семья как правовые институты имеют пограничную правовую природу, что позволяет специалистам, и не без оснований, делать вывод о смешанной природе договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Хотя правильнее будет вести речь не о смешанном характере договора, поскольку таковой предполагает объединение условий различных обязательств в рамках одной отрасли права, а межотраслевом, который определяет объединение в договоре норм различных отраслей.

Итак, налицо полиотраслевой характер договора о приемной семье, состоящий из гражданско-правовых и семейно-правовых элементов, а также элементов публичного, прежде всего административного права.

Элементы договора распределяются в его условиях, традиционно определяемых как существенные и факультативные (дополнительные).

Ранее ст. 151 и 152 СК РФ в качестве существенных условий договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью предусматривали:

а) условия содержания, воспитания и образования ребенка;

б) срок, на который ребенок помещается в семью;

в) права и обязанности приемных родителей;

г) обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства;

д) основания и последствия прекращения договора.

Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью оказывается тесно связанным с оказанием комплекса услуг социального характера, присущего личности несовершеннолетнего.

Отдельные авторы отмечают сходность обязанностей исполнителя по договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью с функциями няни, воспитателя или гувернантки. При этом, однако, обязанности няни ограничиваются возмездным оказанием услуг и не носят публичного характера, поскольку ее ответственность ограничивается перед родителями несовершеннолетнего.

Таким образом, приемный родитель имеет аналогичные обязанности и, помимо непосредственного обучения, обеспечивает создание ребенку условий материально-бытового характера, различные стороны воспитательно-образовательного процесса. Конкретные мероприятия могут найти отражение в договоре между исполнителем и органом опеки и попечительства. Надо сказать, что воспитание и образование - общая конституционная обязанность родителей или лиц, их замещающих. В частности, в соответствии со ст. 43 Конституции РФ такие лица обеспечивают получение детьми основного общего образования, которое предполагает окончание девяти классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Когда исполнители принимают в семью несовершеннолетних дошкольного возраста, то они вправе помещать их в соответствующие образовательные учреждения (детские сады) на общих основаниях (п. 18 Положения о приемной семье).

2.2 Ответственность опекунов и попечителей

Ответственность представляет собой фундаментальную категорию юриспруденции, неразрывно связанную с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением отдельных граждан и их объединений, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Касаясь такого сложного явления, как гражданско-правовая ответственность, можно привести множество дефиниций, высказанных к настоящему времени в цивилистической науке, а возможно сущность гражданско-правовой ответственности кратко определить как установленную законом неотвратимую негативную реакцию государства на гражданское правонарушение, выражающуюся в лишении определенных гражданских прав или возложении внеэквивалентных обязанностей имущественного характера.

Опека и попечительство - комплексный институт, который несет в себе нормы не только гражданского и семейного права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь, их личных и имущественных прав). Однако в настоящее время организация работы органов опеки и попечительства на уровне местного самоуправления далека от совершенства, в результате чего вред лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации, может наступить в результате несвоевременного установления опеки; назначения опекуном гражданина, личность которого не соответствует предъявляемым законом требованиям; неосуществления надзора за действиями опекуна и в других случаях, что должно влечь за собой ответственность.

Основание ответственности опекунов и попечителей - правонарушение; наличие состава правонарушения - общее и, как правило, единственное основание гражданско-правовой ответственности.

Состав правонарушения является тем фактом, который порождает правоотношение между правонарушителем и потерпевшим и создает определенные притязания потерпевшего и обязанности нарушителя по заглаживанию ущерба, причиненного противоправным действием.

Определения гражданскому правонарушению в российском законодательстве не дано. Гражданский кодекс Российской Федерации лишь говорит об имущественной ответственности гражданина и ответственности юридических лиц, перечисляются конкретные санкции, применяемые за те или иные гражданские правонарушения.

Совершение опекуном сделки, которая может каким-то образом привести к умалению имущественных прав подопечного, будь то сделка, влекущая отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел имущества подопечного, выдел из него доли, дарение имущества подопечного, его сдача или обмен возможны только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

То же правило действует и в отношении попечителей. Прежде чем давать подопечному согласие на совершение вышеуказанных сделок, сам попечитель должен получить согласие органа опеки и попечительства на дачу такого согласия. Сделка, совершенная с имуществом подопечного без согласия органа опеки и попечительства, ничтожна.

За свои действия опекун несет ответственность в порядке, установленном ГК РФ. Так, подобная сделка судом будет считаться ничтожной (не отвечающей обязательным требованиям закона) в соответствии со ст. 168 ГК РФ. Общим последствием сделки, совершенной недееспособным лицом, является двусторонняя реституция. То есть опекун обязан возвратить своему подопечному все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), возместить его стоимость в деньгах (ч. 2 ст. 167 ГК РФ).

Помимо этого, ст. 171 ГК РФ предусматривает наступление специального последствия. На дееспособную сторону возлагается обязанность возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб (носит вспомогательный характер по отношению к двусторонней реституции).

Представляется, что возмещение лишь реального ущерба и требование доходов, которые были (могли быть) извлечены из имущества по сделке, а по денежному возмещению - проценты, не является достаточной мерой ответственности за намеренное совершение подобной сделки. Необходимо усиление материальной ответственности за недобросовестность дееспособной стороны.

Семейно-правовые меры ответственности применяются при наличии состава семейного правонарушения, а их правовые последствия содержат в себе карательные элементы неимущественного характера, влекущие ограничение правоспособности физического лица. Указанные характеристики позволяют отличить данные меры от мер гражданско-правовой и иной отраслевой юридической ответственности.

К семейно-правовой мере ответственности опекунов и попечителей можно отнести отстранение опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей. Гражданско-правовыми мерами ответственности опекунов (попечителей) по закону будут выступать возмещение вреда и взыскание неустойки.

На наш взгляд, вред подопечным целесообразно рассматривать как любые негативные последствия, выражающиеся в умалении личных неимущественных или имущественных прав подопечного со стороны как опекуна, органов опеки и попечительства, так и специальных учреждений, которые в силу закона временно являются попечителями. Как с теоретической, так и с практической стороны остается открытым вопрос о возможности требования компенсации морального вреда с лиц, заменяющих родителей.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" много внимания уделяет ответственности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства, надзору за тем, как они выполняют свои функции, призывает к неусыпному контролю за их деятельностью. При этом воспроизводится текст п. 3 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации общего характера, предназначенный для всех детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством). Никакой специфики в данном случае нет, что никак не способствует действенному контролю и лишь увеличивает формальную сторону.

За причиненный недееспособным вред к ответственности привлекаются иные субъекты: опекун, психиатрические и психоневрологические учреждения. Противоправность их поведения проявляется прежде всего в ненадлежащем надзоре за подопечным или в его отсутствии. Важным моментом является отсутствие норм об ответственности за неустановление надзора.

Субъектом ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет, может признаваться организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одновременно как специализированный орган, в который малолетний был помещен под надзор, и как опекун (попечитель) в отношении указанного лица.

Условиями наступления ответственности органа опеки и попечительства является установление:

факта причинения вреда (вред имуществу, урон здоровью, моральный вред);

противоправности действия или бездействия органа опеки и должностного лица этого органа;

причинной связи между вредом и совершенными действиями (бездействием);

вина (умысел или неосторожность) органа опеки или должностного лица (п. 1 ст. 401 ГК РФ).

"Специфика правового положения органов опеки и попечительства в случае возбуждения им процесса в защиту интересов ребенка состоит в том, что не обладающее полной дееспособностью лицо (в данном случае ребенок) может участвовать в процессе только через своего законного представителя. Но в некоторых случаях это исключается по той простой причине, что в этих делах он не может участвовать в процессе ни лично, ни через своего законного представителя, потому что он сам недееспособен, не достиг определенного возраста, а его законный представитель занимает процессуальное положение ответчика, поскольку к нему может быть, например, предъявлен иск о лишении родительских прав, и, естественно, он не может занимать в процессе положение лица, защищающего интересы ребенка".

Наряду с мерами ответственности, предусмотренными законом, опекуна (попечителя) можно привлечь и к договорной ответственности. Договорное регулирование отношений членов семьи, явившись результатом изменений в социально-экономической сфере, заняло свое достойное место, следовательно, в дальнейшем необходимо работать над развитием такого института семейного права, как семейно-правовая ответственность за неисполнение семейных договорных обязательств, в частности более конкретно рассматривать институт ответственности опекунов и попечителей.

На современном этапе все вопросы привлечения к ответственности допустивших нарушения опекунов или попечителей могут быть сняты путем применения положений договорного права об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Органы опеки, контролирующие опекуна (попечителя) и выполняющие при этом надзорную функцию, имеют право требовать от опекуна (попечителя) возмещения двух видов убытков: связанных с расторжением договора и связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. По нашему мнению, на указанные органы возложены довольно серьезные обязанности, несмотря на то что неисполнение ими норм Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в недостаточной степени определяет ответственность органов опеки и попечительства.

Основаниями гражданско-правовой ответственности по договору об опеке будет являться наличие правонарушения, самих убытков, причинной связи между правонарушением и убытками, а также презюмируемой вины опекуна, если договором не предусмотрено иное субъективное основание ответственности. При этом было бы правильно учитывать, что меры гражданской семейно-правовой ответственности - только внешние способы ее проявления, отражающие ее главное содержание, но вовсе не исчерпывающие его. Следовательно, видовое разнообразие этих мер не может быть ограничено каким-либо раз и навсегда данным перечнем.

За нарушение договора об опеке на опекуна (попечителя) могут быть возложены такие меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, упущенная выгода, взыскание неустойки.

Применяя такую меру гражданско-правовой ответственности, как упущенная выгода, бремя доказывания ее наличия и размера соответственно лежит на законном представителе лица, находящегося в трудной жизненной ситуации. Представитель подопечного в лице органов опеки и попечительства должен доказать, что подопечный мог и должен был получить определенные доходы, и только нарушение обязательств опекуном или ненадлежащее исполнение своих полномочий государственным органом стало единственной причиной, лишившей его возможности получить какой-либо доход (прибыль).

Особенность указанной меры ответственности заключается в том, что ее применение предполагает дополнительное обременение, возлагаемое на опекуна или попечителя. То есть обременение, влекущее для него имущественные потери, которых он избежал бы при надлежащем исполнении своих обязанностей.

Представляется, если в результате нарушения договора об опеке пострадали неимущественные права подопечного (право на участие в социальной жизни, достоинство, честь и др.), то имеются основания для применения и ст. 151 ГК РФ.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, имеющих значение для совершенствования действующего законодательства об опеке и попечительстве и практики его применения.

Во-первых, в науке семейного права дискуссионным остается вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно, это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт?

Ныне действующий закон «Об опеке и попечительстве» содержит определения понятий опеки и попечительства, которые, на наш взгляд, нуждаются в корректировке. Более четкое и полное определение правовой сути названных институтов при последующем внесении изменений и дополнений в Гражданский и Семейный кодексы позволит точно обозначить правовую природу опеки и попечительства, признав это институтом гражданского или семейного права, либо подтвердив комплексный характер опеки и попечительства.

Во-вторых, заслуживает одобрения и поддержки признание законодателем возмездной основы осуществления опеки (попечительства). Представляется допустимым рассматривать осуществление опеки (попечительства) как оказание специальных услуг.

Облечение отношений опеки и попечительства в договорную форму дает возможность более четко установить права и обязанности, а также ответственность субъектов опеки и попечительства. Исключительно безвозмездный характер соответствующих отношений практически создавал условия безнаказанного поведения опекунов (попечителей).

Использование договорных конструкций отношений позволит институту опеки и попечительства приобрести необходимую мобильность, более эффективно проводить реализацию поставленных перед ним социальных задач.

В-третьих, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют особый правовой статус по сравнению с детьми, имеющими полноценную семью. Опекун (попечитель), в отличие от родителей, имеет широкий круг обязанностей, обусловленный возложенной на него социальной функцией воспитания и развития личности подопечного. При этом законодатель, уделяя отдельное внимание социальной роли опекуна (попечителя), предусмотрел также ряд льгот.

Это дает основания утверждать об отсутствии тождества в правовой природе отношений между родителями и детьми и отношений, складывающихся между опекуном (попечителем) и подопечным.

В-четвертых, анализ правоотношений, возникающих между родителями ребенка, находящегося под опекой (попечительством), и опекуном (попечителем) ребенка, дает основание сделать вывод об их особой правовой природе. Данные отношения занимают самостоятельную нишу в сфере семейных правоотношений, составляющих предмет семейного права.

Споры, возникающие между родителями ребенка и его опекуном (попечителем), составляют особую категорию споров, связанных с воспитанием детей. Кроме того, многообразие форм опеки и попечительства создает почву для появления самых различных споров между субъектами соответствующих отношений.

В связи с этим представляется целесообразным принятие Пленумом Верховного суда РФ постановления о применении судами законодательства при рассмотрении споров, связанных с осуществлением опеки и попечительства над детьми.

В-пятых, развитие и совершенствование данной формы устройства, позволявшей на протяжении веков обеспечивать достойное существование отдельных категорий лиц, необходимо рассматривать как одну из задач государства, что предполагает обеспечение с его стороны эффективности функционирования данного социального института.

В этой связи урегулировать одновременно отношения и по выявлению, и по устройству лица, и отношения опекунов (попечителей) с их подопечными, и все иные отношения, вытекающие из установления опеки (попечительства), можно только в рамках института законодательства.

Представляется, что содержание предмета и принципов рассматриваемого института права обусловливает необходимость регулирования отношений, связанных с опекой и попечительством, именно комплексом правовых норм, имеющих тесную взаимосвязь и относящихся к отрасли гражданского, семейного, а также административного права.

Рассматриваемый институт права и законодательства является комплексным. При этом опека (попечительство) может рассматриваться как отдельная правовая категория по отношению к правовой системе, так как представляет собой подинститут гражданского и семейного права, который содержит совокупность норм, регулирующих не только тесно связанные между собой, но и обусловливающие друг друга общественные отношения.

Список использованных источников и литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

3.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. №1. Ст. 16.

4.Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. №17. Ст. 1755.

5.Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 3177.

6.О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 2001. №17. Ст. 1643.

.Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства: Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 №275 (ред. от 12.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2000. №15. Ст. 1590.

8.Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 // Российская газета. №94. 2009. 27 мая.

9.Банников И.А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 340 с.

10.Камынин И.Д. Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью гражданина // Законность. 2010. №6. С. 19 - 23.

.Кархалев Д.Н. Гражданско-правовые меры защиты и меры ответственности: Учеб. пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2009. 234 с.

.Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2011. 612 с.

.Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова. М., 2011. 899 с.

.Материалы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по исполнению законодательства о защите детей от жестокого обращения родителей и иных лиц, деятельность которых связана с обязанностями по воспитанию детей. 2010 г.

.Материалы практики "Об исполнении законодательства о приоритете российских граждан при усыновлении детей". М., июнь 2011 г.

.Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Барнаул, 2009. 457с.

.Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство) / Е.Я. Баскаков, А.Ф. Ефимов, В.М. Жуйков, С.А. Иванова и др.; Под ред. И.К. Пискарева. М.: Городец, 2005. 345

.Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. 2008. №3. С. 40 - 58.

.Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" / Под общей ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2012. 293 с.

.Советское гражданское право / Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. 802

.Хохлов В.А. Ответственность за нарушение договора по гражданскому праву. Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2012. 386 с.

Похожие работы на - Отдельные вопросы правового регулирования опеки и попечительства детей, оставшихся без родителей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!