Предупреждение и раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,43 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предупреждение и раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска

Введение

В целях защиты интересов законопослушных граждан, общества и государства необходимо принимать соответствующие меры, позволяющие выявлять, предупреждать и пресекать преступления, привлекать к ответственности совершивших их лиц. Именно этому служит оперативно-розыскная деятельность, которая позволяет эффективно отслеживать и ликвидировать криминальные процессы на самых ранних стадиях, в тайне от проверяемых лиц контролировать их поведение, предупреждая возможность совершения ими противоправных деяний или получая информацию для раскрытия преступления.

Есть немало преступлений, которые успешно раскрыть и расследовать можно только с применением оперативно-розыскной деятельности. Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Без оперативно-розыскных мероприятий невозможно организовать получение достоверной информации о тайных планах, намерениях и устремлениях подозреваемых в противоправной деятельности, заблаговременно создать надежные позиции по предупреждению и раскрытию преступлений. Практика показывает, что в таких ситуациях оперативно-розыскные мероприятия могут оказаться единственным способом получения положительного результата. Учитывая, что значительная часть тяжких преступлений раскрывается исключительно благодаря оперативно-розыскным мероприятиям, такая деятельность является эффективным средством борьбы с преступностью.

История борьбы с преступностью свидетельствует, что проблема раскрытия совершённых преступлений была и остается одной из самых сложных. Оставаясь нераскрытыми, преступления создают условия для совершения новых, порой более опасных деяний. Раскрытие преступлений является одной из задач правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, и важнейшей обязанностью уполномоченных на то подразделений.

Полное раскрытие преступлений является и одним из способов их предупреждения. В этой связи значение быстрого и полного раскрытия преступления сложно переоценить. На практике же результативность раскрытия преступлений продолжает быть низкой.

Так, в 2011 г. органами внутренних дел не раскрыто 1080,1 тыс. преступлений (зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений). Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 24,7%. Остались нераскрытыми 2,1 тыс. убийств и покушений на убийство, 6 тыс. фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 654,9 тыс. краж, 68,4 тыс. грабежей, 7,2 тыс. разбойных нападений. 1053,8 тыс. преступлений (9,4%) остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В январе - апреле 2012 г. при зарегистрированных 762 тыс. преступлений раскрыто лишь 430,8 тыс. преступлений.

Целью настоящей работы является анализ вопросов предупреждения и раскрытия преступлений аппаратами уголовного розыска.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

) проанализировать систему мер, принимаемых аппаратами уголовного розыска для предупреждения преступлений;

2) определить понятие и основные характеристики понятия «раскрытие преступлений»;

) выявить особенности организации раскрытия преступлений аппаратами уголовного розыска.

1. Предупреждение и раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска

Предупреждение преступности - это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений. Некоторые авторы предлагают для обозначения такой деятельности термин «предупреждение преступлений» (указывая, что не может быть предупреждено уже существующее явление), однако устоявшимся в теории и употребляющимся в большинстве работ является термин «предупреждение преступности».

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений является одним из основных направлений деятельности полиции (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции» (далее - Закон о полиции)). В Указе Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» закреплено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые, в частности, возлагаются:

предупреждение преступлений;

выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В Приказе МВД РФ от 17.01.2006 №19 (ред. от 25.12.2010) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» указано, что предупреждение преступлений органами внутренних дел - это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Порядок организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, формы предупреждения закреплены в Инструкции «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», которая является приложением к названному выше Приказу (далее - Инструкция по предупреждению преступлений). Инструкция по предупреждению преступлений устанавливает, что структурные подразделения МВД России:

. Определяют в соответствии с установленной компетенцией основные направления профилактической деятельности и осуществляют нормативно-методическое обеспечение деятельности подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

Комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки, подготовка предложений о мерах реагирования на ее осложнение, участие в разработке целевых комплексных программ по предупреждению преступлений, организация криминологических исследований, изучение практики применения законодательных и ведомственных нормативных правовых актов по проблемам предупреждения преступлений обеспечиваются подразделениями ОИД МВД России.

. В пределах своей компетенции осуществляют контроль и оказание практической и методической помощи в организации деятельности подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО по предупреждению преступлений.

. На основе анализа состояния преступности и реализации решений руководства МВД России обеспечивают подготовку и проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению преступлений в регионах с наиболее сложной оперативной обстановкой.

. В установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями, религиозными конфессиями участвуют в разработке нормативных правовых актов и программно-целевых мероприятий, направленных на предупреждение преступности.

. В пределах своей компетенции осуществляют обеспечение межведомственного взаимодействия международного сотрудничества по вопросам предупреждения преступлений.

. Изучают, анализируют и прогнозируют преступные проявления террористического характера и экстремистской направленности, обуславливающие их факторы.

Инструкцией по предупреждению преступлений определены также основные направления деятельности в рассматриваемой сфере деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО; горрайлинорганов внутренних дел. Подробно определены обязанности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению преступлений: участковых уполномоченных, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудников патрульно-постовой службы, инспекторов подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, сотрудников подразделений дознания, подразделений уголовного розыска и др.

Так, сотрудники подразделений уголовного розыска:

. Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.

. Проводят ОРМ по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством РФ.

. Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, направленное на выявление преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лицами, ранее судимыми, и лицами, ведущими аморальный образ жизни. Принимают участие в проведении совместных комплексных оперативно-профилактических мероприятий.

. Осуществляют в ходе оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) мероприятия, направленные на выявление и предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Осуществляют регулярный обмен оперативной и иной информацией, связанной с несовершеннолетними, входящими в организованные группы или преступные сообщества с подразделениями по борьбе с организованной преступностью.

. Предоставляют информацию, полученную в результате проведения ОРМ в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в подразделения по делам несовершеннолетних, относящуюся к их компетенции.

. Осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

. Осуществляют розыск преступников, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших и несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством.

. Участвуют в осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.

. Осуществляют в пределах своей компетенции ОРМ в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и представляющих оперативный интерес.

Оперативно-розыскное предупреждение, являясь составной частью системы государственных мер профилактики преступных посягательств, представляет собой самостоятельную организационно-тактическую форму ОРД и заключается в гласном и негласном использовании специальных сил, средств и методов ОРД в индивидуально-профилактической работе с лицами, от которых можно ожидать совершения данных преступлений, в предупреждении и пресечении замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также в выявлении и устранении факторов, способствующих совершению преступлений.

Оперативно-розыскное предупреждение преступлений основывается на информации о лицах, от которых можно реально ожидать совершения преступлений, и криминогенных ситуациях, чреватых такой опасностью.

Специфика оперативно-розыскного предупреждения определяется его видовой направленностью (общее или индивидуальное) и тактикой реализации оперативных данных. Предупреждение может осуществляться и в гласной, и в негласной формах.

Информация, полученная оперативно-розыскным путем, используется правоохранительными органами в соответствии с их компетенцией в целях устранения обстоятельств, способствующих совершению преступлений (общее предупреждение), гласно в форме направления соответствующих представлений в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные организации (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

В целях индивидуального предупреждения оперативные аппараты используют полученные данные для позитивного воздействия на лиц, намеревающихся реализовать преступные намерения, но еще не совершивших действия, составляющего приготовление или покушение на преступление; для разобщения формирований криминогенной направленности; для нейтрализации ситуаций, условий, обстоятельств, способствующих или провоцирующих конкретных лиц на совершение преступлений.

Индивидуальное предупреждение может быть осуществлено не только гласными действиями (например, приглашение на профилактическую беседу, предупреждение о недопустимости противоправного поведения, установление контроля поведения и др.), но и негласными, зашифрованными (воздействие через конфидентов с целью снижения криминогенности лица, склонения к отказу от преступных намерений, воздействие изнутри группы на ее участников с целью их разобщения и др.).

Оперативно-розыскное пресечение преступлений заключается в основанном на оперативных данных непосредственном вмешательстве в преступные действия с момента приготовления до покушения на преступление с целью воспрепятствовать его окончанию и наступлению общественно опасных последствий. Способы пресечения преступлений могут быть различными в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть задержание лица при подыскании соучастников или изготовлении орудий преступления, при следовании к месту совершения преступления, с поличным в процессе совершения преступления - в момент совершения кражи, грабежа, мошенничества, разбойного нападения, покушения на убийство, продажи наркотиков или оружия, побега из следственного изолятора, исправительного учреждения или из-под конвоя и т.п. Оперативно-розыскной характер пресечения в данном случае определяется не только использованием оперативной информации, но и приемов, обеспечивающих конспиративность действий оперативных аппаратов. При наличии возбужденного уголовного дела к указанным возможностям добавляется применение мер процессуального пресечения, исключающих продолжение преступных действий.

Разработка и реализация мер оперативно-розыскного противодействия преступлениям должна осуществляться по направлениям, соответствующим способам совершения конкретных видов преступлений.

Эффективность оперативно-розыскных мер, направленных на предупреждение преступлений, обеспечивается в ходе проведения комплексных операций с привлечением необходимых подразделений и технических средств органов внутренних дел, а также государственных, общественных организаций и частных лиц.

Итак, к числу задач ОРД относится и превенция, т.е. предотвращение возможных преступлений и административных правонарушений. Решение такого рода задачи предполагает регулярный контроль за отклоняющимся поведением отдельных граждан, а также широкую информированность оперативных служб о процессах и явлениях, происходящих в различных социальных группах.

«Главная задача уголовного розыска - раскрытие преступлений». Выявление и раскрытие преступлений применительно к ОРД состоит в следующем. Субъектам ОРД путем применения оперативно-розыскных сил, средств и методов необходимо установить, обнаружить, сделать явными как само событие преступления и лиц, его совершивших, так и ряд других связанных с этим событием обстоятельств.

Выявление и раскрытие преступлений оперативно-розыскным путем позволяет своевременно выявлять латентные преступления, причины и условия, способствующие их совершению, принимать соответствующие меры по их устранению, устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и принимать к ним соответствующие меры. Выявление и раскрытие преступлений оперативно-розыскным путем осуществляется в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку выявление лиц, совершивших преступления, сводится к установлению их личности, места нахождения и задержанию, что также обеспечивается путем проведения целого комплекса ОРМ.

В правовой науке единого понятия раскрытия преступления нет. Отсутствие этого определения в законодательстве позволяет авторам многих научных работ по-разному высказывать свои позиции. Некоторые авторы считают установление лица, совершившего преступление, и вынесение постановления о предъявлении ему обвинения критерием для отнесения преступления к числу раскрытых.

По мнению некоторых авторов, в термин «раскрытие преступления» законодателем заложено следующее:

) обнаружение и задержание лица, готовящегося к совершению преступления либо совершившего или совершающего его. В последнем случае часто употребляется профессиональное словосочетание «взять с поличным», т.е. застать на месте совершения преступления, раскрыть преступление «по горячим следам»;

) орган дознания, осуществляющий ОРД, задержав лицо, виновное в противоправном деянии, и передав его следователю, может считать, что преступление, исходя из основных его функциональных обязанностей, раскрыто. оперативный розыскной предупреждение преступление

Однако существует и другая позиция, в соответствии с которой преступление предлагается считать раскрытым с момента окончания расследования и направления дела в суд (когда установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу).

Основной задачей уголовного розыска является раскрытие преступлений с использованием оперативных возможностей, проведение доследственной проверки, выявление свидетелей, установление похищенного имущества и т.д. В отличие от службы участковых уполномоченных полиции, которая чаще всего реагирует на сообщения и инциденты административного характера, сотрудники уголовного розыска занимаются фактами, квалифицируемыми как уголовное преступление.

Таким образом, деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска по раскрытию преступлений - особый вид деятельности, имеющей сугу6о практическую направленность на решение конкретных задач борьбы с преступностью.

2. Особенности организации раскрытия преступлений аппаратами уголовного розыска

Раскрытие преступлений - важнейшая составная часть деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью, имеющая целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также предотвращение преступлений. Раскрытие преступлений представляет собой осуществление органами дознания и предварительного следствия в пределах установленной компетенции ОРМ и следственных действий по обнаружению признаков преступлений, установлению всех обстоятельств его совершения, а также выявлению лиц, его совершивших, и принятие к ним мер, предусмотренных законом. Раскрытие преступлений заключается главным образом в обнаружении признаков преступления и лиц, его совершивших. Раскрытие преступлений требует умелого применения сил, средств и методов ОРД и подчинено задачам предварительного расследования. Оперативно-розыскные данные используются для последующего получения на их основе судебных доказательств, организации и проведения следственных действий. Являясь частью процесса расследования по уголовному делу и ОРД, раскрытие преступления обеспечивает успех всей работы по собиранию, исследованию и оценке доказательств, - как на первоначальном этапе расследования, так и в последующем. Своевременное обнаружение признаков преступлений создает условия для реализации принципа неотвратимости за совершение преступлений и снижение латентной преступности. Обнаружение лиц, совершивших неочевидные преступления. Успешное решение названной задачи обеспечивается оперативностью реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях, тесном взаимодействием сотрудников уголовного розыска и следователей, качественным проведением ОРМ и следственных действий на месте происшествия, максимально полным использованием сил и средств всех служб и подразделений органа внутренних дел, участвующих в раскрытии преступлений, осуществлением глубокого анализа исходной информации для построения следственных и розыскных версий и определении комплекса мер по их проверке, активным использованием для установления причастности к преступлению лиц оперативно-розыскных и криминалистических учётов, широким применением научно-технических средств. Обеспечение условий успешного осуществления предварительного следствия по уголовным делам. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством такая важнейшая составная часть раскрытия преступлений, как установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также создание условий, обеспечивающих применения уголовного наказания либо других предусмотренных законом мер, осуществляется в рамках уголовного процесса в ходе расследования. Раскрытие преступлений должно осуществляться наступательно, активно и целеустремленно вплоть до установления и изобличения лиц, участвующих в преступлении, и выявлении всех эпизодов их преступной деятельности. В этой связи важнейшими задачами служб, подразделений и органа внутренних дел в целом являются:

обеспечение своевременного и действенного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, повышение эффективности первоначальных и последующих следственных действий и ОРМ, максимальное использование тактических приемов и методов обнаружения фактов преступлений и лиц, их совершивших.

Известно, что значительное количество преступлений совершается тайно: преступники заранее готовятся к их совершению, предварительно продумывая безопасные, по их мнению, способы совершения преступлений и сокрытия их следов. Как правило, это наиболее опасные и наиболее трудно раскрываемые преступления. На раскрытие и расследование таких преступлений и направлены усилия сотрудников уголовного розыска.

Для этого необходимы активные и целенаправленные действия по получению информации сотрудниками уголовного розыска и иных служб ОВД. Если в результате этих действий обнаружены признаки совершенного или подготавливаемого преступления, то орган дознания направляет материалы в следственное подразделение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; - обеспечение непрерывной, активной и целеустремленной работы по раскрытию преступлений на основе согласованных планов следственных действий и ОРМ; - обеспечение комплексного использования в раскрытии преступлений розыскных возможностей всех служб и подразделений органов внутренних дел на основе централизованного управления силами и средствами, четкого взаимодействия сотрудников уголовного розыска со всеми службами, подразделениями и отдельными работниками; - активное применение в раскрытии преступлений содействия граждан, других сил, средств и методов ОРД, организация планомерного обмена оперативной информацией и совместных действий по проверке лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений; - повышение профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел, участвующих в раскрытии преступлений, внедрение в их практическую деятельность передовых форм и методов работы.

Быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений достигается с помощью организационных мер, обеспечивающих своевременный ввод в действие сил и эффективное использование средств и методов ОРД.

К этим мерам можно отнести:

. Поддержание высокой оперативной готовности органов внутренних дел, их служб и подразделений, в первую очередь аппаратов уголовного розыска и дежурных частей; - разработка четкой системы оповещения сотрудников уголовного розыска, следователей, экспертов; - своевременный сбор и выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, обеспечение ее необходимыми оперативно-техническими средствами; - организация круглосуточного информационного обеспечения следственно-оперативных групп, что позволяет быстро получить информацию оперативных учётов, необходимых для раскрытия преступлений; - организация надежных и устойчивых каналов связи для быстрого получения необходимых справок; - постоянное повышение профессиональной подготовки личного состава и, в первую очередь участников следственно-оперативных групп; - внедрение предварительного планирования неотложных ОРМ по выявлению, розыску и задержанию лиц, совершивших преступления; - организация выявления и закрепления изъятия и хранения вещественных доказательств, следов преступлений во время неотложных следственных действий и ОРМ.

. Обеспечение комплексного использования сил органов внутренних дел в раскрытии преступлений, особенно на первоначальном этапе, рациональная расстановка сил и средств в соответствии с реальной оперативной обстановкой, складывающейся на обслуживаемой территории, оперативное маневрирование ими, четкая организация совместных и согласованных действий различных подразделений органов внутренних дел и повышение эффективности несения службы каждым подразделением путем четкой постановки перед ними конкретных задач.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Криминалистическая деятельность, имея задачу раскрыть и расследовать преступление, обеспечивает ее достижение собственными методами, приемами и средствами. Эта деятельность реализуется в методике и тактике расследования преступлений, технике работы со следами, производстве специальных исследований.

Таким образом, значение раскрытия всех преступлений для практики борьбы с преступностью трудно переоценить. Раскрытие преступления является решающим фактором для достижения многих целей. И прежде всего оно способствует:

обеспечению соблюдению принципа законности; - обеспечению соблюдения принципа неотвратимости наказания; - пресечению дальнейшей преступной деятельности виновного; - созданию условий для оказания исправительного воздействия на виновного (в ходе следствия, в суде, в исправительном учреждении и т.д.);

предупреждению рецидива со стороны преступника; - предупредительному воздействию на других неустойчивых граждан, так или иначе связанных с преступником и подвергающихся его отрицательному влиянию; - раскрытию других, ранее не раскрытых преступлений, совершенных этим же лицом; - восстановлению нарушенных прав и свобод человека, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, возмещению причиненного преступлением ущерба; - выявлению и устранению недостатков в деятельности органов внутренних дел, прокуратуры и суда, способствовавших совершению преступления и тому, что оно не было своевременно раскрыто. Раскрытие преступлений способствует повышению авторитета органов, ведущих борьбу с преступностью. И наоборот, оставление преступления нераскрытым неминуемо подрывает престиж органов расследования в глазах граждан.

Задача: Особенная часть. Глава 1, параграф 4, задача №2.

Вопросы:

Оцените действия оперуполномоченного Сидорова в данной ситуации.

Наметьте мероприятия по проверке указанной информации.

Составьте план оперативно-розыскных мероприятий по документированию действий разрабатываемых лиц.

Оперуполномоченный Сидоров проводил опрос граждан (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) - это метод сбора первоначальной информации о признаках преступления со слов опрашиваемого лица, которое реально (предположительно) обладает ею.

В рассматриваемом случае следует наметить такие мероприятия по проверке указанной информации: 1. Опрос. 2. Наведение справок. 3. Наблюдение. 4. Отождествление личности.

План оперативно-розыскных мероприятий по документированию действий разрабатываемых лиц:

. Опрос. Применительно к ОРД опрос - это форма разведывательной беседы, в результате которой сотрудник оперативного органа общается с тем или иным лицом с целью получения информации о предмете или объекте собственно ОРМ, направленной на пресечение или раскрытие уже совершенного преступления.

. Наведение справок. Способ собирания информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы. Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни Шпакова и Кучина, в том числе о их биографии, связях, образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений и уголовных преступлений и т.п.

. Наблюдение. Имеет широкий диапазон в применении и использовании. Наблюдать - внимательно следить глазами, используя технические средства, чтобы не упускать из виду, из поля зрения. При этом наблюдатель - лицо, занятое наблюдением за кем/чем-нибудь. В практике ОРД наблюдение должно сопровождаться фото-, видео-, аудиодокументированием, что способствует не только качеству данного ОРМ, но и изобличению подозреваемого (обвиняемого) в уголовном процессе на предварительном следствии.

. Отождествление личности. ОРМ, позволяющее в не процессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции). Речь идет о ситуации, которая в оперативно-розыскной работе встречается довольно часто - необходимо опознать представляющее интерес лицо лично, или же по фотографии, субъективному портрету, рисованному портрету, по видеоизображению, дабы сравнить с каким-то "аналогом". Опознание личности может быть осуществлено как непосредственно, так и опосредованно.

Заключение

Уголовный розыск - оперативная служба, орган дознания органов внутренних дел, в задачу которой входит предупреждение, пресечение, раскрытие готовящихся, либо совершенных преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан, установление личности неопознанных трупов.

При раскрытии очевидных преступлений (например, бытовых убийств и других деяний, обнаружение которых происходит одновременно с установлением лиц, их совершивших) оперативно-розыскные меры используются редко. Совсем иная ситуация складывается, когда преступление совершено в условиях неочевидности (при неизвестных обстоятельствах, неизвестным лицом). Раскрытие неочевидных преступлений представляет наибольшую трудность как для следователя, так и для оперативного сотрудника. В процессе раскрытия подобных преступлений особая роль принадлежит аппаратам уголовного розыска, так как у следователя по таким делам наблюдается острый дефицит информации, необходимой для проведения следственных действий.

Именно задачи по раскрытию неочевидных преступлений находятся в центре нашего внимания, как более сложные и в то же время наиболее типичные для деятельности работника уголовного розыска. На долю неочевидных приходятся все преступления, остающиеся нераскрытыми, из них наибольшее распространение имеют кражи имущества, умышленные причинения вреда здоровью, грабежи, разбои и изнасилование, т.е. преступления, представляющие повышенную общественную опасность.

От аппаратов уголовного розыска органов внутренних дел требуется постоянное совершенствование борьбы с преступлениями. Они должны обеспечивать постоянно действующую целенаправленную систему мер по своевременному предупреждению, быстрому и полному раскрытию преступлений.

В заключение подчеркнём, что, как показывает анализ состояния борьбы с преступностью в России, с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов раскрывается более 60 % зарегистрированных преступлений. В связи с этим в современных условиях объективная необходимость осуществления ОРД вызвана довольно высоким уровнем преступлений, которые совершаются в условиях неочевидности, тщательно подготавливаются с использованием различных ухищрений по маскировке следов преступных действий. В этой связи тайным преступным действиям лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, государство противопоставляет систему специальных гласных и негласных мероприятий, осуществляемых в строгом соответствии с действующими нормативными документами.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.01.2009.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Российская газета. - 22.12.2001; Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru - 07.06.2012.

.Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. - 18.08.1995; 14.12.2011.

.Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900; Российская газета. - 07.12.2011.

.Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» // Российская газета. - 02.03.2011.

6.Приказ МВД РФ от 17.01.2006 №19 (ред. от 25.12.2010) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // http://www.consultant.ru.

.Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. - 16.05.2007.

.Адельханян Р.А., Аминов Д.И., Федотов П.В. Криминалистика. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 456 с.

.Арефьев А.Ю. Истоки оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2010. - № 1. - С. 73-75.

.Базарбаев А.С. Роль оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 1. - С. 174-177.

.Бескровный Ю.В. Планирование как метод организации раскрытия и расследования преступлений // Российский следователь. - 2010. - №5. - С. 43-47.

.Божьев В. Процессуальное руководство производством предварительного следствия // Уголовное право. - 2008. - № 3. - С. 44-47.

.Большой юридический словарь // http://slovari.yandex.ru.

.Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2009. - 249 с.

.Галахов С.С., Петрушкина Л.В. Концептуальные основы предупреждения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел // Российский следователь. - 2005. - № 5. - С. 32-35.

.Маркушин А.Г. Субъекты уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. - С. 476-479.

17.Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие / Давыдов С.И., Кальницкий В.В., Малыгин С.С., Чечетин А.Е.; Под ред.: Чечетин А.Е. - Барнаул: Изд-во Барнаул. юрид. ин-та МВД России, 2003. - 367 с.

.Ставцев В.Г. Профессиональная подготовка оперуполномоченных уголовного розыска // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 4. - С. 10-14.

19.Травкин Е.А. О совершенствовании взаимодействия следователей с оперативно-розыскными подразделениями // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2010. - №2. - С. 108-111.

.Шевелев Н.С. Система оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в ходе раскрытия и расследования преступлений // Общество и право. - 2010. - № 3. - С. 276-279.

Похожие работы на - Предупреждение и раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!