Роль налогов в государственном финансовом регулировании экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,37 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль налогов в государственном финансовом регулировании экономики

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Международная Бизнес - Академия

Кафедра «Экономики, Менеджмента и Финансов»






Курсовая работа

По дисциплине: Налоги и налогообложение

Роль налогов в государственном финансовом регулирования экономика

Введение

Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг.

Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций.

Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий.

В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.

Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим условиям.

Глава 1. Сущность системы налогообложения финансового регулирования экономики

1.1Сущность и функции налогов

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Налог - обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы: целевые признаки, организационные и системные.

Целевыми признаками являются: поддерживаемые органы управления, целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором), целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).

Организационными признаками налога являются: объект налога - то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.), источник выплаты налога - фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.), база налога - сумма, с которой взимается налог, ставка (шкала вставок) налога - размер налога на единицу обложения, субъект налогообложения - лицо, обязанное по закону платить налог.

Каждый налог содержит следующие элементы:

Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, которое, в конечном счете, несёт издержки и ущерб по уплате налога.

Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, налог на имущество, подоходный, и др.

Источник налога - доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог.

Масштаб налогообложения - единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны (тенге), по земельному налогу - гектар, акр и т. д.).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.

В налоговой практике существует три способа взимания налогов. Первый способ - кадастровый - предлагает использование кадастра. Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения.

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником - сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

Функции налогов - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:

регулирование торгово-денежных отношений, то есть государство выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц - данное направление регулирования с налогами не связано;

финансово - экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

Таким образом, рыночная экономика и пополнение государственного бюджета регулируется финансово - экономическими методами, путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом и т. д. Центральное место в этих методах занимают налоги.

Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей.

Изменяя налоговые ставки государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров. Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенаправленно стимулировать капиталовложения, хозяйственную активность, создавать новые рабочие места.

Распределительная функция заключается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т. д. Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды.

В процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и перераспределительных отношения. Естественно, государство должно умело руководить этими процессами. Исторический процесс развития наглядно показал, что государство должно активно использовать распределительные возможности налогов. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.

Часть социальной функции является социально - воспитательной, которая проявляется в различном подходе к налогообложению тех или иных товаров и услуг. Так государство вводит высокие акцизные налоги на вино водочную и табачную продукцию и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

1.2Государственное регулирование налогооблагаемой системы

Занимая в предыдущие века второстепенное значение в государственном хозяйстве, уступая первенство доходам из государственных и имущественных пошлин, налоги приобретают всё более важное значение. Преобладающее значение налогов состоит в тесной взаимосвязи с развитием культуры и потребностей населения. Мы можем согласиться с мнением А. А. Исаева, что «налоги суть обязательные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

Расширение старых потребностей и возникновение новых, не ограничиваясь проблемами индивидуального потребления, проникают и в отношения к гражданам и к государству: граждане ставят государству все большие запросы, которые оно стремится удовлетворить. Но расширение обыкновенных потребностей требует и увеличения государственных доходов. Государственные имущества далеко не достаточны для покрытия увеличившихся расходов.

Второе влияние, которое оказывает рост культуры: он укрепляет сознание, что многие потребности, удовлетворяемые государством, не должны быть покрываемы из социальных платежей граждан, так как нет возможности вычислить ценность и значение услуг, доставляемых хозяйством многими государственными расходами. Чем больше укрепляется это сознание, тем более неизбежно превращение налогов из чрезвычайных средств в обыкновенные доходы государства. В сфере пошлин государство получает от граждан доход за оказываемые услуги, предоставляет гражданам самим регулировать пользование услугами государственных учреждений и не вмешиваться в их частное хозяйство. Увеличение разновидностей платежей ведёт к тому, что государство требует от частных хозяйств ознакомить его со всеми сторонами своего быта, то есть раскрыть род и размеры его оборотов, цены товаров, высоту издержек производства, прибыли и убытки и т. д. Вместе с этим постепенно укрепляется сознание, что граждане должны быть равномерно обременены налогами. Когда годовое производство какой либо страны значительно превышает её годовое потребление, говорят, что капитал её возрастает, а когда её годовое потребление даже не её годовым производством, говорят, что её капитал уменьшается. Таким образом, капитал может увеличиваться или вследствие увеличения производства, или вследствие уменьшения производственного потребления.

В тесной связи с уменьшением капитала страны уменьшается и её производство, а ресурсы народа и государства будут истощатся с возрастающей быстротой. Таким образом, все налоги неизбежно падают или на капитал, или на доход. Если они падают на капитал, то должен соответственно уменьшаться тот фонд, размером которого всегда регулируется производственная деятельность страны. А если они падают на доход, то они или уменьшаются или заставляют налогоплательщиков уменьшать для покрытия их на соответственную величину всё прежнее непроизводственное потребление предметов жизненной необходимости и комфорта. Таким образом, с ростом обложения или с умножением правительственных расходов определённое число предметов комфорта, которыми пользуется народ, должно уменьшаться, если только он не сможет увеличить также свой капитал и доход. Задача политики правительства должна, поэтому, состоять в том, чтобы получать это стремление к накоплению.

Все налоги при переходе из рук в руки собственности всех видов ведут к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительности труда. Они все в большей степени представляют собой невыгодные налоги, которые увеличивают доход государства за счёт капитала народа, содержащегося в производительном труде.

Если государство и другие принудительные союзы необходимы для достижения общего блага, то право государства изымать налоги и обязывать граждан их уплачивать не могут подлежать спору. Формы осуществления права государства не одинаковы: в связи с уровнем культуры, с условием места и времени, государство достигает своих целей при помощи доходов от казенных имуществ, пошлин, натуральных повинностей и, наконец, налогов. Обоснование права государства требовать податей заключается уже во многих определениях налогов, которые мы находим в литературе.

У многих писателей обязанность граждан платить налоги сводится к обязанности вознаграждать государство за услуги, то есть к началу обмена равно ценностей.

Мы можем согласиться с четырьмя правилами, которые установил Адам Смит для политики налогов, первое содержит в себе указание на требования справедливости: согласно с этим правилом, поданные каждого государства должны уплачивать налоги соответственно со своими доходами.

Второе правило гласит, что налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, должен быть точно определён, а не произволен. Время, вид, способ, платежа, сумма которая должна быть уплачена, всё это должно быть ясно, как налогоплательщику, так и каждому третьему лицу.

В соответствии с третьим правилом А. Смита; подчёркивает, что каждый налог взимается в то время и таким образом, когда и как плательщику легче всего его внести.

И, наконец, четвёртое правило регламентирует тот факт, что каждый налог должен быть так упорядочен что бы разница общей его суммы и долей, поступающих в государственную казну была наименьшая.

Если бы понятия о справедливости могло быть установлено абсолютно, то и требование к налогам удовлетворять справедливость в известной форме могло бы всегда сохранять свою пригодность. История убеждает нас, однако, что это - понятие относительное изменяющееся с ростом культуры. Требование общества к государственной власти, которые образуют главное содержание новых социальных идей, касаются всех сторон общественной ситуации, в том числе и финансов.

1.3Основные элементы налогообложения

Важнейшее место в деловой жизни предпринимателя занимают отношения, возникающие по поводу уплаты налогов. Они затрагивают как сферу бизнеса, когда зайдёт речь об уплате налогов из прибылей, как частную сферу, когда дело касается налогов из личных доходов. Как правило; подчёркивает А. Маршал, «существует общее правило: когда некий налог оказывает давление на любой фактор, используемый одной группой лиц в производстве товаров или услуг, предназначенных для продажи другим лицам, он ведёт к сдерживанию производства. Это в свою очередь приводит к переложению значительной части налогового бремени на потребителей…».

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления - налоговые ставки и налоговая база. Существенное воздействие на функционирование налогового механизма оказывают налоговые льготы.

Налоговые ставки - определенная доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налога, то есть «налоговые ставки устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода (имущества) на основе прогрессивной шкалы. По мере роста суммы дохода (имущества), подлежащего обложению налогом, растет и его доля, изымаемая в бюджет». Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствует целям и задачам экономической стратегии государства, по отношению к развитию экономики. Их изменения могут осуществляться в сторону повышения, если правительство ставит целью увеличить приток средств в государственную казну и изъять средства у предприятий и населения. Величина налоговых ставок является предметом постоянных дискуссий, ожесточенной предвыборной борьбы правительств во всех странах поскольку их изменение оказывает непосредственное влияние на личные доходы и финансовые активы предприятий и затрагивает жизненные интересы всех слоёв населения.

Тенденция к повышению налогов характерна для сильных централизованных государств, стремящихся сконцентрировать в своих руках как можно больший объём финансовых ресурсов с целью последующего воздействия через бюджет на развитие экономики. Однако чем большая часть дохода имеется государством в качестве налогов, тем меньше стимулов к её получению.

Чрезмерно высокие налоговые ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически ведёт к падению доходов и соответственно, к сокращению средств поступающих в бюджет в качестве налогов.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно называть налогооблагаемым доходом (прибылью). При этом, если размер налоговой ставки жестко закреплён, то величина налоговой базы может меняться в зависимости от тех вычетов, которые законодательство разрешает производить из дохода (прибыли), подлежащей обложению налогами. Уменьшение налоговой базы законом разрешено производить в соответствии с предоставлением данной категории налогоплательщиков льготами. Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Льготы позволяют вычитать из валового дохода определённые суммы, не подлежащие обложению налогом. В результате таких операций облагаемый доход (налоговая база) оказывается меньше валового дохода на величину налоговых льгот. Определение суммы облагаемого дохода позволяет подсчитать размеры налога. Для этого необходимо применить налоговую ставку к облагаемому доходу.

Исчислить налог, значит применить налоговую ставку к облагаемому доходу (налоговой базе). Уменьшение налоговых поступлений в бюджет происходит не только за счёт официальных налоговых льгот, но и в результате прямого уклонения от уплаты налогов. Это стремление характерно как для крупного, так и для мелкого бизнеса. Серьёзную проблему для властей представляет сокрытие факта предпринимательской деятельности значительной частью мелких и средних предприятий, представляющих собой так называемую «скрытую экономику». В результате того, что многие деловые операции не регистрируются, недоплачивается значительная часть соответствующего налога.

Глава 2. Регулирование системы финансовых отношений по налогам

2.1Механизм функционирования налоговой системы

С 24.04.1995 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (с учетом изменений и дополнений 10.10.2001, которые вводятся в действие с 01.01.2001).

В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы. Единый подход в вопросах налогообложения включая предоставление права на получение налоговых льгот а также на защиту законных интересов всех налогоплательщиков; чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти; приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими интересы налогообложения; однократность налогообложения, означающая, что один и то же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения; определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны и налоговых органов, с другой.

На территории Казахстана взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему Республики Казахстан. Закон не предусматривает чётких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и без эквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи практиковать как налоги.

На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т. д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью налогов (НДС, налогам на прибыль, подоходным налогам с физических лиц и т. д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнем бюджетной системы: если доходы бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счёт налогов; то в региональные бюджеты поступают налоги субъектов Республики Казахстан.

Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной к применению на всей территории Казахстана (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправлению (налог с продаж, налог на рекламу и т. д.).

Одна из острейших проблем во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами - проблема ответственности за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

Необходимость регулирования сложившейся в настоящее время налоговой системы Казахстана представляется очевидной. Действующая с 1995 г. налоговая системы Казахстана крайне не совершенна, поэтому с января 2002г. вступает в силу новый Налоговый Кодекс.

Налоговый кодекс Республики Казахстан призван решить такие важнейшие задачи как:

построение стабильной, единой для Казахстана налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

формирование единой налоговой правовой базы;

создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и ее граждан;

развитие налогового законодательства, позволяющего обеспечить доходами региональные и местные бюджеты за счет закрепленных за ними гарантированных налоговых источников;

совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность. Разновидность реальных налогов зависят от того, какой вид имущества облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки реальных налогов обычно пропорциональные. В качестве налоговых льгот чаще всего применяются необлагаемый минимум и разные вычеты.

В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе местного налогообложения.

Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы гражданам в бесспорном порядке с наложением штрафа.

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.

Налог на добавленную стоимость подлежащей уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), реализуемых на территории Республики Казахстан, за исключением освобожденных от налога и осуществляемых для собственных производственных нужд, а также оборот, определенный в соответствии с положениями, предусмотренными международными договорами, участниками которых является Республика Казахстан.

Облагаемым оборотом являются импортируемые товары, за исключением освобожденных от налога.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения в соответствии со статьей 531 Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Лица, являющиеся плательщиками единого земельного налога, не относятся к плательщикам налога на добавленную стоимость по реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, при реализации продукции (работ, услуг) несобственного производства осуществляют уплату налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Законом.

Согласно Закону Республики Казахстан от 01.04.1999 № 3571 "О бюджетной системе" все действующие на территории Республики Казахстан бюджеты, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах, представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Согласно законодательству функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Бюджетное система страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве, например, в Республике Казахстан, бюджетная система состоит из двух уровней государственного бюджета и местных бюджетов. налог финансовый кредитный государственный

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня государственный бюджет и местные бюджеты. Так, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных единиц (округов, муниципалитетов и др.).

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Понятие бюджетного процесса выражено в Законе РК "О бюджетной системе" в категории "Бюджетная процедура" регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контроль за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета.

.2 Местные и государственные виды налогов

В зависимости от территориального уровня налоги обычно подразделяются на общегосударственные и местные. Следует сказать, что такое деление налогов свойственно большинству государств.

Критерии, в силу которых налоги подразделяются на общегосударственные и местные, могут быть в разных странах различными. Обычно это определяется четырьмя факторами:

) кем установлен налог (центральным или местным органом); каким органом (центральным или местным) данный налог вводится и кем определяются условия налогообложения;

) за каким бюджетом (центральным или местным) закреплен данный налог: общегосударственные налоги закреплены за общегосударственными денежными фондами, местные налоги - соответственно за местными;

) доходом какого бюджета (центрального или местного) является данный налог.

Собственного говоря, деление налогов на общегосударственные и местные определяется делением бюджетов на общегосударственные и местные.

Строение налоговой системы в значительной степени зависит от национально-государственного и административно-территориального устройства страны. Государства, имеющие федеральное устройство, обычно имеют трехзвенную налоговую систему. Так, в Соединенных Штатах существует три вида налогов: федеральные, налоги штатов и местные налоги. В российской Федерации налоги подразделяются федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные. Унитарные государство имеют двухзвенную налоговую систему, состоящую из общегосударственных (центральных) и местных налогов.

В ряде стран деление налогов на общегосударственные и местные производится непосредственно на конституционном уровне. Так, в Конституции Германии перечислен весь спектр федеральных налогов (статья 106), а в Бразилии Конституция (Основной закон) определяет виды и характер налогов, поступающих в распоряжение федерации, штатов и муниципалитетов (статья 156). В Российской Федерации деление налогов на федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные налоги, так и перечисление видов налогов, входящих в ту или иную группу; устанавливается непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации.

В Казахстане деление налогов на общегосударственные и местные ранее производилось Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 24 апреля 1995 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Ныне действующий Налоговый кодекс такого деления налогов вообще не содержит, устанавливая при этом, что суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год. В свою очередь указанный Закон также не содержит понятий «общегосударственные» и «местные» налоги, однако производит разграничение налогов в качестве доходных источников соответственно республиканского и местных бюджетов.

Так, за республиканским бюджетом закреплены: корпоративный подоходный налог с юридических лиц; налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (за некоторым исключением); акцизы по некоторым видам товаров; налог на сверхприбыль.

За местными бюджетами Республики Казахстан закреплены следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории города Астаны в размере 50 %; акцизы по некоторым видам товаров; индивидуальный подоходный налог; социальный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства.

Заключение

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы: целевые признаки, организационные и системные.

Каждый налог содержит следующие элементы: Субъект налога или налогоплательщик; носитель налога; объект налога; источник налога; масштаб налогообложения; единица обложения; налоговая ставка.

В налоговой практике существует три способа взимания налогов. Первый способ - кадастровый - предлагает использование кадастра. Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником - сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога. Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

Функции налогов - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Важнейшей функциями налогов является регулирующая, распределительная и социальная функции.

Четыре правила, которые установил Адам Смит для политики налогов, первое содержит в себе указание на требования справедливости: согласно с этим правилом, поданные каждого государства должны уплачивать налоги соответственно со своими доходами. Второе правило гласит, что налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, должен быть точно определён, а не произволен. Время, вид, способ, платежа, сумма которая должна быть уплачена, всё это должно быть ясно, как налогоплательщику, так и каждому третьему лицу. В соответствии с третьим правилом А. Смита; подчёркивает, что каждый налог взимается в то время и таким образом, когда и как плательщику легче всего его внести. И, наконец, четвёртое правило регламентирует тот факт, что каждый налог должен быть так упорядочен что бы разница общей его суммы и долей, поступающих в государственную казну была наименьшая.

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления - налоговые ставки и налоговая база. Существенное воздействие на функционирование налогового механизма оказывают налоговые льготы.

На территории Казахстана взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему Республики Казахстан. Закон не предусматривает чётких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и без эквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи практиковать как налоги.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. В зависимости от территориального уровня налоги обычно подразделяются на общегосударственные и местные. Следует сказать, что такое деление налогов свойственно большинству государств.

В Казахстане деление налогов на общегосударственные и местные ранее производилось Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 24 апреля 1995 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». За республиканским бюджетом закреплены: корпоративный подоходный налог с юридических лиц; налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (за некоторым исключением); акцизы по некоторым видам товаров; налог на сверхприбыль. За местными бюджетами Республики Казахстан закреплены следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории города Астаны в размере 50 %; акцизы по некоторым видам товаров; индивидуальный подоходный налог; социальный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства.

Проделанный анализ курсовой работы позволяет сделать выводы о том, что наша налоговая система непостоянна, и на наш взгляд далека от совершенства, если например ее сравнить с Западной системой налогообложения. Налоги это отношение собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти и тем более нет единства мнений и в составе самого правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы.

Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экологического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

Список литературы

1.Конституция Республики Казахстан

2.Гражданский Кодекс Республики Казахстан

.Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по состоянию на 1 января 2009г. - Алматы, 2009г.

.М.Р. Бобоев. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество независимых государств - Москва, 2008г. - 624с.

.С.В. Большаков. Финансовая политика государства и предприятия - Москва, 2002г. - 210с.

.Е.Ф. Борисов. Экономическая теория - Юратт-издат., 2005г. - 592с.

.Под ред. А.С. Булатова. Экономика - Москва, 1996г.

.В.И. Гуреев. Налоговое право - Москва, 1995г. - 253с.

.А.С. Дарибекова. Система подоходного налогообложения в РК - Караганда, 2002г. - 120с.

.А. Б. Зейнельгабдин. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования - Алматы, 1995г. - 160с.

.Э.К. Идрисова. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса - Алматы, 1995г. - 160с.

.Под ред. Т. Ильичевой. Основы экономики. Казахстан в современном мире - Алматы, 2004г. - 202с.

.К.К. Ильясов. Налоги зарубежных государств - Алматы, 1997г. - 160с.

.Г. Карагусова. Налоги: сущность и практика использования - Алматы, 1994г. - 48с.

.В.Д. Мельников. Общий курс финансов - Алматы, 2001г. - 285с.

.В.Д. Мельников. Основы финансов - Алматы, 2005г. - 560с.

.В.Д. Мельников. Государственное развитие экономики РК - Алматы, 1995г.- 386с.

.Н.В. Миляков. Налоги и налогообложение - Москва, 2000г. - 348с.

.М.Т. Оспанов. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений - Москва, 1997г. - 426с.

.Под ред. Поршнева. Налоговый менеджмент - Москва, 2003г. - 442с.

.В.М. Пушкарева. История финансовой мысли и политики налогов - Москва, 1997г. - 568с.

.Под ред. И.Г. Русаковой. Налоги и налогообложение - Москва, 2000г. - 495с.

.В.Н. Сумароков. Государственные финансы - Москва, 1996г.

.С.Ф. Сутырин. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике - Москва, 1998г. - 577с.

.Д.А. Торшаева. Налоги и налогообложение - Караганда, 2007г.

.А.И. Худяков. Теория налогообложения - Алматы, 2002г - 392с.

.А.И. Худяков. Налог: понятие, элементы, установление, виды - Алматы, 1998г - 16с

.Под ред. Д.Г. Черника. Налоги - Москва, 1997г. - 688с.

.Т.Ф. Юткина. Налоги и налогообложения - Москва, 1999г. - 429с.

Похожие работы на - Роль налогов в государственном финансовом регулировании экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!