Бюджет муниципалитета Ханты-мансийска

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,82 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджет муниципалитета Ханты-мансийска

Введение

Основное место в формировании, управлении, развитии любого государства занимает государственный бюджет. В настоящее время, когда на экономику любого государства влияют последствия мирового финансового кризиса, правительства всех стран принимают усилия по сохранению стабильности, восстановлению экономики и предотвращению возможных проявлений последствий кризиса. Многие страны вынуждены привлекать кредиты, корректировать расходы на социальные программы, оборону и развитие производства. Бюджеты большинства стран формируются с учетом дефицита и формирования средств на погашение долгов государства. Правительство России также принимает меры по формированию бюджета с учетом текущего положения в мировой экономике и особенностей национальной экономики.

В настоящее время в России происходит процесс модернизации государственных финансов. Учитывая то, что с конца 80-х и на протяжении 90-х годов 20 века в стране поменялась политическая ситуация, произошли серьезные изменения в экономике, появились новые формы собственности, изменилась система денежных доходов различных субъектов экономики, возникла необходимость в принятии нового закона, регулирующего экономические отношения. В 1998 году в РФ принят новый Бюджетный Закон, предусматривающий расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация промышленности и производства. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

При выполнении курсовой работы будет произведен анализ Бюджетного кодекса РФ, бюджета муниципального образования «г. Ханты-Мансийск» и прочих источников информации. Будут рассмотрены законодательная база и источники формирования муниципального бюджета, механизмы формирования, расходования и исполнения бюджета муниципального образования. Для этого были поставлены следующие задачи: определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного образования, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления; рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальном образовании и характер взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти РФ и с органами власти субъектов РФ; в качестве примера, рассмотреть бюджет муниципального образования «г. Ханты-Мансийск, Тюменская область ХМАО-Югра» на 2010 год, определить основные проблемы, которые возникают при формировании бюджета, как достигается оптимизация расходов и сбалансированность бюджета. Будет дана оценка планирования и исполнения бюджета.

По результатам исследования бюджета г. Ханты-Мансийска за 2010 год и планируемым бюджетам на 2011,2012 годы будет сделан вывод об увеличении или снижении размеров доходной и расходной частей, экономическом развитии муниципального образования г. Ханты-Мансийск.

1. Основные понятия и функции местного бюджета

.1 Бюджетный процесс на местах и правовые гарантии для составления местного бюджета

Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в 1998 году, дает определение бюджетным правоотношениям, к ним относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Также к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить настоящему Кодексу.

Кодексом предусмотрено разграничение полномочий между субъектами бюджетных отношений. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Основные функции муниципалитета как экономической категории реализуется через распределительную, контрольную, стимулирующую и фискальную деятельность.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

1.2 Права и обязанности органов местного самоуправления

) Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом. Полный перечень полномочий местного самоуправления определяет следующее:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления;

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений наряду с вышеприведенными полномочиями, в соответствии с Кодексом осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

Статьей 28 Кодекса предусмотрены основные принципы бюджетной системы РФ:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

результативности и эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

Следует учесть, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

1.3 Формирование и управление доходами органами местного самоуправления (городского округа)

Процесс формирования местного бюджета (городского округа) состоит из налоговых и не налоговых поступлений.

Налоговые поступления состоят из:

земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 70 процентов;

государственной пошлины.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов РФ для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ:

доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;

части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Прочие неналоговые поступления:

безвозмездные поступления;

безвозмездные поступления от нерезидентов;

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

доходы бюджетов от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

1.4 Формирование расходов органами местного самоуправления

Формирование расходов бюджета органа местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.

К бюджетным ассигнованиям относятся инвестиции на:

оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности;

социальное обеспечение населения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями;

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

предоставление межбюджетных трансфертов;

предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание муниципального долга;

создание резервных фондов исполнительных органов местного управления;

исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

К бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) физическим и юридическим лицам;

предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими муниципальных услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам;

предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами на оказание указанными организациями муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам;

осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности (за исключением муниципальных унитарных предприятий);

закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения), в том числе в целях:

оказания муниципальных услуг физическим и юридическим лицам;

закупки товаров в государственный материальный резерв;

обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам.

2. Доходная и расходная части местного бюджета г. Ханты-Мансийска

.1 Доходы и расходы бюджета 2010 года

Краткая информация о городе Ханты-Мансийске. Статус город был получен в 1950 году. До этого здесь находилось село Самарово, входящее в состав Тобольского округа. Первые упоминания о небольшом городке, основанном князем Самаром, датируются 1582годом. Город расположен в 750 км от Тюмени и 2900 км от Москвы. Общая площадь территории - 33776 га, в том числе занятая лесами и кустарниками - 11952 га, парками и скверами -12 га, застроенная жилыми и промышленными объектами -1545 га. Общая протяженность улиц, проездов, набережных -119,7 км. Среднегодовая численность постоянного населения за 2010 год составила 78300 человек. В различных отраслях экономики города (в крупных, средних предприятиях и малом бизнесе) занято 44 558 человек. Учащихся в общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, колледжах) - 8 989 человека, студентов очной формы обучения - 6 553 человека, на заочной форме обучения - 3 550 человек. Производство основных видов промышленной продукции крупными предприятиями города в натуральных показателях характеризовалась следующими темпами:

производство хлеба и хлебобулочных изделий - 3552 тонны;

производство рыбопродукции - 953,1 тонна;

производство мясных полуфабрикатов - 180,2 тонны.

Оборот розничной торговли-11380 млн. руб., оборот предприятий общественного питания-1501,9 млн. руб., объем платных услуг населению-4072,6 млн. руб. За 2010 год объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям 9807,5 млн. руб. Среднемесячная заработная плата одного работающего-39672 руб. Среднемесячный размер пенсии одного пенсионера -12418,7 руб.

Структуру органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска составляют:

представительный орган муниципального образования - Дума города Ханты-Мансийска;

глава муниципального образования - Глава города Ханты-Мансийска, исполняющий полномочия председателя Думы города Ханты-Мансийска;

местная администрация - Администрация города Ханты-Мансийска.

контрольно-счетный орган муниципального образования - Счетная палата города Ханты-Мансийска.

К вопросам местного значения города Ханты-Мансийска относятся:

формирование, утверждение, исполнение бюджета города Ханты-Мансийска и контроль за исполнением данного бюджета;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов города Ханты-Мансийска;

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска;

В статье 80 «Бюджет города Ханты-Мансийска говорится о правовой основе местного бюджета:

муниципальное образование имеет собственный бюджет- бюджет города Ханты-Мансийска.

проект бюджета города Ханты-Мансийска разрабатывается Администрацией города, и после проведения публичных слушаний утверждается решением Думы города.

порядок составления, внесения, рассмотрения и утверждения проекта бюджета города Ханты-Мансийска устанавливается Положением «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в городе Ханты-Мансийске», утверждаемым Думой города.

Исполнение бюджета города Ханты-Мансийска в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обеспечивает Администрация города. Контроль за исполнением бюджета города Ханты-Мансийска осуществляет Дума города. Годовой отчет об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска утверждается решением Думы города после проведения по нему публичных слушаний.

В бюджете города Ханты-Мансийска раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность бюджета города Ханты-Мансийска и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств города Ханты-Мансийска.

В статье 81 «Доходы бюджета города Ханты-Мансийска» говорится о формировании доходной части в бюджете и о том, что к собственным доходам бюджета города Ханты-Мансийска относятся:

средства самообложения;

доходы от местных налогов и сборов;

доходы от региональных налогов и сборов в соответствии с Федеральным законом;

доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии с Федеральным законом;

безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом, и другие безвозмездные поступления;

доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решением Думы города, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

добровольные пожертвования;

иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и решениями органов местного самоуправления.

В доходы бюджета города Ханты-Мансийска зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Статья 82 «Расходы бюджета города Ханты-Мансийска» гласит, что расходные обязательства города Ханты-Мансийска исполняются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Администрация города ведет реестр расходных обязательств города Ханты-Мансийска.

Решением Думы города определяются размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, Главы города, муниципальных служащих, работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений.

Размеры и условия оплаты труда лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, устанавливаются соответственно Главой города, Администрацией города.

Расходование средств бюджета города Ханты-Мансийска осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных решением Думы города о бюджете города Ханты-Мансийска на очередной финансовый год и плановый период.

В расходной части бюджета города Ханты-Мансийска предусматривается создание резервного фонда Администрации города.

2.2 Анализ бюджета 2010 и 2011 года. Сравнение бюджета 2010 с планируемыми бюджетами 2011, 2012 годов

Проанализируем информацию по бюджетам города за 2010 и 2011 годы и рассмотрим отличия между утвержденным и фактически исполненным бюджетом.

Таблица 1 - Сравнительная таблица основных параметров бюджета в тыс.р.

Параметры бюджетаУтвержденный бюджет 2010Фактическое исполнение бюджета 2010Утвержденный бюджет 2011Фактическое исполнение бюджета 2011Доход 4 455 710,6 5 206 261,7 4 729 726,7 5 736 731,1Расход 4 643 710,6 5 201 042,7 4 950 433,8 5 554 738,0Дефицит 188 000,0 0 220 707,1 0Профицит 0 5 219,0 0 181 993,1

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы. В 2010 году происходит существенное увеличение фактических доходов над запланированными в бюджете на сумму-750 млн. р. Полученный дополнительный доход направлен на различные расходы сверх запланированных в бюджете. Бюджет из дефицитного превратился в профицитный. Данная ситуация может говорить о том, что администрация города проводит эффективную политику по формированию доходной части бюджета путем оказания дополнительных услуг населению, увеличению налоговой базы и привлечению средств в бюджет из иных источников. Расходование дополнительных средств в текущем периоде говорит о том, что в бюджете предусмотрены такие статьи расходов, в которые можно вложить денежные средства. Анализ фактического исполнения бюджета 2010 года подтверждает то, что, несмотря на значительный дополнительный доход в размере 16%, суммы расходов увеличились пропорционально доходу. Данная ситуация показывает, что в течении года администрация города своевременно и рационально осуществляла управленческие функции и добилась равенства доходной и расходной статей бюджета. Тем самым бюджет можно признать сбалансированным.

Анализ утвержденного и фактически исполненного бюджета 2011 года показывает следующее, что в 2011 году происходит существенное увеличение фактических доходов над запланированными в бюджете на сумму-1000 млн. р. Полученный дополнительный доход направлен на различные расходы сверх запланированных в бюджете. Бюджет из дефицитного превратился в профицитный. Но, в отличии от бюджета 2010 года, в бюджете 2011 возник значительные профицит в сумме 182 млн. р. Данная ситуация может говорить о том, что администрация города должна проводить более эффективную политику по формированию расходной части бюджета. Предусмотреть наличие дополнительных программ, которые можно профинансировать при превышении доходной базы.

На основании решения о бюджете города на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов планируемые доходные и расходные части бюджета составляют:

в 2012 году прогнозируемый общий объем доходов бюджета города в сумме 4905030,2 тыс. р., общий объем расходов бюджета города в сумме 5145030,2 тыс. р., прогнозируемый дефицит бюджета города в сумме 240000,0 тыс. р.;

в 2014 году

прогнозируемый общий объем доходов в сумме 5604846,0 тыс. рублей; общий объем расходов в сумме 5874846,0 тыс.р; прогнозируемый дефицит бюджета города в сумме 270000,0 тыс.р;

Сравнение бюджетов 2010 и 2011 показывает то, что ежегодный объем доходной и расходной статей бюджета стабильно возрастает в размере 7-9%. Данный рост доходной и расходной частей бюджета соответствует фактическому уровню инфляции в стране. Предусмотренный в бюджетах 2012 и 2013 годах рост доходов и расходов статьи подтверждают дальнейшую тенденцию увеличения статей бюджета в пределах прогнозируемой инфляции. Основываясь на этом, можно предположить, что у органов самоуправления существуют возможности по формированию бюджета с учетом инфляции, но выше этого уровня бюджет не планируется. Хотя это может достигаться путем увеличения налоговой базы путем создания новых предприятий и рабочих мест, увеличение количества оказываемых услуг населению и привлечение дополнительных источников дохода.

Рассмотрим основные статьи доходов и расходов бюджета, по которым произошли существенные изменения в период 2010-2011 годов.

Согласно статьи 13 «решения Думы о бюджете города», планируемый общий объём межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов других уровней на 2010 год составляет 2 277 800,6 тыс. рублей в том числе:

дотация из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в сумме 448 708,0 тыс.р;

субвенции из регионального фонда компенсаций в сумме 711 809,2 тыс.р. согласно приложению 14 к настоящему Решению;

субсидии из регионального фонда софинансирования социальных расходов в сумме 175 757,4 тыс.р. согласно приложению 16 к настоящему Решению;

распределение иных видов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов других уровней в сумме 941 526,0 тыс.р. согласно приложению 18 к настоящему Решению.

Согласно статьи 14 об «Утверждении общего объёма межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов других уровней на плановый период 2011 года в сумме 1 901 135,2 тыс.р., на плановый период 2012 года в сумме 2 051 585,5 тыс.р., в том числе:

дотация из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2011 год в сумме 435 768,0 тыс.р;

дотация из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2012 год в сумме 529 926,0 тыс.р;

субвенции из регионального фонда компенсаций на 2011 год в сумме 742 079,9 тыс.р, на 2012 год в сумме 783 866,5 тыс.р. согласно приложению 15 к настоящему Решению;

субсидии из регионального фонда софинансирования социальных расходов на 2011 год в сумме 123 287,3 тыс.р., на 2012 год в сумме 137 793,0 тыс.р. согласно приложению 17 к настоящему Решению;

распределение иных видов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов других уровней на 2011 год в сумме 600 000,0 тыс.р., на 2012 год в сумме 600 000,0 тыс.р.

Согласно статьи 15 об «Утверждении общего объёма бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств:

на 2010 год в сумме 154 714,9 тыс.р.;

на 2011 год в сумме 153 543,3 тыс.р.;

на 2012 год в сумме 159 410,2 тыс.р.

Статьей 27 предусмотрено, что в случае невыполнения доходной части бюджета города в 2010 году в первоочередном порядке подлежат финансированию следующие расходные обязательства:

публичные нормативные обязательства;

оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

оплата коммунальных услуг;

приобретение продуктов питания;

приобретение медикаментов и перевязочных средств.

Анализ доходной части бюджета показал, что основные источники дохода в бюджет 2010 года состоят и следующих поступлений:

налог на доходы физических лиц облагаемых по налоговой ставке Налогового кодекса 224 статьи в размере 1 683 363 100 рублей;

налог, взимаемый с плательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 110 151 200 рублей;

дотации бюджетам городских округов на выравнивание бюджетной обеспеченности 448 708 000 рублей;

прочие дотации бюджетам городских округов 925 000 000 рублей;

Субсидии бюджету города на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований 489708200 рублей;

Субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ 591 849 800 рублей.

Из этого можно сделать вывод, что дотации и субсидии составляют 42% от общего дохода бюджета.

Анализ расходной части бюджета показал, что основные статьи расходов состоят из следующих затрат:

затраты на содержание органов власти 649 456,0 тыс.р.;

культура, СМИ 108 334 тыс.р.;

здравоохранение и спорт 184 911 тыс.р.;

комитет по образованию 1 540 913 тыс.р.;

департамент муниципальной собственности 247 041 тыс.р.;

национальная экономика (дороги, строительство, текущие ремонты) 225 541 тыс.р.;

жилищно-коммунальное хозяйство 1 713 311 тыс.р.;

региональные целевые программы 156 949 тыс.р.;

целевые программы муниципальных образований (осуществление городом функций административного центра) 775 212 тыс.р.;

социальная политика 73 713 тыс.р.;

проведение мероприятий в области физической культуры и спорта 118 373 тыс.р.

На основании приведенных данных, можно сделать вывод о том, что основные статьи затрат приходятся на образование, жилищно-коммунальное хозяйство и содержание органов власти.

3. Органы управления местным бюджетом, права и обязанности исполнительной и законодательной власти

.1 Органы управления местным бюджетом

Согласно принятому Думой Устава г. Ханты-Мансийска (статья 83) Участниками бюджетного процесса являются:

дума города Ханты-Мансийска;

глава города Ханты-Мансийска;

администрация города Ханты-Мансийска;

органы муниципального финансового контроля Ханты-Мансийска;

финансовый орган города Ханты-Мансийска;

главные распорядители средств бюджета города Ханты-Мансийска;

главные администраторы доходов бюджета города Ханты-Мансийска;

главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета города Ханты-Мансийска;

распорядители средств бюджета города Ханты-Мансийска;

администраторы доходов бюджета города Ханты-Мансийска;

администраторы источников финансирования дефицита бюджета города Ханты-Мансийска;

получатели средств бюджета города Ханты-Мансийска.

Исполнение бюджета города Ханты-Мансийска обеспечивается Администрацией города в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и организуется на основе бюджетной росписи и кассового плана.

Разработку проекта бюджета города Ханты-Мансийска осуществляет Администрация города. Порядок и сроки составления проекта бюджета города Ханты-Мансийска, перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются Положением об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в городе Ханты-Мансийске, утверждаемым решением Думы города.

Глава Администрации города вносит проект бюджета города Ханты-Мансийска на очередной финансовый год и плановый период на рассмотрение Думы города. Внесение изменений и дополнений в нормативный правовой акт о бюджете города Ханты-Мансийска на очередной финансовый год и плановый период утверждается решением Думы города.

Годовой отчет об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска вносится Главой Администрации города в Думу города после проведения публичных слушаний и проведения внешней проверки с приложениями и материалами, определенными Положением об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в городе Ханты-Мансийске.

Дума города рассматривает годовой отчет об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска и принимает по итогам рассмотрения решение, которое подлежит официальному опубликованию.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления города Ханты-Мансийска переданных им отдельных государственных полномочий учитываются в бюджете города Ханты-Мансийска раздельно по каждому государственному полномочию. Согласно статьи 69 решения Думы города, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Думы города только по инициативе Главы Администрации города или при наличии заключения Главы Администрации города.

Кроме выше перечисленных прав, полномочий и обязанностей всех участников процесса, существуют дополнительные полномочия Думы, администрации города и счетной палаты.

3.2 Полномочия Думы

В исключительной компетенции Думы города находятся:

утверждение бюджета города Ханты-Мансийска и отчета о его исполнении;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

принятие планов и программ города Ханты-Мансийска, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия города Ханты-Мансийска в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска;

контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Ханты-Мансийска полномочий по решению вопросов местного значения.

формирование Счетной палаты города, создание органа муниципального финансового контроля;

установление порядка рассмотрения проекта бюджета города Ханты-Мансийска и, утверждения бюджета города Ханты-Мансийска, осуществления контроля за его исполнением и утверждения годового отчета об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

бюджет самоуправление доход власть

3.3 Полномочия администрации города

Администрация города Ханты-Мансийска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Администрация города осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в следующих сферах:

в области бюджета, финансов и учета;

в области управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования;

в области развития экономики, инвестиций, предпринимательской деятельности, малого бизнеса и защиты прав потребителей;

в области использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды;

в области градостроительства и жилищно-коммунального комплекса.

Полномочия Администрации города в области бюджета, финансов и учета:

разрабатывает и реализует основные направления бюджетной и налоговой политики города Ханты-Мансийска;

составляет проект бюджета города Ханты-Мансийска и отчеты о его исполнении;

осуществляет исполнение бюджета города Ханты-Мансийска;

осуществляет составление и утверждение ежеквартальных отчетов, составление годового отчета об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска;

в установленном порядке направляет ежеквартальные отчеты и представляет годовой отчет об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска для утверждения в Думу города;

осуществляет финансовый контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;

осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по исполнению бюджета города Ханты-Мансийска;

разрабатывает порядок и осуществляет формирование, обеспечение размещения, исполнение и контроль за исполнением муниципального заказа города Ханты-Мансийска;

устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета города Ханты-Мансийска на решение вопросов местного значения;

разрабатывает порядок составления проекта бюджета города Ханты-Мансийска и порядок исполнения бюджета города Ханты-Мансийска;

осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также предусмотренные настоящим Уставом и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами города Ханты-Мансийска.

Администрация города осуществляет полномочия в области развития экономики, инвестиций, предпринимательской деятельности, малого бизнеса и защиты прав потребителей:

создает условия для комплексного социально-экономического развития города Ханты-Мансийска на основе Генерального плана города;

разрабатывает планы и программы комплексного социально-экономического развития города Ханты-Мансийска и организует их выполнение, а также готовит отчеты об их исполнении;

осуществляет сбор статистических показателей, характеризующих состояние развития экономики и социальной сферы города, осуществляет мониторинг цен и тарифов на товары и услуги;

разрабатывает и устанавливает цены и тарифы на товары и услуги предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска, если иное не предусмотрено федеральными законами;

разрабатывает прогноз социально-экономического развития города;

содействует созданию на территории города Ханты-Мансийска предприятий различных форм собственности;

создает территории города Ханты-Мансийска условия для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействует развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

разрабатывает муниципальные комплексные инвестиционные и краткосрочные программы поддержки предпринимательства, организует их исполнение;

создает в городе Ханты-Мансийске благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает решение о проведении экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых на территории города Ханты-Мансийска;

принимает меры по вовлечению в инвестиционный процесс города Ханты-Мансийска временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;

разрабатывает, утверждает и реализует долгосрочные целевые и ведомственные целевые программы;

осуществляет регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения муниципальных лотерей на территории города;

осуществляет защиту прав потребителей на территории города в соответствии с законодательством;

осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также предусмотренные Уставом и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами Ханты-Мансийска.

3.4 Полномочия счетной палаты города

Счетная палата города Ханты-Мансийска является органом муниципального финансового контроля муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск, образуемым в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города. Счетная палата города формируется Думой города и подотчетна ей. Порядок формирования, структура, компетенция и порядок деятельности счетной палаты города определяются Положением о Счетной палате города, утверждаемым Думой города.

К полномочиям Счетной палаты города относятся:

контроль за исполнением бюджета города Ханты-Мансийска;

экспертиза проектов бюджета города Ханты-Мансийска;

внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска;

организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города Ханты-Мансийска, а также средств, получаемых муниципальным образованием из других источников, предусмотренных законодательством РФ;

контроль за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска;

оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств города Ханты-Мансийска, а также муниципальных программ;

анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных мероприятий и экспертно-аналитических мероприятий и представление ее в Думу города и Главе города;

участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Уставом города и решениями Думы.

Счетная палата города осуществляет свою деятельность на основе плана работы на год, который разрабатывается ею самостоятельно и утверждается решением Думы города. Планирование деятельности Счетной палаты города производится с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Думы города, Главы города.

Счетная палата города организует работу по проверке законности и целесообразности расходования средств бюджета города, являющихся получателями средств бюджета города. Результаты проверок Счетной палатой города подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

Заключение

Изученная законодательная база по формированию местного бюджета и его взаимодействию с бюджетом РФ и субъектом ХМАО показывает то, что у муниципалитета данного города появилась возможность формировать свой бюджет, учитывая целевые и социальные программы. Формирование бюджета происходит по принципу сбалансированности доходов и расходов. Таким образом, муниципалитет планирует свои расходы из планируемых поступлений в бюджет. Статьи расходов можно разделить на обязательные к исполнению (социальная поддержка определенных слоев населения, поддержка предприятий, оказывающих муниципальные услуги и т.д.), содержание и развитие инфраструктуры, поддержка и развитие бизнеса. Формирование расходной части бюджета напрямую связано с планами развития муниципалитета и статистическими данными за прошедший период и прогнозами по развитию (увеличение численности населения, развитие бизнеса и т.д.). В г. Ханты-Мансийске взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти в полной мере способствует поддержанию принятой тенденции развития в ближайшие годы. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти происходит в законных рамках (Устав города, положение о Думе и нормативные акты). Учитывая то, что г. Ханты-Мансийск является городом окружного значения у администрации возникают определенные обязанности перед субъектом федерации (правительство ХМАО). Необходимо выделять средства на подготовку приезда гостей и туристов, организация культурно-массовых мероприятий, рекламная компания предстоящих мероприятий, затраты на создание рекламы и подготовке инфраструктуры к предстоящим мероприятиям, поэтому в бюджете города заложены субсидии от Ханты-Мансийского округа (400 млн. рублей).

С 1995 года по настоящий момент, численность населения города увеличилась с 45 до 78 тысяч человек, поэтому перед властями муниципалитета стоит реальная задача по созданию по инженерной инфрастуктуры (новые инженерные коммуникации, дороги, реконструкция старых коммуникаций), развитию новых площадок под строительство жилья, дополнительному строительству инженерных коммуникаций, увеличению производительности предприятий по очистке воды, очистке и утилизации возрастающих отходов жизнедеятельности человека. Необходимо строительство детских садов, школ, больниц, создание новых участков для базирования спецтехники, необходимой для тушения пожаров и спасения пострадавших. Переселение людей из бараков и фенольного жилья, поддержка пенсионеров и малоимущих. Кроме решения текущих задач, перед муниципалитетом стоят задачи по привлечению инвесторов для развития экономики, туризма, применение инновационных достижений в сфере ЖКХ. Большинство этих задач решается с помощью дотаций, предоставляемых Правительством ХМАО. Анализ, проведенный в курсовой работе, показал, что организация местного самоуправления в России сыграла немаловажную роль в переходе страны на демократические, рыночные принципы организации и функционирования общества и государства. Вместе с тем составление системы местного самоуправления порождает множество проблем и вопросов. Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.

Принцип бюджетного устройства заключается в следующем - единство, разграничение доходов и расходов, всех звеньев бюджетной системы, сбалансированность бюджетов, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, общее покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность, адресность, целевой характер бюджетных средств. Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетным правами соответствующих органов и юридических лиц. Бюджет муниципального образования является одним из элементов бюджетной системы РФ. Муниципальные образования, в соответствии с федеральным законом и принятыми законами Ханты-Мансийска, обеспечиваются доходами путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Изучение положений нормативного регулирования местного бюджета показало, что в Законе "О местном самоуправлении" регламентируются положения об организации муниципального бюджетного процесса; определены вопросы формирования муниципальной собственности; присутствует механизм финансирования передаваемых органам местного самоуправления полномочий. В первой главе курсовой работы была изучена законодательная база, регулирующая образование бюджета, правоотношения между субъектами различных уровней, организация контроля за исполнением и осуществлением бюджетного учета, составлением, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности. Бюджетный Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Во второй части работы была рассмотрена организация местного бюджета на примере г. Ханты-Мансийска. Рассмотрено формирование доходов и расходов бюджета. Проведен анализ бюджетов 2010 и 2011 годов и планируемых бюджетов на 2012, 2013 годы.

В третьей части работы изучена законодательная база по формированию органов местного управления. Определены обязанности между законодательными и исполнительными органами по принятию и исполнению бюджета. Обязанность законодательных органов заключаются в принятии законов, регулирующих налогооблагаемую базу, процесс утверждения, контроля и исполнения бюджета. Исполнительные органы ответственны за формирование бюджета и его исполнение.

Вывод. Сложившаяся в России система взаимодействия бюджетов различных уровней имеет свои положительные и отрицательные черты. С одной стороны органы местного самоуправления имеют право самим формировать собственные бюджеты, что позволяет им решать наиболее важные и первоочередные задачи, тем самым расходование денежных более рационально и экономно. С другой стороны, при дефиците бюджета и отсутствии субсидий от регионального субъекта, отсутствуют возможности по развитию дальнейшему развитию муниципалитета. В данной ситуации все расходы приходятся на финансирование социальных программ и содержание бюджетных учреждений. Содержание существующей городской инфрастуктуры становится проблематичным, а строительство новых сетей и объектов приостанавливается. Все это, в конечном счете, отражается на простых гражданах, которые вынуждены платить дополнительные местные налоги, в результате чего уровень жизни снижается. Если сравнивать г. Ханты-Мансийск с городами из других регионов страны, то в настоящее время он находится в более выгодном положении, по причине своего расположения в нефтяном крае. Налоги от добычи нефти и газа частично остаются в регионе, что и дает возможность развития новых предприятий и объектов. Сейчас перед руководством ХМАО и г. Ханты-Мансийска стоит серьезная задача по развитию других направлений экономики, которые придут на смену нефтегазовой отрасли по мере истощения запасов углеводородов. Многих жителей Ханты-Мансийского автономного округа волнует один вопрос: «Хватит ли у руководства региона средств и времени на формирование развитой экономики, способной эффективно функционировать без нефтяных доходов до того момента, когда запасы нефти и газа иссякнут?»


1.Бюджетный кодекс Российской федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2.Устав г. Ханты-Мансийска от 11.03.2011 №1169.

.Решение думы г. Ханты-Мансийска о бюджете на 2010 от 18.12.2009 №902.

.Решение думы г. Ханты-Мансийска об исполнении бюджета 2010 от 29.04.2011 №18.

.Решение думы г. Ханты-Мансийска о бюджете на 2011 от 17.12.2010 №1083.

.Проект решения думы г. Ханты-Мансийска об исполнении бюджета 2011.

.Решение думы г. Ханты-Мансийска о бюджете 2012 от 16.12.2011 №139.

.Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.-2-е изд.-М.: Дашков и К, 2007. - 486 с.

.Куликов Н.И. Современная бюджетная система России: учеб. Пособие/ Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та., 2007-104 с.

.Бюджетная система России / под ред. Поляка.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-540 с.

.Сайт официального информационного портала органов местного самоуправления г. Ханты-Мансийска <http://www.admhmansy.ru/ru/>

Похожие работы на - Бюджет муниципалитета Ханты-мансийска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!