Оценка посадки, остойчивости и прочности судна в процессе эксплуатации
Исходные данные
Скорость судна в рейсе vs = 14,8 уз
Протяженность рейса S = 6600 м.миль
Осадка по носовой марке углубления перед погрузкой Tмн0 = 0,76 м
Осадка по кормовой марке углубления перед погрузкой Tмк0 = 5,92 м
Осадка по средней марке углубления перед погрузкой Tмм0 = 3,33 м
Аппликата ЦТ судна перед погрузкой zg0 = 8,79 м
Количество кипового груза Ргр = 7000 т
Удельный погрузочный объем кипового груза mгр = 0,75 м3/т
Массовая плотность забортной воды в порту погрузки r0 = 1,010 т/м3
1. Расчет ходового времени и судовых запасов на рейс
.1. Ходовое время рейса рассчитано по заданным расстоянию между портами и скорости судна:
хр = S / (24 vs) = 6600 / (24 · 14,8) = 14,8 сут
Для обеспечения разгрузки судна в порту прихода стояночное время принято равным:ср = 5,0 сут
.2. Необходимое количество ходовых запасов с учетом штормового запаса (равным 10%) найдено по нормам суточных расходов на ходу:
моторное топливо
хмт = 1,1 qхмт tхр = 1,1 · 32,1 · 14,8 = 522,6 т,
дизельное топливо
хдт = 1,1 qхдт tхр = 1,1 · 2,2 · 14,8 = 35,8 т,
цилиндровое масло
хцил = 1,1 qхцил tхр = 1,1 · 0,11 · 14,8 = 1,8 т,
циркуляционное масло
хцир = 1,1 qхцир tхр = 1,1 · 0,11 · 14,8 = 1,8 т,
пресная вода
Pхпв = 1,1 qхпв tхр = 1,1 · 3,4 · 14,8 = 55,4 т.
Всего ходовых запасовхзап = 522,6 + 35,8 + 1,8 + 1,8 + 55,4 = 617,4 т.
.3. Необходимое количество стояночных запасов найдено по нормам суточных расходов на стоянке:
дизельное топливо
сдт = qсдт tср = 2,2 · 5,0 = 11,0 т,
циркуляционное масло
сцир = qсцир tср = 0,024 · 5,0 = 0,1 т,
пресная вода
спв = qспв tср = 3,4 · 5,0 = 17,0 т.
Всего стояночных запасовсзап = 11,0 + 0,1 + 17,0 = 28,1 т.
.4. Количество запасов на отход:
моторное топливо
омт = Pхмт = 522,6 т,
дизельное топливо
одт = Pхдт + Pсдт = 35,8 + 11,0 = 46,8 т,
цилиндровое масло
Pоцил = Pхцил = 1,8 т,
циркуляционное масло
оцир = Pхцир + Pсцир = 1,8 + 0,1 = 1,9 т,
пресная вода
опв = Рхпв + Рспв = 55,4 + 17,0 = 72,4 т.
Всего запасов на отход:озап = 522,6 + 46,8 + 1,8 + 1,9 + 72,4 = 645,5 т.
.5. Остаток запасов на приход:
моторное топливо
пмт = Pомт - 0,9 Pхмт = 522,6 - 0,9 · 522,6 = 52,3 т,
дизельное топливо
пдт = Pодт - 0,9 Pхдт = 47,8 - 0,9 · 35,8 = 15,6 т,
цилиндровое масло
пцил = Pоцил - 0,9 Pхцил = 1,8 - 0,9 · 1,8 = 0,2 т,
циркуляционное масло
пцир = Pоцир - 0,9 Pхцир = 1,9 - 0,9 · 1,8 = 0,2 т,
пресная вода
Pппв = Pопв - 0,9 Pхпв = 72,4 - 0,9 · 55,4 = 22,5 т.
Всего запасов на приходпзап = 52,3 + 15,6 + 0,2 + 0,2 + 22,5 = 90,8 т.
2. Определение водоизмещения при начальной посадке судна
2.1. Дифферент судна рассчитан по замерам с марок углубления:
м0 = Тмн0 - Тмк0 = 0,76 - 5,92 = - 4,91 м.
.2. По чертежу оконечностей найдены отстояния марок углубления:
lн = -3,85 м,к = 0,70 м,м = 1,20 м.
2.3. Длина судна между марками углубления, по которым сняты осадки носом и кормой, составила:
м = L + lн - lк = 140,0 - 3,85 - 0,70 = 135,45 м.
.4. Тангенс угла дифферента судна и осадки на перпендикулярах и миделе найдены по формулам:
y0 = dм0 / Lм = - 4,91 / 135,45 = - 0,0362 м,
Тн0 = Тмн0 - lн tg y0 = 0,76 - 3,85 · 0,0362 = 0,61 м,
Т