Международная и региональная стандартизация

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,73 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международная и региональная стандартизация
















Международная и региональная стандартизация

Международное сотрудничество по стандартизации

Стандарты всегда были тесно связаны с торговлей или обменом товарами и услугами между производителем, поставщиком и потребителем. Так, соглашение по весам и размерам на многие столетия облегчило жизнь покупателей и продавцов, участвующих даже в самом простом виде обмена. Сегодня рост объема мировой торговли опережает рост мирового производства. Рынки выходят на глобальный уровень. Цепи поставок, обеспечивающие доставку товаров от изготовителя к потребителю, связывают все большее число экономических партнеров по разные стороны границ. Способствуют взаимопониманию при торговле соглашения, разрабатываемые в рамках международных и региональных организаций по стандартизации, Всемирной торговой организации.

Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация (т. е. согласование) национальной системы с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях:

повышения уровня национальных стандартов;

прямого применения международных и региональных стандартов;

повышения качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

улучшения нормативного обеспечения при сотрудничестве нашей страны с зарубежными странами;

участия в международном разделении труда.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

Международные организации по стандартизации

В области международной стандартизации наиболее авторитетными являются: стандартизация сертификация конкурентоспособность качество

Международная организация по стандартизации (ИСО)

и Международная электротехническая комиссия (МЭК).

Международная организация по стандартизации.

Решение о создании ИСО приняли представители 25 национальных организаций по стандартизации на международной конференции в Лондоне 14 октября 1946г.

С 1970г. эта дата - 14 октября - отмечается как Всемирный день стандартов. ИСО начала функционировать в феврале 1947 г.

Так как сокращение названия организации на разных языках могло образовывать разные аббревиатуры, то было принято решение использовать во всех странах аббревиатуру ISO (рус.-ИСО) как созвучную греческому слову isos (равный).

Советский Союз являлся одним из основателей ИСО, он активно участвовал в ее работе в качестве постоянного члена. Дважды (в 1961-1964гг. и в 1976-1979гг.) президентами ИСО избирались представители Госстандарта СССР. Сейчас правопреемником СССР в ИСО является Российская Федерация. Официальные языки ИСО - английский, французский и русский. Росстандарт должен обеспечивать перевод всех документов ИСО на русский язык и с русского языка.

Основной задачей ИСО в соответствии с ее уставом является

содействие развитию стандартизации и смежных с ней видов деятельности в мире в целях облегчения международного обмена товарами и услугами,

а также сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и технологической областях.

Результатом технической работы ИСО является разработка и публикация международных стандартов.

Деятельность ИСО охватывает стандартизацию во всех сферах, за исключением электротехники и электроники - эти области относятся к компетенции Международной электротехнической комиссии. Для работ по стандартизации в области информационной технологии создан совместный технический комитет ИСО/МЭК-СТК1 «Информационная технология».

При подготовке и публикации международных стандартов ИСО учитывает интересы производителей, пользователей (включая потребителей), а также правительственных и научных кругов.

Сейчас в деятельности ИСО принимают участие около 120 национальных органов по стандартизации. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.

Органами ИСО являются:

Генеральная Ассамблея;

Совет ИСО;

Комитеты ИСО;

Технические комитеты;

Центральный секретариат.

Генеральная ассамблея ИСО, созываемая, как правило, ежегодно, представляет собой заседание должностных лиц и делегатов, назначаемых комитетами-членами. Председателем Генеральной ассамблеи является президент ИСО.

Генеральная ассамблея создает консультативные комитеты по определению политики, называемые комитетами Генеральной ассамблеи. В настоящее время всего функционирует десять комитетов, из них наиболее важными являются следующие:

а) комитет по подтверждению соответствия (КАСКО) изучает вопросы

подтверждения соответствия продукции, процессов, услуг и систем качества требованиям стандартов;

разрабатывает руководства, относящиеся к испытаниям, надзору и сертификации продукции, процессов и услуг, а также к подтверждению соответствия систем качества, испытательных лабораторий и органов сертификации;

содействует взаимному признанию национальных и региональных систем подтверждения соответствия;

б) комитет по политике в сфере потребления (КОПОЛКО) изучает вопросы содействия потребителям, связанные с обеспечением их интересов путем стандартизации.

Международные стандарты ИСО являются результатом соглашений между комитетами-членами: если 75 % проголосовавших комитетов-членов одобрили присланный им на рассмотрение проект разработанного документа, он принимается и рекомендуется к публикации в качестве международного стандарта. В настоящее время зарегистрировано более 10 тыс. международных стандартов ИСО. Ежегодно с учетом пересмотра в ИСО принимается 500 600 стандартов. По своему статусу стандарты ИСО не являются документами, обязательными к применению.

Однако их добровольность весьма относительна: мировой рынок сегодня организован так, что выход на него с продукцией, не отвечающей требованиям международно признанных стандартов, практически закрыт.

В практике российских предприятий наиболее часто применяются стандарты серии ИСО 9000 и серии ИСО 14000. Международные стандарты определяют принципы, требования к системе управления, но не пути их реализации или требования к самой продукции или услуге. Последние определяют сами фирмы, придерживаясь соответствующих международных рекомендаций. Поэтому, если фирма имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие МС ИСО 9001:2000, это не означает, что она достигла высокого уровня качества продукции.

В стандарте ИСО 14001 установлены требования, которые обеспечивают функционирование системы управления охраной окружающей среды. Данный стандарт не регламентирует количественные показатели воздействия на окружающую среду. Его основная цель - следование принципу постоянного улучшения состояния окружающей среды.

Международная электротехническая комиссия

МЭК разрабатывает стандарты в области электротехники, электроники, радиоэлектроники, приборостроения и связи. Она была создана в 1906 г., т. е. задолго до образования ИСО. Время образования и разная направленность деятельности МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое, с одной стороны, направлено на разграничение сферы деятельности, а с другой - на координацию технической деятельности.

Число членов МЭК меньше, чем членов ИСО (42 страны), что обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют слабо развитую электротехнику, электронику и связь. Наша страна является членом МЭК с 1922 г.

Высший руководящий орган МЭК - Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран и поступлений от продажи международных стандартов.

Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО:

- технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы.

В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает международные стандарты (МС) общетехнического и межотраслевого характера, а другая - МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

В настоящее время разработано более 3 тыс. МС МЭК. Следует отметить важность проводимых в МЭК работ по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК, отвечающим за безопасность бытовых электроприборов, выпущено более 10 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам.

Разработка МС в этой области имеет особо важное значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

В перспективе деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться:

на первом этапе - это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии),

а на втором этапе - возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами - национальными организациями по стандартизации.

Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем 4 - 5 лет. Учитывая тенденцию сокращения сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах, следует резко сократить сроки разработки МС. Наша страна активно участвует в работе органов ИСО и МЭК.

Региональные организации по стандартизации

В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, к созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского экономического сообщества, которое сформировало единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой рынок обслуживает в общей сложности жителей 17 стран - членов ЕС. При этом первоочередное внимание к устранению национальных барьеров ведется благодаря развитию европейской стандартизации.

В 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран-членов ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран.

В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), а в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).

В отличие от МС документы СЕН И СЕНЭЛЕК обязательны для применения. Поскольку торговые интересы западноевропейских стран выходят далеко за пределы ЕС, члены Европейского комитета по стандартизации активно участвуют в работе ИСО и МЭК; они возглавляют 2/3 работ по разработке стандартов ИСО и МЭК.

Европейская организация по качеству (ЕОК) создана в 1975г.

Цель ее деятельности - разработка, распространение практических методов и теоретических принципов управления качеством.

ЕОК подобно ИСО и МЭК является неправительственной организацией. Основные формы работы ЕОК - проведение конференций, симпозиумов, семинаров. Практически ЕОК является своеобразным международным форумом обмена опытом по вопросам обеспечения высокого качества выпускаемой продукции.

В работе ЕОК принимают участие 34 европейских государства.

Наша страна является ее членом с 1977 г.

Полноправными членами ЕОК могут быть национальные организации по стандартизации и качеству европейских стран. Поскольку в работе ЕОК участвуют также страны Америки, Азии и Африки, то деятельность ЕОК выходит за региональные рамки.

Высшим должностным лицом ЕОК является президент, избираемый на три года; другие должностные лица - шесть вице президентов, а также бывшие президенты. Все они составляют Исполнительный комитет, который решает все текущие вопросы. Миссия организации состоит в том, чтобы повышать конкурентоспособность и устойчивость развития Европы на основе европейской политики в области качества.

Среди других эффективных проектов ЕОК, в реализации которых участвует Россия, можно назвать также Гармонизированную схему подготовки специалистов по качеству. Специалист, прошедший такую подготовку, получает статус европейского эксперта или менеджера по качеству и соответствующий сертификат.

Можно назвать и такие перспективные проекты ЕОК, как «Европейский индекс удовлетворенности потребителей», задача которого:

б) широкое распространение метода самооценки организации, премия по качеству для малых и средних организации.

ЕОК ежегодно проводит конференции поочередно в разных странах. Так, 7 -9 сентября 2004 г. в Москве прошел 48-й Конгресс ЕОК В работе Конгресса приняли участие свыше 600 участников из 42 государств. Постоянным органом ЕОК являются технические комитеты и отраслевые секции. Если ТК занимаются изучением межотраслевых проблем качества, то отраслевые секции - проблемами качества применительно к конкретной отрасли промышленности.

Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) ранее - Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации - (МГС).

Совет был создан в соответствии с межправительственным соглашением от 13 марта 1992г. и обеспечивает сотрудничество в указанной области стран СНГ. Создание МГС позволило объединить потенциалы и ресурсы национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств Содружества, совместно использовать и совершенствовать ранее накопленный опыт и нормативные документы по стандартизации, а также осуществлять проведение единой технической политики в этих областях деятельности.

МГС признан в качестве региональной организации по стандартизации международными организациями по стандартизации (ИСО, МЭК) и организацией по стандартизации Европейского Союза (СЕН); ему присвоено в соответствии с принятыми в ИСО и МЭК правилами новое наименование - Евразийская организация по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).

Техническая политика ЕАСС формируется национальными органами по МСиС государств-участников, научно-техническими комиссиями и межгосударственными ТК по стандартизации.

По основным направлениям деятельности ЕАСС постоянно работают научно-технические комиссии или рабочие группы, Совет полномочных представителей по реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты, а также более 230 межгосударственных ТК по стандартизации. В настоящее время фонд ГОСТ СНГ включает более 19300 НД. С 1992г. было разработано и принято более 3800 межгосударственных нормативных документов.

Ведение фонда осуществляет Бюро по стандартам совместно с национальными органами государств - членов ЕАСС.

Основные направления деятельности ЕАСС и его рабочих органов:

разработка нормативных документов по стандартизации, в том числе межгосударственных стандартов, правил, рекомендаций и классификаторов;

формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение государств - участников Соглашения этими стандартами;

ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

ведение информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;

разработка правил и процедур по взаимному признанию результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;

разработка правил и процедур по взаимному признанию аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы качества;

международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества.

Правовую основу этой деятельности составляют межправительственные соглашения, заключенные национальными органами по стандартизации.

Совместно с исполнительным комитетом подготовлено ряд межгосударственных соглашений, которые способствуют проведению единой технической политики по вопросам стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, поддержанию научно-технического уровня и гармонизации фонда межгосударственных стандартов, в том числе:

Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной торговли, устанавливающее единые принципы технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия в государствах-участниках зоны свободной торговли, гармонизированные с требованиями Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО.

Ратификация и введение в действие этого Соглашения в СНГ позволит на единых принципах, отвечающих международным требованиям, осуществлять техническое нормирование с помощью технических регламентов и стандартов. При этом основой для их разработки станут международные стандарты.

Соблюдение этих принципов облегчит вступление в ВТО стран СНГ и будет способствовать снятию технических барьеров в торговле;

Межгосударственная программа по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию на 2000- 2005 гг. Программа представляет собой комплекс работ по разработке и пересмотру действующих межгосударственных стандартов (ГОСТ) системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Одно из основных направлений реализации программы - гармонизация действующих стандартов с международными.

Работа ЕАСС как координирующего органа по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации обеспечила в СНГ:

применение и развитие единой нормативной базы: межгосударственных стандартов, классификаторов и других нормативных документов;

формирование единой эталонной базы и системы обеспечения единства измерений, в том числе межгосударственных служб времени и частоты, стандартных образцов и стандартных справочных данных свойств веществ и материалов;

взаимное признание результатов испытаний и сертификации продукции и услуг.

Большое внимание ЕАСС уделяет взаимосвязи с международными организациями. Так, со многими подписаны долгосрочные соглашения о сотрудничестве, предусматривающие обмен информацией и нормативными документами и взаимное участие в проводимых мероприятиях.

В соответствии с подписанными соглашениями ЕАСС имеет право применять международные и европейские стандарты в качестве межгосударственных, а отдельные страны - члены ЕАСС в качестве национальных стандартов.

Это способствует максимальной гармонизации межгосударственных и национальных стандартов как с международными, так и с европейскими стандартами независимо от членства и статуса государств - участников ЕАСС в этих организациях.

При разработке межгосударственных нормативных документов осуществляется гармонизация их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами.

Это создает условия для сохранения единого нормативно-технического обеспечения, направленного на устранения технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве стран СНГ, а также способствует продвижению продукции, производимой В государствах-членах ЕАСС, на международный и европейский рынки.

Работа Совета в целях интеграции и повышения конкурентоспособности производимой продукции в условиях стремления стран СНГ к вхождению в ВТО будет направлена:

на повышение уровня гармонизации межгосударственных стандapтов с международными нормами и правилами;

разработку межгосударственных стандартов, обеспечивающих защиту рынка стран СНГ от некачественной и опасной продукции;

развитие работ по обеспечению единства измерений и испытаний, а также по созданию и сертификации систем качества в соответствии с МC ИСО серии 9000 версии 2000 г.;

практическое применение единого знака доступа на рынок продукции стран СНГ;

использование современных информационных технологий, обеспечивающих разработку и применение электронных нормативных документов;

повышение эффективности участия государств - членов СНГ в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК, ЕЭК ООН), метрологии (МОЗМ), управлению качеством в интересах стран СНГ.

Российские специалисты участвуют в разработке международных стандартов в соответствии с программами работ этих организаций.

Основными задачами ЕАСС в области международного сотрудничества являются:

укрепление позиций ЕАСС по техническому регулированию и метрологии в руководящих органах ИСО и МЭК;

воплощение в жизнь мероприятий, направленных на выполнение Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам;

изучение зарубежного опыта реформирования НСС, метрологии, аккредитации и оценки соответствия и передачи функций государства неправительственным организациям;

реализация проектов TACIS: «приближение» технических правил и стандартов Российской Федерации к техническому законодательству стран - членов ЕС и др.

При формировании национальной системы стандартизации Российской Федерации российские специалисты учитывают международный опыт. При этом они считают, что в области стандартизации не следует искать в очередной раз собственный путь ее создания и модернизации. Необходимо разумно использовать уже имеющийся международный опыт с учетом существующих отечественных реалий и имеющегося нормативного обеспечения.

Похожие работы на - Международная и региональная стандартизация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!