Государственная экологическая экспертиза в Республике Беларусь
2.1 Цели государственной экологической экспертизы
экологический экспертиза заказчик финансирование
Государственная экологическая экспертиза, решая задачи, определенные Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды", проводится в целях: определения уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности в настоящем или будущем и прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения; оценки соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства; определения достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды, предусматриваемых проектом. Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" применяет следующие основные понятия: воздействие на окружающую среду - единовременный, периодический или постоянный процесс, последствиями которого являются отрицательные изменения в окружающей среде; [гл.1 ст.1 Закона "Об охр.окр.ср."] заключение государственной экологической экспертизы - документ, содержащий информацию о результатах проведения экспертизы, включая выводы о соответствии проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, а также выводы о целесообразности (нецелесообразности) их реализации; изменения в окружающей среде - обратимые или необратимые перемены в состоянии природных объектов и комплексов в результате воздействия на них; [гл.1 ст.1 Закона "Об охр.окр.ср." ] оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности - деятельность, осуществляемая на стадии проведения предпроектных и проектных работ и направленная на определение видов воздействия на окружающую среду в результате осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности , а также на определение соответствующих изменений в окружающей среде и прогнозирование ее состояния; [гл.1 ст.1 Закона "Об охр.окр.ср."] отчет о результатах проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности - составная часть проектной документации, содержащая информацию о целях реализации намечаемого проекта, об альтернативных вариантах этого проекта, сведения о состоянии окружающей среды на территории, где будет реализован проект, о возможных неблагоприятных последствиях реализации проекта для жизни или здоровья граждан и окружающей среды и мерах по их предотвращению; планируемая хозяйственная и иная деятельность - строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, модернизация, изменение профиля производства, его ликвидация и другая деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду.
.2 Место государственной экологической экспертизы в системе принятия решений
Государственная экологическая экспертиза является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия решений о социально-экономическом развитии республики, осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь.
Заказчиками государственной экологической экспертизы выступают органы государственного управления, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Экологическая экспертиза может проводиться также по инициативе общественности. Реализация проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию.
Хорошо известно, что в экологии активно используют методы экспертных оценок. Они позволяют решать многие проблемы управления охраной природы, обеспечивая при этом сочетание отраслевого и территориального принципа. Экологической экспертизе должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Заключения экспертов опираются на материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду (сокращенно - ОВОС). Эта оценка проводится заказчиком проекта и включает анализ, обобщение и распространение информации о таком воздействии, а также описание необходимых мер по охране окружающей природной среды. Оценка воздействия на окружающую природную среду производится с учетом экологического состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта. Учитываются перспективы социально-экономического развития региона, мощности и видов воздействия рассматриваемого объекта на окружающую природную и антропогенную среду, а также требований действующего природоохранного законодательства.
Экологические экспертизы делятся на государственные и общественные. Задачами государственной экологической экспертизы являются определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной, научной или иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения. Кроме того, проводится проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранительного законодательства, а также определяется достаточность и обоснованность предусматриваемых проектом мер по охране природы Государственная экологическая экспертиза организуется федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы или его территориальными отделениями. Государственная экологическая экспертиза проводится на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием позиции общественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе. Для анализа правовых вопросов процедуры государственной экологической экспертизы и проверки законности проектных решений полезно участие квалифицированных юристов.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется государственными органами. Ей подвергаются не только инвестиционные проекты в промышленности. Это и проекты различных государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность. Экспертизе подлежит документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом. Экспертизе подвергается ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. Целесообразно подвергать экспертизе экологическую ситуацию в регионе в целом, а не только действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.
Важность государственной экологической экспертизы определяется тем, что реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Такой проект не подлежит финансированию. Последнее очень существенно - иначе благие пожелания и призывы экологов могут повиснуть в воздухе. Так уже произошло со многими объектов, строительство которых началось до окончательного утверждения проекта и получения комплексного заключения экспертизы. Отказ в открытии финансирования без заключения экспертизы является надежным барьером на пути любителей ставить общество и власть перед фактом - перед начатыми и проведенными работами. Не исключена возможность постановки вопроса о взыскании (в судебном порядке) затраченных средств с виновных в незаконном строительстве в случае признания его экологически вредным и небезопасным.
.3 Основные принципы государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза в Республике Беларусь основывается на принципах: приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения экологического равновесия, генофонда и биологического многообразия животного и растительного мира; законности, комплексности, научной обоснованности и гласности; интегральной оценки социального, природоохранного, экономического и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности; учета суммарного воздействия вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, и вредных физических воздействий в результате существующей и планируемой хозяйственной и иной деятельности; выполнения международных обязательств Республики Беларусь. Правовой основой государственной экологической экспертизы являются настоящий Закон "Об охране окружающей среды", другие законодательные акты Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
· презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
· обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
· комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
· обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
· достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
· независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
· гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
· ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. [Гл.1 ст.4 Закона "Об охр.окр.ср."]
Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.
Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и, прежде всего, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающем приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Независимость и вневедомственностъ экологической экспертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т. п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведомственная экологическая экспертиза.
Широкая гласность в существовании и функционировании объекта при предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны окружающей природной среды об обеспечении населения необходимой и своевременной экологической информацией.
Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о проведении экологической экспертизы экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами экологической экспертизы, проведение референдумов и др.
.4 Проведение государственной экологической экспертизы
Государственную экологическую экспертизу в Республике Беларусь проводят специализированные экспертные подразделения органов Государственного комитета Республики Беларусь по экологии с участием в необходимых случаях иных органов государственного контроля в области охраны окружающей среды, а также с учетом заключения общественной экологической экспертизы. В случае необходимости Государственный комитет Республики Беларусь по экологии или его органы на местах для проведения экологической экспертизы могут создавать экспертные комиссии с привлечением в качестве внештатных экспертов специалистов различных отраслей народного хозяйства, научно-исследовательских, проектных институтов, высших учебных заведений, общественных объединений.
Государственная экологическая экспертиза проектной документации проводится специализированными экспертными подразделениями системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с участием, в необходимых случаях, других органов государственного контроля в области использования и охраны природных ресурсов.
При необходимости для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды или его органы на местах создают экспертные комиссии с привлечением в них в качестве внештатных экспертов специалистов различных отраслей народного хозяйства, научно-исследовательских, проектных институтов в соответствии с "Порядком привлечения внештатных экспертов для проведения государственной экологической экспертизы", утвержденным решением коллегии Госкомэкологии от 29 ноября 1993 года N 13\3.
Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации составляет 2 месяца со дня поступления полного её комплекта в органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. [ Гл.3 ст.13 Закона "Об охр.окр.ср."]
В соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" срок рассмотрения проектной документации может быть продлен только Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды, но не более чем на 3 месяца.
Для продления срока проведения государственной экологической экспертизы проектной документации экспертные подразделения представляют на рассмотрение Министра служебную записку, в которой приводится соответствующее обоснование необходимости продления срока.
2.5 Объекты государственной экологической экспертизы
Государственной экологической экспертизе подлежат: предплановая, предпроектная и проектная документация по хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду; проекты планов (программ), основных направлений, схем развития и размещения производительных сил и отраслей народного хозяйства; действующие предприятия, военные, научные и другие объекты независимо от форм собственности; экологическое состояние отдельных регионов и местностей, населенных пунктов. Государственной экологической экспертизе подлежат другие проекты, решения, системы, объекты, внедрение, реализация, эксплуатация которых могут привести к нарушению норм экологической безопасности. Объектами государственной экологической экспертизы является следующая проектная документация:
градостроительные проекты общего планирования, специального планирования, детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;
обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты для объектов, указанных в части первой статьи 13 Закона Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" (за исключением текущих и капитальных ремонтов таких объектов);
проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.
Кроме того, объектами государственной экологической экспертизы является также иная документация по планируемой хозяйственной и иной деятельности:
проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;
проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбоводно-биологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также изменения и дополнения к указанным проектам и обоснованиям;
лесоустроительные проекты, а также изменения и дополнения к этим проектам;
проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.
Объектами государственной экологической экспертизы может являться другая проектная или иная документация, предусмотренная законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
2.6 Порядок представления документации на государственную экологическую экспертизу
До принятия решения о реализации планируемой хозяйственной или иной деятельности заказчик государственной экологической экспертизы представляет в специализированное экспертное подразделение органов Государственного комитета Республики Беларусь по экологии документацию, характеризующую уровень экологической безопасности планируемой деятельности, содержит перечень необходимых природоохранных мероприятий, включая материалы по оценке воздействия этой деятельности на окружающую среду (ОВОС), а также материалы согласования с органами территориального общественного самоуправления. Порядок представления, объем и состав документации, направляемой на государственную экологическую экспертизу, устанавливаются Государственным комитетом Республики Беларусь по экологии. Специализированные экспертные подразделения органов Государственного комитета Республики Беларусь по экологии, экспертные комиссии имеют право запрашивать и безвозмездно получать от всех юридических и физических лиц, находящихся на территории республики, информацию, необходимую для проведениягосударственной экологической экспертизы.
2.7 Сроки проведения государственной экологической экспертизы
Сроки проведения государственной экологической экспертизы определяются специализированными экспертными подразделениями органов Государственного комитета Республики Беларусь по экологии, но, как правило, не должны превышать двух месяцев. В исключительных случаях срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен Председателем Государственного комитета Республики Беларусь по экологии, но не более чем на три месяца. [ Гл.3 ст.13 Закона "Об охр.окр.ср."]
.8 Заключение государственной экологической экспертизы
По результатам проведения государственной экологической экспертизы Государственный комитет Республики Беларусь по экологии или его органы на местах выдают заключение, содержащее оценку уровня экологической безопасности планируемой хозяйственной или иной деятельности и выводы о целесообразности (нецелесообразности) ее реализации. Заключение государственной экологической экспертизы утверждается руководством Государственного комитета Республики Беларусь по экологии или его органов на местах. При выдаче отрицательного заключения Государственным комитетом Республики Беларусь по экологии или его органами на местах могут определяться условия, при выполнении которых планируемая хозяйственная или иная деятельность возможна. Контроль за выполнением заказчиком требований заключения государственной экологической экспертизы осуществляет Государственный комитет Республики Беларусь по экологии и его органы на местах. В случае невыполнения заказчиком этих требований Государственный комитет Республики Беларусь по экологии и его органы на местах имеют право приостанавливать дальнейшие работы (проектирование, строительство, эксплуатацию), требовать от учреждений банков приостанавливать финансирование этой деятельности, а в необходимых случаях передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности лиц, виновных в невыполнении требований заключения государственной экологической экспертизы, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[ ст.15 Закона "О эколог.экспертизе"]
2.9 Обжалование заключения государственной экологической экспертизы
В случае несогласия с заключением государственной экологической экспертизы заказчик имеет право в течение одного месяца со дня выдачи данного заключения обжаловать его в вышестоящие органы Государственного комитета Республики Беларусь по экологии. При несогласии заказчика с решением вышестоящего органа по рассматриваемому вопросу заключение государственной экологической экспертизы может быть обжаловано в хозяйственный суд.
Заказчик государственной экологической экспертизы имеет право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц Минэкологии РБ при исполнении государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Руководитель отдела экологической безопасности проводит личный прием заявителей.
При обращении Заказчика в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов, министр природопользования и экологии Республики Беларусь вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения Заказчика. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом принимается решение об удовлетворении требований Заказчика либо об отказе в удовлетворении жалобы. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется Заказчику.
Если в письменном обращении Заказчика содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с Заказчиком по данному вопросу. Заказчик, направивший такое обращение, уведомляется о данном решении. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, Заказчику, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Заказчик вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц отдела экологической безопасности в судебном порядке.
.10 Ответственность экспертов
Эксперты несут установленную законодательными и другими нормативными актами Республики Беларусь ответственность за: объективность оценки документов, представленных на экспертизу; соответствие заключения государственной экологической экспертизы требованиям законодательства по охране окружающей среды, требованиям международных договоров, конвенций, соглашений; научную обоснованность своего заключения и соблюдение сроков рассмотрения документации. [ ст.10 Закона ]
2.11 Финансирование государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза, осуществляемая специализированными экспертными подразделениями Государственного комитета Республики Беларусь по экологии и его органов на местах, финансируется за счет средств государственного бюджета. Проведение государственной экологической экспертизы на основе хозяйственных договоров с заказчиком экспертизы не допускается. Оплата расходов, связанных с проведением государственной экологической экспертизы, осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь
2.12 Ответственность заказчика государственной экологической экспертизы
Заказчик государственной экологической экспертизы несет установленную законодательством ответственность за: умышленное представление неполной, научно необоснованной и недостоверной информации; невыполнение или некачественное выполнение необходимых научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ для оценки влияния планируемой деятельности на состояние окружающей среды; уклонение от обсуждения с общественностью планируемой хозяйственной или иной деятельности и сокрытие возможных негативных последствий; невыполнение условий, изложенных в заключении государственной экологической экспертизы. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного ими в результате хозяйственной деятельности, нарушающей законодательство об охране окружающей среды.
Заключение
Сегодня экологическая экспертиза в Беларуси является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института.
Одной из главных "внутренних" сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности оценки экологических параметров окружающей среды.
К числу "внешних" трудностей и нерешенных проблем экологической экспертизы относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальному природоохранному законодательству. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность.
Самым узким местом экологической экспертизы остается "внутренняя" проблема оценки качественных параметров окружающей среды, не только реальных, но, главное, прогнозируемых.
Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная экологическая экспертиза, декларированная, но мало чем обеспеченная в Республике Беларусь. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.
Список использованных источников
- Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск "Беларусь" 1997г.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь. Введен в действие с 1 июля 1999 года. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Мн.: ''Амалфея'' 1999 - 512с.
- Закон Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" от 18.06.1993г. № 2442-XII.
- Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" 26 ноября 1992 г. N 1982-XII (Ведомости Верховного Совета, 1993 г., N 1, ст. 1)
- С. А. Балашенко, Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск "УРАДЖАЙ". 2000. - 398с.
- Бринчук М. М. Экологическое право М., 1998.
5) Инструкция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 января 1995 г. "Инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы проектной документации."