Основные продукты, которые немецкая промышленность производит и поставляет на мировой рынок (экспортная квота отрасли составляет почти 60%) включают в себя базовые и спецхимикаты (красители и пигменты, лакокрасочные материалы, типографская краска, фотохимикаты), полимеры (искусственные материалы, синтетический каучук, химические волокна), фармацевтическую продукцию.
Химическая отрасль ФРГ в последние 10 лет развивалась весьма неровно. Причиной тому явились стагнация в строительном секторе, рост цен на нефть и другие виды сырья, сильная зависимость от экспорта в условиях колебания мировой хозяйственной конъюнктуры. Сыграла свою роль и усилившаяся конкуренция со стороны, например, арабских производителей нефтехимикатов, имеющих собственные источники дешёвого сырья, а также новых поставщиков спецхимикатов из арабских стран, имеющих более низкие трудовые издержки.
Сельское хозяйство (1% ВВП) по интенсивности и продуктивности превышает средний уровень ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Уровень доходности же значительно ниже, чем в целом ряде стран ЕС. При этом Германия занимает одно из ведущих мест по степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и использованию химикатов. Слабой стороной отрасли является её социально-экономическая структура, а именно низкая концентрация земельного фонда и парцельная форма аренды. Количество занятых в сельском хозяйстве, равно как и его доля в ВВП, имеют тенденцию к сокращению.
Таким образом, хозяйство ФРГ имеет своеобразную для страны, принадлежащей к категории развитых, структуру. Несмотря на осуществляемый переход к научно-информационному типу с вытекающими из него ростом сферы услуг и сокращением доли промышленного сектора, именно последний является ядром экспортного потенциала Германии и двигателем её экономического развития. Несопоставимо более низкая доля услуг в экспорте по сравнению с их удельным весом в ВВП показывает, что в Германии в большей степени по сравнению с другими развитыми странами сохраняются черты индустриальной экономики.
германия капитал инновация
1.2 Социально-экономическая модель
Теоретические основы немецкой социально-экономической модели (социально-рыночного хозяйства) были разработаны ещё в 30-е гг. прошлого века и воплощены в практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60-е гг.
Основой рыночного хозяйства Германии, согласно этой модели, является конкурентный порядок, обеспечивающий дееспособность системы цен, а значит исключающий ошибочную аллокацию ресурсов. Он базируется на следующих принципах экономической политики государства:
открытых рынков (обеспечении свободного входа на рынок и свободного выхода с него);
частной собственности;
- свободе договоров;
принципе имущественной ответственности рыночных субъектов;
постоянстве и последовательности экономической политики.
Что касается «социальной» части концепции хозяйства Германии, здесь можно выделить несколько основных черт:
1) широкий охват сетью социальных услуг всех слоёв общества;
) сбалансированное распределение прав, обязанностей (ответственности) и функций в области формирования, обеспечения дееспособности, развития и регулирования системы социальной защиты между всеми участниками трёхстороннего социального партнёрства - государством, трудом (профсоюзами) и капиталом (союзами предпринимателей);
) ключевая роль обязательного страхования в системе социальной защиты в сочетании с добровольным страхованием и разнообразными услугами нестрахового характера, предоставляемых в рамках социального обеспечения, для осуществления принципа социальной справедливости, обеспечения благоприятных и гармоничных условий для свободного развития личности, проведения разумной демографической политики и реализации других общественно значимых целей;
) установка на самообеспечение обязательного социального страхования, но при возможности покрытия его дефицитов - вплоть до проведения соответствующих реформ - государственными дотациями (по принципу субсидиарности, т.е. производного и дополнительного характера последних);
) реализация принципа «социального выравнивания» в области конечного распределения доходов.
К основным преимуществам германской модели социального рыночного хозяйства относятся либерализированные рынки товаров и услуг, практически полностью открытые для отечественных и иностранных инвесторов; высокоразвитая транспортная и коммуникационная инфраструктура; высокий уровень технологического развития и квалификации персонала. Марка «Сделано в Германии» до сих пор является синонимом отличного качества продукции. К этому надо добавить достаточно устойчивый социальный мир; относительно стабильные с середины 90-х гг. прошлого века (хотя и весьма высокие) удельные издержки на оплату наёмной рабочей силы; низкие темпы инфляции.
К отрицательным сторонам немецкой модели (особенно с точки зрения экономических субъектов) можно причислить высокую степень бюрократизации рынка труда; жёсткую регламентацию отдельных видов предпринимательской деятельности; высокие социальные отчисления и налоги; относительная неразвитость финансовых рынков; негибкость принципов тарифного регулирования и автономии.
Эффективность хозяйственной модели во многом зависит от государства, которое в Германии играет традиционно важную роль в регулировании экономических процессов. Причём содержание государственной политики во многом находится под влиянием процессов в мировой экономике. Не случайно ряд сфер германской экономики закрыт и/или защищён от внешней конкуренции, например в области социального обеспечения граждан. В ФРГ государство защищает как сами рабочие места, так и систему оплаты рабочей силы. Это во многом связано со сложившейся в послевоенный период системой социального партнёрства, которая предполагает регулярное достижение договорённостей между союзами работодателей и профсоюзами, в том числе относительно тарифных ставок заработной платы. В ряде сфер немецкая система даёт дополнительную защиту своим гражданам от воздействия рынка (например, система соучастия в принятии решений). Государство в течение нескольких десятилетий жёстко регулировало сферу среднего и высшего образования, что делало его относительно неконкурентоспособным по отношению к США и основным европейским странам и стало одной из причин нехватки высококвалифицированных специалистов к началу нынешнего века в ведущих отраслях немецкой экономики.
Таким образом, модель социального рыночного хозяйства, претерпев ряд изменений с момента претворения в жизнь Людвигом Эрхардом, в настоящий момент несколько уступает англо-саксонской с точки зрения стимулирующего влияния на экономический рост, и скандинавской с точки зрения обеспечения благосостояния широких слоёв населения. Однако социально-экономическая модель ФРГ ни в коем случае не является «компромиссным вариантом» - она базируется на собственных принципах, имеет чётко сформулированную теоретическую основу. Показав свою высокую эффективность в прошлом, при правильной адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям она и в дальнейшем будет способствовать экономическому развитию страны.
.3 Система управления компаниями
Противоречия между собственниками и наёмными работниками всегда были крайне острыми, и германское государство после Второй мировой постаралось вмешаться в эту сферу в качестве третейского судьи. Компромиссным решением стали Закон об уставе предприятия (1972г.), который ввёл институт советов предприятий, и Закон о соучастии в управлении (1974г.). С этого момента доминирующей чертой германских компаний стал «внутренний» характер их управления, при котором все участники - акционеры, управляющие, наёмные работники, арендаторы - могут оказывать влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственный советы. Во взаимосвязи с механизмом тарифной автономии и сильной социальной политикой немецкого государства система соучастия в решениях способствовала ослаблению накала классовой борьбы и установлению относительного социального мира.
Тем не менее, существуют негативные стороны и риски, порождаемые такой системой управления: предприятия имеют худшую приспособляемость к изменениям рыночных условий, а вмешательство «посторонних» вызывает неудовлетворённость акционеров, что затрудняет привлечение инвесторов, особенно зарубежных.
Однако в целом система соучастия работников в управлении показала себя вполне дееспособной и продуктивной. В её рамках наиболее важные интересы наёмных работников учитываются без разрушения основополагающих принципов частного хозяйствования. Условия труда могут формироваться самими работниками, что особенно благоприятно сказывается на общем производственном климате на предприятии и в конечном счёте не только гарантирует бесконфликтность отношений, но и способствует более высокой производительности труда.
Что касается акционерных обществ, система управления и контроля здесь обеспечивает сбалансированный учёт интересов собственников, менеджеров и наёмных работников следующим образом. Во-первых, чётко разграничены полномочия общего собрания, наблюдательного совета и правления. Каждый орган имеет весомые права и возможности для принятия решений, причём компетенции наблюдательного совета и правления определены законодательством и не пересекаются. Кроме того, предусмотрено широкое участие представителей наёмных работников, не являющихся акционерами, в наблюдательном совете, причём в крупных обществах это участие осуществляется на паритетных началах с собственниками. Такая модель корпоративного управления характеризуется определённой жёсткостью, негибкостью и в какой-то степени бюрократизмом. Но одновременно она устанавливает чёткие правила в корпорации, сбалансированно учитывающие интересы разных групп. На уровне корпорации фактически действует система разделения властей (отличающаяся от концентрации власти в руках совета директоров и высших управляющих в американских корпорациях), предотвращается чрезмерная концентрация власти в одних руках.
Другая особенность немецких акционерных обществ - широкие права банков. Многие предприятия в Германии тесно связаны с «домашними банками», которые не только предоставляют долгосрочные кредиты с фиксированным процентом, но и часто могут располагать значительной долей голосов. Банки имеют устойчивый долговременный интерес в развитии предприятия, оно же, со своей стороны, не только имеет благоприятные условия кредитования, но и в случае финансовых затруднений или кризиса может рассчитывать на поддержку банков.
Такая «банко-центристская» система, с одной стороны, часто оказывается более эффективной и дешёвой, нежели англо-американская «рыночно-центристская» система, с другой стороны ей присущи такие слабые стороны, как препятствование диверсификации вложений и высокие расходы на управление рисками, ограниченные возможности для использования преимуществ разделения труда в отношении издержек и инноваций. К тому же, поскольку размеры заёмного капитала превосходят размеры собственного капитала, банки используют своё положение в наблюдательных советах для защиты прав в качестве не акционеров, а кредиторов.
Система управления компаниям в ФРГ - результат эволюционного развития производственных отношений. Как и многие другие аспекты социально-экономической модели ФРГ, она имеет «двойственную природу» - это и гарант социального мира, и конкурентное «антипреимущество» как объекта капиталовложений.
Общее количество занятых в Германии насчитывает более 40 млн человек. Следовательно, в стране работают чуть менее половины проживающих в ней граждан. Среди экономически активного населения работают 65,1% попадающих в эту группу женщин и 79,2% мужчин, что свидетельствует о наличии существенного потенциала для предложения дополнительной рабочей силы для рынка труда. Тем не менее, данное альтернативное предложение недостаточно востребовано со стороны спроса, последовательное сокращение которого с начала 70-х гг. привело к возникновению постоянно существующей безработицы. В структуре безработных повышается число людей с низкой квалификацией - треть от их общего числа не имеет законченного профессионального образования, некоторые не закончили школу. Растёт число граждан, не имеющих работу более одного года, - так называемых долгосрочных безработных. С другой стороны, причины столь высокого уровня безработицы кроются и в жёстком государственном регулировании рынка труда. К тому же, щедрые пособия по безработице нередко лишают безработных стимулов к поиску нового рабочего места.
В целом, безработица является одной из острейших проблем современной Германии, представляет собой непосредственную угрозу для социальной стабильности. Столь высокий её уровень отражает как общемировую тенденцию, связанную со структурными изменениями в экономике, так и чрезмерным вмешательством государства в данную сферу. Попытки сохранить рабочие места одним оборачиваются отсутствием перспективы для других.
.5 Инновационная система
В условиях постиндустриализации и информатизации мирового хозяйства особое значение приобретает степень ориентированности немецкой экономики на инновационное развитие, в первую очередь в сфере науки и образования. Совокупные затраты на НИОКР в последнее десятилетие постоянно росли и сейчас составляют около 2,5% от ВВП.
В настоящий момент результаты инновационной деятельности хозяйствующих субъектов Германии трудно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, страна занимает четвёртое место по абсолютным расходам на НИОКР, поставляет солидную долю высокотехнологичной продукции на мировой рынок, занимает третье место по количеству зарегистрированных международных патентов. С другой стороны, темпы роста расходов на НИОКР невелики по сравнению с ближайшими конкурентами в этой области, как среди развитых, так и среди развивающихся стран; большая часть приходится на основные 4 отрасли обрабатывающей промышленности, в то время, как доля расходов на наиболее высокотехнологичные отрасли значительно ниже, чем в США, Великобритании, Франции, Японии, а также Швеции и Финляндии. Кроме того, сокращается количество занятых в НИОКР, имеется значительный дефицит высококвалифицированных кадров. Другой серьёзной проблемой является нехватка венчурного капитала для малых и средних предприятий.
В последних ежегодных докладах о тенденциях инновационной политики делается акцент на:
улучшение условий инновационной деятельности, особенно по линии упрощения налогообложения и снижения его уровня для компаний, а также устранение препятствий для инновационной деятельности и возникновения новых предприятий;
совершенствование системы образования и научных исследований в целях устранения дефицита в обеспечении высококвалифицированной рабочей силой;
финансовая поддержка инновационной активности компаний в форме предоставления грантов в для проведения научных исследований в высокотехнологичных областях, дотаций на выполнение малыми компаниями научных исследований на кооперационной основе, кредитов для рискового капитала новаторским малым компаниям для реализации инновационных проектов; консультационных услуг, научно-технической и информационной инфраструктуры инновационным предприятиям.
Итоги SWOT-анализа инновационной системы Германии
Сильные стороныСлабые стороныo Высокая инновационная ориентация предприятий o Высокий уровень инвестиций в предпринимательский сектор o Высокий уровень компетенции в ходе объединения и интегрирования различных технологий o Прочная научная база и хорошо развитые связи по линии наука-производствоo Неблагоприятные макроэкономические условия o Низкий внутренний спрос o Наличие препятствий для финансирования нововведений в мелких и средних предприятиях и во вновь образуемых фирмах (например, нехватка рискового капитала) o Чрезмерное регулирование, бюрократизация, негибкость рынков трудаo Сильные позиции германских предприятий на международных рынках o Благоприятные масштабы и структура предпринимательского сектора для развития НИОКР o Хорошо образованная рабочая сила, занятая в промышленностиo Низкие показатели эффективности системы образования (качество подготовки и удельный вес высококвалифицированных кадров)Возможности Угрозыo Лидирующие технологические и рыночные позиции в автомобилестроении o Сильные позиции на растущих рынках (вновь присоединившиеся страны ЕС, Китай)o Сильная зависимость от автомобильного кластера o Развивающаяся нехватка высококвалифицированных трудовых ресурсов o Утрачивание технологической эффективности в ряде секторов, продолжительно игравших ключевую роль в обеспечении высокой конкурентоспособности
Важно понимать, что меры, направленные на модернизацию экономики, не должны исчерпываться «вливанием средств» в образовательные и научно-исследовательские программы. Переход к постиндустриальному обществу подразумевает под собой создание хозяйственного, политического, правового и социального порядков, необходимость их взаимного формирования, ориентация на поддержание человеческого и социального капитала. Такое совершенствование не мыслится без определяющей роли в нём государства и системной государственной политики. В настоящее время, когда статус Германии как одного из технологических лидеров находится под вопросом, важнейшей задачей для государства является создание рамочных условий для успешного инновационного развития.
2. Экономическое развитие в 1990-2000-е гг
2.1 Темпы и факторы роста
Темпы роста ВВП за последние полтора десятка лет были неравномерными. С 1991 г. (первого после календарного года существования объединённой Германии) по 2009 г. валовый внутренний продукт вырос с 1,5 до 2,4 трлн евро, т.е. более, чем в полтора раза, но среднегодовые темпы в течение последнего десятилетия прошлого века были достаточно скромными и составили 1,7%. Начало нынешнего века ознаменовалось падением данного показателя до (- 0,2%).
Только с 2004г. динамика ВВП постепенно начала набирать обороты: 1,1% в 2004 г.; 0,8% в 2005-м; 2,9% в 2006-м; 2,8% в 2007 г., что среди прочего было связано с ростом промышленного производства, улучшением инвестиционного климата и увеличением капиталовложений в машины и оборудование. Рост в 2008 г. составил 1,3%. Однако в 2009 г. в связи с последствиями мирового финансового кризиса ВВП снизился на 5% - рекордный показатель за полвека, но в 2010 Германия вступила на путь восстановления и, по прогнозам аналитиков, рост составит около 3,6%.
Динамика других важнейших экономических показателей была схожей с динамикой ВВП. Так, производительность труда особенно динамично росла в 1991-1995 гг. Среднегодовой прирост в расчёте на одного занятого в этот период составил 4,36%, а прирост ВВП в расчёте на отработанный час был равен 2,86%. В 1996-2000 гг. эти показатели снизились до 1,4 и 2,03% соответственно. В последующие годы их динамика была достаточно умеренной, причём годовой прирост первого существенно опережал темпы прироста второго. Это было связано прежде всего с увеличением средней продолжительности рабочей недели в ФРГ с начала 90-х годов. При этом в последнее десятилетие для сферы услуг были характерны более низкие темпы прироста производительности труда по сравнению со сферой промышленности, что обуславливает более низкие темпы роста в долгосрочной перспективе. Динамика производительности труда в промышленном секторе не только не компенсировала соответствующую динамику в сфере услуг, но и в определённые моменты была аналогичной или даже ниже. В абсолютных величинах валовый внутренний продукт на одного занятого в 1991-1995 гг. в среднем составлял 44 949 евро, 1996-2000 гг. - 51 612 евро, в 2006 г. - 59 409 евро. ВВП на один отработанный час за те же периоды составил 30, 86, и 38 евро. Показатель трудоёмкости производства, рассчитанный как отношение фонда заработной платы к национальному ВВП, в начале 90-х годов находился на уровне 44%. Затем началось его плавное снижение и в 2006 г. он достиг 39,8%, что было следствием отставания роста заработной платы от роста ВВП.
Величина основного капитала Германии выросла с 8,4 трлн евро в середине 90-х годов до 11,2 трлн в 2006г. В целом динамику капиталовложений можно охарактеризовать как относительно низкую. По темпам прироста вложений в основной капитал ФРГ уступала всем странам ЕС.
Показатели капиталоёмкости (доля основного капитала в ВВП) и капиталоотдачи (доля ВВП в основном капитале) за этот период остались почти неизменными - 4,8 и 0,2%. Это является свидетельством не только того, что основной капитал и ВВП росли одинаковыми темпами, но и того, что эффективность использования вложенных средств не увеличивалась и не было никаких прорывов и кардинальных нововведений в техническом оснащении производства. В то же время происходил непрерывный рост капиталовооружённости труда - с 221,6 тыс. евро и в середине 90-х гг. годов она выросла до 286,7 тыс. евро в 2006 г. Её среднегодовые темпы в первой половине 90-х гг. были равны 2,96%, т.е. были меньше прироста производительности труда. Во второй половине 90-х гг. темпы сравнялись, причём в начале текущего десятилетия (в период циклического кризиса) показатели капиталовооружённости были более высокими, а затем снова выровнялись. Таким образом, после эффективного использования основного капитала в первой половине 90-х гг. прошлого века наступил почти десятилетний период его последовательного сокращения. Перелом в этой тенденции наступил в 2005 г., и в 2006 г. прирост производительности труда более чем в три раза превысил увеличение доли основного капитала на одного занятого.
Однако изменение условий воспроизводства за последние два десятилетия привели к снижению нормы прибыли германских компаний. По этому показателю они уступать целому ряду конкурентов. В первой половине текущего десятилетия возросли долги нефинансовых компаний: 109-115% объёма их производства (89,3% в 1991 г.).
Невысокие темпы роста валового продукта и других важнейших показателей вызваны структурной перестройкой хозяйства, сдвигами в условиях производства в национальном хозяйстве. В общем плане причина этого явления кроется в недостаточном спросе на внутренним рынке. В основном экономический спрос обеспечивался спросом на внешних рынках.
.2 Основные задачи экономической политики
С наступлением XXI в. внутренние и внешние вызовы непрерывно проверяют на прочность немецкую экономику и её хозяйственную модель. Помимо процесса объединения западной и восточной экономики добавился процесс расширения Евросоюза, отказ от немецкой марки и переход на единую европейскую валюту - евро. В результате Германия оказалась в условиях устойчивой стагнации, которая имеет не только конъюнктурный, но и институциональный характер. Прежняя модель социального рыночного хозяйства находится в системном кризисе и не способна быстро и эффективно реагировать на внешние и внутренние вызовы, и поэтому её необходимо глубоко реформировать. Среди системных сбоев немецкой хозяйственной модели - перманентная безработица, недостаточная доля накопления капитала, невысокая инновационная активность предприятий, неэффективная система образования., снижение роли экспорта в создании рабочих мест, громоздкая система социального обеспечения, активный перенос производств в страны с более низкими издержками.
Весной 2003 г. правительство социал-демократов и зелёных во главе с Герхардом Шрёдером приняло «Повестку дня - 2010». Её основным содержанием стало снижение налогового бремени, содействия развитию инновационного потенциала немецких компаний, смягчение регламентаций найма на рынке труда и снижение степени социальной защищённости безработных. Жёсткие меры, предусмотренные новой программой действий, привели не только к противодействию в коалиционном правительстве, но и внутри СДПГ, в которой усилилось левое крыло. К этому добавились негативные настроения избирателей, вследствие которых социал-демократы потерпели ряд поражений во время земельных выборов в первой половине 2005 г., что привело к досрочным парламентским выборам осенью того же года.
Состоявшиеся в сентябре 2005 г. выборы закончились формированием правительства «большой коалиции», в которую вошли ХДС/ХСС и СДПГ и которое возглавила Ангела Меркель. Новое правительство предложило обществу триединую формулу: «Санировать, реформировать и инвестировать», которая предусматривала опору на основные преимущества Германии - квалифицированную рабочую силу, конкурентоспособные предприятия и социальный мир. Основные целевые установки согласованных действий коалиции во многом продолжил реформаторские идеи предыдущего правительства. Среди прочего речь шла о дебюрократизации, дальнейшей либерализации рынка труда, снижении вкладов работодателей в финансирование социальных взносов, продолжении структурной консолидации федерального бюджета, а также пенсионной реформы и реформы здравоохранения. Однако в целом коалиция ограничилась проведением незначительных реформ, которые не привели к существенным улучшениям рамочных условий хозяйствования.
В настоящий момент правительство, очевидно, не может предложить немецкому обществу ожидаемого им «чудодейственного» рецепта перестройки существующей системы. Большинство граждан до сих пор не готовы к коренным преобразованиям. В таких мерах, как дерегулирование рынка труда, сдержанность в политике повышения заработной платы, последовательное сокращение сборов и налогов и работодателей, отказ от субсидирования ряда неэффективных отраслей промышленности, они видят ущемление собственных интересов, не задумываясь при этом о будущей конкурентоспособности немецкого хозяйства, возможности финансирования государством социальных программ и т.д.
3. Германская экономика в мирохозяйственных связях
.1 Внешняя торговля
ФРГ занимает второе после Китая место по объёму экспорта (808 155 млн евро в 2009 г.), за счёт него формируется более трети поступлений в федеральный бюджет. Экспортная квота Германии достигла 34% от ВВП. Сальдо внешнеторгового баланса является положительным и в 2009 г. составило 134 193 млн евро. ФРГ также является вторым после США импортёром товаров и услуг в мире - 637 963 евро в 2009 г.
С середины 90-х гг. сохраняется в целом позитивная динамика экспорта, причём выше среднемировой (6,7%). Это объясняется рядом причин, среди которых упрочнение позиций ФРГ на таких быстрорастущих рынках, как КНР и страны Центральной Европы, улучшение условий торговли для германских компаний, а также сохранением ценовой конкурентоспособности немецких товаров.
Доля сферы услуг составляет лишь около 16%, в то время как в США и Великобритании этот показатель равен примерно одной трети. Внешнеторговое сальдо в этом секторе отрицательное. В экспорте преобладают логистические, телекоммуникационные и финансовые услуги, наиболее перспективные рынки - КНР и Бразилия. В импорте важную роль играет туризм. С отрицательным сальдо сводится обмен научно-техническими достижениями.
С точки зрения товарной структуры более 80% совокупных экспортных поставок приходится на промышленность. При этом около 60% всего экспорта обеспечивают четыре системообразующие отрасли (автомобилестроение, электротехника, машиностроение и химия). Ведущую роль в немецком экспорте играют машиностроительные компании, которые в среднем вывозят за пределы страны около двух третей своей продукции и с этой точки зрения являются неоспоримыми лидерами. В первую очередь речь идёт о всемирно известных автомобилестроительных концернах, за которыми следуют производители электротехники, специализированных станков, энергетического оборудования. В целом на них приходится более 50% совокупного товарного экспорта. Существенный вклад в вывоз товаров вносят компании химической отрасли и металлургии.
Традиционными преимуществами немецких компаний являются высокий уровень качества товаров и сервисного послепродажного обслуживания и отличная логистика, которые обеспечивают сравнительно низкую ценовую эластичность экспортной продукции со стороны покупателей.
По товарной структуре импорт ФРГ достаточно похож на экспорт. Ведущие позиции в нём занимают химические изделия, автомобили и их комплектующие, нефть и природный газ, металлы и их полуфабрикаты. Германия является крупнейшим импортёром энергоресурсов в Западной Европе. Импорт преобладает по таким товарным группам, как непродовольственное сырьё, а также пищевые продукты.
Практически во всех секторах промышленности речь идёт о встречных поставках продукции, в том числе осуществляемых в рамках внутрифирменной торговли. Немецкие компании всё более активно размещают производство на своих предприятиях, расположенных в других странах с теми или иными сравнительными преимуществами (более низкая стоимость рабочей силы, наличие требуемых природных и прочих ресурсов). Поэтому в немецком экспорте растёт доля товаров, произведённых из импортных компонентов. По некоторым оценкам через несколько лет он может превысить 50%.
Несмотря на то, что по большинству товарных позиций, где речь идёт о сложной технической продукции, Германия во взаимной торговле имеет положительное сальдо, её доля в мировой высокотехнологичной продукцией (авиакосмическая промышленность, атомное судостроение и другие подотрасли атомной промышленности, фармацевтика, биотехнологии и др.) сокращается. Более того, страна является их нетто-импортёром. По этому показателю она уступает всем развитым странам, исключая Италию.
В географическом отношении основными внешнеторговыми партнёрами ФРГ являются страны Европы - в них в 2009 г. направлялось 62,6% немецкого товарного экспорта. Соответственно из Европы Германия получала 64,8% своих товаров. Ведущим внешнеторговым партнёром ФРГ является Франция - немецкий экспорт в неё в 2009 г. составил 10,1% от совокупного объёма, а импорт из неё - 8,1%. За ней следуют Великобритания, Италия, Нидерланды и Австрия. Но традиционные партнёры по ЕС постепенно уступают мест новым членам - странам Центральной и Восточной Европы. Из неевропейских государств к важнейшим партнёрам Германии в сфере внешней торговли принадлежат США, Китай и Япония. На страны Африки и Океанию приходится около 2%.
Экономика Германии тесно интегрирована в мировое хозяйство. При этом, её зависимость от внешнеэкономических связей имеет многогранный характер и проявляется как в экспортной, так и в импортной сферах. Основу специализации Германии составляет промышленная продукция, сама же она остро нуждается в импортируемом из-за рубежа сырье, в частности, энергоносителях.
Стоит отметить, что экономика Германии очень зависит от мировой конъюнктуры, то есть от внешних рынков. Чтобы выстоять в жёсткой конкурентной борьбе, немецким компаниям нередко требуется поддержка на государственном уровне. С этой точки зрения экономика ФРГ более уязвима, чем, например, экономика США.
.2 Движение капитала
В последние десятилетия ФРГ неизменно входит в пятёрку лидеров по накопленным прямым капиталовложениям за рубежом: её доля в общем объёме мировых ПИИ составляет около 9%. Особенно быстро росли прямые зарубежные инвестиции немецких компаний во второй половине 1990-х гг.: с 1995 по 2000 г. объём накопленных ПИИ увеличился с 10 до 28% ВВП страны и составил к концу 2000г. в абсолютных цифрах 571,9 млрд евро. На начало 2008 г. общий объём накопленных немецких ПИИ за рубежом составил 811 млрд евро.
Наряду с традиционными регионами приложения германского капитала - страны ЕС и США - особенно заметно увеличились в этот период немецкие инвестиции в государства ЦВЕ. В большинстве из них Германия вошла в тройку крупнейших инвесторов: в Венгрии с большим отрывом немецкие компании стали лидером по объёму вложенных средств, в Чехии и Словакии заняли второе место, в Польше - четвёртое.
Несмотря на впечатляющие темпы роста германских инвестиций в Китае (с 1995 по 2004 г. их объём вырос в 10 раз), ФРГ существенно отстаёт от США, Японии, Южной Кореи и Тайваня по масштабам капиталовложений в китайскую экономику. В общей сумме германских ПИИ за рубежом их удельный вес невелик - 1,2%. В Китае германских инвесторов отпугивает недостаточная правовая защищённость, ограничения в выборе места размещения и партнёров, региональный протекционизм, распространённая практика «утечки» технологий и фальсификации товарных знаков западных фирм.
В первой половине 2000-х гг. было зафиксировано снижение ПИИ. Это явилось следствием кризиса на фондовом рынке в 2000-2001 гг. Успешные для германской экономики 2006 и 2007 гг. вновь повысили интерес немецких компаний к инвестиционной деятельности за рубежом. По данным Федерального банка, нетто-приток германских прямых инвестиций за рубежом составил в 2006 г. 75,5 млрд евро, а в 2007 г. достиг рекордного уровня 122,3 млрд евро. Из них 70,6 млрд евро были инвестированы в страны ЕС и ещё 24,5 млрд евро - в другие европейские страны, 15,9 млрд евро были вложены в США и 6,7 млрд евро - в Россию.
Традиционно являясь нетто-экспортёром капитала, Германия, в свою очередь, крайне заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в свою экономику. Будучи самой крупной экономикой в Европе, она является одновременно и самым крупным рынком сбыта товаров и услуг. Выгодное экономико-географическое положение, развитая инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и высокий уровень правовой защищённости бизнеса делают Германию привлекательной в глазах иностранных инвесторов. В 2007 г. на её территории работали 22 тыс. иностранных компаний, на которых было занято 2,7 млн человек. Самыми крупными инвесторами являются американцы, французы и голландцы.
год был неудачным для Германии - иностранные инвесторы больше вывели из Германии финансовых средств, чем вложили их в экономику страны (отток капитала составил 8.2 млрд евро, в 2007 г. - 37,2 млрд евро). Если сравнить объёмы прямых инвестиций германских компаний за те же годы (55,4, 75,2 и 122,3 млрд евро соответственно), нетрудно убедиться, что отток германского капитала из страны существенно превышает приток вложений иностранных инвесторов в Германию.
В целом, прямые инвестиции за рубежом - важнейший инструмент освоения новых рынков для Германии. При этом мотивом немецких компаний являются как стремление снизить затраты на транспортировку, преодолеть протекционистские барьеры, нейтрализовать валютные риски и др., так и поиск более дешёвых трудовых ресурсов, бегство от высоких налогов, жёсткого государственного регулирования сферы бизнеса и экологического законодательства. Что касается зарубежных инвестиций в Германию, то они играют в Германии сугубо вспомогательную роль. Главным источником финансирования здесь были и остаются внутренние ресурсы.
3.3 ФРГ и ЕС
На Германию приходится 20,2% совокупного ВНД Евросоюза по текущему обменному курсу и 21,7% ВНД по ППС, что заметно превышает соответствующие показатели следующих за ней Великобритании (16,5% и 16,3%) и Франции (15,4% и 16,1%). Вместе с тем по среднедушевым показателям ВНД Германии ныне находится по ЕС в конце первой десятки, тогда как до объединения страны в октябре 1990 г. бывшая ФРГ была среди лидеров. Как экспортёр товаров, ФРГ является явным лидером в ЕС.
По доле продукции (готовой) обрабатывающей промышленности в товарном секторе ФРГ занимает лидирующие позиции в ЕС, однако по удельному весу высокотехнологичной продукции, который в 2007 г. составил всего 14%, она уступает и Великобритании (20%), и Франции (19%).
Германия импортирует коммерческие услуги в значительно большем объёме, нежели другие члены ЕС, и занимает второе после Великобритании место по общему обороту услуг. При этом доля услуг в совокупном экспорте в 2007г. составила лишь 13,4% против 38,4% у Великобритании, 18,3% - у Франции и 18,3% - у Италии.
Стоит обратить внимание на то, что после Второй мировой войны мировое производство и экспорт услуг растут значительно быстрее производства и вывоза товаров в форме материального продукта. В обозримой перспективе мировой рынок услуг обладает потенциалом более динамичного роста по сравнению с рынком товаров. Таким образом, при прочих равных условиях потенциал увеличения совокупного экспорта Германии относительно меньше, чем у сопоставимых с ней стран ЕС.
ФРГ занимает третье место после Великобритании и Франции в ЕС по объёму прямых иностранных инвестиций на своей территории. Преобладающая их часть происходит из соседних стран ЕС (Нидерландов, Франции, Великобритании, Бельгии). В прямых инвестициях немецких компаний также явно преобладают вложения в развитые страны ЕС. Их удельный вес в настоящий момент превышает 50%.
В целом обладая крупнейшей экономикой Евросоюза, Германия выступает как основной спонсор «коммунитарного» бюджета (около 21% взносов), и роль главного донора укрепляет позиции её позиции в ЕС в сфере политики. Особенно существенное содействие европейской интеграции ФРГ оказывала на начальных её этапах, что в первую очередь объяснялось стремлением улучшить своё незавидное политическое и геостратегическое положение после Второй мировой войны. На протяжении многих десятилетий ФРГ была «мотором» углубления интеграционных процессов, при этом последовательно руководствуясь своими интересами «высокого» порядка, связанными с либерализацией, а в конечном счёте и объединением в рамках ЕС рынков товаров, услуг и факторов производства. С первых шагов ЕЭС она пошла на значительные уступки партнёрам, в первую очередь Франции, в других (наряду с финансовой) областях. Принципом интеграционной политики ФРГ всегда был курс на укрепление «европейских институтов» ЕС, формирование и развитие там мощного механизма наднационального регулирования.
Следуя своей стратегической линии на укрепление ЕС, развитие интеграции вглубь, Германия стала одним из главных инициаторов внедрения евро, сознательно и с расчётом отказавшись от своей первоклассной национальной валюты - немецкой марки, зарекомендовавшей себя за свою полувековую историю как одна из наиболее стабильных и «твёрдых» денежных единиц. При этом немецкие экономисты справедливо указывали на то, что отказ от марки в пользу евро - уступка партнёрам ради укрепления позиций Евросоюза. В свою очередь евро как ответ на вызовы глобализации обернулся к Германии одной из своих негативных сторон: вступление в еврозону существенно ослабило национальный механизм государственного регулирования экономики ФРГ, не компенсировав это созданием не менее эффективной «коммунитарной», наднациональной системы регулирования. Так, Немецкий федеральный банк в связи с этим утратил возможность целенаправленно воздействовать на экономическую конъюнктуру в стране традиционным для центральных банков инструментарием: изменением учётной ставки и нормы обязательных резервов, посредством операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами, поскольку важнейшие компетенции в области денежно-кредитной политики отошли к Европейскому центральному банку.
В последнее десятилетие Германия стала проводить гораздо более сдержанную и «экономную» интеграционную политику в ЕС. Это обусловлено тем, что основные выгоды от неё, главным образом экономические, она получила на более ранних этапах. Главная опора Германии сегодня - ёмкий внутренний рынок.
.4 Внешнеэкономические связи с Россией
В 2007 г. объем взаимной торговли между Россией и Германией достиг 52,8 млрд. долл., в т.ч. российский экспорт - 26,3 млрд. долл. и российский импорт - 26,5 млрд. долл. Структура взаимной торговли является неблагоприятной для российской стороны, поскольку основой российского экспорта в Германию традиционно являются сырьевые товары (нефть и газ), удельный вес которых в 2007 г. составил 80,7%, полуфабрикаты (металлопрокат и сплавы черных и цветных металлов) составляют 11,5%. Продукция нефтехимического комплекса - 3,5%.
Поставками из России покрываются импортные потребности германской экономики в природном газе на 40%, в нефти - 33%, в цветных металлах и удобрениях - 10%. На долю готовых товаров (газетная бумага, текстильные и фармацевтические товары) приходится 4%, включая высокотехнологичную продукцию (радиоактивные элементы, оборудование для разделения изотопов, электронные трубки и лампы, диоды, транзисторы, полупроводниковые приборы, интегральные схемы, летательные и космические аппараты) - 1%.
Основу российского импорта из Германии (90%) составляют готовые изделия (машины и оборудование - свыше 55%, химические товары - 10%, металлоизделия - 7%, продукция текстильной промышленности - 1%, изделия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 2,5%). На полуфабрикаты приходится 2%, а доля продтоваров составляет 5%.
Прямые германские инвестиции поступают преимущественно в сферу оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также в пищевую, химическую, электротехническую, электронную и автомобильную промышленность, производство строительных материалов.
Наиболее известные инвесторы в реальном секторе экономики: «Кнауф» (производство строительных материалов) - 1 млрд. евро, «Метро» (оптовые торговые сети) - 500 млн. евро, «Фольксваген» - 400 млн. евро, «Клаас» (производство зерновых комбайнов) - 20 млн. евро.
В настоящее время Россия играет далеко не последнюю роль в стратегических интересах деловых и политических кругов ФРГ. Специфические экономические интересы Германии в развитии сотрудничества с Россией определяются ее заинтересованностью в использовании емкого российского рынка для сбыта германских товаров, в стабильных поставках российского сырья и энергии, в эффективном использовании потенциала местной высококвалифицированной и относительно недорогой рабочей силы, а также в получении дополнительных преимуществ в доступе к рынкам соседних регионов и стран. В целом за последнее десятилетие получены неплохие результаты, но имеющийся потенциал сотрудничества используется далеко не полностью. Среди основных причин, препятствующих капиталовложениям в Россию, немецкие инвесторы выделяют значительный удельный вес «теневой экономики», бюрократизацию и криминализацию части российской экономики, высокий уровень коррумпированности, низкий уровень защиты инвестиций, патентов и авторских прав, неразвитость транспортной инфраструктуры в регионах и др.
Заключение
Несмотря на то, что Германия, как и прежде, занимает лидирующие позиции по многим основным макроэкономическим показателям, жёсткая конкуренция на мировых рынках в эпоху глобализации в совокупности с назревшими внутренними проблемами, связанными с ухудшающейся демографической ситуацией, а также недостаточной эффективностью хозяйственных механизмов, требуют существенных преобразований в социально-экономической сфере. В частности, должны быть изменены рамочные условия ведения бизнеса в стране, устранены административные и бюрократические барьеры, уменьшено государственное регулирование рынка труда, оптимизирована налоговая система. Важно не только поддерживать конкурентоспособность основных отраслей промышленного производства во главе с автомобилестроением, но и стремиться к развитию более перспективных высокотехнологичных отраслей и сферы услуг. Большое значение для дальнейшего развития экономики имеет не самая впечатляющая в настоящее время инновационная активность, особенно среди малых и средних предприятий. Для этого необходим рисковой капитал и, следовательно, более развитые рынки капитала. В целях устранения дефицита высококвалифицированных специалистов и снижения уровня безработицы следует провести реформы в сфере образования.
От того, насколько успешно ФРГ справится с проблемами сегодняшнего дня, будет возможность окончательного перехода к постиндустриальному этапу развития экономической системы. Именно это станет определяющим фактором её конкурентоспособности в будущем.
Список использованной литературы
1. Германия, вызовы XXI века под редакцией В.Б. Белова, М.: «Весь мир», 2009.
. В.П. Гутник Политика хозяйственного порядка в Германии, М.: «Экономика», 2002.
. Зарицкий Б.Е. Экономика ФРГ, М.: «Магистр», 2009.
. Sinn H.-W. Ist Deutschland noch zu retten?, Muenchen, 2003.
. World Bank, World Development Report 2010.
. World Bank, Human Development Report 2010 - the United Nations Development Programme.
. UNCTAD Handbook of Statistics 2009: #"justify">. CIA The World Factbook: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/.
. Statistisches Bundesamt Deutschlands, Jahrbuch 2010: #"justify">. Bundesbank: #"justify">. The European Central Bank: #"justify">. Organisation for Economic Cooperation and Development: #"justify">. World Trade Organisation: http://www.wto.org.