Основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,83 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

РЕФЕРАТ

Ключевые слова: государственное регулирование, окружающая среда, охрана окружающей среды, охрана природы, природопользование, управление природопользованием, природные ресурсы, экология.

Цель работы: исследование и раскрытие методологических основ государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, изучение целей, задач и методов этого регулирования.

Методы исследований: анализ экологической литературы, описательный метод.

Полученные результаты и их новизна. Даны понятия природопользования и охраны окружающей среды, а также рассмотрена их социально-экономическая сущность. Изучены теоретические и правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, рассмотрены основные принципы природопользования. Установлены органы государственного управления Республики Беларусь, осуществляющие деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды. Рассмотрено действующее законодательство Республики Беларусь по регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

Степень использования. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

.1 Понятия природопользования, охраны окружающей среды и их социально-экономическая сущность. Основные понятия

.2 Принципы природопользования и охраны окружающей среды в Республике Беларусь

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

.1 Общее понятие о методах и методике экологического исследования

.2 Методы проведения исследований

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ

3.1 Государственное управление природопользованием: сущность, методы и функции

.2 Организационные структуры государственного управления

.3 Правовое регулирование охраны окружающей среды

.4 Прогнозирование и планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

природопользование охрана окружающая среда

Необходимость государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается захламлением земель отходами потребления, загрязнением значительными выбросами атмосферного воздуха, водоохранных зон и открытых водоемов.

Окружающая среда обладает способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Так, биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные органические вещества, попавшие в воду в результате загрязнения, полностью уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последствий.

Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов, уменьшение природных ресурсов и пресной воды, возникновение парникового эффекта, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, накопление твердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида.

Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни. Распад СССР, проведение рыночных реформ и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. И как результат - значительное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновляемых и сокращение невозобновляемых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности Республики Беларусь.

Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер, сегодня осознаны практически во всех странах мира. На рубеже 60-70-х гг. XX в. в развитых странах начался поиск регуляторов в области охраны окружающей среды. Практически во всех странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в области охраны окружающей среды: приняты законы и другие нормативные акты, регламентирующие нормы и процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы и т.д. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Так, производственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов (например, утилизация полиэтиленовой тары), вызванных охраной окружающей среды.

Цель государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в Республике Беларусь - переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений белорусов.

Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан Республики Беларусь на здоровую окружающую среду - вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

В этой связи курсовая работа на тему «Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды» представляется мне наиболее важной и актуальной.

Целью данной курсовой работы является исследование и раскрытие методологических основ государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, изучение целей, задач и методов этого регулирования.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

) изучить понятия природопользования и охраны окружающей среды и их социально-экономическую сущность;

) изучить теоретические и правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

) установить органы государственного управления Республики Беларусь, осуществляющие деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды;

) рассмотреть законодательство Республики Беларусь по регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

Объектом курсовой работы является государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы в основном применены следующие методы исследований: метод анализа экологической литературы и описательный метод.

Информационной базой при написании работы послужили научные труды белорусских и российских ученых, занимающихся проблемами экологии, законодательные акты Республики Беларусь, а также официальные сайты электронного ресурса.

Курсовая работа включает в себя реферат, введение, три главы, заключение и библиографический список.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

.1 Понятия природопользования, охраны окружающей среды и их социально-экономическая сущность. Основные понятия

Термин «природопользование» был предложен в середине XX в. Он включает объективно обусловленный процесс привлечения человеком природных ресурсов в производственной и непроизводственной деятельности, их воспроизводство и охрану. В современных условиях научно-технического и социального прогресса понятие природопользования становится очень вместительным и не всегда однозначно.

Некоторые авторы рассматривают природопользования как социальный процесс, другие - как социально-экономический. Следовательно, термин «природопользование», отражая достаточно сложный и многогранный общественно-естественный процесс далеко не однозначен.

Так, Е.К. Хандогина в учебном пособии «Экологические основы природопользования» указывает, что термин «природопользование» употребляется, как минимум, в пяти основных значениях:

) человеческая деятельность по использованию сил и ресурсов природы с целью производства материальных благ и различных услуг, т.е. как всеобщий процесс труда;

) рациональное использование ресурсов и условий среды, их воспроизводство и охрана;

) непосредственное освоение, эксплуатация, воспроизведение и охрана природных ресурсов и условий конкретной территории (района, отдельной страны, группы стран, всего мира);

) освоение и эксплуатация отдельных видов природных ресурсов в локальном, региональном и глобальном масштабах;

) синтетическая прикладная наука, разрабатывающая общие принципы любой деятельности, связанной с пользованием природой [22, с. 29-30].

Таким образом, в каждом отдельном случае изучается один и тот же объект - процесс использования человеком сил и ресурсов природы, но с разных сторон и на разных уровнях отраслевой, межотраслевой и территориальной общности.

В учебном пособии «Экономика природопользования» Е.В. Фомичева, отмечает, что объектом природопользования служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием, а предметом природопользования является оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека [21, с. 33].

В широком смысле «природопользование» - материально-практический процесс взаимодействия природы и общества, социально-экономическая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и условий, и воздействие на них, включая их преобразование и восстановление, в целях обеспечения благосостояния человека. Таким образом, природопользование имеет универсальный практический характер и выступает важной характеристикой любого вида хозяйственной деятельности человека.

В узком смысле «природопользование» - система специализированных видов деятельности, осуществляющих первичное присвоение элементов окружающей природной среды, их производственное использование, воспроизводство и охрану от загрязнения.

В научной литературе встречаются различные определения термина «природопользование». Так, Н.А. Бирюкова в учебном пособии «Основы экологии» указывает, что природопользование - это совокупность процессов вовлечения в общественное потребление природных ресурсов: земель, лесов, полезных ископаемых, водных и других ресурсов с целью создания материальных благ и услуг [1, с. 78].

В учебном пособии «Экология» О.В. Чистик отмечает, что природопользование - глобальный процесс, который определяется по-разному:

) это все формы эксплуатации природно-ресурсного потенциала и меры по его сохранению;

) это все производительные силы, экономические отношения и все соответствующие учреждения, связанные с первичным использованием и воспроизводством ресурсов среды для удовлетворения потребностей;

) это все процессы использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей населения [24, с. 79].

В ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды (далее - Закон) записано, что природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду [16].

В экологической литературе различают следующие виды природопользования.

Природопользование рациональное обеспечивает комплексное использование изъятых у природы ресурсов, безотходное и экологически чистое производство, воспроизводство и восстановление ресурсов, т.е. обеспечивает возможность удовлетворения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений.

Природопользование нерациональное связано с высокой материалоемкостью производства, загрязнением, истощением и деградацией природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов, при этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер (землепользование, пользование недрами, лесопользование и пр.).

Одним из главных вопросов природопользования является изучение изменений природной окружающей среды в процессе использования природных ресурсов, а также в результате природоохранной деятельности и их экологические, экономические и социальные последствия. <#"justify">Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз - лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-технической программы «Природопользование и охрана окружающей среды». Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

Спецификой эколого-экономического планирования в Беларуси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продолжительности действия радиационное загрязнение резко ограничило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности.

Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. В разный период разрабатывались схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов бассейна реки Западная Двина, озера Нарочь и других природных объектов. Составлены Схема рационального природопользования Белорусского Поозерья, Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь. Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильности на территории природного комплекса.

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составлены областные, районные, городские программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.

С начала 90-х гг. XX в. ведется разработка территориальных комплексных схем охраны окружающей среды Беларуси. Цель подобных схем - определение комплекса мероприятий по охране природы, предотвращению и ликвидации негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, сохранения ее параметров и поддержания экологического равновесия. Такие схемы составлены для ряда городов и регионов Беларуси: Речицы и Гомеля с прилегающими районами, Жлобина, Могилева и области, продолжается их разработка для Минска, Витебска, Новополоцка, Мозыря и некоторых других городов с неблагополучной экологией.

Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.

На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства. Обычно в них находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности: разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году; разработка экологического паспорта предприятия; контроль за работой природоохранных объектов, экологический аудит и др. Определяется общая сумма природоохранных затрат, в т.ч. объем капитальных вложений; источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.); сроки начала и окончания работ; освоение средств поквартально; ожидаемый природоохранный эффект.

Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию.

Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

. Изучены понятия природопользования и охраны окружающей среды и их социально-экономическая сущность, а также принципы организации природопользования. Дальнейшее развитие конституционных и отраслевых норм, регулирующих данную сферу отношений, должно опираться на стратегию и модель устойчивого развития, которая является стержнем государственной экологической политики и идеологии. В связи с этим основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются:

а) совершенствование природоохранного законодательства;

б) внедрение эффективных методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды;

в) создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий;

г) совершенствование системы органов управления и экологического контроля;

д) реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения;

е) развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем в республике.

. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования. Только такое сочетание экономических и административных методов управления позволит создать действенный хозяйственный механизм природопользования.

. Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры - система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием и охраной окружающей среды причастны все ветви власти: президентская, представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Оценивая сложившуюся в Беларуси структуру управления природопользованием в целом, нельзя не отметить ее излишнюю дробность и наличие параллельно работающих подразделений. Это приводит к размытости границ ответственности конкретных органов и поэтому требует дальнейшего совершенствования организационной структуры управления в целях повышения ее действенности.

. Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов в Республике Беларусь осуществляется на базе совокупности нормативно-правовых актов, к которым относятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

. Бирюкова, Н.А. Основы экологии: учеб. пособие / Н.А. Бирюкова. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 238 с.

2. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от15 июля 1998 г. № 191-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk9800191&p2={NRPA} <http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk9800191&p2=%7bNRPA%7d>. - Дата доступа: 22.102012.

. Галай, Е.И. Использование природных ресурсов и охрана природы / Е.И. Галай. - 2-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 251 с.

4. Гальперин, М.В. Общая экология: учебник / М.В. Гальперин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.

5. Калыгин, В.Г. Промышленная экология: учеб. пособ. / В.Г. Калыгин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 432 с.

. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г. № 425-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - № 187. - С. 3-190.

. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Респ. Беларусь от 14 июля 2008 г. № 406-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - № 184. - 2/1503.

8. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь о земле / под общ. ред. С.А. Балашенко, Н.А. Шингель. - Минск: Дикта, 2009. - 720 с.

9. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 96 с.

. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 384 с.

11. Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 420-З: Закон Респ. Беларусь (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.tamby.info/kodeks/lk.htm>. - Дата доступа: 22.10.2012.

12. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Маврищев. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2005. - 416 с.

13. Неверов, А.В. Экологический менеджмент: учеб. пособие / А.В. Неверов, Л.Н. Мороз, В.Н. Марцуль - Минск : Амалфея, 2006. - 284 с.

14. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь от 20 октября 1994 г. № 3335-XІІ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19403335&p2={NRPA} <http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19403335&p2=%7bNRPA%7d>. - Дата доступа: 22.10.2012.

15. Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь от16 декабря 2008 г. № 2-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 4. - 2/1554.

16. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19201982&p2={NRPA} <http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19201982&p2=%7bNRPA%7d>. - Дата доступа: 26.09.2012.

. О животном мире: Закон Респ. Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main. aspx?guid=3871&p0=h10700257&p2={NRPA} <http://www.pravo.by/main.%20aspx?guid=3871&p0=h10700257&p2=%7bNRPA%7d>. - Дата доступа: 23.102012.

. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.. - Дата доступа: 23.102012.

. Сергейчик, С.А. Экология: учеб. пособие / С.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. - 400 с.

20. Состояние природной среды Беларуси: экол. бюл. 2009 г. / Под ред. В.Ф. Логинова. - Минск, 2010. - 397 с.

21. Фомичева, Е.В. Экономика природопользования: учеб. пособие / Е.В. Фомичева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. - 208 с.

22. Хандогина, Е.К. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 160 с.

. Шимова, О.С. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью: учеб. пособие / О.С. Шимова, А.М. Кабушко. - Минск: Юникап, 2005. - 219 с.

. Чистик, О.В. Экология: учеб. пособие / О.В. Чистик. - Минск: «Новое знание», 2000. - 248 с.

. Экологическое право: пособие / С.А. Балашенко [и др.] под ред. С.А. Балашенко, Т.И. Макаровой. - Минск: Выш. шк., 2009. - 318 с.

Похожие работы на - Основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!