Быт и нравы в русской культуре 1930 года

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,2 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Быт и нравы в русской культуре 1930 года














Курсовая работа

На тему: «Быт и нравы в Русской культуре 1930 года»

Содержание

Введение

Глава 1. Быт в Русской культуре 1930года

.1 Жилища

.2 Питание

.3 Досуг и обычаи

.4 Семья и семейные обряды

Глава 2. Нравы в Русской культуре 1930года

.1 Модная одежда

.2Образование

Заключение

Список литературы

Введение

В центре моего исследования - быт и нравы русского Быт и нравы в Русской культуре 30г годов. В настоящее время история повседневной жизни людей привлекает к себе все большее количество исследователей широким спектром проблематики, возможностью вовлечения в научный оборот ранее не использовавшегося источникового материала, а также постоянно увеличивающимся методологическим пространством. Обращение к истории повседневности традиционно связывается с необходимостью воссоздания "истории людей", которая долгое время находилась в тени истории классов, истории экономического и политического развития. Однако это не просто история людей - субъектов, а история их взаимодействия с объективной реальностью. Повседневная жизнь аккумулирует в себе все процессы политического, социального, экономического культурного плана, происходящие на каждом этапе развития общества. Поэтому актуальность темы данной работы - это возможность переосмысления уже накопленные обширные исторические знания, посмотреть на социальную, экономическую и политическую историю через призму истории повседневного существования людей. Изучение быта, и нрава как одной, на первый взгляд, из сугубо приватных сфер повседневного существования индивидумов способствует объективному определению степени влияния масштабных процессов на жизнь людей.

Цель, которую ставил автор, - изучить быт и нравы в Русской культуре 30г.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.Рассмотреть быт в Русской культуре 30г;

. Изучить нравы в Русской культуре 30г.

Объект настоящего исследования - древнерусское Русская культура 1930 года.

Предмет исследования - быт и нравы России.

Информационной базой исследования послужили труды Российских и зарубежных историков.

Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Быт в Русской культуре 1930года

.1 Жилища

В 1930-е годы в крупных городах и селах появляются все признаки новой культуры быта - мощеные улицы, зеленые насаждения, свет на улицах, водопровод и т.д. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства. Старые, вытянутые в плане дома, уступают место «квадратному» дому, все больше распространялись застекленные окна, которые украшали наличниками и ставнями. Такие окна прорубали даже в старых домах.

Традиционный очаг - самая символически насыщенная деталь в доме, символ единства дома, стабильности и преемственности семейных традиций - заменяется переносной плитой, железной или кирпичной. Однако новые печки использовались только для отопления, пищу по-прежнему готовили в дедовских очагах. Со временем для очага стали сооружать особую постройку в стороне от основного жилья, куда перенесли и плиту.

В 1930-е в городские дома приходят мебель фабричного производства - кровати, высокие столы, стулья, шифоньеры, а также оконные занавески, портьеры, дорожки, коврики, салфетки.

И хотя обедать в кругу своей семьи предпочитали за низкими круглыми столиками, покупные «высокие столы» накрывались кленками, скатертями и стояли в «полной боевой готовности» в ожидании гостей.

То, что ставилось на столы в 1930-е в городских домах для украшения, можно считать аналогами сервиза «Мадонна» в 1970-е. Модные новинки советского ширпотреба и символы престижа - чемоданы, граммофоны, швейные машинки, книги, фото членов семьи. В тех домах, где впервые появлялись граммофоны, по вечерам собирались соседи и родственники «для культурного досуга».

Железные кровати с сетками - вообще отдельная тема. В городских домах их было всегда больше, чем необходимо - в силу обычая гостеприимства они всегда стояли, заправленные чистым бельем «для гостей», и вообще почему-то сразу пришлись горожанам по вкусу…

.2.Питание

Причины голода начала 1930-х годов коренились в свершениях форсированной коллективизации. Во времена НЭПа советская власть изымала из деревни 20 - 25% выращиваемого зерна.

С началом коллективизации доля государственных зернозаготовок подскочила до 35 - 40%. В 1930 году благодаря исключительно благоприятным погодным условиям был собран большой урожай. Его причиной Сталин объявил на XVI съезде партии первые успехи колхозного строя, и потому было решено на 1931 год еще более увеличить планы хлебозаготовок. Одновременно с этим, в 1930-м и в последовавшие за ним годы, стали все более явными фундаментальные организационные пороки коллективизации. Прежде всего это разорение, ссылка и недопущение в колхозы крепких хозяйственных крестьян - фактическое изничтожение сельских элит. С одной стороны, обширная организационная бесхозяйственность, присущая большинству наспех и в массовом порядке созданным колхозам, с другой стороны, хаотико-бюрократическое управление колхозами со стороны авторитарных советских органов приводили к чудовищным потерям сельскохозяйственных ресурсов. Например, крестьяне в массовом порядке резали или за бесценок продавали на мясо свой скот, только чтобы не сдавать его в колхоз. А попавшие на колхозные фермы животные часто гибли от голода и болезней, от равнодушного с ними обращения колхозников, не получавших платы за свой труд в общественном хозяйстве. Велики были и потери зерна из-за нерадивости работников и бюрократического идиотизма - важных побочных проявлений определяющего феномена форсированной коллективизации - ожесточенного энтузиазма. Тем временем хлебозаготовки все увеличивались, и к 1932 году сельская Россия начинала впадать в настоящий хаос дезорганизации аграрного производства, при котором низы (крестьяне) стремились по преимуществу саботировать навязанный им колхозный строй, а верхи (бюрократия) через укрепление диктатуры колхозов стремились выкачать из деревни побольше хлеба, чтобы обеспечить индустриализацию и милитаризацию СССР .

В результате, в сравнении с 1931-м, в 1932 году произошло существенное сокращение посевных площадей: по различным оценкам от 15 до 25%. Да и эти поля оказались засеяны меньше соответствующих нормативов. Весенняя посевная кампания из-за накопившейся организационной неразберихи также значительно затянулась. Предыдущие годы зачастую халтурной колхозно-совхозной обработки почвы дали о себе знать к 1932 году повсеместным обилием сорняков, сорняки просто съедали урожай. Уборочная страда прошла крайне неудовлетворительно. Как следствие, в целом по стране потери зерна составили не менее 30% от выращенного урожая. Крестьянство в массовом порядке и всеми способами, от саботажа до воровства, противилось коллективизации. Сталинское руководство оправданно считало, что в 1932 году воровство „социалистической собственности приобрело масштаб подлинной эпидемии. И у историков нет сомнений на этот счет. Даже самые критически настроенные к сталинистам и симпатизирующие земледельцам исследователи признают достоверность содержащихся в официальных источниках сведений о воровстве в колхозах.

Клин большевики стали вышибать клином. 7 августа 1932 года ЦИК СССР принял написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной социалистической собственности», названный в народе законом «о пяти колосках». Это был сталинский ответ так называемым парикмахерам колхозных полей. Закон предусматривал расстрел за хищения государственной и колхозной собственности, при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на срок не менее 10 лет. К 1 января 1933 года по этому закону было осуждено уже около 54 645 человек, из них 2100 расстреляны. Одновременно сталинские секретари Молотов, Каганович, Постышев мобилизовали парторганизации самых хлебородных регионов Украины, Северного Кавказа, Поволжья на выколачивание из колхозов хлеба. И хотя в 1932 - 1933 не было страшной засухи - вечной первопричины российских голодных лет - беспрецедентный трехлетний конфликт бюрократии с крестьянством обернулся, наконец, жутким голодом.

Другая важная причина чудовищного голода заключалась в разрушении традиционной системы крестьянского выживания в голодное время. Обыкновенно каждая крестьянская семья и каждая деревня имели собственные неприкосновенные зерновые запасы на черный день. К этим запасам относился, прежде всего, семейной материал для посева на будущий год. К концу 1932 года советская власть в массовом порядке изъяла фактически все эти страховые запасы. Зимой и весной, в разгар великого голода, Партия под своим жестким контролем выдавала зерно только для колхозной посевной кампании и проведения необходимых общественных работ. Усугубило голод и отсутствие в деревне кулачества. Обычно в голодные годы крепкие зажиточные крестьяне оказывали посильную продовольственную помощь бедным односельчанам, спасая их от голодной смерти, Но к 1932 году из деревни вывезли не только хлеб, но и кулаков. Следующий традиционно верный способ крестьянского выживания - собственная корова. Кто в голод имел корову - тот спасался. Но ведь в коллективизацию более половины крупного рогатого скота было уничтожено. А из другой половины в значительной мере сформировали часто дохнувшие от бескормицы и болезней стада социалистического животноводства. Вместе с тем даже законсервированные и засушенные продукты огорода и леса изымались партийными активистами из крестьянских погребов в наказание за невыполненные планы хлебосдачи государству. Наконец, последний способ выживания крестьян в голодный год - уход на заработки или отход в бродяжничество и попрошайничество в другие регионы, не затронутые бедствием - также решительно блокировался и пресекался советской властью. Голодающие районы Украины, Северного Кавказа, Поволжья контролировались отрядами ОГПУ . Развернувшаяся в это время «всеобщая» паспортизация СССР не распространялась на деревню. Поэтому даже вырвавшийся из деревни в город крестьянин имел теперь проблемы с трудоустройством в городе из-за отсутствия у него паспорта. Немецкий агроном Отто Шиллер, в то время посетивший ряд сельских регионов юга России, пришел к выводу, что «голодающий крестьянин стал заключенным в своей деревне, так как у него не было лошади, чтобы уехать, и сил, чтобы отлучиться на длительное расстояние».

.3.Досуг и обычаи

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны. Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование - исполнение песен и стихов с последующим угощением или одариванием участников колядок.

Новый этап в жизни советского народа и развитии его искусства начинается в 30-е гг. Он определяется успехами социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, порождёнными ими изменениями в сознании людей и связанным с этим новым идейным ростом советской художественной интеллигенции, утвердившейся на путях социалистического реализма.

Если киноискусство 20-х гг. видело свою главную цель в утверждении исторической необходимости победы над царизмом и контрреволюцией (историко-революционные фильмы) и в осуждении пережитков старого быта и частнособственнической морали (фильмы на современные темы), то киноискусство 30-х гг. поставило перед собой как главную задачу исследование процесса формирования нового социалистического сознания в ходе борьбы за социализм. Внимание художников кино было перенесено с образа народной массы, взятой в целом, на образы-характеры типических её представителей, воплощаемые в их развитии, в типичных обстоятельствах революционной эпохи. Решению этой задачи помогла техническая революция в кинематографии: "великий немой" обрёл голос и слово стало важнейшим средством характеристики его героев.

Звучащее слово изменило стилистику киноискусства: камера стала менее подвижной в сценах, основанных на диалоге; частую смену точек зрения аппарата стала постепенно вытеснять съёмка с плавного движения аппарата внутри мизансцены; удлинились монтажные планы, а количество их сократилось. Изобразительная композиция кадра всё больше стала подчиняться задаче выражения игры актёров. Возросло значение самостоятельного творчества актёров и это заставило звуковое кино осваивать опыт реалистического советского театра. Важнейшие труды по теории киноискусства - "Заявка" ("Будущее - звуковой фильм") Эйзенштейна, Пудовкина и Г. Александрова, работы Эйзенштейна о внутреннем монологе в кино и о звукозрительном монтаже, монография Пудовкина "Актёр в фильме" определили направление творческих исканий в звуковом кино. Новые возможности звукового кино показали фильмы "Златые горы" (1931) режиссер С. Юткевича, "Иван" (1932) режиссер Довженко и "Окраина" (1933) режиссер Б. Барнета.

Творческие и теоретические искания велись не изолированно от идейных задач, стоящих перед советским киноискусством: в эти годы, они имели своей целью создание правдивых типических образов передовых современников.

.4.Семья и семейные обряды

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений - родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно «крепкими», так как в них имелось много работников.

Среди основных семейных обрядов можно назвать крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18- 22 лет.

Брак обязательно должен был получить официальное благословение при церковном венчании. Только такой брак считался законным. Непременным было и крещение каждого ребенка уже в первые месяцы жизни. Отпевание умершего в церкви или на дому также относилось к числу главных обрядов.

После женитьбы сына родители и близкие родственники, как правило, помогали ему построить собственный дом и обустроить его.

Выдача замуж дочерей сопровождалась передачей жениху приданого, которое начинали копить сразу после рождения будущей невесты. Многие его части создавались руками самой девушки в добрачный период. Особенно много было вышитых предметов одежды, белья и т. п.

Концепция материнского и супружеского долга женщины вошла в оборот идеологического и политического манипулирования (постоянно готовящейся к войне стране нужна была высокая рождаемость). Сексуальность оказалась тесно увязана с репродуктивностью (в 1935 в СССР прекратилось производство контрацептивов). В 1936 был принят закон, затруднявший развод; через 8 лет разводиться разрешили вообще только через суд. В том же 1936 были запрещены аборты (кроме т.наз. «медицинских показаний»), что явилось поражением женщин в их репродуктивных правах. Провалившее курс на «революцию быта» государство взвалило на плечи «свободных и равноправных» женщин двойную нагрузку, откупаясь от возможных упреков мелкими подачками (введением в 1944 почетного нагрудного знака «Мать-героиня», мизерной платой за содержание детей в яслях и садах).

Глава 2. Нравы в Русской культуре 1930года

.1 Модная одежда

Общее впечатление о моде 1930-х годов складывается из разнообразных клише: с одной стороны, шика голливудских див, с другой - сюрреалистичных и смелых моделей Скьапарелли, с третьей - общей моды на спортивный стиль - светлые брюки и юбки в сочетании с белыми футболками. Показная роскошь «десятилетия джаза» ушла в прошлое - мода тридцатых была более практичной, сдержанной и рациональной.

Основной силуэт можно вкратце характеризовать как высокий и стройный, с небольшим высоким бюстом, рукавчиками-фонариками и отложными воротничками, юбкой из тонкой ткани, плотно сидящей на бедрах и прямо стекающей ниже коленей. Для такого эффекта юбки кроились по косой, что позволяло подчеркнуть красоту тела, не обнажая его. Популярны были геометрические рисунки ткани - клетки и полоски, которые подчеркивали линии кроя по косой.

Был очень моден белый цвет. В СССР вся женская одежда шилась из ситца (другой ткани просто не было), мало того, все рисунки на тему цветов и прочих русских мотивов были принудительно заменены на индустриальные - с изображениями тракторов, сеялок, заводов и т.д. Несмотря на это, очень были популярны платья в горошек, а также в мелкий цветочек на темном фоне.

В октябре 1929г. разразился банковский кризис на Уолл-стрит, ставший началом экономического кризиса в Европе: обесценились деньги, выросла безработица - все это немедленно отразилось на моде. Распространились темные платья с белыми воротничкам, сразу после краха на нью-йоркской бирже значительно удлинились юбки. Новые вещи были дороги, и модный удлиненный силуэт получали, удлиняя старые платья за счет клиньев, оборок и вставок. Кроме того, простые платья легко было трансформировать за счет аксессуаров. В середине десятилетия юбки стали еще длиннее. Ширина плеч постепенно становилась все больше: если в начале десятилетия достаточно было сборок и рукавов-крылышек, то к концу их уже расширяли искусственно и дополняли стегаными накладками-подплечниками. Танцы были по-прежнему популярны, но это были уже те танцы, которые можно было исполнять в длинных юбках: танго, факстрот, свинг. Все платья «на выход» шились непременно с большим декольте (особенно на спине). Были очень популярны всевозможные болеро и жакетки, и вырез на спине в вечернем платье днем мог прикрывать короткий жакет. Пальто, как правило, были с рукавами-реглан, зрительно расширявшими плечи, с поясом и глубокими карманами. В мужской моде было популярно использование фраков на Западе и френчей в России - отчасти из-за Сталина, задававшего тон «верхушке», отчасти из-за повального дефицита. Кроме того, у мужчин стали популярны брюки-гольф с манжетами под коленом. В детской моде - и у мальчиков, и у девочек - ценились непременные длинные носочки с босоножками, всевозможные матроски, пилотки и белые панамки.

Брови должны были быть обязательно в виде «тоненькой-тоненькой ниточки, удивленно приподнятой». Из причесок самой модной была выполненная из волнистых волос, с косым пробором. Либо прическа «пикабу» (игра в прятки) голливудской актрисы Вероники Лейк - когда длинные волосы свободно падают до плеч, а один локон закрывает глаз (вспомните «Кто подставил Кролика Роджера?» и стиль его очаровательной супруги). Непременно светлая мода на блондинок с киноэкранов вошла в жизнь: почти все знаменитые актрисы того времени были именно блондинками с голубыми глазами. Именно тогда появилось выражение «Ничто так не красит женщину, как перекись водорода». Светлые волны на улице непременно дополнялись остромодной береткой, соломенной шляпкой с маленькими полями или фетровой с элегантной отделкой. Из обуви были модны белые парусиновые туфли, застегивающиеся на пуговку. Каблук- рюмочка сменился на более практичную пирамидальную форму, а обрезанный носок 1920-х - на закругленный. Кроме того, были очень популярны туфли на танкетке или даже платформе - довольно грубой.

Именно тогда стали создавать ансамбли благодаря аксессуарам: за счет цветового единства шляпки, сумочки, перчаток и обуви. Уважающая себя модница не вышла бы на улицу без чулок цвета загара и с сумочкой, не совпадающей по тону с туфлями, несмотря на повальный дефицит. В то голодное время аксессуары были единственно доступным способом следовать моде, своеобразной отдушиной стильных девушек. Особенно были популярны шляпки и сумки-конверты, которые носили под мышкой. Зимой модницы носили меховые шапки-кубанки. В моде различные меховые аксессуары - такие как горжетки и муфты, причем в качестве меха зачастую использовался (и рекламировался в советских модных журналах) мех кошки, крота или суслика, ибо модными хотели быть все, а денег не было ни у кого.

С середины тридцатых годов в СССР нарастают тенденции изоляционизма, и западная мода не проникает больше в страну. Мода становится чуть устаревшей, она пытается, пусть и неуклюже, следовать западной, но уже с опозданием лет на пять. Во всем мире в 1930-х годах была очень популярна бижутерия, но в СССР ее просто не было, а все золото, даже обручальные кольца, у населения было изъято, поэтому иметь даже простые часики считалось немыслимым, неприличным шиком. В конце десятилетия стали модны славянские и прибалтийские мотивы, так как в Россию стали проникать через границу прибалтийские журналы мод. Кроме того, в СССР катастрофически не хватало ткани и некоторые модели, популярные в мировой моде, просто не прижились, так как требовали большого расхода материала.

Знаменитые кутюрье того времени:

Популярность моделей Шанель в 1920-х спустя десятилетие померкла перед ошеломительной модой на модели Эльзы Скьяпарелли. Та была не только самым оригинальным модельером 1930-х гг., но и одним из самых авангардных дизайнеров XX в. в целом. В те годы мир забыл о стиле ар-деко и окунулся в творчество художников-сюрреалистов, таких как Сальвадор Дали и Ко. Именно такие провокационные, остромодные вещи и создавала Скъяпа: это были сюрреалистические пуговицы на классических костюмах (в виде пуль, кусочков сахара и т.д.), необыкновенные детали (карманы в виде выдвижных ящиков), экстравагантные аксессуары (платок в виде упаковки аспирина, сумки в виде светящегося воздушного шарика и телефона, шляпа в виде ботинка). Иногда модели украшали сюрреалистические рисунки: напечатанные на шарфиках газетные тексты о Скьяпарелли, роспись на «Платье с иллюзией вырванных клочьев» и т.д.

Но основой ее коллекций были классические и актуальные формы тридцатых: костюмы, жакеты, болеро, узкие платья и накидки. Эксперименты относились к новым материалам, деталям, цветовым сочетаниям и аксессуарам. Оригинальность идей, простота и удобство ее моделей помогли пережить тяжелые времена «Великой депрессии». Эльза предложила практичный костюм из шести предметов, который можно было носить, комбинируя по-разному. В то время как Шанель пошла на небольшие уступки: она сделала свои (баснословно дорогие) модели дешевле на 30% процентов и стала их шить не только из джерси, но и из белого хлопка и кружева.

Однако во второй половине 1930-х гг. благодаря Скьяп распространилась «цветная мода» - вместо белого в моду вошел ее фирменный ярко-розовый и нетрадиционные сочетания ярких цветов. Эльза в своих моделях соединяла пурпурный и оливковый, бирюзовый и виноградный, к черному платью предлагала чулки красного цвета и т.д.

Все это позволяет говорить о том, что она значительно опередила свое время - многое из придуманного Эльзой Скьяпарелли в то десятилетие вошло в массовую моду только спустя 40 - 50 лет.

Габриель Шанель ее ненавидела, они были ярыми соперницами, переманивали друг у друга моделей, клиенток, злословили. Вражда этих светских львиц занимала европейское общество на протяжении всех 1930-х. Шанель пыталась работать с Голливудом, но сочла это ненужным для себя, Скьапарелли же в Голливуде добилась ошеломительного успеха, мало того, переманила многих клиенток у Шанель в Париже. В конце концов, конкуренция с Эльзой побудила и Габриель к созданию экстравагантных моделей - в конце десятилетия она поразила всех платьями из золотого ламэ, похожими на золотые слитки и «цыганскими» платьями с цветами и оборками национальных цветов Франции.

.2 Образование

В 1926 г. 43% людей в возрасте 9-49 лет и большинство людей старших возрастов были неграмотны. В 1927 г. в стране насчитывалось 119 тыс. школ, имелось 1200 вузов и техникумов. В 1930 г. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности. В соответствии с указанными решениями в СССР с 1930-1931 гг. повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а также подростков, которые не прошли начального обучения.

В промышленных городах была поставлена задача осуществить всеобуч в объеме школы-семилетки. В результате по всесоюзной переписи населения 17 января 1939 г. процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2 (мужчин - 90,8, женщин - 72,6). В СССР действовало 152 тыс. школ. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. В 1940 г. в стране работало 4600 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

Были достигнуты значительные результаты в естественных и технических науках.

Серьезные открытия были сделаны в ядерной физике: Д.В. Скобельцын разработал метод обнаружения космических лучей, Д.Д. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов, А.Е. Иоффе изобрел многопластинчатый изолятор, Н.Н. Семенов успешно работал над проблемами теории цепных реакций.

Исследования К.Э. Циолковского завоевали приоритет СССР в разработке теоретических проблем освоения космоса. В 1930 г. был построен первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером.

В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент - Н.И. Вавилов). В том же году создана Белорусская Академия наук. К концу первой пятилетки организованы Уральский, Дальневосточный и Закавказский филиалы, Казахстанская и Таджикистанская базы АН СССР; в 1935 г. вместо Закавказского филиала созданы три новых филиала; Азербайджанский, Армянский и Грузинский.

В годы второй пятилетки создаются новые физико-технические институты в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных сотрудников.

До своей смерти в 1936 г. продолжал исследования известный русский физиолог И.П. Павлов. Больших успехов добился выдающийся селекционер И.В. Мичурин. Видную роль в развитии советской и мировой науки сыграли Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (руководитель - Н.И. Вавилов).

Однако развитие науки тормозили репрессии. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н.И. Вавилов, С.П. Королев и др.

Намного более скромными были достижения общественных наук.

Возросла роль исторического образования, исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается преподавание истории в университетах, создается Историко-археографический институт, в 1933 г. - Историческая комиссия, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. В 30-е годы развертывается преподавание истории в средней и высшей школе.

Более трагическая ситуация складывается в области литературы и искусства. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". Вместо многочисленных литературных группировок было признано целесообразным создать единый Союз писателей СССР.

Репрессии 30-х годов затронули и литераторов, прежде всего рапповских идеологов (Л. Авербаха, В. Киршона, И. Гроссман-Рощина, Г. Горбачева, Г. Лелевича и др.); из более чем 50 писателей, принадлежавших к литературным группировкам, сохранившимся до 30-х годов были репрессированы трое - О. Мандельштам, С. Третьяков, И. Бабель; "крестьянские" же писатели (Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин, И. Касаткин, И. Приблудный, П. Васильев, В. Наседкин, Пимен Карпов) погибли все, кроме Карпова.

Однако и в эти годы создаются значительные произведения: "Тихий Дон" и 1-я часть "Поднятой целины" М.А. Шолохова, "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова, стихи и поэмы А.А. Ахматовой, П.Н. Васильева, Н.А. Клюева, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, романы и повести A.M. Горького, А.Н. Толстого, Н.А. Островского, А.А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

В эти годы создаются выдающиеся произведения советского кино.

В живописи, скульптуре работают А. Дейнека, М. Нестеров, П. Корин, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, В. Мухина, И. Шадр; в музыке - Б. Асафьев, Р. Глиэр, Ю. Шапорин, Д. Шостакович и др.

Заключение

социалистический сознание общество семья

Итак, в процессе написания работы мы выяснили, что:

Вопреки популярному лозунгу 30-х годов «Жить стало лучше, жить стало веселее» жить в 30 годы в России было очень не просто

В быту стали проявляться негативные моменты, вызванные резким изменением жизненного уклада, отсутствием нормальных жилищных условий, ограничением потребления и т. п. Массовыми явлениями стали нарушения трудовой дисциплины, воровство, брак на производстве, пьянство в быту, увеличивалось количество разводов, абортов, произошло снижение уровня рождаемости. Несмотря на широкую социальную политику Советского государства, ее достижениями могло в полной мере воспользоваться лишь ограниченное количество лиц: номенклатурные работники, передовики, ударники, стахановцы и т. д. Процесс маргинализации общества зашел так далеко, что государство было вынуждено принять ряд чрезвычайных мер, чтобы как-то остановить его. Стали пропагандироваться традиционные российские ценности: патриотизм, крепкая семья, забота о подрастающем и старшем поколениях. Были запрещены аборты и затруднена процедура разводов. Возрождался русский национализм путем пропаганды достижений русской истории и культуры.

Мало того в России в 30 годы был голод многие жители нашей страны не доедали, одной из причин голода является отсутствие в деревне кулачества. Обычно в голодные годы крепкие зажиточные крестьяне оказывали посильную продовольственную помощь бедным односельчанам, спасая их от голодной смерти, Но к 1932 году из деревни вывезли не только хлеб, но и кулаков. Следующий традиционно верный способ крестьянского выживания - собственная корова. Кто в голод имел корову - тот спасался. Но ведь в коллективизацию более половины крупного рогатого скота было уничтожено.

В процессе написания работы мы достигли поставленную нами цель - изучили быт и нравы в Русской культуре 1930года. А также решили поставленные задачи:

.Рассмотрели быт в Русской культуре 30г;

. Изучили нравы в Русской культуре 30г.

Список литературы

1.Быт и нравы России: В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева - Москва, Феникс, 2010 г.- 464 с.

.Всеобщая история. В 2 томах. Том 1. Книги I - X: Полибий - Санкт-Петербург, АСТ, Мидгард, 2004 г.- 768 с.

.Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

.Жизнь в СССР: Сергей Кара-Мурза - Санкт-Петербург, Эксмо, Алгоритм, 2009 г.- 256 с.

.Идиш. Язык и культура в Советском Союзе: - Москва, Издательский центр РГГУ, 2009 г.- 496 с.

.Культурология. Дайджест, №1 (52), 2010: - Санкт-Петербург, ИНИОН РАН, 2010 г.- 224 с.

.Либеральные реформы и культура: - Москва, ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2003 г.- 160 с.

.Политическая социология: Г. П. Артемов - Санкт-Петербург, Логос, 2003 г.- 280 с.

.Религия и нравы русских: Жозеф де Местр - Москва, Владимир Даль, 2010 г.- 192 с.

.Социология культуры: Квасова И.И. - Санкт-Петербург, 2005 г.- 186 с.

.Социология образования. Учебное пособие: - Санкт-Петербург, 2005 г.- 320 с.

.Социология. Учебное пособие: Ю. С. Борцов - Санкт-Петербург, Феникс, 2002 г.- 352 с.

.Социология: Под редакцией Д. В. Иванова - Москва, Высшее образование, 2005 г.- 326 с.

.Социология: Учебник для вузов: Громов И.А., Воронцов А.В., Малявин С.Н. и др. - Москва, 2003 г.- 463 с.

.Ф. де Ларошфуко. Максимы. Ж. де Лабрюйер. Характеры, или Нравы нынешнего века. Ш. де Сен-Дени де Сент-Эвремон. Избранные беседы. Л. де Клапье де Вовенарг. Введение в познание человеческого разума. Размышления и максимы. С.-Р. Н. Шамфор. Максимы и мысли: Ф. де Ларошфуко, Ж. де Лабрюйер, Ш. де Сен-Дени де Сент-Эвремон, - Москва, Пушкинская библиотека, АСТ, 2004 г.- 800 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!